В этом возрасте наступает первый скачок в развитии, прорезываются первые зубки, малыш активно ползает на животе, вертится вокруг своей оси, начинает проявлять свою настойчивость и целеустремленность, показывает свой характер. Малышу уже недостаточно просто ласки и обнимашек. Ребенок вступает в новый этап более активного изучения мира.
Ребенок в 6 месяцев реагирует на свое имя, любит поиграть с мамиными волосами, может даже ущипнуть маму за нос или тыкать пальчиками в глаза, нос, уши. Не ругайте малыша, а просто покажите, что маму лучше гладить. Называйте все части тела, которых касается малыш.
Положите теплый коврик, дайте любимые игрушки и пустите ребенка в свободное изучение пространства вокруг, не забыв закрыть ящики на безопасный замок.
Игрушки в 6 месяцев:
- Заводные игрушки
- Мячи небольшого размера
- Неваляшка
- Безопасное детское зеркало , хрустелки
- Тактильные книжки, куб с разными материалами
- Музыкальные игрушки (подвески, маракасы) , детские коврики
- Каталки
- Деревянные колечки (девочке, мальчику)
- Прорезыватели (деревянный, силиконовый, в виде перчатки)
- Развивающие книжки-гармошки
- Игрушка на руку (Пингвин, Зебра)
20 развивающих игр в 6 месяцев:
- Зеркало
Дайте ребенку безопасное пластиковое зеркало. Ребенок будет с любопытством разглядывать свое отражение. Полезная игра для осознания своего “Я”. Подносите ребенка также и к взрослому зеркалу, вместе улыбайтесь, корчите рожицы, показывайте язык
Эта статья поможет родителям реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы отсеить все их страхи и сомнения.
Родители, у которых есть полугодовалые детки, начинают беспокоиться, если им кажется, что они в чем-то отстают от сверстников или не умеют делать то, что, по мнению самих родителей, ребенок уже обязан уметь.
Иногда эти страхи абсолютно беспочвенны, но иногда действительно нужно реально оценить развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы понимать, чем ему можно помочь.
Я надеюсь, что в этой статье родители смогут найти нужную им информацию.
Физическое развитие ребенка 6 месяцев
Шестимесячный младенец окреп, набрал вес, вырос в длину.
Его физические параметры изменились, в чем можно убедиться, изучив эту таблицу:
Девочки | Мальчики | |
---|---|---|
Вес | 5,8 – 9 кг | 6,5 – 9,8 кг |
Рост | 61,2 – 70,3 см | 63,3 – 71,9 см |
Окружность головы | 41,5 – 44,2 см | 42 – 45,5 см |
Окружность груди | 41,6 – 45,8 см | 41,4 – 47,6 см |
Психологическое развитие ребенка в 6 месяцев
Даже по сравнению с пятью месяцами шестимесячные малыши совершают большой рывок в психологическом развитии.
-
Откликаются на свое имя, реагируя на зов близкого человека.
Превосходно различают своих и чужих.
Активно выражают свои эмоции: радость, восторг, гнев, раздражение и т.д.
Младенец постоянно требует внимания, стараясь не отпускать маму ни на шаг от себя.
Умения шестимесячного ребенка, которые свидетельствуют о его нормальном развитии
Он уже умеет ползать.
У него есть любимые игрушки, с которыми он готов играть, не скучая, некоторое время.
Помните о том, что у шестимесячного ребенка режутся зубки, а значит – он все будет тянуть в рот.
Спрячьте плюшевые игрушки или те, от которых ребенок может отгрызть мелкие детали.
Речевое развитие ребенка 6 месяцев
Уже сейчас вы можете определить в лепете ребенка фонемы родного языка, того, на котором разговаривают в вашей семье.
Малыш прислушивается к тому, что вы говорите, и старается подражать вашей интонации, повторять за вами слова, которые не слишком сложны для него, иногда он чихает, покашливает или начинает заливисто хохотать.
Именно в этот период активно происходит начальный этап речевого развития ребенка, 6 месяцев которому уже исполнилось.
Вы должны постоянно общаться с малышом, повторять звуки и короткие слова, которые он произносит, учить его новым односложным фонемам и т.д.
Уход за ребенком в 6 месяцев
Шестимесячный малыш еще полностью зависим от материнской заботы и требует повышенно внимания со стороны обоих родителей.
Если вы хотите, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, то должны знать о том, как его правильно кормить, купать, как с ним играть и гулять на улице, сколько времени он должен проводить во сне.
Конечно, материнское молоко продолжает быть для него основным источником питания (если он – не на искусственном вскармливании), но все педиатры единодушны во мнении: в 6 месяцев можно вводить в питание малыша прикорм в виде фруктовых и овощных пюре, различных каш.
Откажитесь от идеи давать ребенку:
- пищу со своего стола, особенно – жирные, жаренные, острые блюда;
- торты, конфеты и другие продукты с большим содержанием сахара;
- цитрусовые;
- экзотические фрукты;
- свежие ягоды, особенно – клубнику.
Суточный сон шестимесячного ребенка составляет 12–14 часов, из которых 2 часа припадает на дневной сон, остальное – на ночное время.
В 5–6 месяцев у большинства младенцев начинают появляться зубики, что повлияет на качество сна: малыш будет спать неспокойно, капризничать, часто просыпаться, захлебываться плачем.
Это изнуряет и самого ребенка, и родителей, но вы не сможете ничего с этим поделать, нужно просто перетерпеть сложный период.
Если проблемы со здоровьем его не беспокоят, то ребенок способен проспать всю ночь напролет, не просыпаясь для приема пищи.
Нужно так же, как и раньше, каждый вечер купать младенца, температура воды не должна превышать 35–37 градусов по Цельсию.
Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть.
Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.
На свежем воздухе нужно гулять с ребенком ежедневно.
Характер таких прогулок существенно изменяется. Малышу больше не интересно мирно лежать в коляске или спать все время.
Он начинает интересоваться окружающим миром, обращать внимание на то, что его окружает.
Мама и папа должны поощрять такой интерес младенца, постоянно разговаривать с ним, называть предметы, здания, растения, людей, которые попадаются на вашем пути во время прогулки и т.д.
Рекомендуем вам к просмотру познавательный видеоролик
о физическом развитии шестимесячного малыша:
Организация досуга для развития ребенка в 6 месяцев
Для лучшего развития младенца ему следует покупать специальные игрушки:
- резиновое колечко-охладитель, которое помогает снять дискомфортные ощущения в деснах;
- большой мягкий мячик;
- различные погремушки и тарахтелки;
- игрушки с зеркальными поверхностями;
- игрушки с прозрачными стенками, которые позволяют ребенку следить за пересыпанием мелких предметов внутри и т.д.
Играть малыш предпочитает не самостоятельно, а вместе с родителями.
В этом возрасте детки уже с удовольствием слушают стишки или потешки, но выбирайте короткие произведения с четким ритмом.
Вот так вот происходит развитие ребенка в 6 месяцев.
Помимо ухода за его телом не забывайте заботиться об эмоциональном развитии малыша, дарить ему любовь, внимание и ласку.
Полгода – это первый серьезный рубеж, первый «юбилей» в жизни ребенка, ведь во втором полугодии беспомощный малыш превращается в маленький вихрь, который начинает активно изучать окружающий мир, сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах. В 6 месяцев ребенок впервые самостоятельно садится, начинает есть «взрослую» пищу и учиться манипулировать двумя руками. В этом возрасте уже можно начинать развивающие занятия с ребенком, но для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и на какие стороны его развития стоит обратить внимание.
Физическое развитие ребенка в 6 месяцев
На шестом месяце жизни ребенок прибавляет в весе примерно 500-600 грамм, его рост увеличивается на 1,5 – 2 см, в среднем дети в этом возрастевесят от 7 до 9 кг, а их рост составляет 65-70 см.
На шестом месяце жизни ребенок уже умеет уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно и постоянно совершенствует свои умения, умудряясь перекатываться с места на место и даже падать с кровати или дивана, теперь малыша можно оставлять одного только в его кроватке или манеже.
Многие дети к концу шестого месяца уже умеют садиться самостоятельно, а те, кто еще не могут сделать этого, садятся, держась и подтягиваясь за что-то руками. Но в этом возрасте позвоночник ребенка еще не может долго выдерживать вес его тела, поэтому нельзя сажать ребенка больше чем на 15-20 минут за 1 раз, а также пользоваться ходунками, сидячими качелями или вертикальным «кенгуру».
В 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться двумя руками, теперь он может держать, крутить и вертеть игрушки не одной рукой, а двумя, а также перекладывать их из руки в руку.
В этом же возрасте дети, лежа на животе, приподнимают верхнюю часть туловища, опираясь на одну руку, а второй пытаются что-то достать или схватить. К концу 6-го месяца некоторые дети могут стоять, держась за опору, или начинают ползать. Те дети, которые пока ползать не в состоянии, начинают осваивать другие способы перемещения в пространстве – переворачиваются в боку на бок, отталкиваются от вертикальных поверхностей ножками, подтягиваются ручками или кружатся вокруг своей оси. Очень важно давать ребенку достаточно свободы для такой двигательной активности – это поможет укрепить мышцы спины, рук и ног и ребенок раньше начнет ползать и ходить. Для этого нужно ежедневно, несколько раз в день, выкладывать малыша на одеяло на полу или на кровати, раздевать его и давать возможность подвигаться в свое удовольствие.
К полугоду у большинства детей начинают прорезаться первые зубки, в этот период ребенок может стать капризным, вялым, отказываться от еды и игрушек. Заметить рост зубов достаточно просто – десны ребенка краснеют, опухают, он тянет в рот любые предметы, держит во рту пальчик или грызет соску, а также у него текут слюни.
Нервно-психическое развитие
В возрасте 6 месяцев уже можно начинать занятия по раннему развитию ребенка. Малыш уже умеет фокусировать свой взгляд на мелких предметах, например, на картинках в книгах, хорошо различает эмоции окружающих и радостно копирует звуки и движения взрослых. В этом возрасте он начинает идентифицировать себя – поворачивает голову, если слышит свое имя, радуется, когда его хвалят или начинает плакать, если слышит сердитый голос.
В 6 месяцев малыш уже узнает свои игрушки, любит играть в «ку-ку» и слушать разные потешки, сопровождающиеся простыми движениями, в этом возрасте у ребенка активно развивается речь – он произносит различные слоги, гласные, поет и «разговаривает» даже когда остается один.
Так что полгода – отличное время для первых развивающих занятий, теперь, когда ребенок сел, у него освобождаются руки и очень полезными в этот период окажутся различные игрушки для развития мелкой моторики рук. Главное, не давать ему мелкие предметы или игрушки, которые легко можно сломать, так как дети продолжают изучать мир «на вкус» и обязательно попробуют погрызть новую игрушку. Больше всего детям в таком возрасте нравятся игрушки, состоящие из крупных деталей, на веревочке или резинке, которые можно передвигать и тянуть, а также разнообразные пирамидки, пасочки и другие игрушки, которые вкладываются одна в другую или нанизываются на стержень. Не менее полезно для развития ребенка давать ему как можно больше разных по текстуре материалов на ощупь, это могут быть специальные мягкие игрушки, сшитые из разных тканей и набитые разными наполнителями или самодельные мячики, полосочки и другие игрушки с песком, рисом, горохом, фасолью и так далее.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?
К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам.
Так в 6 месяцев ребенок должен уметь:
• переворачиваться со спины на живот;
• брать игрушки одной и двумя руками;
• садиться, если его тянут за ручки;
• узнавать близких родственников;
• интересоваться новыми игрушками, незнакомыми звуками и предметами;
• тянуться к маме, радоваться и оживляться при виде родителей;
• гулить, произносить слоги и гласные;
• брать еду с ложки и пить из бутылочки;
• слушать обращенную к нему речь, пытаться имитировать мимику и движения взрослых;
• тянуть к себе игрушки, бросать их, манипулировать разными предметами.
В 6 месяцев родителям стоит забеспокоиться, если их малыш слишком пассивен – не пытается переворачиваться, привставать, ползать; если ребенок не проявляет интереса к игрушкам и окружающим предметам, а также если он не узнает и не отличает «своих» от «чужих».
Parents.Ru 10.06.2021 Татьяна Евсеева
В это время малыш растет буквально не по дням, а по часам. Каждое утро это уже не тот маленький человечек, что был вчера, он уже сильно изменился.
© Getty Images/Wavebreak Media Развитие ребенка до года
Первый год жизни ребенка полон чудесных открытий — и для него, и для родителей. Мы собрали главные вехи в развитии малыша — месяц за месяцем.
1-й месяц
Добро пожаловать в этот мир, малыш! В первый месяц кажется, что дети только и делают, что едят, спят и портят подгузники. На самом деле не кажется — спят дети от 17 до 21 часа в сутки, просыпаясь только чтобы поесть. А для всего остального могут и не проснуться. С каждым днем малыш все больше привыкает к голосам родителей, начинает их различать. Формируется зрение: кроха уже пытается фокусировать взгляд на мамином лице. А общаться предпочитает при помощи плача.
2-й месяц
Малыш учится контролировать собственное тело. Теперь он может приподнимать головку, лежа на животике. Спустя примерно 6 недель после рождения кроха начнет то и дело улыбаться — не только губами, но и глазами. Ближе к 8 неделям ребенок уже будет тащить в рот руки и ноги, научится следить за предметами взглядом, узнавать лица родителей. А еще начнет различать цвета, текстуры и острее будет реагировать на звуки.
3-й месяц
На третьем месяце жизни малыш — уже настоящий богатырь. Он умеет держать голову прямо, складывать ручки вместе, хватать предметы, причем очень крепко; навыки владения собственным телом постоянно растут. Ребенок начинает что-то лопотать и даже смеяться. Зачастую его лепет — это имитация звуков, которые он слышит от вас.
© Getty Images/iStockphoto Развитие ребенка до года
4-й месяц
Это первая крупная веха в развитии ребенка: малыш учится сам переворачиваться с животика на спинку. Не стоит недооценивать этот навык: он предшествует умению ползать и сидеть. Кроха начинает тянуться за вещами, которые его чем-то привлекли. А еще у него уже практически полностью сформировалось зрение, поэтому малышу так нравится разглядывать свое отражение в зеркале.
5-й месяц
К этому времени малыш уже начинает тянуть в рот все подряд. С этим бесполезно бороться: ребенок познает мир на вкус, ведь вокруг рта множество чувствительных рецепторов. Это самый простой способ познакомиться с окружающей средой. Поэтому важно окружить кроху безопасными вещами, которые он не сможет проглотить. Малыш активно барахтается, лежа на животе, готовясь к тому, что скоро надо будет ползти. Он начинает реагировать на свое имя и даже узнает отдельные слова — хотя сам говорить начнет еще не скоро.
6-й месяц
Полугодовалый малыш уже начинает сам садиться и делает первые попытки ползать. Этот навык дети осваивают в разном возрасте — от 6 до 10 месяцев. У него уже появляются предпочтения по поводу игрушек, до многих он в состоянии дотянуться и притянуть к себе. И да — он продолжает тащить в рот все подряд.
© Getty Images развитие ребенка до года
7-й месяц
Держась за ваши пальцы, малыш уже в состоянии сам стоять на ножках. Он учится ползать — или уже научился. Этому процессу можно помочь: класть какие-нибудь интересности в пределах досягаемости малыша, чтобы он сам до них добрался. Но не стоит сильно на этом зацикливаться — ребенок поползет, когда сам будет к этому готов.
8-й месяц
В этом возрасте ползать уже умеют почти все малыши. Поэтому так важно следить, чтобы на полу вообще ничего лишнего не лежало. Иначе ребенок обязательно затащит находку в рот — и может ее проглотить. У крохи улучшается память: он уже запоминает, для чего нужны те или иные вещи, учится ими пользоваться. А еще многие малыши в этом возрасте уже могут вставать на ножки без посторонней помощи.
9-й месяц
Малыш становится все мобильнее и подвижнее. Он все активней учится вставать, очень быстро ползает, и в сферу его интересов попадает все больше и больше вещей. Ребенок учится работать пальцами — он уже может захватывать предметы, пользуясь большим и указательными пальчиками. А еще кроха научился стягивать вещи со столов и стульев, открывать дверцы и выдвигать ящики — придется следить еще и за этим.
© Getty Images что делать, чтобы ребенок начал ходить
10-й месяц
Примерно в этом возрасте дети обычно делают первые шаги. И, разумеется, падения. Падать ребенку необходимо, это умение, которое он должен освоить на практике — поэтому позвольте ему набивать свои шишки. Кроха начинает понимать, что мир существует и за пределами его поля зрения: предметы никуда не исчезают, если он их не видит.
11-й месяц
В это время малыш начинает ходить, держась за руки родителей или за мебель. Он получает искреннее удовольствие от чтения сказок — читайте ему чаще! Хлопот у родителей все прибавляется: любопытство заставляет ребенка забираться туда, куда нельзя забираться, и трогать то, чего не стоит трогать.
12-й месяц
А вот и первый день рождения на носу! Многие дети в этом возрасте начинают говорить первые простые слова, заветное «мама» и «папа» вы уже услышали. Продолжается развитие мелкой и крупной моторики, уже явно виден, какой у малыша характер — а впереди вас ждет все самое интересное!
Как заниматься с малышом младше года? Как правильно говорить с ребенком? Зачем нужна методика Монтессори, и с какого возраста ее можно применять? Логопед Ольга Макушникова объясняет, как помочь малютке гармонично развиваться.
развивать речь и дарят желание познавать окружающий мир.
Как заниматься с полугодовалым ребенком
Шестимесячный ребенок хочет научиться ползать, и родителям важно его к этому поощрять. Как только малыш научится передвигаться на четвереньках, организуйте для него своеобразную «полосу препятствий». Выкладывайте на пути ползущего ребенка валики и подушки, которые ребенок будет стараться преодолеть.
Чтобы помочь ребенку развить мышцы, можно делать регулярный массаж ножек и спинки. В этом возрасте полезно делать гимнастику в воде и на мяче.
Полезно играть в пальчиковые игры, читать ребенку короткие стишки, петь с ним песенки. Можно начать играть в прятки: «Где мама, где папа, где ав-ав?».
Чтобы стимулировать мышление малыша, важно разыгрывать небольшие сценки, сопровождая их понятными малышу комментариями и звуками: «Кукла кормит собачку, котик ложится спать, кукла поет песенку, машинка привезла кубики и выгрузила: „Бабах“».
В этом возрасте лучшие развивающие игрушки — коробочки, в которые можно что-то вкладывать и доставать, кубики и простые пирамидки. Все эти игры не потеряют актуальности еще два месяца.
Родители должны насторожиться, если шестимесячный ребенок не пытается научиться сидеть.
Плохо, если малыш не упирается ножками, когда его удерживают за подмышки, не перекладывает игрушки из ручки в ручку, не реагирует на звуки, не просится на ручки, не улыбается, не лепечет и не узнает родителей.
Как заниматься с годовалым ребенком
К году многие дети умеют самостоятельно ходить, а некоторые даже умеют подниматься по лестнице. Однако нет ничего страшного, если ребенок еще только пытается научиться ходить без посторонней помощи.
Годовалый ребенок способен удерживать в руках небольшие предметы и переносить их с места на место. Малыш может собрать пирамидку из 2-3 колечек и сложить кубики друг на друга. В это время детям нравится повторять действия взрослых: играть с посудкой, телефоном, укладывать кукол спать и катать машинки.
Очень важно, чтобы у малыша были развивающие игрушки: пирамидки, крупные пазлы, матрешки, логические кубики с отверстиями. Такие игрушки стимулируют детей размышлять, помогают сформировать понятия величины, размера и формы. Всевозможные каталки на палочке и веревочке, заводные игрушки и крутящиеся волчки способствуют развитию внимания и координации движений.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют и развитию речи. Для этой цели подойдут пальчиковые игры, массаж ладошек и манипуляции с мелкими предметами (под присмотром взрослых!).
В год ребенок понимает 10-30 слов, и произносит отдельные слова. В качестве слов можно засчитать и звукоподражания, если с помощью этих звуков малыш обозначает определенные предметы или действия. Малышу по силам несложные просьбы типа «дай», «на», «где (покажи)».
С этого возраста можно развивать артикуляцию в игровой форме. Ребенку понравится гримасничать: надувать щеки, облизывать губы. Полезное упражнение — дуть на ватный шарик и надувать мыльные пузыри. Тренировать мышцы губ и щек можно свистульками и губными гармошками.
Родители должны насторожиться, если годовалый малыш лепечет, а не говорит. Плохо, если ребенок не стремится подражать взрослым и играть с другими детьми, не может выполнить простейшие просьбы, не ползает, ходит с поддержкой опираясь на носочки.
Приведенных выше рекомендаций достаточно для того, чтобы помочь малышу развиваться гармонично, расти активным, любознательным и смышленым. Разумеется, если у ребенка есть проблемы со здоровьем, перед занятиями нужно проконсультироваться с врачом и следовать его рекомендациям.
Если у вас все-таки осталось желание опробовать на будущем вундеркинде методику раннего развития, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями, взвесьте все за и против, и оцените собственные возможности.
Кроме того, некоторые эксперты считают, что детям, которые учились в соответствии с методикой, бывает сложно привыкнуть к жизни в реальном мире. Группа детей, которые учатся по методике Монтессори, живет в своем микромире, и столкновение с реальностью может быть болезненным.
Что нужно знать об обучении ребенка языкам
Многие молодые родители задаются вопросом: с какого возраста учить малыша иностранному языку. Теоретически ребенок способен параллельно изучать сразу два языка: родной и иностранный. В двуязычных семьях дети свободно переходят с одного языка на другой, так как с рождения слышат оба.
Если же оба родителя — носители одного языка, малышу тоже можно привить интуитивное восприятие языка. Но рассчитывать в данном случае нужно на собственные силы или няню-иностранку. Приглашать репетитора пока все же рановато.
Для первого знакомства с иностранным языком подойдут колыбельная и небольшие стишки. Но нужно учесть: некоторые психологи считают, что раннее изучение иностранного языка может помешать изучению родной речи.
Прислушивайтесь к малышу. Не заставляйте его делать то, чего он не хочет. Не исключено, что ребенок пока не дорос до предложенного задания. Важно понимать — «раннее развитие» не означает «раннее обучение».