Психология детей 10 11 лет

Что ребенок должен уметь в 10 лет:

  • убирать в комнате;
  • ухаживать за любимой собачкой;
  • сделать домашнее задание без помощи и напоминаний.

В этом возрасте приходит осознание себя как отдельного самостоятельного человека. А «взрослость» — это не только права, но и обязанности.

Психология детей 10 11 лет

Физиологические и психологические изменения

Длинный список того, что должен уметь ребенок в 11 лет, включает не только конкретные бытовые навыки, но и способность осознать, что начинается взрослая жизнь, а она без проблем невозможна.

У шахматистов есть фраза «угроза страшнее исполнения», так и здесь — предчувствие пугает больше свершившегося факта.

10–12 лет — предпереходный период. Организм начинает меняться, готовиться к половому созреванию, и происходит это у всех по-разному. Одни дети быстро вытягиваются, другие резко прибавляют в весе или худеют. Случается, что рост происходит непропорционально, «мышцы не успевают за костями» и т.д. Из-за этого нарушается координация, возникают проблемы с сердечно-сосудистой и нервной системой.

С такими сюрпризами природы связаны и психологические проблемы. 12 лет как раз возраст гадкого утенка. Мало того, что тело меняется, так еще и у всех по-разному. А отсюда главный внутренний конфликт этого возраста — желание выделиться («Я не такой, как все!») соседствует с неуверенностью и страхом. В итоге — повышенная возбудимость, утомляемость, частая смена настроения и зарождающиеся комплексы.

Меняется ребенок и интеллектуально. У него развивается полноценное абстрактное мышление, но взрослое понимание долгосрочных или необратимых последствий еще не созрело, и подростки продолжают пробовать мир «на ощупь». У многих первая сигарета (а то и похуже) случаются как раз в 11–12 лет.

Задача родителей — пройти по тонкой грани, с минимумом конфликтов, ссор и запретов объяснить своему чаду, что жизнь — это не компьютерная игра, и перезагрузить ее невозможно. Не потерять контакт с ребенком и стать его другом. Да, сложно принять, что дитя выросло и «совершенно не слушается», но придется учиться. Жесткие запреты и ограничения уже бесполезны и приведут к переходу дурных привычек или плохих друзей на нелегальное положение. Разговаривайте, убеждайте, терпите.

Учите самостоятельности; минимум, что должен уметь в 10 лет ребенок, девочка или мальчик, не важно, — обслуживать себя в быту, делать уроки без напоминаний, помнить основные правила безопасности (как вызвать экстренные службы и т.д.).

Отличия развития у мальчиков и девочек

Если первоклашки почти все одинаковые, то с пятого класса девочки начинают обгонять мальчиков: быстрее растут, у них меняются интересы.

Мальчишки еще живут в мире игр, а для барышень уже важен внешний вид, прически/косметика. Они начинают подражать старшим девушкам, проявлять интерес к противоположному полу.

Парни в этом возрасте, особенно видя, что сверстницы вымахали на голову выше, нервничают, но пока по-детски — дерзят и хулиганят.

ВАЖНО!
Очень важно родителям осторожно, но по-взрослому объяснить сыну или дочке предстоящие гормональные изменения. Подготовить к тому, что менструация или поллюции — это нормальный процесс, которого не надо пугаться.

Что необходимо уметь ребенку в 10–12 лет

Три года для ребенка — огромный срок, за это время он из младшеклассника становится подростком.

Список того, что должен уметь в 12 лет ребенок, мальчик или девочка — внушительный:

  • соблюдать собственную гигиену;
  • убрать квартиру;
  • разогреть еду или приготовить что-то несложное;
  • ухаживать за кошечками-собачками-хомячками;
  • вымыть посуду, постирать собственные вещи руками или в машинке;
  • несколько часов присмотреть за младшим ребенком;
  • планировать день, самостоятельно проснуться и собраться в школу, сделать домашнее задание и т.д.;
  • сходить в ближайший магазин за продуктами;
  • уметь вызвать скорую, пожарных, полицию и т.д.;
  • понимать, что такое деньги, учиться рациональному отношению к ним;
  • самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;
  • анализировать собственные поступки и отвечать за них.

Еще лет 100 назад 6–7-летний ребенок в большой семье уже считался «боевой единицей». Сегодня наши чада дольше остаются беззаботными малышами. И это хорошо, если не переходит в другую крайность — к окончанию школы беспомощная инфантильная деточка.

Мы любим своих детей и должны вырастить их сильными и самостоятельными.

Ранний подростковый возраст (1112 лет) – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще всего особенности этого этапа не рассматриваются отдельно, а включаются в общую характеристику периода полового созревания, что не позволяет выделить физиологические и психофизиологические перестройки организма, определяющие эффективность познавательной деятельности и целенаправленное поведение детей 1112 лет.

Опасный возраст

Принято считать, что в подростковом возрасте происходят неблагоприятные изменения, снижающие возможности физиологической и психологической адаптации и ухудшающие когнитивные возможности подростков. Исследования последних лет убедительно показывают, что изменения, связанные с эндокринной перестройкой организма, не столь однозначны: есть не только негативные, но и позитивные изменения, и они различны на разных этапах полового созревания.

В последние годы сотрудники Института возрастной физиологии РАО ведут комплексные системные исследования развития детей 11–12 лет, и это позволяет рассмотреть несколько аспектов развития этих детей:

– состояние физического и психического здоровья,

– адаптивные возможности организма,

– функциональное развитие мозга и познавательной деятельности.

Важность выделения этих вопросов определяется резкой интенсификацией учебного процесса, ростом учебной и внеучебной нагрузки, нарушениями режима, снижением двигательной активности. Все это вызывает выраженное утомление, повышенную тревожность, создает условия для возникновения неврозоподобных расстройств.

Для подросткового периода характерна наиболее высокая чувствительность к любым неблагоприятным влияниям.

Школьные факторы риска – такие, как нерациональная организация учебного процесса, неадекватные методики и стрессовая тактика педагогических воздействий – могут оказывать более выраженное отрицательное влияние на познавательную деятельность и поведение ребенка, чем внутренние эндокринные перестройки в организме.

К сожалению, среди 11–12 летних подростков только 20–25% здоровых (1-я группа здоровья), а это значит, что нарушения режима и перегрузки резко снижают когнитивные возможности, работоспособность и становятся причиной школьных трудностей.

Каждый пятый ребенок 1112 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и высокий уровень так называемого «социального стресса» из-за страха несоответствия ожиданиям окружающих.

Это чувство испытывают 30–40% подростков, причем чаще всего девочки 12 лет. У них более выражены общая тревожность в школе, страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, а у мальчиков – переживание социального стресса.

О чем говорят эти данные? Прежде всего о неадекватности требований и психологическом давлении и непонимании со стороны взрослых.

Известно, что тревожность провоцирует низкую самооценку, что закрепляет эффект неудачи, непреодолимости возникающих проблем.

В подростковом возрасте часто отмечается гипертония, головокружения, вегето-сосудистая дистония, нарушения сна, что, наряду с повышенной возбудимостью, отражает неустойчивое состояние нервной системы.

Переходный этап

Возраст детей 11–12 лет представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки).

Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно усиливаются перестроечные процессы, вызывающие каскадный полифункциональный дисбаланс.

Физиологические изменения, происходящие в организме младших подростков 1112 лет, связаны прежде всего с активным выделением половых гормонов.

Под их влиянием существенно возрастает активность глубинных структур мозга, определяющих произвольную регуляцию (развитие управляющих функций). Считается, что подростки несдержанны, плохо контролируют свои реакции и поведение. Однако современные данные по этому вопросу противоречивы.

В специальных исследованиях изучалось влияние на выбор подростком стратегии действий способности детей предвидеть долгосрочные последствия своих поступков.

Оказалось, что вплоть до 12-летнего возраста способность к предвидению таких последствий остается незрелой. Дети до 12 лет выбирали стратегию, сулящую мгновенный результат, несмотря на ее неэффективность в долгосрочной перспективе. Не сформирована у них и система контроля своих ошибок.

Это во многом объясняет сиюминутность реагирования, неспособность предвидеть отдаленные результаты своих действий. Понятно, почему в профилактической работе с подростками неэффективна опора на отдаленные (даже самые страшные) последствия употребления наркотиков, алкоголя, табака. Отсюда и легкость формирования любого рода зависимостей – от токсической до компьютерной.

Психология детей 10 11 лет

Многие специалисты считают, что современные дети достигают подросткового возраста гораздо раньше, чем прошлые поколения: не в 13–14, а с 11 до 13 лет. Что такое «быть подростком» понятно каждому, ведь любой взрослый человек проходил этот период.

Именно с 11 до 13 лет родители еще могут повлиять на формирование личности, характера и привычек ребенка. О том, как родителям и детям подготовиться к «самому трудному возрасту», рассказывает Я – Родитель.

Развитие ребенка в 11–13 лет

Физическое развитие ребенка

Тело ребенка начинает стремительно меняться. У девочек этот процесс происходит быстрее, у мальчиков – чуть медленнее. Ребенок может очень резко прибавить в росте, масса тела может как увеличиться, так и снизиться. Начинается половое созревание. У одних детей изменения на физиологическом уровне могут начаться раньше, у других – позже. Из-за того, что тело резко поменялось, у ребенка нарушается координация. Подростки бывают немного неуклюжими, потому что пока только привыкают к своему новому облику.

Интеллектуальное развитие

Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут сегодняшним днем. Они не думают о последствиях своих поступков. Например, могут попробовать курить, хотя знают, как плохо это сказывается на здоровье. Но ребенок не задумывается, что эти последствия коснутся именно его.

Психологическое развитие

Чаще всего ребенок сосредоточен на общении со своими сверстниками. Учеба отходит на второй план. Помимо общения с друзьями может возникать тяга к противоположному полу. Дружба в этом возрасте очень экспрессивна, ее может разрушить любая ссора. В целом ребенок может стать агрессивнее, эмоциональнее. Или, напротив, «уйти в себя».

10 рекомендаций родителям детей от 11 до 13 лет

1. Дарите ребенку книги о подростках

Психология детей 10 11 лет

С 11 до 13 лет с ребенком происходит множество разных изменений. Конечно, взрослеющему человеку хочется быть уверенным, что с ним все в порядке. Многие вещи родители могут рассказать сами. Иногда дети самостоятельно задают вопросы. Но часто мамы и папы боятся перегнуть палку излишними откровениями. Поэтому проще всего подарить ребенку книгу, в которой будет простым языком написано о физиологии подростков.

2. Следите за питанием

При раннем взрослении девочки чувствуют необходимость быть привлекательными для мальчиков, и наоборот. Но на пути к красоте есть препятствия – лишний вес, прыщи. Для подростка очень важно правильно подобрать питание. Следует проследить за наличием в холодильнике большого количества овощей и фруктов. А вот выпечку, жареное и острое лучше исключить. В погоне за идеальным весом подросток может начать голодать – этого лучше избегать.

3. Следите за настроением

Быстро меняющийся под давлением гормонов эмоциональный фон – идеальная среда для депрессий. Не «отмахивайтесь» от проблем ребенка, даже если они кажутся вам пустяковыми. В то же время не стоит выводить подростка на разговор «по душам».

Предоставьте инициативу самому ребенку. В случае затяжного плохого настроения уделяйте ему больше внимания, проведите вместе выходной день. Если ребенок ходит угрюмым в течение долгого времени – возможно, это повод для обращения к специалистам.

4. Смотрите вместе с ребенком фильмы о таких же, как и он

Психология детей 10 11 лет

Детям в возрасте с 11 до 13 лет свойственно преувеличивать собственные проблемы. Любой пустяк может оказаться трагедией. Дайте понять ребенку, что все его трудности можно решить. Подберите несколько хороших книг и фильмов о подростках с позитивным окончанием.

Если переживания сильные, вы можете вместе с ребенком сочинить историю о том, как похожий на ребенка герой находит выход из сложной ситуации.

Какова роль родителей в процессе половой самоидентификации и какие фильмы стоит посмотреть взрослеющим мальчикам, расскажет эксперт сайта, клинический психолог Екатерина Блюхтерова.

5. Выполняйте обещанное

Подростку свойственно во всем сомневаться. Он по-другому осознает окружающий мир. Для того, чтобы сохранить доверие ребенка, взрослым необходимо следить за выполнением своих обещаний. И наказания, и поощрения должны реализовываться в обозначенные родителями сроки. Это касается не только треугольника «мама-папа-ребенок», но и самих родителей, отношений внутри семьи.

6. Интересуйтесь жизнью ребенка

Родителям подростка стоит интересоваться не только оценками в школе, но и другими делами, которые волнуют ребенка – отношениями с друзьями, учителями, его первой любовью. Не стоит навязывать ребенку откровенный разговор, а потом, узнав что-то, что не с лучшей стороны характеризует подростка, ругать его. Цените любую доверительную беседу с ребенком. Если он о чем-то рассказывает, это действительно важно.

7. Позволяйте ребенку принимать решение

Самый большой талант родителя – это умение вовремя начать отпускать своего ребенка. Конечно, дети с 11 до 13 лет еще требуют опеки и контроля. Тем не менее, есть решения, которые подросток должен принимать самостоятельно. Ведь именно в этом возрасте формируется личность ребенка. Позволяйте школьнику самому выбирать себе одежду, оформлять интерьер своей комнаты, прислушивайтесь к его мнению.

8. Следите за соблюдением режима сна

Подросткам необходим сон на протяжении восьми-девяти часов. Без соблюдения режима сна невозможно учиться и выполнять физические нагрузки в том количестве, которое приходится на этот возраст. Сам подросток может этого не понимать. Чтобы не идти на конфликт, стоит обозначить четкие правила внутри семьи. Одно из них – время «отбоя». Важно, чтобы родители тоже соблюдали это правило. Слова «мы взрослые, а ты должен слушаться» только увеличат пропасть между родителями и ребенком.

9. Проведите профилактику вредных привычек

К сожалению, табакокурение, наркомания и токсикомания в России постоянно «молодеют». В первый раз сигарету или психоактивные вещества дети часто пробуют именно в 12–13 лет.

Не стоит начинать подозревать ребенка на пустом месте. Не нужно ругаться и пугать страшными последствиями. Все разговоры на «острые» темы должны быть уравновешенными и происходить в те моменты, когда и родители, и ребенок спокойны и эмоционально расслаблены.

10. Не переставайте проявлять вашу любовь

Конечно, подросток должен осознавать, что он взрослеет, увеличивается его ответственность. Но это не повод для родителей дистанцироваться от ребенка. Родители могут называть школьника ласковыми словами, как и раньше, и ненавязчиво проявлять свою заботу. Подросток нуждается в любви не меньше, чем маленькие дети. Часто именно эта любовь и служит надежным тылом, который позволяет ребенку противостоять проблемам, соблазнам и расти уверенным в себе взрослым человеком.

Психология детей 10 11 лет

10-11 лет: начало переходного возраста

Десять-одиннадцать лет – это начало переходного возраста, когда Ваш ребенок взрослеет не только психологически, а и начинает созревать физически.

Физиологические особенности ребенка десяти-одиннадцати лет

Одним из первых нелегких периодов считается возраст 10-11 лет, ведь за ним следует сложный период полового созревания. В основном это время проходит легко, но бывают случаи, когда этот процесс протекает очень даже не просто. Это зависит от психологического состояния ребенка, отношений его с родителями и сверстниками, а также атмосферы, в которой он находится. Многие дети не понимают, что с ними происходит и стесняются этого, поэтому главная забота родителей – подготовить ребенка к изменениям, а также поддержать и проявить понимание.

Психологические особенности десяти-одиннадцати лет

К десяти годам личность маленького человечка уже сформирована, поэтому психологически ребенок уже заметно взрослеет, как говорится «с каждой минутой». Ему хочется больше самостоятельности и если её не давать, то бунт против контроля родителей неизбежен. В таких случаях мама и папа с легкостью могут потерять авторитет, который так тяжело потом вернуть назад. Ведь стоит только немного сделать или сказать не так, как примером к подражанию становится кто-то «чужой» и, как правило, совершенно неположительный персонаж. Дети в этом возрасте открыто и доверчиво относятся к взрослым, поэтому позаботьтесь, чтобы они брали пример именно с Вас.

Огромное влияние начинается со стороны друзей, ведь как мало времени в день можем уделить мы, и какое количество они проводят в кругу друзей. Естественно там будут присутствовать разные дети и возможно, что кто-то из них Вам будет не нравиться. В таких ситуациях не будьте категоричны, не запрещайте с ними дружить. Просто в некоторых ситуациях обратите внимание своего ребенка на такие качества характера, которые не соответствуют моральному представлению хорошего друга, при этом поддерживайте выбор своего ребенка и помогайте делать выводы. Приводите примеры из жизни, где эти качества явно не понравятся Вашему ребенку. Тогда он самостоятельно примет правильный выбор с кем ему дружить.

Если Вы до этого времени не отправляли свое чадо в летний лагерь, то теперь самое время это сделать. Найдите место, которое находится сравнительно не далеко от дома (на случай, если надо будет приехать), проверенное, одним словом «идеальное» для Вашего малыша. Именно там он будет и самостоятелен, и в то же время под присмотром. Желательно выбрать специализированный лагерь по интересам ребенка. На сегодняшний день это может быть как спортивный лагерь, так и тот, который специализируется по изучению иностранных языков. В таком случае Вашему ребенку будет комфортно и уютно.

Десять-одиннадцать лет – советы родителям

Ребенок очень быстро взрослеет, поэтому не пытайтесь оттянуть этот момент, а принимайте это, как факт. Нужно немного отпускать деток, давать делать самостоятельный выбор, немного «обжигаться» и всегда их поддерживать. Несомненно, необходим контроль, только в определенной степени, не переусердствуйте. Советуйте своим детям, но не навязчиво. Давайте им право выбора, направляйте. Бывает, что родители друзей вызывают больший авторитет, чем собственные. Причин много: они просто могут бояться, что Вы не поймете и накажете. Учитесь договариваться и сотрудничать, ведь они становятся взрослыми.

Психология детей 10 11 лет

В возрасте 10 — 11 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать при общении с ребёнком и родителям и учителям.
Бурная работа желез внутренней секреции вызывает процессы полового созревания, что сказывается на работе всего организма.

Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту сердечных мышц, поэтому в этом возрасте медики часто фиксируют шумы в сердце ребёнка. Гормональная перестройка организма влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.

Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.

Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.

Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится — значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.
Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» — «Хорошо», «Ты куда уходишь?» — «Мама, отстань, я с ребятами».
Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, «отстань, мама», должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с «хорошими» ребятами, которые плохому не научат.

Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?

Те ребята, которые хорошо учатся «заучки», уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.
Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.
Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый — уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.
Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю» (термин Г. Цукерман) в возрастной психологии.

Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого.

Психология детей 10 11 лет

ОСОБЕННОСТИ детей в 11 — 12 лет

Дети в 11-12 лет относятся к так называемому «предподростковому возрасту». Уже не дети, но еще не подростки.

Практически все дети этого возраста переживают серьезный кризис. Именно поэтому поведение ребенка может очень сильно измениться – ребенок становится более конфликтным.

Он склонен все делать назло, вразрез с тем, о чем его просили. Такое поведение может проявляться как дома, так и во время учебы или общения с друзьями.

Дети в 11-12 лет склонны постоянно конфликтовать с родителями. Происходит это потому, что сам ребенок уже чувствует себя большим и совершенно самостоятельным человеком. В то время как родители относятся к нему как к ребенку, не желая принимать его самостоятельность.

Отрицание взросления

Если родители будут отрицать взросление своего ребенка, это станет постоянной причиной агрессии и гнева с его стороны. Конечно, в этом возрасте ребенок все еще остается ребенком, но он все ближе к взрослой жизни.

С этим надо считаться. Позволяйте ему почаще принимать самостоятельные решения. Советуйтесь с ним. В рамках допустимого, естественно.

Гиперопека и излишний контроль

Если ребенок находится под гиперопекой и постоянным присмотром родителей, то ему приходится выплескивать все накопленные негативные эмоции в школе. Родители таких детей являются частыми посетителями кабинета директора и постоянно выслушивают жалобы о новых выходках своего чада.

И, как правило, родители недоумевают — как это их ребенок способен на такое поведение, если дома он ведет себя совершенно иначе. Как правило, даже если ребенок имеет постоянные проблемы в школе, дома он ведет себя очень спокойно. В некоторых случаях нежелательное поведение в пределах дома проявится гораздо позже.

Отношения с окружающими

С одной стороны, дети в 11-12 лет недоверчивы к окружающим людям. Они считают, что весь мир настроен против них. Именно поэтому многие дети этого возраста становятся замкнутыми, скрытными, закрытыми от внешнего мира.

С другой стороны, общение вне границ семьи приобретает для них особое значение. Для ребенка в этом возрасте важно иметь близкого друга или друзей, чувствовать себя частью коллектива.

Больше о детской дружбе можно прочитать здесь.

самооценка и Самоутверждение

Особенность детей в 11, 12 лет в том, что их самооценка понижена и нестабильна. Именно из-за того ребенок вынужден постоянно привлекать к себе внимание и самоутверждаться. К сожалению, иногда дети пытаются достичь этого путем насилия над слабыми.

Им кажется, что такое поведение заставит сверстников уважать их, и как правило, дети, того же возраста действительно одобряют такое поведение своего товарища.

Поэтому важно привить ребенку понимание, что это не единственный способ самоутверждения. Стремясь самоутвердиться, ребенок пытается доказать, что он заслуживает уважения, доказывает свою индивидуальность, уникальность, ценность. Он хочет казаться выше и авторитетнее в глазах своих одноклассников, именно поэтому он очень часто конфликтует с учителями, специально нарушая все правила.

Ваша задача на этом этапе — донести до ребенка, что самоутверждаться можно и по-другому.

Помогите ребенку найти то, чем ему нравится заниматься, и добиться в этом успеха. Подчеркивайте его сильные черты. И что еще важнее — его достижения.

Не забывайте, что он — личность. Уважайте его мнение, советуйтесь с ним. Любите его. Ребенок, напитанный любовью, который видит, что близкие уважают его и его мнение, и сам начинает относиться к себе с большим уважением. В этом случае потребность непрерывно самоутверждаться с помощью бунта и насилия, становится не такой сильной и разрушительной.

Внешний вид

На самооценку также влияет и внешний вид ребенка. Этот возраст — период начала полового созревания. Организм ребенка начинает меняться. Из-за этого дети могут сильно комплексовать. Как правило, раннее половое созревание у девочек сильно занижает их самооценку, заставляя стесняться себя. Ранее созревание у мальчиков, наоборот, может сильно повысить самооценку подростка.

Я и коллектив

Примите как данность тот факт, что дети в этом возрасте стремятся быть похожими на сверстников. Это естественно. Не попрекайте их этим. Это этап становления личности. Придет время, и желание коллективной уникальности сменится стремлением к индивидуальной.

Очень важно, чтобы взрослые в этот период относились с пониманием к желанию ребенка быть принятым и походить на других сверстников. Не ругайте и не стыдите его за это.

Тем не менее, если вы видите, что у ребенка начинает появляться желание выделиться и проявить свою непохожесть на других, поощряйте это. Так ребенок ищет себя.

Проявляйте любовь

И не забывайте — ваша любовь — самое сильное средство, которое в любом возрасте позволит ребенку обойти все подводные камни взросления. Ребенок в 11-12 лет — все еще ребенок. Ему все так же нужны ваши любовь, внимание и поддержка. Даже если он не всегда об этом скажет вам. Помните об этом и удачи вам с вашими детьми. )

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:36, реферат

Краткое описание

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

психологические особенности 7-11лет.docx

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»

Направление — Психолого-педагогическое образование,

профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

Реферат

Тема: Особенности психологического развития детей от 7 до 11 лет.

Студенка 2 курса

группы ПП (ДО)б – 2 – 12

Кризис 7 лет………………………………………………………………..3

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Кризис 7лет.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации.

Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание, это характерные черты возраста. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Особенности поведения детей младшей группы (7—8 лет)

  • высокий уровень активности
  • стремление к общению вне семьи
  • стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
  • понимание различий пола
  • стремление получить время на самостоятельные занятия
  • ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным.

Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство старших. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

Особенности поведения детей 9—11 лет:

  • стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек
  • энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
  • часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
  • стремятся к большой мускульной активности
  • любят коллективные игры
  • шумны, спорят
  • влюбчивы
  • боятся поражения, чувствительны к критике
  • интересы постоянно меняются
  • мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству
  • начинают осознавать нравственные нормы
  • пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг

Учебная деятельность обусловливает появление новых форм поведения . Ребенок учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями.

С приходом ребенка в школу игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. В игре все больше времени отводится соревнованиям, которые вначале имеют индивидуальный характер, а затем становятся групповыми, с существованием лидеров в каждой группе.

Дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениями

Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспечивает средствами овладения.

Включение в новую систему межличностных отношений
Параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой, не менее значимый процесс — систему межличностных отношений, осваивая так называемую «скрытую программу социализации». С первых дней пребывания в школе ребенок участвует в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем, который оказывает существенное влияние на развитие его личности. Система отношений «ребенок «ребенок — учитель»; «ребенок — родители» Ведущая роль принадлежит структуре «ребенок — учитель», поскольку она определяет отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, его отношение к себе самому

Успеваемость становится важнейшим критерием при формировании самооценки детей. Она во многом зависит от оценок педагога. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник, как правило, повторяет то, что о нем говорит учитель.

На протяжении младшего школьного возраста безусловный авторитет взрослых постепенно утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Психология детей 10 11 лет

Психология ребенка 10 лет такова, что он уже находится на пороге подросткового возраста, а, значит, совсем скоро родителям придется столкнуться с различными трудностями и проблемами, к которым следует приготовиться заблаговременно.

Процесс взросления для каждого ребенка проходит индивидуально, но, как правило, к 10 годам большинство детей начинают стремиться активно взрослеть. Они подражают взрослым в манере поведения, одежде, макияже (девочки). Но, к сожалению, старшое поколение – это источник не только хорошего, правильной модели поведения, а и образец негативных привычек: курение, употребление алкоголя, сквернословие и т.д. Важно оградить подростка от таких примеров, в том числе, откорректировать собственное поведение в сторону здорового и активного образа жизни.

Изменения в поведении ребенка заключаются также в его постепенном отдалении, он все меньше рассказывает о происходящем в школе, своих друзьях и интересах. При этом родителям важно проявить терпение, не давить на ребенка с расспросами, ведь от этого он может еще сильнее замкнуться от семьи. Но нельзя пускать все на самотек. Если родители замечают хотя бы одно из нижеперечисленных особенностей в поведении ребенка, стоит обратить пристальное внимание на окружение и стиль жизни подростка.

Перемены в питании
Ребенок плохо ест, при этом теряет вес, здоровый и светящийся вид. Вероятно, ваша дочь или сын стали жертвой современной моды на худобу. К 10 годам дети уже начинают критично оценивать себя и свою внешность, видят явные и надуманные недостатки, одним из которых чаще всего является лишний вес.

Ухудшение успеваемости в школе, падение уровня оценок
Это важный сигнал, что что-то явно идет не так. Но не спешите винить ребенка в лени или не желании учиться. Возможно, проблема куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Поговорите с классным руководителем ребенка, возможно, накануне произошел конфликт на уровне детей или уровне ребенок-учитель, который и стал причиной сложившейся ситуации.

Склонность ко лжи, безответственность, прогулы уроков
Это может быть как временный протест пред родителями и семейным укладом и правилами, так и следствие дурной компании, которая плохо влияет на ребенка. Чтобы эффективно бороться с возникшей проблемой, важно правильно вычленить е первоисточник и причины.

Отсутствующий взгляд, перепады настроения, аппетита
Осторожно! Такие перемены могут сигнализировать о первых экспериментах ребенка с наркотиками и другими запрещенными веществами. Конечно же, ребенок вряд ли скажет вам правду, если вы выскажите свои опасения ему в лицо. Будьте хитрее, проверьте одежду ребенка, его вещи, портфель на предмет наличия наркотических веществ. Обращайте внимание на все, даже запах одежды. Если ваши подозрения подтвердились, не ждите, обращайтесь за помощью к специалистам, ведь побороть эту проблему в одиночку будет очень и очень сложно.

Нежелание посещать школу, панический страх, истерики каждое утро

Вероятно, ваш ребенок оказался в эпицентре школьного конфликта. Его участниками могут быть как другие дети, так и учителя. Важно разобраться в ситуации, дать понять ребенку, что чтобы не случилось, вы всегда выступите на его защиту.

Желание одеваться, краситься (для девочек) не по возрасту
Психология ребенка 10 лет такова, что он стремится подражать взрослым, и это в первую очередь касается внешнего облика – одежды, прически, макияжа и т.д. Не спешите ругать или критиковать ребенка, отправьтесь вместе на шопинг, подберите новый гардероб, который будет отражать подростковый характер, но при этом выглядеть уместно.

Дети 9-11 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы «вообще» неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий.

· стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек

· энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны

· часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности

· стремятся к большой мускульной активности

· любят коллективные игры

· боятся поражения, чувствительны к критике

· интересы постоянно меняются

· мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству

· начинают осознавать нравственные нормы

· пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector