Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга
Психологические особенности детей 4–5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Физическое развитие: В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Ребенок развивается, становится более вынослив. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, меньше перепадов в настроении. Общение со сверстниками: На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение со взрослыми. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему? », «Зачем? », «Для чего? » Общение со взрослыми Этот возраст часто называют ВОЗРАСТОМ ПОЧЕМУЧЕК. Серьезную ошибку допускает взрослый (родитель, воспитатель, если отмахивается от вопросов ребенка, игнорирует их, или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты). Ребенок может замкнуться. Задача взрослого поддержать ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, можно вместе с ребенком обратиться к энциклопедии. Не стоит стыдиться того, что вы чего – то не знаете. Наоборот, вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир. Таким своим поведением, а именно готовностью на равных обсуждать проблемы, искать ответы на вопросы: 1. Вы направите познавательную активность ребенка в правильное русло 2. Укрепите доверие ребенка к вам, уважение Большое количество вопросов связано с развивающимся мышлением и развитием речи. В этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. В средне группе дети охотно сотрудничают с воспитателем в играх, трудовых поручениях, но наряду с этим, активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Эмоциональная сфера: Чувства малыша становятся более глубокими. Если раньше он испытывал от общения со сверстниками чувство радости, то теперь в общении с окружающими возникает симпатия или привязанность. В средней группе у детей формируются такие нравственные эмоции как чуткость, доброта, чувство дружбы. В 4 – 5 летнем возрасте ребенок на замечания взрослого реагирует остро: вспышками гнева, слезами. Это связано с формированием потребности в уважении со стороны взрослых. Взрослый должен делать замечания ребенку, но оценивая конкретную работу, поступок. Не стоит говорить ребенку «Ты плохой», оцениваем поступок «Твой поступок был неправильным, некрасивым». Психические процессы: Продолжает развиваться внимание. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15 – 20 минут. Развивается мышление – ребенок высказывает свое мнение, делает умозаключения. Продолжает развиваться восприятие. Поэтому следует использовать задания на классификацию предметов по форме, величине, цвету. Развивается память. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки. Психология личности ребенка: Происходит дальнейшее утверждение своего собственного «Я». Ребенок хочет доказать, что у него есть свое собственное мнение, отличающееся от мнения взрослого. Упрямство и капризы – это способы выражения своего мнения. Позитивно они утвердить свою личность пока не могут, а идут от противного «Вы так, а я наоборот! » Скоро это период пройдет. Родителям Необходимо набраться терпения, не забывать самого главного – родители — главный пример для ребенка. Т. е. малыш к 4 годам значительно повзрослел. Главное, на этом этапе помочь ему правильно сформировать отношение к окружающему миру, развивать его способности и общаться с ребенком на равных.
Консультация «Психологические особенности детей 4-5 лет»
Просмотр содержимого документа
«»Психологические особенности детей 4-5 лет»»
Средняя группа
Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно — деловой характер.
Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре, мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовывать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда никто, кроме самого ребенка, не слышит.
Мышление по-прежнему ребенка носит наглядно-образный характер.
Средний возраст совершенно особый по отношению как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка четырех-пяти лет являются «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом ,дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:
— Мышление ребенка носит наглядно-образный характер;
— дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают информацию, если она касается кого-то живого.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга
Психологические особенности детей 4–5 лет Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Физическое развитие: В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Ребенок развивается, становится более вынослив. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, меньше перепадов в настроении. Общение со сверстниками: На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение со взрослыми. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему? », «Зачем? », «Для чего? » Общение со взрослыми Этот возраст часто называют ВОЗРАСТОМ ПОЧЕМУЧЕК. Серьезную ошибку допускает взрослый (родитель, воспитатель, если отмахивается от вопросов ребенка, игнорирует их, или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты). Ребенок может замкнуться. Задача взрослого поддержать ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, можно вместе с ребенком обратиться к энциклопедии. Не стоит стыдиться того, что вы чего – то не знаете. Наоборот, вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир. Таким своим поведением, а именно готовностью на равных обсуждать проблемы, искать ответы на вопросы: 1. Вы направите познавательную активность ребенка в правильное русло 2. Укрепите доверие ребенка к вам, уважение Большое количество вопросов связано с развивающимся мышлением и развитием речи. В этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. В средне группе дети охотно сотрудничают с воспитателем в играх, трудовых поручениях, но наряду с этим, активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Эмоциональная сфера: Чувства малыша становятся более глубокими. Если раньше он испытывал от общения со сверстниками чувство радости, то теперь в общении с окружающими возникает симпатия или привязанность. В средней группе у детей формируются такие нравственные эмоции как чуткость, доброта, чувство дружбы. В 4 – 5 летнем возрасте ребенок на замечания взрослого реагирует остро: вспышками гнева, слезами. Это связано с формированием потребности в уважении со стороны взрослых. Взрослый должен делать замечания ребенку, но оценивая конкретную работу, поступок. Не стоит говорить ребенку «Ты плохой», оцениваем поступок «Твой поступок был неправильным, некрасивым». Психические процессы: Продолжает развиваться внимание. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15 – 20 минут. Развивается мышление – ребенок высказывает свое мнение, делает умозаключения. Продолжает развиваться восприятие. Поэтому следует использовать задания на классификацию предметов по форме, величине, цвету. Развивается память. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки. Психология личности ребенка: Происходит дальнейшее утверждение своего собственного «Я». Ребенок хочет доказать, что у него есть свое собственное мнение, отличающееся от мнения взрослого. Упрямство и капризы – это способы выражения своего мнения. Позитивно они утвердить свою личность пока не могут, а идут от противного «Вы так, а я наоборот! » Скоро это период пройдет. Родителям Необходимо набраться терпения, не забывать самого главного – родители — главный пример для ребенка. Т. е. малыш к 4 годам значительно пвзрослел. Главное, на этом этапе помочь ему правильно сформировать отношение к окружающему миру, развивать его способности и общаться с ребенком на равных.
Психологические особенности возраста
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Но, на самом деле, средний возраст, очень богат на важные события для развития личности ребёнка. Возросли физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными.
Младшие дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
ПОЭТОМУ, особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Основные ресурсы мозга должны быть направлены на развитие сенсорно-моторной основы интеллекта: как можно больше впечатлений для различных органов чувств, постоянное упражнение в ловкости (бегать, прыгать, ползать, лазать и т.п.). Знание букв и цифр в этом возрасте не является признаком хорошего интеллекта, скорее говорит об «обкрадывании» тех отделов мозга, которые должны в этот момент развиваться, но находятся в дефиците из-за увлечения родителей ранним обучением. Гораздо важнее развивать фонематический слух (какой звук в слове первый, последний).
В речи ребенка появляются существительные, обозначающие обобщённые свойства предметов (скорость, твёрдость) прилагательные, выражающие эмоциональные состояния (весёлый, сердитый), этические качества (добрый, злой), эстетические характеристики (красивый, безобразный). Заметно возрастает количество сложных предложений.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками, особенно в игровой деятельности. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.Они становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.
Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?»Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.
ПОЭТОМУ, будьте терпеливы и внимательны, чтобы снова и снова отвечать детям. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка! Если не знаете ответ, достаньте книгу, откройте интернет – покажите пути поиска нужной информации. Готовность «на равных» обсуждать с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится вас уважать!
У детей 4-5 лет возрастает стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Доверьте ему какое-то дело в вашем доме, потому что в детском саду ему доверяют и поручают дежурство по столовой, по уголку природы.
Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки утвердить свои правила в окружающем его мире.
ПОЭТОМУ , полезно ребенку определить его «домашнюю обязанность» (например, посильная помощь в домашних делах). Придумайте систему поощрений и контролируйте выполнение.
У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Формы игры могут быть разные. Предлагайте ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д. Это повлияет на развитие его воображения, фантазии и логики. В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
Особенность возраста — бурный расцвет фантазий. Ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.Источники таких фантазий могут быть весьма различны: яркий сон, который ребёнок принял за действительность, или это может быть выражение его тайных желаний, или стремление справиться с какими-то страхами.
ПОЭТОМУ, обсуждайте с ребенком его фантазии, включайтесь в них, предлагайте повороты сюжетной линии. Читайте и рассказывайте детям волшебные сказки, в которых отчётливо выделены хорошие и плохие герои. Не спешите показывать иллюстрации к сказкам, пусть ребенок представит своего сказочного героя.
Дети 4-5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»);
проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина.К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.
ПОЭТОМУ, активно играйте с ребенком в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Именно к пяти годам начинают жаловаться на детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. «Заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение от взрослого правильности своего мнения, а также услышать разъяснения по поводу «границ» действия правила.
ПОЭТОМУ, анализируйте вместе с ребенком его поступки и поступки литературных героев. Расширяйте опыт ребенка, предлагая разные решения проблемных ситуаций. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный — слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась реальными поступками и делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
Внимание! Следует обратить особое внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку одного из участников воспитания, в данном случае, может послужить толчком к развитию самых неприятных черт характера (лень – если согласны самое простое и лёгкое сделать за него, ложь – если готовы обвинить всех кроме него в плохом поступке и, даже, воровство – если разрешаете забирать без спроса чужие вещи, книги и игрушки).