Психология общения дошкольников

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. — М., 1996.

Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте// Избр. психолог, труды: В 2 т. — М., 1983.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. — М., 1986.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1997.

Мухина B.C. Психология дошкольника.- М., 1975.

Психология личности и деятельности дошкольника. — М., 1965.

Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педвузов и педучилищ. — М., 1997.

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М.; Воронеж, 1998.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

Эльконин Д.Б. Избр. психолог. труды.- М., 1997.

Часть II. Общение дошкольников со сверстниками

Глава 1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

Специфика общения дошкольника со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общение — это многоплановый сложный процесс установления и развития контактов между отдельными индивидами либо их группами.

Особенности общения детей дошкольного возраста

Общение, которое не направлено на изменение психологического состояния партнера, представляет собой сложнейший многоплановый процесс установки и развития контактов между людьми, которые порождаются потребностями в совместной деятельности. Такое общение состоит в обмене информацией, выработке единой стратегии взаимодействия, восприятии и понимании партнера.

Общение же, нацеленное на изменение психологического состояния партнера, осуществляется с помощью знаковых средств в виде взаимодействия субъектов, которое вызвано потребностями совместной деятельности и направлено на существенное изменение состояния, поведения и личностно-смысловых образований партнера.

Начиная с 3-4-летнего возраста, в жизни ребенка появляются новые партнеры по общению, которые с возрастом становятся все более значимыми. Это сверстники. Общение с ними обладает рядом существенных особенностей, которые качественно отличают его от общения со взрослыми.

Особенности общения в этой возрастной группе были исследованы в цикле трудов, написанных под руководством М. И. Лисиной и А. Г. Рузской. Первой и наиболее важной чертой общения дошкольников является большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками наблюдается большое число действий и обращений, практически не встречаемых в контактах с взрослыми людьми.

Общаясь со сверстником, ребенок может спорить с ним, навязывать свою волю, успокаивать, требовать, приказывать, обманывать, жалеть. Именно в процессе общения со сверстниками впервые отмечаются сложные формы поведения (например, обида, притворство, стремление сделать вид, нарочитое игнорирование, кокетство, фантазирование и др.). Такой широкий диапазон детских контактов определяет богатый функциональный состав общения сверстников, большое разнообразие коммуникативных задач.

Готовые работы на аналогичную тему

Для ребенка до конца дошкольного возраста взрослый человек остается, главным образом, источником новых сведений и образцов действия, а в отношении сверстников уже с 3 – 4 лет ребенок решает более существенный перечень коммуникативных задач:

  • управление действиями партнера,
  • контроль выполнения действий и оценка конкретного поведенческого акта,
  • совместная игра,
  • навязывание своих образцов,
  • постоянное сравнивание.

Для решения всего разнообразия коммуникативных задач необходимо освоение широкого спектра коммуникативных действий.

Отличительные черты общения в дошкольном возрасте

Ярким отличием общения в среде сверстников является его чрезвычайная эмоциональная насыщенность. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников способна отличать их от взаимодействия с взрослыми. По данным Ветровой в среднем в общении между сверстниками наблюдается в 9 — 10 раз больше экспрессивных мимических проявлений, которые выражают самые разные эмоциональные состояния, начиная от яростного негодования и заканчивая бурной радостью.

Действия, направленные в адрес сверстников, характеризуются более аффективной направленностью. В среднем дошкольники в 3 раза чаще одобряют ровесников и в 9 раз чаще вступают с ними в конфликты, чем при взаимодействии с взрослыми людьми. Такую эмоциональную насыщенность контактов дошкольников можно связать с тем, что с 4-летнего возраста сверстники становятся более предпочитаемыми и привлекательными партнерами по общению.

Значимость общения, выражающая степень напряженной потребности в общении и меру устремления к партнеру, значительно больше в области взаимодействия со сверстниками, чем со взрослыми.

Специфические особенности контактов детей со сверстниками

Специфическая особенность контактов ребенка состоит в использовании нестандартных и нерегламентированных средств общения. Если в общении со взрослыми людьми даже самый маленький ребенок придерживается определенных форм поведения, то, взаимодействуя со сверстниками, дошкольник использует самые неожиданные и оригинальные движения (действия).

Для действий ребенка и его движений присуща некоторая раскованность, отсутствие нормированной и заданной величины. Они не подвержены влиянию никаких образцов. Так, дети могут прыгать, принимать причудливые позы, кривляться, передразнивать друг друга, придумывать новые слова и небылицы и др.

Подобная свобода и отсутствие регламентированности в общении дошкольников дает возможность психологам предположить, что общество сверстников может помочь ребенку в проявлении своей оригинальности и самобытного начала. Если взрослый человек способен нести для детей культурно нормированные образцы поведения, то сверстники создают условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений.

С возрастом детские контакты все больше подчиняются общим для всех правилам поведения. Тем не менее, особую раскованность общения, применение непредсказуемых и нестандартных средств считают отличительной чертой детского общения до момента завершения дошкольного возраста.

Еще одной отличительной особенностью общения сверстников в этом возрасте считают преобладание инициативных действий над ответными. Особо сильно это проявляется в невозможности продолжить и развивать беседу, которая распадается по причине отсутствия ответной активности партнера.

Для ребенка этого возраста существенно важнее будет его собственное действие (высказывание), а инициатива сверстника чаще всего не будет им поддержана. Инициативу взрослых людей ребенок принимает и поддерживает примерно в 2 раза чаще.

Чувствительность к влиянию партнера может быть существенно меньше в области общения со сверстниками, чем со взрослыми. Из-за подобной несогласованности коммуникативных действий детей чаще всего порождаются конфликты, протесты и обиды. Перечисленные особенности способны отражать специфику детских контактов в течение всего периода дошкольного возраста. Тем не менее, содержание общения детей значительно изменяется уже к 6 — 7 годам.

В школе дети учатся не только наукам, но и общению: дружить и договариваться, искать компромиссы и настаивать на своём, сближаться и строить границы. Однако не всем эта наука даётся легко. И если с алгеброй и биологией ребёнку поможет учитель, то роль наставника в общении лежит на родителях. В этой статье мы расскажем, как научить ребёнка знакомиться и дружить со сверстниками.

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. Работает со школьниками с 2007 года.

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением

Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:

  • ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается из оттуда грустным;
  • в разговорах не упоминает одноклассников;
  • отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
  • никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.

Почему возникают проблемы с общением

Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.

И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.

Причина 1. Застенчивость

Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.

Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.

Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.

Причина 2: Отношение в семье

«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научиться общаться.

Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».

Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.

Психология общения дошкольников

Причина 3. Отсутствие навыков общения

Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.

Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:

  • не обижай других;
  • ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
  • если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
  • делись тем, что тебе нравится;
  • если тебе доверили секрет — храни его;
  • не ставь себя выше других;
  • учитывай чужие интересы;
  • если друг попал в беду — помоги чем можешь;
  • если друг затеял плохое — останови его;
  • если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
  • принимай помощь и советы от других ребят.

Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.

Причина 4. Неудачный опыт

Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.

Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.

Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.

Причина 5. Неумение постоять за себя

Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.

Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.

Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.

Причина 6. Отсутствие круга общения

Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.

Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.

Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.

Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.

Причина 7. Интроверсия

У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.

Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector