Психологическое развитие

Ученые расходятся во мнениях о точном количестве стадий психологического развития ребенка. В 1936 году швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию, описывающую четыре основных его этапа. Другие ученые описывают пять этапов, которые включают младенцев, детей ясельного, дошкольного, школьного возраста и подростков.

Неспособность достичь некоторых вех может сигнализировать о нарушениях развития. Из-за методов скрининга, используемых специалистами, много людей с отклонениями в развитии получают диагноз к тому времени, когда они достигают подросткового возраста. Имея это в виду, развитие ребенка можно разделить на пять этапов, у каждого из которых свои особенности и закономерности психологического развития.

Младенчество (от рождения до года)

В течение первого месяца жизни новорожденные автоматически реагируют на внешние раздражители. Другими словами, новорожденный повернет голову к руке матери, когда она погладит его по щеке, или схватит палец, если он будет положен ей в руку.

Новорожденный видит предметы крупным планом, распознает определенные запахи, улыбается или плачет, чтобы указать на необходимость, и двигает головой из стороны в сторону. Новорожденные могут иметь такие виды нарушения развития, как расщелина позвоночника или генетические нарушения.

Психологическое развитие

Младенцы быстро развивают новые способности в первый год жизни. От трех до шести месяцев младенец контролирует движения головы, сводит руки вместе. К шести-девяти месяцам ребенок сидит без поддержки, лепечет и откликается на свое имя. В возрасте от девяти до двенадцати месяцев ребенок берет предметы, ползает и даже стоит с опорой.

Замедленное развитие у младенцев – признак синдрома Дауна или других нарушений. В задачи доктора входит раннее выявление расстройства развития детей.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет)

Дети учатся ходить без посторонней помощи, подниматься по лестнице, прыгать на месте. Они могут держать карандаш, рисовать круг, складывать один блок поверх другого, использовать короткие предложения и даже следовать простым инструкциям.

Центры по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют проходить диагностику на аутизм в возрасте от 18 до 24 месяцев.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

В возрасте от трех до пяти лет дети совершенствуют свои моторные навыки. Они умеют бросать мяч над головой, прыгать, стоять на одной ноге десять секунд или дольше, одеваться и рисовать человека с чертами лица.

Церебральный паралич может появиться на этой стадии развития. Поэтому психологическая характеристика развития должна быть проведена на этом этапе.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)

Дети в этом возрасте способные, уверенные, независимые и ответственные. Отношения со сверстниками, особенно с друзьями того же пола, важны для этих лет. У 12-летних начинают развиваться половые признаки.

Проблемы с концентрацией внимания и легкостью отвлечения могут появиться у детей на этом этапе развития.

Подростковый возраст (от 12 до 18 лет)

Подростковый возраст – это время разнообразных изменений, вызванных такими факторами, как значительный физический, эмоциональный и когнитивный рост, новые ситуации, обязанности и люди. Часто наблюдаются перепады настроения, депрессия, а еще другие психологические расстройства. Подростки испытывают периоды ускоренного роста.

Психологическое развитие

Подростковый возраст – важный период для когнитивного развития, знаменующий переходный период в мышлении и рассуждении о проблемах и идеях. Ребенок получит возможность решать более абстрактные и гипотетические задачи, но это также станет значительным шагом к независимости и эмоциональному развитию.

Важно иметь некоторое представление о процессе развития детей. Это позволит оценить, правильно ли развивается ребенок, понять, что он умеет, а что нет, и более эффективно реагировать на потребности и права каждого ребенка.

Психологическое развитие

Традиции добра

Доказано, что в развитии человеческого индивида основную роль играет детство. Именно в детстве мы приобретаем знания, навыки и умения, черты характера. Наше ежедневное поведение, отношение к чему либо, настроение, поступки, выбор тоже зависит от психологического развития в детстве. Сегодняшняя статья будет посвящена именно этой теме – психологическое развитие ребёнка.

Ступени психологического развития

Известный американский психолог Эрик Эриксон считал, что с самого рождения и до совершеннолетия развитие психологии ребёнка можно разделить на 5 ступенек.

Вот эти «ступени»:

  • Первая — от рождения до 1 года;
  • Вторая — от 1 года до 3 лет;
  • Третья — от 3 лет до 6 лет;
  • Четвертая — от 6 до 12 лет;
  • Пятая — от 12 до совершеннолетия.

Успешное прохождение всех пяти ступеней даёт «хороший конечный результат», а точнее человек вырастает умным, успешным, здоровым и счастливым. Он способен выбирать правильный жизненный путь, достигать успехов во всех сферах. Такие люди всегда уверенны в себе, ответственны, трудолюбивы, образованны, принимают собственные решения, умеют проявлять инициативу, каждый день узнают что-то новое и саморазвиваются во всех направлениях.

Чтобы ваш ребёнок полностью психологически развитым, ему необходимо успешно пройти все этапы, о которых мы говорили выше.

Психологическое развитие

Первая ступень

Малышу важно пройти процесс рождения на свет. При родах ребёнку очень важно остаться целым и невредимым. Мало кто знает, что для ребёнка роды это тоже сильнейший стресс и испытание! Он также, как и мать чувствует боль, появляясь на свет. Второй стрессовый фактор происходит сразу после родов, когда новорождённому перерезают пуповину. У него возникает необходимость дышать самостоятельно. Задышал – справился!

Вторая ступень

Период от 1 года до 3 лет – это и есть вторая ступень развития ребёнка.
В этот промежуток времени, он осваивает собственный костно — мышечный аппарат, начинает двигаться. Сначала он ползает, затем начинает ходить. Он познаёт мир, впитывает знания, как губка, везде лазает и старается потрогать руками, всё тащит в рот. Малыш пытается открыть для себя как можно больше. После слова «мама» обычно ребёнок произносит слово «сам». Для ребенка в этот период важно всё делать самому. И тогда он всю жизнь будет самостоятельным.

Третья ступень.

Третья ступенька в развитии ребёнка — возраст от 3 до 6 лет. Этот пора детских игр и забав. В этот период игры направлены на выработку навыков социального поведения. Например, всем знакомые «дочки — матери», «магазин», «больница», у мальчишечьи: «солдатики», «войнушка». Дети впервые примеривают на себя и репетируют взрослые роли, что для них очень полезно. Также в период от 3 до 6 лет окончательно определяются и психологически закрепляются половые роли и половая принадлежность в целом — это Эдипов период — для мальчиков и период Электры — для девочек.

Психологическое развитие

Четвертая ступень.

Четвёртая ступень развития ребёнка – это ранний школьный период.
Дети, увлечённые учёбой, приобретают компетентность в целом ряде социально значимых областей, которые сгруппировывают в некие два пространства: знания по предметам и компетентность в области поддержания, установления и выстраивания отношений.

Занятия школьными уроками, изучение разных предметов и занятие физической культурой развивают в детях навыки логического мышления, а также у них формируется такая важная черта, как трудолюбие.

Пятая ступень.

Пятая завершающая ступень — это подростковый или переходный период.
Подростки превращаются из детей во взрослых индивидов. «Переходный» — буквально и означает — переход от детства во взрослую жизнь. Под воздействием половых гормонов меняются внешние формы и размеры тела, рост. Подросток должен в конечном итоге собрать воедино приобретения всех предшествующих периодов развития. Все эти знания обязательно пригодятся ему на протяжении всей жизни.

Создавайте для вашего ребёнка благоприятную атмосферу и сопровождайте малыша в его психологическом развитии на протяжении всех этапов детства; тогда вы будите гордиться успехами вашего ребёнка во всех сферах!

Ключевое понятие и проблема возрастной психологии заключается в понятии «развитие». Категория «развитие» в психологии в науке считается общей, она обладает основополагающим значением.

Развитие (например, ребенка по годам) может проходить в качестве направленного, закономерного изменения с проявлением в результате нового качественного состояния объекта, включая его состав и структуру.

Развитие психики может являться закономерным изменением психических процессов во времени, выраженным количественными, качественными и структурными преобразованиями.

Выделяют 2 формы развития:

  • эволюционная, связанная с постепенными изменениями количественного характера,
  • революционная, которая характеризуется качественными изменениями структуры объекта.

Помимо этого, на современном этапе принято выделять не только восходящую линию развития в виде прогресса, но и нисходящую, то есть регресс.

Понятие рост, развитие и соревнование

Категория «рост» может выделять только количественный аспект процесса развития. Развитие отличается от роста тем, что его можно свести к количественным изменениям, а развитие при этом можно характеризовать качественными преобразованиями, новообразованиями, новыми механизмами, процессами, структурами.

Важно разделять категории «развитие» и «созревание». Последнее для многих зарубежных теорий возрастной психологии является важным тестом развития, который причинно обусловливает определенные психические достижения.

Современной отечественной психологией развития созревание рассматривается в качестве психофизиологического процесса последовательного возрастного изменения центральной нервной системы и других систем организма. Он способен обеспечивать условия появления и реализации психических функций, накладывая соответствующие ограничения, но не может быть главной причиной психических новообразований.

К понятию созревания, зрелости относится и один из основных принципов возрастной физиологии – гетерохронность развития. Этот принцип фиксирует то, что созревание разных мозговых систем и функций происходит с различной скоростью. Они достигают полной зрелости на определенных стадиях индивидуального развития, поэтому каждый возрастной этап обладает своей неповторимой психофизиологической структурой, которая формирует потенциальные психологические возможности этого возраста.

Особенности и виды развития

Исследователи рассматривают несколько особенностей процесса развития, которые имеют значение как для психологии, так и для педагогики. В их состав можно включить:

  • тенденцию к качественному изменению, включая переход на более совершенные уровни функционирования;
  • необратимое развитие (обратное развитие в качестве полного восстановления того, что было раньше, невозможно);
  • непременное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие в качестве выбора одного из направлений развития способно оставлять нереализованными многие другие);
  • неравномерное развитие (период резких качественных скачков меняется на постепенное накопление количественных изменений);
  • зигзагообразное развитие (формирование принципиально новых структур, которые на начальной стадии функционирования работают в некотором отношении хуже, чем старые. Так, переходя от ползания к ходьбе, ребенок перемещается в пространстве медленно и часто причиняет ущерб свому здоровью);
  • переход этапов развития в уровни (с появлением нового, более высокого этапа предыдущие не исчезают, происходит их сохранение как иерархического уровня новой системы);
  • тенденцию к устойчивости (успех в развитии невозможен без сильной консервативной тенденции).

Психическое развитие может быть филогенетическим, онтогенетическим, функциональным.

Филогенез психики представляет собой становление психических структур в процессе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека.

Онтогенез психики является формированием психических структур в течение жизни отдельного индивида.

Возрастная психология все больший интерес проявляет к развитию психики человека внутриутробного периода, периода эмбрионального развития (от зародыша до рождения). Сегодня пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривают в качестве своеобразного адаптационного периода, в течение которого организм приспосабливается к окружающей среде. Здесь происходит формирование определенных предпосылок усвоения той или иной культуры (например, в усвоении родного языка и эмоциональных предпочтениях).

Функционалгенез, функциональное развитие психики можно представить в виде развития соответствующих психических функций (восприятие, память); возникновения нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и прочих задач, овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Таким образом, функционалгенез психики является составной частью онтогенетического становления психических процессов.

Развитие также классифицируется на нормативное (типическое) и индивидуальное. Нормативность развития характеризует изменения, которые присущи для большинства людей определенного возраста. Иногда норму считают идеалом, максимально высоким уровнем психического, личностного развития.

Индивидуальное развитие можно отнести к вариативности нормы, включая выявление уникальности личности и указание своеобразия некоторых ее способностей.

Еще одним важным понятием психологии развития является категория «психологический возраст». В соответствии с одним из толкований это понятие можно отнести к процессу возрастной самоидентификации, к отнесению человеком себя к определенному возрасту. Здесь психологический возраст понимают как возраст субъективно ощущаемый. Вторая трактовка исходит из понимания психологического возраста культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. В этом определении категория представляет собой единицу анализа детского развития, относительно замкнутый цикл, обладающий своей структурой и динамикой.

Второй вариант определения интересен больше, поскольку он определяет психологический возраст в качестве возрастного периода, стадии развития индивида в онтогенезе.

Это объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная величина.

В соответствии с методами периодизации, избранным основанием (единицами периодизации) разные психологические школы выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Психология развития представляет собой отрасль психологического знания, изучающую психологические изменения личности по мере взросления; исследующую психику и изменения человеческого организма во всех возрастных периодах, на всех стадиях во всей совокупности антропологических, биологических, психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на личностные изменения.

Научное направление возникло в 1882 году в связи с выходом книги немецкого психолога и физиолога В. Прейера «Душа ребенка», посвященной изучению детской психологии. В прошлом столетии научная область оформилась как самостоятельная область психологических знаний. В 60-х годах прошлого века в мировой науке прочно утвердился термин «психология развития», «генетическая психология».

Цель и задачи психологии развития

Научной целью научного знания является постижение психологических феноменов путем выявления и анализа их происхождения, выявление сходств и различий функционирования личности на протяжении всего периода жизненного пути.

Выделяют следующие задачи области научного знания:

  • исследование движущих сил, механизмов, источников психического развития на протяжении жизненного пути личности;
  • периодизация личностного психического развития;
  • исследование возрастных особенностей, закономерностей протекания психических процессов;
  • установление возрастных особенностей, возможностей, закономерностей реализации определенных видов деятельности, познавательных процессов;
  • определение возрастных норм формирования и развития психических функций, выявление творческого потенциала, внутренних психологических ресурсов личности.

Предмет и объект психологии развития

Готовые работы на аналогичную тему

Объектом психологии развития выступает сложная динамическая система взаимосвязанных явлений, процессов, изменяющихся в зависимости от возрастного этапа; изменяющийся в онтогенезе, развивающийся человек.

Предмет научного направления представлен следующими аспектами:

  • условия, движущие причины онтогенеза психики личности;
  • развитие психических процессов, включая когнитивные, волевые, эмоциональные и пр.;
  • особенности развития различных видов активности, деятельности;
  • особенности формирования личностных качеств;
  • возрастные периоды личностного развития, механизмы, причины перехода личности от одного возрастного этапа к другому, закономерности возникновения определенных психических новообразований на различных этапах жизненного пути;
  • индивидуальные и возрастные психологические особенности.

Функции психологии развития

Выделяют следующие функции научного направления:

  1. Дескриптивная – описание особенностей развития личности на различных возрастных периодах с позиций внешнего поведения, внутренних переживаний;
  2. Объяснение закономерностей, особенностей возрастного развития, выявление причин, факторов, условий изменений реализации поведенческих стратегий, переживаний личности в различных возрастных периодах;
  3. Прогнозирование возможных изменений, появление психических новообразований, обусловленное переходом на новую ступень возрастного развития;
  4. Коррекция психического развития, создание максимально оптимальных условий для личностного развития.

Структура психологии развития

В рамках области научного знания выделают следующие разделы:

  • психология младенца;
  • психология раннего возраста;
  • психология дошкольника;
  • психология младшего школьного возраста;
  • психология подросткового возраста;
  • психология юности, молодости;
  • психология среднего возраста;
  • геронтопсихология, психология старости.

Таким образом, психология развития представляет собой область научного знания, обогащающую научное знание пониманием особенностей, закономерностей, механизмов личностного развития в онтологическом аспекте.

Психологическое развитие

Психология развития (Возрастная психология) — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 20 гг. 20 века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. 20 в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним — генетическая психология).

Предмет психологии развития и возрастной психологии:

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём постижения их генезиса (происхождения), поэтому она входит в область общей психологии [источник не указан 260 дней] . Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни [источник не указан 260 дней] .

  1. Раскрытие общих закономерностей развития
  2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
  3. Периодизация возрастных периодов
  4. Психологическая картина каждой стадии
  5. Изучение ведущих факторов развития

Функции психологии развития:

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Содержание

Теории развития [1]

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена  — Боулби и Эйнсуорт
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера Пиаже
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения БандурыВыготского и Лурии
  • Психоанализ Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Теория аутизмаБеттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга

Примечания

  1. из книги: У. Крейн, «Теории развития», 2002 (см. отрывок из книги)

См. также

Литература

Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0

Ссылки

  • Макогон И. К. Этапы развития и возрастные кризисы.
  • Кон И. С. Психология ранней юности [1]
  • Психология развития
  • Теории развития

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Психология развития» в других словарях:

психология развития — область исследований психологических, где представлены знания и изучаются процессы и закономерности психологического и поведенческого развития людей в онтогенезе. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Психология… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ — один из разделов психологии, который исследует не психические состояния, а развитие психики, генезис форм, в которых протекает духовная жизнь у детей (см. Детская психология), юношества (см. Юношеская психология), народов (см. Народная… … Философская энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ — Строго говоря, область психологии, изучающая процессы изменения в течение жизни. Под изменениями здесь подразумевается любое качественное и/или количественное преобразование в структуре функции: переход от ползания к ходьбе, от лепета к разговору … Толковый словарь по психологии

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ — один из разделов психологии, который исследует развитие психики, генезис форм, в которых протекает духовная жизнь у детей (см. Детская психология), юношества (см. Юношеская психология), народов (см. Народная психология) и т. д … Профессиональное образование. Словарь

Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так… … Психология человека: словарь терминов

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ — часть психологической науки, касающаяся законов психологического, в частности возрастного, развития человека … Словарь терминов по психологическому консультированию

Психология развития — область психологии, изучающей возрастные преобразования психологических функций и личности человека «от колыбели до могилы» (по выражению Холла, который в 20 веке впервые заявил о праве на существование такой дисциплины) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Психология родительства — область психологии, направленная на изучение родительства как психологического явления. С психологической точки зрения родительство рассматривается как часть личности отца и матери. Изучаются особенности его развития в течение жизни (как ценности … Википедия

Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

Психология труда — Психология труда  раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector