У детей кризис 5 лет проходит по-разному, порой родители могут даже не заметить никаких изменений в поведении малыша. Но чаще всего случается наоборот — поведение кардинально меняется, ребенок становиться агрессивным и неуравновешенным. Родители в такой ситуации не знают, как правильно себя вести, наказывают его, но делать этого категорически нельзя.
Особенности развития ребенка в этом возрасте
Пять лет — очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.
В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст — именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.
Кризис 5 лет у детей — это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.
Симптомы и причины появления
Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка — проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман — наказывают его.
Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы — это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.
Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых — это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать — это тоже симптомы возрастного кризиса.
Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.
Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:
- несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
- демонстративное поведение — ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
- замкнутость, скованность — малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
- повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.
Продолжительность
Стоит помнить о том, что кризис пяти лет наступает не строго в этом возрасте, каждый малыш индивидуален и родители должны помнить об этом и готовиться к возможным трудностям. Кризис пяти лет может начаться неожиданно и закончиться внезапно. Для некоторых процесс происходит незаметно, а некоторые отмечают сильные изменения. В общей сложности кризис пяти лет длиться неопределенное время — от нескольких недель до нескольких месяцев. В некоторых случаях он может продолжаться и год.
Просмотрите видео по обучению, проконсультируйтесь с психологом — и вы поймете, что возрастной кризис — это не такая большая проблема, как может показаться изначально.
Как должны вести себя родители?
Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.
Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и телесные наказания. Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов — малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.
Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.
При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.
Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.
Не бойтесь хвалить ребенка: в этом возрасте это необходимость. Особенно, если малыш начинает что-то новое, вы просто обязаны поддержать его, а похвала будет лучшим вариантом. Конечно, не стоит увлекаться этим, ведь переборщить легко — чрезмерная похвала может вызвать появление эгоистического поведения. Хвалите, но так, чтобы ребенок понял — он сделал это хорошо, но если постараться, то можно и лучше.
Давайте ребенку проявить свою самостоятельность, не проявляйте агрессии и раздражительности. Не учите, а помогайте и доверяйте малышу — именно это поможет быстро и незаметно пережить кризис 5 лет и воспитать настоящего, достойного человека для общества.
Автор: Святослава Шепс, психолог,
специально для Mama66.ru
Полезное видео о том, как справляться с неуправляемыми детьми
Воспитание ребенка в 5 лет носит специфический характер. В первую очередь он заключается в закреплении и выработке определенного направления поведения. В таком возрасте ребенок уже много знает и умеет. Но при этом его память рассеяного типа. Поэтому малышу постоянно нужно напоминать самые простые вещи. Например, утром необходимо чистить зубы, после сна застилать кровать, до еды нужно мыть руки и так далее. Развитие специфических определенных действий на этом этапе воспитания должно быть основной целью родителей.
Но очень часто все напоминания вызывают пререкания и споры со стороны ребенка. Происходит такое поведение не потому, что малыш растет упрямый. А из-за того, что данный возраст характеризуется пререканиями и лишними рассуждениями. Дело в том, что у взрослых и детей в возрасте 5 лет обнаруживаются различия и расхождения во взглядах. Именно из-за непонимания и возникают разногласия.
Особенности воспитания детей 4-5 лет
Воспитание детей 4-5 лет всегда должно учитывать характерное поведение малыша среди других детей в группе. Потому как именно в таком возрасте закладываются базовые черты его поведения в обществе. На данном этапе жизни основным обществом ребенка является его семья, группа в детском саду, а также друзья-сверстники со двора. Другими словами, малыш должен не бояться вступать в контакт с людьми, правильно просить о помощи, благодарить, делиться своими игрушками. Потому как именно такое общение и является коммуникабельностью своего возраста.
Многие дети в таком возрасте выражают некую агрессию ко всем окружающим его людям. Поэтому следует обращать особое внимание и на такое поведение. Нужно выяснить, почему малыш проявляет такие чувства. И постараться убедить его в обратном, то есть делать только хорошие поступки.
Бывают ситуации, когда плохое поведение вызвано усталостью малыша или рассеянным его вниманием. В таком случае родителям нужно просто пересмотреть распорядок его дня и выделять больше времени для отдыха. И если наказание является неадекватным или неправильным, то сам процесс воспитания окажется бессмысленным и не даст положительных результатов. Следует также учесть и тот факт, что нельзя откладывать процесс наказания. Малыш быстро начинает забывать совершаемые поступки и в дальнейшем может просто не понять, за что его наказывают. Не следует говорить пустых угроз, потому что в будущем ребенок их просто перестанет воспринимать.
Наказание
Воспитание ребенка 5 лет нередко заставляет родителей прибегать к наказаниям. Но воздействовать на малыша в обществе физически и психологически категорически запрещается. Лучше найти альтернативу и правильно наказать ребенка. Следует объяснить, что многие поступки могут причинять боль людям или же иметь плохие последствия. Лишь после нескольких последующих объяснений можно будет наказать ребенка.
Выделяют физическое и психологическое наказание. Психологическим наказанием является отказ от общения с малышом, когда он обращается к своим родителям. Очень часто это влияет на поведение ребенка в лучшую сторону, и при этом он сам стремится пойти на контакт.
Вторым психологическим наказанием при воспитании ребенка 5 лет является ограничение в просмотрах телевизора или игр за компьютером. Физическим наказанием является ограничение свободы малыша (то есть когда ребенка ставят в угол) или же телесное наказание (применение ремня). Но последняя мера наказания должна использоваться крайне редко. А лучше ею не пользоваться вообще.
В большинстве случаев при воспитании ребенка 5 лет наказание происходит вследствие лжи. Это происходит потому, что в таком возрасте у малыша очень бурно развита фантазия и иногда он может выдавать такие мысли за реальность. Родителям в таких ситуациях не следует говорить ребенку о том, что он врет. Лучше убедить его в том, что его мысли являются фантазией или выдумкой. А когда малыш пытается действительно обмануть своих родителей, то следует ему привести понятные примеры и рассказать, какие могут возникать последствия.
Поощрения
Воспитание ребенка в таком возрасте должно проходить и с поощрениями. Можно говорить простые похвальные слова или дарить разные подарки за правильное и хорошее поведение. Не рекомендуется покупать слишком дорогие подарки. В 5 лет ребенку достаточно будет простого альбома для рисования или других полезных предметов (например, пластилин для лепки, конструктор или простая настольная игра).
Применяя метод поощрения при воспитании ребенка 5 лет, можно подарить и обычные пазлы. Они помогают не только заинтересовать и увлечь малыша, но и сплотить всю семью за одним занятием. Такие ситуации вызывают доверие у ребенка и формируют правильное отношение к семье.
Аналогичное действие оказывает и семейный ужин или во время прихода гостей. В таких ситуациях ребенок будет постоянно вмешиваться в разговор. Но это происходит только от того, что ему необходимо высказать свое мнение и участвовать в разговоре на равноправных условиях.
Становление личности ребенка сопровождается переломными моментами в определенных возрастных периодах. В 5 лет у большинства малышей наступает кризис, проявляющийся истериками, капризами, замкнутостью. Родители должны сделать этот этап максимально легким и безболезненным для себя и крохи.
Детская психология в 5 лет
В этом возрасте у малыша наступает новая фаза физического, умственного, эмоционального развития. Психология ребенка 5 лет:
- Если кроха развивается нормально, то к пяти годам он уже способен рассказать о своих потребностях.
- Он начинает приравнивать себя ко взрослым, стремится быть похожим на них. Родители пятилеток часто отмечают, что малыши подслушивают разговоры старших, подсматривают за ними.
- Малыш начинает осознавать собственный внешний вид, сравнивает себя с другими, высказывает определенные предпочтения в одежде, прическе и т. д.
- Головной мозг в полной мере развит для того, чтобы кроха управлял своими эмоциями.
- Приходит понимание того, что мальчики отличаются от девочек.
- Пятилетние дети часто фантазируют, формируют свое представление об окружающем мире. Они интересуются всем происходящим вокруг, часто рассказывают вымышленные истории.
- Черты характера в этом возрасте проявляются максимально ярко.
- Пятилетка стремится общаться со сверстниками. Если добиться контакта с ними трудно, ему становится одиноко.
- Начинает развиваться нервная система, влияя на поведение ребенка в 5 лет. Он болезненно относится к спорам, но пытается отстоять свою точку зрения не капризами, а доказательствами.
- У детей в 5 лет хорошая память. Словарный запас – примерно 2500 слов. Мысли излагают просто, но понятно. Человек редко путается в понятиях, а если допускает ошибку, то старается быстро ее исправить.
Причины кризиса
Из-за особенностей развития 5 лет – трудный возраст для личности. Почему возникает кризис 5 лет у ребенка:
- Малыш очень стремительно развивается и не справляется с такой нагрузкой.
- Ребенок стремится казаться взрослым. По его мнению, ему дают мало свободы.
- Малыш фантазирует, у него складывается определенное впечатление о жизни.
- Крохе трудно научиться контролировать свои эмоции.
- Пятилетка начинает понимать разницу между противоположным полом.
Основные признаки
Кризис пяти лет у детей длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Основные отличительные признаки:
- Малыш проявляет самостоятельность. Он требует больше свободы, стремится быть наравне со взрослыми. Например, заявляет о желании гулять самостоятельно.
- Появляется замкнутость, скованность. Малыш перестает делиться своими достижениями и радостями с родителями, хотя делал это раньше, становится неразговорчивым.
- Ребенок кривляется, копирует манеры взрослых. Изображает, как папа приходит с работы или мама готовит ужин. Подражание навязчивое, выводит взрослых из себя.
- Проявляются неуверенность в себе, страх перед всем новым и неизведанным.
- Повышенная активность и утомляемость.
- Непослушание, частая раздражительность. Агрессия и злость в ответ на замечания. Ребенок устраивает истерики, если не получил любимую игрушку или вынужден спать днем, грубит взрослым и сверстникам. Он становится неуравновешенным, обидчивым.
- Активно развивается фантазия. Малыш выдумывает игры, события, даже друзей. Рассказы бывают очень реалистичны.
Советы психолога при кризисе 5 лет у детей
От поведения взрослых во многом зависит то, как все члены семьи переживут трудный период. Что рекомендуют психологи:
- Выясните причину плохого поведения. Бывает, что малышу не хватает родительского внимания. Предложите вместе найти решение проблемы.
- Запаситесь терпением. Не надо при первых признаках кризиса обращаться к специалистам. Вмешательство извне напугает малыша.
- Уделяйте ребенку больше внимания, играйте с ним. Не реагируйте слишком остро на демонстративные истерики и капризы. Хвалите за достижения.
- Действуйте мягко, но настойчиво. Не угрожайте, не наказывайте ребенка за истерики.
- Обеспечьте спокойную, комфортную атмосферу в семье.
- Не показывайте своего раздражения, гнева.
Что нужно делать родителям
Сначала выясните причину кризиса. Выстраивайте общение с малышом, придерживаясь таких правил:
- Уделяйте ребенку искреннее внимание. Рассказывайте о себе, с интересом расспрашивайте о делах и обязательно слушайте ответы. Выстраивайте диалог.
- Если малыш проявляет агрессию и дерется, мягко, но строго объясните, что такое поведение недопустимо.
- Объясняйте малышу, почему нужно совершать те или иные действия. Например, нужно есть кашу, чтобы вырасти сильным и здоровым.
- Постарайтесь дать немного больше свободы. Постепенно приучайте к исполнению каких-то обязанностей, поручите несложные домашние дела. Старайтесь не проявлять чрезмерного волнения. Избегайте фраз: «Ты не сумеешь», «Отойди», «Я сделаю вместо тебя».
- Если малыш не требует помощи – не предлагайте. Пусть выполнит что-то сложное и даже ошибется (если речь не идет о вреде для здоровья). Это поможет понять, что он был не прав и зря не прислушался к совету взрослых.
- Введите практику категорических запретов. Малыш должен с первого раза понимать, что нельзя ни под каким предлогом.
- Попробуйте занять ребенка, например, записать в спортивную секцию, музыкальную школу.
Чего не стоит делать родителям
В сложный для всей семьи кризисный период можно совершить ошибки. Что нельзя предпринимать родителям:
- Не проявляйте злость и грубость. Все воспитательные беседы ведите в спокойной обстановке. Аргументируйте, почему малыш поступил неправильно.
- Не пускайте ситуацию на самотек.
- Действуйте быстро. Если вы видите что ребенку нужна помощь – окажите ее сразу. Не ставьте на первый план свои взрослые дела.
- Если ребенок грубит, проявляет агрессию, полностью вышел из-под контроля, не реагируйте таким же поведением. Строго и настойчиво, но спокойно объясните, что он ведет себя недопустимо, обижает вас.
- Не ругайте ребенка, если он повторяет за кем-то скверные слова. Объясните, что это нехорошо. Второй вариант – не обращать внимания на такие слова, малыш тут же забудет их.
- Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям. Любая агрессия настраивает ребенка против взрослых, тем более — побои.
Видео
Психологические особенности детей 5-6 лет
Что характеризует ребенка 5-6 лет? От чего зависит популярность ребенка в группе? Как реагировать на первый всплеск интереса у ребенка к противоположному полу? Откуда появляются страхи? Читайте в нашей статье.
С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, а это начало активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.
Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования:
— формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
— изменения в образе-Я;
— отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.
Произвольность психических процессов – это умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.
Изменения в образе — «Я». До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» — пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). После 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное» (дошкольник обычно хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей). Появление идеального Я, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации (ребенка привлекает в учении не выписывание палочек и букв, а желание видеть себя «умным», «умеющим»).
Отношения со сверстниками. Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила.
Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Мотивами выбора может быть общая положительная оценка, выделение положительных качеств, совместная деятельность, дружеские взаимоотношения. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми.
Родители (и значимые взрослые) в этот период выступают для ребенка образцом поведения. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку пока очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь с теми, кто наиболее симпатичен, т.е с друзьями.
ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ ПОЛУ — КАК УСТРОЕН ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛ?
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности (мужское / женское), т.е. дети замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих, ориентируются на социально одобряемые образцы (взрослых).
При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.
При этом, если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются сверстниками, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков.
Родителям надо помнить, что в этот возрастной период для детей характерно проявление любопытства в отношении того, как именно устроен противоположный пол. Т.е детей интересуют конкретные физические различия между девочками и мальчиками.
Данный интерес является исключительно ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и исключительно НОРМАЛЕН для детей данной возрастной группы.
Нужно наоборот задуматься, если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к физическим отличиям противоположного пола. Ведь это может быть и следствием дисгармонии в ваших отношениях – почему он не задает вам (самому близкому человеку на свете) «эти» вопросы? Или, быть может, он уже узнал что-то об «этом» со стороны? Тут возникает вопрос, в каком формате была подана информация? И как ее воспринял ребенок?
Взрослым не нужно искать в этом естественном проявлении любопытства у детей нечто, что характерно только для взрослых. Необходимо проявить максимум такта в случаях, когда дети от любопытных вопросов переходят к практическому наблюдению. Неадекватная реакция взрослого в данной ситуации может нанести серьезный вред психике ребенка и помешать формированию гендерной идентичности.
Также дети могут задавать вопросы, связанные с собственным появлением на свет: «А как именно я родился?» или «А как я к тебе попал?» Родителям надо быть готовыми к подобным вопросам (хотя чаще всего мы к ним совершенно не готовы). Ведь нужно найти такие слова, чтобы суметь объяснить всю специфику разности полов на языке понятном ребенку. Попробуйте вспомнить свое собственное детство. Ведь мы, взрослые, тоже когда-то были детьми, с точно такими же жизненно важными вопросами! Какие слова взрослого были бы вам понятны, и в полной мере удовлетворили бы ваш интерес?
В этом возрасте у детей появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанный событий: ребенок уже может понимать прошлое и будущее, накапливать знания о мире. Ребенок пытается восстановить ретроспективную линию собственной жизни.
В это время появляется вопрос: — откуда я взялся? А также у детей возникает вопрос о том, что значит умереть? (появляется осознаваемый страх смерти).
Взрослым на вопросы о смерти отвечать нужно по возможности честно. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность. Ведь у детей этого возраста начинает формироваться сугубо личное отношение к вопросу смерти. И ребенку необходим твердый фундамент в вопросе «Что будет со мной, когда я умру?». Это может быть тот же самый фундамент (или религиозная доктрина), который помогает Вам – взрослому.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДАННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ:
— Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность;
— Быть внимательным к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу;
— Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их;
— Помнить, что ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность;
— Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом;
— Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги.