Познавательное развитие. Отличие предметов по форме, величине, цвету: Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа.
- Познавательное развитие
- Социально-эмоциональное развитие
- Речевое развитие
- Бытовые навыки
- Физическое развитие
Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.
Игровые действия:
Самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку)
Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):
- по подражанию,
- по собственной инициативе.
Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:
- по подражанию,
- по просьбе взрослого,
- по собственной инициативе.
Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.
Социально-эмоциональное развитие
Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
Эмоционально реагирует на другого ребенка.
Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть — «больно», дотронуться до батареи — «горячо»).
Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
Удивляется, пугается неожиданного, нового.
Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.
Проявляет интерес к играм других детей.
Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
Эмоционально напряжен при неумении.
Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.
Речевое развитие
Понимание речи:
Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки».
С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
Слушает потешки, стихи, песенки.
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):
Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):
- в момент радости,
- при удивлении,
- констатируя знакомые явления,
- в процессе двигательной активности,
- по подражанию,
- по просьбе взрослого,
- в процессе своих игровых действий.
Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого («лает», «пищит», «гудит»).
Бытовые навыки
Пьет из чашки (немного).
Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).
«Вытирает» руки, лицо при умывании.
Начинает проситься на горшок.
Физическое развитие
Ходит самостоятельно, но может и падать. Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения). Может иногда ползать.
Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом. Ходит по доске, лежащей на полу. Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):
- по показу,
- по слову взрослого,
- самостоятельно.
Содержание
Калькулятор прибавки веса ребёнком в 1-ый год жизни по месяцам:
— для мальчиков
— для девочек
Таблицы прибавки веса ребёнком в 1-ый год жизни по месяцам:
— для мальчиков
— для девочек
— для мальчиков
— для девочек
— для мальчиков
— для девочек
Успешность развития ребёнка оценивается по 3-м направлениям:
- набор массы тела и динамика изменения роста
- психомоторное развитие
- состояние сна
Чтобы вам было удобно, Fabimilk разместил на одной странице все самые важные показатели развития по нормативам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Периоды развития основных моторных навыков у детей до 1 года
Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1 года жизни:
Движение или умелость | Средний срок | Временные границы |
---|---|---|
Улыбка | 5 нед | 3-8 нед |
Гуление | 7 нед | 4-11 нед |
Держание головки | 3 мес | 2-4 мес |
Направленные движения ручек | 4 мес | 2,5-5,5 мес |
Переворачивание | 5 мес | 3,5-6,5 мес |
Сидение | 6 мес | 4,5-8 мес |
Ползание | 7 мес | 5-9 мес |
Произвольное хватание | 8 мес | 5,75-10,25 мес |
Вставание | 9 мес | 6-11 мес |
Шаги с поддержкой | 9,5 мес | 6,5-12,5 мес |
Стояние самостоятельное | 10,5 мес | 8-13 мес |
Ходьба самостоятельная | 11,75 мес | 9-14 мес |
Более подробно о каждом возрастном периоде можно прочитать в статьях раздела «Развитие ребёнка»
Сколько должен спать ребёнок. Нормы сна детей до 2-х лет (таблица по месяцам)
Потребность во сне у детей раннего возраста:
Возраст | Всего в сутки | Ночью | Днём |
---|---|---|---|
1 нед | 16,5 часов | 8,5 часов | 8 часов |
1 мес | 15,5 часов | 8,5 часов | 7 часов |
3 мес | 15 часов | 9,5 часов | 5,5 часов |
6 мес | 14,25 часов | 11 часов | 3,25 часов |
9 мес | 14 часов | 11,25 часов | 2,75 часов |
12 мес | 13,75 часов | 11,25 часов | 2,5 часов |
18 мес | 13,5 часов | 11,25 часов | 2,25 часов |
2 года | 13,25 часов | 11 часов | 2,25 часов |
Калькулятор набора веса ребёнком в 1-ый год жизни по месяцам по нормам ВОЗ (для мальчика)
Введите вес малыша при рождении (в граммах)
Пример: 3200