Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е. А. Бойко, Е. Г. Бондаренко
В статье исследуются особенности психического развития детей в возрасте от 4 до 6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Представлены данные, характеризующие динамику психического развития детей с разными типами функциональных асимметрий .
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е. А. Бойко, Е. Г. Бондаренко
Specific characteristics of mental development of preschool children (4 to 6 years) with different types of functional asymmetries
The article examines the features of the mental development of children aged 4 to 6 years who attend preschool education. It also presents the data characterizing the dynamics of mental development of children with different types of functional asymmetries.
Текст научной работы на тему «Особенности психического развития детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) с разными типами функциональной асимметрий»
1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1 «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. — 2006. -№ 1. — С. 122-132.
2. Маленова А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг поведения в ситуациях оценивания (на примере ситуации экзамена): автореф. дисс. . канд. психол. наук. — Краснодар, 2007.
3. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. — Ростов н/Д., 2006.
4. Щербатых Ю.В.Психология стресса и методы коррекции. — СПб., 2006. — С. 11-15.
Е. А. Бойко, Е. Г. Бондаренко
Особенности психического развития детей
дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) с разными типами функциональной асимметрий
В статье исследуются особенности психического развития детей в возрасте от 4 до 6 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Представлены данные, характеризующие динамику психического развития детей с разными типами функциональных асимметрий.
The article examines the features of the mental development of children aged 4 to 6 years who attend preschool education. It also presents the data characterizing the dynamics of mental development of children with different types of functional asymmetries.
Ключевые слова: развитие, тип функциональной асимметрии, левши, правши, амбидекстры.
Key words: development; the type of functional asymmetry, left-hander, righthander, ambidexters.
Функциональная асимметрия может быть рассмотрена как общая фундаментальная закономерность организации всех биологических систем, в том числе и человека. Вероятно, наличие функциональной асимметрии у живого организма обеспечивает наиболее эффективную адаптацию [4].
В настоящее время существуют различные подходы к рассмотрению этого явления, и к выделению основных видов функциональ -ной асимметрии. Так традиционно выделяют правую, левую функциональные асимметрии и амбидекстрию (по доминированию соответствующего парного органа). В зависимости от уровня проявления асимметрии, ряд авторов [3; 10] предлагает говорить о морфологической, биохимической и психофизиологической асимметрии.
Доброхотова Т. А. и Брагина Н.Н. [5] предлагают выделять моторные, сенсорные и психические асимметрии. Одновременно они вводят понятие «индивидуальный профиль функциональной асим -метрии», характеризующее сочетание моторных (рука, нога) и сенсорных (глаз, ухо) асимметрий, присущих данному индивиду, и в зависимости от этих сочетаний можно выделить от 3 до 16 профилей — от абсолютно правого до абсолютно левого.
Многие исследователи [4, 14] указывают на то, что асимметрия головного мозга человека формируется постепенно, достигая максимальной выраженности в зрелом возрасте. Можно предположить, что функциональная асимметрия оказывается значимым фактором для психического развития людей. Существует достаточно много работ, посвященных изучению особенностей развития психических познавательных процессов и личностных характеристик взрослых людей с разными типами функциональных асимметрий. Значительно меньше работ, посвященных изучению особенностей психического развития детей, разными типами функциональных асимметрий, особенно, детей — амбидекстров. Поэтому в 2008 году было проведено психодиагностическое обследование детей, в возрасте от 4 до 6 лет, посещающих детские сады №14 (п. Высокоключевой) и № 12 (г. Гатчина). Всего в исследовании приняли участие 49 детей, из них 24 девочки и 25 мальчиков. Исходя из цели и задач исследования были применены следующие методики: ««Зашумленные» изображения»; «Восприятие пространственных отношений»; «Корректурные пробы»; «Образное мышление»; «Классификации»; «Запоминание слов»; «Запоминание рисунки»; опросник Л.Ф. Тихомировой для исследования воображения у ребенка для родителей; опросник Л.Ф. Тихомировой для исследования воображения у ре -бенка для педагогов; методика для исследования самооценки ребенка-дошкольника Р.С. Немова «Какой Я». Кроме того, были
проведены функциональные пробы для определения типа функциональной асимметрии. На основании выполнения этих проб все дети были разделены на правшей (57,1% всех детей), левшей (8,2% всех детей) и амбидекстров (34,7 всех детей).
Для того чтобы убедиться в достоверности полученных данных были применены критерий Стьюдента и критерий и Манна-Уитни.
В результате исследования было установлено, что амбидекст-ры-дошкольники, в сравнении с дошкольниками-правшами успешнее справились с выполнением методики «Корректурные пробы» (1=2,20; р Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Рис. 7. Особенности психического развития мальчиков правшей
и девочек правшей
При сравнении групп мальчиков-амбидекстров и мальчиков-правшей, амбидекстры также демонстрируют более высокий уровень развития зрительной памяти (и=11; р Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Цель:формирование умения давать психологическую характеристику возраста с опорой на ключевые психологические категории.
Теоретические вопросы для подготовки к занятию:
1. Психологическая структура дошкольного возраста.
2. Игра как ведуща деятельность дошкольного возраста. Структура сюжетно-ролевой игры.
2. Характеристика психического развития ребенка в дошкольном возрасте
· продуктивные виды деятельности, их роль в развитии ребенка; взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности;
· развитие речи и познавательных процессов в дошкольном возрасте. Мышление и воображение дошкольника;
· развитие личности дошкольника: особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания;
· особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми и со сверстниками.
3. Кризис 7 лет. Психологические новообразования дошкольного возраста.
4. Проблема школьной зрелости и структура готовности к школе. Виды психологической готовности к школе.
Ключевые понятия:эгоцентричная речь, эгоцентричное мышление, наглядно-образное мышление, сенсорное развитие, игра (игровая роль, содержание игры, сюжет, правила, игра-драматизация, режиссерская игра, ролевая игра), идентификация, самоконтроль, самооценка, соподчинение и иерархия мотивов, позиция школьника, школьная зрелость, психологическая готовность к обучению.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте таблицу «Развитие психических процессов дошкольника (познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, воображение; сфер личности: мотивация, эмоции, воля, самосознание)», укажите список использованной литературы:
Психический процесс/сфера личности | Определение | Свойства, виды | Особенности развития |
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | ||
Восприятие | |||
… |
2. Просмотрите периодическую литературу за последние 2-3 года в 3-5 видах изданий, выберите статьи по проблемам психологии дошкольного детства и попробуйте их склассифицировать. Определите адресата Вашей подборки.
3. Подготовьте список методической литературы по проблеме адаптации современных детей к ДОУ, требования — 3-5 ед.
4. Выпишите названия и краткое содержание различных методик изучения психологической готовности ребенка к школе, например, из книг: М.М. Безруких «Знаете ли вы своего ученика»; У.В. Ульенковой «Исследование психологической готовности 6-ти летних детей к школе»//Вопросы психологии. – 1983. — № 4. Сгруппируйте методики по видам психологической готовности к школе в виде таблицы:
Методики диагностики | Виды психологической готовности к школе | ||
Интеллектуальная (познавательная) | Мотивационная (личностная) | Социальная | Волевая |
5. Внимательно ознакомьтесь с теоретическими материалами. Подготовьтесь к контрольной работе по теме занятия.
Вопросы и задания для работы на занятии:
1. Как Вы понимаете понятие «общественный взрослый»? Что происходит с авторитетом родителей? В чем функция родителей в дошкольном возрасте?
2. Почему детская игра может быть названа школой произвольности поведения?
3. В чем состоит идея Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца об амплификации детского развития?
4. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка дошкольника?
5. Из пособий по возрастной психологии (практикумов, сборников методик) выпишите примеры методик для изучения ключевых новообразований возраста. Составьте «скелет» каталога диагностических методик для работы (по профилю): учителя начальных классов, воспитателя дошкольного образовательного учреждения, социального педагога.
Список обязательной литературы:
1. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика. – М.: Просвещение, 1991.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003 (и более поздние издания).
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
4. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности 6-ти летних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983. – № 4
5. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. – № 6.
6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004.
Список дополнительной литературы:
1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. – 1996. – № 4.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост., И.В. Дубровина. – М., 1999.
3. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. – 1987. — № 5.
4. Ермолова Т.В. и др. Особенности психического развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет / /Вопросы психологии. – 1999. – № 1.
5. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998.
6. Ушакова Т.Н. Бартенева З.С. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. – 2000. – № 2.
7. Эльконина Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Возрастная и педагогическая психология: тексты / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М., 1992.
Традиционные взгляды на дошкольный возраст. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному возрасту: переход от рядоположенности к иерархическому построению двух видов замещения в функциональной системе. Социальная ситуация и общие условия психического развития дошкольников.
Развитие психики ребенка в условиях совместной деятельности общения. Специфика межличностных отношений у дошкольников. Основные линии психического развития дошкольников. Характеристика психических новообразований дошкольного возраста.
Игровая деятельность и ее значение для психического развития ребенка. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Психологические особенности изобразительной, конструктивной и трудовой деятельности дошкольников.
Развитие познавательной сферы ребенка в дошкольный период. Общая характеристика сенсорного развития дошкольников. Пути и способы активизации сенсорного развития. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Расстройства внимания, способы их предупреждения и коррекции. Развитие памяти в дошкольном возрасте. Развитие мышления в дошкольном возрасте. Специфика детского мировоззрения. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте. Возможные отклонения в развитии мышления, воображения и речи у разных возрастных групп дошкольников. Профилактика и пути коррекции отклонений.
Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Характеристики общения дошкольника со взрослым. Стили общения взрослого с ребёнком. Общение дошкольника со сверстниками. Комплексы (варианты) общения со сверстниками. Становление детской субкультуры.
Становление личности в дошкольном возрасте. Основные новообразования личностного развития в дошкольном детстве. Особенности эмоциональной жизни дошкольника. Психосексуальная идентификация. Развитие индивидуально-психологических свойств. Развитие способностей дошкольном детстве. Основные направления работы с одаренными детьми.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольный период. Особенности развития волевого поведения. Формирование произвольности поведения дошкольников, изменение иерархии мотивов, соподчинение мотивов. Подчинение волевого поведения нравственным установкам и этическим нормам.
Кризис шести-семи лет: симптоматика, новообразования, причины появления, особенности протекания, строение, психологическое значение. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению. Психофизиологические параметры готовности к школе.
Тема 20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Традиционные взгляды на младший школьный возраст. Предпосылки перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Общие условия развития в младшем школьном возрасте. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей.
Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте. Конкретное мышление как характеристика первой половины младшего школьного возраста. Появление абстрактного мышления во второй половине этого возраста.
Развитие личности младшего школьника. Формирование рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. Становление характера младших школьников. Формирование мотивационно-потребностной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Интересы, мотивы, способности в отроческом возрасте. Начальные формы рефлексии. Формирование самооценки. Особенности нравственного развития.
Социальная жизнь в младшем школьном возрасте: общение с учителем и сверстниками.