Психологические особенности детей дошкольного возраста

Психологические особенности – это свойства психического развития личности в конкретный возрастной период, отражающиеся в ее характере, темпераменте, эмоциональном развитии, функционировании мыслительных и волевых процессов.

Психологические особенности тесно связаны с возрастным этапом развития ребенка. Психические процессы развиваются постепенно и отражают динамику становления личности и ее социальное развитие.

Каждый психический процесс имеет свои тенденции и особенности развития в дошкольном возрасте. Их необходимо учитывать при построении воспитательного маршрута дошкольника, поскольку от них зависит выбор форм и методов воспитательного воздействия, восприимчивость к нему.

Этапы развития мышления дошкольников

Дошкольный возраст делится на три основных этапа психического развития личности ребенка:

  1. Младший дошкольный возраст.
  2. Средний дошкольный возраст.
  3. Старший дошкольный возраст.

На каждом из этапов мыслительные процессы функционируют по-разному. Это обусловлено динамикой развития психологических функций организма и присущими, каждому возрастному этапу, особенностями их проявления. Таким образом, мышление дошкольника проходит три этапа развития:

  1. Преобладание наглядно-действенного мышления в младшем дошкольном возрасте. Ребенок в этот период мыслит действиями. Он познает мир и осознает реальность происходящего только при совершении реальных самостоятельных действий. Для этого, они занимаются разрушением и преобразованием объектов, познавая их устройства, связи, свойства.
  2. Развитие наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте. В этот период активизируется воображение ребенка и он строит в своем сознании образы реальных объектов, формирует их модели и выстраивает различные операции. Все эти операции носят образный характер т.е. ребенок не совершает реальных действий с объектами, а только оперирует их образами. При этом, ребенку необходимо видеть реальный объект и действия, которые можно с ним совершить, для того, чтобы он сформировал в сознании его образ.
  3. Развитие логического мышления. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться логика ребенка. Он использует абстрактные понятия и воспринимает объекты по словесному описанию, т.е. ему не требуется видеть наглядную картину или модель объекта, чтобы сформировать его образ в своем сознании.

Готовые работы на аналогичную тему

Учет особенностей развития мышления дошкольников необходим для того, чтобы построить верную систему взаимодействия с ним и выбрать оптимальные методы обучения. Ведь, логическое мышление взрослого и его понимание мира не всегда доступно ребенку. Он не может осмыслить простых фраз, вроде того, что «папа работает допоздна» или «сегодня папа уехал и вернется только завтра». Ребенок может неоднократно спрашивать о том, куда же делся папа. В младшем и среднем дошкольном возрасте это можно объяснить путем совершения каких-то действий или событий. Например, «папа приедет, когда ты проснешься» или «посмотришь «Спокойной ночи малыши» и папа придет» и т.д.

Сенсорное развитие дошкольника

Восприятие формируется постепенно. Первоначально, у ребенка складываются представления произвольного характера. Они являются неосмысленными и нецеленаправленными.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться целенаправленное восприятие. Оно носит осмысленный характер: ребенок рассматривает объект, обращая внимание на его строение, отдельные аспекты. Он ищет в объекте что-то. Например, какой-то признак указанный взрослым.

В этот период требуется активно задействовать восприятие ребенка, использую для этого специальные упражнения. Такое восприятие становится способом познания мира, способствует лучшему пониманию ребенком его устройства. Постепенно, оно приобретает аналитический характер т.е. когда ребенок не просто наблюдает за объектами, а анализирует их, сопоставляет с другими объектами.

Сенсорное развитие дошкольников связано с освоением ими сенсорных эталонов т.е. познание свойств объектов и их различие: форма, размер, цвет. Ребенок учится соотносить формы, цвета, величины с реальными объектами, т.е. он может охарактеризовать объект по его отличительным признакам. Например, круглый красный шар, маленький мяч, зеленая трава и т.д.

Эталоны помогают ребенку в формировании опосредованного восприятия. Дети учатся давать объективную оценку предметам и формируют осознанное и непроизвольное восприятие действительности.

Рисунок 1. Основные особенности детей дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сюжетно-ролевая игра как способ познания дошкольником окружающего мира

Особенности психологического развития дошкольника проявляются в использовании сюжетно-ролевой в качестве ведущего способа познания и приобщения к миру взрослых. Это выражается в следующем:

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Возрастные физиологические и психологические

особенности развития детей дошкольного возраста.

Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. Ребенок становится более ловким и физически крепким.

Физическое развитие ребёнка по-прежнему связано с умственным. Однако в раннем возрасте оно как бы вело за собой все другие стороны развития. В дошкольном же возрасте физическое развитие становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребёнка. А вот умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. В этот период активно развиваются память, мышление, речь, воображение.

Среди объектов социального мира, которые познаёт ребёнок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, к своим чувствам, переживаниям. Психологи называют это развитием самосознания. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.

В дошкольном возрасте у ребёнка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает.

Словотворчество, свойственное дошкольнику 4 – 5 лет, служит показателем нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии в маленьком человеке творческого начала.

Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность. Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребёнок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и даёт возможность выражать свои чувства и отношения.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями.

Развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в повышенной обидчивости и порой служит причиной ссор между детьми. Но в то же время это важное чувство, которое сослужит ребёнку хорошую службу в более старшем возрасте.

С течением времени ребёнок становится всё более самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Дошкольник осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно – личностной. Ребёнок начинает ориентироваться, на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребёнка «многоцветен». Но дошкольник остаётся открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока ещё не носят неизменно устойчивой формы.

Давая общую характеристику ребёнку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребёнка как существа социального. К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Таким образом, всё сказанное в данном разделе должно настроить будущих педагогов на то, что объект педагогики — ребёнок сложен, интересен и чрезвычайно хрупок. При его изучении, при организации процесса воспитания и обучения важно помнить – не навреди!

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста из благополучных и неблагополучных семей

Среди общечеловеческих ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Семье отводится главная роль в полноценном и благоприятном формировании психики ребенка. Важно, чтобы ребенок рос и воспитывался в атмосфере любви, заботы и защищенности. Однако в жизни это не всегда и не всеми родителями осознается в достаточной степени.

Влияние того или иного типа семейного воспитания, тех или иных родительских воздействий на развитие психики ребенка неоднократно отмечали в своих работах психологи, как Л.Г.Саготовская, А.П.Петровский, Л.Д.Столяренко, Д.Н.Исаев, М.И.Буянов.

В психологической литературе существует мнение, что дошкольный период в жизни ребенка во многих отношениях является решающим, так как основные психологические особенности ребенка оформляются именно в этом возрасте.

В этот период бурно развиваться когнитивная сфера. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение. Большой вклад в исследование когнитивной сферы дошкольников был внесен отечественными психологами: Е.Ф.Рыбалко, А.В.Скрипенко, С.А.Лукомской, Е.И.Степановым, Л.А.Головей, Н.А.Грищенко, Л.Н.Кулешовой.

Что касается эмоционального развития ребенка, то дошкольника отличают высокая впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей.

Эмоциональная сфера дошкольников изучалась многими отечественными и зарубежными психологами: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, М.В. Ермолаева подробно изучили развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, сформировали оптимальные условия для этого развития.

В процессе своего психического развития ребенок овладевает свой­ственными человеку формами поведения среди других людей. Ребенок полностью копирует своих родителей, их поведение и реакции, в тех или иных ситуациях, реагируя на все очень эмоционально. Поэтому, любые конфликты, которые возникают между супругами на глазах ребенка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха.

Вот почему хорошие, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие благополучного развития психики ребенка.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри – семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом».

Известный детский психиатр М.И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребен­ка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально-психическое состояние. «Для одного ребенка, – подчеркивает М.И. Буянов, – семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная»

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. «Дефекты воспитания, – считает М. И. Буянов, – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи»

По мнению американского психотерапевта В. Сатир в настоящее время в современном мире существует два типа семей: в одних семьях царит радужная атмосфера. Там ощущаются естественность, честность и любовь. Родители в таких семьях выражают свою любовь и уваже­ние, как к своим детям, так и друг к другу. Всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом, там можно открыто проявлять свою радость и боль, а, рассказывая о неудаче, не бояться, что будешь осмеян. Дети в таких семьях чувствуют себя полноценными: любимыми, высоко ценимыми, нужными, от каждого ждут любви, признания и уважения. В такой семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбными, а все другие члены семьи относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям.

Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться.

Необходимо приложить усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, и в итоге будет обеспечен более безопасный и человечный мир вокруг.

Если посмотреть на те процессы, которые происходят в обществе, то можно заметить повсеместное снижение нравственного и духовного здоровья личности, причем этот процесс начинается еще в период дошкольного возраста. Одной из основных причин, приведших к снижению нравственности детей, является разрушение естественных институтов социализации: • семьи; • детского сообщества Кроме того, происходит изменение общей ориентации системы воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель. При этом происходит ослабление коллективных форм совместной деятельности детей. Период дошкольного возраста является сензитивным для морально-нравственного воспитания, и формирования нравственных чувств, нравственной позиции, поведения ребенка. В период дошкольного возраста межличностные отношения и характер этих отношений становятся центральным образованием, которое оказывает существенное влияние на развитие морально-нравственной сферы дошкольника. Но именно в этот возрастной период начинают возникать первые проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Проблемы, которые возникают у детей в группе детского сада, связаны с такими проявлениями личности, как: • агрессивность; • демонстративность; • обидчивость, характерная для ряда детей; • самоутверждения за счет сверстников; • проявления невнимания к детям. Результатом таких конфликтов становятся тяжелые и острые переживания ребенка, которые порой приводят к тому, что ребенок отказывается посещать детский сад.

Курсовая по МДК на заказ — это то, что нужно для уставшего студента. Если не хотите писать работу самостоятельно, оставляйте заказ у нас на сайте и мы обязательно вам поможем!

. В связи с этим, перед психологом и воспитателем стоит важная задача своевременно выявить эти негативные тенденции и оказать ребенку помощь в их преодолении. Объект исследования: психологические особенности ребенка. Предмет исследования: психологические особенности детей дошкольного возраста Цель работы: изучить психологические особенности, характерные для детей дошкольного возраста. Задачи реферата: • Изучить литературу по данной тематике. • Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста. • Изучить основные виды деятельности, характерные для ребенка дошкольного возраста. • Изучить процесс формирования личностных качеств ребенка в период дошкольного возраста Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Развитие личности ребенка – единый и целостный процесс. Достижения раннего возраста дают возможность ребенку стать полноценным членом общества людей. По мере взросления ребенка значительно возрастают как его возможности, так и требования к нему со стороны окружающих. Его интересы выходят за рамки только личного опыта. Наблюдая взаимоотношения взрослых ребенок стремится им подражать, осваивает новые для него виды деятельности, такие как игра, учение, труд. Он действует вместе со сверстниками, учится согласовывать с ними свои интересы и замыслы. Образцы поведения ребенок приобретает не только в процессе общения со взрослыми, но и при взаимодействии с детьми. Все эти факторы а так же разнообразные виды деятельности формируют личность дошкольника. В процессе познания окружающего мира и общения развивают новые мотивы, стремления ребенка, его эмоциональная сфера. Вместе с тем происходит формирование и дальнейшее развитие саморегуляции и вырабатывается иерархическое соподчинение желаний. Поведения ребенка перестает зависеть от текущих обстоятельств и становится личностным. Расширение круга общения и деятельности способствует развитию чувств в дошкольника. Еще в раннем детстве ребенок проявляют симпатию и сочувствие, сопереживают по отношению к своим близким. Проблеме формирования личности ребенка в дошкольный период уделяется большое внимание. С целью обеспечения полноценного разностороннего развития ребенка разрабатываются различные программы, в которых отражено значение дошкольного возраста, как уникального, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. ?

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. – 215с. 2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001. – 317с. 3. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. — С.333-393. 4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.,1988. – 387с. 6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – 283с. 7. Мандрикова Е.Ю. Динамика профессиональной самооценки студентов-психологов // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. М.: МОСУ, РПО, 2000. 8. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с. 9. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. – 415с. 10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. – 360 с. 11. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. — М.: МОСУ, РПО, 2000. 12. Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000. – 656 с. 13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. – 274с. 14. Степанов В.А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей // Педагогика. 2004. — № 7. 15. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

Ключевые слова: ПРОЦЕССЫ ВОСПИТАНИЯ; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ПСИХИКА ДЕТЕЙ; THE PROCESS OF EDUCATION; PSYCHOLOGICAL HEALTH; PERSONALITY; PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE; PSYCHOLOGY OF CHILDREN.

Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания.

Процессы воспитания и обучения – естественное и основополагающее стремление родителей, педагогов. Взрослые стараются дать детям самое лучшее, но критерием служит отнюдь не внутренняя гармония и целостность личности ребёнка, а объём усвоенных знаний. В то время как современная медицина настаивает, что от 30 до 40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Для того чтобы найти корень проблемы, следует проанализировать насколько среднестатистический современный ребёнок далёк от нормы.

Итак, основные показатели психологического здоровья личности:
— Всестороннее принятие самого себя, т.е. позитивный образ «Я»;
— Рефлексия – как одно из средств самопознания;
— Стремление к самоизменению, саморазвитию, самореализации.

Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье личности отходит на второй план. Отсюда отсутствие удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация, приобщение ко взрослой жизни посредством игры, и внутренние особенности дошкольника. Особенности внимания дошкольника на каждом году жизни претерпевают значительные изменения, их следует рассматривать в динамике и во всех проявлениях (сенсорное, интеллектуальное, моторное).

Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:
— слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
— личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
— проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
— коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
— неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).

Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними. Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.

Учитывая крайнюю значимость психологического здоровья детей, важно грамотно организовывать образовательный процесс и процесс общения с данной возрастной группой.

Итак, проблемы с психологическим здоровьем дошкольников: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Важно отличать патологический страх от нормального функционально значимого, чтобы не нарушить естественные адаптационные процессы в развитии ребёнка.

Психологические особенности детей дошкольного возраста
Психическое развитие является важным аспектом роста,
охватывающим различные психологические особенности детей дошкольного
возраста. Он начинается с самого рождения, и по мере развития ребенка. с
течением времени, меняются и его психические реакции. Эти реакции очень
просты для начала, но со временем они приводят к сложной умственной
деятельности. Первые 6 лет после рождения ребенка составят основу
будущей взрослой личности, опыт начальных лет жизни определяет
отношение к себе и своей семье.
Многие предпосылки ранних теорий детской психологии заключались
в том, что ребенок был очень уязвим. Распространенная идея состояла в том,
что для того, чтобы нанести «серьезный ущерб» психике ребенка, достаточно
одного плохого поступка — конкретного события или завершенного этапа.
Одной из самых ранних и противоречивых теорий о детской
психологии, мы обязаны австрийскому психологу Зигмунду Фрейду и
области психоанализа. Теория Зигмунда Фрейда утверждала, что ребенок
должен пройти определенные стадии психосексуального развития, чтобы
развить здоровую личность во взрослом возрасте. По Фрейду все дети
движимы психосексуальной энергией, либидо, которое определяет их
поведение в разном возрасте и на разных стадиях. На каждом этапе развития
ребенок руководствуется сексуальными инстинктами для удовлетворения
определенных основных потребностей в удовольствии через эрогенные зоны
тела и кожу.

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Психологические особенности детей дошкольного возрастаРазместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы Психологические особенности детей дошкольного возраста

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован Психологические особенности детей дошкольного возраста

Презентация на тему Презентация на тему Психологические особенности детей дошкольного возраста, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 9 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Психологические особенности детей дошкольного возраста

Слайды и текст этой презентации

Психологические особенности детей дошкольного возраста

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГОУ Детский сад № 313
Тишкина Ирина Витальевна, старший воспитатель
Бузина Мария Андреевна, педагог-психолог

Психологические особенности детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра. Главное значение игры для психического развития детей состоит в том, что ребенок моделирует в игре отношения между людьми.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3–6 ЛЕТ)

Психологические особенности детей дошкольного возраста

В 6–7 ЛЕТ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Психологические особенности детей дошкольного возраста

В 6-7 ЛЕТ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Кризис 7 лет знаменует собой переход на следующую стадию развития, формирование готовности к обучению в школе. Кризис 7 лет называют периодом рождения социального «Я» ребенка.

Основные проявления кризиса:
Формируется произвольность деятельности и поведения. Ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением, может осваивать правила.
Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной, формируется «внутренняя позиция школьника», появляются новые интересы и устремления.
Происходит изменение отношений со взрослыми – дети хотят большей самостоятельности. Нарастает заинтересованное отношение к постороннему взрослому.
Поведение ребенка изменчиво. Могут наблюдаться капризы, споры, непослушание, упрямство, острая реакция на критику.

Все эти проявления являются нормальными и закономерными, это необходимый этап в развитии ребенка.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ КРИЗИС?

В кризисный период ребенок нуждается в обратной связи, ответной реакции на сове поведение. Ему надо увидеть себя в новом качестве взрослого, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.
В связи с выходом ребенка на новый уровень развития следует пересмотреть свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности.
Не следует вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение – одна из форм адекватной реакции взрослого на изменившееся поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято».
Старайтесь эмоционально поддерживать ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это поможет ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

КАКИЕ ИГРУШКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ОКРУЖЕНИИ РЕБЕНКА?

Пособия для занятия изобразительной деятельностью;

Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, велосипед, качели);

Детские музыкальные инструменты (ксилофон, барабаны, бубен, детское пианино).

Сюжетно-ролевые игрушки (куклы с одеждой, посудой, мебелью, инструменты, солдатики, бытовая техника);

Гребенникова Елена Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected] Шелехов Игорь Львович, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии психологических наук, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected] Шелкунова Анна Фёдоровна, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Анализируются социально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, которые в дальнейшем могут определять направление коррекционно-развивающих мероприятий. На примере дошкольников, имеющих общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, показана специфика отношений в семье, оценена потребность и основной мотив в общении со сверстниками и родителями, выявлены нарушения в поведении при групповом взаимодействии. В ходе исследования обнаружено, что дети с речевой патологией имеют низкую потребность в общении со сверстниками, групповое взаимодействие выстраивают на основе игровой мотивации, часто проявляя агрессивность, эгоцентричность, конфликтность, негативизм. Дети с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие, демонстрируют отвержение самого себя и отдаленность от обоих родителей. Они отмечают низкую собственную значимость в семье, придают большую значимость лицам, не входящим в состав семьи. Для детей с нарушениями речи свойственны нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных эмоций и чувств, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации. В принятии решений они часто руководствуются эгоистическими желаниями, редко делают выбор в пользу другого. Обозначенные позиции свидетельствуют о низком уровне принятия нравственных норм у детей с речевой патологией.

Ключевые слова: дети, старший дошкольный возраст, речевые нарушения, межличностные отношения, нарушения поведения

Библиография:

1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 318 с.

2. Шаховская С. Н., Лалаева Р. И. Логопатопсихология: учебное пособие. М.: Владос, 2011. 285 с.

3. Селиверстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность. М.: Владос, 2010. 318 с.

4. Первеева В. А. Формирование моторики и комплексное развитие эстетико-психологических способностей детей 4–6 лет с нарушением функции речи средствами художественной гимнастики: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2003.

5. Мустаева Е. Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский пед. журн. 2009. № 1. С. 342–351.

6. Козловская Г. Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-метод. пособие. Ставрополь, 2009. 152 с.

7. Переслини Л. И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и ЗПР // Дефектология. 1993. № 5. С. 3–5.

8. Разживина Н. В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией // Практическая психология и логопедия. 2005. № 3 (14). С. 50–55.

9. Шелехов И. Л., Толстолес Е. С., Гребенникова Е. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Речевые нарушения: учебное пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 195 с.

10. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Особенности внимания младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 76–78.

11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2004. 224 с.

12. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985. С. 41–48.

13. Балашова В. П. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 767–770. URL: https://moluch.ru/archive/106/25323/ (дата обращения: 09.05.2018).

14. Шипицина Л. М., Волкова Л. С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 4. С. 8–13.

15. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7–16.

16. Дубова Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. № 3. С. 36–38.

17. Июдина Л. В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопед. 2007. № 3. С. 44–50.

18. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 320 с.

19. Усанова О. Н., Слинько О. А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи: коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М.: Изд-во МПГУ, 1987. 215 с.

Дошкольный возраст — это этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет).

В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким-то правилом или образцом.

Дошкольное детство — короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.

Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

К 1 году ребёнок использует 7 — 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).

К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 — 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?

К 2 годам словарный запас — 300 — 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.

К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.

К 3 годам появляется вопрос вопросов — Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочиненные, и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления.

Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона.

К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже — со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.

3-4 года — самоутверждение. Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, обзывание взрослых, («Я сам», нарциссизм — восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).

К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 — 50 минут.

К 4,5 годам ребенок способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?

К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.

С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.

5-6 лет гармонизация отношений с взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям — критический возраст для формирования способности любить другого человека.

Полученные авторами статьи данные свидетельствуют о том, что нарушение осанки оказывает влияние на психологические особенности ребенка старшего дошкольного возраста. Таким детям, по сравнению с детьми без нарушения осанки, свойственны более негативные показатели личностных отношений, отрицательные эмоции — горе, обида, злоба, скука, а также ценностные ориентации, направленные на компенсацию и проявляющиеся в большем стремлении к чтению. Приписывание в одном и том же цвете показателей негативных и позитивных эмоций говорит об амбивалентности и недиф- ференцированности эмоциональной сферы у ребенка с неправильной осанкой.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Более 80 % детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня имеют различные на- рушения осанки [1; 2; 5; 7–10]. По сравнению с шестидесятыми годами прошлого столетия число таких детей увеличилось в три раза [1; 2; 9; 11; 12]. Это явление, судя по результатам многих исследований, носит характер вселенской беды и сопоставимо с трендом акселерации в 1960-х и 1970-х [2–4; 6; 9]. По данным В. В. Косс в России 86 % школьни- ков имеют нарушения осанки, сочетающиеся с изменениями различных органов и систем, таких как сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная и др. [7; 10; 13]

Справочная таблица содержит психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет включительно.

Показатели, Возрастная группа и психологические особенности детей

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического мышления

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного мышления

Словосочета­ниями, понимает глаголы

Начало формирова­ния связной речи, начинает понимать прилагательные

Окончание формиро­вания активной речи, учится излагать мыс­ли

Формирование плани­рующей функции речи

Развитие внутренней речи

Произволь­ность позна­вательных процессов

Внимание и па­мять непроиз­вольные

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные; на­чинает развиваться произвольное запо­минание в игре

Развитие целенаправ­ленного запоминания

Начало формирования произвольности как умения прилагать уси­лия и концентрировать процecc усвоения

Высокая чувст­вительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствитель­ность к дискомфорту

Уменьшение чувстви­тельности к диском­форту

Уменьшение чувстви­тельности к диском­форту

Индивидуально, у большинства низкая

Непосредствен­но окружающие предметы, их внутреннее уст­ройство

Непосредственно ок­ружающие предметы, их свойства и назна­чение

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нрав­ственные нормы

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Способ по­знания мира

Манипулирова­ние предметами, их разбирание

Рассказы взрослого, экспериментирование

Общение со Взрослым, сверстником, самостоя­тельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная дея­тельность, познава­тельное общение со взрослыми и сверстни­ками

Условия ус­пешности ребенка

Разнообразие развивающей сферы

Развивающая сфера и партнерские отно­шения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо раз­витая речь

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Отношения со сверстниками

Интересен как парт­нер по сюжетной игре

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в обще­нии

Собеседник, партнер по деятельности

Отношения со взрослыми

Источник защи­ты, ласки и по­мощи

Источник способов деятельности, парт­нер по игре и творче­ству

Источник информации, собеседник

Источник эмоциональ­ной поддержки

Со взрослыми («Я-сам»)

Со взрослыми как продолжение («Я-сам»)

К 7 годам — кризис, смена социальной роли

Сильной мо­дальности, рез­кие переходы

Сильной модально­сти, резкие переклю­чения

Более ровные, стара­ется контролировать эмоции

Преобладание ровного оптимистичного на-строения

Развитие высших чувств

Игровая дея­тельность ребенка

Предметно-манипулятивная игра «рядом»

Партнерская со взрослыми, индиви­дуальная с игрушка­ми; игровое действие

Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игро­вая ситуация

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответст­вии с ролью

____________

Источник информации:

1. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993г.

2. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М. 1996г.

Уважаемые родители, предлагаю вам ознакомиться с такой темой как «возрастные особенности детей дошкольного возраста».

— это примерный список для оценки развития ребёнка в конце заданного года;
— не сравнивайте детей. Сравнивайте своего ребёнка с самим собой. Вчера не умел, а завтра научился — все отлично;
— для оценки психического развития физические навыки важны так же, как интеллектуальные.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Дошкольным детством считается период от 3-х до 7-и лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

Младший возраст (3-4 года) — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Детям исполнилось четыре года (4-5 лет). Возросли их физические возможности, движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. (Мы можем научить малышей тому, что умеем, мы – воспитатели, помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и многому научиться, мы готовимся к школе — такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.)

В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.

В таблице представлены психологические особенности детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то дошкольник сам начинает определять собственное поведение.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что в этот период складывается новая система психических функций, в центре которой формируется внутренний план действий. Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть наглядно-действенным, оно постепенно отрывается от воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не дает непосредственно чувственный опыт. Ребенок начинает устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Таким образом возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Конструируя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

Воображение — одно из важнейших новообразований в психике детей дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью: в обоих случаях ребенок использует образы и представления. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Однако, помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем детстве, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном возрасте.

Потребность в общении, творческая активность в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность. Воображение как ведущая функция. Психологические особенности возраста. Рекомендации для взрослых при обучении детей дошкольного возраста.

Подобные документы

Характеристика, психологические причины и проявления «кризиса 3-х лет». Сущность игры по Л.С. Выготскому. Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства, центральные новообразования. Развитие восприятия, мышления и речи ребенка дошкольного возраста.

реферат, добавлен 28.03.2012

Психическое развитие и деятельность. Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника. Игра и развитие речи ребенка. Ролевая игра в дошкольном возрасте. Работа педагога по формированию у детей игровой деятельности.

реферат, добавлен 14.12.2012

Особенности проведения психодиагностических методик для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста. Психологические особенности обучения леворуких детей. Обзор диагностических методик для исследования леворукости. Рекомендации для родителей.

курсовая работа, добавлен 10.03.2015

Особенности и закономерности развития детей дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Новообразования дошкольного возраста. Психологическая готовность дошкольника к школе. Психическое развитие детей дошкольного возраста.

курсовая работа, добавлен 07.05.2018

Цель, задачи и методика исследования игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Изучение влияния сюжетно-ролевой игры на процесс общения детей дошкольного возраста. Разработка системы по выявлению уровня развития общения в сюжетно-ролевых играх.

курсовая работа, добавлен 16.12.2014

Особенности воображения в дошкольном возрасте. Роль изобразительной деятельности детей в развитии их воображения. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

курсовая работа, добавлен 16.01.2011

Психологические особенности детей дошкольного возраста. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры, ее место в деятельности дошкольника. Формирование эмоциональной сферы личности ребенка и развитие отношений со сверстниками во время ролевых игр.

курсовая работа, добавлен 01.03.2019

Факторы, влияющие на поведение детей. Характеристика дошкольного возраста. Агрессия и ее основные причины. Негативизм поведения в первом возрастном кризисе. Анализ психологических проблем детей дошкольного возраста. Различие агрессии и агрессивности.

курсовая работа, добавлен 10.09.2016

Особенности развития творческой активности детей дошкольного возраста. Понятие и педагогические условия использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении. Использование мультимедийных презентаций в работе.

контрольная работа, добавлен 11.06.2020

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника и ее цели в воспитании педагогом стремления узнавать, искать, проявлять усилие, и обогащать духовный мир детей. Понятие сюжетно-ролевая игра: строение, развитие и ее особенности в старшем дошкольном возрасте.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — это период когда ребенок активно познает окружающий мир. Дети дошкольного возраста имеют свои психологические особенности развития. Начав ходить, ребенок делает множество открытий, знакомится с предметами, которые находятся в комнате, на улице, в детском саду. Беря в руки разнообразные предметы, рассматривает их, прислушивается к звукам, которые исходят от предмета, познает какими качествами и свойствами обладает этот предмет. В этот период у ребенка формируется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Фотогалерея: Психологические особенности детей дошкольного возраста

В 5-6 летнем возрасте ребенок, словно губка, впитывает всю информацию. Ученые доказали, что в этот возрастной период ребенок запомнит столько информации, сколько потом он не запомнит в жизни никогда. Это период, когда ребенок интересуется всем что может расширить его кругозор и в этом ему помогает окружающий мир.

Эмоциональная сфера

В целом для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность. У них не бывает конфликтов и сильных аффективных вспышек по незначительным поводам. Но это вовсе не означает, что насыщенность эмоциональной жизни ребенка будет снижаться. Ведь день дошкольника наполнен эмоциями настолько, что к вечеру ребенок утомляется и доходит до полного изнеможения.

В этот период изменяется также структура эмоциональных процессов. Ранее в состав эмоциональных процессов были включены моторные и вегетативные реакции, которые у дошкольников сохраняются, но внешнее выражение эмоций приобретает более сдержанную форму. Дошкольник начинает печалиться и радоваться не только от дела, которое он делает в настоящее время, но и от того, что он будет делать в дальнейшем.

Все что делает дошкольник — рисует, играет, лепит, конструирует, помогает маме, выполняя домашние дела — должно обладать яркой эмоциональной окраской, иначе дело быстро разрушится или вообще не состоится. Это объясняется тем, что ребенок в этом возрасте не способен выполнять работу, которая ему не интересна.

Мотивационная сфера

Соподчинение мотивов считается наиболее важным личностным механизмом, который формируется в этот период. Дошкольный возраст — это время, когда начинает проявляться соподчинение мотивов, которое потом продолжает последовательно развиваться. Если у ребенка одновременно появлялось несколько желаний, то для него это было практически неразрешимой ситуацией (ему было сложно определиться с выбором). Со временем дошкольник приобретает разную значимость и силу и может легко принять решение в плане выбора. Через время ребенок научится подавлять свои непосредственные побуждения и уже не будет реагировать на заманчивые предметы, ведь у него появятся более сильные мотивы, которые будут служить «ограничителями».

Для школьника наиболее сильным мотивом может служить получение награды, поощрение. Более слабым мотивом служит наказание, ну а собственное обещание ребенка является вообще слабым мотивом. Бесполезно от детей требовать обещаний, да и вредно, ведь свои обещания в ряде случаев дети не выполняют, а ряд невыполненных клятв и заверений развивают в ребенке беспечность и необязательность. Наиболее слабым является прямое запрещение что-либо делать, особенно если запрет не усилен дополнительными мотивами.

Ребенок в этот период усваивает этические нормы, которые приняты в обществе, учится оценивать поступки, учитывая нормы морали, свое поведение подстраивает под эти нормы. У ребенка появляются этические переживания. Сначала ребенок оценивает чужие поступки, например литературных героев или других детей, так как свои поступки еще не умеет оценивать.

В этом возрасте важным показателем является оценочное отношение дошкольника к другим и себе. Дошкольники нередко критически относятся к своим недостаткам, своим сверстникам дают личностные характеристики, подмечают отношения между ребенком и взрослым, а также между взрослым и взрослым. Однако примером для детей остаются родители. Поэтому родителям важно заложить в ребенке позитивную информацию, будь то личностная или интеллектуальная информация, она не должна вселять в ребенка страх, тревогу или обиду.

Когда ребенок достигает 6-7 летнего возраста, он начинает помнить себя в прошлом, осознавать в настоящем, представлять в будущем.

скачать Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

— общение со взрослым ситуативно-личностное;

— проявление произвольности всех психических процессов;

— в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

— проявление творческой активности во всех видах деятельности;

Новообразования:

— предвосхищение результата деятельности;

— активная планирующая функция речи;

— внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.

Рекомендации для взрослых:

— обучать детей умению планировать предстоящую деятельность. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи;

— организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества;

— способствовать развитию эмпатийных представлений;

— побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности;

— поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка;

— формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка со взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки.

У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Дети, имеющие высокую самооценку, чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия.

Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку.

Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.

Можно утверждать, что у детей дошкольного возраста наблюдаются существенные изменения почти во всех психических процессах.

Психология детей дошкольного возраста имеет свои специфические особенности. В возрасте приблизительно 4 лет психология детей характеризуется появлением новых видов умственной деятельности, среди которых способность слушать и желание рассказывать. В этот период малыши начинают интересоваться уже не просто новым предметом самим по себе, а его структурой, областью применения. Стремление разобраться в устройстве игрушки приводит к появлению вопроса «почему?», который с этого момента задается все чаще. Взрослый человек, который может дать ответ на этот вопрос, становится авторитетом для ребенка, чья познавательная активность и активность в общении становятся взаимосвязанными.

К работе органов чувств добавляется мыслительная деятельность. Происходит осмысление определенных процессов, их анализ, всестороннее познание простых предметов. В этот период в воспитании ребенка особенно важны такие способы деятельности, как дидактические игры, танцы, рисование, лепка.

Ближе к школе у малыша формируются устойчивые критерии оценок, при помощи чего он выражает свое отношение к миру, а взаимоотношения с окружающими постепенно становятся нравственными.

Психология развития детей в дошкольном возрасте прослеживает характер изменения мотивации. В это время отдельные побуждения складываются в систему, появляется некая последовательность действий, определенная причинно-следственной связью. Конечно, нельзя утверждать, что это уже полностью сформированная система. Однако ребенок с большим удовольствием выполняет задачу, когда знает, для чего ему это нужно. Это одна из особенностей психологии детей дошкольного возраста, которую нужно принимать во внимание для грамотного воспитания.

Перед школой важно выработать у ребенка стремление к самостоятельности. Это необходимо для его полноценного развития и правильного самоощущения. С целью развития самостоятельности, нужно приучать чадо выполнять какие-то действия без посторонней помощи, например, убирать свои игрушки.

В дошкольном возрасте происходят изменения в восприятии. Основываясь на зрительном изучении пространства, дошкольник начинает ориентироваться в расстоянии. Тем не менее, запомнить правую и левую стороны дети в этом возрасте пока не могут. Еще труднее обстоит дело с восприятием времени, поскольку время сложно соотнести с каким-либо органом чувств. психологический дошкольный игра тревожность.

Изменяется и внимание ребенка. Оно становится более устойчивым и сконцентрированным. Изменения связаны с тем, что теперь малыш воспринимает каждый предмет не по отдельности, как это происходило раньше, а в совокупности с другими предметами.

Психология воспитания детей в раннем дошкольном возрасте должна учитывать и особенности речи, которые характеризуются ситуативным характером. Внимательность ребенка к своим словам появляется лишь с течением времени. Речь начинает сопровождать все возможные виды деятельности: рисование, счет, игры, труд, наблюдение. Дети часто выдумывают собственные слова на основании уже знакомых. Формируется внутренняя речь ребенка, при помощи которой планируется текст, который будет высказан вслух. Лишь к 5-6 годам мысли и, соответственно, фразы, становятся связными, что позволяет спокойно излагать повествование. Теперь малыш старается не только подобрать наиболее точные слова и предложения, характеризующие ту или иную ситуацию, его мнение или желание, но и анализирует обстоятельства.

Для дошкольного возраста характерны перемены в чувствах и формах их проявления. Они углубляются, развивается чувство товарищества и интеллектуальные чувства.

Основной целью педагога-психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью педагог-психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Основными видами деятельности педагога-психолога являются:

  • психологическое просвещение,
  • психологическая профилактика,
  • психологическое консультирование,
  • психологическая диагностика,
  • психологическая коррекция.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснить результаты психологического исследования, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

Психологическая профилактика — мало разработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог — это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

В обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает психодиагностика. Задача психологической диагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям.

Консультация психолога

Возрастные особенности детей 2—3 лет ( смотреть | скачать )

Возрастные особенности детей 3—4 лет ( смотреть | скачать )

Возрастные особенности детей 4—5 лет ( смотреть | скачать )

Возрастные особенности детей 5—6 лет ( смотреть | скачать )

Возрастные особенности детей 6—7 лет ( смотреть | скачать )

  • Консультация Если ребёнок кусается
  • Консультация Если ребёнок обманывает
  • Консультация Игрушка в жизни ребёнка
  • Консультация Что такое психологическая готовность ребёнка к школе
  • Рекомендации родителям Повышение уровня готовности ребёнка к школе
  • Презентация «Гиперактивность у детей.»
  • Презентация «Детские капризы»
  • Презентация «Место игры в обучении детей»
  • Презентация «Первый раз в детский сад»

Поиграйте с детьми

  • Дидактическая игра «Найди животное.»
  • Дидактическая игра «Полезные приборы.»
  • Дидактическая игра «Скоро в школу.»
  • Дидактическая игра «Что лишнее?»


Адаптация к ДОУ

Психологические особенности детей дошкольного возраста Психологические особенности детей дошкольного возраста

Родителям об особенностях адаптации детей к детскому саду ( скачать )

Адаптация ребенка к детскому саду ( скачать )

Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию ( скачать )

Алгоритм прохождения адаптации детей в ДОУ ( скачать )

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду ( скачать )

Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка.

Ведущая деятельность – игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция – восприятие.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Особенности возраста:

кризис 3-х лет. Формирование «системы Я»;

развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим;

появление смысловой структуры сознания;

ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм;

развитие происходит через общение. С взрослыми общение становится внеситуативно-познавательным;

удерживает внимание 7-8 минут;

может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

при новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).

Новообразования:

усвоение первичных нравственных норм;

появление элементов партнерского общения.

Рекомендации для взрослых:

помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении;

способствовать проявлению всех видов активности ребенка;

формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо;

развивать умение ребенка действовать по правилам;

формировать умение сопереживать, сочувствовать;

формировать эмоциональную отзывчивость;

способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

Вы здесь: Глава 4. Темы семинарских занятий Тема 7. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Тема 7. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 7.

  1. Проведите анализ отечественных и зарубежных представителей о сущности сюжетно-ролевой игры и ее роли в психическом развитии ребенка.
  2. Как влияют различные виды детской деятельности на психическое развитие ребенка?
  3. Каковы основные особенности личности дошкольника?
  4. Каковы основные направления развития эмоциональной сферы дошкольника? Приведите примеры.
  5. Каковы изменения в развитии коммуникативной сферы дошкольников?
  6. Опишите основные закономерности развития интеллектуальной сферы дошкольников.
  7. В чем проявляется произвольность поведения? Какова связь произвольности с осознанностью и мотивацией?
  8. Какие экспериментальные исследования позволили П.А. Зинченко доказать гипотезу о том, что разный уровень овладения определенными способами работы над материалом вызывает изменения во взаимоотношениях непроизвольного и произвольного запоминания?
  9. Каковы способы и приемы амплификации (обогащения, усложнения) сюжетно-ролевой игры дошкольников?
  10. Каковы особенности развития мотивов в дошкольном возрасте?
  11. В чем сущность кризиса семи лет?
  12. Каковы основные параметры психологической готовности к школе?

13. Используя тексты лекции, дополнительную литературу и раздел 8.2. «Основные понятия возрастной психологии», дайте определение следующим понятиям:

  1. Сюжетно-ролевая игра.
  2. Содержание игры.
  3. Сюжет игры.
  4. Игровое действие.
  5. Воображаемая (мнимая) ситуация.
  6. Правило замещения в игре.
  7. Соподчинение мотивов.
  8. Произвольность поведения.
  9. Преодоление познавательного эгоцентризма.
  10. Ориентировочная деятельность.
  11. Сенсорные эталоны восприятия.
  12. Действия восприятия.
  13. Образное мышление.
  14. Словесно-логическое мышление дошкольника.
  15. Познавательное воображение.
  16. Аффективное воображение.
  17. Внеситуативно — познавательная форма общения.
  18. Внеситуативно — личностная форма общения.
  19. «Внутренняя позиция» дошкольника.
  20. Психологическая готовность к школе.

14. Проведите аннотирование и конспектирование литературы по проблемам семинарского занятия ( Хрестоматия по возрастной психологии / Составители Л.А. Семчук, А.И. Янчий)

1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. ‑ С.33-36.

2. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. ‑ С.68-72.

3. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника. ‑ С.78- 84.

4. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток. ‑ С.152 – 159.

5. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. ‑ С. 160-162.

Возможно, продавец снова выставит его на торги позже. Напишите ему.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дипломная работа по психологии на тему: Психологические особенности д.

Описание лота

Работа сдавалась в 2013 году.
К работе прилагается доклад и презентация.
Объем без приложения 44 страницы, с приложением 61 страница.
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей дошкольного возраста
1.1. Особенности познавательных процессов у детей дошкольного возраста
1.2. Особенности развития речи у дошкольников
1.3. Личностное развитие детей дошкольного возраста
1.4. Психологическая готовность детей к школьному обучению
Вывод по главе 1
Глава 2. Практическое изучение психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования
2.3. Коррекционная работа по формированию психологической готовности к школьному обучению
2.4. Контрольный этап экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение 1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector