Психические процессы детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – ключевой период в жизни ребёнка. Именно в это время формируются важнейшие психические функции: восприятие, мышление, память, речь. Учитывая тот факт, что этот период также связан с повышенной чувствительностью, родителям стоит обратить самое пристальное внимание на то, с чем приходится сталкиваться малышу в повседневной жизни. В частности, очень важно свести к минимуму сильные раздражители, способные привести к нежелательным нервным реакциям.

Особенности психического развития в дошкольном возрасте

Примерно с трёх лет ребёнок изучает собственное тело и начинает идентифицировать себя как девочку или мальчика. Это лучшее время для знакомства с различными моделями поведения. В этот же период ребёнок начинает исследовать социальное пространство и учится выстраивать отношения между людьми. По этой причине очень важно уделить внимание окружению дошкольника и его общению с другими детьми, которое в этом возрасте жизненно необходимо. Ещё одна задача, которую решает для себя дошкольник, – изучение функций предметов, а также развитие ценностного отношения к ним. Активно формируется речь.

Одна из самых интересных психических функций, формируемых в дошкольный период жизни, – осознание себя во времени. Ребёнок начинает вспоминать прошлое, осознавать себя в настоящем и уже знает о существовании будущего. Благодаря тому, что в возрасте 3-6 лет происходит личностное, эмоциональное и интеллектуальное развитие, маленький человек начинает всё активнее осознавать себя и своё место в окружающем мире. Он уже способен давать первые собственные оценки своему, а также чужому поведению.

Игра как ключевая деятельность

Учитывая все особенности психического развити я ребенка раннего возраста , можно с уверенностью сказать, что ведущей и преобладающей деятельностью в этом возрасте должна стать игра. Чему бы вы ни учили сына или дочь и какие навыки ни старались бы привить, обучение в обязательном порядке должно проходить в игровой форме. Именно её малыш в это время воспринимает лучше всего. Важнейшее значение имеют всевозможные ролевые игры, поскольку в их процессе дошкольник осваивает ключевые социальные роли. При этом ребёнок учится подчинять свои желания чётко установленным игровым правилам, что также крайне важно в этот период жизни.

Не менее важна игра и с точки зрения межличностных отношений. Ребёнок учится на равных общаться со сверстниками и старшими детьми, и именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей модели «человек-общество». Помимо этого, грамотно выстроенная игровая деятельность способствует формированию первых нравственных чувств, а также моральных установок. Учитывая то, что многие игры в этом возрасте начинают носить соревновательный характер, мальчик или девочка дошкольного возраста постепенно формирует свою первую личную мотивацию.

Очень важны занятия творческой деятельностью (которая, впрочем, также должна проходить в игровой форме). Большинство детей обожают рисовать, лепить из пластилина, создавать всевозможные поделки и аппликации. Очень важно вводить в повседневные игровые занятия поэтапное ознакомление с окружающим миром, природой – благо, дошкольники обычно проявляют живой интерес к изучению среды, в которой они живут. Соответственно, родителям стоит постепенно вводить как можно больше объектов для изучения и познания окружающей среды. Это поможет сформировать у будущего школьника активную любознательность и поспособствует развитию по-настоящему широкого кругозора в дальнейшем.

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов.

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и в предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, это зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000 слов, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью, он творчески осваивает языковую действительность. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все что угодно, и рассказать обо всем на свете. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух.

Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет специфические особенности. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. Кроме того, появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий, оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция — влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта.

Особенности психических процессов у детей с общим недоразвитием речи Для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями также характерна и недостаточная сформированность психических процессов,.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Консультация «Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №69». Статья на тему: «Игротерапия как средство.

Консультация «Особенности психических процессов детей раннего возраста» для родителей первой младшей группы Цель: познакомить родителей с теми особенностями и возможностями ребенка, которые у него сформированы в данном возрасте. Основные психические.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Консультация «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» Половко Н. М., воспитатель ГБДОУ детский сад №96 компенсирующего вида Московского.

Роль игры в развитии психических процессов у детей Роль игры в развитии психических процессов у детей. Важнейшее значение психического развития дошкольника принадлежит игре – ведущей деятельности.

Использование нетрадиционной техники рисования для развития психических процессов и творческой активности Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития психических процессов и творческой.

Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте Л. С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам.

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста. I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Психические процессы детей дошкольного возраста

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) перед ребёнком открывается мир человеческих отношений, появляются различные виды детской деятельности.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) перед ребёнком открывается мир человеческих отношений, появляются различные виды детской деятельности. Он стремится включиться во взрослую жизнь, проявляя свою самостоятельность. Дошкольное детство – это период творчества, познания человеческих отношений и первоначального становления личности, а также активного развития психических функций.

Как развиваются психические функции у детей от 3 до 7 лет?

Память

Л. С. Выготский отмечал, что память в этом периоде проходит длительный путь своего становления и становится доминирующей функцией в развитии. Именно в этом периоде ребёнок легко запоминает самый различный материал. Однако, память имеет свои специфические особенности: она непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой задачу, что-либо запомнить, а затем вспомнить. Если события, факты, образы, действия для него интересны и вызывают положительные эмоции, он запоминает их непроизвольно.

Между 4 и 5 годами начинает формироваться произвольная память. Сознательное запоминание и припоминание появляется эпизодически. Более трудный материал для запоминания ребёнок может воспроизвести в процессе игры. Например, если вы дадите ребёнку список названий овощей и предложите запомнить, для него это будет сложно. А если вы задание превратите в игру (ребёнок продаёт в магазине овощи), то он быстро воспроизведёт предложенный список названий.

В 3 – 4 года у ребёнка формируются первые детские воспоминания. С развитием памяти в этом периоде связано появление устойчивых образных представлений, а также способности к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и др.).

Сложный и долгий процесс овладения речью подходит к концу. К 7 годам язык становится средством общения и мышления и сознательного изучения, т.к. начинается процесс подготовки к школе, а значит начинается первое обучение чтению и письму. Активно развивается звуковая сторона речи. Дети начинают осознавать особенности своего произношения, и к 7 годам завершается процесс фонематического развития. Растёт словарный состав речи: к 6 годам дети активно используют до 3000 слов.

Развивается грамматический строй речи, начинают усваиваться закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. К 7 годам появляется контекстная речь (содержание раскрывается в самом контексте). Ребёнок уже способен пересказать сказку или рассказ, описать рисунок, передать свои впечатления об увиденном.

В дошкольном возрасте дети овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослым. Появляются развёрнутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, в которой содержатся указания, оценки, согласование правил игровых действий и др. В общении со взрослыми дети задают сложные вопросы на различные темы, при этом учатся рассуждать и думать вслух.

Мышление

В этом периоде происходит переход от наглядно-действенного, к наглядно-образному мышлению, а затем и к словесному. Но основным видом всё-таки является наглядно-образное мышление. Он мыслит образно, но ещё не приобретена взрослая логика рассуждений. Дети могут правильно рассуждать, опираясь на свою детскую логику и решать поставленные задачи. Но правильность ответа на поставленную задачу зависит от понимания самого вопроса. А. В. Запорожец утверждал, чтобы добиться понимания и правильного решения вопроса, ребёнок должен сделать выводы на основе своего опыта. Для этого нужно организовать правильно организовать сами действия ребёнка. Например, он расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических действиях, в частности, почему одни предметы тонут, а другие нет. Вначале ответы вызывали смех. Потом он предложил бросить в воду разные вещи (лёгкие и тяжёлые). После нескольких опытов и наблюдений, дети стали рассуждать последовательно и логично и давать правильные ответы.

Следовательно, если детям создать необходимые условия, интересные и доступные для их понимания, они смогут логически правильно рассуждать.

С 3 до 7 лет дети осваивают новые понятия, хотя они остаются пока на житейском уровне, т.е. то, что вкладывают в понятия взрослые. Например, пятилетний ребёнок уже понимает, что такое «живое и неживое существо». Они активно их используют и оперируют ими в уме.

Восприятие

Опираясь на прошлый опыт, восприятие у детей дошкольного возраста становится многоплановым, оно включает самые разные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями. Постепенно развивается апперцепция (влияние на восприятие собственного опыта) и с возрастом её роль постоянно повышается. Вследствие этого восприятие становится осмысленным, анализирующим и целенаправленным. В нём выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

На развитие восприятия большое влияние оказывает речь, ребёнок начинает использовать названия признаков, качеств, состояний разных объектов и отношений между ними. Называя свойства предметов, он выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия, он видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, если родители перед показом картины объяснят доступно ребёнку, что изображено, поясняя и рассматривая детали изображённого, то это облегчит детское восприятие.

Вывод

У детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) активно развивается речь: её звуковая сторона, растёт словарный запас, развивается грамматический строй, осваиваются ребёнком все формы устной речи, присущие взрослым. Этот возраст наиболее благоприятен для развития памяти, начинает формироваться произвольная память. Восприятие утрачивает первоначальный аффективный характер и становится многоплановым. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесному. Это период особо важен для развития психических функций, поэтому родители должны сделать всё возможное для создания благоприятных условий для развития ребёнка.

К основным познавательным психическим процессам относятся:

  • Воображение;
  • Память;
  • Внимание;
  • Восприятие;
  • Мышление;
  • Ощущение.

Каждый из данных процессов отвечает за определенную сторону познавательного развития. Его полноценность и функциональность обусловлена их комплексным развитием и соотношением с обучением. Поэтому, в основе дошкольного обучения и составления программ дошкольного образования лежат познавательные психические процессы.

Рисунок 1. Познавательные психические процессы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности развития познавательной сферы дошкольников

Познавательные способности ребенка дошкольного возраста формируются постепенно. имеется место поэтапному формированию основ познавательной деятельности, становления каждого процесса познания.

Первоначально, все познавательные процессы дошкольника находятся в стадии непроизвольного развития. Это означает, что ребенок исследует окружающий мир только с позиции своего интереса к нему т.е. его внимание обращается только на то, что его привлекло, что отвечает его интересам, в памяти сохраняются только значимые объекты, процессы и явления, мышление начинает работать только в отношение того, что вызвало интерес и т.д.

В этой связи, развитие познавательной сферы дошкольника характеризуется следующими особенностями:

  • Ориентация на развитие произвольности. Необходимо научить дошкольника контролировать свою познавательную сферу, управлять ее аспектами.
  • Постепенный переход к познанию мира во всем его многообразии, независимо от воздействия его аспектов на познавательную сферу т.е. привлекательность для ребенка или непривлекательность.
  • Развитие волевых качеств личности дошкольника.
  • Развитие основ любознательности, как фактора активизации познавательных психических процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Особенности познавательного развития дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый психический процесс имеет свои особенности развития в дошкольном возрасте. Исходя из них, формируется порядок организации дошкольного обучения и воспитания.

Развитие внимания дошкольников

Внимание является психическим процессом, основанном на концентрации сознания на конкретном объекте или процессе.

Внимание детей дошкольного возраста характеризуется непроизвольностью т.е. оно формируется на основе сосредоточения сознания на тех объектах и процессах окружающего мира, которые привлекли ребенка, заинтересовали его. Он обращает внимание только на то, что ему интересно и сохраняет внимание на этом до тех пор, пока его интерес не угас. Переключение внимания на дугой объект возможно только тогда, когда интерес вызвал данный объект.

В зависимости от возрастного этапа развития дошкольника, внимание имеет свои особенности развития:

  • Младший дошкольный возраст. В этот период активно развито непроизвольное внимание. Дети могут играть в одну игру в течение получаса. Они быстро теряют интерес к одному виду деятельности.
  • Средний дошкольный возраст. С четырех-пяти лет начинается развитие произвольного внимания. Ребенок может осознанно направлять внимание на конкретные объекты и удерживать его в течение непродолжительного времени.
  • Старший дошкольный возраст. Он связан с формированием устойчивого внимания к тем объектам, которые вызывают у них познавательную заинтересованность.

Таким образом, со среднего дошкольного возраста уделяется внимание развитию произвольного внимания детей, посредством продуктивной, игровой деятельности, ее вариативности и частой смене видов.

Развитие мышления дошкольников

Мышление является способом опосредованного отражения окружающей действительности.

Мышление формируется в конце первого года жизни ребенка. Оно развивается постепенно.

Так, в младшем дошкольном возрасте наблюдается преобладание наглядно-действенного мышления и формирование аналитических навыков.

В среднем дошкольном возрасте активизируется наглядно-образное мышление, позволяющее совершать различные умственные операции: решать задачи, анализировать ситуации и др.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие задатков логического мышления. Начинают закладываться основы формулирования выводов и умозаключений.

Развитие восприятия дошкольников

Восприятие является способом чувственного познания. Оно связано с отражением в сознании объектов и процессов через их воздействия на органы чувств.

Восприятие дошкольника занимает приоритетную позицию среди познавательных психических процессов. Именно посредством восприятия, ребенок изучает окружающий мир. Оно имеет свои особенности развития в разные этапы дошкольного детства:

  • Младший дошкольный возраст характеризуется предметным характером восприятия. Это означает, что ребенок воспринимает предметы окружающего мира, без акцента на их свойствах.
  • Средний дошкольный возраст характеризуется развитием осознанного восприятия, связанного с выделением свойств и признаков объектов, их детализацией анализом.
  • Старший дошкольный возраст характеризуется переходом восприятия к детальному виду т.е. ребенок воспринимает не объекты, а их отдельные свойства, отделяя их от объекта и придает им системный характер. Также, происходит детализация объекта т.е. его разделение на части и наоборот сбор целостного объекта из частей.

В этот период, важно уделить внимание актуализации познавательного восприятия.

Развитие памяти дошкольников

Память является психическим процессом, отражающим восприятие, обработку и сохранение информации о чем-либо.

Память начинает свое развитие с образной формы т.е. ребенок сохраняет в сознании образы объектов и процессов и воспроизводит их.

Что касается особенностей ее формирования, то в младшем школьном возрасте развита непроизвольная память. Ее функционирование сходно с непроизвольным вниманием т.е. ребенок запоминает что-то неосознанно. Он запоминает интересное и желанное.

В среднем дошкольном возрасте активизируется периодическое запоминание чего-то т.е. начинает развиваться произвольная память.

В старшем дошкольном возрасте развивается произвольная память, как слуховой, так и визуальной направленности. Она ориентирована на запоминание чего-то и носит осознанный характер.

Деление человеческого сознания на составляющие его психические процессы в настоящее время является условным, такой подход к феномену психики все больше вытесняет подход интегративный, однако подобное деление не теряет своей актуальности в области педагогики и пропедевтики. Выделение психических процессов стало результатом существенного влияния механистических представлений на психологию в XX веке, когда она стала претендовать на звание самостоятельной науки. Как известно, каждой научной отрасли свойственно иметь свой объект исследований, который в целях изучения разбивают на составные части. Так произошло и с психологией на заре ее становления: были выделены и классифицированы психические явления, психические процессы и т.д.

Психические процессы образуют самостоятельную группу в системе психических явлений, наряду с психическими состояниями и психическими свойствами. Их особенностью выступает кратковременный, быстротечный характер. Психические процессы можно описать как процессы, позволяющие индивиду воспринимать объективную действительность с помощью деятельности центральной нервной системы.

Некоторые авторы (в частности, Л. М. Веккер) выделяют различные уровни протекания психических процессов: примитивный уровень, базирующийся на нервных процессах, опосредованных нейронными связями, и уровень сознательный, включающий в себя познавательные процессы.

Наиболее известной является классификация психических процессов, в соответствии с которой их делят на:

  • познавательные (мышление, внимание, воображение);
  • эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты);
  • волевые (принятие решения, усилие).

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста

К дошкольникам относятся дети от 3 до 7 лет. Данный возрастной период с уверенностью можно охарактеризовать как один из наиболее важных в жизни людей: от того, насколько успешно будет пройден этот этап, во многом зависит дальнейшая судьба человека.

В дошкольном возрасте закладываются основные черты характера, активно развивается сознание, усложняются формы поведения.

У трехлетних детей начинают активно развиваться сенсорные способности, служащие фундаментом для дальнейшего умственного развития ребенка. Им осваиваются так называемые «сенсорные эталоны» — общепринятые образцы внешних качеств воспринимаемых предметов. Объекты вокруг как бы разделяются ребенком на две группы – обозначающие и обозначаемые. К примеру, утверждение «слон – серый и большой» содержит в себе два эталона – размера и цвета.

Готовые работы на аналогичную тему

Долгое время дошкольник учится использовать эталоны в качестве средств восприятия, развитие навыка происходит в несколько этапов:

Психические процессы детей дошкольного возраста

Рисунок 1. Развитие навыка использования эталонов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стоит отметить, что процесс развития сенсорных способностей включает в себя не только усвоение эталонов, но и овладение действиями по их использованию, которые именуются перцептивными.

Существенным своеобразием отличается мышление малышей-дошкольников, которому присущ ряд общих черт, таких, как:

  • эгоцентризм – это главная характеристика незрелого мышления, заключающаяся в неспособности детей к осознанию того факта, что другие люди могут видеть мир не таким, каким его видят они сами; ребенок судит об окружающей действительности исключительно со своей точки зрения, которая воспринимается им как абсолютная;
  • анимализм (одушевление предметов);
  • реализм, подразделявшийся швейцарским учёным, известным исследователем в области детской психологии Ж. Пиаже на две формы: моральный реализм и реализм интеллектуальный;
  • артифициализм – свойство детского мышления приписывать искусственное происхождение естественным явлениям, таким, как стук человеческого сердца, движение реки и т.д.;
  • синкретизм – осмысление объекта, основанное на характеристике одной или нескольких его несущественных деталей, восприятие целого без анализа.

Развитие детского мышления характеризует, в частности, постепенная замена привычного хаотического, поискового действия на более разумное, проблемное. Так, самые маленькие дошкольники (3-4 года), когда по сюжету эксперимента происходит внезапная поломка игрушки, обычно не ищут причины случившегося, а пытаются восстановить работу игрушки с помощью набора беспорядочных действий: трясут ее, стучат ею по столу и т.д. В действиях пятилеток уже прослеживаются попытки установить причину поломки: дети рассматривают игрушку с разных сторон, крутят колесики, нажимают поочередно на разные кнопки. Еще более целенаправленными представляются действия старших дошкольников – сначала они внимательно осматривают игрушку, и только после этого приступают к манипуляциям с ней, очевидно, после того, как найдут в уме решение проблемы.

Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте

В возрасте 6-8 лет у ребенка наступает новый жизненный этап, связанный с началом обучения в школе. В этот период происходят значительные изменения в привычном укладе жизни: возникает иная социальная ситуация, меняется референтная группа, появляются новые обязанности и учебная нагрузка. Ведущей деятельностью становится деятельность учебная, которая теперь превосходит игровую по объемам и является непосредственно направленной на усвоение науки и культуры.

Процесс мышления у младших школьников характеризуется меньшей, чем у дошкольников, опосредованностью умственных операций текущей воспринимаемой ситуацией. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, в процессе обучения формируется способность рассуждать от частного к общему, и в обратном направлении. Воображение становится более управляемым, образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка. Начинает формироваться воля, благодаря чему дети становятся способны к концентрации внимания на протяжении более длительного периода времени. Однако внимание всё еще отличается непроизвольностью и нестабильностью.

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

Психические процессы детей дошкольного возраста

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

Психические процессы детей дошкольного возраста

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Данная программа включает в себя пояснительную записку, в которой описываются основные психические процессы, формирующиеся при подготовке к школе.

Выделяются показатели и причины психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.

В программе сочетаются разные направления, которые объединены в блоки: диагностический, развивающий, консультативный, методический.

Работа предназначена психологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также и родителям.

В сотрудничестве, под руководством,
с чьей – то помощью ребёнок всегда
может сделать больше и более
трудные задачи, чем самостоятельно.

Л.С. Выгодский

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти, зрительно-моторной координации. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого. Именно совместная деятельность психолога и педагога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого–педагогическую коррекцию.

Психолого–педагогическая коррекция – это деятельность психолога и педагога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов. Психолог, родитель, педагоги – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.

Исходными теоретическими положениями работы являются общепризнанные закономерности развития ребёнка, исследованные Л.С. Выгодским, А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов. Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационной сфере, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Важное значение имеет успешная школьная адаптация ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у взрослых) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7–8 годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

По мнению современных психологов Н.В.Клюевой и Ю.В.Филипповой, к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Авторы выделяют ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

1. Слабое речевое развитие детей.

2. Неразвитость тонкой моторики. В определенной мере неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания деталей.

3. Дети с трудом ориентируются на листе, испытывают сложности во время графического диктанта. Хорошо умеют считать к моменту поступления в школу, но испытывают затруднения в понимании причинно-следственных связей, в умении обобщать и классифицировать.

4. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других ребят.

5. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый просит сравнить выполнение с поставленной задачей, найти собственные ошибки.

6. Не сформированность учебной мотивационной готовности, т.е. желание идти в школу для получения знаний, чаще всего дети хотят идти в школу из-за того, что купили новые туфли или портфель.

Цель программы: развитие психических процессов и профилактика дезадаптации детей к школе.

Интеллектуальное развитие ребенка – это не просто процесс обучения его чтению, письму или счету. Основной целью взрослого в развитии интеллекта дошкольника является развитие основных психических процессов, которые станут основой хорошей успеваемости и быстрой обучаемости. Ниже приведены игры и задания, направленные на развитие тех или иных психических процессов. Их можно использовать во взаимодействии с ребенком, а можно на их основе придумывать для детей все новые и новые игры, которые не просто развлекут дошкольника, но поспособствуют его всестороннему развитию.

Уровень успеваемости ребенка, продуктивность его деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

Игры, направленные на развитие внимания

Найди одинаковые предметы. Среди 5-6 игрушек или предметов (рисунков предметов) можно предложить ребенку отыскать два одинаковых. При этом можно попросить его описать эти предметы, рассказав, почему они похожи.

Добавь слово. Взрослый называет какую-нибудь игрушку. Ребенок повторяет это слово и добавляет свое. Взрослый или другой ребенок повторяет два предыдущих и добавляет свое. И так далее.

Развитию внимания способствуют задания на нахождение отличий на одинаковых с первого взгляда картинках, а также прохождение ребенком различных лабиринтов.

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же его поправит, напомнит предыдущую деталь. И если сначала память дошкольника носит в основном непроизвольный характер (ребенок не заботится о том, чтобы впоследствии он мог воспроизвести то, что запомнил), то уже к 5-6 годам начинает формироваться произвольная память.

Игры, направленные на развитие памяти

Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствует разучивание стихов, пересказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Запомни картинки. Ребенку предлагают 12 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок рассматривает эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Какой игрушки не хватает? Перед ребенком на 1 минуту ставят 4-5 игрушек, затем просят ребенка отвернуться и убирают одну игрушку. Затем ребенка просят сказать, какой игрушки не хватает. Можно не убирать игрушку, а просто менять их местами.

Прогулка в картинках. Во время прогулки на улице можно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

Развитие смысловой памяти. Ребенку зачитывается небольшой рассказ, а затем просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. При воспроизведении необходимо обращать внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы.

Основная форма мышления в среднем и старшем дошкольном возрасте – наглядно-образная. Но уже к трехлетнему возрасту у ребенка складывается способность к обобщению. К 4-м годам дети овладевают умением сопоставлять предметы по длине, высоте, ширине, начинают ориентироваться в пространстве и времени, различают времена года. Пятилетние дети успешно составляют из картинок группы предметов: овощи, мебель, одежду и пр. однако возможны и ошибки. Шестилетние дети уже могут считать до 10-20, некоторые больше. У детей уже есть представление о делении на равные части, о понятиях меньше и больше, они запоминают последовательность дней недели, месяцев.

Игры и задания для развития логического мышления

Опиши предмет. Взрослый показывает ребенку какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? Игра будет интересней, если ребенок придумает сказку об этом предмете или фантастическую историю, вспомнит, в какой сказке он упоминался.

Узнай предмет по описанию. Можно спрятать игрушку или какой-нибудь предмет, затем описать его ребенку, его внешний вид, свойства. Если ребенок правильно называет спрятанный предмет (например, фрукт, сладость конфету, новую игрушку), то он получает его в подарок.

Кто летает? Можно играть с несколькими детьми. Взрослый – ведущий. «Внимание. Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто нет. Я буду спрашивать, а ты сразу, без пауз, отвечай «Летает» – и показывай, как это делается, разведя руки в стороны, как крылья. Если я спрошу: «Поросенок летает?» – молчи и не поднимай руки. Итак, отвечай. Орел летает? Воробей летает? Корова летает? Змея летает? Самолет летает? Собака летает? Змей летает? Вертолет летает?»

Съедобное – несъедобное. Можно играть с несколькими детьми. «Я буду называть предметы (например, яблоко, апельсин, сыр, хлеб, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т. д.). Если названный предмет несъедобен, то ты должен отбить мяч, а если съедобен – поймать». Если играет несколько детей, при каждом правильном ответе делается шаг вперед, при неправильном – назад. Побеждает тот ребенок, который первым дойдет до заранее обозначенной линии.

Для детей-шестилеток знакомством с признаками предметов могут стать загадки. К тому же нужно учить ребенка находить общие и различные свойства предметов, объединять предметы в группы по какому-либо основному признаку, проводить классификацию. С помощью взрослых ребенок должен познакомиться и усвоить противоположные по значению понятия, понятия «шире – уже» и «одинаковые по ширине», «короче – длиннее» и «одинаковой длины», «впереди – сзади (позади)», «справа – слева», «раньше – позже», «до – после – потом – сейчас».

В любом случае, интеллектуальное развитие ребенка происходит при непосредственном участии взрослого, при этом совершенно не обязательно заниматься с ребенком целенаправленно и много, задания и упражнения можно включать в игровую деятельность, в повседневное взаимодействие с ребенком. Главное условие – игры должны носить элемент новизны и ребенку должно быть интересно.

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.

Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
— проведение диагностики с группой детей;
— взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
— использование апробированных на практике диагностических материалов;
— легкость в получении результата;
— наличие протоколов обследования;
— наглядность;
— применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:
— получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
— создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
— обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:
— при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
— при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
— при создании предметно-развивающей среды;
— для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
— при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола

Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

Нарисуй дождик.
Соедини точки
3. Заштопай коврики
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector