Психологическое развитие ребенка

Роль психологии в веке новейших технологий и прогресса очень важна. Современные психологи и их тренинги всеми силами способствуют менее болезненному периодическому «обновлению» психики человека. Психологические аспекты, анализы, тренинги, способы, рекомендации помогают современному обществу двигаться вперед.

Данные психологических исследований показывают, что благодаря общению со взрослыми происходит подлинное развитие личности ребенка, заключающееся не только в количественном изменении содержания и способов коммуникации, но и в глубоком качественном изменении этого процесса, переходах от одной стадии к другой. Не случайно под общением понимается целенаправленный процесс, решающий задачу согласования действий двух или более индивидов.

Совместно с удовлетворением жизненно необходимых потребностей возникает общение, направленное на согласование действий для достижения практически важного результата, а затем появляются акты коммуникации, имеющие иные цели, кроме решения практических задач. На протяжении первых лет жизни совершаются глубокие преобразования в процессе общения ребенка с окружающими.

Психологическая подготовка ребенка к школе

Поход в школу — значимое событие в жизни ребенка. И для того, чтобы ему было легче привыкнуть к новым обстоятельствам, каждый родитель должен очень ответственно подойти к психологической подготовке своего малыша.

Однако возникает множество неясностей: в каком возрасте начинать? какие методики и упражнения использовать и можно ли обойтись без помощи психолога? в чем трудности психологической подготовки к школе? Мы постарались ответить Вам на эти и некоторые другие вопросы.

С какого возраста начинать подготовку?

Психологическая готовность к учебе определяется несколькими критериями:

  • наличием таких сформированных психологических процессов, как внимание, воображение, память, восприятие и речь;
  • развитостью логического мышления и фонетического слуха;
  • личностным восприятием ребенком себя в условиях школы, осознанием его нового социального положения;
  • стремлением к познанию, умением слушать и подчиняться преподавателю.

Таким образом, считаем, что начинать психологическую подготовку к школе можно уже с трехлетним малышом, проводя различные занятия по развитию памяти, внимания и речи. Однако этот срок во многом зависит от индивидуальных особенностей детей.

Трудности психологической подготовки к школе

В процессе подготовки ребенка к школе может возникнуть ряд трудностей.

Неусидчивость

Зачастую просто не хватает терпения для выполнения поставленных ему задач. Но если родитель предлагает своему ребенку помощь и вместе с ним выполняет задание, то у малыша со временем сформируется привычка доводить начатые дела до конца.

Не умение работать по образцу, соблюдая правила и дисциплину

Во избежание данной проблемы необходимо с раннего возраста приучать детей к правилам. Этого очень легко достичь при помощи игр, в которых установлены определенные ограничения и нормы поведения. Немаловажна и оценка всех действий, которые выполняет ребенок, как в игре, так и в повседневной жизни. Похвала и оправданное порицание в раннем возрасте формируют у детей уважительное отношение к оцениванию их знаний и поведения.

Неумение обобщать и классифицировать окружающие их предметы и природу

В данном случае хороши игры с картинками из категории «лишний предмет», лото и т.д. Вовлечение ребенка в помощь при выполнении некоторых бытовых работ (готовка, мытье посуды, ремонт велосипеда, уборка в доме и т.д.) также помогает ему познавать окружающий мир и существующие в нем связи.

Нежелание учиться

Чтобы побороть нежелание ребенка к образованию, необходимо весь процесс обучения превратить в занимательную игру, а не в «тяжкое обязательство». Обыгрывая каждое действие ребенка, родитель сможет привить малышу любознательность и жажду познаний, чем самым существенно облегчит его жизнь в школьные годы.

В нашем Центре мы предлагаем линию развития ребенка осуществлять в направлении от более простой формы к более сложной.

Развивающие занятия с детьми проводятся после индивидуальной психологической диагностики ребенка и консультации с родителями. На основе полученных данных составляется индивидуальная программа занятий с Вашим ребенком, где учтены все нюансы и особенности ребенка. Занятия проходят в групповой форме.

Развивающие занятия с детьми проводятся в интересной форме и направлены на развитие:

  • Общей и мелкой моторики
  • Памяти
  • Внимания
  • Мышления
  • Речи
  • Общего кругозора

Для того чтобы ребенок обладал социально-психологической и личностной готовностью к школе, у него должна сформироваться адекватная «внутренняя позиция школьника». Систематические, правильно построенные занятия смогут создать верную модель поведения малыша и подготовить его к учебе в школе.

В зависимости от возраста длительность занятий от 40 минут до 1 часа. Какие именно занятия требуются ребенку, с какой периодичностью их проводить и каким курсом решит педагог-психолог после первичной консультации.

Американский психолог и социолог Джеймс Болдуин (1861–1934) был в то время одним из немногих, кто призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие. Социальная среда, наряду с врожденными предпосылками, рассматривалась им как важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества. Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в системе сложных социальных отношений.

Болдуин обосновал концепцию познавательного развития детей. Он доказывал, что познавательное развитие включает несколько стадий, начинающихся с развития врожденных двигательных рефлексов. Затем идет стадия развития речи, и завершает этот процесс стадия логического мышления. Исследователь выделял специальные механизмы развития мышления – ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма). Эти положения теории Болдуина оказали влияние на взгляды Ж. Пиаже.

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871–1938), автор теории персонализма, поставил в центр своих исследовательских интересов анализ духовного развития ребенка, формирования целостной структуры личности ребенка [1] . Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.

Само развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Эта теория получила название теории конвергенции (взаимовлияния) двух факторов, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора – наследственность и среда (табл. 6).

Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное значение для развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, он доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей.

Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Смотреть что такое «Психическое развитие» в других словарях:

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — развитие психических процессов и психических свойств личности под влиянием обучения и воспитания; П. р. протекает по определенным стадиям (этапам), соответствующим определенному возрастному периоду … Психомоторика: cловарь-справочник

Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях … Словарь-справочник по педагогической психологии

Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях … Словарь по педагогической психологии

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ — психическое развитие, отличающееся от нормы своеобразными закономерностями в связи с особыми условиями восприятия внешнего мира (нарушения слуха, зрения, речи) или вследствие интеллектуальной недостаточности; психическое развитие детей с… … Психомоторика: cловарь-справочник

психическое развитие патологическое — см. Патологическое развитие личности … Большой медицинский словарь

Психическое развитие человека — Процесс расширения психических возможностей человека в онтогенезе. Биологическими предпосылками П. р. ч. являются процессы созревания, сопровождающиеся определенной последовательностью возрастных изменений в ЦНС и в других системах организма,… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

РАЗВИТИЕ — (Development; Psychogenese) психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т. е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение или эволюцию детского (инфантильного) поведения, и что «высшие» формы… … Словарь по аналитической психологии

развитие психическое — закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» … Большая психологическая энциклопедия

развитие психическое: отклонение — неадекватное формирование психологического опыта, вызванное нарушениями сенсорными (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями системы нервной центральной (отсталость умственная, задержки развития психического, нарушения… … Большая психологическая энциклопедия

психическое как процесс — психическое: процессуальность (психическое как процесс) концепция, разработанная С.Л. Рубинштейном и его учениками как развитие теории И.М. Сеченова; раскрывает основной способ существования психического. Оно существует прежде всего как… … Большая психологическая энциклопедия

психическое пресыщение — Этимология. Происходит от греч. psychikos душевный. Автор. Впервые исследовано в школе К.Левина. Категория. Психическое состояние. Специфика. Признаком наступления пресыщения выступает потеря интереса к работе, что может приводить к аффективным… … Большая психологическая энциклопедия

Психологическое развитие ребенка

Развитие психики ребенка – это сложный и многогранный процесс, законы которого до сих пор до конца не изучены. И он зависит от многих факторов, главным из которых является правильное воспитание.

Новорожденный младенец совершенно беспомощен и его эмоции направлены на удовлетворение природных потребностей. Но даже в этом возрасте дети отличаются: одни кричат и много двигаются, другие более спокойны.

Ваш запит успішно відправлено!

У найближчий час з Вами зв’яжеться специаліст
call-центра і уточнить всі питання.

С возрастом дети меняются: они приобретают черты самостоятельности, овладевают навыками новых видов деятельности, понимают границы нарушения запретов и так далее.

Факты, которые характеризуют развитие ребенка:

  • Переход от простейших реакций к более сложным.
  • Овладение навыками коммуникации.
  • Развитие воображения.
  • Проявления с самостоятельных действий.

Дети обладают разным характером, но все они проходят одинаковые этапы развития, которые описаны в научной литературе.

  1. В первый год жизни малыш осваивает простые действия: он ползает, хватает предметы, ходит, сидит и так далее. Постепенно развивается и его речь – от неразборчивых звуков до отдельных слов.
  2. С наступлением 2-3 летнего возраста ребенок начинает активно запоминать слова и воспроизводить их. Малыш начинает воспринимать себя как отдельного субъекта, появляется понятие внутреннего «Я», он начинает самостоятельно выполнять действия.
  3. В дошкольном возрасте (4 – 6 лет) ребенок учится оценивать собственные действия, он уже отчетливо понимает, что такое «хорошо» и «плохо». Ребенок усваивает элементарные ценностные установки, начинает сдерживать свои эмоции и побуждения, так как этого требуют нормы морали. В этот период дети тянутся к новым знаниям и относительной легкостью запоминают большие объемы информации.

Особенности психологического развития детей

В процессе развития ребенок познает различные виды деятельности: игровую, учебную, спортивную, трудовую и так далее. На каждом возрастном этапе доминирует тот или иной ее вид. Как известно, ребенок появляется на свет не с готовыми психическими процессами, они формируются по мере его взросления. Совершенствуется память, внимание, воображение, мышление, воля, речь, эмоциональная сфера и так далее. Со временем психические процессы приобретают произвольный характер.

Проблемы психологического развития ребенка

Развитие ребенка неразрывно связано с условиями, в которых он растет. Немаловажную роль в процессе воспитания играет ближайшее окружение и особенности воспитания малыша. Учеными доказано, что психологический климат семьи очень влияет на формирование характера ребенка. Эксперты утверждают, что нервные, неспокойные дети, склонные к хулиганству и дракам, растут в семьях, где часто происходят конфликты между родителями. И, напротив, спокойные и умиротворенные дети воспитываются в семьях, где родители относятся друг к другу с любовью и уважением. Очень часто дети проецируют отношения своих родителей на окружающих сверстников. Если, например, мальчик видит, как его отец поднимает руку на мать и ругает ее, то в его сознании откладывается установка, что подобное отношение – это норма. Такой ребенок обязательно попробует воспроизвести увиденные дома сцены в среде своих сверстников. Обычно мальчики из неблагополучных семей обижают и задирают девочек, даже пытаются их ударить. Задача педагогов и психологов — это выявление таких проблемных детей и работа с ними. Важно учитывать факт, что эти дети воспитываются в условиях психологического дискомфорта, а возможно и домашнего насилия, поэтому придется приложить максимум усилий во время работы и проявить немалое терпение.

Психологическое развитие ребенка

Психическое развитие ребенка возможно только при взаимодействии с взрослыми и целиком зависит от культурной среды, где растет малыш. Сюда относятся мышление, память, внимание, восприятие и, конечно же, речь. Также взрослые обеспечивают ребенку доступ к «дарам цивилизации»: истории, наукам, культуре.

Семья – основа развития малыша в возрасте до 7 лет. Обычно кроху отдают в детский сад в 3-4 года, что ускоряет социализацию, помогает расширить кругозор. Однако родственники все равно продолжают играть ключевую роль в воспитании. Поэтому, если вы хотите взрастить целостную личность, успешного и счастливого человека, нельзя пускать развитие ребенка на самотек.

Дети, которым в семье уделяют достаточно внимания (проводят время вместе, занимаются, помогают справиться с возрастными кризисами), выделяются среди сверстников в первую очередь богатой речью. Они сообразительны, любознательны, умеют рассуждать, грамотно отвечать на вопросы. За редким исключением уровень речи наглядно демонстрирует общий уровень психического развития ребенка.

Уровень близости с родителями, настроение в семье непосредственно влияют на кругозор малыша. Для этого взрослым необходимо и самим поддерживать высокий культурный уровень: читать, иметь собственные хобби и интересы, посещать культурные события. Когда ребенок идет в первый класс, большинство семей расслабляются, перекладывая всю ответственность за развитие чада на педагогов. Но это ошибочный подход, поскольку малыш не перестает нуждаться поддержке и участии родителей.

Как связаны речевые проблемы и плохие взаимоотношения в семье

Напряженные отношения между членами семьи, регулярные скандалы, психологическое и физическое насилие лишают ребенка ощущения безопасности – фундаментального условия развития. В таких условиях малыш замыкается, лишается возможности реализовать заложенный природой творческий и интеллектуальный потенциал, сосредотачивает все усилия на выживании в столь неблагоприятной среде, а не на умственном развитии.

Бывает и так, что семья выглядит абсолютно благополучной, но только за счет того, что негативные эмоции не принято выражать бурно. Такое скрытое напряжение, «наэлектризованная» атмосфера в доме, пассивная агрессия легко считываются даже маленькими детьми и также лишают их ощущения безопасности. В первую очередь малыш воспринимает психологическое состояние мамы, поскольку она всегда остается самым близким человеком. Если женщина находится в депрессии, мучается ревностью, подозрениями, страдает от насилия – это все на невербальном уровне передается ребенку.

В неблагоприятных условиях речевое развитие затормаживается: кроха долго не начинает говорить, обходится очень малым набором слов. В результате такой ребенок плохо контактирует со сверстниками, воспринимает других взрослых как потенциальный источник опасности, не любит читать, не проявляет интереса к обучению.

Чтобы избежать такого сценария, следует уделить внимание правильному решению конфликтов, возникающих в семье. Это не только создаст более комфортную для всех атмосферу в доме, но и поможет привить положительные модели поведения.

Что делать, если речевое развитие задерживается

Если вы заметили, что речевое развитие малыша не соответствует возрасту, следует как можно скорее обратиться к профессионалам. В таких случаях проводится комплексное обследование: свои заключения составляют невролог, психолог, отоларинголог, логопед. Помните, что причинами небольшой задержки речевого развития могут быть естественные темпы созревания центральной системы (передаются генетически) – в этом случае нет причин для волнения.

Психологическое развитие ребенка

В современном мире социально-эмоциональное развитие ребенка имеет не менее важное значение, чем интеллектуальное развитие. Невозможно переоценить роль рефлексии, осознанности и эмоционального интеллекта в личностном развитии, управлении собой и своими эмоциями, а также во взаимодействии с окружающими миром. Игнорируя социально-эмоциональное развитие ребенка, мы подвергаем его риску снижения общей активности — познавательной, исследовательской, социальной, коммуникативной.

Задача данного проекта — раскрыть понятия социального и эмоционального интеллекта и объяснить актуальность и важность этого аспекта развития.

Проект подготовлен совместно с сайтом о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают — «ПостНаука». Читайте сами и рекомендуйте друзьям!

Анимационный фильм

Как дети учатся понимать эмоции и управлять ими?

Мультфильм о формировании и фазах развития базовых эмоциональных навыков у ребенка. На русском языке с английскими субтитрами.

Видеолекции

Нарушение эмпатии и проблемы ее регуляции: к чему приводит переизбыток эмпатии?

Психолог Татьяна Карягина о нарциссизме, регуляции эмпатии и профессиональном выгорании.

Понятие эмпатии: как теория Пиаже о децентрации связана с эмпатией?

Психолог Татьяна Карягина о зеркальных нейронах, отличии симпатии от эмпатии и заслугах психотерапевта Карла Роджерса.

Процесс социального научения: в чем заключается эффект чрезмерного подражания

Психолог Татьяна Котова о передаче опыта у животных и человека, остенсивной коммуникации и теории естественной педагогики.

Развитие эмпатии: в каком возрасте дети начинают постоянно проявлять эмпатию

Психолог Татьяна Карягина о реактивном плаче младенца, преодолении эгоцентризма и зрелой эмпатии.

Родители в развитии ребенка: какая роль у матери в модели интенсивного родительства?

Психолог Катерина Поливанова о госпитализме, современных моделях родительства и критике воспитания по Споку.

Теории речевого развития: почему речь произошла из жестового языка человекообразных обезьян?

Психолог Татьяна Котова о различиях в коммуникации животных и человека, врожденных речевых структурах и освоении нового слова ребенком.

Эмоции в семье и развитие ребенка: как конфликты в семье влияют на эмоциональное развитие ребенка?

Психолог Мария Падун о привязанности, диадных отношениях детей и взрослых и теории эмоциональной безопасности.

Статьи

Социально-эмоциональное развитие: как научиться понимать людей

Интервью с психологом Еленой Сергиенко о модели психического, копинг-поведении и управлении эмоциями: как дети учатся понимать эмоции и обман, почему эмоциональное развитие важнее интеллектуального, как измерить эмоциональный интеллект и т.д.

Как ребенок учится пользоваться эмоциями?

Статья о том, как дети учатся понимать эмоции и управлять ими: можно ли представлять эмоции, как отделять эмоции от поступков, что такое социально-референтная оценка и почему красивых людей дети считают добрыми.

Модель психического: как мы учимся понимать мысли, эмоции и убеждения других людей

Психолог Анна Уланова об эмпатии, ложных убеждениях и формировании модели психического у ребенка в семье.

Как дети осваивают язык?

Лингвист Екатерина Протасова объясняет, как нарабатывается словарный запас, есть ли преимущества у билингвов и как ребенок решает, на каком из языков говорить.

Библиотека

Список литературы по теме «Психология развития»

Список рекомендуемой литературы о воспитании детей: лекции по возрастной психологии, помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием, преодоление стеснительности, детский страх публики, психология тревожности и другие книги.

Тезаурус

Список терминов по теме: «Психология развития»

Базовые понятия, связанные с особенностями социально-эмоционального развития ребенка.

Тест на тему «Психология развития ребенка».

Для того, чтобы быть успешным в будущем, ребенок должен с помощью родителей научиться различать свои эмоции и эмоции другого человека, управлять им и контролировать их. Этот тест покажет вам, насколько хорошо вы разбираетесь в том, по каким законам происходит социально-эмоциональное развитие ребенка.

Читать материалы по теме «Психология развития ребенка» на сайте «ПостНауки».

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре.

Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.

В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», — то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей.

Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность — учебную.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Психическое развитие ребенка раннего возраста происходит через мать. Настроение и доступность матери влияют на развитие ребенка во всех сферах жизни. Для новорожденного мать — как зеркало, через которое он изучает себя и внешний мир. Первое общение, ощущение благополучия, удовольствие, утешение, — вот те ощущения, которые нужны младенцу от матери для развития здорового самопознания. Зависимость ребенка от психики матери является основой для последующего обретения самостоятельности. Важность и участие отца так же важны. Ребенку раннего возраста нужны безопасные семейные отношения вокруг него. Опираясь на опыт близких отношений, у ребенка в первый год жизни формируется стиль привязанности, который начинает оказывать влияние на его последующие навыки создавать и поддерживать отношения.

Развитие 1-летнего ребенка:

  • раннее развитие психики ребенка зависит от психического здоровья его матери. Как родитель обращайте внимание на собственное настроение и способность справляться с жизнью;
  • ребенку для роста нужны стабильные и безопасные отношения в семье;
  • ребенок реагирует на имя тем, что переводит взгляд на зовущего, умеет устанавливать и оставаться в зрительном контакте;
  • ребенку интересно привлекать и разделять внимание другого человека (указывает, чтобы что-то показать; приносит что-то, чтобы показать);
  • ребенок руководствуется тем, что ему указывают, направлением лица и взгляда (смотрит, куда показываете; смотрит, куда смотрит родитель);
  • заинтересован в общении: использует слова (фразы);
  • окрашивает речь жестами и мимикой;
  • ребенок выражает радость, хочет ее с кем-нибудь разделить;
  • ребенок выражает страх, грусть, неприятие, ищет поддержки у безопасного взрослого;
  • успокаивается при помощи взрослого, реагирует на утешение;
  • понимает речь (простые предложения);
  • следит за действиями (приготовление еды, разговор по телефону);
  • интересуется использованием горшка;
  • проявляет интерес к самостоятельному питанию;
  • интересуется новыми вкусами;
  • при помощи взрослого может заснуть и спит всю ночь.

Ребенок беспокойный и плаксивый?

Беспокойство и плаксивость годовалого ребенка может иметь очень много причин. Обязательно стоит обсудить ситуацию с семейным врачом. Стоит подумать, как часто ребенок становится беспокойным в течение дня. Что произошло до этого, что после? Есть ли определенные действия, время? Например, после просыпания, возвращаясь домой с улицы, во время еды и пр. Возникает ли определенный паттерн, который можно было бы использовать, чтобы предотвратить приступы беспокойства? Одна из рекомендаций заключается в том, чтобы создать для ребенка определенную дневную рутину, которая способствует предсказуемости. Это означает, что изменения на протяжении дня не кажутся ребенку неожиданными, но он повторяет тот же ритм каждый день, таким образом, он может лучше справляться с переходами.

Причиной плаксивости и беспокойства часто может быть происходящее в отношениях и проблемы, связанные с психическим здоровьем матери. Спросите у себя, например, как вы чувствуете себя, каковы у вас отношения в паре.

Часть младенцев более чувствительны и плаксивы, чем другие. Тогда основным вопросом становится — как вам справиться как матери. Как успокоить ребенка, как самой думать в этот момент, как лучше понимать состояние ребенка.

Ребенок не хочет есть твердую пищу?

В первую очередь, стоит обратить внимание на питание на общую картину — когда, где и с кем ест ребенок. Следующим этапом следует рассмотреть, какие продукты и в каком темпе вводятся в рацион ребенка. Важно следить также за температурой еды, размерами кусков, смешиванием с другими продуктами питания. Ребенку, который не особенно стремится знакомиться с новыми вкусами, можно дать познакомиться с новой едой несколькими способами. Ребенок должен потрогать еду, размазать ее, понюхать, дать маме и пр. Вот все возможности, как ребенку лучше привыкнуть к еде. Обязательно в тот же период стоит играть с куклами в разные игры в кормление и прием пищи. Как матери вам важно обращать внимание и на свои чувства во время еды. Часто матери говорят, что уже до кормления они испытывают тревожность, очень тщательно взвешивают еду ребенка, на протяжении всего действия очень напряжены. Спросите у себя, «мы едим» или «я кормлю». Большие изменения возможны с изменением отношения.

Ребенок не хочет укладываться спать?

Говорят, что в возрасте примерно 6-7 месяцев во сне младенцев происходит изменение, в ходе которого повышается их осознанность начиная с момента засыпания, и часть детей сильно реагирует на это. В этот момент ребенку нужно больше поддержки при засыпании. Стоит пересмотреть занятия перед сном, а также их ритм, создать ряд спокойных действий для засыпания, который каждый вечер будет повторяться. Родитель может быть рядом с ребенком до тех пор, пока он не уснет. Находясь в кровати, следует избегать активных действий, рассказов, переговоров, которые откладывают засыпание. Спросите себя, «я укладываю» или «я помогаю заснуть». И снова весь процесс, его безопасность и спокойствие зависят от мышления и настроения матери.

Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младенческом возрасте.

Возрастные новообразования и психическое развитие младенца.

Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в раннем детстве.

Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет

1. Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ребенок рождается беспомощным и на протяжении всего младенческого воз­раста он чрезвычайно зависим от взрослого. Именно взрослый обеспечивает удовлетворение основных потребностей ребенка и определяет условия как для роста его организма, так и для развития психических функций.

Общая характеристика психического развития в младенческом возрасте представлена в схеме 2, с. 41.

Границы младенческого возраста — от рождения до 1 года. Иногда в рам­ках данного возраста в качестве отдельного периода рассматривают новорож- денность (до 2 месяцев).

Основными задачами развития младенца выступают адаптация к новым услови­ям жизнедеятельности и получение первою опыта взаимодействия с другими людьми.

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте определяется ря­дом факторов. Появляясь на свет, ребенок выступает абсолютно беспомощном суще­ством. Он попадает в совершенно иные условия обитания по сравнению с пренаталь- ным (дородовым) развитием: другая температура, физическая среда обитания, смена способа питания требуют перестройки многих систем организма. И хотя ребенок обла­дает наследственными механизмами (безусловными рефлексами) адаптации к новым условиям, удовлетворение его любой потребности полностью зависит от окружающих людей. С другой стороны, на содержании социальной ситуации развития младенца от­ражается то, что он не владеет основным средством социального общения — речью, что затрудняет «прямое оповещение» о своих потребностях и затруднениях. Таким об­разом, основу социальной ситуации развития младенца составляет противоречие меж­ду его биологической беспомощностью и затруднением взаимодействия со взрослыми ввиду невозможности (особенно в начале периода) использовать основное средство социального общения — речь. J1. С. Выготский называл социальную ситуация развития младенца «мы», подразумевая, что выживание и развитие ребенка как социального су­щества возможно только при взаимодействии со взрослыми.

Психологическое развитие ребенка

Особенность социальной ситуации развития в младенческом возрасте опре­деляет то, что вся жизнедеятельность ребенка опосредуется и определяется ха­рактером взаимодействия со взрослыми, и особенно с матерью или человеком, который создает условия для удовлетворения основных его потребностей. Ввиду того, что между младенцем и матерью устанавливаются глубокие, эмоционально насыщенные отношения, характер которых отражается на созревании и психиче­ском развитии ребенка, ведущей деятельностью младенческого возраста признается непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым. В нем важнейшую роль играют так называемые экспрессивные средства (улыбка, дру­гие мимические проявления, двигательные реакции)

Непосредственно-эмоциональное общение ведущий вид дея- тельности в младенческом возрасте, характеризующийся уста­новлением тесной эмоциональной связи между матерью (или человеком ее заменяющим) и ребенком.

Первоначально ребенку доступны лишь экспрессивные средства общения (улыбка, определенные двигательные реакции). Этот факт также предопреде­ляет ведущую роль непосредственного эмоционального общения в психическом развитии ребенка.

До 6 месяцев у младенца преобладает эмоциональное общение, при котором он обменивается со взрослыми эмоциональными реакциями. В речи он воспринимает прежде всего эмоциональную окраску. Свои эмоции он выражает в форме движе­ний, жестов, лепета, крика и т. п. После 6—8 месяцев начинает формироваться ситуативно-деловое общение, которое характеризуется совместной деятельно­стью ребенка и взрослого с предметами окружающего мира. При этом следует отметить, что эмоциональная сторона общения остается столь же значимой.

Потребность в общении не является врожденной, а возникает под воздей­ствием следующих условий. Первое условие — объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих. Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии само­стоятельно удовлетворить свои органические потребности. Однако подобная за­висимость ребенка от взрослого не есть потребность в общении. Младенец еще не адресует свои сигналы конкретному лицу, и поэтому мы не можем говорить о полноценном общении. Второе условие — поведение взрослого, обращающегося к ребенку. Взрослый с первых дней появления ребенка на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрос­лый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно судить, что ребенок включился в общение.

Первоначально ребенка втягивает в общение мама, позднее у него возникает потребность контакта и отрабатываются средства для включения в общение других людей. Наиважнейшим средством общения в младенчестве являются экспрессивные действия (улыбки, активные двигательные реакции). Младенец, в свою очередь, нуж­дается в избирательном наборе средств общения, предлагаемом взрослым: не все средства, существующие в человеческой культуре, с первых недель и месяцев жизни имеют для него эмоциональную значимость.

Наблюдения показали, что попытки организовать общение с младенцем трех месяцев на основе чисто словесных воздействий взрослого бесплодны — ребе­нок воспринимает лишь экспрессивную сторону речи. Во многом благодаря этому у него начинает формироваться целостное психическое образование — эмоцио­нально окрашенное самоощущение.

При дефиците эмоционально-положительного общения, в ситуации отрыва ребенка от матери в первые годы жизни могут наблюдаться значительные на­рушения в его психическом развитии, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его будущую жизнь. И, наоборот, при наличии этого общения у ребенка формируется надежная основа для благоприятного развития.

Для каждого родителя всегда важно, как развивается его ребенок, все ли происходит в пределах норм, и правильные ли шаги предпринимают мама с папой для того, чтобы малыш быстро адаптировался ко всему новому. В этом смысле психическое развитие ребенка играет чуть ли не самую важную роль в его общем становлении как личности. Психика малыша имеет свои особенности, которые напрямую зависят от возраста.

Психологическое развитие ребенка

Периоды развития психики ребенка

Традиционно выделяют несколько основных этапов в психическом развитии ребенка в дошкольном возрасте:

  • период младенчества – до 1 года, когда малыш только начинает осваивать процесс взаимодействия с окружающим миром;
  • раннее детство – время освоения предметно-орудийной деятельности, когда на примере взрослых ребенок учится взаимодействовать с предметами и обращаться с ними. Сюда же отнесем всем известный «кризис 3 лет» или «Я сам!»;
  • 3-5 лет или младший дошкольный возраст – время, когда ребенок начинает принимать участие в человеческих отношениях, погружаться в их смысл;
  • 5-7 лет или старший дошкольный возраст – в этот период ребенок учится брать на себя ответственность за поступки, в нем рождается осознанная самостоятельность, которая помогает готовиться к школе.

Каждый из вышеперечисленных этапов имеет свои особенности психического развития детей дошкольного возраста и раннего детства. Залог успеха в работе с самыми маленькими, на первый взгляд, прост – все нужно делать с малышом, всячески ему помогать и показывать. Однако для того, чтобы направить его в нужное русло и помочь открыть в нем возможности, педагоги и психологи многоязычного детского сада MultiLingua профессионально оценивают способности и предлагают ему программу, которая поможет ребенку быстро адаптироваться к окружающему миру.

Психологическое развитие ребенка

Развитие дошколят

Психическое развитие детей младшего дошкольного возраста основывается на включении их в простые ситуации человеческих отношений. Дети в ходе сюжетно-ролевых игр постепенно учатся моделировать различные ситуации, переносят их на предметы из своего обихода, развивается их абстрактное мышление, а также знаково-символические функции. Задача педагога, работающего при этом с ребенком, – научить его не просто участвовать, но и создавать законченные сюжеты, которые он потом сможет проживать несколько раз.

Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста не менее важно, ведь наши специалисты должны не только подготовить малыша к школе, но и развить у него коммуникативные навыки, воспитать в нем полезные привычки, такие как опрятность, пунктуальность, способность слышать, следить за собой и своими вещами.

В нашем многоязычном детском саду созданы все необходимые условия для психического развития ребенка. Прежде всего, это грамотные специалисты, которые могут быстро найти подход к ребенку, понять его потребности и помочь ему реализовать себя. Под рукой у педагогов всегда есть актуальный дидактический материал, игрушки и игры, призванные помочь развитию малышей.

Психологическое развитие ребенка

Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды).

Психологическое развитие ребенка

В процессе развития ребенка постепенно усложняются и углубляются его знания, развиваются умственные способности,формируется отношение ребенка к окружающему, происходит становление личности человека.

Психологическое развитие ребенка

Созревание отдельных психических функций происходит последовательно и поэтапно Первый этап — развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года

Психологическое развитие ребенка

На первом этапе развития психики ребенка происходит преимущественное созревание и дифференциация его двигательных функций. Реакции ребенка в первые дни, недели его жизни — преимущественно двигательные (крик, двигательное беспокойство и т. п.).Они возникают в ответ на любые раздражители— холод, голод, резкое изменение положения тела.

Психологическое развитие ребенка

Второй — развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет

Психологическое развитие ребенка

На втором этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, которые все больше принимают осознанный характер. В этом возрасте различные манипуляции с игрушками заключают в себе не только элементы целенаправленных движений, но и элемента сознания (т. е. отношения ребенка к окружающей его среде).

Психологическое развитие ребенка

Третий —созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет

Психологическое развитие ребенка

На третьем этапе ранее развившиеся эмоции становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее мало-дифференцированное радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности — формируется система эмоциональных; отношений. Появляются элементы познавательных эмоций. Формируются высшие нравственные эмоции — чуткость, забота, чувство дружбы и товарищества, долга и т. п.

Психологическое развитие ребенка

Четвертый — созревание мыслительной деятельности — после 12 лет

Психологическое развитие ребенка

Четвертый этап развития психики характеризуется тем, что именно в этот период происходит основное, завершающее формирование мыслительной деятельности ребенка. На этом этапе ребенок уже может иметь самостоятельные суждения, строить в уме предварительный логический план своих действий и поступков, последовательно анализировать факты, делать умозаключения.

Психологическое развитие ребенка

Естественно, деление на эти этапы весьма условно, так как психическому развитию ребенка могут способствовать или мешать различные факторы внешнего мира и свойственные ему особенности.

Когда мы говорим о здоровье и развитие ребенка, то обычноимеем в виду физическое здоровье и развитие малыша: хорошее самочувствие,отсутствие заболеваний, в крайнем случае – физическую силу и способностьпереносить физические нагрузки. Однако есть и другие виды здоровья человека,важные для гармоничного развития ребенка: это здоровье психическое, здоровьепсихологическое и здоровье духовное.

А здоровье физическое иразвитие ребенка напрямую зависит от его эмоционального состояния. Совсеммаленькие дети основную часть времени пребывают в хорошем расположении духа,если удовлетворяются их базовые потребности – в питании, тепле и любви. Малышиочень тщательно следят за тем, чтобы это было так: малейшая нехватка вызывает громкий,настойчивый крик. Дети постарше ведут себя иначе. Их обучают правиламповедения, в результате чего ребенок не всегда может и не всегда осмеливаетсязаявить о своих потребностях. Загнанные в подсознание чувства рано или позднопроявляют себя в физических недомоганиях, рассеянности, снижении креативности,дефиците внимания, изменении темпа и хода эмоционального, интеллектуального идуховного развития.

Поэтому, позитивныйнастрой, уверенность в том, что мир вокруг добрый и веселый, является основойздорового развития ребенка.

Начните с малого. Есливам пока трудно представить свою повседневную жизнь в радужных красках,сделайте яркими отдельные дни. Неважно, будет ли это Новый год, середина весны,день Парижской коммуны или просто зов души – в ваших силах позволить себе исвоим близким, прежде всего детям, наслаждаться жизнью. Пережитые вместе минутырадости сближают взрослых и детей больше, чем это принято считать, а чем чащерадостные и приятные мысли будут посещать вашу голову, тем лучше будетнастроение.

Малыши воспринимают жизнькак источник радости, как непрекращающийся праздник, как череду подарков ичудесных открытий. Устройте себе и своему ребенку веселый и незабываемый день,найдите то, что приносит вам радость. А в награду постепенно вы станетезамечать, что стали чаще улыбаться, а отражение в зеркале смотрит на вас болееоткрыто и доброжелательно. Приятные неожиданности и совпадения будут случатьсявсе чаще. Не давайте угаснуть этому источнику! Подпитывайте его, умышленноустраивая все новые праздники. Дети их просто обожают, они помогут и вамвспомнить, что такое настоящее веселье. Не удивляйтесь потом, что каким-товолшебным образом вы стали лучше понимать своего ребенка, что отношенияналадились, да и здоровье, слава Богу…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector