Психология ребенка 3 лет

Кризис трёх лет — явление, давно известное науке. Но для молодых мам, которые впервые с ним столкнулись, столь резкое превращение их двухлетнего ангелочка в трёхлетнего невыносимого террориста, будто только и ищущего повод закатить очередную двадцатиминутную истерику, обращается настоящим шоком. И они в панике начинают искать совета, как прекратить этот ежедневный кошмар.

Без паники. Во-первых, кризиса 3 лет никому не избежать, и «досрочно» его не прервать. Это период взросления, становления и развития личности, так что без него никак не обойтись и всё, что можно сделать, это аккуратно и грамотно провести своё чадо через этот сложный для него, как и для вас, этап таким образом, чтобы набить как можно меньше шишек и не испортить отношений.

Будучи до трёх лет простой марионеткой в ваших руках, теперь ребёнок начинает обретать первые зачатки самостоятельного мышления. Это, конечно, благое начинание. Вот только способ юный ум избирает несколько садистский: он начинает проверять рамки дозволенного, изо всех сил их растягивая и расшатывая, часто с немалым для себя ущербом. Работает бандит приблизительно по следующей схеме:
1. Требуем чего-нибудь.
2. Если дают, удовлетворяемся на какое-то время, после чего требуем чего-нибудь ещё.
3. Если не дают — начинаем истерику.
4. Продолжаем истерику до тех пор, пока не дают или не закончатся силы.
5. Если истерика так и не помогла, значит это «нельзя», если помогла — значит «можно».

Психология ребенка 3 лет

Вот приблизительно так и выглядит всё это. Требование при этом может быть каким-угодно. И именно абсурдность некоторых требований и доводит несчастных мамочек самих до истерики. То он желает идти в сад с кастрюлей на голове, то он требует, чтобы немедленно включили стиральную машину, причём сделать это должен именно он. То он не хочет купаться с мамой, хоть и не может объяснить почему. То страстно желает, чтобы игрушки обязательно были разбросаны по всем комнатам, то ещё чего-нибудь подобного, и на каждый отказ неизменно следует истерика.

Первое, что следует усвоить: пытаться говорить с маленьким вымогателем на языке взрослых пока ещё бесполезно. Не нужно доказывать ему, что его требования несправедливы, этим вы ничего не добьётесь. Не нужно также потакать каждому капризу, иначе вы добьётесь того, что он решит, будто ему позволено абсолютно всё, и тогда его кризис трёхлетнего возраста не минет никогда — он навсегда закрепит в своём миропонимании, что его истерика даёт ему право получить всё, что угодно. Нельзя также задавливать ребёнка запретами и наказаниями, это тоже далеко не лучшим образом отразится на его психике, он может стать замкнутым, стеснительным и пугливым.

Но не пугайтесь кажущейся сложности, в этих правилах нет никакого противоречия. Не спорить, не попустительствовать и не запрещать — вот и всё, что от вас требуется. Вместо этого, давайте рассмотрим варианты вашего поведения, которые помогут смягчить каждую конкретную истерику, а в определённых случаях даже не доводить до неё, пресекая конфликт на корню.

1. Отвлекайте внимание. Это самый безболезненный способ прекратить бушующие страсти. Найдите что-то, на что отвлечётся маленький истерик, завлеките его в игру, предложите что-нибудь интересное, просто покажите ему что-нибудь необычное. Главное — переключить внимание, а как именно это будет сделано не принципиально. Можете хоть кота в сомбреро нарядить. К сожалению, такой способ урегулирования конфликта срабатывает далеко не всегда.

Психология ребенка 3 лет

2. Ищите компромисс. Он страстно не желает идти на улицу обутым, а желает расхаживать по снегу босиком? Попытайтесь уговорить его всё-таки обуть валенки, зато дома по ковру ему будет разрешено бегать босыми ногами! Ура, террорист сторговался, получил «хоть что-то», и теперь его можно безболезненно отвести в детский сад.

3. Мотивируйте ребёнка. Конечно, ты можешь не ложиться сейчас спать, но если ты всё-таки ляжешь, я испеку на утро твоих любимых оладушек с вареньем. Это тоже похоже на торговлю, но в данном случае вы предлагаете что-то совершенно реальное, что-то, чего ребёнок действительно хочет. Куда более действенный способ, но как вы понимаете, на каждую истерику оладушек не напасёшься.

4. Награждайте за умение идти на уступки. Похвалой и всяческими другими поощрениями показывайте ребёнку, как вы радуетесь, когда он всё-таки идёт на уступки, соглашается пойти на компромисс, договаривается. Формируйте правильно отношение к мирным урегулированиям конфликтов. «Я не стал кататься по полу, не стал колотить головой о стену — мама улыбается, я поступил хорошо». Помните, что очевидное для вас ещё далеко не очевидно пока для маленького, только взрослеющего человечка.

5. Общайтесь с ребёнком на тему его поведения. Когда страсти утихли — самое время побеседовать с малышом. Не бойтесь возвращаться к конфликтам из опасений, что они вспыхнут вновь, если ребёнок уже откричался и откапризничался — он не будет снова заводить ту же песню. Побеседуйте с ним спокойно, объясняйте вкрадчиво, что вести себя так — плохо. Проанализируйте ситуацию в понятных ребёнку терминах и логических связях. Очень хорошо в этом отношении действуют терапевтические сказки, в которых главные герои, рассказывая какую-нибудь интересную историю, подспудно учат читателя тому, что хорошо, и какое поведение неприемлемо.

6. Не опускайте руки. Главное — не теряйте терпения и не возвращайтесь к «старым добрым методам воспитания»: орать на ребёнка в ответ, лупить его по мягкому месту за его истерики и ставить в угол. Плоды такой терапии неприглядны, поверьте. Не опускайте рук и старайтесь, продолжайте, гните свою линию, и воспитывайте своего ребёнка. Каждый день, не обращая внимания на неблагодарность маленького тирана.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

За короткий период от 1 до 3 лет ребенок проходит огромный путь в психологическом развитии. В это время он переживает два возрастных кризиса – одного года и трех лет. Для успешного преодоления кризисов ребенку часто нужна помощь взрослых. Психолог для ребенка 1 – 3 лет помогает родителям выработать конструктивные модели поведения по отношению к ребенку.

В психологическом центре Self работают опытные детские психологи. Они помогут Вам осознать изменяющиеся потребности ребенка и пройти сложный кризисный период вместе с ним. Наш центр работает без выходных. Прийти на первую встречу с психологом можно как с ребенком, так и без него.

Помощь психолога детям в 1 год

Психология ребенка 3 лет

В возрасте от 9 месяцев до полутора лет дети проходят кризис одного года. Кризис связан с тем, что ребенок в какой-то мере овладел жизненно важными навыками. Он начал (или пытается) самостоятельно ходить, произнес первые слова. Для этого периода характерны:

  • Стремление к самостоятельности. Ребенок скорее останется голодным, уронив еду на пол, чем даст себя накормить.
  • Упрямство. Малыш идет «куда глаза глядят», на попытки родителей взять его за руку или на руки реагирует бурным сопротивлением.
  • Непривычная реакция на замечания, поправки и воспитательные приемы. Уже, казалось бы, знакомые правила и запреты игнорируются, либо в ответ на запрет происходит истерика.
  • Обостренная привязанность к маме. Раньше малыш спокойно оставался с бабушкой, а теперь не отпускает маму ни на шаг.

Кризис одного года почти всегда наступает неожиданно. Еще вчера послушный и покладистый малыш превращается в упрямца. Поэтому родители часто обращаются за помощью психолога 1 – 3 лет именно в этот период. Поскольку ребенок в этом возрасте еще очень мал, психолог работает с родителями, помогая им найти способы взаимодействия с ребенком.

Помощь психолога детям в 2 года

В возрасте от полутора до двух с половиной лет ребенок устанавливает границы дозволенного. Несмотря на запреты, он делает то, что «нельзя». Тем самым ребенок изучает, «совсем нельзя» или все-таки можно, если предварительно поплакать, попросить, сказать «ну пожалуйста» и крепко обнять и т.д. Неудивительно, что родители порой устают от просьб и решают, что «проще позволить». Позволить действительно проще, но впоследствии могут возникнуть серьезные проблемы с тем, что можно ребенку, а что нельзя. В это время работа психолога нацелена на то, чтобы помочь родителям выстроить границы для ребенка максимально безболезненно для обеих сторон.

Помощь психолога для ребенка 3 лет

Кризис 3 лет случается в возрасте от 2 с половиной до 3 с половиной лет. Это время, когда ребенок формируется как личность. В это время родители часто сталкиваются с такими проявлениями, как:

  • Негативизм. Вы предлагаете ребенку надеть зеленую кофту, его любимую, а он надевает все, что угодно, только не ее.
  • Упрямство. Если ребенок попросил о чем-нибудь, он так просто не отступится, даже если поймет, что это ему не нужно.
  • Своеволие. «Я сам, даже если у меня не получается».
  • Обесценивание. Ребенок может кричать и грубить родителям, ломать любимые игрушки.
  • Деспотизм. Ребенок требует от родителей безоговорочного подчинения.

В 3 года ребенок уже может вместе с родителями посещать занятия с психологом. Такая параллельная работа (с ребенком и с родителями) позволяет добиться хорошего результата.

Непонятные или негативные проявления в поведении детей могут быть вызваны не только возрастными кризисами. Психолог для ребенка 1 – 3 лет поможет выявить причины проблем и найти решение.

Наши психологи

Все специалисты нашего центра имеют большой опыт, профильное образование, проходят курсы повышения квалификации. На странице каждого психолога можно посмотреть отзывы, сертификаты, информацию об опыте работы, особенностях подхода.

Психотерапевт, гештальт психолог

Опыт работы 27 лет

Помогает разобраться в себе, решить конфликты и наладить отношения с другими. Преодолеть страхи и отсутствие интереса к жизни.

Семейный психолог, психоаналитик

Опыт работы 15 лет

Проводит индивидуальное и семейное консультирование, помогает в решении конфликтов, психологических трудностей и проблем в отношениях.

Психотерапевт, семейный психолог

Опыт работы 27 лет

Успешно помогает разобраться в себе, наладить отношения, решить эмоциональные трудности, а также преодолеть душевные кризисы и найти новые жизненные смыслы.

Семейный и детский психолог

Опыт работы 10 лет

Работает с детьми и взрослыми. Помогает наладить отношения, решить конфликты и противоречия, избавиться от страхов, тревог, неуверенности в себе, истерик.

Детский и семейный психолог, преподаватель психологии

Опыт работы более 20 лет

Помогает взрослым и детям решить внутренние конфликты, сохранить и создать удовлетворяющие отношения. Проводит индивидуальное и семейное консультирование.

Детский и семейный психолог, вальдорфский педагог

Опыт работы более 15 лет

Помогает детям и их родителям разобраться в «трудных» отношениях, справиться со страхами, тревогой, агрессивностью, капризами детей и их «чрезмерной» активностью.

Если Вы впервые обращаетесь к нам и затрудняетесь с выбором вида консультации, воспользуйтесь первичной консультацией. Она подходит всем и позволяет определиться с дальнейшим направлением психологической работы.

или запишитесь по телефону:

Администратор центра запишет Вас к психологу на удобное время. Мы работаем без выходных.

Онлайн-консультация подходит не для всех ситуаций. Пожалуйста, уточните возможность онлайн-встречи с выбранным специалистом.

Стоимость услуг

Консультации семейного психолога в Москве проходят в нашем центре на ул. Лесная, 39. Прийти на встречу можно как вместе с партнером, так и индивидуально. Если вам неудобно ехать в центр, вы можете воспользоваться онлайн-консультацией по Skype, телефону или e-mail.

Вид консультации Стоимость
Индивидуальная 3000 руб.
Супружеская (на встречу приходят оба супруга) 4000 руб.
Skype-консультация 3000 руб.

решим вашу проблему

Каждый третий обращается к нам по рекомендации

Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой обработки и хранения персональных данных.

Мы в социальных сетях:

2015-2019 Психологический центр Self

Совсем недавно ваш ребенок был милым и ласковым малышом, посапывающим в кроватке, но прошло немного времени, на смену пришло любопытство и кризис 3 лет – так психологи называют время, когда очаровательный мальчуган или девчонка превращается в капризного вредину, не дающего покоя ни одному члену семьи. Казалось бы, есть проблемы в воспитании или характере, но лучше разобраться с причинами более глубоко.

Психология ребенка 3 летПоведение трехлетнего ребенка в период кризиса может измениться до неузнаваемости: родителям важно заранее знать о нюансах грядущего испытания, чтобы выйти из него максимально мягко

Симптомы кризиса у детей

  1. Ребенок отдаляется от взрослых. Происходит противостояние взрослым – малыш хочет все делать самостоятельно, любая ваша помощь будет воспринята в штыки.
  2. Вам приходится смириться с желанием отстаивать свое «я», теперь ваше чадо чувствует себя взрослым.
  3. В речи малыша в 3 года можно услышать формулировки такого типа: “я хочу”, “я сам”.
  4. Ребенок становится ревнивым и жадным, усугубляется это при появлении на свет второго малыша.
  5. Упрямство проявляется в каждой детали – будь то желание подольше гулять, купить игрушку или не есть кашу.
  6. Вредность – еще одна черта, если вы попросите ребенка о чем-либо, он сделает все наоборот, причем не потому, что так хочет, а лишь из желания напроказничать.
  7. Появляется необоснованная агрессия, иногда доходит до брани в адрес взрослых, надрывного плача, детских воплей, укусов и истерик, в такой ситуации потакать капризам, ссылаясь на кризис трех лет, не стоит, вы рискуете вырастить неуправляемого человека (рекомендуем прочитать: как проявляется агрессия у ребенка 4-х лет?).
  8. Малышу требуется много внимания – даже оставив его на минутку, вы столкнетесь с агрессией в свой адрес – вас могут обвинить чуть ли не в предательстве.
  9. Во время кризиса 3 лет ребенку хочется быть лучшим во всем, чувствуя родительскую поддержку – за достижения нужно хвалить, чтобы вызвать чувство гордости.

Причины кризиса в 3 года

Причины кризиса обусловлены взрослением маленького человечка. Если раньше он чувствовал себя беззащитным существом, то теперь во внутреннем мире произошли существенные перемены: кажется, будто он уже взрослый, недовольный жизнью человек. Родители в это время ведут себя как-то странно: пытаются опекать, что вызывает агрессию.

Сколько длится кризис трех лет?

Кризис 3 лет не имеет четких границ, восстание против авторитарного семейного уклада может начаться в 2,5 или 3 года. Течение этого времени и продолжительность обусловлены воспитанием, теми усилиями, которые прикладывают родители для преодоления трудного возраста. Может понадобиться около года, чтобы малыш снова стал привычным ребенком, в большинстве случаев ситуация становится стабильной к 4 годам.

Как помочь ребенку пережить это время?

  • Чтобы исключить возникновение кризиса трех лет, не применяйте авторитарный стиль воспитания, излишняя опека приведет к тому, что в итоге вы вырастите комнатного ребенка, это создаст массу проблем в дальнейшей жизни. Излишняя опека никогда не приносила пользы.
  • Родителям следует придерживаться одной системы воспитания, об этом следует заранее договориться, обсудив детали и выяснив спорные моменты, решите вопросы с бабушками и дедушками – они часто балуют внуков, не слушая вас.
  • Ведите себя спокойно, не поддаваясь на провокации маленького тирана, он должен понять, что истериками и слезами не выведет вас из равновесия, исключите манипуляции, покажите, что добиться исполнения желания криками не удастся.
  • Не спорьте с ребенком, пытаясь навязать ему свою точку зрения, в 3 года малыш уже может сам принимать решения, если раньше вы отгораживали его от многих вещей, то теперь пришло время познавать мир без запретов – пусть он почувствует себя независимым.
  • Командовать малышом тоже не следует, от этого нервное напряжение усилится, а отношение – испортится, лучше проявите сдержанность, пусть чадо думает, что решение он принимает самостоятельно.
  • Не стоит заставлять насильно принимать пищу, при проявлении признаков кризиса трех лет позвольте ребенку самому выбирать продолжительность трапезы, покушал – может идти, возможно, он просто не голоден, а вы навязываете свою позицию, в норме малыш сам знает, сколько еды ему нужно.
  • Ребенок трех лет нуждается в самостоятельности: если хочет, может подмести пол, вымыть посуду, полить цветы или даже поучаствовать в стирке – небольшие домашние дела сформируют любовь к трудолюбию, даже если получается не очень хорошо, похвалите его.

Рекомендации других родителей

  1. Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
  2. Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче – вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
  3. Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит – может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
  4. Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.

Доктор Комаровский о кризисе 3 лет и непослушных детях

Как воспитывать разбалованного малыша? Что следует знать родителям? Можно ли наказывать ребенка? Как легко пережить кризис? Когда следует обращаться к врачу? На эти вопросы ответит доктор Комаровский в своем видео, он расскажет об основных аспектах воспитания, поделится полезными советами и рекомендациями с родителями.

Информационный листок

«Возрастные особенности психического развития детей 3 – 4-х лет»

(рекомендации воспитателям по организации игр)

В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Ребенок стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление . Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение , т.е. ребенок способен воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.

Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Начинает развиваться самооценка , при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация , что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими.

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

Узнай по весу

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д. Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по группе и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Угадай на вкус

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Объясните ребенку, что будете называть разные предметы, животных, птиц. Если это что-нибудь летающее пусть он поднимает ручки, нелетающее – хлопает в ладоши (например, ракета, голубь, стол и т.д.)

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?», «Что можно скушать?» и т.д.

Подбери фигуру

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

Большой и маленький

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите ребенка из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Заклей дырки

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

Вариант 2. Почини варежку.

Детям предлагаются варежки (из плотного цветного картона), которые «прохудились» (на каждой варежке вырезаны «дырки» в виде разных геометрических фигур).

Варежки надо «починить» — для этого необходимо подобрать заплатку, подходящую по цвету, размеру и форме:

Угадай, что я делаю

Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.

Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.

На что похоже?

Взрослый показывает детям силуэт ладони (при этом его можно поворачивать в разные стороны), спрашивает: на что это похоже? (варианты: рыбку, осьминог, птица и т.д.)

Затем детям предлагается обвести свою ладошку на лист бумаги и с помощью карандашей «оживить» ладошку, дорисовав на ней какие-нибудь детали.

Примечание: аналогично проводится игра «На что похоже» с использованием силуэта ступни.

Игре предшествует занятие по аппликации «Укрась носочек».

Незнайка растерял все свои носочки, он просит детей помочь ему разобрать их, подобрав к каждому пару — соответствующий по цвету и рисунку носок.

Составь из частей

Детям предлагаются разрезные картинки, на которых изображены какие-нибудь предметы, животные или люди. Задача детей восстановить изображение, составив ее из частей.

Назови такого же цвета (размера, формы)

Детям показывается карточка определенного цвета (или карточка с изображением предмета с характерным признаком, например, красное яблоко, круглый мяч и т.д.). Дается задание – Карточка какого цвета? Что бывает такого цвета? (или, Мяч какой по форме? Что еще бывает круглое?)

Какие признаки знаменитого среди родителей кризиса негативизма я встретила у своей дочери, как долго он длился, как мне удавалось справляться (и всегда ли удавалось), а также к какому «взрослому» специалисту я обращалась для решения детских проблем, – делюсь откровенно и без прикрас.

Психология ребенка 3 лет

В период кризиса трех лет Кира часто обижалась. Фото: архив семьи Колосовских

Кризис трех лет у моей дочки Киры начался, как мне кажется, незадолго до ее третьего дня рождения и длился практически год. Психологи, к которым я обращалась, говорят, что кризис обычно длится около года.

В возрасте от 3 до 4 лет ребенок начинает понимать, что он уже не такой уж и маленький, и стремится проявлять свою самостоятельность. Когда это не выходит, у малыша случается внутренний и внешний конфликт, который и «выливается» в кризис трех лет, или кризис негативизма.

Перепады настроения – главная «фишка»

У нас этот непростой период прошел по всем, если так можно сказать, правилам и признакам, которые описаны в книжках по педагогике и воспитанию.

Перепады настроения в течение всего года – это была главная «фишка». То Кира представляла собой милейшего ребенка, преисполненного нежности и очарования, то в секунду превращалась в капризулю, лежащую на полу (причем неважно где: дома, в гостях или в магазине) и неистово орущую. И «капризуля» – это крайне мягко сказано (да простят меня родители, которые считают своих детей ангелочками, независимо от их поведения!).

Отрицание — это тоже было про мою дочь. На предложения вместе порисовать, как ей всегда нравилось, посмотреть еще вчера любимый мультик, сходить на детскую площадку, которая пару дней назад была для Киры номером один, или приготовить на ужин такие обычно желанные макароны с котлеткой дочь зачастую отвечала «нет, не хочу/ не буду».

Признаюсь честно, держать себя в руках и вместо криков «Да почему нет-то?!» спокойно выяснять с десятого раза, что именно Кирюшка хочет, было легко не всегда.

Плач и горькие слезы становились постоянными спутниками ситуаций, когда я или муж отказывались сиюминутно выполнить просьбу дочери, а командные слова и предложения с соответствующим тоном звучали из уст трехлетней Киры все чаще.

Психология ребенка 3 лет

В период кризиса трех лет Кира часто обижалась на папу, потому что он отказывался сразу же выполнять ее просьбы.
Фото: архив семьи Колосовских

Работать с собой, а не с ребенком

Если говорить откровенно, первое время я часто попадала в какую-то ловушку: знала, что так проявляется тот самый пресловутый кризис, что это очередной этап роста Киры, но не понимала, как мне выдерживать все эти истерики, как справляться и что делать с дочкой.

Ответ пришел на консультациях со специалистом по детско-родительским отношениям и с семейным психологом, к которым я обращалась за помощью. Оказалось, все просто и сложно одновременно: чтобы помочь ребенку, как модно сейчас говорить, экологично прожить кризисный период, мне (и мужу, конечно) важно было работать не с Кирой, а с собой.

Нам, родителям, предстояло научиться в первую очередь справляться с собственными эмоциями злости, стыда, отчаяния и прочими чувствами в моменты Кириных истерик. Потому что мы – большие, а она – маленькая. Потому что мы знаем как, а она не знает. Потому что взрослые – мы, а ребенок – она.

Плачущий ребенок не слышит доводы

После того, как вопрос с собственными чувствами и накрывающими эмоциями был проработан, более понятны и доступны стали и другие способы совместного проживания кризиса.

Когда Кира начинала отвечать отказом на все просьбы и предложения, я не ставила ей ультиматумы, а пыталась договариваться (чаще это удавалось, чем не удавалось). Да и вопросы со временем стала задавать такие, чтобы дочь не могла ответить «нет». Например, вместо слов «Ты будешь суп?» я говорила: «Какой суп ты хочешь на обед: с макарошками или рисом?». Тогда Кира задумывалась, чего же ей хочется больше, и выбирала из двух вариантов. Ответа вроде «никакой» на подобные вопросы я практически не слышала.

Кроме того, на каждый отказ или упрямство я подробно объясняла, почему сейчас нужно так или иначе. К примеру, вместо «Я сказала, что на прогулку ты надеваешь эти джинсы» я стала говорить: «Доченька, на прогулку важно надеть именно эти теплые джинсы, потому что еще холодно на улице. Надев лосины, которые ты сейчас хочешь, ты быстро замерзнешь, и нам не удастся погулять». Как правило, такой метод работал.

А главный и всегда действенный способ справиться с детской истерикой (даже самой сильной) и успокоить Киру оказался очень простой. Ее всего лишь нужно было взять на ручки, обнять, поцеловать и сказать, что я ее очень сильно люблю. В теплых маминых (и, конечно, папиных) объятиях и в спокойной обстановке со стороны взрослых дочка быстро успокаивалась и шла на контакт.

Еще один секрет сохранения нервов и ребенка, и родителей заключался в том, что все разговоры о поведении, желаниях и их неудовлетворении здесь и сейчас мы вели (и ведем до сих пор) тогда, когда Кира успокаивалась и могла воспринимать наши слова. Ведь не секрет, что плачущий ребенок не слышит доводы родителей. Во время истерики у детей работают только эмоции.

Стоило мне это все понять и принять, как этот ужасный кризис трех лет превратился в нормальный этап развития и становления личности ребенка.

Психология ребенка 3 лет

Итак, поговорим немного о том, с какими проблемами можно столкнуться в этом возрасте. Именно 3 года, считается наверно одним из первых сложных периодов, как для родителей, так и для малыша. Именно на этот возраст выпадает такой неприятный «кризис 3-х лет». Многие родители сталкиваются с подобной проблемой, оказываясь совершенно не готовыми к поджидающим их переменам.

Этот кризис проявляется многими, часто очень неприятными изменениями в поведении малыша. Может случиться так, что Ваш «идеальный» в поведении и характере ребёнок становится совершенно другим, и Вы перестаёте узнавать в этом маленьком разбойнике своего некогда послушного малыша. В характере ребёнка могут появиться такие черты как: капризность, злость, агрессивность, упрямство, эгоизм, непослушание и т. д. Некоторые мамы начинают жаловаться, что ребёнок начинает всё делать «как бы назло» и делает специально не то, о чём его просят.
Вы должны понимать, что такие перемены возникают у очень многих детей и они, в сущности, не виноваты в этом. В этом возрасте ребёнок начинает более чётко осознавать себя как самостоятельную личность.

Сейчас от родителей зависит очень много и конечно нужно контролировать поступки ребёнка и стараться объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Не смотря на то, что иногда будет сложно сохранять терпение, придётся это делать, т. к. ребёнок внимательно следит за реакцией взрослых на его поступки. Сохраняйте твёрдость, идите с ребёнком на разговор, постоянно старайтесь объяснить мотивацию своих просьб, старайтесь чаще спрашивать малыша, чтобы он также старался осмыслить свои действия. Если Вы чувствуете, что скоро потеряете терпение, выйдите из комнаты, предоставив ребёнку возможность остаться одному и избегая тем самым вспышки гнева со своей стороны. Не лучшим выходом будет браться за ремень, и наказывать ребёнка, зачастую это бывает бесполезно. Лучше объясните малышу, что в данный момент не хотите с ним разговаривать и поговорить чуть позже, расскажите, почему Вы сейчас сердитесь на него и когда перестанете это делать. У каждого ребёнка этот период длиться различное время и проходит по-разному. Обычно сложные времена проходят к 4 годам. Следующий подобный кризис может проявиться в возрасте около 6-7 лет.

Психология ребенка 3 лет

В возрасте 3 лет многие дети начинают испытывать страхи. Ребёнок может бояться темноты, чужих людей, новой обстановки и т. д. Многих детей начинает беспокоить именно «ночной страх». Ребёнок может проснуться среди ночи с криком, он начинает плакать, не хочет засыпать и оставаться один. Наверно многие взрослые вспомнят, что тоже в детстве испытывали подобные страхи, поэтому постарайтесь отнестись к этому с должным пониманием. Родителям нужно помочь своему малышу избавиться или хотя бы уменьшить этот страх темноты. Старайтесь разговаривать с ребёнком и при этом находить успокаивающие слова, убеждающие его в том, что ничего страшного рядом нет. Одной из причин ночного страха может быть плохая обстановка в семье. Частые ссоры родителей, негативная атмосфера провоцирует повышенную нервозность у ребёнка. Необходимо обязательно всегда избегать конфликтов в присутствии малыша, он чувствует гораздо больше, чем Вы думаете. Перед сном не следует перегружать малыша информацией, избегайте просмотров того, что может травмировать психику ребёнка. Отнеситесь серьезно к рациону и режиму своего ребёнка.

Автор: Нина Румянцева
Дата публикации 22.08.2011
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Третий год жизни является переломным для каждого ребёнка. В это время малыш начинает осознавать свое «я», проявлять самостоятельность. Такие изменения в мироощущении отражаются в характере и в поведении ребёнка. Многие психологи называют этот период кризисным в развитии малыша и становлении личности.

Ребёнок пытается показать вам и окружающим, что он уже взрослый. Он часто желает делать повседневные задачи без посторонней помощи. Любые попытки помочь встречаются криками и недовольством. В таких ситуациях очень важна правильная реакция со стороны родителей.

Поведение и характер младшего члена вашей семьи в будущем во многом зависит от того, как вы будете воспитывать ребёнка в 3 года. Очень важно указать малышу правильные ориентиры, заложить важные моральные принципы и основы хорошего поведения. Однако родителям необходимо делать это крайне осторожно. Ведь каждый ребёнок требует индивидуального подхода в воспитании.

Психология воспитания ребёнка в возрасте 3-4 лет требует от мамы и папы серьёзности и ответственности, а разрешить важные вопросы вам помогут некоторые полезные советы:

  • приветствуйте и поощряйте желание малыша выполнять привычные для него действия самостоятельно;
  • учитывайте мнение малыша, демонстрируйте ему важность его рассуждений для вас;
  • уделяйте ребёнку много внимания, проводите вместе время за играми и при отдыхе;
  • старайтесь не проявлять свою авторитетность в общении с ребёнком;
  • не кричите и не осуждайте малыша, если он что-то делает не так: указывайте, что плохой именно поступок, однако он не делает плохим самого ребёнка.

При возникновении конфликтных ситуаций нельзя унижать и обижать ребёнка. Он должен знать, что вы любите его при любых обстоятельствах.

В возрасте 4-5 лет поведение и мышление ребёнка немного меняется. В его понимании формируется представление о «хорошем» и «плохом». Возникают устойчивые эмоции – симпатия и антипатия к чему-либо.

Воспитание ребёнка 4-5 лет требует от родителей терпимости и внимательного отношения к жизни и интересам малыша. В этот период он активно познаёт окружающий мир. И первыми учителями для ребёнка становятся его родители.

Понять и осознать психологию ребёнка 4-5 лет помогут некоторые советы родителям:

  • не игнорируйте вопросы ребёнка об окружающем мире;
  • сохраняйте позитивное мышление ребёнка;
  • закладывайте основы приличного поведения в обществе (лучшим способом для этого станет личный пример);
  • при возникновении конфликтов старайтесь искать компромисс.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Такое отношение формирует комплексы и вызывает неуверенность в себе.

Переходные и кризисные ситуации в воспитании ребёнка можно легко преодолеть, если вы будете уделять достаточно внимания малышу и всячески демонстрировать вашу любовь к нему.

Психология ребенка 3 лет

Воспитание ребенка в 3-4 года – дело непростое, ведь это тот самый возраст, когда ребенок уже несколько повзрослел, но при этом остается маленьким. В это время родители должны быть особенно деликатными – только так можно незаметно для ребенка и в мягкой форме корректировать его характер.

Обычно маленькие дети проявляют свой характер путем скандалов и истерик. Поэтому воспитание ребенка 3, 4 лет идет сложно, психология и советы на этот счет актуальными для всех родителей. Когда дети топают ногами, плачут, разбрасывают игрушки, родители просто не знают, как успокоить свое чадо. Так что же предпринять в таком случае и что будет более эффективным: запреты и наказания или специальное воспитание?

Почему дети в 3, 4 года не слушаются

Для того чтобы понять воспитание ребенка, нужно понять первопричины его плохого поведения. Причем в этом возрасте для детей разных полов они будут одинаковыми. То есть, малыши пребывают в состоянии фрустрации, когда желания их просто не могут быть удовлетворены в полном объеме. То есть, малыш понимает, что дозволено ему не все, что он вынужден подчиняться определенным правилам – это и есть процесс взросления. Любой наблюдательный и чуткий родитель прекрасно понимает, когда капризы начинаются для того, чтобы чего-то добиться. Но ведь иногда причины такого непослушания могут скрываться и в другом, к примеру, в недомогании, проблемах в детском саду и пр.

Психология, советы применимые в таких случаях

В таком возрасте для детей характерно наиболее явное и активное подражание взрослым. Они вроде губки перенимают манеры поведения и новые слова. Поэтому родители непременно должны контролировать свои поступки и речь, а также предлагать ребенку такие игры, которые бы наилучшим образом способствовали познанию окружающего мира. Также будет полезно регулярное чтение сказок, которые помогут сформировать у малыша ценности.

Приблизительно с трех лет сам ребенок тренируется в общении со сверстниками, поэтому ему необходимо предоставить такую возможность – пусть он на детской площадке и во всевозможных кружках общается с детьми, близкими ему по возрасту. Правда, в этот же период родителям приходится столкнуться и с проблемами адаптации ребенка в детском саду.

Зачастую к трем годам дети становятся агрессивными и просто упрямыми, стремятся к независимости. Поэтому взрослым необходимо со своей стороны максимально поощрять проявления детской самостоятельности, но при этом не поддаваться на манипуляции своего чада и своевременно проявлять строгость. Поэтому знание психологии воспитания ребенка 3, 4 лет очень важно.

Причин плохого поведения детей такого возраста может быть несколько. Самыми распространенными из них психологи называют следующие:

1. Борьба за родительское внимание. Нередко причина непослушания – это лишь желание ребенка привлечь к себе родительское внимание. Особенно остро оно проявляется в тех случаях, когда родители не просто постоянно занимаются своими делами, но и не уделяют своему ребенку столь необходимого ему внимания. Ведь сам малыш пока не имеет представления о конструктивном взаимодействии со взрослыми, а также о том, как с ними нужно строить диалог, нормальные взаимоотношения. Поэтому он выбирает самый простой и доступный для себя способ.

2. Самоутверждение ребенка, идущее в разрез с гиперопекой родителей. После двухлетнего возраста дети начинают все активнее заявлять о своем стремлении к самостоятельности. А родители, хоть и из самых лучших побуждений, постоянно навязывают им свою точку зрения, контролируя, упрекая и поучая. Неудивительно, что ребенок борется с такой критикой своим непослушанием.

3. Желание отомстить. Нередко по тем или иным причинам родители доставляют ребенку «неприятности». Это может быть невкусная каша или убранная любимая игрушка и пр.

4. Неуверенность в собственных силах. В том случае, когда малыш в чем-то разочаровывается или даже отчаивается, то его поведение вполне может стать неадекватным. Причем корни этой причины сводятся к заниженной самооценке ребенка, его неуверенности, что и выражается в своеобразном протесте.

Советы родителям

На каждом из этапов взросления малыша у него идет формирование тех или иных эмоционально-волевых качеств. Психологи сформулировали целый ряд советов, следование которым способствует созданию условий для развития в ребенке определенных личностных черт. Поэтому:

1.​ С самого раннего детства родители должны демонстрировать ребенку позитивные эмоции. Делается это путем простых прикосновений и обращений к ребенку с определенной интонацией. Так как на первом году жизни у малышей идет формирование базального доверия к миру. Именно оно является фундаментом для формирования будущей зрелой и здоровой личности. То самое базальное доверие – это основная черта личности, которая определяет положительное отношение к окружающему миру.

2.​ Также важно поощрять любые проявления самостоятельности. Так, ребенка нужно обязательно хвалить за самостоятельное расстегивание и застегивание пуговиц, а также убранные в ящик игрушки и пр. До трех лет у детей формируются такие качества личности, как самостоятельность и целеустремленность.

3.​ С трех до шести лет важно поддерживать проактивность и изобретательность в ребенке. Пусть он самостоятельно решает, как ему поступить и чем заняться. Коррекция нежелательного поведения должна осуществляться путем наказания и поощрения.

Важно помнить, что от воспитания малыша будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Ведь именно родители должны сформировать способность любить, находить свое место в мире и добиваться поставленной цели.

Время летит незаметно и вот крохе уже исполнилось 3 годика. Он повзрослел и поумнел, с ним уже проще договориться. Сейчас наступает серьезный период – начинает формироваться личность. Важно не упустить момент и заложить прочный фундамент.

Психологические особенности детей 3 лет

В данном возрасте сознание детей меняется и они начинают воспринимать себя как личность. В связи с этим родители могут сталкиваться с некоторыми трудностями.

У малышей возникает желание самостоятельно управлять своей жизнью. Они попадают в нелегкое положение, так как с одной стороны дети стремятся делать все сами, отвергая помощь близких, а с другой – продолжают тянуться к родителям, понимая, что не могут обойтись без их заботы. Это может стать причиной неуравновешенного поведения, протестов, упрямства, истерик и даже вспышек агрессии.

В этот период взрослым важно с уважением относиться к ребенку, дать ему осознать ценность собственного мнения, вкусов и интересов. Необходимо поддерживать его стремление к самореализации и предоставить ребенку возможность для выражения индивидуальности, ведь он уже четко понимает, что он хочет.

Психология ребенка 3 лет

Также психологические особенности ребенка 3 лет заключаются в неуемной любознательности и активности. Он чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?». Ребенку интересно абсолютно все, ведь до этого он знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка 3 лет определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям важно поддерживать любознательность ребенка и помогать ему познавать мир.

Трехлетний возраст является лучшим периодом для развития детей с помощью игр, например, лепки, рисования и конструирования. Это благоприятно отразится на формировании памяти, восприятия, речи, усидчивости и мышления.

Дети этого возраста становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает влияние на формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов.

Эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Малыш начинает радоваться, если у него получается что-то сделать, и огорчаться, если не выходит. Он проявляет гордость за себя и за близких, например, «мой папа самый смелый», «я лучше всех прыгаю».

У него вызывают эмоции красивые и некрасивые вещи, он отмечает между ними разницу и оценивает их. Он замечает радость, недовольство, огорчение окружающих. Может сопереживать персонажам при просмотре мультфильмов или прослушивании сказок: сердиться, печалиться и радоваться.

Кроха может испытывать чувство стыда или огорчения. Знает, когда провинился, переживает, когда его ругают, может долго обижаться за наказание. Понимает, если кто-то другой поступает плохо и дает этому отрицательную оценку. Ребенок может проявлять чувство ревности или заступаться за других.

Речевое развитие ребенка 3 лет

В данном возрасте дети уже хорошо разговаривают, могут высказываться и понимать, чего от них хотят. Если у двухлетних детей речь может развиваться по-разному, и к ней нет требований, то развитый трехлетний ребенок должен обладать некоторыми умениями.

Речевые особенности детей 3 лет:

  • Малыш должен уметь назвать по картинкам животных, одежду, предметы быта, растения и технику.
  • Должен о себе говорить «Я», а употреблять местоимения: «мое», «мы», «ты».
  • Должен уметь разговаривать простыми фразами, состоящими из 3-5 слов. Начинать соединять две простые фразы в сложное предложение, например, «когда мама закончит уборку, мы пойдем гулять».
  • Вступать в диалоги с взрослыми и детьми.
  • Должен уметь рассказать о том, что он делал недавно и чем он занимается сейчас, т.е. вести разговор, состоящий из нескольких предложений.
  • Должен уметь отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
  • Должен отвечать, как его зовут, называть фамилию и возраст.
  • Посторонние должны понимать его речь.

Психология ребенка 3 лет

Физическое развитие ребенка 3 лет

Из-за ускоренного роста происходит изменение пропорций тела, дети становятся более стройными, заметно меняется их осанка и форма ног. В среднем, рост трехлетних детей составляет 90-100 сантиметров, а вес 13-16 – килограммов.

В этом возрасте ребенок умеет выполнять и совмещать разные действия. Он умеет перепрыгивать через линию, перешагивать через препятствие, спрыгивать с небольшой высоты, стоять на носках несколько секунд, самостоятельно подниматься по лестнице. Малыш должен уметь есть вилкой и ложкой, обуваться, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Уровень развития ребенка 3 лет должен позволять ему самостоятельно регулировать физические потребности – своевременно ходить в туалет, при этом усаживаясь, раздеваясь и одеваясь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector