Почему эмоции – это важно
С рождения дети развиваются не только физически и умственно, но и эмоционально.
Дети по-разному реагируют на свои эмоции. Реакции могут быть совершенно разные по содержанию и интенсивности, это зависит от многих факторов. Эти реакции оказывают большое влияние на поведение детей, их адаптацию и на общее качество жизни.
Реакция на низкую оценку у одного ребенка вызовет плохое настроение до конца дня, другой же ребенок решит, что он ее исправит, и успокоившись, будет чувствовать себя в порядке.
Когда мы говорим об эмоциональном развитии, мы имеем ввиду изучение ребенком собственных эмоций, понимание им причин и механизма действия, распознавание собственных чувств и чувств других людей, поиск эффективных способов управления эмоциями. По мере того, как дети растут и получают жизненный опыт, их эмоциональная жизнь становится более сложной. Умение управлять множеством эмоций очень важно для их эмоционального благополучия. Родители и педагоги, демонстрируя свои реакции и обсуждая с детьми чувства и способы управления ими, играют важную роль в поддержании эмоционального развития детей.
Детское эмоциональное развитие
Эмоциональное развитие — сложная задача, которая начинается в младенчестве и продолжается всю взрослую жизнь. Первые эмоции, которые могут быть распознаны у младенцев, довольно простые — радость, гнев, грусть и страх. Позже возникают более сложные эмоции, такие как застенчивость, удивление, восторг, смущение, стыд, чувство вины, гордость и сочувствие.
У очень маленьких детей эмоции, в основном, состоят из физических реакций (например, учащенное дыхание, сердцебиение) и поведения. По мере роста дети развивают способность распознавать свои чувства. Эмоциональная реакция 10-летнего человека будет намного сложнее, чем у трехлетнего ребенка. Однако и младшие школьники все еще учатся узнавать эмоции, понимать, почему они появляются, и как ими правильно управлять. По мере развития вещи, которые провоцируют эмоциональные реакции детей, меняются, как и способы управления ими.
Если 3-х летнего малыша способна вывести из себя попытка другого ребенка покататься на его самокате, то в 6-7 лет дети спокойно реагируют на это и применяют отработанные тактики: разрешают или забирают свой самокат, или обращаются за помощью к взрослым.
Что такое эмоциональный опыт, как его приобретают?
- физические реакции (например, частота сердечных сокращений, дыхание, уровень гормонов);
- чувства, которые дети узнают и учатся называть;
- мысли и суждения, связанные с чувствами: как ребенок думает и оценивает чувства, или ему в этом помогают взрослые (например, при семейной установке «мужчины не плачут» мальчики, даже испытывая сильнейшую грусть, внешне не проявляют ее);
- сигналы действия (например, желание приблизиться, побег).
На выражение эмоций влияют:
- Удовлетворение эмоциональных потребностей детей (в родительской любви, безопасности, принятии и др.)
- Темперамент. Учиться регулировать эмоции для некоторых детей труднее, чем для других. Это может быть связано с их особым эмоциональным темпераментом. Одни дети спокойно реагируют на событие, другие – более восприимчивы эмоциям («чувствительные дети»). Эмоции захлестывают их, они с трудом успокаиваются, действуют импульсивно, им трудно контролировать свои реакции.
- Ценности и убеждения относительно уместных и неуместных способов выражения эмоций, которым дети учатся у родителей и педагогов. Дети учатся различным способам выражения эмоций на основе того, что считается нормальным в их семье и культуре. Некоторые семьи и культуры поощряют детей выражать эмоций («итальянское семейство»), в то время как другие семьи одобряют сдержанность.
- Опыт эмоционального поведения, который дети приобрели и используют
Пример разных реакций: Дети играли в настольную игру. Одна девочка обманула других игроков, в чем ее уличили. Дети возмутились: «Так не честно!», а другая девочка не смогла сдержать свое возмущение, начала кричать и драться, пришлось обращаться к взрослым за помощью.
Как участвуют родители в эмоциональном развитии своих детей
Осознать свою эмоцию – это важный шаг в эмоциональном развитии ребенка. Взрослые могут ему в этом помочь: понять и принять чувство, придумать уместные реакции на него. Как это сделать?
Настройтесь на детские чувства
Некоторые эмоции легко узнаются, другие менее очевидны. Настроиться на детские эмоции – это научиться читать язык тела ребенка, слушать и слышать его, иногда его слова могут сказать нам много больше, чем кажется, наблюдать за его поведением. Так мы можем больше узнать об эмоциональном мире и переживаниях наших детей, и дать более точные советы, которые помогут им справляться с эмоциями.
Помогите детям понять и принять эмоции
Общение с детьми, совместное чтение книг, просмотр мультфильмов и их обсуждение — могут дать детям знания об эмоциях, научить осознавать их, а также чувства других. Поощряя детей чувствовать себя комфортно со своими эмоциями, свободно говорить о чувствах, мы помогаем им развивать способы управления своими эмоциями.
Установите ограничения
Эмоции испытывать нормально, но есть ограничения на то, как они могут быть выражены, прежде всего на агрессивное, небезопасное или ненадлежащее поведение. «Испытывать гнев нормально, но бить маму, на которую ты злишься, — нельзя».
Дети узнают об эмоциях и как правильно их выражать, наблюдая за другими. Показывая детям, как вы понимаете и управляете эмоциями, дети учатся на вашем примере. Выйдя из себя, скажите: «Извини, я потерял самообладание (контроль, выдержку)» (потому что ни один из родителей не идеален!), а затем покажите, как можно исправить ситуацию.
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Информация, представленная на данном сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой (определяемой положениями ст. 437(2) Гражданского кодекса РФ).
Информация и изображения, представленные на данном сайте, защищены авторскими и иными интеллектуальными правами.
За исключением случаев, предусмотренных законом, любым лицам запрещается изменять, использовать, копировать, распространять, воспроизводить любую информацию и изображения, представленные на страницах сайта, без предварительного письменного разрешения администрации сайта.
Для записи на прием, пожалуйста, заполните форму записи,
и мы перезвоним Вам в ближайшее время
«Влияние семейного микроклимата на психоэмоциональное состояние здоровья ребёнка»
Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребёнок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует… Обычная ситуация взаимной поддержки – важнейший компонент жизни семьи. У окружающих от подобной суеты становится теплее на душе и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.
Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама (конечно же, желая только лучшего своему ребёнку) постоянно одёргивает ребёнка, делает ему замечания, заставляет авторитарными способами делать что-то против воли… Регулярно испытывая на себе такое отношение, у ребёнка часто появляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, а также различные пограничные состояния.
Как же построить отношения с ребёнком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, соблюдению режима дня, владению ЗОЖ, но с другой – не навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться. Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата семьи.
Эмоциональное отвержение ребёнка.
Это может быть безразличие со стороны родителей или откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и нежелательные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это предпосылки к нарушению психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжёлый вариант развития ребёнка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в разговоре с ребёнком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Всегда тебе чего-то надо!», «Когда же кончатся эти выходные, и ты пойдёшь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесёте нечто подобное, ребёнок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушение в эмоциональном развитии появится наверняка.
Несправедливое наказание.
Помните, что значимый взрослый для ребёнка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать ребёнка за проступки, не разобрав их мотивов.
Неравное (то суровое, то тёплое) отношение родителей к детям.
Это ещё более пагубно, чем неизменная строгость. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребёнок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама, то терпеливо укладывает ребёнка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, это причиняет ребёнку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах, и не меняйте принципов.
Соперничество с братом или сестрой.
Нарушения психологического микроклимата семьи могут быть связаны с неуверенностью в родительских чувствах, ревностью к другому ребёнку. Старайтесь подчеркнуть ровное отношение ко всем детям и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, интимный ритуал, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.
Противоречивые требования.
Если мама хочет от ребёнка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Если, например, ребёнок тихий, спокойный, это одобряется в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять за себя, давать сдачи, не уступать насиженного местечка… Ребёнок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей. Как поступить в этом случае? Во-первых, пусть родители придут к согласию; а во-вторых, убедите ребёнка, что мнение мамы и папы, а также их требования всё-таки должны быть на первом месте.
Неадекватные требования.
Обычно это бич внешне благополучных, культурных семей. От малыша хотят всего сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребёнку навязывают чуждые ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чём-то.
Негативные требования «нельзя».
Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребёнка в униженное, зависимое положение: например, насильное раздевание или требование оправиться при людях (на пляже, детской площадке) – дескать, мал ещё, нечего стесняться. Сюда же относятся требования сделать что-либо противоречащее моральным нормам, — допустим, сказать неправду.
Итак, уважаемые родители, проанализируйте перечисленные выше ошибки в воспитании: не относится ли какой-либо из факторов к Вашей семье? Приложите все усилия, чтобы максимально нормализовать обстановку в семье. Одна из главных функций семьи – оказание психологической поддержки. Не забывайте делать комплименты членам Вашей семьи, в том числе детям. Это значительно улучшит их эмоциональное состояние.
Появляется необходимость самостоятельно управлять своим поведением, взаимодействовать с коллективом, самому анализировать и рефлексировать, составлять свой внутренний план действий. Развитие произвольной регуляции переходит на качественно новый уровень, то есть появляется способность к целенаправленной деятельности, работе без отвлечений, ребенок может сам ставить перед собой цель и достигать ее.
Эмоциональная сфера ребенка с приходом в школу также изменяется. Основная ее особенность — появление отрицательных эмоциональных состояний, таких как: тревожность и повышенная эмоциональная напряженность. Эти состояния снижают активность ребенка, приводят к неустойчивости его поведения и проявлению деструктивности (агрессия, страх), что может привести к формированию девиантного поведения.
У первоклассников еще сохраняется привычное бурное реагирование. В это время ребенок только начинает усваивать язык чувств, а также формы выражения эмоций, одобряемые в обществе. Ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств, старается следовать установленным в школе нормам поведения. Стремится утвердиться среди сверстников, «быть лучше», чем другие дети.
Младший школьный возраст – очень ответственный этап для ребенка. Новая социальная роль «ученика» требует от него выполнения новых правил, умения выстраивать новые взаимоотношения, стремления к самоутверждению, а также быть успешным в обучении.
Не все дети хорошо справляются с трудностями адаптации к школе, с эмоциональной незащищенностью в новой обстановке. Далеко не всегда формирование личностных качеств школьника проходит безболезненно. Например, для ребенка с незрелостью определенных нервных процессов, первые годы обучения могут стать непосильным испытанием.
Родителям стоит обратить внимание, если у ребенка появляются:
- истерики, слезливость,
- наигранность,
- вертлявость, неусидчивость,
- желание обратить на себя внимание плохим поведением, не поддающимся логическому объяснению,
- передразнивание, кривляние,
- гримасничанье, «клоунада» как способ привлечения внимания.
Все это может быть показателем незрелости высших психических функций, а не просто плохого поведения ребенка. Вышеописанные поведенческие реакции школьника являются веским поводом для обращения к нейропсихологу, неврологу.
Нейропсихологическая диагностика выявит какие именно недостаточно сформированные психические процессы являются причиной такого поведения ребенка. Нейропсихолог, по результатам диагностического исследования, составит индивидуальную программу, направленную на коррекцию высших психических функций.
Занятия с нейропсихологом представляет собой систему упражнений, которая воздействует на все блоки мозга, гармонизирует связи между ними, тем самым способствует преодолению школьных трудностей.
Для уточнения информации о занятиях с нейропсихологом, звоните по телефонам центра: +7(4842)75-12-83, +7(905)641-12-58.
Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.
Содержание статьи
- Когда ожидать начало кризиса трехлетки
- Причины возникновения
- Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
- Рекомендации для родителей: как себя вести
Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.
Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.
Когда ожидать начало кризиса трехлетки
Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
Причины возникновения
Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.
- Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
- Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
- Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
- Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
- Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.
Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:
- Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
- Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
- Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
- Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
- Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
- Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
- Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник:
Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.
Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.
Рекомендации для родителей: как себя вести
Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.
Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:
- Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
- Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок. Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
- Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя. Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
- Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.
В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.
Источники:
- Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
- Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.
Подростковый период. Сложные аспекты развития личности
Один из самых сложных периодов в жизни человека — 12 – 17 лет (с небольшими отклонениями). Практически никто не избежал кризисных явлений в этом возрасте, но мало кто помнит о них. Поэтому многие родители огорчаются, встречая непонимание со стороны своих детей и пытаются воздействовать на них различными методами, только ухудшающими ситуацию.
В этом возрасте ребенок становиться личностью и пытается самоутвердиться, прежде всего, в среде сверстников. Он сравнивает себя с окружением, пытается стать своим. Мнение одноклассников или друзей по двору становиться более важным, чем родителей. Все эти психологические изменения происходят на фоне взросления организма, сопровождаемого специфическими симптомами. Это усложняет и без того сложное положение и вызывает даже такие, ранее не проявлявшееся черты, как грубость, упрямство, самомнение.
Подросток начинает воспринимать себя как взрослого человека, возможности и полномочия которого значительно выросли. Минуя этап ощущения ответственности за свои действия, тинэйджер ставит в приоритет свои личные потребности, зачастую игнорируя мнение и желания других, в том числе родителей и других членов семьи.
Выход из ситуации — найти занятие, не позволяющее подростку замкнуться в своем мире и уйти в глубины самоанализа и самокопания. Эти состояния не подтверждены надлежащим опытом и приводят к депрессиям или излишне острым реакциям на внешне безобидные для окружающих события. Самый простой способ — социальная активизация. Подражая взрослым, ребенок усваивает новые для себя правила поведения. Это выводит его развитие на более высокий уровень, определяет кругозор, расширение сферы интересов и способствует более оптимистичному взгляду на будущее.
Центры развития подростков в Харькове созданы с целью направить внутреннюю энергию детей в нужное русло и правильно реализовать потенциал самоутверждения. В центрах работают опытные грамотные педагоги, отлично знающие психологию подростков и умеющие найти к ним подход в самых сложных ситуациях.
Для этого специфического возраста характерны некоторая несбалансированность психоэмоциональной и физиологической сферы. Меняется эмоциональная основа, возникают первые биологические потребности в виде полового влечения, с чем не каждый может справиться самостоятельно. В результате — стрессы, напряжения, переживания.
Ранний период самоопределения — 12-14 лет. В этом возрасте ребенок стремится к самоопределению и выработке понятной ему системы координат. В возрасте 15 – 17 лет внимание подростка направлено на более конкретные цели выбора будущей профессии и своего места в жизни, согласно его представлениям об окружающем мире.
Поиск своей цели и самоутверждение часто сопровождается заметными изменениями поведения и характера. Эти возрастные особенности характерны для всех детей, но быть сторонним наблюдателем родителям не стоит. Направлять все действия подростка при помощи профессиональных педагогов — оптимальный выход из сложной, но неизбежной ситуации.
Физическое развитие в переходной период
Психологические изменения в личности подростка происходят параллельно с активизацией физического развития. Часто изменения происходят синхронно, иногда — один из аспектов развития отстает. Но в обоих случаях в жизни ребенка возникает определенный дискомфорт, с которым нужно помочь справиться.
Признаки созревания определить просто:
- увеличение темпов роста;
- проявление половых признаков;
- усиление скелета.
Эти проявления характеризуются неравномерностью, но наличие общих черт можно определить у всех подростков. К ним относятся:
- изменения в конституции тела (рост, удлинение рук и ног, утяжеление скелета);
- формирование самостоятельного мышления, развитие правильной речи и способности четко выражать свои мысли;
- усиление памяти, с ярко выраженной способностью запоминать большие объемы информации с высокой скоростью;
- появление признаков абстрактного мышления;
- умение анализировать полученную информацию;
- нахождение связей и конструктивное логическое мышление
- половое созревание, которое происходит с разной скоростью и определяется типом личности.
Спорт в этом временном промежутке — почти панацея для правильного развития тела. Формирование мышечной и скелетной системы происходит очень активно и правильно дозированные нагрузки позволяют обеспечить равномерное развитие, исключить дисбаланс и нарушения здоровья. Одновременно при занятиях спортом активизируется иммунная система, которая может давать сбои в результате нагрузок, если процесс развития неконтролирован.
Во многих случаях развитие ребенка в подростковый период происходит без особых отклонений. Но, если родители заметили чересчур яркие отклонения в поведении ребенка, им необходимо обратиться за помощью к психологу.
Психоэмоциональное развитие подростка
У некоторых детей этот этап происходит практически незаметно, у других — выражен очень ярко. Ни одна, ни другая крайность не является чем-то необычным и не должна вызывать беспокойства у взрослых. Но желательно контролировать взросление сына или дочери, причем делать это очень деликатно и ненавязчиво.
Сопровождается взросление изменениями социальных факторов, среди которых можно выделить:
- переход на обучение разными преподавателями, что требует оценки и контроля взаимоотношений внутри социальной группы;
- переход общения со сверстниками на другой уровень;
- изменение ролевых отношений в семье, увеличение количества обязанностей, вовлечение в решение вопросов, общих для семьи.
В биологическом аспекте главное — половое созревание, что отражается на поведении и появлении первых признаков формирования личности взрослого человека. У мальчиков этот период выражается в проявлениях агрессии, особенно к взрослым и критике их решений и рекомендаций. Это объясняется попытками выйти на лидерские позиции среди сверстников. Тем или иным образом такая форма поведения типична для всех мальчиков.
Поведение подростков порой кажется глупым и немотивированным. Только опытный психолог сумеет установить контроль над становлением личности и направить его в нужное русло.
Нравственное и духовное развитие
Это чрезвычайно важная сторона воспитания. Если мировоззрение ребенка формировалось в среде общечеловеческих ценностей и высокого уровня морали, то лидерские качества и творческий потенциал будут реализованы в полной мере. Причем направлены они будут на созидание и соответствовать социальным нормам, принятым в обществе.
Одним из этапов становления подростка следует выбрать социальное развитие. Это предполагает формирование:
- определение своего места в социальной нише;
- половую идентификацию;
- поиск профессиональных предпосылок;
- развитие познавательных способностей.
Неврологические проблемы у детей первого года жизни – довольно частое явление. Виной тому – плохая экология, стрессы и психологическое напряжение матери во время беременности, нерациональное питание. По данным статистики неврологические нарушения у детей до года наблюдаются в 80 % случаев.
Причины развития неврологических патологий могут быть следующие:
- наследственность;
- нехватка кислорода в период внутриутробного развития;
- тяжелый токсикоз женщины во время беременности;
- сложные роды.
Динамика раннего развития ребенка может стать чувствительным индикатором состояния его здоровья и требует постоянного наблюдения. Родителям необходимо знать этапы развития ребенка до года:
- 0-3 месяца: ребенок учится поднимать и держать голову, поднимается на предплечья, фокусирует взгляд и следит за движущимися предметами, улыбается, переворачивается на бок и на живот, издает звуки, делает попытки ловить предметы, откликается на голод и физический дискомфорт плачем, реагирует на голос матери;
- 3-6 месяцев: ребенок встает на четвереньки и делает попытки ползти, учится сидеть, уверенно хватает игрушки, произносит отдельные слоги;
- 6-9 месяцев: малыш уверенно сидит, встает, держась за опору, берет мелкие предметы, понимает некоторые слова, пьет из чашки без помощи взрослых, четко различает близких и чужих, произносит первые слова;
- 9-12 месяцев: ребенок начинает ходить, имеет в активном запасе около 10 слов, а в пассивном – 40, выделяет любимые игрушки, выполняет несложные задания.
Эти этапы развития малыша должны быть ориентиром для родителей, но порой бывает крайне сложно самостоятельно отличить норму от патологии. Поэтому наиболее разумный вариант действий – наблюдение и консультация у детского невролога каждые три месяца.
Тревожными симптомами для немедленного обращения к врачу могут стать:
- гипервозбудимость;
- тремор конечностей и подбородка;
- обильное и частое срыгивание;
- напряженность мышц;
- периодические судороги;
- мраморность кожных покровов;
- часто влажные и холодные руки и ноги;
- метеозависимость;
- нарушения сна.
Такие нарушения могут свидетельствовать о наличии неврологических патологий ребенка и без своевременно оказанной помощи привести к серьезным проблемам в развитии центральной нервной системы. Они впоследствии могут проявиться в виде:
- нарушения развития речи и памяти;
- задержка психоэмоционального развития;
- гиперактивность;
- сложности с концентрацией внимания;
- энурез (недержание мочи).
Для выявления неврологических проблем у ребенка детский невролог изучает, как протекала беременность и роды, назначает необходимые исследования, на основании которых ставится точный диагноз и назначается лечение. Чем раньше обнаружена проблема, тем легче с ней справиться.
Родителям следует знать, что в первые годы жизни продолжается формирование структур головного мозга, речи, памяти и интеллекта. Поэтому так важна своевременная диагностика. Только квалифицированный специалист может вовремя обнаружить даже легкие нарушения и назначить эффективное лечение. Не пренебрегайте профилактическими осмотрами каждые три месяца. Внимательное отношение к здоровью ребенка – залог его счастливого будущего.
Сергунин Н.В., Ивлева Е.Ю.
Особенности психоэмоционального состояния детей в период стационарного лечения
Сергунин Н.В., Ивлева Е.Ю.
Научный руководитель: к.м.н., доц. Елизарова С.Ю.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра факультетской педиатрии
Актуальность: Пребывание ребенка в стационаре несомненно это стресс для него. Другой порядок, другие условия, некоторые процедуры, которые пугают маленького человека. Большое влияние также оказывает и физическое состояние здоровья, самочувствие ребенка, его активность, настроение и ряд других факторов, которые будут различаться при поступлении и перед выпиской.
Цель исследования: оценка психоэмоционального статуса детей, находящихся на лечении в стационаре в динамике (при поступлении и перед выпиской).
Материалы и методы: Проведено тестирование 20 больных в возрасте от 12 до 17 лет с соматической патологией с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест», методики: САН, ШЭВ, ШСБ, цветовой тест Люшера.
Результаты: Цветовой тест Люшера показал, что при поступлении психоэмоциональное состояние детей находится на среднем уровне. Они испытывают тревогу и стресс связанные с пребыванием в стационаре. Перед выпиской результаты заметно улучшаются, стресс сменяется надеждой на лучшее, увлеченностью, стремлением произвести впечатление. По методике САН динамика в целом положительная, все результаты перед выпиской оценивались как благоприятные. По методике ШСБ положительная динамика отмечается в 20% случаев, значительно положительная в 20% случаев. В 50% случаев динамики нет, но это можно объяснить тем, что большинство детей находилось в стационаре на обследовании и поступили уже с положительными результатами. По методике ШЭВ в целом результаты положительные (у 40% детей положительная динамика). Без динамики в 40% случаев, что так же объясняется тем, что часть детей в стационаре находилась на обследовании.
Вывод: Психоэмоциональное состояние детей при поступлении в стационар и перед выпиской различается. В последнем случае показатели улучшились, что несомненно будет влиять на дальнейшее состояние ребенка и его последующее выздоровление.
В статье представлены данные сравнительного анализа психоэмоционального состояния подростков с корригированной гипоспадией и функциональными задержками пубертата.
Results of the comparative analysis of a psychoemotional condition of teenagers with hipospadiya and functional delays of a puberty are presented in article.
Высокий риск формирования бесплодия у мужчин при заболеваниях половой системы обусловливает внимание специалистов к этой проблеме. Среди множества причин мужского бесплодия выделяют инфекционные заболевания, травмы половых органов, аномалии развития гениталий, гормональный дисбаланс, а также функциональные нарушения созревания гипоталамо-гипофизарно-гонадной оси [1–3]. В 25% случаев причина инфертильности остается не установленной [4, 5]. У пациентов этой группы важно изучение периода полового созревания — ключевого момента в становлении функции репродукции. При этом менее изученными остаются их психоэмоциональные особенности. В немногочисленных работах авторами показаны изменения психоэмоционального состояния у пациентов с гипогонадизмом, эректильной дисфункцией, снижением уровня тестостерона вследствие метаболического синдрома, гипоспадией (ГС) [6–10]. Внутренняя картина болезни формируется из отношения пациента к заболеванию, которое напрямую зависит от его психоэмоционального состояния. Изучение течения психических процессов при различных заболеваниях половой системы представляет научный интерес. Одним из способов выявления этих состояний является психологическое тестирование [11].
Целью данного исследования было сравнить психоэмоциональное состояние подростков с корригированной гипоспадией и подростков с функциональными задержками пубертата.
Пациенты и методы исследования
Обследовано 40 мальчиков 14–15 лет, из них 20 детей (1-я группа) с корригированной гипоспадией (10 — стволовая форма, 10 — мошоночная форма) и 20 детей (2-я группа) с функциональной задержкой полового развития. Группу сравнения составили 20 практически здоровых мальчиков сопоставимого возраста. Обследование включало изучение анамнеза, осмотр с оценкой физического развития, оценку полового развития по стадиям Таннера, определение уровней лютеинизирующего гормона (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), тестостерона в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа с использованием наборов реагентов DRG ELISA (Техсистемс, Россия). Всем пациентам проведено компьютерное тестирование на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» («Нейрософт», Россия) с использованием методик «Короткая версия опросника здоровья-12» (J. Ware и соавт.) и «Шкала госпитальной тревоги и депрессии» (адаптирована М. Ю. Дробижевым).
Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета программы Statistica 6.0 (StatSoft, США). Данные предоставлены в виде среднего математического М и стандартного квадратичного отклонения SD. Характер распределения количественных значений оценивался с помощью критерия Шапиро–Уилкса. Для сравнения различий значений признаков двух независимых групп использовался непараметрический U-критерий Манна–Уитни. Для выявления взаимосвязей между переменными был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Различия считали статистически значимыми при p
Н. В. Болотова, доктор медицинских наук, профессор
О. Л. Коновалова 1
ГБОУ ВПО СГМУ им. В. И. Разумовского МЗ РФ, Саратов
16th Январь , 2020
Цвета окружают нас с самого рождения. Причем ребенок знакомится с ними раньше, чем узнает их название. Цвета влияют на формирование характера малыша, его самооценку и психологическое здоровье. Их особенность сегодня широко используется в различных терапевтических методиках.
Что такое цветотерапия?
Уже доказано, что цвета влияют на биохимические реакции в человеческом организме. Они могут стимулировать секрецию гормонов или, наоборот, подавлять их действие.
Цветотерапией называют влияние на жизнедеятельность организма с помощью цветов. Она считается нетрадиционным методом лечения, однако часто используется для диагностики и улучшения психологического состояния детей. В частности этот метод помогает расслабиться, избавиться от проявлений тревожности, снять стресс.
Главным преимуществом цветотерапии для детей является игровая форма, которой можно легко заинтересовать малыша, сделав диагностику и лечение интересным развлечением.
Метод является составной частью арт-терапии, что означает «лечение искусством». На самом деле арт-терапия направлена не столько на лечение, сколько на развитие личности и гармонизации ребенка.
Существует множество арт-терапевтических техник: рисование, разыгрывание сценок, лепка, оригами, создание масок и т.д. Однако, цветотерапия в психологии сопровождает каждую из этих техник, поскольку ребенку нужно выбирать определенные цвета для поделок, рисунков или даже костюмов, в которые будут одеты персонажи из театральных постановок.
О чем расскажет любимый цвет ребенка
Вы, наверное, замечали, что малыш часто выбирает игрушки, одежду и даже еду из-за цвета, отдавая предпочтение определенным из них, а другие просто игнорируя. При этом предпочтения ребенка могут многое рассказать о его характере и настроении:
Желтый — цвет солнца и гармонии, который предотвращает развитие депрессии. Этот цвет в детстве выбирают будущие лидеры, которые имеют замечательные умственные способности и богатое воображение.
Обычно такие дети послушные, но слишком мечтательны. Иногда им трудно вернуться из мира собственных фантазий к действительности.
Оранжевый — повышает настроение, стимулирует рабочую активность, помогает восстановить силы. Его выбирают веселые, оптимистичные, общительные дети, которые имеют много друзей. Им легко налаживать контакты с людьми, которых часто поражает детская непосредственность малыша.
В отдельных случаях выбор ребенком оранжевого цвета может свидетельствовать о развитии нервозности и впечатлительности.
Красный — цвет активности и повышенной возбудимости, который непосредственно влияет на клетки коры головного мозга. Дети, которые выбирают этот цвет, очень эмоциональные и имеют независимый характер. Они целеустремленны и энергичны, быстро учатся.
Однако, темные оттенки красного могут свидетельствовать о появлении агрессии. Если ребенок резко полюбил бордовый или коричневый оттенки, скорее всего ему необходим покой и отдых.
Зеленый — цвет природной гармонии, который успокаивает, но не подавляет процессы в организме. Светлые оттенки зеленого выбирают оптимистичные дети, полные жизненной энергии.
Если малыш отдает предпочтение темным оттенкам, это может свидетельствовать о замкнутости. Часто такие дети не чувствуют себя достаточно защищенными и боятся изменений.
Синий — считается успокаивающим цветом, который снижает активность. Его выбирают спокойные, рассудительные дети, которые часто имеют взрослое мировоззрение. Как правило, малыши, которые любят все голубое, редко капризничают и восхищаются малоподвижными играми. Ребенок, который тянется к темно-синему цвету, часто бывает задумчив или грустен.
Фиолетовый — помогает снять напряжение, но его постоянное воздействие вызывает чувство усталости. Этот цвет часто выбирают творческие дети, которые имеют самые различные увлечения. Для таких детей характерна резкая смена настроения. Часто они бывают озорные.
Белый — фактически он означает отсутствие цвета, и выражает психологическое желание защититься или скрыть эмоции. Дети, которые выбирают белый, наделены эмоциональным интеллектом. Они очень стеснительные, духовно развитые, но более замкнуты, чем их сверстники.
Черный — считается депрессивным цветом, который не стоит использовать в оформлении помещений. Если малыш отдает предпочтение ему, это еще не означает, что он испытывает дискомфорт или угнетение. На самом деле черный цвет является наиболее контрастным и считается эмоционально сильным. Дети выбирают его, чтобы освободиться от некоторых негативных эмоций.