Психическое развитие дошкольника

Дошкольное детство — это период развития ребёнка, предшествующий обучению в школе. В этот период происходит перестройка всей психической жизни ребёнка и его отношения к окружающему миру. Сущность подобной перестройки состоит в том, что у ребенка возникают внутренняя психическая жизнь и внутренний тип регуляции поведения.

Общая характеристика условий психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Важнейшая способность дошкольного возраста представлена тем, что в это время формируется новая совокупность психических функций. Центральное место занимает память, мышление и воображение. Существенный показатель развития ребёнка — это овладение знаниями и представлениями об окружающем мире. Социальное развитие ребёнка характеризуется освоением норм и правил поведения в ходе взаимодействия ребёнка с другими.

Немаловажная характеристика представлена развитием двигательной сферы. Это проявляется в том, что движения ребёнка способны выражать эмоциональные состояния и переживания в отношении различных событий. Зарождение и первоначальное развитие этих важных новообразований происходит в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, которая составляет сюжетно-ролевую игру.

В дошкольном возрасте (3-6 лет) ведущей деятельностью является ролевая игра. В ней дети начинают воспроизводить различные социальные роли и отношения между людьми.

В дошкольный период возникает внутренняя психическая жизнь, проявляется внутренняя регуляция поведения. Если в более раннем возрасте детское поведение побуждается и направляется снаружи с помощью взрослых или воспринимаемой ситуации, то в дошкольное время сам ребёнок определяет собственное поведение.

Становление внутренней психической жизни, включающей внутреннюю саморегуляцию, связано с несколькими новообразованиями в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский писал, что развитие сознания предопределяется не изолированными изменениями отдельных психических функций (внимание, память, мышление), а изменением отношения между отдельными функциями. На каждой стадии развития соответствующая функция выходит на первый план. Так, в раннем возрасте главная психическая функция — это восприятие.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие памяти, мышления и воображения дошкольника

Важная особенность дошкольного возраста представлена формированием новой системы психических функций. В их центре находится память, которая способна предопределять остальные процессы.

Мышление дошкольника во многом определяется памятью. Мыслить для него — это значит вспоминать, брать за основу прошлый опыт или видоизменять его. Ни в какое другое время мышление не может обнаруживать такую высокую корреляцию с памятью.

Задача мыслительного акта заключается не в логической структуре самих понятий, а конкретном воспоминании собственного опыта. То, что память становится в центр детского сознания, ведет к значимым последствиям, характеризующим психическое развитие. Дети приобретают способность действовать в рамках общих представлений. Их мышление перестаёт иметь наглядно-действенный характер, отрываясь от воспринимаемой ситуации. Так, происходит открытие возможности устанавливать такие связи между общими представлениями, которые не были даны в непосредственном чувственном опыте.

Воображение является одним из важнейших новообразований дошкольного периода. Оно имеет много общего с памятью. В том и в другом случае дети действуют в плане образов и представлений. Память в некоторых случаях можно рассматривать в качестве «воспроизводящего воображения». Кроме воспроизведения образов прошлого опыта, воображение дает возможность выстраивать и создавать что-то новое (то, что раньше в опыте ребенка не было).

Психическое развитие дошкольника

Важное новообразование дошкольного периода — это возникновение произвольного поведения. В этом возрасте поведение человека из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. В это время первый раз возникает вопрос о том, каким образом необходимо себя вести. Так, формируется предварительный образ собственного поведения, выступающий как регулятор.

Дошкольники начинают овладевать и управлять собственным поведением путем сравнения его с образцом. Данное сравнение представляет собой осознание своего поведения и отношение к нему с позиции данного образца. Осознание поведения и начало личного самосознания являются главными новообразованиями дошкольного возраста.

Старшие дошкольники уже начинают понимать, что они умеют, а что нет, они знают своё ограниченное место в системе отношений с окружающими. Они осознают не только собственные действия, но и внутренние переживания (например, желания, предпочтения, настроение и др.).

В дошкольный период ребёнок проходит путь от «Я-сам» (отделение себя от взрослых людей) к открытию своей внутренней жизни, составляющую сущность личного самосознания. Данные важнейшие новообразования зарождаются и первоначально совершенствуются в ведущей деятельности дошкольного возраста, которая представлена сюжетно-ролевой игрой.

Содержание игровой деятельности в дошкольном возрасте меняется от предметных действий людей к отношениям между ними.

Развитие игры осуществляется от игр с открытой ролью и скрытыми правилами к играм с открытыми правилами и скрытой ролью. Кроме сюжетно-ролевой игры, принято выделять игры с правилами (подвижные, настольные).

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественным образом отличается от восприятия взрослых людей. Дошкольник, в отличие от взрослого, чаще всего рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие (видение вещей в их внутренних отношениях).

Ребенок до определенного возраста не умеет различать свой субъективный и внешний мир. Он начинает отождествлять собственные представления и восприятие со свойствами внешнего мира. В результате проявляется интересный парадокс детской мысли, когда ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, а следовательно, и к самой вещи, чем взрослый человек, одновременно с этим, он больше отдален от реальности.

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка от 3 до 6-7 лет. Ведущим видом деятельности является сюжетно — ролевая игра. Дети играют со взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правило игры. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», постепенно дети начинают объединяться в группы.

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Восприятие становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Развивается восприятие пространства, времени и движения. Ребенок воспринимает художественные произведения.

Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному (4-5 лет). Формируются простейшие формы рассуждения (6-7 лет). Происходит освоение приемов последовательности, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет).

В дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваивается правило грамматики и особенности произношения.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Психическое развитие дошкольников связанно с повышенной ранимостью. Важно беречь ребенка от слишком сильных раздражителей. Дошкольный возраст заканчивается кризисом 7 лет.

Психическое развитие дошкольника

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Психическое развитие дошкольника

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: — закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; — формируется представление.

Психическое развитие дошкольника

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Психическое развитие дошкольника

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка — одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Психическое развитие дошкольника

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].

Список литературы:

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Комплексная ООД «Игровые планеты» для старшего дошкольного возраста (ОО «Физическое развитие», «Познавательное развитие») Цель: Развитие творческого двигательного и интеллектуального потенциала каждого ребенка, посредством ППРС ДОУ. Задачи: 1. Развивать творческую.

Консультация для педагогов ДОУ «Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в ДОУ» Известно,что в дошкольном возрасте закладываются основные качества (свойства)личности. При этом подтверждено многочисленными отечественными.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Консультация для родителей «Права и обязанности ребенка дошкольного возраста» Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым. У детей, как и взрослых, есть.

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Права ребенка» Конспект занятия по праву Цель: Развивать у детей основы правового сознания. Задачи: 1) Формировать представление о правах человека в соответствии.

Психическое развитие детей 2–3 лет Психическое развитие детей 2-3 лет Возраст от 1-го года до 3-х лет является ранним возрастом. Важнейшими психическими новообразованиями.

Развитие личности ребенка на основе духовных и нравственных ценностей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет.

Речевое развитие ребенка предшкольного возраста Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это объясняется тем,.

Родительское собрание в старшей группе «Влияние игровой деятельности на психическое развитие детей 5–6 лет» «Влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника». Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей старшего.

Общечеловеческие ценности в жизни ребенка дошкольного возраста Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для.

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

Психическое развитие дошкольника

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Возрастной период от 3 до 7 лет в психологии рассматривается как кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера.

Этот период важно пройти наиболее эффективно, для того, чтобы ребёнок был социально успешен, интеллектуально развит; чтобы не возникало сложностей в межличностном общении, в поведенческой, психоэмоциональной и познавательной сферах.

В дошкольном возрасте наблюдается несколько важных возрастных задач:

  1. Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:
    • задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другим (4-6 лет), возраст «Почемучек»;
    • планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет).
  2. Рост независимости по отношению к родителям (воспитателям:
    • умение занять себя, развитие самостоятельности (4-6 лет)
  3. Занятия, направленные на развитие познавательных функций, приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:
    • работать на занятии совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет);
    • приобретать знания, умения и навыки в учебной деятельности (6-8 лет)
  4. Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками:
    • находить друг (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);
    • поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-8 лет)
  5. Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:
    • убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);
    • участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-8 лет)
  6. Пользование элементарными инфраструктурами – общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени
    • включить и выключить телевизор, магнитофон, проигрыватель (4-6 лет);
    • пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет)
  7. Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:
    • быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет)

I. Особенности эмоциональной сферы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

II. Особенности структуры самосознания

Под самосознанием понимается совокупность психических процессов, посредством которых ребёнок осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складывается в определенный «образ Я».

При этом выделяют следующие структурные компоненты самосознания:

  1. осознание имени,
  2. половая идентификация,
  3. притязание на признание,
  4. временно’е осознавание,
  5. осознание прав и обязанностей.

III. Особенности общения

Общение со взрослыми:

  1. Для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);
  2. При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставит задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
  3. Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
  4. Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребенка, которая складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно — образа самого себя.

IV. Психосоциальное развитие

Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, постоянно расширяющаяся сфера деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.

Игра

Основное противоречие дошкольного возраста и как следствие одна из задач развития – это то, что ребенок — дошкольник есть член общества, вне общества он жить не может. Основная его потребность — жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Связь с окружающим миром осуществляется через единственную деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели, это сюжетно-ролевая игра.
Таким образом, ведущий тип деятельности игра. Игра – это освоение окружающего мира, это ознакомление с отношениями между людьми. Для гармоничного психологического развития ребенок должен играть.

Один из компонентов в структуре игры — правила.

Сказка

Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Зачем сказка? У детей существует потребность понять мир. Сказка удовлетворяет эту потребность.

Всякая сказка — это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.

Рекомендации: Основная деятельность дошкольного возраста – это игра. Поэтому ребенок должен ИГРАТЬ и ребенку необходимо читать СКАЗКИ, т.к. и игра, и сказка позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, с героями и их взаимоотношениями.

Вывод: на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания.

Дошкольный возраст – ключевой период в жизни ребёнка. Именно в это время формируются важнейшие психические функции: восприятие, мышление, память, речь. Учитывая тот факт, что этот период также связан с повышенной чувствительностью, родителям стоит обратить самое пристальное внимание на то, с чем приходится сталкиваться малышу в повседневной жизни. В частности, очень важно свести к минимуму сильные раздражители, способные привести к нежелательным нервным реакциям.

Особенности психического развития в дошкольном возрасте

Примерно с трёх лет ребёнок изучает собственное тело и начинает идентифицировать себя как девочку или мальчика. Это лучшее время для знакомства с различными моделями поведения. В этот же период ребёнок начинает исследовать социальное пространство и учится выстраивать отношения между людьми. По этой причине очень важно уделить внимание окружению дошкольника и его общению с другими детьми, которое в этом возрасте жизненно необходимо. Ещё одна задача, которую решает для себя дошкольник, – изучение функций предметов, а также развитие ценностного отношения к ним. Активно формируется речь.

Одна из самых интересных психических функций, формируемых в дошкольный период жизни, – осознание себя во времени. Ребёнок начинает вспоминать прошлое, осознавать себя в настоящем и уже знает о существовании будущего. Благодаря тому, что в возрасте 3-6 лет происходит личностное, эмоциональное и интеллектуальное развитие, маленький человек начинает всё активнее осознавать себя и своё место в окружающем мире. Он уже способен давать первые собственные оценки своему, а также чужому поведению.

Игра как ключевая деятельность

Учитывая все особенности психического развити я ребенка раннего возраста , можно с уверенностью сказать, что ведущей и преобладающей деятельностью в этом возрасте должна стать игра. Чему бы вы ни учили сына или дочь и какие навыки ни старались бы привить, обучение в обязательном порядке должно проходить в игровой форме. Именно её малыш в это время воспринимает лучше всего. Важнейшее значение имеют всевозможные ролевые игры, поскольку в их процессе дошкольник осваивает ключевые социальные роли. При этом ребёнок учится подчинять свои желания чётко установленным игровым правилам, что также крайне важно в этот период жизни.

Не менее важна игра и с точки зрения межличностных отношений. Ребёнок учится на равных общаться со сверстниками и старшими детьми, и именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей модели «человек-общество». Помимо этого, грамотно выстроенная игровая деятельность способствует формированию первых нравственных чувств, а также моральных установок. Учитывая то, что многие игры в этом возрасте начинают носить соревновательный характер, мальчик или девочка дошкольного возраста постепенно формирует свою первую личную мотивацию.

Очень важны занятия творческой деятельностью (которая, впрочем, также должна проходить в игровой форме). Большинство детей обожают рисовать, лепить из пластилина, создавать всевозможные поделки и аппликации. Очень важно вводить в повседневные игровые занятия поэтапное ознакомление с окружающим миром, природой – благо, дошкольники обычно проявляют живой интерес к изучению среды, в которой они живут. Соответственно, родителям стоит постепенно вводить как можно больше объектов для изучения и познания окружающей среды. Это поможет сформировать у будущего школьника активную любознательность и поспособствует развитию по-настоящему широкого кругозора в дальнейшем.

Основные понятия: игра, становление личности и личностных механизмов поведения, воображение, наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст (англ. preschool age) – этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра – ведущая деятельность данного возраста.

В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет – возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Дошкольный возраст – период фактического становления лич­ности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как обра­зец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного разви­тия воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для дошкольного возраста характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В дошкольном возрасте начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание — традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.

Будущему специалисту необходимо уметь:

· устанавливать уровень психического развития детей дошкольного возраста;

· вставать на позицию ребенка, учитывать ее;

· сотрудничать с детьми в игре и других видах деятельности;

· создавать условия для оптимального развития дошкольника;

· развивать и направлять активность и самостоятельность детей дошкольного возраста.

План практического занятия

1.Развитие символической репрезентации в дошкольном детстве.

2. Развитие Я-концепции дошкольника.

План лабораторного занятия

1.Тестовый контроль по основным понятиям темы.

2. Разработка экспериментального исследования развития психологических особенностей дошкольника.

Ученые расходятся во мнениях о точном количестве стадий психологического развития ребенка. В 1936 году швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию, описывающую четыре основных его этапа. Другие ученые описывают пять этапов, которые включают младенцев, детей ясельного, дошкольного, школьного возраста и подростков.

Неспособность достичь некоторых вех может сигнализировать о нарушениях развития. Из-за методов скрининга, используемых специалистами, много людей с отклонениями в развитии получают диагноз к тому времени, когда они достигают подросткового возраста. Имея это в виду, развитие ребенка можно разделить на пять этапов, у каждого из которых свои особенности и закономерности психологического развития.

Младенчество (от рождения до года)

В течение первого месяца жизни новорожденные автоматически реагируют на внешние раздражители. Другими словами, новорожденный повернет голову к руке матери, когда она погладит его по щеке, или схватит палец, если он будет положен ей в руку.

Новорожденный видит предметы крупным планом, распознает определенные запахи, улыбается или плачет, чтобы указать на необходимость, и двигает головой из стороны в сторону. Новорожденные могут иметь такие виды нарушения развития, как расщелина позвоночника или генетические нарушения.

Психическое развитие дошкольника

Младенцы быстро развивают новые способности в первый год жизни. От трех до шести месяцев младенец контролирует движения головы, сводит руки вместе. К шести-девяти месяцам ребенок сидит без поддержки, лепечет и откликается на свое имя. В возрасте от девяти до двенадцати месяцев ребенок берет предметы, ползает и даже стоит с опорой.

Замедленное развитие у младенцев – признак синдрома Дауна или других нарушений. В задачи доктора входит раннее выявление расстройства развития детей.

Ранний возраст (от 1 до 3 лет)

Дети учатся ходить без посторонней помощи, подниматься по лестнице, прыгать на месте. Они могут держать карандаш, рисовать круг, складывать один блок поверх другого, использовать короткие предложения и даже следовать простым инструкциям.

Центры по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют проходить диагностику на аутизм в возрасте от 18 до 24 месяцев.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

В возрасте от трех до пяти лет дети совершенствуют свои моторные навыки. Они умеют бросать мяч над головой, прыгать, стоять на одной ноге десять секунд или дольше, одеваться и рисовать человека с чертами лица.

Церебральный паралич может появиться на этой стадии развития. Поэтому психологическая характеристика развития должна быть проведена на этом этапе.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)

Дети в этом возрасте способные, уверенные, независимые и ответственные. Отношения со сверстниками, особенно с друзьями того же пола, важны для этих лет. У 12-летних начинают развиваться половые признаки.

Проблемы с концентрацией внимания и легкостью отвлечения могут появиться у детей на этом этапе развития.

Подростковый возраст (от 12 до 18 лет)

Подростковый возраст – это время разнообразных изменений, вызванных такими факторами, как значительный физический, эмоциональный и когнитивный рост, новые ситуации, обязанности и люди. Часто наблюдаются перепады настроения, депрессия, а еще другие психологические расстройства. Подростки испытывают периоды ускоренного роста.

Психическое развитие дошкольника

Подростковый возраст – важный период для когнитивного развития, знаменующий переходный период в мышлении и рассуждении о проблемах и идеях. Ребенок получит возможность решать более абстрактные и гипотетические задачи, но это также станет значительным шагом к независимости и эмоциональному развитию.

Важно иметь некоторое представление о процессе развития детей. Это позволит оценить, правильно ли развивается ребенок, понять, что он умеет, а что нет, и более эффективно реагировать на потребности и права каждого ребенка.

Психическое развитие дошкольника имеет большое значение в становлении яркого и полноценного человека. Дошкольный период в жизни современного человека составляет всего семь лет. Однако, несмотря на его непродолжительность, он является одним из самых важных. В это время формируются основы личности.

Здесь очень важно знать индивидуальные черты дошкольника. Они помогут сформировать склонности ребёнка, которые потом станут основным фундаментом для вхождения в систему школьного образования. Родителям следует обратить внимание на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Психическое развитие дошкольника

Особенности психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста

В психологии есть деятельностный подход. Его изучал советский психолог и педагог Алексей Николаевич Леонтьев, а также и его последователи. Они, опираясь на труды Льва Семёновича Выготского, сделали обоснование структуры возраста. Одним из основных критериев данной структуры является так называемое новообразование.

Среди основ новообразования мы хотим выделить 3 важных фактора:

  • произвольность – у ребёнка формируется воля, и он уже начинает ставить цели и идти к ним;
  • наглядно-образное мышление эволюционирует – ребёнок уже может устанавливать связи между изображениями;
  • увеличивается объём памяти – дошкольник самостоятельно ставит перед собой цель удержать что-нибудь в памяти.

Все эти особенности говорят о том, что просто необходимо заняться изучением ментальной арифметики. Ведь занятия по методикам «Академии развития интеллекта AMAKids» способны развивать память, образное мышление (способствует работа с воображаемым абакусом). Уроки ускоряют у детей в разы восприятие и обработку информации. К тому же у них формируются нужные целеполагающие качества для интереса к саморазвитию и изучению нового. Занятия в AMAKids проходят в интересной игровой форме, что тоже немаловажно для формирования у дошкольника интеллекта.

Психологи и педагоги отдельным и очень важным пунктом выделяют формирование математических представлений. Ментальная арифметика является супертренажёром для мозга. Если раньше больше надежд возлагали на классическую математику, то сейчас всё больше и больше на развитие ребёнка с помощью устного счёта посредством визуализации абакуса.

В качестве примера можно привести математические способности ментальной арифметики ученика AMAKids Саввы Тихненко, который известен по участиям в телепередачах. Он поразил всех своими математическими способностями в шоу Максима Галкина «Лучше всех».

Психическое развитие дошкольника

Трудности психического развития дошкольников

Психологические особенности старших дошкольников состоят в том, что из-за быстрого роста появляются противоречия, которые влияют на эмоции и действия ребёнка. Основными движущими силами развития детей до 7 лет являются следующие факторы:

  • окружающий мир;
  • новые возможности;
  • большая двигательная активность;
  • желание общаться с друзьями и незнакомцами.

Из-за некоторых трудностей это развитие может быть приостановлено. Здесь мы перечислим ряд данных проблем:

Дошкольный возраст – это период, в который дети активно овладевают собственным телом и интересуются вопросами телесной конструкции людей. Они начинают осознавать свой пол, приобретают представления о разных типах и стилях поведения. Так, большинство мальчиков стремятся стать сильными и смелыми, а девочки хотят быть аккуратными и т. д.

В период раннего дошкольного детства (от 1 до 3 лет) дети уже не являются беспомощным существом. Они очень активны в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, начинают подражать им. Так, малыши готовятся к общению с окружающими и к доверительным отношениям с ними. В это время происходит формирование предметной деятельности, овладение телом и речью.

В старшем дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) дети овладевают социальным пространством отношений между людьми. Этот процесс осуществляется во время общения и игр со взрослыми и сверстниками. Дошкольники осваивают функции предметов, открывая ценностное отношение к ним. В этот период они учатся общепринятыми формами общения, которые имеют большое значение во взаимодействии с окружающими. Здесь на помощь маленькому человеку приходит развитие речи и коммуникация через выразительные движения.

В 6-7 лет ребенок начинает осознавать себя во времени. Он помнит себя в прошлом, видит в настоящем и представляет в будущем. Так же развивается его самосознание с помощью интеллектуального и личностного развития. Это производится на основе эмоций и оценки чужого поведения.

Психическое развитие дошкольника, как правило, связано с высокой ранимостью. Воздействие окружающего мира на него способно оказываться слишком сильным и становится часто причиной нежелательных нервных реакций. В этой ситуации важно уберечь его от воздействия очень сильных раздражителей.

В дошкольный период дети бурно протестуют против барьеров, возникающих в ходе познавательной деятельности. Чрезвычайно строгие запреты могут порождать психологические травмы. Они серьезно дезорганизуют мысли, чувства и способны приводить к неврозам.

Родители и педагоги должны заботиться об организации оптимального ритма дня дошкольника. Режим должен сочетать и чередовать интеллектуальные, физические и эмоциональные нагрузки.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие психических функций

Психическое развитие дошкольника осуществляется посредством формирования:

  • Восприятия,
  • Мышления,
  • Памяти,
  • Речи.

Восприятие характеризуется большей осмысленностью, совершенством и целенаправленностью. Дошкольник начинает рассматривать и наблюдать. Таким образом, формируется сенсорное восприятие.

Для детей дошкольного возраста присуще наглядно-образное мышление. Детская логика не способна помешать рассуждать правильно, успешно решая достаточно сложные задания. Для этого детям необходимо запомнить задачу, а также ясно себе представлять и понимать её условия. Самые лучшие результаты они демонстрируют в том случае, когда делают выводы, в основе которых лежит их собственный опыт.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития памяти. Если в младшем дошкольном возрасте она имеет непроизвольный характер (скорее, эмоциональный), то в среднем дошкольном возрасте начинается развитие произвольной памяти. С увеличением словарного запаса формируется звуковая сторона речи. В этом помогает усвоение правил грамматики и особенности произношения.

Ведущая деятельность дошкольника представлена игровой деятельностью. Дети играют с взрослыми людьми и сверстниками, вступая в определенные отношения благодаря правилам игры. В каждой игре предусмотрены свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки и игровые действия.

Особенности развития дошкольника

Дошкольный возраст продолжается до семи лет. В это время происходит интенсивное созревание организма ребенка. Благодаря общему росту автоматически формируются и развиваются ткани и органы. Физическое развитие помогает создать условия для усвоения новых форм общественного опыта. Ребенок становится более самостоятельным в ходе воспитания и обучения.

Дошкольный период характеризуется переходом на новую социальную ступень развития. То место, которое занимает дошкольник среди других людей, начинает существенно отличаться от того, какое он занимал в раннем возрасте. У него появляется перечень определённых, элементарных обязанностей. Связь детей с взрослыми приобретает новые формы.

Совместная деятельность дошкольника и взрослого меняется путем выполнения указаний взрослого. В это время можно начать систематическое обучение по определённой программе. Существенная особенность детей представлена возникновением взаимоотношений со сверстниками. В этом процессе образуется «детское общество». Внутренняя точка зрения ребёнка в отношении других людей характеризуется увеличивающимся осознанием собственного «Я», роли своих поступков и увеличивающимся интересом к взрослому миру.

Психологическое развитие дошкольников подробно изучено. Ученые обращают внимание на раскрытие динамики развития психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения). Здесь важно обратиться также к рассмотрению совершенствования основных видов деятельности (игровая деятельность) на основе соответствующих методов воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте начинается социализация познавательных функций. Она включает в себя:

  • Вербализацию, когда речевое развитие напрямую связано с развитием всех процессов,
  • Опосредованность, при которой развитие познавательных процессов осуществляется с помощью использования орудий, знаков;
  • Произвольность (самостоятельное регулирование ребенком познавательных процессов).

Более целенаправленный характер восприятие дошкольника приобретает к шестилетнему возрасту. Он может долго рассматривать предмет или его изображение, обращая при этом внимание на детали, которые указал взрослый. Ребенок с интонацией поет песни, повторяет и импровизирует плясовые движения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector