Психоэмоциональное развитие детей до года

Подготовил: психолог Щеблыкина Ксения Петровна

Психоэмоциональное и психофизическое развитие детей от года до 3 лет (основные идеи)

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка, охватывающая возраст от 1 года до 3 лет. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии малышей. Совершенствуется деятельность всех органов чувств и систем организма: костная, мышечная, ЦНС. Происходят качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий, увеличивается предел работоспособности нервной системы.

Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой происходит овладение детьми предметными действиями. Посредством различных манипуляций с предметами, происходит развитие соответствующих отделов головного мозга у ребенка.

Ребенок, играя с предметами и игрушками, усваивает их значение, функции, и то, как ими следует действовать. В этот период важно поддерживать, хвалить и поощрять действия малыша, когда он что-то делает руками, манипулирует предметами, трогает их и пр.

Развитие в этот период неотделимо от общения со значимыми взрослыми. Благодаря развитию предметной, игровой деятельности и речи происходят качественно-новые изменения в развитии высших психических функций (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения).

Среди особенностей этого периода можно выделить: важность игровой деятельности, подражание, а также нравственное развитие малыша.

ВАЖНОСТЬ ИГРЫ:

В жизни ребенка, в начале 2-го года, развивается способность к замещению предметов, т.е. использованию предметов в игре не по их прямому назначению. Возникновение способности к символическому действию (когда чашка становится шапкой, тарелка – одеялом, ванночка – кроватью для кукол) базируется на специфических изменениях в центральной нервной системе.

Основной тип игры в данном возрастном этапе – это ролевая игра, когда ребенок способен взять на себя роль другого человека. Большинство исследователей рассматривает игру как важнейшее условие для формирования будущих навыков и умений ребенка; игра лежит в основе умственных действий ребенка. Любой предмет, который становится объектом для игры, помогает малышу понять новые способы взаимодействия с ним.

К 2-ум годам детки способны играть в несложные логические и тематические игры, т.е. теперь они способны составить план действий в уме на относительно долгий промежуток времени. Эта способность является одной из специфических черт данного периода. В этом возрасте уже в достаточной степени развита рабочая память, память, которая удерживает поставленные перед собой цели несколько минут назад.

Основные свойства подражания:

— при подражании копируется поведенческая модель.

Пример: мальчик смотрит на отца и копирует походку, манеру разговора.

— подражание должно быть избирательным.

Пример: подражание поведенческой модели только значимого взрослого.

Способность к подражанию лежит в основе интеллектуального и моторного развития, т.к. подражание является действенным способом усвоения новых знаний, умений и навыков малышом. К 2-ум годам у многих деток сформирована способность к идентификации себя с другими людьми по половому признаку. Пример: мальчик, замечая свое сходство с отцом и другими мужчинами, начинает отождествлять себя с мужским полом. Осознавая свою принадлежность к определенному полу, ребенок стремится утвердиться в нем с помощью подражания окружающим (девочки обращают внимание на поведение мамы и других женщин, копируют их поведение, подражают им; мальчики делают тоже самое, глядя на своего отца и остальных мужчин).

Кроме того, подражание может быть сознательной попыткой достичь желаемой цели (не только в плане полоролевой принадлежности). Подобное поведение вызвано склонностью к социальному подкреплению, желанием походить на другого человека или достичь своей цели. Пример: малыш, который пытается построить из кубиков дом, внимательно наблюдает за другим ребенком или взрослым, который возводит сходную постройку, и подражает его действиям.

НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ

В период от 1,5 до 2-ух лет у детей начинают формироваться соответствующие представления о предметах и явлениях окружающего мира. Пример: игрушки должны быть целыми, на рубашке должны быть все пуговицы. А также дети усваивают нормы правил поведения в тех или иных ситуациях, обычно связанных с аккуратностью, сдерживанием агрессии, послушанием. Эти представления являются основой, на которой в дальнейшем будут базироваться нормы и правила поведения, принятые в обществе. Они, в свою очередь, лежат в основе нравственного понимания детьми, «что такое хорошо, а что такое плохо», благодаря этому ребенок способен одолеть первую ступень развития нравственного чувства.

