1. Детский мозг
Завершается формирование правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации и межполушарных связей между ними. Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Правое полушарие создает основу для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие).
Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть), развитие моторики, развитие ловкости в детских играх. Важно обращать внимание на формирование мелкой моторики: завязывание шнурков, застегивание пуговиц.
Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта.
Психологические особенности детей 6-7 лет
» data-medium-file=»https://psychologyofchildren.files.wordpress.com/2012/09/d0b4d0b5d182d0b8-6-7-d0bbd0b5d182.jpg?w=300″ data-large-file=»https://psychologyofchildren.files.wordpress.com/2012/09/d0b4d0b5d182d0b8-6-7-d0bbd0b5d182.jpg?w=726″ src=»https://psychologyofchildren.files.wordpress.com/2012/09/d0b4d0b5d182d0b8-6-7-d0bbd0b5d182.jpg?w=464&h=308″ alt=»Психологические особенности детей 6-7 лет» width=»464″ height=»308″ srcset=»https://psychologyofchildren.files.wordpress.com/2012/09/d0b4d0b5d182d0b8-6-7-d0bbd0b5d182.jpg?w=464&h=308 464w, https://psychologyofchildren.files.wordpress.com/2012/09/d0b4d0b5d182d0b8-6-7-d0bbd0b5d182.jpg?w=150&h=100 150w, https://psychologyofchildren.files.wordpress.com/2012/09/d0b4d0b5d182d0b8-6-7-d0bbd0b5d182.jpg?w=300&h=199 300w, https://psychologyofchildren.files.wordpress.com/2012/09/d0b4d0b5d182d0b8-6-7-d0bbd0b5d182.jpg 726w» sizes=»(max-width: 464px) 100vw, 464px» /> Психологические особенности детей 6-7 лет
2. Познавательные процессы
Формируются элементы произвольности внимания и памяти, достаточные для того чтобы ребенок мог обучаться в школе (концентрация на определенном виде деятельности, наличие вербальной инструкции). Способность к такой концентрации создается социальным окружением, в том числе в сюжетно-ролевой игре.
Речь – расширяется словарный запас, формируется диалогическая речь, способность строить полное предложение. Эгоцентрическая речь становится внутренней.
Мышление – наглядно-образное; способность к сохранению количества вещества (по Пиаже); формируются некоторые относительные понятия (число, лево-право, вчера-сегодня-завтра). Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.
Воображение – развивается и усложняется, становится оригинальным.
3. Детская игра
Сюжетно-ролевая игра остается ведущим видом деятельности. Здесь формируются основные новообразования этого возраста, а также способность к символизации: замещение одних предметов другими, разделение реального и ролевого поведения. Усложняются игровые сюжеты.
- Другие новообразования: целостная картина мира, воображение, нравственное самосознание, иерархия мотивов.
- Психологическая готовность к школе: помимо интеллектуальной готовности (восприятие, тонкие движения руки, умение копировать образец, обобщение и др.) включает социальную готовность (ролевая позиция школьника, умение общаться со сверстниками), и личностную (мотивация, эмоционально-волевая регуляция).
Уважаемые коллеги (а также рерайтеры, педагоги, мамы «вконтактах»), я не разрешаю копировать мои тексты и публиковать их на ваших страницах в соцсетях или сайтах. Подробнее здесь: Об авторских правах.
Ольга Сергеевна Исаенко,
детский психолог, кандидат психологических наук
Ниже в окошке «добавить комментарий»
вы можете задать вопрос детскому психологу
ВНИМАНИЕ! В моей почте накопилось много вопросов (очень много!). Поэтому пока не отвечу — возможность задавать вопросы на сайте временно приостанавливаю в этом месяце. Все серьезные и сложные вопросы можно решать на консультации по скайпу, а также, прочитав полезные заметки для родителей на главной и 200 вопросов-ответов, которые уже есть на этой странице. Или присоединиться к нашим интернет-группам «Непослушный ребенок», «Самостоятельный ребенок», «Рецепты для родителей».
Здравствуйте,
Уважаемые взрослые!
Сегодня я предлагаю Вам статью Натальи Безруковой из книги «Энциклопедия подготовки к школе» изд. Москва «РОСМЭН» 2007 г.
Надеюсь, что ее рекомендации Вам помогут внимательнее отнестись к своему будущему первокласснику и помочь ему адаптироваться в школьном коллективе.
Конечно, эти рекомендации — общие. Дальнейшая работа зависит только от Вас родителей и от желания помочь своему ребенку развиваться.
Желаю Вам успеха!
Физиологические и психологические особенности ребенка 6-7 лет
В 5-6 лет ребенок быстро растет и прибавляет в весе. Особенно интенсивно развиваются мышцы туловища и позвоночник. Но до окончательного формирования организма еще очень далеко: не сформирована центральная нервная система, от которой зависит поведение и психическая деятельность, остается характерной высокая утомляемость ребенка.
Поступление малыша в школу существенно изменяет социальную сторону его развития. Ребенку придется общаться не только с большим коллективом сверстников, но и с взрослыми, подчиняться их требованиям, а главное, нужно будет стать членом коллектива, который имеет свои цели и функции, отличные от коллектива детского сада.
Неподготовленность ребенка к школе чаще всего запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Многие родители считают главным показателем готовности ребенка к школе широту знаний, которые он приобрел в детстве. Однако малыш может прийти в школу с хорошо развитым интеллектом и оказаться совершенно неподготовленным к выполнению разнообразных требований, предъявляемых школой, среди которых можно выделить следующие:
1. Режимные трудности, т. е. неумение выполнять те или иные режимные моменты в строго определенном времени. Чаще всего эти трудности проявляются у первоклассников, не посещавших детские сады.
2. Коммуникативные трудности — нежелание вступать в контакт с окружающими и неумение организовывать общение. Чаще всего эти трудности наблюдаются у детей, имеющих маленький опыт общения со сверстниками, и проявляются в сложности привыкания к коллективу класса и к своей роли в этом коллективе. К ним же относятся трудности, возникающие во взаимоотношениях с учителем.
Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе отвечать у доски. Часто наблюдается состояние школьной тревожности, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников.
Для того чтобы начало школьного обучения стало стартом нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми и детьми и новым видам деятельности.
ПОМНИТЕ!
1. Важную роль играет хорошее здоровье малыша. Состояние здоровья ребенка в начале обучения — это тот резерв, тот запас сил, который во многом определяет успешность и первого года обучения, и всего школьного марафона.
2. Многочисленные исследования показали, что младшие школьники любят учиться. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил.
Однако неграмотное поведение родителей и учителей приводит к уменьшению прилежания и ответственности. Ведь каждый ребенок к моменту поступления в школу находится на своем уровне морального развития. Поэтому некоторые дети начинают следовать установленным правилам поведения только для того, чтобы избежать наказания от взрослых. Более же высокий уровень нравственного развития характеризуется тем, что первоклассник руководствуется человеческими принципами и нормами для того, чтобы сохранить достоинство и не мучиться угрызениями совести.
3. Поведение ребенка во многом зависит и от его темперамента.
Один говорит быстро, другой — медленно; один легко включается в работу, другой действует неуверенно; один упорно и настойчиво решает трудную задачу, другой — бросает, а потом опять продолжает решать.
Изменить темперамент почти невозможно, так как он зависит от свойств нервной системы, и не следует пытаться это делать!
4. В 6-7 лет дети уже обладают коммуникативными способностями, то есть способностями, которые помогают общаться. Сюда же можно отнести желание вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми, умение организовывать общение и слушать собеседника, а также знание норм и правил общения.
В этом возрасте малыш отличается непосредственностью, эмоциональностью, любознательностью, доверчивостью, отзывчивостью. Например, при объяснении арифметической задачи, в которой говорится о грибах, первоклассник может тут же рассказать о том, что он тоже собирал грибы в лесу. Подобное поведение не нужно принимать за непослушание или невнимательность. Просто ребенок непосредственен в общении с вами, хотя капризы и упрямство тоже характерны для этого возраста. Важным качеством является подражание, однако следует помнить, что малыш перенимает не только положительное, но и отрицательное.
Таким образом, в основе готовности к школьному обучению лежит и физическое, и психическое развитие ребенка, без которого он не сможет
успешно учиться в школе.
Как происходит развитие ребёнка. Как происходит развитие ребёнка старшего дошкольного возраста. На что следует обратить внимание родителям детей от 5 до 7 лет.
Психологические особенности старших дошкольников (от пяти до семи лет)
Дети данной возрастной группы становятся более самостоятельными. Они уже познали мир вне дома, и это позволяет им высказывать собственные суждения по различным поводам. Однако любознательность по- прежнему играет главенствующую роль. Ребенок отличается откровенностью и может задать взрослому любой вопрос. Как часто именно в этом возрасте малыш интересуется, каким образом он появился на свет.
Главенствующую роль в развитии ребенка играет его окружение — друзья во дворе, в садике или в детском творческом коллективе. Дети, общаясь друг с другом, делятся своими жизненными открытиями. Поэтому родителям следует обеспечить ребенку возможность группового общения со сверстниками, особенно это касается детей, которые не посещают садик. Альтернатив садику можно найти много. Это может быть детская игровая площадка или развлекательный центр, студия раннего развития или самодеятельный кружок.
Так почему же ребенку так необходимо общение с другими детьми? Нельзя забывать, что этот период — подготовка к школе. И чтобы избежать появления у ребенка коммуникативных проблем с одноклассниками, он должен освоить навыки поведения в детском коллективе.
В этом возрасте у малыша начинают активно развиваться творческие способности. Поэтому кружок детской самодеятельности не только позволит ребенку общаться с ровесниками, но и сформирует необходимые личностные качества. Например, занятия танцами или актерским мастерством помогают малышу стать уверенным в себе, побороть многочисленные страхи, раскрепоститься.
Именно в это время ребенок учится мыслить самостоятельно, независимо от взрослого. Этому следует уделять повышенное внимание, поскольку именно сейчас формируются моральные представления и ценностная база малыша и повышается риск потери эмоциональной близости с родными. Если родители не проявят к ребенку внимания, они перестанут влиять на его дальнейшее поведение, а неконструктивные жизненные установки, полученные извне, начнут работать и могут породить ряд комплексов и страхов. Они-то и скажутся на всех дальнейших жизненных периодах.
Нехватка внимания со стороны родителей способствует появлению у ребенка нездорового духа соперничества. Если он недополучил должного внимания дома, возможно, он будет стремиться привлекать к себе внимание везде, где только можно и ради этого пойдет на любые крайности и поведенческие отклонения. Или, напротив, решит, что он не нужен никому, и замкнется, превратившись в пожизненную «серую мышку». И то и другое не есть хорошо. Неизбежны проблемы и с эмоциональной сферой: недолюбленный в детстве человек в большинстве случаев и сам сдержан в проявлении искренности и теплоты к другим людям.
Как правило, возраст 6–7 лет является начальным школьным периодом, либо активным дошкольным подготовительным процессом.
Детки 6–7 лет сильно отличаются по своему мышлению, привычкам и поведению, поэтому вопрос, когда лучше оформлять ребенка в школу, в 6 либо 7 лет, сугубо индивидуален. Это решение должно быть обусловлено общим развитием ребенка, его психологическим настроем, а не только желанием родителей.
Многие шестилетние дети еще не настроены воспринимать большой объем информации, при этом соблюдать определенный режим дням. Более всего приспособленными к ситуации оказываются девочки, а мальчики, зачастую, пытаются противостоять системе школьного режима.
Независимо от того, когда родители решили отдать ребенка в школу, с психологическим кризисом 6–7 лет сталкиваются все. В этом возрасте дети считают обязательным отстаивать свою точку зрения в различных вопросах, они чувствуют себя уже совсем взрослыми и не позволяют даже называть их «маленькими».
В этом убеждении родители должны помочь своему чаду. Им необходимо стараться всячески показывать ему то, что он действительно взрослый и полностью должен отвечать за свои поступки. Можно создать любую ситуацию для проявления его самостоятельности, но только не использовать обман. Дети очень чувствительны ко лжи, и если в этом уличат своих родителей, то те долго не смогут завоевать доброе расположение к себе.
Для ребенка 6–7 лет очень важно видеть уважительные отношения между членами семьи и их окружением. Исследования показали, что восприятие модели поведения семьи в этом возрасте становится фундаментом для построения межличностных отношений в дальнейшей жизни человека.
Безусловно, нельзя ребенку показывать неправдоподобные, «рафинированные» отношения, он должен знать, что по дороге жизни встретит «ухабы» и «колючки», и лучше, если будет узнавать об этом из пояснительных разговоров.
Родителям нужно беречь психику ребенка, даже если при этом им придется переступить через собственные принципы. Не следует позволять посторонним людям вмешиваться в воспитание детей, так как уважение к родителям формируется именно в 6–7 лет, и если родители упустят этот момент, вернуть его будет очень трудно.
В возрасте 6–7 лет у ребенка возникает большое количество противоречий, иногда он спорит даже сам с собой. Задача родителей в этой ситуации подсказать ему правильное решение и направление. Не нужно оставаться равнодушными к возникшим проблемам сына или дочери, ведь это может ему нанести большую психологическую травму. Многие проблемы могут показаться пустяковыми, но для ребенка очень важно почувствовать поддержку близких людей.
Вы поможете помочь продвинуть проект — «Многодетная семья», поделившись статьей с друзьями: