Несмотря на то, что у ребенка кризис 3 лет миновал, зачастую родители сталкиваются с агрессивным поведение детей 4 или 5 лет. В данном возрасте уже завершился процесс формирования активной речи, и сознание ребенка способно выходить за пределы воспринимаемой действительности. Происходит развитие правого полушария, и центров пространственного анализа и синтеза. В последующем это способствует обучению математике, чтению и письму.
Дети возраста 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. И если не удовлетворять их двигательную активность, он быстро перевозбуждаются, начинают капризничать и не слушаться. Это может привести к проявлению агрессии. Однако это не единственная причина! Поэтому давайте более детально рассмотрим ситуацию, когда агрессия имеет место у ребенка 4 или 5 лет, узнаем, что делать для нормализации общения с окружающими.
Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет
Прежде всего разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит беспокоиться и предпринимать какие-то меры. Обычно агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:
• попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;
• осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;
• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;
• осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.
Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.
Причины агрессии у ребенка 4-5 лет
Конечно, первым делом следует разобраться в причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его правильно общаться с окружающими.
К основным причинам детской агрессии психологи относят:
• агрессивное поведение родителей. Если в семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно так же;
• недостаток внимания со стороны родителей. Он часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет. Малыши не обидчивые, просто они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;
• внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;
• упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.
• переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это нужно учитывать при выборе нагрузок.
• отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.
Это основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.
Как бороться с агрессией ребенка
Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:
• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;
• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;
• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;
• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.
• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.
Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.
Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное – правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.
Многие родители волнуются по поводу развития чада. Ознакомьтесь с минимальными требованиями к физическому, социальному, речевому и когнитивному развитию ребёнка 4 лет.
Физическое развитие
К четырем годам ребёнок должен уметь стоять и скакать на одной ноге как минимум 3 секунды, ходить по канату. Четырёхлетки уже умеют рисовать квадраты, а также узнаваемых человечков. Им уже не нужна помощь с пуговицами и молниями.
Если ваше чадо к этому возрасту все еще не умеет подниматься или спускаться по лестнице без чужой помощи, то вам нужно поговорить об этом с педиатром. Это необязательно говорит о том, что ваш малыш отстаёт в развитии. В случае если его речевое развитие, мелкая моторика или социальные навыки в несколько раз выше, чем принятые нормы, то это может свидетельствовать об отсутствии должной мотивации со стороны ребёнка. Посмотрите свежим взглядом на его окружение: возможно у него слишком много игрушек, он не проводит достаточно времени с другими детьми или редко бывает на улице и ведет слабо активный образ жизни. В этом возрасте достижения это уже не просто умение, это умение в гармонии с мотивацией.
Поведение
Все еще актуальны тесты на определение границ дозволенного. Ребёнок продолжает устанавливать собственную независимость, поэтому часто ваши указания, просьбы или требования выполняться не будут или будут подвергаться массе сомнений. Независимость — это хорошая черта, её следует поощрять, однако, если она остается в пределах установленных правил. Заметили, что назревает истерика? Объясните ребёнку как вы понимаете что он чувствует, но не сдавайтесь и придерживаетесь своей линии. Постоянство в дисциплине это один из самых важных компонентов: кроха знает чего ожидать и это предотвращает назревающую истерику.
В 4 года большинство детей ходят в детский сад и тут появляется нечто, что волнует и печалит многих родителей. Вот вы слышите от воспитателей, что ваш чудный сын или дивная дочурка обижает других детей. Именно поэтому так важно, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил с себе подобными. Следите за тем, как они общаются между собой и будьте готовы пресечь плохое поведение, лишив ребенка привилегий в качестве наказания. Не забывайте поощрять и хорошее поведение — пусть ребёнок видит, что это быстрее приведет его к желанной цели.
Речевое развитие
В 4 года речевое развитие продолжает идти колоссальными темпами и около 90% детей произносят все слова правильно, их речь понятна незнакомцам. Некоторые звуки все еще могут вызывать определенные сложности (например, «р», «с», «л»). Обычно эта проблема исчезает сама по себе к шести годам. Если вас сильно беспокоит это, вы можете обратиться к логопеду или заниматься с ребенком самостоятельно.
Продолжайте мотивировать кроху учить новые слова, расширять его словарный запас и улучшать произношение. Посещение детского сада значительно ускоряет речевое развитие у ребенка, поэтому, если ваш отпрыск еще не посещает это заведение, вам следует рассмотреть такую опцию. Там дети учат новые песенки и стишки, вынуждены общаться в теми, кто их (в отличие от родителей) не всегда понимает.
Четырёхлетнему ребёнку требуется около 11 часов сна в сутки. Большинство детей уже отказываются от дневного сна окончательно. Если ваш ребёнок не хочет идти спать днём, пусть он займется спокойной деятельностью в послеобеденное время: чтение книг, пазлы, Лего, рисование. Если вы видите признаки усталости (ребёнок зевает, трёт глаза), попробуйте уговорить кроху поспать.
Социальное развитие
Большинство детей посещают детский сад и уже начали знакомиться с обществом и правилами общения. Если ваш ребёнок испытывает некоторые сложности или нежелание общаться с себе подобными, то ни в коем случае не называйте его « стеснительным » . Тем более в присутствии самого ребёнка. Замечания подобного рода могут зародить в его маленькой головке мысль о том, что с ним что-то не так. Показывайте позитивные примеры в семье — если родители часто заводят новые знакомства и общительны, то и ребёнок с большой вероятностью будет менее скован в общении.