Польза скороговорок

Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.

У Карла кораллы. У Клары кларнет. Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет. У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.

Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?

Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».

Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:

Портной пыхтел, поров пальто, Пришил петельки прочно, Почистил пыльное пятно, Пел песенку побочно.

Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.

Большие бизоны бегут по-бизоньи.

А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.

Жабы жарили желуди жирные, Жадно жрали жасмин, жожоба, Жабы жили жизнью прежирною. Ждали жалобы, жарко жуя.

Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это можеть стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.

А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.

Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат! Бесшумно бабочки болтают. Ветвистый вьется виноград! Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух. Едят ежата ежевику. Жужжит жеманно желтый жук. Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд. Кот камышовый кличет кошку. Лоснится луг — лесной лоскут! Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь. Окрасят остров орхидеи. Прохладой пролетают прочь Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон. Темнеют тучи, тропы, травы. Улыбкой утра упоен Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит. Циклон целует цикламены. Черешня чарами чудит. Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы. Эх, эдельвейса эпилоги. Юрок-юнец юлой юлит. Явился ястреб ясноокий.

Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!

Плохая экологическая обстановка, неправильный и не сбалансированный питательный рацион, химические вещества, консерванты, излучения от различных электронно-бытовых приборов, не регулярная половая жизнь и частая смена партнеров – все это пагубным образом воздействует на человеческий организм.

В последние годы все больше мужчин озадачены сохранением своего здоровья и продлением молодости и физической привлекательности. Именно для таких современных и целеустремленных мужчин мы предлагаем перечень основных правил для поддержания молодости души и тела.

1. Физическая активность.

Польза скороговорок

Регулярно занимайтесь спортом, больше ходите пешком, старайтесь двигаться как можно чаще в течение дня. Желательно делать по утрам хотя бы небольшую зарядку, что зарядит вас энергий на целый день.

От движения зависит интенсивность кровообращения и обмена веществ в предстательной железе. А помимо этого, сокращения тазовой мускулатуры производят на железу массирующий эффект. Также физические упражнения регулируют внутрибрюшное давление, положительно влияющее на мочеполовую систему мужчины.

2. Сбалансированное питание.

Польза скороговорок

Мужчине необходимо сбалансировано питаться для нормальной работы всех органов и, в частности, половой системы. Вместе с правильным питанием мужчина получает строительный материал для мужских половых гормонов. Вот почему в еде должно присутствовать адекватное количество жиров, белков и углеводов, благодаря которым синтезируется и главный мужской гормон — тестостерон.

Для нормального функционирования почек, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала и других систем организма нужно выпивать необходимое количество жидкости, от двух литров в день.

3. Поддержание уровня тестостерона.

Мужской гормон тестостерон имеет важнейшей значение для мужского здоровья. Его недостаток влияет не только на нервную и вегетососудистую системы (бессонница, раздражительность, ухудшение памяти, скачки давления, потливость), но и на общий интерес к жизни и работоспособность. Дефицит тестостерона приводит к уменьшению мышечной массы и снижению общего тонуса тканей, а также к увеличению количества жира и развитию остеопороза.

На дополнительное снижение уровня этого гормона влияет чрезмерное употребление горячительных напитков и хронические заболевания.

Следить за уровнем тестостерона и при необходимости регулировать его позволят регулярные визиты к терапевту, урологу и эндокринологу.

4. Регулярная половая жизнь и защищенный секс.

Для каждого мужчины понятие нормы в сексе строго индивидуально. Желательно соблюдать определенную частоту интимных отношений, подходящую именно вам. Не стоит ставить рекорды, но длительные перерывы пользы не принесут.

Помните, что регулярный секс является профилактикой многих застойных явлений в мужском организме и намного полезнее массажа простаты.

И разумеется, любая сомнительная половая связь – это повод немедленного обращения к врачу! Отсутствие симптомов совершенно не исключает заражения скрытыми половыми инфекциями, которые впоследствии могут стать причинами очень серьезных недомоганий.

5. Регулярные осмотры уролога.

Польза скороговорок

Здоровье мужчины прежде всего зависит от слаженной и эффективной работы его мочеполовой системы, поэтому посещения мужского специалиста (уролога) должны быть регулярными.

Многие заболевания протекают почти бессимптомно и могут совсем не беспокоить мужчину. Только своевременная диагностика и лечение болезней на ранних сроках позволяют полностью излечить недуги и до самого преклонного возраста наслаждаться всеми радостями жизни.

К сожалению, большинство мужчин предпочитает самолечение по совету друзей или агрессивной рекламы. А ведь качественное и результативное лечение может обеспечить только индивидуальный подход грамотного специалиста.

Для записи к урологу позвоните по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , заполните форму онлайн записи или обратитесь в регистратуру клиники «Семейный доктор».

6. Отказ от курения.

О вреде никотина не знает только ленивый. Тем не менее многие никак не могут собрать всю свою волю и бросить курить.

Затягиваясь каждый раз очередной сигаретой помните, что никотин спазмирует кровеносные сосуды, не только ухудшая питание жизненно важных органов, но и снижая кровенаполнение полового члена.

7. Ограничение алкогольных напитков.

Во всем нужно знать меру. Чрезмерное употребление крепкого алкоголя не может способствовать сохранению ни мужского, ни женского здоровья. Однако пара бокалов сухого вина, как настаивают французы, могут быть даже полезными.

8. Регулярная (один раз в год) сдача крови на онкомаркеры после 45 лет.

Самым опасным и распространенными урологическими заболеваниями является рак предстательной железы, угрожающий жизни. Современная диагностика позволяет выявлять опухолевые процессы или предрасположенность к ним на самых ранних стадиях. Где сдать кровь на онкомаркеры>>

9. Наслаждение жизнью.

Польза скороговорок

Человеческое счастье зависит не от внешних условий, а от внутреннего мироощущения. Давно доказано, что человек, имеющий хобби или увлекающийся чем бы то ни было, значительно осознаннее и счастливее проживает свою жизнь, да и чувствует себя обычно намного лучше сверстников.

Постарайтесь найти себе занятие по душе, не важно, спорт это или воспитание детей, коллекционирование предметов или приготовление пищи. Самое важное – наслаждаться самим процессом, получать удовольствие не только от результата, но и от постепенного приближения к нему.

Учителя начальной школы в период обучения грамоте младших школьников часто используют скороговорки, чистоговорки и частоговорки, которые способствуют формированию и развитию правильной и чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость.

Проговаривание вслух скороговорок позволяет школьнику составить представление о фонематическом (звуковом) составе слова, избежать искажения его слоговой структуры и ошибок в чтении и на письме. Работа со скороговорками как средство развития артикуляционного аппарата решает и дополнительные задачи: отработка деления слов на слоги, формирование чувства ритма путем совместного проговаривания, отхлопывания, отстукивания, марширования и т.д. исходя из этого, скороговорки иногда используют на этапе физкультминутки.

Использование скороговорки, чистоговорки и частоговорки на уроках русского языка не теряет своей актуальности и в период, когда школьники из младших классов переходят в среднее звено. При планировании урока в пятых и шестых классах 5 минут в начале занятия отведем орфотренингу. Почему в начале урока? Это удобно учителю, так как в первые несколько минут занятия дети, особенно пятиклассники, поглощены не новой темой или проверкой домашнего задания: они, обнаружив, что не выложили на стол пенал, ищут его в рюкзаке, ставят на виброрежим сотовый телефон, здороваются с опоздавшим одноклассником. Все, кто способен слушать учителя уже с первой минуты, открыли специальную тетрадь для скороговорок, заведенную на первых уроках, и медленно, отчетливо проговаривая каждый звук, проговаривают вместе с педагогом сначала шепотом, потом вполголоса записанную на предыдущем уроке скороговорку. Постепенно в орфотренинг включаются все ученики, а скороговорку произносим чуть быстрее и громче. Если есть желающие (а они обычно бывают), скороговорку быстро, отчетливо и громко проговаривают по одному, повторяя 2-3 раза. Обязательным условием является чтение не с листа, а наизусть, поэтому ребята повторяют скороговорку дома, часто вместе с родителями и другими домочадцами.

Как пополняется запас скороговорок в тетрадях? Задание найти, записать в тетрадь и продиктовать скороговорку одноклассникам дается школьникам. Лучше всего не давать эту работу желающим, хотя они всегда находятся, а использовать список в классном журнале. При этом условии каждый ученик (удобно начинать с начала списка) выполняет сначала процедуру поиска: вспомнил ту скороговорку или чистоговорку, что знал ранее; озадачил родителей или бабушку с дедушкой; заглянул в книгу с пословицами, поговорками, потешками и другими малыми жанрами русского фольклора; в конце концов, поискал в Интернете. Таким образом, дети анализируют имеющуюся у них информацию и, если возникает необходимость, собирают и изучают новую – формируют информационную компетентность. Ребята стараются удивить одноклассников чем-то новеньким, потому что реакция на «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» однозначна: это мы знаем, это легко, мы это даже записывать не будем. В тетрадях появляются записи: «Бобры по бревну бредут, бревно в Бранденбург несут», «Проглотил прогорклую горчицу – порадуйся горечи, не вздумай огорчиться», «Бабкин боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ».

Второй этап более сложный – выступление перед аудиторией, пусть аудитория невелика и очень доброжелательна, а объем выступления – две строчки. Постепенно каждый ребенок научается диктовать громко, отчетливо произнося слова и сочетания, в том темпе, который требуют записывающие. Ученик пробует себя в роли учителя, публично выступает, обеспечивая себе успех интересной, не очень сложной, новой скороговоркой. Таким образом у ребят формируется коммуникативная компетентность.

Следующий этап – проговаривание скороговорки, выяснение, какой звук в ней «работает». Можно, если позволяет время, попросить учащихся охарактеризовать звук по твердости-мягкости, звонкости-глухости и т.п. Новую скороговорку обычно произносим вместе, не торопясь, вполголоса, стараемся меньше смотреть в тетради – тренируем память.

Учитель хвалит учащегося за новую, интересную скороговорку, делает необходимые замечания, благодарит класса за работу и напоминает следующему по списку ученику, что завтра – его очередь. Орфотрренинг проходит весело, энергично и с огромной пользой.

Польза скороговорок

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.

Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».

Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Польза скороговорок

Скороговорки могут стать отличным средством развития не только дикции, но и творческих способностей; помогут при постановке театрализованных представлений в детском саду, если работать над ними

весело и с фантазией.

Польза скороговорок

Пусть наши дети говорят красиво!

Пусть совместные занятия принесут нам не только пользу, но и удовольствие!

  • Список литературы:
  • Алифанова ЕА., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М., 2001.
  • Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.
  • Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранения заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., 1993.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. М., 1990.
  • Куликовская Т. Скороговорки и чистоговорки. (Практикум по улучшению дикции). М., 2000.
  • Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников. СПб., 1994.
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1972.
  • Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера. Л., 1989.
  • Смирнова М.В. 2500 скороговорок. М., 2003.
  • Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1993.
  • Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

Удачи в работе

Польза скороговорок-75%

Скороговорка — польза и развлечение, один из старых фольклорных жанров. Это и забава, и соревнование, у кого лучше подвешен язык, и прекрасное упражнение для тренировки артикуляции. В скороговорках представлены чередования сложных сочетаний звуков. Трудность скороговорок в том, что для их произнесения нужно быстро и точно менять положение органов речи, а это в свою очередь требует уверенной артикуляции без мышечных зажимов и ненужных напряжений.

Множество русских скороговорок знакомы нам в записях В. И. Даля. В своей книге «Пословицы и поговорки русского народа» он посвятил им целый раздел. Вот некоторые из них.

***
Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.
***
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
***
От топота копыт пыль по полю летит.
***
Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
***
По двору, подворью, в добром здоровье.
****
Как-то нам будет перед антихристом-то стоять.

Скороговорки — забава интернациональная

По-английски, к примеру, она называется «tongue twister» — в вольном переводе: «завей язык веревочкой». В кинофильме «Король говорит» показано, как используются в логопедической работе знакомые каждому англоязычному ребенку скороговорки.

Вы изучаете иностранный язык? В таком случае постарайтесь познакомиться с традиционными скороговорками на выбранном языке. Это станет прекрасным поводом не только потренировать произношение, но и прикоснуться к культурному наследию другого народа. И разумеется, разучивание скороговорок и состязание в их произношении способно оживить процесс обучения и доставить множество веселых минут.

Но прежде чем приступать к трудностям чужого языка, убедитесь, что вы можете без запинок произнести известные каждому русские поговорки, например «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет” или «На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора».

А теперь попробуйте спеть!

Один из секретов произнесения скороговорок — не старайтесь действовать в лоб. Произнесите скороговорку, не спеша, в спокойном темпе, хорошенько «распробуйте ее на вкус», а затем… спойте! Даже неподготовленный голосовой аппарат чувствует себя гораздо расслабленнее в режиме пения.

Вот, например, одна из современных скороговорок. Ее и прочитать-то сложно:

Маленький цифровой ревербератор с регулятором уровня volume реверберировал, реверберировал, да не выреверберировал.

Удастся ли вам произнести эту фразу с первого раза, хотя бы по слогам?
В любом случае — подпевайте!

Только для взрослых

Это отдельный жанр на грани фола — вполне приличная фраза требует хорошо тренированного языка, чтобы остаться таковой. Даже совершенно трезвому человеку трудно без ошибок выговорить эти озорные скороговорки.

***
Возле ямы холм с кулями,
Выйду на холм — куль поправлю.
Куль поправишь, куль возьмешь.
***
Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.
***
В одномандатном округе Маня модным модна.

Наши предки тоже любили рискнуть озорным словцом.
***
Худ едет на гору, худ едет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ; погоняй худ худом, железным прутом.
(Из сборника В. И. Даля)

Тридцать три Егорки

В заключение — не совсем скороговорка. Сделайте полный вдох — и прознесите:

На горе, на горке — тридцать три Егорки:
раз — Егорка,
два — Егорка…

Продолжайте считать Егорок, пока хватает дыхания. Если вы попробуете посоревноваться с друзьями, кто больше Егорок насчитает, результат может вас удивить: выигрывает не тот, у кого больше объем легких, а тот, кто лучше владеет речевым дыханием, умеет правильно и свободно управлять голосом.

Это упражнение можно использовать и как инструмент для измерения успехов. После нескольких занятий в студии «Говори свободно!» вы обнаружите, что длина вашего речевого выдоха увеличилась, а голос не теряет звучности к концу фразы.

Польза скороговорок

Скороговорка представляет собой короткий набор слов, собранных в предложение, намеренно содержащих затруднительные для быстрого произношения сочетания звуков. В большинстве случаев, скороговорка помогает улучшить произношение конкретного звука. Реже, она направлена на совершенствование нескольких звуков. Скороговорки бывают рифмованными или составляются без рифмы. Для более эффективного тренинга рекомендуется обращаться к профессиональному логопеду, который подберет удачное сочетание скороговорок.

Интересные факты про скороговорки

Текстовые упражнения для улучшения речи происходят из давнего фольклора. Тогда они использовались для проведения соревнований между ораторами или обычных праздничных игр. С тех пор поменялись некоторые нормы речи, поэтому каждый год создаются новые скороговорки.

В. Даль был первым человеком, который обратил внимание на такой жанр фольклора, как скороговорка. Он внес их в литературные источники, попытался систематизировать. Даль был тем, кто объяснил значение таких, на первый взгляд бессмысленных пословиц. Причем в те времена скороговорки были рассчитаны на взрослое население, так как для детей их смысл был полностью непонятен.

Правила развития дикции с помощью скороговорок

При использовании скороговорок для развития дикции у взрослых рекомендуется придерживаться ряда правил, повышающих эффективность тренировок. К ним относятся:

  • На первом этапе совершенствования дикции предложения произносятся медленно. Человек следит за выговором каждого звука и улавливает ритм скороговорки. Только после этого можно постепенно ускоряться.
  • Улучшение дикции происходит за счет акцентирования речи на окончаниях слов. Главное не переусердствовать.
  • Чистоговорки должны произноситься на одном дыхании. Сначала данное правило будет сложно выполнить, но постепенно проблема решится.
  • Скороговорку не обязательно произносить громко, но каждый звук должен быть слышен вне зависимости того, как человек ее рассказывает.
  • На дикцию повлияет изменение голоса во время тренировок. Отвлечение внимания на тембр усложнит задание, а человек привыкнет сохранять четкость произношения при смене тональностей.
  • В ходе тренировки не обязательно сидеть на одном месте. Человек может лежать, стоять, ходить, а для усложнения задачи – выполнять различные упражнения (главное, чтобы не сбилось дыхание).
  • Скороговорку лучше рассказывать не монотонным голосом, а с подключением интонаций. Хорошей практикой станет пение.

Кроме того, существуют общепризнанные правила для любых тренировок: систематичность и постепенное усложнение. Придерживаясь таких принципов, человек сможет быстро и эффективно усовершенствовать дикцию. Кроме того, человек, желающий добиться успеха в ораторской сфере, должен совершенствовать множество других навыков мозга. В этом ему поможет ресурс BrainApps, где сосредоточено огромное количество профессиональных игр.

Следует отметить, что подобная методика не поможет людям с явными дефектами речи. Как правило, исправление неправильного произношения какого-либо звука или их сочетаний выполняется в детстве. У взрослых процесс переучивания считается практически невозможным, а потому специалисты редко соглашаются помочь. Тренировки не помогут людям с органическими поражениями речевого аппарата, например, перенесенными травмами ротовой полости, гортани и связочной системы. Функциональные нарушения дикции, обусловленные патологией мозга, должен исправлять психиатр.

Скороговорки для развития проблемных звуков: р, л, н, м

Трудности с четким и быстрым произношением данных звуков встречаются чаще всего. Скороговорки для развития дикции у взрослых помогают исправить проблему, если правильно подобрать тренировочный текст. Наиболее эффективные для указанных звуков варианты:

  • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  • Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
  • Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Одновременная тренировка произношения звуков [л] и [р] помогает лучше разграничивать их. У многих людей отмечается проблема нечеткой дифференциации данных звуков, из-за чего речь становится совершенно невнятной. Трудности в произношении будут испытывать люди с французским акцентом, и зачастую исправить его не получается.

Улучшение произношения звуков: б, п, в, д, т, х, г, к

Дефекты речи, связанные с произношением данных звуков, встречаются очень редко. Однако именно они влияют на общую четкость дикции, так как требуют определенных усилий, особенно при повторах.

Для тренировки дикции у взрослых используются следующие скороговорки:

  • Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Наш голова вашего голову головой переголовил перевыголовил.

Люди, у которых не наблюдается специфических проблем с речью, как правило, нечетко произносят данный набор звуков. Тренировки для дикции в таком случае требуют специфического подхода. Например, сразу несколько скороговорок объединяются в одну, что усложняет упражнение. Главной целью человека является членораздельное произношение каждого согласного звука в предложении. Для коррекции собственных ошибок можно записывать чтение скороговорок на диктофон.Польза скороговорок

Тренировка звуков: з, ш, щ, ч, ж, с

Шипящие звуки трудно произносить четко и членораздельно. Скороговорки с ними считаются одними из самых тяжелых. Однако систематические тренировки позволят добиться идеального произношения.

Наиболее удачные скороговорки:

  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Саша шапкой шишку сшиб.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.
  • Тщетно тщится щука ущемить леща.
  • Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
  • Идет с козой косой козел.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Неправильное или нечеткое произношение свистящих звуков усугубляется тем, что их воспроизведение нарушается комплексно. Дикция становится невнятной, а в большинстве случаев совсем непонятной. Для исправления такого дефекта придется тренироваться годами, причем с квалифицированным логопедом. Самостоятельные упражнения скороговорками могут стать дополнительной нагрузкой, но не основой терапии.

Разновидности скороговорок

Выбирая тренировку для улучшения дикции с помощью скороговорок, следует учитывать большое количество разновидностей. Существуют простые и усложненные тексты, причем последние направлены на совершенствование произношения в целом, так как затрагивают сразу много звуков. Также существуют специфические скороговорки для дикции. Выделяются народные чистоговорки, с помощью которых ранее проводились увлекательные игры. Любой из вариантов поможет человеку усовершенствовать дикцию.

Польза скороговорок

Скороговорка — это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в уроке о произнесении речи. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее. Однако в этой статье в рамках всего курса 4brain.ru по ораторскому мастерству, классификация будет построена на основе звуков и сочетания звуков, которые тренируются. Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

Скороговорки со звуком «ч»

[Ч] — это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Синичка, синичка — воробью сестричка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

А также скороговорка в форме стихотворения:

  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.

Скороговорки со звуком «ш»

[Ш] — это согласный, глухой, твердый звук. При произнесении этого звука происходит следующее: губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднят к небу (ближе к передним верхним зубам), но не касается их, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, который и образует звук [Ш].

Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука [Ш], первая из которых является, наверное, самой популярной скороговоркой:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Скороговорки со звуком «щ»

Как и [Ч], звук [Щ] является глухим и мягким. По артикуляции звук [Щ] очень похож в произнесении на свой парный звук [Ш], разница состоит в том, что твердого неба должен касаться не кончик языка, а его середина, в то время, как сам кончик, находится у верхних передних зубов. Вот четыре примера чистоговорок для отработки звука [Щ]:

  • Кощея щами не угощают.
  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • Щенок в чащу дощечку тащит.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

А вот комбинированная скороговорка для тренировки двух звуков «щ» и «ш»:

  • В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Скороговорки на тренировку «л»

Сам звук [Л] обычно не вызывает трудностей, если у вас нет французского акцента. Скороговорки с этим звуком направлены на развитие частого повторения слогов, где присутствует [Л].

  • Лапти лыковые, лыки липовые.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?

Скороговорки на тренировку «р»

Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Прорубь рубили — рыбку ловили.
  • Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Конечно, существует множество чистоговорок для тренировки произношения и других звуков, кроме того есть усложненные и специфические варианты: лигурия, шибболет и другие. Для скороговорения можно также использовать даже обычную книгу. Однако все это выходит за рамки данной статьи, направленной на ознакомления со скороговорками для развития речи и дикции. Если вы испытываете серьезные трудности с произнесением определенных звуков, то вам следует обратиться к специалисту, которые вам поставит правильное произношение. В ином случае вы рискуете научиться неверному произношению, которое потом будет очень трудно исправить.

Отзывы и комментарии

Оставить комментарий или отзыв, а также поделиться скороговорками вы можете ниже.

Говорят, что скороговорка «The sixth sick sheikh’s sixth sheep’s sick»даже вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая труднопроизносимая. Переводится она так: «Шестая овца шестого больного шейха больна».

А теперь ловите скороговорки попроще, они будут по силам практически всем.

  • На звук /b/, который в английском произносится очень энергично,

«выстреливает», а также на множество кратких гласных.

1. A big black bug bit the big black bear

But the big black bear bit the big black bug back!

/э биг блэк баг бит дэ биг блэк бЭар

бат дэ биг блэк бЭар бит дэ биг блэк баг бэк!/

Большой чёрный жук укусил большого чёрного медведя,

Но большой чёрный медведь укусил большого чёрного жука в ответ!

  • На звуки / ʃ/, /s/- ш, с

2. She sells seashells on the seashore.
The shells she sells are sea shells, I’m sure.

/ши сэлз сЫшЭлз он дэ сЫшО

Дэ шэлз ши сэлз а сЫ шЭлз, айм шУэ/

Она продаёт морские ракушки на берегу моря;

ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Shy Shelly says she shall sew sheets.

/шай шЭлли сэз ши шэлл сОу шитс/

Застенчивая Шелли говорит, что она будет шить простыни.

  • На звук /f/

3. Four furious friends fought for the phone.

/фо фьЮриэс фрэндз фот фо дэ фОун/

Четыре разъярённых друга дрались за телефон.

4. One fly flies, two flies fly.

/уАн флай флайз, ту флайз флай/

Одна муха летает, две мухи летают.

  • На звуки /w/, / tʃ/

5. If two witches were watching two watches, which witch would watch which watch?

/иф ту уИчиз вё уОтчин ту уОчиз, уИч уИч вуд уОч уИч уОч?/

Если две ведьмы смотрели бы на двое часов, то какая ведьма смотрела бы на какие часы?

  • А вот совсем короткая скороговорка, тем не менее, представляющая

некоторую сложность. Она на различие звуков /w/ и /v/

7. However, however, however…

/хАуЭвэ, хАуЭвэ, хАуЭвэ/

Однако, однако, однако.

Учите английский, друзья, и жизнь наполнится удивительными, и даже забавными открытиями)))

Польза скороговорок

Польза скороговорок

Польза скороговорок

Польза скороговорок

Польза скороговорок

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!

Все мы использовали эту самую известную в русском языке мнемонику. Мнемоника (мнемотехника).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector