31 октября, 2014 admin
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи .
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
—регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
развивать у детей чувство собственного достоинства.
В рубрике «Познавательное развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Опубликовано в рубрике ФГОС дошкольного образования
Познавательное развитие – это специально организованная деятельность по формированию интересов детей, активизации их любознательности, развитию стремления к познанию, навыков познавательной работы и активизации творческого потенциала ребенка, за счет которого реализуется изучение окружающего пространства.
Познавательное развитие предполагает формирование познавательной заинтересованности дошкольника и навыков реализации познавательных действий в различных сферах и направлениях обучения, воспитания и развития. Это превращает процесс познавательного развития дошкольников в поэтапную смену одних действий другими т.е. происходит переход от одного этапа развития познания к другому, более расширенному и углубленному исследованию процессов и явлений, объектов и предметов окружающего пространства.
Рассмотрим основные этапы познавательного развития дошкольников:
Этап формирования любопытства. Познавательная заинтересованность начинает формироваться с проявления интереса ребенка к какому-то объекту, процессу или явлению, исходя из его внешней привлекательности для него. Ребенок в двух-трех летнем возрасте начинает уделять внимание объектам, которые привлекли его своими внешними характеристиками: яркостью, цветовой гаммой, формой. При этом, ему неважна сущность и содержание данного объекта. Он проявляет любопытство к нему только по его внешним признакам.
Этап развития любознательности. Любознательность – это стремление ребенка к познанию сущности, заинтересовавшего его явления или события. Ребенок переходит от любопытства к более глубокому познанию: он хочет приникнуть в суть того, что привлекло его внешне. Он чувствует радость от увиденного и желает расширить ее, удовлетворив свой интерес.
Этап формирования познавательного интереса. Его развитие связано с конкретной мотивацией т.е. ребенок желает познать что-то конкретное, им движет стремление к изучению того или иного объекта, он стремится познать его сущность, расширить свои представления не только о внешних свойствах объекта, но и о его внутреннем устройстве. Познавательный интерес может проявляться, как активность ребенка в исследовании какого-то процесса или явления, желание отвечать на вопросы о том или ином объекте, проводить эксперименты в отношении изучения его свойств и процессов.
Этап развития познавательной активности. Познавательная активность дошкольника – это стремление к полноценному и расширенному познанию объектов окружающего мира. Познавательная активность выступает высшей формой познавательного развития и целевым назначением реализации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Развитие познавательной активности реализуется через экспериментальную деятельность дошкольников, решение познавательных задач и упражнений, применение проектных методов работы и творческих направлений деятельности в дошкольном учреждении. Именно познавательная активность дошкольника зарождает его первичные представления о мире и его устройстве, законах его функционирования. Познавательная активность развивается за счет работы познавательной сферы, которая включает в свой состав следующие элементы:
- Познавательные процессы – внимание, память, воображение, мышление;
- Информационные данные – это сведения о том, как устроен этот мир, история его развития и опыт жизнедеятельности предыдущих поколений, знания и навыки деятельности, передающиеся ребенку в ходе воспитания;
- Отношение к миру – собственные чувства и эмоции, испытываемые ребенком в ходе взаимодействия с различными объектами окружающего пространства, его процессами и явлениями, выработка устойчивого отношения к ним.
Готовые работы на аналогичную тему
Методика познавательного развития дошкольников
Процесс развития познавательной сферы ребенка является сложным и многофакторным. Он зависит, как от внутренних параметров функционирования организма, так и от внешних обстоятельств, воздействующих на интеллектуальную сферу ребенка и его процессы восприятия.
Познавательные процессы дошкольника требуют своевременного развития. От его эффективности зависит формирование устойчивой познавательной заинтересованности ребенка, развитие его познавательной активности.
Рисунок 1. Познавательное развитие дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методика развития познавательных процессов дошкольников состоит из следующих элементов:
- Когнитивная область. Она отражает сенсорное восприятие ребенком мира и его процессов и формирование на его основе устойчивых представлений о мировом устройстве.
- Деятельностное развитие дошкольника. Сюда включены разнообразные виды деятельности дошкольника, посредством которых он изучает окружающий мир и его объекты. Через деятельность происходит формирование познавательной активности.
- Эмоциональное восприятие ребенка. Оно выражает его чувства и эмоции, которые он испытывает при познании. Если ребенка испытывает положительные эмоции в отношении процессов познания, то и результаты познавательного развития будут продуктивными.
К наиболее актуальным методам развития познавательной активности дошкольника относятся:
Ребенок дошкольного возраста – на самом деле настоящий детектив.
Обнаружить плохо спрятанную иголку в стоге сена, мелкую пуговицу или карамельки – не составит труда.
В тоже время ребенок хочет не просто изучать предметы, он стремится проверить их на прочность, исследовать и изучить все досконально.
Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Внимание! Самая важная функция в формировании познавательной деятельности ребенка – восприятие.
На этой базовой особенности строятся все основополагающие принципы дальнейшего развития психики человека. Благодаря этой функции дошкольник способен ориентироваться в окружающем его мире. Восприятие развивается в игровой форме – собрать красивый пазл, составить разноцветную пирамидку, разложить треугольники по формочкам и так далее.
С года до трех лет
Подбирая части фигурок по цвету, форме, величине и другим признака, комбинируя и сравнивая их между собой ребенок получает практическое применение полученных знаний.
Естественно, что добиться идеального результата сразу у ребенка не выходит.
В какой – то мере, благодаря достаточно грубым ошибкам формируется правильный результат.
Примерно ближе к двум годам количество совершаемых действий сокращается.
Теперь начинает играть роль зрительное восприятие – на глаз определяется верность/неверность того или иного движения.
В это же время вместе с восприятием развивается и мышление. Появляется своеобразная логика. Так, чтобы достать мячик со стола, следует придвинуть к нему стул, встать на него, а затем уже и взять мячик. Насыпая муку в сеялку, понимает, что она вываливается через дырочки.
Благодаря этому, ребенок с большим усердием начинает открывать новые горизонты.
Скатывание, перекатывание и скольжение – данные навыки также формируются в процессе активной подвижной деятельности.
Таким образом, достигая трехлетнего возраста малыш способен не тратить лишнее время на эксперименты, а проворачивать это все в голове, предусматривая положительные, либо же отрицательные версии поступка.
Помимо самостоятельного изучения окружающего мира ребенок узнает интересующую его информацию у взрослых. Почему собака лает? Это кот? Тетя улыбается? Песок сыпется? И тому подобное.
Таким образом, на основе взаимодействия с миром и общения с окружающими малыш развивает свою познавательную функцию и получает информацию о жизни вокруг себя.
В возрасте 3 – 5 лет
Характер познавательной деятельности ребенка приобретает более выраженный характер:
- Знания о мире получены более полно.
- Выявлены новые средства ориентирования в мире.
Появляется образное мышление, способность понимать различную символику. Возникает такое явление, помимо восприятия, как ощущение. Острота зрения повышается, увеличивается фонетический слух. Но при этом фантазия еще не до конца развита, ребенок – реалист. Что вижу – то существует. Что не вижу – того нет. Любознательность начинает развиваться с большей силой, ребенок задает все новые «почему?».
К 5 – 6 годам
Начинает развиваться интеллект, появляется способность к моделированию и экспериментированию. Дошкольник самостоятельно начинает ставить опыты.
Развитие когнитивных способностей, активности и интереса
Важно! Для того, чтобы в полной мере развить познавательные способности ребенка следует проводить специальные занятия. Самое интересное в таком возрасте – игра. Поэтому всю информацию следует проводить в игровом режиме.
В среднем такая игра должна занимать не больше 15 – 20 минут, чтобы не вызывать у малыша отторжение. Во время занятий необходимо все показывать на своем примере: в какой руке держать ложку, как снимать и надевать одежду.
Справка! Дети любят, чтобы им перечитывали сказки или заново рассказывали ту или иную историю. Таким образом ребенок лучше запоминает информацию.
Не следует предъявлять завышенных требований или ругать ребенка за непонимание или плохое усвоение знаний. Помните, так можно лишь отбить желание что – либо делать. Это неправильная стратегия. Лучше хвалить дошкольника за маленькие успехи и помогать исправлять недочеты.
Упражнения
1. С года до трех лет:
В ход идут кубики, различные фигурки (не слишком мелкие, ребенок может их проглотить), собирание пазлов, вылепливание элементарных фигурок из пластилина и ролевые игры (продавец – покупатель, парикмахер – клиент, ну и конечно же, дочки — матери).
2. Три – четыре года:
Обучение алфавиту и чтению по слогам, обучение элементарному математическому счету (мишка плюс мишка, сколько мишек?), чтение детских книг, беседы по ним (почему королева злая?), лепка из пластилина животных, растений, создание поделок, сбор лего, конструкторов.
3. С четырех до пяти лет:
Игры на сравнение, отличие (какой мозаики недостает, какая картинка лишняя). Развивается умение различать цвета, согласовывать существительные и прилагательные и т. д.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
С пяти до семи лет познавательная деятельность дошкольника начинает включать в себя исследования и эксперименты.
Можно брать стандартные игры (прятки) или же поиграть в игру – отыщи спрятанную вещь в комнате, ориентируясь на подсказки «холодно – горячо».
Следует поиграть в такую развивающую игру: несколько детей по очереди пытаются объяснить значение слова не называя его, ребенок должен угадать.
В дошкольном возрасте дети учатся делать выводы и умозаключения, ставить опыты, путем проб и ошибок. Очень хорошо в это время развивать творческие способности, формировать моральные и нравственные ценности путем показа качественных мультфильмов и чтения хороших книг.
Также важно уделить внимание развитию речи ребенка. Занимайтесь самостоятельно, если видите в этом прок, но когда ваш ребенок долго не выговаривает определенную букву или совершает сильные артикуляционные ошибки, обратитесь к логопеду.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть и пройти тест на логику:
Собирая, изучая и усваивая информацию дети пополняют запасы своих знаний и умений. Придя в школу, ребенок уже должен иметь базовые навыки. Это позволит ему успешно осваивать новую программу и не отставать от подавляющей части класса.
Автор: Щербакова Дарья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 136"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 136».
воспитатель Щербакова Д.Н.
Глава 1.Понятие о познавательном развитии………………………………………5
Глава 2. Реализация познавательного развития в формах образовательной
деятельности. 7
Детство – незабываемая, интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов,
экспериментов. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут
ответы на терзающие их вопросы. Малыш- природный исследователь окружающего
мира, а этот мир открывается ребенку через его личные ощущения, действия,
переживания, через его , пусть еще такой маленький, но жизненный опыт.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей
дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно
развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру,
сформировать умение делать открытие и удивляться им.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на
современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства
вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является
принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО).
Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и
способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного
сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное
значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая
предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководством
взрослого в процессе сотрудничества.
Одним из основных принципом дошкольного образования является
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития
дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от
одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность,
развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное
развитие детей дошкольного возраста, выделяют:
– организацию решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе ДОО;
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной
направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей
жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в
познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной
деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на
получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его
познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит
зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития
познавательной сферы, которая состоит из трех компонентов:
2)информация(опыт и достижения,накопленные человечеством на пути познания
3)отношение к миру(эмоциональная реакция на отдельные
объекты,предметы,явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со
всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс
познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые
познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация
первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично,
Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать
возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности
познавательного развития детей.
1.Понятие о познавательном развитии.
ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых
«формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности» .
Разберем основные понятия:
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений,
происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под
влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А
способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и
выполнения деятельности. В задачах, которые ставит Стандарт такая формулировка:
«формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности» .
Во втором разделе ФГОС ДО определяется содержание познавательного развития.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля,как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран
Важнейшим показателем развития ребенка — дошкольника является уровень овладения
им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит
источником и движущей силой развития ребенка, а с другой — именно в них наиболее
ярко проявляются все его достижения.
Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание
познавательного развития детей: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная,
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей —способность к познанию.
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
— регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
развивать у детей чувство собственного достоинства.
Дети стоят в кругу. Первый ребёнок произносит фразу «Я иду в зоопарк и вижу …» (называет любого животного, например, медведя). Второй ребёнок повторяет эту же фразу «Я иду в зоопарк и вижу медведя, …» (называет своего животного, например, волка). Затем при каждом повторении фразы количество зверей увеличивается. Задача детей удерживать в памяти всех животных.
3. Задание «Графический диктант».
Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Дальше продолжай рисовать узор самостоятельно.
4. Упражнение на диафрагмальное дыхания «Воздушный шарик». Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравиться, когда его надувают и сдувают.
Попробуйте надуть его. Чтобы надуть шарик большим, воздух надо вдыхать через нос. Давайте посмотрим, у кого шарик получился самый большой! (При вдохе надувается только живот, грудная клетка остаётся неподвижно, чтобы помочь детям произвести правильный вдох, можно при вдохе класть руку на живот и просить её вытолкнуть).
5. Игра «Загадки»
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч.)
Ростом разные подружки и похожи друг на дружку, Все они
сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка.)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они
глядят, молока они хотят. (Ежик.)
Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой, А солнце ее
припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)
6. Задание «Незаконченные фигуры».
Ребята перед вами лист бумаги, где изображены различные фигуры круг, квадрат, треугольник, разные ломаные линии. Вы должны за 5 — 7 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения.
Фото: pbs.twimg.com
Познавательное развитие – это трудная тема именно из-за кажущейся понятности и кажущейся привычности.
Когда несколько лет назад особенно активно стали говорить о необходимости изменений в дошкольном образовании, на первый план, ровно в соответствии с «пирамидой Маслоу», вышли задачи создания условий для чувств защищенности и безопасности, любви и уважения. Во-первых, потому что именно эти условия явно «проседают» в группах, где в течение дня у детей нет возможности побыть одному, действовать по своему замыслу, долго играть и т.д. А во-вторых, принято считать, что уж с познавательным-то развитием все ок, вон сколько времени дети проводят на занятиях!
Но на самом деле сама идея РАЗВИТИЯ, несводимого к обучению, сложна.
Да, со студенческой скамьи все знают фразу о том, что «обучение ведет за собой развитие» и знают, что «Выготский победил Пиаже». Но дело в том, что Лев Семенович был как раз согласен с Пиаже в том, что развитие – это удивительный самостоятельный феномен, и идея ЛСВ про обучение, влияющее на развитие , основывается именно на этом, только он двигается дальше, делает следующий шаг – к развивающему обучению.
Однако в силу всяких обстоятельств концепция и эксперименты Пиаже остаются неизвестными большинству педагогов, но поэтому и идеи ЛСВ понимаются поверхностно! Потому что если в формуле «обучение ведет за собой развитие» само «развитие» остается белым пятном, то и идеи Выготского сводятся к чистому бихевиоризму: будто главное – учить ребенка, а развитие само собой в ответ произойдет.
И если мы посмотрим на события последних лет, то увидим, что в отношении познавательной сферы очень часто весь разговор сводится к тому, как много дети узнали, к расширению их кругозора – вот они про Африку знают, а вот – про микробов.
Да, эрудиция имеет некоторое отношение к интеллектуальному развитию, но не прямое: «многознание уму не научает» (с).
И поэтому именно сейчас и именно с самыми продвинутыми (то есть с теми, для кого ценности уважения к ребенку, его замысла и самостоятельности уже очевидны) важно обсуждать познавательное развитие. Про то, как ставить задачу, как вести проблематизирующий диалог, как создавать задачи на восприятие, мышление и воображение, чем они отличаются.
Потому что уважение к ребенку как раз и выражается в том, как взрослый задает ему вопрос, позволяет ли этот вопрос подумать или нет.
Магистранты к зачету по курсу «Когнитивное развитие дошкольников» написали рецензии на разные интересные книжки, а рецензии получились такими увлекательными, что я решила собрать их в один пост.
Про книгу Обуховой Л.Ф. «Концепция Пиаже: за и против» Inessa Chernysheva (и про О.М.Дьяченко вдобавок!)
Про книги О.М.Дьяченко про воображение дошкольников Инна Мирошникова (Inna Miroshnikova)
О книге Маргарет Дональдсон «Мыслительная деятельность детей» Татьяна Кривцова
Познавательное развитие детей – сложный, многогранный процесс. Он включает в себя овладение системой знаний, умений, развитие познавательных способностей, творческих проявлений, качеств личности (наблюдательность, самостоятельность активность и др.), ценностного отношения к окружающему миру.
Познавательное развитие осуществляется в разных видах деятельности (обучении на занятии, игре, в двигательной, трудовой, художественной деятельности), и, конечно, в процессе самой познавательной деятельности. Познавательная деятельность имеет все компоненты, характерные для любой деятельности: а) побудительно-мотивационной;б) предмет деятельности; в) средства ее осуществления (действия и операции); г) результат (самооценка и самоконтроль). Особенности познавательной деятельности: 1) является принадлежностью субъекта, т. е. строится и реализуется самим субъектом этой деятельности; 2) ее целью является разрешение познавательной проблемы; 3) направлена на перцептивное узнавание (отражение действительности органами чувств), поиск информации, познание свойств, качеств предметов, группировку, классификацию явлений, объектов т. д.; 4) результат этой деятельности не всегда предметен, не всегда имеет материализированный выход, итогом ее может быть реализация познавательного интереса, овладение действием планирования, овладение способами познания (анализ, синтез, классификация, т. д.); 5) может осуществляться на разных уровнях: а) подражательном (повторение действий за воспитателем, детьми); б) репродуктивном (усвоение знаний, способов действий, их последовательности); в) поисково-творческом (стремление к самостоятельному поиску решения, проявление познавательной активности в виде предположения, раскрытия существенных закономерностей в предметах, явлениях, т. д.); 6) в дошкольном возрасте – не всегда специально организованная, гностическая деятельность. В педагогическом процессе ДОУ познавательная деятельность часто возникает стихийно, на непроизвольной основе.
Каждый ребенок имеет свой Образ мира и свой уровень познания его. Вначале малыш проявляет познавательную направленность, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, что проявляется в поисковых действиях, потребности получить новые впечатления об окружающем мире (Т. И. Гризик). С развитием ребенка познавательная активность начинает принимать форму познавательной деятельности.
Познавательная сфера ребенка-дошкольника включает в себя три компонента: 1) психические (познавательные) процессы – восприятие, память, воображение, мышление. Особое место здесь занимает речь – устная и письменная; 2) информация, которая, в свою очередь, включает в себя: а) собственно информацию (факты, сведения, события окружающего мира); б) источники информации (книги, кино, компьютер и т. д.); 3) отношение к информации или эмоционально-чувственный опыт. Этот опыт складывается из отдельных эмоциональных реакций на предметы, события окружающего мира. У детей дошкольного возраста отношение к информации первично, а сама информация – на втором плане. Благодаря этому компоненту процесс познания у детей протекает интенсивно, на ценностном уровне (Т. И. Гризик).
В познавательном развитии дошкольников важное место имеет тип нервной деятельности (И. П. Павлов): мыслительный (слабо развита первая сигнальная система – чувственное восприятие мира. Отражение действительности происходит через слова); художественный (сильно развита первая сигнальная система, ощущения яркие, образы богатые, разнообразные и т. д.); гармоничный – сила двух сигнальных систем уравновешена.
Основные направления педагогической работы по познавательному развитию дошкольников:
— формирование обобщенных знаний, овладение основными отношениями действительности: «часть – целое», «предмет – предмет», «предмет – система предметов»;
— овладение умениями: анализировать объект с разных точек зрения, включать его в разные системы предметов; сравнивать предмет, группировать, рассуждать, строить выводы, элементарные умозаключения, предвосхищать результаты своих действий, видеть связи между структурными компонентами деятельности (Н. Н. Поддъяков);
— создание условий для проявления способности к прогнозированию изменений в предметах, объектах; способности к преобразованию предметов в процессе поисковой деятельности, экспериментирования (Н.Н. Поддъяков); способности к наглядному моделированию (замещению реальных предметов другими – «заместителями») (Л. А. Венгер); способности к использованию известного в новых ситуациях, нахождению новых приемов решения задач т. д.;
— поддержка и стимулирование познавательной активности, самостоятельности в решении познавательных задач в разных видах детской деятельности.
Важное место в познавательном развитии детей отводиться обучению на занятиях. Выделяется специальный цикл занятий по познавательному развитию, включающийся в себя ознакомление дошкольников с природой, социальными явлениями, рукотворным миром. На занятиях наиболее успешно формируются мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, умозаключение т.д.) (О.Н. Анищенко), качества личности (наблюдательность, инициативность, т. д.). Нельзя не отметить роль дидактических и развивающих игр (игры- головоломки, словесные игры, детские кроссворды, лабиринты т. д.); значения поисковой деятельности, (цель ее проясняется в ходе специального поиска, а действия носят пробующий характер); экспериментирования (ребенок целенаправленно воздействует на предметы, явления с целью познания, освоения их качеств, особенностей), т. д.
Всего добавлено работ:
Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 27.10.2021 года.
Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ
Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом
Викторины для дошкольников и младших школьников
Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.
В разработке (80% готовности)
Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ
В разработке (80% готовности)
Методические рекомендации «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»
Дата публикации: 21.03.18
Автор:
Фоменко Лариса Александровна воспитатель , Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 220 Тракторозаводского района Волгограда», г. Волгоград
Способы оплаты
© 2021 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад
При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.
Организатор конкурса «Педагогика XXI век. Инновации в действии» Всероссийское СМИ » Педагогика XXI век. Инновации в действии «.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3
Познавательное развитие дошкольников – одно из самых необходимых и важных этапов в занятиях с детьми.
Основы развития детей дошкольного возраста
Любой здоровый малыш рождается с желанием познавать мир. В дальнейшем это желание перерастает в активную фазу. Развитие познавательной активности дошкольников проявляется в поисковой деятельности, которая помогает получать новую информацию и впечатления об окружающем его мире. Для этого необходимо в несколько этапов познакомить малыша с живой и не живой природой, так как развитие любознательности познавательной активности дошкольников лучше проводить на реальных экспериментах. Например: поработать с глиной или песком, поиграть в игры «Угадай на вкус», «Тесная бутылка» (с помощью любой бутылки, учим подбирать предметы которые проходят в её узкое горлышко, а какие нет), затем познакомьте с растениями, пересадите их, с помощью рисунков изучайте части тела животного и пр. Так эта фаза незаметно переходит в исследовательскую.
Для того, чтобы заниматься развитием познавательно-исследовательской деятельности дошкольников необходимо применять инструментальные навыки, которые можно разбить на несколько этапов. На первом этапе необходимо научить ребенка выявлять причины, затем выстраивать гипотезы и развивать способность задавать вопросы. С помощью игр «Закончи фразу», а также придумывать разные ситуации, в которых нужно формулировать причины и последствия. На следующем этапе необходимо попытаться научить ребенка давать определения устанавливать связь живой и неживой природы, классифицировать действия. В этом случае можно поиграть в игру «Отгадайка», «Кто пропал», «Чего не стало» и пр.
На заключительном, третьем этапе дети учатся делать свои выводы, суждения, развивают логику мышления с помощью игр «На что это похоже», «Что изображено» и пр.
Развитие познавательных интересов дошкольника связано с процессом восприятия окружающего мира и ростом умственных способностей ребенка.