Таким образом, в период от года до 3 лет, происходят наиболее значимые изменения в целом: происходит формирование определенных отделов головного мозга, развивается психика малыша, усовершенствуется его центральная нервная система.

Каждый день является важной ступенькой в развитии малыша. Все, что происходит вокруг него (влияние социального окружения, семейное воспитание, опыт, который каждый день приобретает малыш и др.), а также изменения во внутреннем плане (развитие ЦНС, головного мозга, эмоции и чувства, которые он переживает и пр.) влияют в целом на личность ребенка, формируют его характер, определяют дальнейшую линию его жизни.

К.Ш. Bpexман, Г И. Брехман
Детская клиническая больница № 5
Медицинская академия, Ивановo
Доклад на конференции по проблемам перинатальной психологии и медицины.
Иваново, 21.05.98

В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические(психосоматические) расстройства. Среди них пренатальная дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка (Verny Т.Д991; Захаров А.И. 1994; Share I, 1996; Sonne J., 1996). Остается неясным, берут ли эти заболевания свое начало в пренатальном периоде или имеет значение отвержение ребенка после рождения? Возникают и другие не менее актуальные вопросы: действительно ли ребенок воспринимает мысленную информацию от матери? В таком случае возможны ли подобные заболевания у желанных детей и с чем они могут быть связаны? Надеемся, накапливающиеся факты позволят ближе подойти к пониманию этих проблем. В связи с этим мы решили поделиться своими клиническими наблюдениями.

Вера И., 33 лет — второй ребенок в семье (старшему брату было 11 лет, когда она родилась), росла и воспитывалась в атмосфере напряженных отношений между родителями. Беременность Верой у матери была нежеланной, незапланированной, а родоразрешение трудным.
Главным отягощающие обстоятельством детства и отрочества Веры (до 14 лет) было ночное недержание мочи. В семье ни у кого не было этой патологии, Родители, с одной стороны, предпринимали усилия для ее излечения, с другой « не щадили ее и нередко в грубой, унизительной форме выражали свое неудовольствие, сформировав у ребенка чувство ущербности и вины перед окружающими. Девочка была невротизирована и болезненно реагировала на тяжелую моральную обстановку в семье, часто болела простудными заболеваниями, лечилась по поводу дискинезии желчевыводящих путей, кишечных расстройств, состояний, которые можно расценить как функциональные расстройства психосоматического генеза. В 27 лет вышла замуж и вскоре родила девочку, которая часто болеет простудными заболеванияуи (выявлен иммунодефицит по Т-системе иммунитета) и так же, как и мать в детстве, страдает энурезом.

Подробный анамнез позволил установить следующее. Во время беременности Вера много думала о ребенке и выражала мысленное опасение о возможности энуреза и у него. Это была навязчивая идея, которая преследовала ее повсюду и которую она никому не высказывала. Вера и сейчас пристально следит за всеми поведенческими проявлениями ребенка, опасаясь, что и другие ее заболевания могут появиться у девочки. Она вновь испытывает чувство вины, на этот раз перед дочерью.

Данное наблюдение наводит на мысль о возможности формирования патологии, у желанного ребенка под влиянием интенсивного мысленного воздействия матери в пренатальном периоде, Оно показывает значение в этом материнских страхов, выраженных в виде неозвученных мыслей. С известной долей осторожности можно говорить о возникновении психосоматического процесса, в частности энуреза, у желанного ребенка от матери, родившейся от нежеланной беременности, и испытавшей после рождения хронический, периодически обострявшийся эмоциональный стресс, вызываемый значимыми для нее людьми» родителями.Елена И, 33 лет, в течение нескольких лет до беременности жила с мужчиной в гражданском браке, не предполагая родить ребенка. Материнство, ее никогда не привлекало, материнские чувства ей были чужды. К тому же возраст становился аргументом для отрицания идеи стать матерью.

Настоящая беременность застала ее врасплох, и первая мысль была сделать аборт. Пока раздумывала, время было упущено, и в состоянии растерянности, нежелания, страха перед неизбежными родами и появлением ребенка находилась в течение всей беременности.
Несколько смягчающим обстоятельством были регистрация брака и положительное отношение мужа к появлению ребенка. Беременность сопровождалась поздним гестозом, колебаниями артериального давления. Несмотря на выраженный страх, родоразрешение прошло, неожиданно для нее, легко и быстро.

Ребенок родился в срок с пренатальной дистрофией (масса при рождении 2400 г.) в состоянии асфиксии, что потребовало реанимационных мероприятий. Пол ребенка не совпал с ожидаемым: хотела мальчика — родилась девочка (двойная нежелательность — по АХ Захарову). К груди не прикладывалась: у ребенка обнаружился слабый сосательный рефлекс, а у мамы отсутствовала лактация.
Из роддома девочка переведена в отделение патологии новорожденных детской больницы, откуда выписана в 1,5-месячном возрасте, находилась на искусственном вскармливании, плохо прибавляла в весе. В 7-месячном возрасте поступила в неврологическое отделение детской больницы с диагнозом: перинатальная гипоксическо-ишемическая миелоэнцефалопатия, периферическая цервикальная недостаточность, лираиидная недостаточность, гипотрофия II степени, иммунодефицит по Т-системе иммунитета. Ребенок отстает в физическом и умственном развитии, при этом обращает на себя внимание скорбно-унылое, капризное, безрадостное выражение его лица. В процессе комплексной терапии, включающей иммунокоррекцию в сочетании с эмоционально-психологическим взаимодействием врача. ребенка и матери, девочка стала спокойнее, появилась ответная эмоциональная реакция на обращение к ней и на игрушку. Материнские чувства у женщины, хотя и медленно, стали пробуждаться, появилось чувство вины.

Анализ данного клинического наблюдения показывает, что пренатальная дистрофия, внутриутробная гипоксия и последующая асфиксия новорожденного, энцефалопатия, иммунодефицит, отставание в физическое и умственном развитии с подавлением эмоциональной сферы ребенка берут свое начало в пренатальном периоде. Возможно, психоэмоциональный стресс женщины, который был связан с ее психологическими особенностями, нежелательной беременностью и другими психотравмирующими обстоятельствами. способствовал возникновению столь серьезных осложнений. Особо мы хотели бы выделить факт гипогалактии у матери и невыраженность сосательного рефлекса у ребенка, который, как известно, является врожденным, инстинктивный актом, обнаруживаемые еще внутриутробно (сосание пальца). В данном случае гипогалактию матери, очевидно, следует рассматривать как еще одну реакцию отвержения ею беременности и ребенка, фактический отказ от своей женской, материнской сути, а отрицание ребенком груди матери как его ответную реакцию на негативные чувства, испытанные им в пренатальном периоде в связи с отверженцем его своей матерью.Приведенные наблюдения свидетельствуют о возможной роли интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности в возникновении психосоматических расстройств как у нежеланных, так и у желанных детей. При этом у нежеланных детей патология может быть более выраженной и сочетанной. Сказанное делает актуальной разработку концепции саногенного мышления беременной женщины и ее семьи для предупреждения психосоматических расстройств у потомства.

Психоэмоциональное развитие детей до года

Период от рождения до года у ребенка и родителей самый насыщенный и сложный. Родителей всегда беспокоит развитие малыша, в том числе психоэмоциональное, особенно, если это первенец. И это вполне закономерно, ведь заметив отклонения вовремя, можно заблаговременно принять меры для исправления дефектов.

  • 1.Общепринятые нормы развития к году
  • 2. Этапы психоэмоционального развития малыша до года

1.Общепринятые нормы развития к году

Многое, что можно исправить в первый год жизни, в более старшем возрасте поддается корректировке сложнее. На первом году формируется центральная нервная, пищеварительная, эндокринная, иммунная системы, формируется опорно-двигательный аппарат.

С самого появления на свет, новорожденный общается с родителями и другими близкими. Около трех месяцев у него появляется большой интерес к миру, который его окружает.

За первый год после рождения малыш при отсутствии серьезных отклонений учится очень многим действиям — это и самостоятельное держание головы, и умение ползать, сидеть и ходить. В то же время малыш стремительно развивается и психологически. Формируется основа личности — рефлексы, привычки, характер. Это занимает немало времени и в течение первого года поэтапно происходят изменения. Не исключены и трудности, поэтому важно знать, как будет развиваться ребенок и в случае возникновения проблем вовремя их корректировать.

2. Этапы психоэмоционального развития малыша до года

Новорожденный
Ребенок почти все время спит. Тридцать минут — самый длинный промежуток бодрствования. На этом этапе ребенок отвечает на такие раздражители, как свет, звук и боль, может ненадолго сосредотачивать зрение и слух.

Один месяц
Увеличение активности является нормой в 1 месяц. Ребенок может неплохо зафиксировать взгляд, следить за предметом, но пока не может поворачивать за ним голову. Время активности увеличивается постепенно до часа. Пока он не видит связи между передвижением предмета и самим предметом, хотя физически может это сделать. Малыш сейчас уже начинает пытаться показать взрослым свои эмоции. Мимика, крик и кряхтения — основные средства передачи эмоций, доступные для него.

Два месяца
В этом возрасте появляется осознанная улыбка. Малыш может следить за игрушкой и даже поворачивать вслед за ней голову, если она его очень заинтересовала. Именно сейчас ребенок начинает оживляться и гулить в ответ на разговор с ним. Режим сна и бодрствования выравнивается и становится более определенным.

Психоэмоциональное развитие детей до годаТри месяца
Малыш уже прекрасно узнает маму, запросто выделяя ее из нескольких людей. Реагирует на обращение к нему. Серьезное достижение этого этапа — развитие самостоятельности (игра с игрушками над кроваткой или своими ручками). В это же время ребенок начинает смеяться, тянет в рот пальчики и игрушки.

Четыре месяца
Ребенок может долго рассматривать интересный ему объект, если он не передвигается, держать крепко игрушку, находить глазками маму и следить за ее передвижением. Есть возможность оставить ребенка в его кроватке, так как он может уже играть сам. Два часа — примерное время познания мира сейчас.

Пять месяцев
Гуление пятимесячного ребенка становится более певучим и музыкальным. Появляется более четкое выражение различных эмоций, при этом малыш понимает все интонации голоса близких. Немаловажным достижением можно назвать узнавание себя в зеркале — так проявляется самосознание ребенка, которое со временем еще укрепится. Малыш хорошо различает знакомых и не знакомых людей.

Психоэмоциональное развитие детей до годаШесть месяцев
Малыш реагирует на свое имя, начинает издавать слоги, а не просто бессвязные звуки, приучается к питью из детской посуды, а также четко показывает, что хочет есть. Ребенок активно реагирует на происходящее сменой эмоций и настроения.

Семь-восемь месяцев
К этому времени малыш узнает некоторые предметы. Показателем настроения становится очень эмоциональный лепет, появляются «псевдослова» для выражения отношения к окружающему. Игры становятся более осмысленными, так ребенок не просто размахивает игрушками, а именно играет, взаимодействует. Уже есть четкое отличие между «своими» и «чужими» людьми.

Девять-десять месяцев
Выполнить простые команды, позвать маму, показать глазки, носик и тому подобное у игрушки, подать названный предмет — все это не составит труда для малыша в 9 месяцев. Кроме этого, развиваются навыки коммуникации и общения — подать вещь маме, помахать «пока» бабушке.

Психоэмоциональное развитие детей до годаОколо года психоэмоциональное развитие ребенка становится более взрослым. Слово «нельзя» малыш понимает прекрасно, адекватно реагирует на обращение к нему, начинает формироваться понятная речь (пока это несколько отдельных слов). Помимо этого есть понимание, что ребенку нравится или не нравится, чего он хочет, также может выражать согласие или не соглашаться, утверждать свои предпочтения, на фоне чего могут возникнуть конфликты.

Важно помнить, что все дети разные, и не стоит паниковать, если развитие ребенка немного отличается от общепринятых норм. Старайтесь больше разговаривать с ребенком, читайте развивающие книжки, занимайтесь с ним в игровой форме, ведь именно от родителей в первую очередь зависит его воспитание и то, как психоэмоционально будет развиваться малыш.

На что стоит обратить внимание при воспитании ребенка до года, можно посмотреть в интересном видеоматериале от доктора Комаровского.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector