Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Тема нашей очередной статьи: » Особенности психологии детей дошкольного возраста «. Поговорим про особенности развития ребенка начиная с трех лет. Как изменяется восприятие им окружающей действительности. Узнаете на что должны обращать внимание родители растущего малыша. Подробности узнаете прочитав статью полностью!
Особенности психологии детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст определяется психологами с трех лет до семи. В три года у ребенка наблюдается первый возрастной кризис. Семь лет – это тоже период кризиса. То есть дошкольный возраст – это период жизни ребенка от первого до второго кризиса жизни.
Психология детей младшего дошкольного возраста
Трехлетний малыш уже ощущает себя как личность. Впервые он начинает понимать, что он человек, полноценный член семьи. Он учится выполнять семейные обязанности, помогать взрослым. Пытается самостоятельно принимать решения. Это возраст наибольшего восприятия окружающей действительности. Развитие ребенка идет очень быстро. За эти пять лет дошкольного возраста ему необходимо успеть перестроиться с игровой деятельности на учебную.
Помощь родителей состоит в том, чтобы дать необходимые знания, умения и навыки.
Главный вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. В три-четыре года ребенок осваивает ролевую игру, но пока на уровне подражания. Он берет игрушки и проигрывает ситуации, которые видел в жизни или в мультфильмах. Если в этом возрасте этого не происходит – задача родителя научить играть.
Психологии ребенка старшего дошкольного возраста
В возрасте пяти-шести лет ролевые игры уже не подражательные. Малыш сам придумывает сюжет игры, имена героев. Это могут быть как жизненные сюжеты (покупка в магазине, поездка в поезде), так и фантастические. В игре ребенок учится взаимодействовать с людьми, происходит социализация. Ребенок пробует себя в роли взрослого человека, учится на уровне игры принимать решения. Поэтому очень важно не пропустить этот период.
Если в младшем дошкольном возрасте маленький человечек чаще всего играет сам, то в возрасте пяти-шести лет малыш выбирает сверстников, с которыми ему хотелось бы взаимодействовать. Дети собираются в небольшие группы по два-три человека и играют.
В этом возрасте ребенок начинает интересоваться рисованием, лепкой, слушанием сказок. Учеба ему не интересна, хотя элементы учебной деятельности в форме игры можно вводить с четырех лет. Важно поддерживать ребенка во всех его начинаниях. Пробовать все виды деятельности: и аппликацию, и лепку, и рисование, и конструирование. Малышу интересно попробовать все. И это важно поддержать. Это будущий интерес к обучению, который является залогом успешного обучения в школе.
Как изменяется психология детей младшего дошкольного возраста
Развитие памяти
В этом возрасте интенсивно развивается память. Малыш запоминает все: начиная от рекламы по телевизору, заканчивая случайными фразами сказанными родителями.
Развитие памяти в дошкольном возрасте играет огромную роль. Несколько рекомендаций по развитию памяти в игровой форме.
1. Вечером перед сном родитель читает сказку. Утром обсуждает с ребенком, кто был главный герой, куда он ходил, что делал. Можно задавать наводящие вопросы, но важно чтобы он сам вспомнил.
2. На столе расставить три-четыре игрушки. В течение полминуты дать малышу запомнить расположение игрушек. Затем накрыть их платком и поменять две игрушки местами. Открыть платок и попросить ребенка назвать что поменялось.
3. После просмотра любого мультфильма обсудить. Что в нем происходило. Как звали главных героев.
4. Вечером вспоминать вместе с малышом, что происходило в течение дня последовательно (при условии что родитель присутствовал при этом и знает как прошел день).
Мы рассмотрели вопросы особенности психологии детей дошкольного возраста. Рекомендуем также прочитать статью «Особенности психологии детей дошкольного возраста». Расскажем как бороться с проблемой беспомощности и выработать у ребенка способность принимать решения самостоятельно. Подробности в статье!
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Структура сюжетно-ролевой игры
В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы; — тема; — Сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д. Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней — роль (главная, второстепенная); — игрушки, игровой материал; — игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком).
Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали. Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Роль игры в развитии психики ребенка
1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2. Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов. «Хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Колобова Нателла Олеговна
Кандидат психологических наук
Ведущий учебных программ . Психолог-консультант
Психология детства таит в себе множество секретов, открывая которые, мы можем наладить отношения, в первую очередь с сами собой, а затем выстроить их с детьми. Все наши успехи и неуспехи корнями из детства. Оттуда же родом и наша способность или неспособность выстраивать здоровые отношения с близкими, партнерами, руководителями, друзьями.
Изучение психологии детства – важнейший аспект профессионального становления психолога, педагога, социального работника, да и любого родителя.
Те или иные сдвиги, особенности развития могут быть следствием влияния различных факторов — врождённых, приобретённых, органического характера и т.д. Своё значимое влияние на развитие ребёнка оказывает его ближайшее окружение, в первую очередь его семья и его близкие.
Нормальное протекание таких процессов как развитие, становление характера, формировании личности и полноценной жизни возможно в уравновешенном нервно-психическом состоянии ребенка, а для этого важно в какой эмоциональной среде он живёт, какие люди его окружают и как они выстраивают отношения.
Очень сложно самостоятельно избавиться от груза травмирующих, ранящих событий и ситуаций, которые случились с нами в детстве, но для этого есть специалисты, которые профессионально помогут справиться с этой задачей.
Мы предлагаем вам уникальную программу, пройдя которую вы сможете:
- получить ответы на все волнующие вас вопросы по детской психологии;
- сориентироваться в методиках диагностики и коррекции детского поведения и научиться применять некоторые из них;
- изучить закономерности и факты развития ребёнка в первые годы жизни;
- разобраться в своих собственных травмах и проблемах, заложенных в детстве, и мешающих вам чувствовать себя полностью счастливым;
- получить из рук в руки инструменты работы с детьми и взрослыми по решению актуальных трудностей.
Это не просто обучающая программа. Мы предлагаем методический и терапевтический курс одновременно. Мы глубоко убеждены, что проработка своих личных трудностей помогает быть более эффективным в решении проблем других людей, в том числе и детей. Это возможность на какое-то время вернуться в свое детство, по-новому взглянуть на него, переосмыслить трудности, найти ресурсы и, наполнившись, с новыми силами идти в свою жизнь.
Программа насыщена практическими заданиями и упражнениями. Каждый модуль предполагает:
- Диагностику и самодиагностику.
- Арт-терапевтические методики в работе с травмой и трудностями.
- Техники телесной психотерапии.
- Техники работы с метафорическими ассоциативным картами.
- Направленные визуализации.
- Работа в парах и малых группах.
- Просмотр видеоматериалов по актуальным темам.
Программа рассчитана на:
- Психологов, педагогов, воспитателей детских садов,
- врачей-психотерапевтов,
- педиатров,
- социальных работников,
- студентов психологических факультетов,
- родителей,
- тех кто интересуется психологией.
Программа «Детская психология дошкольного возраста».
1 модуль.
Развитие ребенка от перинатального периода до трех лет.
- Введение в детскую психологию.
- Основы перинатальной психологии и педагогики.
- Планирование беременности. Зачатие на разных стадиях жизненного цикла пары. Внутриутробное развитие ребенка. Возможности общения с плодом. Внутриутробная педагогика. Роды. Опыт первой сепарации. Мягкая адаптация.
- Учение о Базовых Перинатальных матрицах С.Грофа. Зависимость жизненных стратегий в зависимости от прохождения каждой матрицы.
- Периодизация психического развития ребенка. Э.Эриксон, З.Фрейд, Л.С.Выготский, М.Монтессори.
- Формирование и развитие диады «Мать – дитя». Теория привязанности.
- Семья как целостная система. Факторы благополучного развития ребенка в семье. Факторы, обуславливающие трудности в развитии ребенка.
- Приоритетные направления в развитии ребенка до года. Игры и игрушки от рождения до трех лет.
- Кризисы в развитии детей в этот период. Правила оптимального проживания кризиса.
- Мама «хорошая» и мама «плохая». Фигура матери в развитии ребенка. Роль отца в жизни ребенка.
- Раннее развитие плюсы и минусы.
- Подготовка к детскому саду.
- Особенности консультирования семей с детьми до 3-х лет.
2 модуль. Развитие ребенка 3-5 лет
- Эдипальная стадия развития (психоаналитическая концепция). Роль родителя своего и противоположного пола в формировании поло-ролевого поведения (идентичности)
- Кризис трех лет. Задачи данного периода, способы преодоления.
- Ребенок и симптом семьи. Зачем симптом семье. Ребенок-функция.
- Психосоматические расстройства у детей. Возможности терапии.
- Проблемы поведения у детей (агрессия, замкнутость, страхи, гиперактивность и т.д.) методы работы с данными проблемами у детей.
- Развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы личности ребенка. Роль игры в процессе развития ребенка. Сюжетно-ролевые игры. Игры по правилам. Дидактические игры.
- Формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми (социализация).
- Особенности консультирования семей с детьми 3-5 лет.
3 модуль. Развитие ребенка 5-7 лет
- Базовые потребности ребенка в возрасте 5-7 лет. Психологические задачи этого возраста.
- Эмоциональное и интеллектуальное развитие дошкольника.
- Подготовка к школе. Приоритеты и ориентиры. Критерии готовности к школе. Роль семьи в формировании учебной мотивации ребенка. Ребенок – «читатель» и ребенок – «зритель».
- Игра в жизни дошкольника.
- Страхи шестилеток – символические переживания страха смерти.
- Сиблинговые (братско-сестринские) отношения. Как подготовить ребенка к рождению младшего. Детская ревность. Влияние порядка рождения на судьбу и характер человека.
- Возможности психотерапии в работе с дошкольниками. Особенности консультирования семей с детьми 5-7 лет.
- Детско-родительские тренинги и занятия.
Программа соответствует нормам обязательного повышения квалификации для специалистов государственных учреждений
Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования:
- Удостоверение о повышении квалификации на 110 часов при наличии у Вас базового среднего и/или высшего медицинского или психологического образования.
- Удостоверение о прохождении курса на 110 часов без наличия базового образования.
После прохождения курса Вы получите дополнительно:
- Методическое пособие .
- Диск с подборкой видеоматериалов.
Режим занятий:
пт с 15:00 до 21:00 в сб – вс с 10:00 до 19:00, перерыв на обед 1 час. (28 акад. часов)
Стоимость:
Стоимость одного семинара: 11700 руб.
Скидки при оплате:
за 1 месяц 10 200 руб. (экономия 1500 руб.)
за курс 29 700 руб.(экономия 5400 руб.)
2х параллельных семинаров стоимость семинара 9 400 руб.(экономия 2300 руб.)
2х параллельных программ стоимость программы 25 400 руб.(экономия 9700 руб.)