Психология детей 7-8 лет

Психология детей 7-8 лет

Ребенок 7-8 лет заставляет задумываться родителей найти правильный подход к такому вопросу, как психология воспитания в данный период. Когда ребенку исполняется 7 лет, родители начинают озадачиваться такой проблемой, как кризис семи лет и переход из детского сада в младшую школу.

Психология ребенка 7-8 лет подразумевает тонкий и терпеливый подход к такому вопросу, как воспитание и подготовка к вступлению в школьную жизнь. Не у всех детей в этом возрасте кризис ярко выражен. Многие родители даже могут его и не заметить. Это обусловлено хорошей подготовкой к социализации в детском саду и грамотным подходом к обучению детей воспитателем-педагогом. Главное, что надо делать – это говорить о школе в положительном ключе, как о новом интересном и захватывающем мире приключений и новых познаний.

Психология ребенка в 7 лет имеет свою уникальность и особенность для каждого отдельно. Это зависит от характера и определенных способностей детей, материального благополучия семьи, окружающей воспитывающей и развивающей среды, условий и местности проживания, а также традиций. К сожалению, на сегодняшний день, благосостояние семьи играет важную роль в развитии самооценки у ребенка. Чаще всего она низкая у родителей с недостаточным уровнем дохода. Данного факта не избежать, так как данная оценка задана обществом.

В этом возрасте детки часто хотят примерить на себя роль взрослого. Надо помнить, что они отражают наше поведение в их присутствии или применяемое на них. Поэтому, в первую очередь необходимо задуматься над своим поведением, над своей реакцией на какую-либо ситуацию, над своим видением мира в целом.

В 7-8 лет психология ребенка зависит еще от одного немаловажного фактора – это опека родителей. Если родители занимались гиперопекой над детьми, как правило, такие детки не имеют способности делать что-то самостоятельно. Делая все за ребенка, постоянно жалея его, родители воспитывают в нем отнюдь не трудолюбие. А сталкиваясь с трудностями в школе, такие дети не имеют способность их преодолевать и начинают часто болеть, что бы их вновь пожалели. В будущем, такие люди очень зависимы от других и редко справляются без чьей-либо помощи с поставленными перед ними задачами и достигают высоких целей.

Психология детей 7 лет зависит также от половых различий ребенка – мальчики или девочки. Поэтому подходить к вопросу воспитания необходимо комплексно и грамотно.

Психология детей 7-8 лет

Период раннего школьного возраста является одним из самых сложных в процессе воспитания и развития малышей. Психология детей 7-8 лет такова, что им приходится адаптироваться к новым условиям – школьно жизни, привыкать к определенным обязанностям, ритму, распорядку, связанному с учебным процессом.

С началом школьного периода жизни малыша, его эмоциональное развитие значительно зависит от того опыта, который ребенок получает вне домашних стен. Страхи малыша отражают его восприятие внешнего мира, горизонты которого теперь значительно расширяются. Непонятные и вымышленные страхи прошлых лет сменяются новыми, более осознанными: визиты к доктору, природные явления, отношения с одноклассниками. При этом страх склонен принимать форму тревоги или беспокойства.

В этот период дети стремятся занять определенные позиции в системе отношений класса. На эмоциональное состояние малыша все больше влияют его отношения с одноклассниками, а не только успехи в учебном процессе и взаимоотношения с учителями. На момент прихода в школу отношения детей руководствуются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых.

Детям 7-8 лет склонны к проявлению непосредственности и доверчивости. Родители должны понимать и принимать эти особенности, бережно относиться к проявлениям искренности, прямолинейности в разговорах и поступках ребенка. При этом процесс обучения в школе и связанное с этим усиленное интеллектуальное развитие создает основу для более совершенного формирования эстетических и нравственных чувств у малышей, для тонких переживаний, возникающих при общении с природой, произведениями искусства, литературы, живописи, музыки, а главное — с людьми. Эти особенности психологии детей 7-8 лет требуют особого отношения со стороны взрослых – учителей и родителей.

В этот период у ребенка могут проявиться признаки кризисного периода – манерность, непослушание, кривляние. Эти качества малыш начинает проявлять почти во всем, от выбора одежды, заканчивая выполнением работы по дому. Многим родителям знакома ситуация, когда они часами уговаривают малыша сделать что-либо, например, убрать в комнате, а тот демонстративно игнорирует просьбу, пререкается. Это и есть одно из ярких проявлений так называемого кризиса 7 лет.

Процесс воспитание детей 7 лет, которые переживают кризисный период, должен быть основан на принципах поддержки ребенка, проявлении понимания, но в то же время жесткости и непоколебимости решений взрослого.
Взаимодействие с ребенком, переживающим кризис 7 лет, не должно иметь подавляющий характер. Ведь именно протест против воли родителей является основой детского непослушания. Поэтому излишне авторитарный стиль воспитания может лишь усугубить ситуация. Ребенок замкнется, начнет отдаляться от взрослого.

Рекомендации для родителей детей 7-8 лет
Основное требование ребенка в этом возрасте – чуть больше свободы, самостоятельности в поведении, принятии решений. Дайте ребенку желаемое, проявите поддержку его стремлениям развивать свою самостоятельность и независимость.

Примените систему самоконтроля как в учебном процессе, так и в вопросах хозяйственно-бытового характера. Как инструменты самоконтроля используйте дневники – чтения, поведения, спортивных тренировок, работы по домашнему хозяйству. Малыш должен учиться планировать и контролировать свои действия.

Возрастные особенности детей

Учебная деятельность становится ведущей.

Структура учебной деятельности (Д.Б.Эльконина):

1. Учебная задача — это то, что ученик должен освоить.

2. Учебное действие-это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

3. Действие контроля — это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4. Действие оценки — определение того, достиг ли ученик результата или нет. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка.

1. Учебно-познавательная мотивация;

2. Научные понятия;

3. Учебной деятельности;

Физические

1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.

2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.

3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

1. Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.

2. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.

3. Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.

Интеллектуальные

1. Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.

2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.

3. Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»

4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.

5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

1. Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.

2. Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.

3. Заучивать каждый раз что-то одно новое (стих, песню, имена героев и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.

Эмоциональные

1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.

2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.

3. Ребенок нуждается в любви и опеке.

4. Старается помочь маме по дому и учителям.

1. Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.

2. Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».

3. Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.

4. Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.

Социальные

1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.

2. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.

1. Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.

2. Планируйте совместные мероприятия всей семьей. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.

Практические советы по воспитанию и обучению в соответствии с возрастными особенностями детей от семи до восьми лет. Затрагивают физическую, социальную, эмоциональную и духовную сферы.

Физические

  1. Главное занятие – игра. Ребенок учится через игру. Нуждается в движении.
  2. Быстро утомляется. Слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, мышцы глаз.
  3. Начинает осознавать половые различия.
  4. Внимание не превышает 5-10 минут. Желает слушать повторно один и тот же рассказ.
  5. Внимание неустойчивое, легко переключается.

Предлагаем:

  • Обучать в игре. Подбирать игровые песни.
  • Чередовать активные и спокойные занятия.
  • Правильно отвечать на вопросы по поводу половых различий.
  • Рассказы и уроки должны быть короткими, но они могут повторяться на следующих занятиях.
  • Использовать яркие пособия, игрушки; ребенок будет внимательным более 10 минут, а затем – смена пособий и видов деятельности, после рассказа – физ. минутка, песня.

Умственные

  1. Делает открытия через вопросы. Задает около 60-70 вопросов в день. Может повторить один и тот же вопрос много раз.
  2. Формирование пассивного и активного словаря. Словарный запас примерно 500 -1500 слов. Играет со словом, изучает его. Значение многих слов еще не понимает. Не понимает абстракций.
  3. Представления ребенка о времени, пространстве и числах довольно ограничены. Задает много вопросов по этому поводу.
  4. Обладает огромной любознательностью и воображением. Игрушки для него живые.
  5. Все больше и больше понимает смысл библейских рассказов, а также значение и практическое применение библейских понятий в жизни.
  6. Ребенок уже может запомнить небольшие стихи, песни, золотые стишки. Однако, память кратковременная, ее объем невелик. Быстро забывает.

Предлагаем:

  • Обучение через вопросы. Отвечать на вопросы кратко и честно.
  • Следует формировать все стороны речевой деятельности. Избегать абстрактных понятий. Объяснять незнакомые слова.
  • Учитывать при подготовке библейского рассказа представления ребенка о времени.
  • Научите ребенка быть правдивым. Помогите ребенку сказать правду: «То была не настоящая история, не так ли? А теперь расскажи мне, что произошло на самом деле. Ты можешь вспомнить, как это было?»
  • Рассказывайте библейские истории о детях, о детях из других стран, их жизни, обычаях, духовных нуждах.
  • Перед заучиванием библейского стиха объяснить духовную истину так, чтобы это касалось их повседневной жизни.

Эмоциональные

  1. Ребенок учится управлять собой. Эмоционально нестабилен.
  2. Может быть очень боязливым. Боится темноты, чужих людей и т.д.
  3. Эмоции неустойчивые, кратковременные.
  4. Использует весь набор чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  5. Ребенок часто демонстрирует ревность, особенно, когда в доме появляется другой малыш.

Предлагаем:

  • Быть терпеливым к ребенку, относиться к нему с любовью, говорить ему слова любви.
  • Будьте осторожны, рассказывая детям о Божьем суде, о втором пришествии.
  • Легко переключить эмоции ребенка, если вызвать сильный интерес к чему-то.
  • Используйте чувства в ознакомлении с истинами Библии. Пусть ребенок попробует опресноки, обоняет благовония, услышит звук рога шофера, потрогает лист растения.
  • Подготовьте ребенка к появлению малыша в доме, позвольте помогать, заботиться о нем.

Социальные

  1. Ребенок любит и хочет угождать. Ему нравится быть с детьми его собственного возраста в детском саду, в воскресной школе, с соседями. Он может хорошо с ними общаться.
  2. Может быть застенчив с теми, кто ему незнаком.
  3. Слабый элемент соревновательности.
  4. Стремление к труду в этом возрасте сильное.
  5. Сильное чувство «я» и «мое», маленькие «жадины».
  6. Нуждается в постоянном поощрении, похвале.
  7. Доверчив, абсолютный авторитет взрослого, легко поддаётся внушению.

Предлагаем:

  • Формировать правильные отношения между детьми и взрослыми.
  • Помочь ребенку познакомиться и подружить его с другими детьми.
  • Во время игры не разбивать на команды.
  • Использовать форму поручений – индивидуальных, групповых (в труде, обучении, как в семье, так и в лагере, детском саду). Поручения должны быть по силам.
  • Учите на примерах Библии доброте, жертвенности.
  • Благодарите, поощряйте, хвалите при всяком удобном случае.
  • Учите детей на хороших примерах, но старайтесь не сравнивать детей, знакомых друг другу. Это вызывает зависть и ревность.

Духовные

  1. Ребенок очень наивно верит всему, что говорят.
  2. Ребенок чувствителен ко греху или плохим поступкам в своей жизни. У него усиливается нужда в безопасности, которая может быть удовлетворена только во Христе. У ребенка складывается сознательное отношение к Богу, Иисусу Христу, Библии, Церкви. Если ребенок чувствует доверие к Богу, то у него возникает любовь к Нему.
  3. Ребенок уже может своими словами разговаривать с Богом. Может почитать Бога и служить Ему. Есть желание покаяться.

Предлагаем:

  • Надо быть абсолютно правдивым в своих ответах на многочисленные вопросы ребенка.
  • Учить духовным истинам, о Боге Творце и Небесном Отце, о Библии, которые послужат основанием для принятия им Христа своим Спасителем.
  • Научите ребенка молиться. Пусть это станет его ежедневной потребностью утром, перед едой, перед сном. Пусть ребёнок примет Спасителя в сердце.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector