Познавательная активность ребенка дошкольника

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выгодский.

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать их любознательность и познавательную активность, побуждать интерес к разным сферам действительности, удовлетворять потребность в познании. Интеллектуально-познавательное развитие является основой умственного воспитания. Для обеспечения познавательного развития в ДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие старшего дошкольника.

Познавательная деятельность – это безусловно активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной позицией как субъекта этой деятельности. Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой. Компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес – направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.) связанная с положительными эмоциями. Принцип организации познавательной деятельности дошкольников – принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности мыслить, преодолевать трудности при решении разных задач. Следуя из вышесказанного, эта работа по познавательному развитию должна вестись комплексно. Учитывая всю трудность фиксации такого сложного феномена, как познавательная активность, и предвидя возможность неравномерного развития отдельных ее компонентов, мы избрали подход поэлементного изучения.

В каждом структурном компоненте нами обозначены эмпирические элементы поддающиеся наблюдению, фиксированию и теоретическому анализу. Каждый внешний признак элемента структуры познавательной активности может быть отражен в определенных критериях, которые характеризуют уровень проявления данного элемента. Задача педагога состоит прежде всего в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно. Игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры – эксперименты, увлекательные задания пронизывают детскую деятельность. Интересная и развивающая направленность содержания позволяет давать знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.

Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В ролевой игре ребёнок часто отождествляет себя со взрослыми и воспроизводит их функции и отношения в специально создаваемых им самим условиях. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли, выстраивать общение, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность строгим правилам, учится быть целенаправленным.

В рамках этого блока развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе, кооперироваться с друзьями, вступать в соревновательные отношения, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод. Он используется, как вариант интеграции разных видов деятельности детей. Интеграция – взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное решение различных задач и образовательных технологий. Основа интеграции – единая проблема ,решаемая в теме занятия; серии занятий; занятий; разделов программы. Вариантов работы с детьми достаточно много. Педагог имеет право выбора. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог может самостоятельно разработать и наполнить его содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы. Главное – умело и эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса: познавательных занятиях; в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем; в самостоятельной познавательной деятельности детей Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребенке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний.

Одной из главных движущих сил образовательного процесса является рождение естественного искреннего общения педагога и детей, когда взрослый проявляет живой интерес к жизни ребенка, устанавливает с ним личные доверительные отношения, искренне верит в возможности ребенка, стремится к раскрытию его самобытной природы. Этому способствует отказ от традиционного авторитарно-контролирующего стиля взаимоотношений и обретение взаимоотношений, при которых педагог выступает в роли старшего товарища, стремление педагога принимать и уважать каждого ребенка, желание дать ему чувство защищенности, признания и одобрения.

Поэтому дошкольнику так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам.

Соответственно, важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов и потребностей детей, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний.

Автор: Мухамадиева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Синеглазка»
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: лекция для воспитателей
Тема: «Условия, необходимые для развития познавательной активности дошкольников»
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Синеглазка»

Тема «Условия, необходимые для развития

познавательной активности дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Мухамадиева Татьяна Владимировна

Ноябрьск 2017

«Условия, необходимые для развития познавательной активности

дошкольников».

умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит мыслить? Разве не рождаемся мы

уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к

мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным

легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который

организовывал своё мышление сам.

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём,

малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в

действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступного его

понимания общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять

их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во

инициативу, творческую и познавательную активность.

окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок,

усвоить, запомнить ребёнок в первые годы. Период дошкольного детства относительно

всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит

искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те

восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его

зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий

второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло

призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы

обучение было развивающим.

Познавательная активность. Условия её формирования и развития.

познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной

поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности.

После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую

непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают

занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими

кругозор, уточняет личный опыт.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и

условия для развития такой деятельности.

Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают

достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития

Включение занимательности в содержание занятий;

Создание проблемно-поисковых ситуаций;

Вовлечение в выполнение творческих заданий;

Интеграция разнообразной деятельности;

Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к

явлениям, предметам и видам деятельности.

дошкольников, существуют следующие задачи:

Создание в группе предметно-развивающей среды, определения её значений для

развития познавательных интересов.

содержаниями, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение

Создание серии развивающих и дидактических игр.

Использование в работе задания творческого характера.

Организованность работы с родителями по вопросу воспитания активного и

Таким образом, рассмотрев теоретические следующие задачи развития познавательной

активности детей дошкольного возраста, мы приходим к выводам:

Познавательная активность — это стремление к наиболее полному познанию

Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе

получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием

ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной

(потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива

деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что

необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является

деятельность, несущая познавательную функцию.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира

благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом

Сказанное очень ярко выражается в учебных занятиях дошкольников. Поэтому

развитие познавательной активности личности ребенка во время занятий, проявляется

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector