Психология детей с дцп

1. Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития.

При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после полутора-двух месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до четырех лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастично- сти, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде четырех — шести лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц появляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными.

  • 2. Уровень работоспособности значительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.
  • 3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности. Так, при поражении в первой половине беременности будет присутствовать грубое недоразвитие интеллекта, а во второй половине беременности психические нарушения будут неравномерны и мозаичны. О. Г. Приходько выделяет два варианта задержки психического развития у детей с данным дефектом:
  • 1) временная задержка темпов психического развития (при своевременной коррекционной работе возможно достижение уровня нормы);
  • 2) состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности, имеющей обратимый характер.
  • 4. Расстройства эмоционально-волевой сферы, могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенно- сти, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.
  • 5. Уровень развития интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая неравномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствии интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.
  • 6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет восемьдесят процентов. Основными формами речевых нарушений являются: задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушения письменной речи.
  • 7. Внимание: недостаточная концентрация.
  • 8. Восприятие: замедлено.
  • 9. Память: снижен объем механической памяти.
  • 10. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) формируется в зависимости от степени ДЦП и тяжести вторичных дефектов.
  • 11. Особенности обучения в школе. Обучение детей с ДЦП осуществляется в специальных учреждениях для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.

Вывод. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и в том числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, лечебная помощь и психолого-педагогическое сопровождение. Дети с ДЦП нуждаются в условиях специального образования.

В нашей стране для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата существует сеть специализированных учреждений разноведомственного подчинения: поликлиники, ясли-сады, школы-интернаты, реабилитационные центры, специализированные санатории, неврологические отделения, психоневрологические больницы.

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Ее цель — подготовка детей к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями и интересами. Лица, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, при условии сохранного интеллекта, имеют право льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Лицам с данным дефектом рекомендуются профессии программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика. Перед поступлением в учебное заведение и при трудоустройстве проводится экспертиза трудоспособности в Медико-социальной экспертизе (МСЭ).

Соотношение двигательного и психического развития. Характеристика и повреждение двигательного акта. Церебральный паралич как основная причина двигательных расстройств в детском возрасте. Причины возникновения детского церебрального паралича. Особенности психического развития детей при различных формах детского церебрального паралича (спастическая диплегия (болезнь Литтля), двойная диплегия, гемипаретическая, атонически-астатическая, гиперкинетическая, смешанные формы).

Особенности ориентировочных действий у детей с детским церебральным параличом. Нарушения психической деятельности: повышенная утомляемость, снижение интеллектуальной работоспособности, инертность психических процессов. Нарушения речевого развития у детей с детским церебральным параличом (задержанное речевое развитие в раннем возрасте и грубые нарушения произношения, общее недоразвитие речи на фоне дизартрических расстройств). Особенности развития различных видов деятельности у детей с детским церебральным параличом.

Психосоциальное развитие детей с детским церебральным параличом тревожно-фобические расстройства, заниженная самооценка, повышенная интровертированность.

Работа психолога в системе специальных коррекционных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Психокоррекционные технологии для детей с церебральным параличом. Использование ортопедических средств, рефлексзапрещающих позиций, массажа.

Семинарское занятие № 3. Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Вопросы для обсуждения:

1. Как связаны между собой двигательное и психическое развитие ребенка?

2. Опишите влияние различных форм ДЦП на дальнейшее социальное и психическое развитие ребенка.

3. Опишите основные тенденции познавательного развития детей с ДЦП.

4. Охарактеризуйте особенности организации и направленность коррекционно-психологического воздействия при работе с детьми с ДЦП.

5. Опишите особенности развития мыслительной деятельности ребенка с ДЦП.

6. Опишите особенности коммуникативной деятельности при ДЦП.

7. Опишите особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка при ДЦП.

Задание на семинар:

Подготовиться к обсуждению по предложенным вопросам. При подготовке обратить внимание на аспект взаимосвязи двигательного и психического развития ребенка. Подготовиться к обсуждению статей, проанализировать их в контексте выше указанных аспектов.

Задание для самостоятельной работы:

Выделить личностные особенности парализованных людей, обусловленные наличием первичного дефекта.

1. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. [Текст]/ Е.Ф. Архипова. — М., 1989.

2. Бадалян, Л.О. Детская неврология. [Текст]/ Л.О. Бадалян. — М., 1987.

3. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. [Текст]/ Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. — Ташкент, 1973.

4. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. [Текст]/ М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. — М., 1980.

5. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. [Текст]/ И.И. Мамайчук. — СПб., 2001.

6. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика. [Текст]/ Е.М. Мастюкова. — М., 1997.

7. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. [Текст]/ Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. — М., 2002.

8. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. [Текст]/ К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. — М., 1972.

9. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Учеб. пособие [Текст]/ Сост. В.М. Астапов. — М., 1995.

Вопросы и задания для самопроверки:

Перечислите причины опорно-двигательных проблем в развитии ребенка

Охарактеризуйте особенности развития психических процессов у детей с ДЦП и их причины

Охарактеризуйте особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП и их причины

Обоснуйте дифференциацию вариантов осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

ВНИМАНИЕ! Занятия проводятся на платформе ZOOM. Для повышения качества обучения рекомендуется присутствовать на занятиях с включенными видеокамерой и микрофоном.

Диагноз ДЦП (детский церебральный паралич) часто звучит как приговор и пугает родителей, педагогов и других специалистов, работающих с такими детьми. Но страх рождается от недостаточной информации и неумения найти правильный подход к ребенку. Как преодолеть этот страх? Как не удариться в крайние формы взаимодействия с ребёнком (от отстранения до гиперопеки)? Как правильно выбрать стратегию воспитания и образовательный маршрут? Как не стать созависимым родителем в такой сложной ситуации? На эти и многие другие вопросы Вы узнаете ответ на вебинаре.

Вебинар рассчитан на психологов, педагогов и других специалистов, работающих в Центрах реабилитации детей-инвалидов,
а также на родителей, имеющих детей с диагнозом ДЦП. Программа может быть также интересна учителям, обучающим детей с данным диагнозом, в том числе, в системе инклюзивного образования.

  • актуализировать имеющиеся знания о психологических особенностях детей с ДЦП;
  • учитывая эти особенности, грамотно организовывать процесс обучения, воспитания и психолого-педагогической абилитации детей с церебральным параличом.
  • Психологические особенности ребенка с диагнозом ДЦП (познавательная, эмоционально-волевая, личностная сфера).
  • Особенности возрастного развития ребенка с ДЦП. Деформации социальной ситуации развития на отдельных возрастных этапах.
  • Основные направления развития, коррекции и социальной абилитации ребенка с ДЦП. Соотношение понятий «абилитация»
    и «реабилитация».
  • Наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми с ДЦП. Структура коррекционно-развивающего занятия
  • Возможности адаптация известных психолого-педагогических технологий к работе с такими детьми: метод М. Монтессори, кинезиологическая гимнастика, правополушарное рисование, БОС-технология.
  • Учет особенностей развития ребенка с ДЦП в процессе обучения и воспитания. Выбор оптимального образовательного маршрута. Работа с учителями и родителями.
  • Значение комплексной абилитации детей с диагнозом ДЦП. Разработка программы комплексной абилитации, ее диагностическое сопровождение.
  • «Внутренняя картина болезни» как ресурс работы с детьми с ОВЗ, в целом, и ДЦП, в частности.

Из истории вопроса

Детский церебральный паралич (ДЦП) это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы. По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 3442 ребенка, страдающих церебральным параличом. За последнее десятилетие в России увеличилось количество детей с детским церебральным параличом.

Первое клиническое описание ДЦП было сделано английским врачомхирургом В. Литтлем в 1861 году. Он впервые доложил об этом на заседании английского Королевского медицинского общества, а затем опубликовал свои наблюдения за детьми, у которых после перенесенной при родах травмы головы развились параличи конечностей (Little, 1862). В течение почти ста лет детский церебральный паралич назывался болезнью Литтля. Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 году на заседании восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден и было дано определение:

«Детский церебральный паралич — не прогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга». В настоящее время этот термин является общепринятым. В 1983 году Л. О. Бадалян предложил другое название детских церебральных параличей — «дизонтогенетические постуральные дискинезии». Автор справедливо отмечает, что поражение нервной системы при ДЦП представляет собой не «поломку» уже готового механизма, а задержку или искажение развития. «Эти нарушения нельзя считать исключительно церебральными, так как механизм реализации патологической двигательной активности лежит не горизонтально, а охватывает всю вертикальную систему регуляции движений» (Бадалян, 1993, с. 214). Безусловно, термин «дискинезии» значительно точнее отражает характер двигательных нарушений при ДЦП, подчеркивает их обусловленность расстройствами онтогенеза локомоторных функций. Хотя термин «детский церебральный паралич» не отражает сущности имеющихся при этом заболевании нарушений, однако его широко используют в мировой литературе, и другого понятия, всесторонне характеризующего эти патологические состояния, до настоящего времени не предложено.

Накоплен большой фактический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Достаточно эффективно разработаны вопросы обучения и воспитания таких детей.

Двигательные расстройства различны по происхождению и проявлениям. По степени тяжести нарушений двигательных функций и двигательных навыков дети делятся на три группы:

1) с тяжелыми нарушениями;

2) со средней степенью выраженности двигательных нарушений;

3) с легкими двигательными нарушениями.

Последовательность и темп созревания двигательных функций у ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП) нарушены. Его двигательный аппарат характеризуется преобладанием примитивных врожденных рефлекторных форм двигательной активности, не свойственных для данного возраста ребенка.

При нормальном развитии эти рефлексы проявляются не резко в первые месяцы жизни. Хватательный рефлекс вызывается прикосновением к ладони. Это приводит к реакции схватывания. Рефлекс ползания возникает от прикосновения к подошвам ног, что влечет реакцию отталкивания. Движения, свойственные этим рефлексам, в дальнейшем угасают. Хватательный рефлекс угасает раньше, чем начинает складываться хватание как произвольный двигательный акт. Рефлекс ползания также не является исходным для развития самостоятельного передвижения. Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики.

Проявление данных и подобных рефлексов во втором полугодии первого года жизни является симптомом риска поражения двигательных зон коры головного мозга.

У детей с ДЦП врожденные безусловные рефлексы не угасают, действие патологических рефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остается стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов.

Отсюда следующая специфическая особенность двигательной сферы ребенка с ДЦП — задержка формирования основных моторных функций. Эти дети овладевают ими в среднем к 3-5 годам. Существенно задерживается становление таких двигательных актов, как повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

Поза сидения в норме формируется к 7-9 месяцам. У детей с ДЦП эта поза оказывается освоенной примерно к 2-3 годам. Задерживается и освоение ползания. Ходьба — это не только новый этап в моторном развитии, но и расширение познавательных горизонтов. В норме ходьба как двигательный акт начинает формироваться с 1 года.

Читайте еще:

Психоаналитику следует вести себя совершенно непосредственно и естественно реагировать на поведение пациента. Нет ничего ужасного в том, что психоаналитика раздражает высокомерие пациента или пуга-ют его грубые манеры. Спешу добавить, однако, что аналитик должен всегда контролировать (Michael.

Исследование этих сновидений полезно еще с другой точки зрения. Сновидения детей всегда имеют такой именно характер, т. е. осмысленный и нестранный; между прочим, это обстоятельство является новым аргументом против объяснения сновидения расстроенной деятельностью мозга во время сна.

Теперь гнев Стэна отражает его заинтересованность в происходящем. Он «отремонтировал» свою внутреннюю систему управления, и это позволило ему согласовать эмоции и поведение, еще глубже осознать, как он любит других.

Представьте, что вы узнали: вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы все это время… Какова ваша первая реакция на это известие. Начали ли вы сразу строить планы или разозлились, что вам дано так мало времени?

Нет ни одного человека, который бы нравился абсолютно всем. Всегда найдутся те, кому он будет неприятен и даже противен. И при этом не важно, что где-то кто-то считает его гением и секс символом.

Зачастую для поддержания «мужской марки», следуя стереотипам поведения состоятельных бизнесменов, мужчины заводят себе молоденьких длинноногих любовниц. Мужскому самолюбию чрезвычайно льстит разница в возрасте лет в пятнадцать-двадцать. Но и с этими девочками они почти не занимаются сексом, а.

Не стоит назначать встречу на следующий день и также не стоит слишком тянуть со встречей. В первом случае у девушки не будет времени на обдумывание ситуации, и она посчитает, что вы слишком торопите события (ну любят девчонки тормозить, что поделать), а во втором она решит, что не интересна вам.

Каждая цель, засеченная таким боевым организмом, классифицируется по своей опасности, и центральный «мозг» командует локаторам «подсветку» самой опасной, готовя ракеты к пуску. Через 14-15 секунд они уже срываются с направляющих, мчась на перехват. В каждой ракете заложена программа погони, и с.

Эта книга не о научных исследованиях, посвященных эксцентричным молодым людям, и не об их характере и истории. Все внимание сосредоточено только на практических методах, с помощью которых этих людей можно изменить. Кроме того, в ней не рассматриваются все трудные люди. Сюда не включены дети и.

главе 7, это усилие направлено на предотвращение массовых движений солидарных групп неевреев и повторение Холокоста.

• Выделите из всех частей те, которые можно поручить кому-то другому (желательно ответственному и пунктуальному) и безотлагательно переговорите со всеми потенциальными помощниками, получите от них согласие и назначьте конкретные сроки.

7. Осуществите от 3 до 4 циклов комфортного напряжения и естественного расслабления мышц кистей и пальцев рук.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector