В статье говорится об этапах развития внимания у детей дошкольного возраста. А также о том, что в дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.
Внимание выступает как значимый процесс среди психологических явлений, но, следует подчеркнуть, что оно не предъявляется как независимый психический процесс и входит в число свойств личности. В качестве психического процесса внимание проходит следующие этапы становления: Первый этап развития внимания начинается в первые дни жизни малыша.
В первый месяц жизни у ребенка наблюдается реакция при изменении темноты на яркий свет, при неожиданных громких звуках, при изменении температуры и т.п.
Постепенно возникают признаки целенаправленного внимания, связанные с кормлением, когда ребенок ищет материнскую грудь, устанавливает фиксированный взгляд на определенных некоторые предметах, останавливается и прислушивается, если слышит резкий звук.
На втором и третьем месяцах жизни внимание малыша в большей степени обращено на людей, их голоса, особенно, на мамин голос.
Уже с третьего месяца ребенка начинают привлекать объекты, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью.
В полугодовалом возрасте возрастает и продолжительность зрительного сосредоточения, и удаленность расстояния до фиксируемого предмета. Однако в этом возрасте внимание малыша еще не отличается устойчивостью. Увидев другой яркий предмет, ребенок легко расстается с первым, привлекающим его интерес еще мгновение тому назад, бросает его в буквальном смысле и протягивает руку за тем, что теперь влечет его, направляемый возникшим желанием.
Второй этап развития внимания связывают с появлением ориентировочно-исследовательской деятельности, служащей основой для становления свойств произвольного внимания. Со временем малыш находит путь сосредоточенно действовать с различными предметами, к тому же длительность деятельности возрастает до 6-12 минут. Если годовалые малыши могут концентрировать устойчивое внимание на играх в течение 10 минут, то у 2-леток это время уже длится 30 минут, а 2-4-летние ребята могут продолжать игру в течение 96-100 минут. Если ребята этого возраста разглядывают изображение картинку 2-4 секунды, то дети этого возраста затрачивают на то же изображение 10-20 минут. На проявление устойчивости внимания в значительной степени оказывают влияние индивидуальная специфика нервозной системы ребят. У меланхоличных ребят неустойчивость внимания в 1,5-3 раза будет меньшей, чем у детей более спокойных, уравновешенных.
Третий этап развития внимания. В данный период находят место становление зачатков произвольного внимания, появляющихся под воздействием словесных инструкций взрослого, помогающих направить взгляд на называемый взрослым предмет. Формирование и развитие произвольного внимания непосредственно связано с процессом и способами общения с ребенком. Именно окружающие ребенка люди шаг за шагом воспитывая ребенка, вырабатывают у него навыки и умения, связанные с необходимостью выполнять не то, что он желает, а то, что ему следует делать.
Четвертый этап развития внимания возникает на втором-третьем году. В это период уже в довольно развитом виде обозначается рассмотренная выше начальная форма произвольного внимания. На втором году, с появлением у ребенка возможности передвигаться вертикально без помощи взрослого и становлению умения не только манипулировать предметом, а производить элементарные воздействия (брать землю совком), поле объектов внимания значительно расширяется, ими будут самые разные вещи, окружающие ребенка в его деятельности. Наряду с произвольным вниманием на базе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Расширение предметного мира, наполняемого с все большущим и большущим численностью предметов и явлений, последовательное становление способности понимать элементарные взаимосвязи, систематические диалоги с родителями.
Пятый этап развития внимания обозначен возрастом три-четыре года. В это время появляются простейшие формы произвольного внимания, возникающие под воздействием самоинструкции, хотя и с опорой на внешние дополнительные факторы. В завершение дошкольного возраста ребенком уже накоплен определенный опыт в руководстве своим вниманием, что выступает как один из критериев подготовленности к учебе.
Шестой этап развития внимания совпадает с возрастом четыре с половиной – пять лет. В этот период развивается способность нацеливать внимание под воздействием достаточно сложных указаний взрослого. Дети четырех-пяти лет проявляют время от времени активное и устойчивое внимание, обусловленное выполняемой ими деятельностью. Они длительное время способны играть в увлекательную для них игру, с интересом прослушивать рассказы взрослых. Ребенок 4-5 лет, например, внимательно слушающий сказку, о чем свидетельствует то, что в его глазах читается непосредственный интерес. Данный пример показывает, что у ребят этого возраста достаточно развит навык много времени концентрироваться на одном целенаправленном действии.
В дошкольном возрасте отмечается наращивание размера внимания и рост его сосредоточенности, продолжается становление произвольного внимания. Об увеличении объема внимания свидетельствует то, что малыш этого возраста способен воспринять уже несколько предметов одновременно. Однако, данной способности еще недостаточно у 4-5-летних детей для восприятия сложных малоразличимых по сравнению друг с другом объектов, таких, как например, буквенные или цифровые знаки, что показывает, что объем внимания еще недостаточен.
Значимую роль в развитии произвольного внимания выполняют игровая деятельность. Именно в ходе игровых действий у ребенка развивается способность выполнять свои движения согласно задачам игры и нацеливать свою деятельность на выполнение ее правил. Увеличение сосредоточенности внимания находит выражение у детей в возрастании длительности игр.
Седьмой этап развития внимания совпадает со школьным возрастом, когда происходит последовательное развитие и совершенствование произвольного внимания, сопровождаемое развитием волевых действий. У ребенка развито трудолюбие, умение осуществлять контроль собственных действий. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также осуществляется поэтапно.
Таким образом, следует подчеркнуть, что внимание предъявляется как самостоятельный процесс среди психологических явлений, не входящий в число свойств личности. Внимание постоянно включено в практическую работу и в познавательные процессы. В дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, осуществляется становление произвольного внимания, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.
Развитие произвольного внимания — важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании произвольного внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
Игры и игровые упражнения на развитие внимания
Устойчивость и концентрация
«Сравни картинки», игра на пространственную ориентацию на плоскости, работа с сюжетной картинкой, «Круги», «Селектор»
Переключаемость
«Животные», «Веселое троеборье», «Утренняя гимнастика», «Параллельный счет предметов», «Не пропусти растения», «Не пропусти профессию», «Рыбы, птицы, звери»
Наблюдательность и объем
«Шерлок Холмс», «Пантомима для наблюдательных», работа с сюжетной картиной, «Кто больше увидит и запомнит», игры с лабиринтами, задачи в стихах, работа на запоминание с сюжетными картинками, игра в лабиринты
Распределение
«Обратный счет», «Окна», работа с картинками с изображением заслоненных предметов, работа с картинками-загадками и заштрихованными картинками.
Произвольность и целенаправленность
«Зеваки», «Треугольники», «Запретное слово», «Делай как я», «Внимательные руки», «Запретное движение»
Дидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительность Дидактические игры для дошкольников на внимание, находчивость, сообразительность «А если бы…»Дидактическая задача. Воспитывать сообразительность,.
Игры по математике для старших дошкольников Математика – наука сложная, в старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, воспитателям, приходится думать, как преподнести.
Игры с буквами для старших дошкольников Очень важно «зажечь» в ребятишках – дошкольниках огонек желания знать буквы родного алфавита, и научить этими буквами пользоваться. Наверное,.
Картотека театрализованных игр для старших дошкольников Игры на мышечное напряжение и расслаблениеКАКТУС И ИВА Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться.
Фотоотчет о наблюдении старших дошкольников за цветами Цели: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; — закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать. Ход наблюдения.
Новогодняя инсценировка для старших дошкольников Инсценировка «Новогодний спор» Дело было в декабре, на хозяйском на дворе. Действующие лица: Петух, Свинка, Коза, Собака, Лошадь, Бык (это.
Опыты для старших дошкольников С какой стороны листа в растение проникает воздух? Материал: цветок в горшочке; вазелин. Нанесите толстый слой вазелина на верхнюю сторону.
Прогулка зимой у старших дошкольников Как писал один из классиков русской литературы «Зима недаром злится, прошла ее пора…» А ведь кажется, совсем еще недавно все радовались.
Стихотворение для старших дошкольников «Новогоднее приключение» *** Ну когда же, ну когда же постучится Новый год? Ну когда, скажите, люди, Дед Мороз уже придёт? Я с утра почистил зубы, правильно надел.
Викторина для старших дошкольников «Все о насекомых» Викторина для детей «Все о насекомых» Цель: Расширение и закрепление знаний детей о насекомых. Задачи: — обобщить знания детей о насекомых;.
Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности детей. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Произвольное внимание представляет собой сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, в психологии его называют активное или волевое.
С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин считают, что при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания взаимосвязано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. При этом волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил, направленная на достижение поставленной цели [4. 80].
К отличительным особенностям произвольного внимания как высшей психической функции относится:
— его опосредованность и осознанность;
— возникновение в ходе эволюции развития общества;
— формирование в течение жизни;
— прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;
— зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания [5.163].
Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:
— Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.
— Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.
— Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.
— Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.
Основная линия развития внимания в дошкольном возрасте связана с тем, что дети все в большей мере начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы и явления.
Онтогенез произвольного внимания в дошкольном возрасте:
— Младший дошкольный возраст. Внимание ребенка в младшем дошкольном возрасте непроизвольно и крайне неустойчиво. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете до тех пор, пока не угасает интерес, появление нового предмета вызывает переключение внимания. Однако, переключить внимание по требованию взрослого ребенку еще трудно. Также в этом возрасте детям сложно распределить свое внимание между несколькими предметами [4.79].
— Средний дошкольный возраст. Возрастает устойчивость внимания, которая выражается в том, что большинство детей может сосредоточенно заниматься какой-нибудь деятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) уже в течение 15 – 20 минут, игры могут длиться до 30 мин. Увеличивается объем и распределение внимания. Возросшая устойчивость внимания дает ребенку возможность выполнять под руководством взрослого определенную работу, даже не интересную.
Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, колдунчики).
Поддержание устойчивости внимания связано с развитием других познавательных процессов и любознательности. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В большей мере она проявляется в игре, при рассматривании картинок, слушании рассказов, сказок. Постепенно уменьшается отвлечение внимания, что свидетельствует о возрастании устойчивости. Во многом развитие внимания связано с освоением новых видов деятельности (игровой, художественной, учебной, трудовой), а также зависит от влияния взрослых людей [2.64].
— Старший дошкольный возраст. По сравнению с младшими дошкольниками устойчивость внимания в этот период возрастает примерно в 2 раза. Игры могут длиться более часа занятия – 30 минут. Ребенок в среднем способен рассматривать интересную картинку около 10 минут. Дети могут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой, способны распределять свое внимание между несколькими предметами (например, в их играх задействовано много персонажей и игрушек).
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. Это связано с усвоением средств управления им. Если в 3 – 5 лет основным средством являлось внешняя опора (указательный жест, слово взрослого), то в 6 – 7 лет – речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию [6.112].
Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано: с развитием речи; пониманием значения предстоящей деятельности; осознанием ее цели; освоением норм и правил поведения; со становлением волевого действия; со способностью сосредотачиваться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.
Исследование проводилось на базе подготовительной к школе группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детского сада № 5» городского округа город Шарья Костромской области.Испытуемые — десять детей из разных возрастных групп: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Подбирают 10 карточек с изображением 6 животных на каждой из них.
Исследование проводилось индивидуально с каждым из детей. Каждого ребенка просят 5 раз подряд провести отбор карточек. При этом в первом, втором и пятом отборах он должен отложить карточки с одним и тем же изображением. Например, уточки и коровки, но, ни в коем случае не брать карточки с запрещенным изображением, например, медведя. В третий и четвертый раз требуемыми и запрещенными изображениями будут другие.
Ребенку объясняют: «Отбери карточки с изображением уточки и коровки, но не бери картинки с изображением медведя». После выполнения этого задания карточки вновь перемешивают и ребенку предлагают вновь отобрать их. При этом просят ребенка внимательно посмотреть на все изображения, вспомнить, что ему говорилось при первом отборе, и повторить инструкцию вслух. После выполнения отбора карточки вновь перемешивают. Но перед третьим отбором ребенку объясняют, что теперь он не должен брать карточки с изображением уточки и коровки, а брать только с изображением медведя.
Перед четвертым отбором экспериментатор вновь спрашивает у ребенка, какие картинки надо брать, а какие нельзя. Просит его повторить вслух новую инструкцию.
Перед пятым отбором просят ребенка вспомнить содержание первой инструкции и отобрать карточки в соответствии с ней.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при обработке результатов исследования и занесении их в таблицы с целью обезличивания персональных данных использовались списочные номера детей.
В таблицах 1, 2, 3, 4 представлены результаты исследования с учетом изменяющихся условий заданий, где по каждому заданию указано количество правильно отобранных карточек из 10 возможных (10 карточек). То есть учитывались как отобранные, так и отложенные карточки если результат отбора соответствовал условиям задания.
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна
В статье рассматриваются особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании обращает внимание на формирование «трех умений» произвольного внимания . Для формирования и поддержания устойчивого внимания необходимы определенные условия . Рассмотрены факторы привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна
Диагностика уровня развития произвольного поведения здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста
Исследование состояния произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Текст научной работы на тему «Специфика развития внимания у старших дошкольников»
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Крамаренко А.С.1, Клименко М.Е.2, Кураева Д.А.3
1Крамаренко Анастасия Сергеевна — студент;
2Клименко Мария Евгеньевна — студент;
3Кураева Джульета Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании обращает внимание на формирование «трех умений» произвольного внимания. Для формирования и поддержания устойчивого внимания необходимы определенные условия. Рассмотрены факторы привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: произвольное внимание, формирование «трех умений», условия, факторы.
На протяжении дошкольного возраста у детей развиваются свойства внимания и ее произвольность. Дети старшего дошкольного возраста учатся управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. В данном возрасте изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.
А.А. Осипова отмечает, что формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование «трех умений:
— принятие постепенно усложняющихся инструкций;
— удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
— развитие навыков самоконтроля» [1].
Одна из задач развития внимания заключается в формировании контрольной функции, которая заключается в умении ребенка контролировать свою деятельность.
Эффективным средством формирования внимания является речь. На первоначальном этапе педагог с помощью слов и указаний организует внимание ребенка. Затем дети сами обозначают словами то, на что необходимо обратить внимание, чтобы выполнить какую-либо деятельность.
Произвольное внимание формируется у детей в ходе целенаправленной деятельности педагога и ребенка. Цель деятельности в качестве предполагаемого результата стимулирует детей удерживать внимание в течение всей деятельности. У детей старшего дошкольного возраста опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования и так далее [4].
Для того, чтобы формировать и поддерживать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создание следующих условий:
— ребенок должен отчетливо понимать задачи деятельности, которую он выполняет;
— должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности (постоянное место, определенное время, содержание в порядке рабочих принадлежностей);
— возникновение косвенных интересов, т.е., даже если ребенок не заинтересован непосредственно в деятельности, интерес к ее результату будет способствовать поддержанию произвольного внимания;
— создание благоприятных условий для выполнения деятельности, отсутствие посторонних отрицательных раздражителей;
— обеспечение тренировки произвольного внимания с помощью разнообразных повторений и упражнений [2].
В связи с тем, причины низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте заключаются в недостаточной интеллектуальной активности, несформированности навыков учебной деятельности и воли, в процессе развития внимания у детей необходимо учитывать особенности видов внимания и использовать факторы привлечении внимания дошкольников. Данные факторы включают в себя:
— структуру организации деятельности (восприятию ребенком объектов способствует их объединение);
— организацию занятия (например, начало и окончание занятия должны быть четкими);
— темп ведения занятия (он должен быть оптимальным — ни слишком быстрым, ни слишком медленным);
— последовательность и систематичность требований;
— смену видов деятельности (слуховой вид деятельности должен периодически сменяться зрительным или моторным);
— учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка [3]. Таким образом, формирование произвольного внимания у старших дошкольников
предусматривает формирование трех умений: принятие постепенно усложняющихся инструкций; удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля.
Важной задачей развития внимания является формирование контрольной функции. Эффективным средством формирования внимания является речь. Для того, чтобы развивать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо, чтобы ребенок отчетливо понимал задачу выполняемой деятельности. Кроме того, должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности и другие условия.
Факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть использованы при развитии внимания, включают в себя структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения занятия, последовательность и систематичность требований, смену видов деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.
1. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996. 347с.
2. Комарова Т.К. Психология внимания. Гродно: ГрГУ, 2002.
3. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.
4. Хрестоматия по вниманию // Под ред. А.Н. Лентьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976. (Сознание и внимание. В. Вундт. С. 3-25; Психология внимания. Т. Рибо. С. 66-102; Установка у человека. Д.Н. Узнадзе. С. 260-270).
Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э.Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.С. Выготский и др.), каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание – это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.
Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6 – 7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.
Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Следовательно развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, такие как игры по правилам, конструирование и т. п. и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания, особую роль в формировании произвольного внимания отведем играм с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
В связи с этим моя педагогическая инициатива связана с разработкой коррекционно-развивающей программы по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.
Работа по развитию произвольного внимания с помощью игр и упражнений помогает закреплять знания, развивать внимание, умение мыслить последовательно, рассуждать. Всё это пригодится в дальнейшем при обучении в школе.
Что говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в различных играх, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат реализации программы в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
Методические рекомендации: дидактический материал предназначен детям от 5 – 7 лет. Игры могут быть использованы педагогами, а так же для индивидуальной работы родителей и детей. Игры предназначены для ознакомления детей с математикой, логикой, для развития произвольного внимания. Они могут превратить занятия в увлекательную игру.
Программа «Развитие произвольного внимания дошкольников»
Автор: Тунева Анастасия Алексеевна, педагог–психолог, первая квалификационная категория, МДОУ «Центр Развития Ребенка – детский сад «Дружба», Качканарский городской округ Свердловской области. Стаж 2 года.
Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:
— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;
— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;
— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;
— внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, — наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.
Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым — изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.
Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.
Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.
1. Башаева Т.В., Филатова О.В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика. — Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2016. — 152 с.
2. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. — М., 2012. -32 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — № 6. – 2016. — С. 62-76.
Важность внимания и его роль в жизни человека очевидны. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов, является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. Внимание обладает рядом свойств: сосредоточенность, переключаемость, объем, устойчивость, распределение.
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка [1]. Важным условием успеха в школьной деятельности – умение обратить внимание на то, что не привлекательно, не интересно, но необходимо для усвоения школьных знаний, поэтому воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребенка к обучению в школе. В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, его объем увеличивается, внимание становится эффективным.
В дошкольном возрасте ребенок проходит большой пусть в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Именно этот возраст важен для развития внимания, памяти, мышления и др. Совершенствуются психофизиологические функции и возникают сложные личностные новообразования.
По мнению Г.В.Петуховой, произвольное внимание необходимо формировать с дошкольного возраста [2]. Важным условием формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Ведущее положение игры определяется тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в данном возрасте. Чем старше дети становятся, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения и взаимоотношения детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Ценность детской игры заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций (мышления, памяти, речи, воображения, внимания), некоторых видов деятельности (конструктивной, изобразительной, познавательной, общения). Важным результатом игры является удовлетворенность самим процессом игры, которая в большей мере отвечает их потребностям и возможностям действенного познания мира и людей [3].
Исследование по изучению особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности проводилось в МБОУ ЦО № 42 г. Тула (структурное подразделение № 3). Выборку составили испытуемые в возрасте 6-7 лет, из них девочек 14 мальчиков 14.
Диагностическая программа исследования состояла из 5 методик («Корректурная проба» (тест Б. Бурдона, Анфимов-цифровой вариант), «Красно-черная таблица» (Ф.Д.Горбов), запомни и расставь точки, «Шифровка» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), «Продолжи узор» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Диагностическая программа направлена на изучение объема, концентрации, переключения, распределения внимания.
На констатирующем этапе исследования по методике «Корректурная проба» (тест Б. Бурдона, Анфимов-цифровой вариант) мы получили следующие результаты: у 36% опрошенных высокий уровень концентрации внимания, они просмотрели 400 и более знаков, сделав 10 или меньше 10 ошибок (данный показатель свидетельствует о возрастной норме развития концентрации внимания), у 39% респондентов средний уровень концентрации внимания (ими было просмотрено от 350 до 399 знаков включительно и сделано от 11 до 15 ошибок), у 25% опрошенных детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень концентрации внимания – просмотрено 349 и менее знаков и сделано 16 и более ошибок.
По методике «Красно-черная таблица» (методика Ф.Д.Горбова) мы получили следующие результаты: у 25% опрошенных высокий уровень переключения внимания (показатель переключаемости меньше 20сек), у 46 % опрошенных средний уровень переключения внимания (показатель переключаемости от 20сек до 25сек включительно), у 26% респондентов низкий уровень переключения внимания (показатель переключаемости внимания больше 26сек).
По методике «Запомни и расставь точки» мы получили следующие результаты: у 4% респондентов очень высокий уровень объема внимания, у 14% респондентов высокий уровень объема внимания, у 54% опрошенных средний уровень объема внимания, у 21% опрошенных низкий объем внимания и у 7% орошенных очень низкий объем внимания.
По методике «Шифровка» (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго) на констатирующем этапе исследования мы получили следующие результаты: у 36% респондентов очень высокий уровень распределения и переключения внимания, у 26% опрошенных детей старшего дошкольного возраста высокий уровень распределения и переключения внимания, у 25% опрошенных средний уровень распределения и переключения внимания, у 7% опрошенных низкий уровень переключения и распределения внимания и у 4% опрошенных очень низкий уровень переключения и распределения внимания.
По методике «Продолжи узор» (Н.Я.Семаго и М,М.Семаго) мы получили следующие результаты: у 26% опрошенных очень высокий уровень произвольного внимания, у 32% опрошенных дошкольников уровень произвольного внимания высокий, у 32% опрошенных средний уровень произвольного внимания, у 4 % опрошенных низкий уровень произвольного внимания и у 4% опрошенных очень низкий уровень произвольного внимания.
На основе полученных результатов исследования была разработана программа развития произвольного внимания, которая включала следующие методы и техники: ролевые игры, обсуждение, моделирование образцов поведения, проигрывание различных ситуаций, арт-терапевтические технологии [4, 5]. Программа рассчитана на 16 занятий. Сравнительный анализ результатов исследования старших дошкольников по методикам на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что разработанная развивающая программа оказалась эффективной. Она способствовала улучшению объема, концентрации, переключаемости внимания, увеличению уровня целенаправленности дошкольников.
Практической значимость исследования являются составленные рекомендации для воспитателей, психологов по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте для развития внимания нужно использовать на занятиях элементы игры и частую смену видов деятельности. Для развития внимания необходимы игры с правилами, задачами и целями. С помощью таких обучающих игр ребенок учится контролировать свои действия, достигать определенных целей, решать поставленные задачи, переключает внимание, тренирует устойчивость и концентрацию внимания. Для привлечения внимания воспитатель может использовать следующие приемы: менять силу голоса, темп речи, выразительность речи и силу эмоциональной окраски, жестикуляцию и др. В рамках занятий с детьми нужно чередовать умственную и практическую деятельность, постепенно включать задания, требующие более длительной сосредоточенности и т.д. Работа с детьми должна носить систематический характер. Важно использовать упражнения и задания на развитие произвольного внимания в различных видах деятельности дошкольника. При этом важно к данной работе подключать родителей при организации совместной деятельности, различных видов игр.
Предложенные и апробированные программы могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель НОД: Формирование оптимального уровня произвольного внимания, как предпосылка успешного обучения.
Задачи: сформировать универсальные учебные действия учащихся
1. Познавательные УУД
— уметь устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи
— строить логическое рассуждение, умозаключение, обобщать и делать выводы
— способствовать развитию внимания ребёнка
2. Коммуникативные УУД:
— способствовать развитию сплочённости;
— уметь работать индивидуально и в группе
— излагать своё мнение, аргументируя его
3. Личностные УУД:
— формировать адекватную позитивную самооценку и самовосприятие
— пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интереса к учению
4. Регулятивные УУД:
— уметь в игровой форме решать поставленные задачи;
— уметь развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— уметь корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Возраст детей: дошкольники 6 лет
Вид НОД: занятие комбинированное.
Методы: словесный, наглядный, упражнения, игра.
Материалы и оборудование:
— магнит «Муха»;
— 2 картинки «Найди отличие» на доску и каждому на парты;
— картинка героя и предметы его одежды;
— нарисованные чемоданы;
— запись отрывка стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»;
— доска, маркер или мел для записей на доске;
— простые карандаши на столы детям.
I. Вводная часть
1. Здравствуйте, ребята! Прослушайте и посмотрите, пожалуйста, отрывок стихотворения С.Я. Маршака
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Скажите ребята как наш герой выглядит? какой он… А почему он так выглядит, что ему не хватает? Почему он не так одевается, не туда ходит, всё путает.
Молодцы ему нахватало внимания, он всё путал, не правильно одевался, ни туда ходил, то есть был не внимательный. Посмотрите какой он не опрятный. Непонятно что на себя одел. Хочется помочь ему исправить ошибки, чтобы он стал собраннее. А для того чтобы ему помочь, вы должны быть сами внимательными.
Я вам предложу несколько заданий, выполнив которые мы поможем нашему герою перестать быть рассеянным, на голову одеть шляпу вместо сковороды, на ноги ботинки вместо перчаток. Ну, что, поможем ему?
(На доску вывешивается картинка рассеянного человека, неправильно одетого, по ходу выполнения детьми задания человечка одеваем правильно. Одежду можно нарисовать самим.)
1. Упражнение «Найди 10 отличий»
Цель: умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.
На доску вывешиваются 2 картинки.
И каждому ребёнку выдаётся на парты.
Задание: найди отличия. После индивидуальной работы, желающие озвучивают найденные отличия у доски.
Молодцы, справились с заданием.
(Герою надевается шляпа, вместо сковороды).
2. Упражнение «Будь внимательным!»
Цель: развитие концентрации и переключения внимания.
Я вам буду называть слова, вы внимательно слушаете и если услышите название одежды, хлопните в ладоши.
Слова: дом, табурет, майка, тетрадь, платье, яблоко, суп, одеяло, машина, носки, груша, кофта, воробей, самолет, джемпер, карандаш, свитер, цветы, юбка, брюки, стол, подушка, футболка, волосы, штаны, шарф, варежки, пакет.
Усложним задание: Если услышите название фрукта нужно хлопнуть в ладоши, а когда услышите название мебели топнуть ногами.
Внимание: стол, серьги, диван, лягушка, яблоко, пианино, стул, апельсин, ковёр, банан, шкаф, кровать, груша, картофель, комар, яйцо, табуретка, лимон, шапка, капуста, мандарин, арбуз.
Молодцы!
(Герою надевается на ноги один ботинок, вместо перчатки).
3. Игра «Найди предмет»
Цель: развитие распределения и концентрации внимания.
Сейчас мы с вами побудим сыщиками. Наш рассеянный герой растерял свои нарисованные вещи по всему кабинету. Их всего 10 штук. Вот один предмет я уже один нашла – это сковорода. Сейчас вы походите по кабинету, найдите эти предметы и принесите мне. Давайте посчитаем, сколько предметов мы собрали. А сколько должно быть? Получилось у нас столько?
Молодцы!
(Герою надевается на вторую ногу другой ботинок, вместо перчатки).
4. Игра «Муха»
Цель: развитие внимания, сосредоточенности, пространственное ориентирование, знание геометрических фигур.
На доске чертится квадраты (5 на 5 штук), в центральном квадрате прикрепляется магнит (муха).
Задание: надо переместить муху из одной клетки в другую, что бы она прошла все клетки, не вышла за поле и вернулась в центральный квадрат, желательно не возвращаться на клетки, в которых муха уже побывала. Двигается муха с помощью команд «Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо»
Молодцы!
(Герою надеваем о рубашку, вместо брюк).
5. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Молодцы!
(Герою надеваем брюки).
6. Игра «Птица — не птица»
Цель: развитие произвольного внимания и кругозора детей (знание птиц).
Я вам буду читать стишок. Ваша задача внимательно слушать. Если вы услышите название птицы вам надо «похлопать крыльями» (взмах руками), если прозвучит слово, обозначающее не птицу, вам надо присесть и «сложить крылышки» (опустить руки).
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи
Молодцы!
(Герою отдаём в буфете квас, вместо билета, а в кассе билет, вместо кваса).
Посмотрите на нашего героя. Как вы считаете, мы помогли ему?… Какой он стал? (аккуратный, внимательный, опрятный). Молодцы, Мы с вами помогли нашему герою быть внимательным. Он стал уже не таким рассеянным.
А сами мы чему научились. И вместе с нашим героем мы сами учились быть внимательными. Тяжело было помогать герою?
Скажите, что вам больше всего понравилось, что не понравилось?
Спасибо. Я вас всех благодарю за активное участие. Давайте друг другу поаплодируем.
Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?
Одним из ключевых навыков, которым должен овладеть ребенок до начала учебы в школе, является развитие внимания. Читать, писать и считать ребенка в школе научат, а вот уметь сконцентрировать внимание каждый ребенок должен уметь уже к началу обучения в школе. Поскольку недостаток внимания у первоклассника может создать немало трудностей и проблем для школьника и его родителей. Поэтому взрослым стоит заблаговременно задаться вопросом «Как развивать внимание у дошкольников?»
Этапы развития внимания у детей
Развитие внимания у малышей начинается с возникновения так называемого «непроизвольного внимания», т.е внимания, которое возникает у малыша само собой и не требует приложения усилий ни со стороны ребенка, ни со стороны родителя.
У маленьких детей преобладает именно этот вид внимания, благодаря ему, малыши запоминают, то, что наиболее ярко, красочно и эмоционально. Но такой вид внимания весьма избирательный, ребенок сосредотачивается только на том, что для него кажется интересным и столько, сколько ему это интересно, родителям становится совсем не понятно как удержать внимание будущего школьника.
Позже, в процессе игры, общения и обучения, у ребенка начинается формирование произвольного внимания, т.е внимания, возникновение которого требует усилий со стороны ребенка, ведь от него требуется делать не то что нравится, а то что нужно. В связи с этим, в формировании произвольного внимания у ребенка нельзя обойтись без участия взрослых наставников. Развить произвольное внимание у ребенка помогут специальные занятия, игры и задания.
Упражнения на внимание для дошкольников
Для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста существует огромное количество методик и заданий, в большинстве своем они очень просты и любой родитель может использовать их, тренируя своего малыша в игровой форме.
Не забывайте, что главное в таких развивающих занятиях — заинтересовать ребенка. Для этого придерживайтесь несложных правил: дети любят, когда информация подается в наглядной форме, когда мама или папа сами заинтересованы в игре – искренне удивляются, радуются, интересуются. Нельзя забывать, что инструкция к заданию для ребенка должна быть точной, пошаговой и исчерпывающей.
Начать можно со следующих несложных заданий:
- « Посмотри на предметы и постарайся их запомнить, теперь отвернись и назови предметы, которые ты только что видел. Какого они цвета? Какого размера? Какую имеют форму?»
- «Закрой глаза, прислушайся. Теперь называй по очереди все звуки, которые ты слышишь»
- «Посчитай сколько ступенек на лестнице»
- «Посчитай сколько дверей в соседнем доме»
- «Постарайся запомнить, во что были одеты твои друзья в детском саду, а вечером расскажешь»
- Каждый день проходя мимо своего дома, запоминай что изменилось во дворе и отмечай новые детали, на которые раньше не обращал внимания
Подобные задания родитель может придумывать самостоятельно, тем самым превращая любую прогулку или поход в магазин – в увлекательную игру.
Развивающие игры на развитие внимание дошкольников
Для этой игры понадобится от трех и более человек. Суть ее заключается в том, чтобы запомнить как можно больше слов в определенной последовательности. Для начала, нужно выбрать тему, которая будет объединять слова, например, тема — фрукты. Далее назначаем судью, который будет записывать слова по порядку на листочек и следить за правильностью ответов. Начинаем игру, диалог должен состояться примерно такой:
— Яблоко,- говорит первый участник.
-Яблоко, груша,- говорит второй, а судья записывает.
Яблоко, груша, персик,- снова говорит первый игрок.
Сначала правильно назвать все наименования очень легко, но вот, когда их количество переходит за десять, игра приобретает истинный смысл. Тот, кто ошибся – выбывает из игры, остальные продолжают, пока не останется один победитель.
Лучше всего проводить такую игру с небольшой группой детей. Если в доме есть старшие дети, младшему ребенку будет гораздо веселее выполнять задания вместе с ними. Понадобится музыка и один ведущий, лучше взрослый.
Включаем музыку, хорошо подойдет «Марш» Прокофьева, дети идут по кругу под музыку. Ведущий объявляет — «лошадки!», дети начинают скакать, изображая лошадей, ведущий меняет задание и говорит – «птички», дети машут руками и показывают птиц, ведущий говорит «аист», дети стоят на одной ноге как аисты и т.д.
Игра прекрасно стимулирует внимание, обучает быстро и точно реагировать на звуки.
Игроки садятся в круг, выбирают ведущего. Правила такие: когда ведущий говорит слово «вода» — игроки должны вытянуть руки вперед, на слове «земля»- опустить руки вниз, «воздух»- все поднимают руки вверх, «огонь»- игроки делают круговые вращения руками. Проигрывает тот, кто первый ошибется.
Данная игра развивает внимание, которое координирует слуховой и двигательный анализаторы.
Вам понадобится рисунок с изображением семи разных животных, объясняем малышу, что каждая зверушка спешит к себе домой, специальные линии соединяют животных с их домиками. Ребенку нужно, без помощи карандаша, проследить по линиям, где чей домик.
Тест на внимательность «Найди отличия»
В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, что говорит учитель, но и тщательно анализировать полученную информацию. Развить эти навыки помогут старые добрые, всем родителям с детства известные, картинки «найди отличия». Предложите малышу внимательно посмотреть на две, казалось бы, совсем одинаковые картинки и найти на них как можно больше отличий.
Как мы видим, развитие внимания у дошкольников проходит в веселой игровой форме, каждый родитель может без труда выполнять эти задания вместе с детьми и добиться высоких результатов.