Психология детей 4-5 лет

Психология детей 4-5 лет

Достигая 4 летнего возраста, дети начинают разделять всех людей по половой принадлежности. Стоит отметить, что мальчики стараются уступать девочкам, начинают вести себя сдержано при них. Девочки, в свою очередь, осознают, что они намного скромнее мальчиков, слабее, деликатнее. Еще одной особенностью детей такого возраста является повышенный интерес к ролевым играм. Они увлеченно входят в образ повара, пожарника или доктора.

Также в этом возрасте формируется вкус, собственный взгляд на красоту. Например, малыш старается отстоять свой выбор, определившись самостоятельно с одеждой и обувью на прогулку. Психологи советуют учитывать выбор ребенка или хотя бы предоставлять ему несколько вариантов комплектов одежды утром, чтобы он мог проявить себя. Установить свои правила он пытается не только в одежде. И в допустимых пределах ему нужно позволить это сделать.

Следует обратить внимание на то, что в четыре года дети различают интонацию родителей и по ней способны понять серьезность настроя родителей в данный момент. Задача родителей поспособствовать развитию сопереживания, научить ценить и уважать чувства других людей, выходить из сложных ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками.

Детские психологи называют период 3-4 лет «стадией почемучки». Малыша интересует вся сложность окружающего мира, что как устроено, что как работает, почему трава, небо, солнце имеют свой цвет и т.д. Как должны вести себя родители, чтобы помочь ребенку адаптироваться к миру и развиваться психологически здоровым человеком?

В полной семье должно тоже произойти разделение по половому признаку. Мамы должны учить девочек выбирать одежду, прически, приобщать к уборке и приготовлению пищи. Отцы прививают мальчикам любовь к спорту, учат выполнять домашние дела, показывают, как постоять за себя и защитить девочку (маму). В этот период родители становятся примером для подражания, а это говорит о том, что к своему поведению нужно присмотреться особенно внимательно.

В этом возрасте у детей активно развивается воображение, они выдумывают истории, в которых добиваются того, чего в обычной жизни по каким-то причинам не получают. Ни в коем случае нельзя скептически относиться к мечтам и планам на будущее вашего малыша. Это может спровоцировать его закрыться от мира и семьи.

Обратной стороной медали в развитии фантазии являются частые кошмары и страхи, придуманные самими детьми. Следует так же внимательно относиться к проявлению чувств маленькой личности, что он хотел показать проявлением тех или иных эмоций. Ни в коем случае не следует игнорировать выбранную им модель поведения.

Дети этого возраста эмоционально реагируют как на похвалу, так и на замечания, они становятся очень чувствительными и ранимыми. Чтобы избежать психологической травмы и развития комплексов, следует очень тщательно подбирать слова для выражения недовольства поведением ребенка. Ни в коем случае не стоит употреблять обидных слов, сравнивать его с другими детьми и упрекать в несовершенстве.

Усиленно развивается изобразительная деятельность. Более детальными становятся рисунки, изображая человека, ребенок выделяет туловище, глаз, рот, нос, волосы. Ему становится понятно, что, изображая девочку, следует нарисовать длинные волосы, платье. Дети такого возраста совершенствуют и техническую сторону изобразительного искусства, с легкостью изображают знакомые им геометрические фигуры, вырезают и наклеивают аппликации. Больше всего в этом возрасте малышей занимает творческая деятельность, они с удовольствием занимаются лепкой из пластилина. Параллельно очень активно развивается и сочинительная способность. Ребенок может самостоятельно закончить какую-нибудь историю, бурная фантазия является отличным помощником в этом вопросе. Совместная деятельность способствует развитию творческих способностей ребенка. После совместного просмотра мультфильма, можно постараться нарисовать увиденное.

Из конструктора ребенок 4-5 лет способен выстроить более-менее сложную композицию, взятую из собственного воображения.

Следует внимательно отнестись к речи ребенка в этот период. Словарный запас должен обогащаться с каждым днем, звуки, произносимые малышом, должны быть правильными и четкими.

Не стоит также забывать об интеллектуальном развитии, от которого зависит дальнейшее обучение в школе.

Для того чтобы помочь своим детям, родители должны знать психологические особенности ребенка в возрасте 4-5 лет. Они могут блокировать детские страхи, должны пытаться контролировать слишком бурную фантазию, направляя энергию ребенка в игры, познавательные беседы, стараться формировать личность ребенка без придирок и сравнений. Не обязательно быть психологом, вполне достаточно прочитать несколько статей на данную тему и просто любить своего ребенка.

Психология детей 4-5 лет

В период дошкольного детства ребенок активно развивается, исследует мир и изучает себя в нем. К 4 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что четырехлетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Физическое развитие ребенка 4 лет

К четырем годам дети приобретают следующие моторные навыки:

  • Уверенно прыгать с места и с разбега;
  • Бегать, быстро меняя направление;
  • Стоять на одной ноге;
  • Взбираться по веревочной лестнице;
  • Преодолевать препятствия;
  • Ходить и стоять на цыпочках;
  • Кувыркаться вперед;
  • Ездить на самокате и велосипеде с боковыми колесами.

У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде.

Психология детей 4-5 лет

Особенности умственного развития ребенка в 4 года

Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление крохи. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана Монтессори-среда, в которой есть все, что нужно для развития малышей в соответствии с возрастом и их потребностями.

К 4 годам обычно становится понятно, какой канал восприятия мира развит у ребенка лучше всего: зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный) или тактильный (кинестетический). Так, к примеру, некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребенок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать гармоничному развитию малыша.

Психология детей 4-5 лет

Итак, интеллектуальное развитие ребенка в 4 года характеризуется следующими умениями и навыками:

  • Считать до 5;
  • Знать некоторые цифры и буквы;
  • Знать основные геометрические фигуры;
  • Сравнивать предметы;
  • Определять положение в пространстве (перед, за, над, под, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, посередине);
  • Собирать пазлы;
  • Выполнять задания по образцу;
  • Находить лишнее, исправлять ошибки;
  • Знать времена года и их признаки;
  • Знать названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.

Развить интеллект ребенка и также весело провести время в кругу семьи помогут различные игры.

  • Мышление детей 4 лет является образным. Чтобы думать о предмете, им не обязательно видеть его. Для этого четырехлетки используют образы, сохраненные в памяти.
  • Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что произвело на них впечатление.
  • В этом возрасте внимание малышей становится избирательным и целенаправленным, но четырехлетки все еще не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности. Именно поэтому умственный труд должен обязательно чередоваться с физической активностью.
  • К 4 годам у ребенка обычно формируется ведущая рука. Ей он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако по-прежнему нужно развивать мелкую моторику обеих рук.

Психология детей 4-5 лет

Материал содержит описание психологических особенностей развития детей 4-5 лет, а также рекомендации для родителей.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskie_osobennosti_razvitiya_detey_4-5_let.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности развития детей 4-5 лет.

В каждом возрастном периоде поведению, а также умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития знания и умственные способности ребенка постепенно углубляются, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности ребенка.

Основной и ведущей деятельностью пятилетнего ребенка является освоение различных норм и линий поведения взрослых. Это период подражания, своеобразная игра в пап и мам.

Многие родители пристально наблюдают за поведением ребенка. Череда радости первым успехам сменяется рядом горьких неудач в процессе воспитания подрастающего поколения. К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить сложившуюся ситуацию в поведении ребенка. Не каждый может вспомнить себя в подобном возрасте и требуют от ребенка действий логичных с точки зрения взрослых людей.

Следует понимать, что психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития лишь в самом начале жизненного пути. Ребенку предстоит многому научиться. Он пока лишь копирует поведение родителей и окружающих его взрослых людей, не до конца осознавая процесс подражания.

В четыре года ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует разные знакомые ему предметы окружающие его. Любит рисовать маму, папу и животных. Ребенку полезно раскрашивать познавательные картинки: овощи, фрукты, животных, транспорт, профессии людей и т. д. Необходимо развивать координацию движения, готовить руку ребенка к письму. В этом возрастном периоде ребенок все еще ориентируется на подражание взрослым, он копирует их действия, манеру поведения, повторяет слова и выражения и даже интонацию в речи. Поэтому необходимо тщательно следить не только за тем, как вы общаетесь с ребенком, но и с окружающими.

В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции — чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими — радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений.

В этот возрастной период развивается память , закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок может делать самостоятельные суждения , высказывать свое мнение. В этом возрасте дети любят «игры-угадайки». Так же в этом возрасте ребенок любит слушать, как вы читаете ему книги. С ребенком нужно играть в игры, которые помогут ему сформировать собственное мнение, попробовать себя в какой-то роли. Для этой цели лучше всего подходят наборы врача, парикмахера, игрушечный телефон, кукольный домик с мелкой мебелью, машинки и т. д. В этом возрасте ребенок настолько легко схватывает все на лету и впитывает в себя, что его легко многому научить. Всегда поощряйте его любознательность, интерес к чему-либо, в процессе игры объясняйте все, что его интересует, рассказывайте что-то новое. Честно и доступно отвечайте на все его вопросы. Вместе рассматривайте одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали. Такую игру можно назвать «Что лишнее? », «Найди отличие? », «Чего не стало?». Не предъявляйте к ребенку повышенных требований, дети не способны заниматься больше 10 минут не отвлекаясь.

Возраст четырех-пяти лет благоприятный период для развития имеющихся способностей — музыкальных, художественных, умственных, двигательных. Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя.

В этом возрасте у ребенка присутствуют определенные страхи , он боится потерять любовь и внимание взрослых. Это проявляется в том, что у ребенка могут возникать различные фобии — он отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваше пристальное внимание и забота помогут ему преодолеть страхи и неуверенность в себе. Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него разнообразные положительные эмоции. Общайтесь с ним на равных, ребенок это очень ценит. Как можно чаще принимайте участие в занятиях дома, на улице, во время игр, спортивных занятий. Хорошее воздействие на психологическое развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном.

Вам как родителям малыша 4-5 лет важно:

  • Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
  • По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу
  • Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
  • Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами
  • Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
  • Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
  • Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее
  • Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. Каждый ребенок уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей. В свою очередь родители должны вникнуть в проблемы детей, потратить на них больше времени. Главная задача грамотно помочь ребенку в преодолении всех его страхов и проблем в поведении.

В каждом возрастном периоде поведению, а также умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития знания и умственные способности ребенка постепенно углубляются, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности ребенка.

Основной и ведущей деятельностью пятилетнего ребенка является освоение различных норм и линий поведения взрослых. Это период подражания, своеобразная игра в пап и мам.

Многие родители пристально наблюдают за поведением ребенка. Череда радости первым успехам сменяется рядом горьких неудач в процессе воспитания подрастающего поколения. К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить сложившуюся ситуацию в поведении ребенка. Не каждый может вспомнить себя в подобном возрасте и требуют от ребенка действий логичных с точки зрения взрослых людей.

Следует понимать, что психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития лишь в самом начале жизненного пути. Ребенку предстоит многому научиться. Он пока лишь копирует поведение родителей и окружающих его взрослых людей, не до конца осознавая процесс подражания.

В четыре года ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует разные знакомые ему предметы окружающие его. Любит рисовать маму, папу и животных. Ребенку полезно раскрашивать познавательные картинки: овощи, фрукты, животных, транспорт, профессии людей и т. д. Необходимо развивать координацию движения, готовить руку ребенка к письму. В этом возрастном периоде ребенок все еще ориентируется на подражание взрослым, он копирует их действия, манеру поведения, повторяет слова и выражения и даже интонацию в речи. Поэтому необходимо тщательно следить не только за тем, как вы общаетесь с ребенком, но и с окружающими.

В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции — чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими — радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений.

В этот возрастной период развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок может делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этом возрасте дети любят «игры-угадайки». Так же в этом возрасте ребенок любит слушать, как вы читаете ему книги. С ребенком нужно играть в игры, которые помогут ему сформировать собственное мнение, попробовать себя в какой-то роли. Для этой цели лучше всего подходят наборы врача, парикмахера, игрушечный телефон, кукольный домик с мелкой мебелью, машинки и т. д. В этом возрасте ребенок настолько легко схватывает все на лету и впитывает в себя, что его легко многому научить. Всегда поощряйте его любознательность, интерес к чему-либо, в процессе игры объясняйте все, что его интересует, рассказывайте что-то новое. Честно и доступно отвечайте на все его вопросы. Вместе рассматривайте одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали. Такую игру можно назвать «Что лишнее? », «Найди отличие? », «Чего не стало?». Не предъявляйте к ребенку повышенных требований, дети не способны заниматься больше 10 минут не отвлекаясь.

Возраст четырех-пяти лет благоприятный период для развития имеющихся способностей — музыкальных, художественных, умственных, двигательных. Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя.

В этом возрасте у ребенка присутствуют определенные страхи, он боится потерять любовь и внимание взрослых. Это проявляется в том, что у ребенка могут возникать различные фобии — он отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваше пристальное внимание и забота помогут ему преодолеть страхи и неуверенность в себе. Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него разнообразные положительные эмоции. Общайтесь с ним на равных, ребенок это очень ценит. Как можно чаще принимайте участие в занятиях дома, на улице, во время игр, спортивных занятий. Хорошее воздействие на психологическое развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном.

Вам как родителям малыша 4-5 лет важно:

  • Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
  • По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу
  • Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
  • Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива • Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами
  • Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
  • Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
  • Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее
  • Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. Каждый ребенок уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей. В свою очередь родители должны вникнуть в проблемы детей, потратить на них больше времени. Главная задача грамотно помочь ребенку в преодолении всех его страхов и проблем в поведении.

Психология детей 4-5 лет

Возраст 4-5 лет считается не только самым интерактивным периодом в жизни ребенка. Период среднего детства отмечен рядом негативных проявлений:

  • строптивостью,
  • упрямством,
  • непослушанием.

Именно в возрасте 4-5 лет формируется процесс самоутверждения, перерастающий зачастую из позиции «Я сам знаю» и «Я сам» в классический нарциссизм — восхваление себя самого, что приводит к конфликтам с родителями, в которых ребенок может обозвать старшего и проявить достаточную степень агрессии.

Но этот же период характеризуется стремительным интеллектуальным развитием. Ребенку свойственно самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, конструкторские и предметные игры.

Основной и ведущей деятельностью пятилетнего ребенка является освоение различных норм и линий поведения взрослых. Это период подражания, своеобразная игра в пап и мам.

Психология детей 4-5 лет

Многие родители пристально наблюдают за поведением ребенка. Череда радости первым успехам сменяется рядом горьких неудач в процессе воспитания подрастающего поколения. К сожалению, родители не всегда способны адекватно оценить сложившуюся ситуацию в поведении ребенка. Не каждый может вспомнить себя в подобном возрасте и требуют от ребенка действий логичных с точки зрения взрослых людей.

Следует понимать, что психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития лишь в самом начале жизненного пути. Ребенку предстоит многому научиться. Он пока лишь копирует поведение родителей и окружающих его взрослых людей, не до конца осознавая процесс подражания.

Копируя людей из внешнего круга: продавца соседней булочной, воспитателя из детского сада, охранника из офиса напротив, ребенок пытается вписать себя в окружающий мир. На данном этапе просыпается естественное стремление к общению со своими сверстниками, и ребенок начинает окружать себя стремительно растущей ватагой таких же детей, как и он сам. Это период, когда «мышиная возня» в песочнице с бесконечной чередой ссор и обид, связанных с отобранными игрушками, заканчивается и наступает всеобщее перемирие, с общими играми в большой компании.

Психология детей 4-5 лет

Ближе к пяти годам ребенок перестает путать понятия «вчера» и «завтра». Его память стремительно развивается и становится в достаточной мере цепкой. Он легко вычленяет лишний предмет из приведенной линейки аналогов. Пятилетнему ребенку не составляет труда выучить песенку, прочитать на память стихотворение. Ребенок с легкостью запоминает несколько иностранных слов и начинает применять их по смыслу.

Пятилетний возраст ребенка – особенный. В этот период проявляются зачатки лидера. В этом возрасте свои правила и роли, на которые каждого ребенка определяют сами дети его окружающие.

С четырех до пяти лет происходит значительный скачок в осознании окружающего мира ребенком. За 365 дней мышление преодолевает массу метаморфоз.

От превалирующего эгоцентризма – восприятия окружающего пространства только со своей точки зрения и полного отсутствия восприятия чужого понимания. Как правило, ребенок в возрасте 4-х лет не улавливает связи между предметами.

Психология детей 4-5 лет

Через синкретизм мышления, способности вычленять отдельные детали из общей массы факторов, но пока не способен связать их воедино. Этот период считается переходным к завершающей стадии формирования мышления к стадии анимизма – проецирования собственного «Я» на окружающие предметы: реки, облака, машины.

Завершается этот отрезок фактически полной гармонизацией отношений ребенка и родителей. К пятилетнему возрасту ребенок ощущает привязанность к родителям, их любовь и нежность. Пытается сам платить той же монетой.

Пятилетний возраст ребенка считается критическим моментом для окончательного формирования чувств любви не только к родителям, но и распространение этого чувства на чужого человека.

  • В пятилетнем возрасте устанавливаются достаточно прочные взаимоотношения со сверстниками, и определяется характер отношений: лидерство – подчинение.
  • Также прогрессирует развитие практического мышления и, логики, а также усовершенствование способностей к собиранию мелких предметов, например, конструкторских игр.
  • Проявляются способности к музыке, рисованию, пению, танцам.
  • Пятилетний период считается высшей фазой проявления любознательности, а также воображения, развитию способности к абстрактному мышлению.
  • Также данный период относится к фаллической стадии, наступающего психо-сексуального развития ребенка, конечной фазой которого служит преодоление эдипова комплекса.

Как заключение можно отметить, что в период с 4-х до 5-ти лет формируется основной аспект психики человека – совесть, как цензора морального суждения.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Психология детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет в мозгу ребенка активно формируются отделы, которые отвечают за прием и переработку информации, полученную от органов чувств. Кроме того активно развивается правое полушарие мозга, которое отвечает за постижение новых знаний: навыки элементарных математических подсчетов, чтения и письма. Поэтому следует подталкивать ребенка к использованию ресурсов мозга и начинать постепенно обучать его дошкольным навыкам. Можно начинать изучать иностранные слова, буквы, стараться писать и слагать из букв слова, учиться считать и делать несложные математические примеры.

Психология ребенка 4-5 лет находится в зачаточном формированию. На данном этапе малыш во многом копирует поведение окружающих людей, впитывает словно губка как хорошую, так и плохую линию поведения. Ребенку сложно дается понимание того, что плохо, а что хорошо. В связи с этим малыш может вызывать у родителей недоумение теми или иными своими повадками. Девочки 4-5 лет все чаще хотят быть похожи на взрослых женщин, которые их окружают. Мамы нередко замечают тягу своих дочерей к косметике, иногда малышки копируют поведение воспитателей и других детей. В психологии ребенка 4-5 лет заложено стремление общаться с другими детьми, но помимо мирной игры именно в этом возрасте начинают зарождаться первые обиды и вспыхивают ссоры.

В этот период у детей активно развивается память. Они начинают без особого труда заучивать знакомые слова, стихи, песни, фразы взрослых и сверстников. Поэтому будьте осторожны в выражениях при общении с ребенком 4-5 лет, ведь он может удивить вас совсем не детским словарным запасом. Детки становятся более любознательными и сосредоточенными. Теперь они умеют подолгу акцентировать свое внимание на какой-то одной игре, поэтому самое время приобщить его к творческим занятиям. До 4-5 лет психология ребенка построена так, что он не улавливает связи между предметами, в то время как после прохождения данного рубежа малыш начинает выделять определенные факторы и связывать их воедино. Уже 4-5 лет ребенок помимо привязанности к родителям, вызванной инстинктами, начинает ощущать чувство похожее на любовь. Именно в этот период малыш нуждается в родительском внимании и нежности наиболее остро. В то же время ребенок начинает адекватно воспринимать похвалу и наказания. Теперь он улавливает связь между своим поведением и реакцией на него родителей. Поэтому можно начинать прививать ребенку принципы морали, взывать к совести и объяснять общечеловеческие аспекты хорошего поведения.

Занятия с детьми 4-5 лет не должны превышать получаса. Ребёнок может заниматься сам, главное поставить задачу и конкретизировать её.

Дети прошли сложнейшие этапы формирования слуха, зрения, отделов головного мозга, отвечающих за творческую направленность. Общаться с ними стало проще, ведь к четырём годам у них уже большой словарный запас и они многое могут объяснить. Играя, малыши фантазируют. Теперь им необязательно держать предмет в руках, чтобы представить, какой он на ощупь. Это делает общение с ребятишками интереснее, а игры не требуют больших материальных затрат, потому что нужные предметы они способны сделать самостоятельно из конструктора или пластилина.

Психология детей 4-5 лет

Остаются ещё проблемы с произношением определённых звуков. Некоторым детям трудно на уроках музыки не из-за того, что они её не слышат – они просто не понимают, как правильно извлечь необходимый звук. В этом им прекрасно помогают духовые музыкальные инструменты – свирели, блок-флейты, звукарики.

Система занятий с детьми по методике Эдельвены Яковлевны Смеловой известна более 20 лет. Стремясь вылечить от постоянных простудных заболеваний своего внука, она разработала простые упражнения. Эти занятия помогли многим детишкам стать здоровее. Слабослышащим малышам дали возможность ощутить музыку, а некоторым из них даже петь. Распространению этой методики поспособствовала Марина Львовна Космовская – доктор искусствоведения. Она же разработала программу музыкальных занятий из девяти уроков для свирели.

Кратко о построении занятий

За год следует освоить с ребёнком 9 уроков, это научит его правильно вдыхать и выдыхать. Читайте статью: «Дыхательная гимнастика для детей». Постоянная тренировка лёгких делает детей менее уязвимыми перед простудой. Мышечная память при воспроизведении голосом сыгранного на духовом инструменте звука помогает сделать его чистым по высоте. Это достигается благодаря тому, что положение языка и гортани при игре на инструменте и вокальном воспроизведении одинаково.

На первом уроке (на него выделяется несколько недель) даётся задание воспроизвести щебет птиц. Такая игра нравится детям. Им не нужно знать, для чего это делается, просто должно быть интересно. Программа составлена так, что малыши на не только играют и поют. Они иллюстрируют свои эмоции на бумаге, сочиняют четверостишия о нотах, буквах, цифрах, танцуют и изображают животных, о которых поют. Занятия на свирели или звукарике длятся не более 10 минут, но это помогает детворе подготовить голосовой аппарат и поднимает настроение.

Для владения этими инструментами не нужно быть музыкантом. При помощи методички Марины Львовны Космовской можно научиться играть несколько знаменитых мелодий. Записаны они цифрами от 1 до 7, что соответствует количеству закрытых отверстий на инструменте.

Занимаясь с ребёнком на любом духовом инструменте по 5–15 минут в день, вы поможете ему:

  • укрепить здоровье;
  • развить слух;
  • научиться петь и правильно произносить звуки.

Психология воспитания

Энергию, которую ребёнок 4–5 лет не всегда способен держать под контролем, можно направить ему на пользу. В этом помогут занятия в танцевальных коллективах или спортивных кружках. Набор в секции художественной гимнастики и бального танца начинаются с этого возраста, потому что дети очень пластичны. Даже те, кому от природы не дана гибкость, в этот период легко разовьют в себе необходимые навыки.

  • Воспитание 4-летнего чада основывалось на игровых моментах. Резко отступать от принципа «учить, играя» нельзя. Просто с каждым днём задания нужно усложнять. Скоро малышу предстоит влиться в коллектив школьников. Чтобы малыш был успешным, методично готовьте его к занятиям.

    Многие родители стараются научить своё чадо с четырёх лет читать и считать. Но главной задачей в этом возрасте является развитие способности анализировать, группировать, логически мыслить.

    Именно эти навыки в первую очередь будет оценивать психолого-медико-педагогическая комиссия. Результаты собеседования впоследствии повлияют на то, по какой программе будет учиться ребёнок.

    В помощь родителям издательствами выпускаются различные методические материалы :

    • прописи для малышей;
    • карточки с домашними и дикими животными;
    • с овощами и фруктами;
    • посудой;
    • мебелью.

    Много интересных развивающих игр печатает детский журнал «Умняша». 4-летний ребёнок может заниматься сам, главное – поставить перед ним задачу и конкретизировать её. После выполнения проверьте задание и похвалите малыша за старание.

    Занятия любого вида для дошкольников не должны превышать получаса. Это касается и развлекательных мероприятий. Дети в этом возрасте неспособны долго заниматься одним и тем же делом, их внимание начинает рассеиваться, они утомляются, что приводит к угнетённому состоянию и даже к слезам.

    Что вы знаете о своем ребенке, о его индивидуальных особенностях в этом возрасте. Знание психологии ребенка очень важно, так как оно помогает не совершать определенных ошибок в воспитании. Важно знать и понимать, что ребенку доступно в этом возрасте, а что нет. С помощью психологии, вы можете корректировать поведение вашего малыша. Также давать ему ту информацию, и тот объем материала который он способен усвоить в 4 года.

    Четыре года – время, когда многие мамы впервые отводят свое чадо к детскому психологу. Что-то такое появляется в поведении и характере, что заставляет родителей беспокоиться. Иногда появляются пессимистичные настроения, дитя может говорить, что он никому не нужен, что он плохой, что его никто не любит. Все это – проявления переходного возраста, когда раннее детство сменяется детством более осознанным. В большинстве случаев провокаторами подобных нерадостных мыслей становятся, как это ни парадоксально, сами родители, а решать проблему предоставляют почему-то психологам. Дело в том, что психика ребенка сейчас крайне уязвима. Он способен испытывать такие эмоции, как обида, разочарование, стыд, грусть – то, что раньше было ему незнакомо в силу того, что основным двигателем развития были инстинкты, а не сознание. Очень остро воспринимается недостаток похвалы.

    Психология детей 4-5 лет

    Понаблюдайте за собой. Возможно вы, пользуясь тем, что малыш подрос и теперь не требует неустанного внимания, перестали вовсе оказывать ему какое-либо внимание. Ребенок занят – и хорошо. Можно потратить время на свои дела. В лучшем случае от вас можно дождаться дежурного «Молодец! А теперь пойди, поиграй». Вот вам и ответ. Сейчас, когда поведение дитя строится, в основном, на подражании взрослому, совместные занятия важны, как никогда. У ребенка должна быть своя часть ответственности в общем деле, и не скупитесь на похвалу, если ему удалось справиться с задачей. А вот если не удалось, смотрите по ситуации. Если старался, но не получилось, все равно похвалите. Если просто поленился или отнесся к делу халтурно, пожурите – строго, но без крика. Но ни в коем случае не будьте равнодушными.

    Как играет ребенок в четыре года

    В этом возрасте дети часто играют вместе, и их интерес к сюжетно-ролевым играм продолжается: можно играть в «детский сад», «врача», «шоферов», «магазин» и «семью».

    Психология детей 4-5 лет

    В «семью» с удовольствием играют и девочки, и мальчики – они переодевают кукол, укладывают их спать, катают в коляске и кормят, готовя обеды из подручных материалов.

    Чему учится ребенок в четыре года

    Изучаем буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период – между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому.

    Психология детей 4-5 лет

    Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении – он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.

    Как ведет себя ребенок четырех лет

    Благодаря тому, что ребенок много общается со сверстниками и играет с ними, у группы детей возникает свой собственный мир, свои секреты, которыми они могут не делиться с взрослыми. Тем не менее, общение с взрослыми очень насыщенно – 4-летний ребенок может задать за день около 400 вопросов. В этом возрасте у малыша возникает и повышенный интерес к самому себе – каким человеком он может вырасти, кем стать. Активность ребенка в задавании вопросов подавлять не надо: ищите время для того, чтобы найти ответы, которые могут быть и не очень подробными – на первых порах любознательный малыш удовлетворится и краткими.

    Как развивается речь ребенка четырех лет

    Речь малыша уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. Если большое количество звуков произносится неправильно, то стоит обратиться к логопеду. В это время ребенок начинает активно использовать в своей речи слова, которые он услышал от взрослых.

    Психология детей 4-5 лет

    Один малыш скажет что-то вроде «невероятно», другой произнесет нецензурное слово. Смысла этих незнакомых слов ребенок, как правило, не понимает, поэтому сразу ругать его или восхищаться не надо – все зависит от окружения.

    Познавательные процессы у детей

    Речь усложняется за счет включения в нее большого количества прилагательных, наречий.

    Ребенок опирается в процессе восприятия на сенсорные эталоны (круглый, квадратный, треугольный), умеет сравнивать предметы по величине.

    Память и внимание по-прежнему непроизвольны.

    Психология детей 4-5 лет

    Мышление наглядно-образное – может сравнить предметы, увидеть скрытые связи без манипуляции, специальных действий с ними.

    Воображение – начинает активно развиваться: предметы в игре используются в символической форме, кого-то или что-то обозначают, заменяют; ребенок учится разделять «Я» реальное» и «Я» как игровую роль».

    Психология детей 4-5 лет Психология детей 4-5 лет Психология детей 4-5 лет

    Психологическое развитие

    Психология детей 4-5 лет

    На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

    1. Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
    2. Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
    3. Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
    4. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
    5. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
    6. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
    7. Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
    8. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
    9. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

    Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

    Родителям на заметку. Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность.

    Психология детей 4-5 лет Психология детей 4-5 лет Психология детей 4-5 лет

    Советы психологов

    В каждой семье существуют свои принципы воспитания детей. Родителям кажется, что именно их система воспитания правильная. Но иногда недочеты воспитания негативно сказываются на характере и поведении в социуме повзрослевшего ребенка. Чтобы избежать ошибок психологи советуют:

    1. Воспитывать на личном примере. Тяжело доказать мальчику, что женщин нужно уважать, если папа постоянно ругает и унижает мать. То же самое касается вредных привычек, отношения к спорту и учебе.
    2. Давать свободу. Большинство матерей пытаются оградить своих детей от опасности, ошибок и бед. Это инстинктивное желание защитить своего ребенка. И это нормально. Но не стоит все делать вместо сына, даже маленького. Он с детства должен учиться самостоятельности. Ему следует разрешить самому кушать, одеваться, бегать и прыгать. Даже если после этого придется убирать, замазывать разбитые коленки, утешать. К тому же мальчику важно предоставить свободу выбора и принятия решений.

    Психология детей 4-5 лет
    Не следует все решать за ребенка, так из него вырастит инфантильное не приспособленное к реальной жизни существо.

  • Стать примером или помочь его найти. Мальчику необходимо равняться на взрослого мужского пола. Если отец, по какой-либо причине, не может служить достойным примером для подражания, следует помочь найти такого человека. Это может быть дядя, дед или тренер по спортивной секции. В качестве примера может послужить литературный герой или известная личность.
  • Создать гармонию в семье. Не зависимо от возраста, каждому человеку необходима любовь и поддержка близких. Если отец и мать уважают и любят друг друга и своих детей, то это лучшая обстановка для становления гармоничной психически сильной личности.
  • Научить и поощрять проявление эмоций. Мужчины, как и женщины, могут и должны проявлять эмоции. Объятия, поцелуи, ласковые слова – это их проявления. Не стоит навязывать мальчику стереотип, что мужчины не плачут. Иногда даже взрослому серьезному мужчине необходимо выплакаться.
    Важно!

    Конечно, не стоит поощрять малыша все решать слезами. Следует научить его справляться с эмоциями и реагировать на обиду или неудачу другим способом.

  • Принимать индивидуальность сына. Если мальчишка не любит футбол или мужские виды спорта, это не критично. Пусть танцует, рисует, поет, играет на музыкальных инструментах. Творчеством занимаются не только девочки.
  • Научить мальчика принимать с достоинством поражение и признавать свои ошибки. Ошибаться не стыдно, а даже полезно. Главное – уметь вынести урок и двигаться дальше.
  • Как научить ребёнка считать примеры в пределах 10 и 20?

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector