Особенности возраста трех лет и рекомендации родителям
- Доступно на:
- русский
- Қазақша
Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.
К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. К трем годам оформляется сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».
Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в 3 года:
Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили – и не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Главный мотив, который движет ребенком, – сделать не так, как просят, а наоборот.
Непослушание . Негативизм отличается от непослушания. При непослушании ребенок противится содержанию просьбы и не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. При непослушании ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Негативизм носит социальный характер и адресован человеку, а не содержанию просьбы. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы.
С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.
Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше
Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности.
Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.
Обесценивание старых привязанностей к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное. Могут потерять ценность еще совсем недавно обожаемые игрушки, книги, и тогда ребенок может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет стать «господином положения»
Ревность. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Рекомендации родителям
Старайтесь адекватно реагировать на изменения, происходящие в ребенке:
- замените авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гипер-опеку на партнерское общение с ним;
- предоставляйте ребенку самостоятельность (в разумных пределах);
- проявляйте мудрость по отношению к вспышкам эмоций и агрессивности;
- направляйте агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной.
Как дети справляются с возникшими агрессивными чувствами
- Враждебность направляется вовне, на других людей или на предмет. Например, ребенок пытается соорудить мост из кубиков, у него не получается, и он разрушает до основания всю конструкцию; либо ребенок обвиняет виновника конфликтной ситуации: «Это ты виноват. Это ты сделал».
- Ответственность за агрессию возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Это проявляется в переживании ребенком чувства вины, ожидании наказания, опущенной голове, «вялой моторике», репликах: «Это я виноват. Это из-за меня произошло».
- Агрессивный аспект подавляется. Этот способ предполагает обесценивание конфликтной ситуации, вызывающей агрессию. Например, ребенок упал, ударился и при этом говорит: «А мне не больно», «Ничего, пройдет»; ребенок, у которого отобрали игрушку, говорит: «А у меня другая игрушка есть»; ребенок, которого не приняли другие дети в игру, говорит: «А я тогда буду играть в другую игру».
Каждый из описанных выше способов совпадания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда чувства ребенка просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло и получает в свое распоряжение средства для того, чтобы в последующей жизни приемлемым образом регулировать свои агрессивные тенденции.
*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 0 до 3 лет»
Очень часто случается, что после того, как малыш научился ходить, разговаривать, на запрет что-либо делать он резко начинает капризничать, и становится неуправляемым. Все это происходит в возрасте трёх лет, и избежать такого кризиса просто невозможно. Поэтому давайте сегодня разберемся, что такое кризис 3 лет у ребенка, и его признаках.
Кризис 3-х лет у мальчиков
Какова основная причина
Малыш в 3 года уже желает быть взрослым, и соответственно пытается восполнить это в жизни. Постоянные запреты и ограничения со стороны родителей попросту не дают проявляться его самостоятельности. В связи с этим получается внутренний протест, и поведение ребенка меняется.
Безусловно, у каждого малыша такой кризис протекает по своему. Одни устраивают истерики, протесты, и это может привести к серьезным проблемам. Другие же наоборот, более спокойно на все реагируют, у малышей небольшие капризы и частые смены настроения. У таких детей понятно, что наступил кризис, но он является вполне контролируемым.
Причины кризиса 3-х лет
Существует несколько причин, в соответствии с которыми у ребенка может ярко проявиться кризис трех лет:
- Стиль воспитания – если семья является авторитарной, со строгими порядками, запретами и подавлением самостоятельности.
- Чрезмерная опека – также подавление самостоятельности. Родители контролируют каждый шаг ребенка.
- Отношения в семье – кризис 3 лет способен усугубиться, если в семье очень напряженная атмосфера. Родители постоянно ругаются, отсутствуют дома. Особо яркие протесты начинаются, когда в семье появляется еще один малыш. Начинаются неконтролируемые вспышки гнева из-за дефицита внимания.
Основные признаки
Абсолютно каждый родитель должен понимать что это: кризис 3 лет или же обычная контекстная ситуация. Возможно, если малыш отказывается спать, то это связано с тем, что он поиграл в шумные игры, а не капризы на пустом месте.
В основном, симптомы кризиса 3 лет проявляются комплексно, и сопровождаются другими эмоционально-поведенческими отклонениями.
- Родители теряют доверие ребенка, поскольку малыш резко начинает отдаляться. В таком случае, можно перестать быть авторитетом для ребёнка навсегда.
- Ребенок становится жадным и старается иметь что-то свое, яростно это охраняя.
Вредность и ревность. Малыш не хочет ни с кем делить внимание своих родителей, и требует постоянного присутствия рядом. - Агрессия – это происходит необоснованно, поскольку малыш в 3 года не понимает, из-за чего все это происходит и винит всех. А это приводит к дракам со сверстниками, кусанию и царапанию.
Важно помнить, что кризис 3 лет у всех протекает по-разному, и избежать его все равно не получится.
Сколько длится кризис 3 лет
Каждому родителю интересно, через сколько закончится этот кризис и постоянные истерики со стороны ребенка. Но увы, на данный вопрос ответов нет, поскольку все индивидуально.
Кризис может начаться как в 2,5 года, так и в 3,5, и продлиться до 3 или же 4 лет. Все напрямую зависит от того, какая нервная система у ребенка и темперамент, отношение родителей к происходящему и психологическая помощь.
Также хочется отметить, что кризис 3 лет протекает в более короткие сроки, всегда очень эмоциональный, и это считается нормой. Но стоит помнить, что если кризис затянулся на 1,5 года и больше, необходима консультация специалиста.
Как помочь ребенку справится
Самое главное – дать малышу больше самостоятельности. Пускай он выполняет любые элементарные действия. Но определенные запреты должны быть соблюдены – не драться, совать пальцы в розетку и так далее. К 3 годам также лучше усилить помощь в уборке дома. Это могут быть самые элементарные вещи, но участие в уборке своих же игрушек, протирание пыли значительно замедлит процесс. Ребенок станет чувствовать себя нужным и главное – самостоятельным. Таким образом он не захочет доказывать родителям, что он взрослый и все может делать самостоятельно.
Когда ребенок все-таки начинает истерику, то родителям важно сохранить спокойствие и переключить внимание на что-то другое.
Как проходит кризис у девочек и мальчиков
В связи с гендерным особенностями, кризис 3 лет проходит у мальчиков и девочек по-разному.
Девочки, который намного быстрее созревают, начинают манипулировать при помощи вербальных возможностей. Поэтому необходимо громко и четко проговорить, что можно, а что нет.
Мальчики же, наоборот, к 3 годам порой не могут выразить все те эмоции, которые их переполняют, словами. Из-за этого начинаются постоянные драки и конечно же, замкнутость. Чтобы избежать этого, необходимо ежедневно разговаривать с ребенком. Поскольку у мальчиков хорошо развито зрительное восприятие, то необходимо показывать все наглядно.
От кризиса, который происходит в 3 года никуда не уйти, это обязательный этап в формировании личности ребенка. Чтобы все протекало максимально спокойно необходимо просто набраться терпения, чтобы сглаживать и минимизировать последствия.