Произвольное внимание у детей

Произвольное внимание у детей

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе. Получается, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада. Однако их подготовка и проведение требует от педагога знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте.

Содержание понятия и виды внимания

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
  • послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

Произвольное внимание у детей

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции

У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).

Это интересно. Из всех видов внимания, воздействующих на органы чувств, наиболее полноценно исследовано зрительное внимание, так как его можно обнаружить и фиксировать (например, проверить зрение у окулиста). А интеллектуальное внимание, наоборот, из-за внутреннего характера течения изучено недостаточно.

Свойства внимания

Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

  • концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
  • интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
  • переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
  • устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Произвольное внимание у детей

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Миссия развития внимания у детей

Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей — в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.

Задачи, способствующие реализации этой цели, формулируются в связи с возрастными характеристиками аттенционных способностей малышей.

Таблица: задачи и упражнения на развитие аттенционных способностей у дошколят разного возраста

Это интересно. Разработка той или иной задачи не заканчивается с переходом малыша на следующий возрастной этап. Каждый последующий блок наращивается на уже имеющийся. При этом дети расширяют область развития того или иного аспекта внимания. К примеру, работа с упражнением «Найди отличия», задача которого учить концентрировать и удерживать внимание, в сравнении с работой с детьми 3–4 лет, на следующем этапе усложняется до поиска 5–8 отличий.

Произвольное внимание у детей

Развитие внимания зависит от качества владения речью, что, в свою очередь, определяется уровнем развития мелкой моторики

Методы и приёмы развития внимания

Осуществление миссии по созданию условий для формирования всех видов внимания у дошкольников требует комбинации используемых в педпрактике методов. Единицей их воплощения является приём — элемент практической деятельности, требующий использования оборудования предметно-развивающей среды — средств, а также упражнений и игр. Остановимся на каждом методе более детально.

Речевой метод

Как уже отмечалось выше, без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.

Таблица: словесные приёмы для развития внимания

Произвольное внимание у детей

Речь является важным средством реализации задач образовательного процесса, связанного с развитием внимания

Наглядный метод

Наглядно-образный тип мышления дошколят определяет наглядность в перечень обязательных (!) методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.

Таблица: наглядные приёмы для развития внимания

Это интересно. Материалы наглядных приёмов составляют наполнение зоны для занятий на развитие внимательности в предметно-развивающей среде группы.

Произвольное внимание у детей

Существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Они имеют тесную взаимосвязь и могут пересекаться. В данной статье вы более подробно познакомитесь с характеристикой каждого вида внимания.

Произвольное внимание у детей

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание можно назвать бесцельным, оно не предполагает волевого усилия. Непроизвольное внимание может возникать при любых обстоятельствах, в любом месте под влиянием внешних раздражителей. Такая форма внимания присуща как людям, так и животным. Главным отличием непроизвольного внимания у человека является то, что при усилии он может из самопроизвольного сосредоточения перейти в сознательное.

Если говорить о непроизвольно возникшем внимании, то его проявление связано с тем, что посторонние раздражители действуют сильнее, чем осознанно действующее возбуждение. К возбудителям непроизвольного внимания можно отнести внешние факторы, потребности, эмоциональное состояние и переживания. К примеру, когда человек испытывает большое переутомление. Такое внимание может характеризоваться кратковременностью, но при этом сильно мешать основной деятельности.

Произвольное внимание

Понятие произвольного внимания подразумевает сознательное сосредоточение индивида на внешних объектах и явлениях. В основу произвольного внимания положена воля, с помощью которой человек способен концентрироваться на определенной деятельности, занимаясь чем-то длительное время. К основным компонентам произвольности можно отнести:

  • целеустремленность;
  • умение сосредотачиваться, не отвлекаясь на посторонние объекты;
  • умение действовать последовательно;
  • способность к организации деятельности.

Механизмом возникновения произвольности является сложная цель, которая в меньшей мере привлекает человека, требуя большего напряжения сознания. Умение произвольно сосредотачиваться преимущественно относится к работе или обучению.

Послепроизвольное внимание

Определение послепроизвольного внимания подразумевает результат сознательного сосредоточения на явлениях и предметах. Когда индивид преодолевает трудности, он переходит на новый уровень, а деятельность начинает в нем пробуждать интерес. Послепроизвольное внимание обрело также название вторичного произвольного внимания.

На данном этапе воля человека несколько слабеет, при этом интенсивность внимания остается на уровне произвольного. Данный вид внимания является таким же контролируемым, как и в случае с произвольным. В ходе исследований в области психологии стало понятно, что деятельность становится гораздо продолжительней и приносит большие результаты за счет повышения интереса и снижения напряжения. Главным условием во время обучения или работы является умение перейти к послепроизвольному вниманию, чтобы добиться хороших результатов. Обучение чему-либо очень быстро надоедает и утомляет, поэтому важно уметь вызвать у детей послепроизвольное внимание. Основной причиной успешного выполнения учебных задач является появление послепроизвольного внимания.

Внешнее и внутреннее внимание

Внимание может направляться как на внешние явления и объекты, так и на психическую деятельность. Внешнее внимание помогает определить, как отражаются в сознании человека предметы с явлениями, за которыми он наблюдает. Такое внимание может проявляться в выражении лица, движении глаз и готовности выполнять определенные задачи.

Внутреннее внимание предполагает анализ деятельности психических процессов, проявляющихся в воспоминаниях, или мысленных решений задач. Умение концентрироваться на внутренней деятельности обусловлено способностью представить предметы или какие-либо действия. При внутреннем внимании человек будто перестает связывать себя с реальностью и не слышит, что происходит вокруг. При работе или обучении не стоит требовать от людей одновременной работы внешнего и внутреннего внимания, например, вспомнить какое-то название, демонстрируя в это время что-то на доске. Для такого распределения внимания требуется обладать отличными способностями.

Тренажеры Викиум эффективно развивают внимание и другие когнитивные функции.

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Начальная школа. Другое
  • Психолого-педагогические условия развития произвольного внимания младших школьников

Психолого-педагогические условия развития произвольного внимания младших школьников

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Психолого-педагогические условия развития
произвольного внимания младших школьников

Голубева Алёна Алексеевна

Вопросы, связанные с развитием внимания школьников, относят к числу самых актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Сегодня проблемы развития внимания у школьников вызывают беспокойство у педагогов, у родителей и психологов, работающих с детьми. Родители жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении домашних заданий. Опыт учителей подтверждает, что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, если у них плохо развито произвольное внимание. В результате у младших школьников снижается успеваемость. Неразвитость произвольного внимания младшим школьникам приносит массу проблем в учебе. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения — самые обидные для детей.
Произвольное внимание является одним из новообразований младшего школьного возраста, его развитие является очень важным шагом в формировании учебных действий ребенка.
Изучением внимания и условиями его развития занимались выдающиеся отечественные психологи И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н. Н. Ланге, Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ю.Б.Гиппенрейтер и многие другие
В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Произвольное внимание свойственно лишь человеку. В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания Ковалев А. Г. считает то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.
Внимание младшего школьника неустойчиво и легко отвлекаемо. Причиной является повышенная эмоциональная возбудимость. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозное влияние на мыслительную деятельность, поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают её. С развитием и совершенствованием мышления и контроля младшие школьники всё в большей степени становятся способными сосредоточить своё внимание на главном.
Строить процесс обучения, опираясь только на непроизвольное внимание, ошибочно.
Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь:
1) использовать непроизвольное внимание;
2) содействовать развитию произвольного.
Можно выделить следующие психолого-педагогические условия развития внимания:

Использование наглядных пособий по теме урока;

Внешние условия: отсутствие раздражителей, соблюдение гигиенических условий;

Правильная организация учебного процесса: смена видов деятельности, темп, разнообразие заданий, составление плана урока, правильное использование принципов и методов;

Развитие у обучающихся ответственности;

Использование мыслительных приемов: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

Использование учителем приёмов и средств активизации внимания;

Развитие у обучающихся умения ставить цели, планировать урок, контролировать свою деятельность, т.е. развитие регулятивных УУД.

Одним из главных средств развития произвольного внимания является осознание ответственности младших школьников за усвоение знаний. Это качество побуждает внимательно выполнять даже самое неинтересное задание.
По мнению Л.Ф. Тихомировой, формирование учебной активизации внимания достигается следующими приемами:
1) Стимулирование учащихся. Учитель умело использовал соревнование учащихся «Кто еще лучше прочитает?» «Кто мне так расскажет, что всем будет приятно послушать?» и т.п.
2) Почти полное отсутствие замечаний в форме запрещений («не шумите», «не безобразничайте»), предпочтение давать указания, говоря об учащихся в первом или в третьем лице («слушали внимательно», «вела хорошо»).
Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны детям. Некоторые из них:

От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка

Внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможно достичь успехов в игре, учебе и спорте. Поэтому так важно развивать внимание с раннего возраста.

Энциклопедическая справка
Внимание отличают внешние и внутренние проявления. Признаки внешних проявлений:
напряженная поза и сосредоточенный взгляд. Признаки внутренних проявлений
внимания: учащение сердцебиения и дыхания, выделение адреналина в крови.

7 граней внимания

Внимание обладает рядом свойств:

  • объемом;
  • устойчивостью;
  • концентрацией;
  • избирательностью;
  • распределением
  • переключаемостью;
  • произвольностью.

Последствия нарушения свойств внимания

Важно знать, что нарушение даже одного из свойств внимания может привести к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. При малом объеме внимания возникнет невозможность концентрироваться сразу на нескольких предметах. Неустойчивое внимание и слабая концентрация скажутся на быстром отвлечении и ослаблении интереса. При недостаточной избирательности не получится концентрироваться на каком-либо отдельном элементе материала, необходимом для решения вопроса. Неумение переключать внимание усложнит процесс обучения, так как ребенку будет непросто направлять мысли в новое направление. Слабо развитая способность распределения внимания скажется на неумении качественно выполнять несколько дел одновременно. А вот при недостаточной произвольности внимания усложнится способность сосредоточиться на чем-либо другом по просьбе другого человека.

Дети 5,5–6,5 лет примерно в 4 раза дольше могут заниматься малоинтересным
для них делом и почти в 5 раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению
с детьми 2,5–3,5 лет. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же
игру 30–50 минут, а к 5–6 годам длительность игры возрастает до 2 часов.

8 способов развития внимания

Способ развития внимания № 1: проявление эмоций
Дети дошкольного возраста не могут долго концентрировать свое внимание на одной задаче. Известно, что чаще всего они отвлекаются на дело более эмоционально привлекательное. Поэтому во время развивающих игр или занятий взрослым необходимо не прятать эмоции и не превращать занятия в сухой и скучный урок.

Способ развития внимания № 2: подробный и понятный инструктаж
Независимо от того, предстоит ребенку игра или учебное занятие, взрослый должен подробно объяснить малышу, что ему требуется делать. Пошаговая инструкция поможет лучше понять задачу.

Способ развития внимания № 3: способность запоминать инструкцию
Ребенка важно научить удерживать инструкцию в памяти на протяжении всего занятия. Для проверки взрослым рекомендуется просить малыша комментировать свои действия, помогать другим участникам игры, а также повторять инструкции, полученные перед игрой или занятием.

Способ развития внимания № 4: приобретение навыков самоконтроля
Повторяя инструкцию во время игры, дети не только освежают ее в памяти, но и учатся анализировать свои действия. При этом многие самостоятельно находят допущенные ошибки и исправляют их.

Способ развития внимания № 5: задания, немного превосходящие потенциал ребенка
Чтобы ребенок учился удерживать свое внимание, развивающие занятия могут слегка превосходить его потенциал. Для этого можно периодически усложнять задачу, но при этом не ругать непоседу, если он начал отвлекаться. Правильнее говорить не «Не крутись», «Не отвлекайся», «Не смотри по сторонам», а, к примеру, «Допиши еще строчку, и пойдем играть».

Способ развития внимания № 6: выбор правильного момента для занятий
Дети сложно переключают свое внимание с одной задачи на другую, если были всецело погружены в первую, а их прервали. Поэтому стоит дождаться, пока интерес ребенка к предыдущему процессу не будет исчерпан.

Способ развития внимания № 7: создание комфортных условий для занятий
Чтобы ребенок не отвлекался во время занятий, в комнате должен быть минимум потенциальных отвлекающих факторов. Поэтому правильнее разделить помещение на игровую зону и учебную.

Способ развития внимания № 8: использование непроизвольного внимания
Если ребенок внезапно отвлекается от учебного процесса, возвращать его внимание надо не в приказной форме, а нестандартным методом. В зависимости от детского возраста это может быть почтальон с важным письмом о продолжении игры или занятия, звон колокольчика или хлопок в ладоши.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется произвольное внимание,
предполагающее тщательное выполнение интересных и неинтересных заданий.
Уровень развития произвольного внимания во многом определяет
успешность обучения ребенка в школе.

Развитие внимания: от простого к сложному

В дошкольном возрасте детей проще учить новому в игровой форме: запоминать буквы и цифры, читать и писать. Поэтому даже в самом скучном, на первом взгляд, процессе взрослым необходимо найти «изюминку», чтобы ребенку было интересно приниматься за дело и, что самое главное, не испытывать желания отвлекаться на посторонние факторы.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, профессор, клинический психолог: «В первые месяцы жизни у ребенка отмечается только непроизвольное внимание: начиная с 3 месяца он все больше интересуется внешними объектами, наиболее близкими к нему, а в 5–6 месяцев он уже может длительно рассматривать предмет, ощупывать его, брать в рот.

Зачатки произвольного внимания обычно проявляются к концу 1 года жизни малыша, в 2–3 года ребенок рассматривает картинки всего 6–8 секунд, а к 6 годам все больше проявляется произвольный характер внимания – в этом возрасте дошкольник обычно сосредотачивает свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд.

Общение и прогулки с родителями, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование предметами, рассматривание картинок с заданной целью – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы, внимание, память».

5 причин устойчивости детского внимания:

  • общее состояние организма;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • тип нервной деятельности;
  • наличия интереса к деятельности;
  • условия, созданные для занятий.

Эксперт: Галина Филиппова, врач-терапевт, кандидат медицинских наук
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

Развитие внимания в детском возрасте начинается уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается — увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного, ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко — в 2,1 раза — увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9—10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача — строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение:

  1. использовать непроизвольное внимание;
  2. содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки зрения, — писал Л. С. Выготский, — всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять — заинтересовать; прежде чем заставить действовать — подготовить к действию; . прежде чем сообщить что-нибудь новое — вызвать ожидание нового».

Л. С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное».

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек — это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении отличает внимательного к людям человека и свидетельствует о достаточно высоком уровне развития личности.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя.

«Управляя вниманием, — писал Л. С. Выготский, — мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера».

Особенно интенсивно развитие внимания у детей происходит в младшем школьном возрасте, при этом преобладающим является непроизвольное внимание. В процессе учебы ребенку необходимо быть сконцентрированным и организованным, чтобы хорошо воспринимать, запоминать и понимать материал, выполнять задания учителя, а это требует затраты волевых усилий. Именно поэтому развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста становится важным условием дальнейших учебных успехов малыша.

Содержание

Мотивация

Для формирования произвольного внимания в младшем школьном возрасте необходима так называемая близкая мотивация. У старших детей произвольное внимание поддерживается с помощью далекой мотивации, например, они могут сосредоточиться на неинтересной работе для получения хорошего результата. В отличие от них, ребенку в младшем школьном возрасте для успешной работы требуется близкая мотивация, например, желание заслужить похвалу, справиться с заданием быстрее всех и т. д.

Регулирование

В младшем школьном возрасте ребенка привлекают только внешние впечатления, что мешает ему понять суть событий, вещей или явлений и усложняет контроль над своей деятельностью. Для развития произвольного внимания малыша необходимо организовать его действия так, чтобы он мог руководить ими самостоятельно, используя образец и постоянно контролируя себя. Например, дать задание ребенку проверить ошибки, сделанные им или другими учениками. Так ребенок научится самостоятельно определять цель, что способствует формированию произвольного внимания у детей младшего школьного возраста.

Распределение

Неумение распределять внимание особенно наглядно проявляется при написании диктанта, когда одновременно необходимо слушать, вспоминать правила, использовать их и писать. Для совершенствования этого качества работа на уроке и дома должна быть организована таким образом, чтобы дети с младшего школьного возраста учились контролировать свою деятельность, следя при этом за исполнением нескольких действий.

Устойчивость

Часто проявляется высокая неустойчивость внимания у детей в дошкольном возрасте . Если ученики выполняют внешние действия, они сконцентрированы лучше, чем при выполнении умственных операций. Чтобы внимание детей развивалось гармонично, во время учебы необходимо чередовать умственные занятия и составление чертежей, рисунков, схем.

Переключение

Ребенку младшего школьного возраста трудно быстро переходить от одного вида занятий к другому, так как у малыша еще плохо сформированы учебные навыки и умения. Совершенствование этой деятельности происходит ко 2 классу, что приводит к формированию у малыша умения переключаться от одного урока к другому, от одной работы к другой.

Тенотен Детский поможет вашему ребенку легче усваивать новый материал в процессе учёбы

Читайте так же.

Произвольное внимание у детей

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Произвольное внимание у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Произвольное внимание у детей

Приступы мигрени у детей

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Произвольное внимание у детей

Ребенок не хочет гулять

Ребенок не хочет гулять

Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

Важность внимания и его роль в жизни человека очевидны. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов, является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. Внимание обладает рядом свойств: сосредоточенность, переключаемость, объем, устойчивость, распределение.

Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка [1]. Важным условием успеха в школьной деятельности – умение обратить внимание на то, что не привлекательно, не интересно, но необходимо для усвоения школьных знаний, поэтому воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребенка к обучению в школе. В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, его объем увеличивается, внимание становится эффективным.

В дошкольном возрасте ребенок проходит большой пусть в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Именно этот возраст важен для развития внимания, памяти, мышления и др. Совершенствуются психофизиологические функции и возникают сложные личностные новообразования.

По мнению Г.В.Петуховой, произвольное внимание необходимо формировать с дошкольного возраста [2]. Важным условием формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Ведущее положение игры определяется тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в данном возрасте. Чем старше дети становятся, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения и взаимоотношения детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Ценность детской игры заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций (мышления, памяти, речи, воображения, внимания), некоторых видов деятельности (конструктивной, изобразительной, познавательной, общения). Важным результатом игры является удовлетворенность самим процессом игры, которая в большей мере отвечает их потребностям и возможностям действенного познания мира и людей [3].

Исследование по изучению особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности проводилось в МБОУ ЦО № 42 г. Тула (структурное подразделение № 3). Выборку составили испытуемые в возрасте 6-7 лет, из них девочек 14 мальчиков 14.

Диагностическая программа исследования состояла из 5 методик («Корректурная проба» (тест Б. Бурдона, Анфимов-цифровой вариант), «Красно-черная таблица» (Ф.Д.Горбов), запомни и расставь точки, «Шифровка» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), «Продолжи узор» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Диагностическая программа направлена на изучение объема, концентрации, переключения, распределения внимания.

На констатирующем этапе исследования по методике «Корректурная проба» (тест Б. Бурдона, Анфимов-цифровой вариант) мы получили следующие результаты: у 36% опрошенных высокий уровень концентрации внимания, они просмотрели 400 и более знаков, сделав 10 или меньше 10 ошибок (данный показатель свидетельствует о возрастной норме развития концентрации внимания), у 39% респондентов средний уровень концентрации внимания (ими было просмотрено от 350 до 399 знаков включительно и сделано от 11 до 15 ошибок), у 25% опрошенных детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень концентрации внимания – просмотрено 349 и менее знаков и сделано 16 и более ошибок.

По методике «Красно-черная таблица» (методика Ф.Д.Горбова) мы получили следующие результаты: у 25% опрошенных высокий уровень переключения внимания (показатель переключаемости меньше 20сек), у 46 % опрошенных средний уровень переключения внимания (показатель переключаемости от 20сек до 25сек включительно), у 26% респондентов низкий уровень переключения внимания (показатель переключаемости внимания больше 26сек).

По методике «Запомни и расставь точки» мы получили следующие результаты: у 4% респондентов очень высокий уровень объема внимания, у 14% респондентов высокий уровень объема внимания, у 54% опрошенных средний уровень объема внимания, у 21% опрошенных низкий объем внимания и у 7% орошенных очень низкий объем внимания.

По методике «Шифровка» (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго) на констатирующем этапе исследования мы получили следующие результаты: у 36% респондентов очень высокий уровень распределения и переключения внимания, у 26% опрошенных детей старшего дошкольного возраста высокий уровень распределения и переключения внимания, у 25% опрошенных средний уровень распределения и переключения внимания, у 7% опрошенных низкий уровень переключения и распределения внимания и у 4% опрошенных очень низкий уровень переключения и распределения внимания.

По методике «Продолжи узор» (Н.Я.Семаго и М,М.Семаго) мы получили следующие результаты: у 26% опрошенных очень высокий уровень произвольного внимания, у 32% опрошенных дошкольников уровень произвольного внимания высокий, у 32% опрошенных средний уровень произвольного внимания, у 4 % опрошенных низкий уровень произвольного внимания и у 4% опрошенных очень низкий уровень произвольного внимания.

На основе полученных результатов исследования была разработана программа развития произвольного внимания, которая включала следующие методы и техники: ролевые игры, обсуждение, моделирование образцов поведения, проигрывание различных ситуаций, арт-терапевтические технологии [4, 5]. Программа рассчитана на 16 занятий. Сравнительный анализ результатов исследования старших дошкольников по методикам на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что разработанная развивающая программа оказалась эффективной. Она способствовала улучшению объема, концентрации, переключаемости внимания, увеличению уровня целенаправленности дошкольников.

Практической значимость исследования являются составленные рекомендации для воспитателей, психологов по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте для развития внимания нужно использовать на занятиях элементы игры и частую смену видов деятельности. Для развития внимания необходимы игры с правилами, задачами и целями. С помощью таких обучающих игр ребенок учится контролировать свои действия, достигать определенных целей, решать поставленные задачи, переключает внимание, тренирует устойчивость и концентрацию внимания. Для привлечения внимания воспитатель может использовать следующие приемы: менять силу голоса, темп речи, выразительность речи и силу эмоциональной окраски, жестикуляцию и др. В рамках занятий с детьми нужно чередовать умственную и практическую деятельность, постепенно включать задания, требующие более длительной сосредоточенности и т.д. Работа с детьми должна носить систематический характер. Важно использовать упражнения и задания на развитие произвольного внимания в различных видах деятельности дошкольника. При этом важно к данной работе подключать родителей при организации совместной деятельности, различных видов игр.

Предложенные и апробированные программы могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста.

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического развития ребёнка. И по этой причине в коррекционный процесс по преодолению речевых нарушений у дошкольников, включается работа по формированию внимания, памяти, мышления.

Существует несколько видов внимания, которые можно разбить по определенным признакам: по предмету деятельности – сенсорное, интеллектуальное, двигательное; по направленности – внешнее, внутреннее;

п о ведущему анализатору – зрительное, слуховое, кинестетическое.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков. Непроизвольное — не связано с участием воли. Произвольное — включает волевую регуляцию.

Произвольное внимание обладает следующими основными свойствами:

1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь.

2. Сосредоточенность внимания ( противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются при концентрации внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

3. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

4. Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности.

5. Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Особенности произвольного внимания у детей с речевой патологией ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если дети с нормальным речевым развитием смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с патологией речи преимущественными видами отвлечения являются следующие: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.

Таким образом, у детей с речевыми нарушениями по сравнению с возрастной нормой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов, в том числе внимания.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным (требует от ребёнка волевых усилий, ему приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо, что нужно делать) обладающим нужным объёмом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью внимания. О его формировании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

Игры и упражнения на развитие внимания

у пятилетних детей

1. Рассмотри и назови предметы, изображённые на картинках.

2. Рассмотри картинки. Расскажи, чем они похожи и чем отличаются.

3. Найди каждой варежке свою пару.

4. Пройди лабиринты, начиная от стрелок.

5. Рассмотри картинки. Расскажи, чем они отличаются.

При использовании материалов с сайта ссылка обязательна.

У детей младшего школьного возраста значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Слабость произвольного внимания — одна из основных причин школьных трудностей: неуспеваемости и плохой дисциплины. В связи с этим важно рассмотреть, как формируется этот вид внимания и с помощью каких приемов его можно развить и скорректировать. Показано, что в отличие от непроизвольного внимания произвольное внимание не продукт созревания организма, а результат общения ребенка со взрослыми и формируется в социальном контакте. Когда мать называет предмет и указывает на него ребенку, выделяя тем самым его из среды, происходит перестройка внимания. Оно перестает откликаться только на естественные ориентировочные реакции ребенка, которые управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту взаимодействующего с ним взрослого.

Например, ребенок, который учится писать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание и направляется на торможение ненужных движений.

В своем развития произвольное внимание проходит определенные стадии. Исследуя среду, ребенок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем дает целостное описание ситуации и наконец — интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания обеспечивает у детей реализацию только тех целей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставятся детьми самостоятельно.

Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. Если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, то к 6-7 годам она возрастает до 1,5-3-х часов. Так же долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности.

Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к той деятельности, которая ему безразлична или вовсе не нравится.

Аналогично развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребенок отвлекается от нее в среднем 4 раза, то в 6 лет — всего один раз. Это — один из ключевых показателей готовности ребенка к обучению в школе.

На ранних фазах развития произвольное внимание разделено между двумя людьми — взрослым и ребенком.

Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него жестом или словом; ребенок отвечает на этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или беря его в руки. Указание на предмет жестом или словом организует внимание ребенка, принудительно меняя его направление. Тем самым заданный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собственная речь, он может сам назвать предмет и, таким образом, произвольно выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внутренней и выполняется им самостоятельно. Из сказанного ясно, насколько тесно произвольное внимание связано с речью. Поначалу оно проявляется в подчинении своего поведения словесным указаниям взрослых («Дети, откройте тетради!»), а затем — в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Суть влияния устной инструкции на организацию произвольного внимания состоит в том, что она не только выделяет объект из среды, но и создает возможность продлить состояние активации следов, не допустить их преждевременного угасания. Организуя специальную деятельность с сигналами (например, их счет), словесное предписание вносит фактор новизны и тем самым способствует удержанию объекта в поле внимания до завершения действия с ним, т.е. сохранению контроля за протекающим действием.

Произвольное внимание полностью развивается к 12-16 годам. Таким образом, несмотря на некоторую способность детей начальных классов произвольно управлять своим поведением, непроизвольное внимание у них все же преобладает. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.

Таким образом главной особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: он легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому с первых же дней учебного года учитель должен планомерно формировать этот вид внимания у детей.

Необходимо, не нарушая детских интересов, детской любви к перемене впечатлений, приучать ребенка постепенно останавливать свое внимание на все более и более продолжительные сроки, приучить его к сосредоточению внимания на одном каком-нибудь деле. Педагог, вызывая ту или иную эмоцию, усиливает раздражение и создает доминантный процесс. После нескольких раз этот процесс настолько проторяет пути, что становится уже привычным. Таков путь создания произвольного внимания.

Педагог должен основываться на какой-нибудь потребности ребенка, усилить её, иногда искусственным путем — путем подавления других потребностей, а затем упражнять ребенка в этом. Он должен строго следить, чтобы потребности ребенка удовлетворялись в полной мере, но не в ущерб общим интересам самого ребенка и общества. Вызывая искусственную доминанту, воспитатель поддерживает ее опять теми же потребностями, влечениями и интересами ребенка.

Интересным будет то, что связано с влечением ребенка, что отчасти уже переживалось, а отчасти представляет новизну, переход от одного к другому, деятельность, творчество — все это поддерживает внимание.

Педагог должен всячески разнообразить процесс работы, открывая ребенку в нем, разные стороны и вызывая работой все большее число интересов ребенка, привлекая по возможности зрение, слух, движения рук, ног и всего организма, — словом, давая ребенку наибольшую пищу для его деятельности.

Итак, в первой главе определялись особенности внимания, как психологической категории, виды, свойства, функции, так и возрастные особенности внимания.

Развитие внимания ребёнка – это развитие организованности его поведения. Оно начинается в раннем детстве при первом социальном контакте с окружающими людьми. Приспосабливаясь к этой среде, ребёнок развивает и формирует социальное поведение личности. Первые месяцы жизни характеризуются присутствием только непроизвольного внимания. Данный признак является врожденным. Дети способны реагировать только на воздействие внешних факторов. Происходит эта реакция в случае резкой смены раздражителей (внезапный громкий звук, изменение температуры и т.д.)

Произвольное внимание у детейВ возрасте 5-7 месяцев ребёнок уже способен рассматривать какой-нибудь предмет в течение длительного периода времени и изучать его на ощупь. Особенно это касается ярких предметов. Считается, что конец первого года жизни — это тот этап, в котором непроизвольное внимание является уже достаточно развитым.

Первый – второй год жизни ассоциируется с возникновением ориентировочно-исследовательской деятельности ребёнка, что является средством развития произвольного внимания в будущем.

Люди, окружающие маленького человечка, направляют его внимание и руководят им при помощи определённых стимулов и средств. Таким способом взрослые дают в руки ребёнка те инструменты, с помощью которых впоследствии он сам способен будет овладеть своим вниманием. Это происходит в период освоения речи. Малыш начинает управлять вниманием сначала других людей, а потом и своим тоже. Желательно, чтобы мультфильмы были не единственным способом направлять внимание ребенка в относительно безопасное русло.

В четыре с половиной — пять лет дети способны направлять внимание под воздействием установок взрослого.

Проявление внимания под влиянием самоинструкции, опираясь на помощь внешних средств, происходит уже в пять-шесть лет.

В дошкольном возрасте внимание является неустойчивым. Оно носит эмоциональный характер, так как дети ещё плохо владеют своими чувствами. Постепенно путём упражнений и волевых усилий ребёнок может управлять своим вниманием.

Игра, как основной вид деятельности, занимает важное место в развитии внимания у дошкольников. Во время игровых занятий развивается интенсивность, концентрированность и устойчивость внимания. Исследования психологов показывают, что время игры у шестилетнего ребёнка продолжительнее, чем у трёхлетнего, и может достигать часа или даже несколько больше.

Произвольное внимание формируется посредством приучения ребёнка к новым видам деятельности. Устойчивость внимания увеличивается после трёх лет и к шести годам имеет уже относительно высокий уровень. Это существенное условие «готовности к учёбе».

Остались вопросы? Задавайте смело в комментариях!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector