Переходный возраст — это сложный период трансформации ребенка во взрослого. О том, когда начинается этот этап у девочек, и его особенностях — в материале РИА. РИА Новости, 26.01.2021
МОСКВА, 25 янв — РИА Новости. Переходный возраст — это сложный период трансформации ребенка во взрослого. О том, когда начинается этот этап у девочек, и его особенностях — в материале РИА Новости. Когда начинается переходный возраст у девочек?Как правило, созревание девочек начинается с 10 лет. В этот период организм сталкивается с физиологическими и психическими изменениями, которые способствуют наступлению половой и физической зрелости. В разных странах годы переходного возраста определяются по-своему, с психологической точки зрения наступление этого периода индивидуально. Физиологические измененияВ начале переходного возраста тело начинает активно расти, приблизительно на 10 сантиметров за год. Кроме этого, в пубертатный период у девочек появляются признаки полового созревания: Признаки переходного возрастаПомимо физиологических трансформаций, у девочки-подростка происходят и изменения психики. В переходном возрасте появляются стремление найти свое место в жизни, поведение становится более самостоятельным и независимым. В это время многие подростки начинают интересоваться субкультурами и стараются отличаться от остальных. Характерные черты характера в этот период — максимализм и упрямство. Также у ребенка могут появиться политические взгляды.Переходной возраст в 10-12 летВ этом возрасте начинается активная выработка гормонов, ускоряющих рост тела, развитие мозга и организма, а также работу репродуктивной системы. Под воздействием эстрогена у девочки начинает формироваться грудь, бедра становятся шире, нарастает жировая ткань в области плечевого пояса, молочных желез, ягодиц, лобка. Активнее работают сальные железы, из-за чего быстро жирнятся волосы, появляются высыпания на лице.Переходной возраст в 13-14 летПримерно в этом возрасте у девочек начинаются месячные. На время их начала влияют разные факторы. В эти годы созревает репродуктивная система, у девочки-подростка могут появиться боли в животе, ухудшиться общее состояние.Переходной возраст в 15-16 летИменно на этот период приходится самый активный рост тела, из-за чего девочки-подростки могут быть неуклюжими, а их движения — скованными. Этот возраст характеризуется самоопределением человека, изменением его нравственных ориентиров, возникновением интереса к противоположному полу. Особенности переходного возраста в 17-18 летНа этом этапе отмечается спад гормональных бурь, рост тела приостанавливается. При этом особенно усиливается тяга к противоположному полу. Подросток активно ищет себя, собирает ресурсы для входа во взрослую жизнь. Этот период совпадает с окончанием школы, поэтому на девочку возлагаются новые обязанности, ей приходится определяться с будущей профессией. Советы родителямПериод перехода ребенка во взрослого — один из самых сложных этапов в жизни, поэтому родителям следует быть более внимательными и терпеливыми в отношениях с детьми.Психологические проблемыПодростковый возраст может сопровождаться упрямством, обидчивостью, резкими сменами настроения. Порой у девочек-подростков пропадают интересы, в результате чего родители жалуются на излишнюю пассивность. У некоторых возникают проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, недопонимание с окружающими. Чтобы избежать серьезных проблем с ребенком, следует установить с ним честные и доверительные отношения, а не читать морали. В таком случае, девочке будет проще пережить неприятности и справиться с трудностями.
Фото: mds.yandex.net
Поощрение и наказание
Интересно, что у подростков, по данным специальных исследований, реакция на неудачу меньше, чем у взрослых, а отношение к поощрению и наказанию меняется на протяжении подросткового возраста.
Например, в период от 10 до 13 лет подростки более восприимчивы к поощрению, чем к наказанию. Это важно учитывать при выборе взрослыми тактики взаимодействия с подростками, объясняет неэффективность использования «строгих мер» воздействия.
Для подростков характерен поиск новых ощущений, нового опыта, новой информации, что при низком уровне контроля, склонности к импульсивным реакциям создает зону риска в проявлении эмоций, выборе информации, поведении.
Превалирование «хочу» над «надо» затрудняет включение подростка в повседневную стандартную рутину деятельности. Позитивное стимулирование эмоциональной значимости деятельности, формирование внутренней познавательной мотивации, интереса, увлеченности дают хороший результат.
Мнение сверстников приоритетно
Считается, что формирование «социального мозга» (способность понимать мысли и чувства окружающих людей по движениям, мимике, выражению глаз) у подростков даже после завершения полового созревания не достигает уровня взрослого человека.
Поэтому не стоит удивляться отсутствию чувствительности, слабости ответных реакций, зацикленности на себе.
Нотации с требованиями «встань на его место» не дают никакого эффекта, так как подростки имеют низкую степень сочувствия, им необходимы усилия, чтобы проникнуться ситуацией.
Не менее интересны исследования, характеризующие реакцию социального мозга на влияние сверстников, их одобрение, принятие в группу.
Зависимость от сверстников, по мнению исследователей, становится почти патологической, и происходит это на уровне нейрохимических реакций, что объясняет высокую значимость «одобрения» сверстниками даже самых рискованных поступков.
Эти данные заставляют по-иному смотреть на отношение и педагогов, и родителей к окружению подростков. Недовольство тем, с кем дружит подросток, негативные оценки друзей, запреты на общение могут дать результат, противоположный ожидаемому.
При этом призывы к рассудку бессмысленны, а раздражение и гнев взрослых способны вызвать ответную агрессию и нежелание даже обсуждать проблему.
Рекомендации
Итак, выделим те характеристики поведения взрослых, которые разрушают взаимодействие с подростками.
Негативная установка – негативный настрой взрослого на трудное, конфликтное общение, на сложный, а главное, бесполезный разговор. Отрицательное мнение о ребенке или ситуации, которую надо обсудить – плохой помощник. Подобный настрой заставляет принять обычную улыбку ребенка за саркастическую ухмылку. А уверенный тон – за неуважение.
Менторский тон – даже если взрослый говорит «правильные» слова, не унижающие подростка, не подчеркивающие его недостатки, но тон давящего превосходства сразу же настраивает его на сопротивление.
Громкая, интонационно жесткая, категоричная речь с первой фразы создает барьер общения.
Неуважение, нежелание слушать и выслушать подростка не позволяет решить проблемы, а, наоборот, провоцирует новые. Строгий взгляд (прямо в глаза) и обвинения надолго (если не навсегда) сделают общение с подростком бессмысленным: он не услышит ни одного слова.
Приходится признать, что большинство взрослых не готовы и не хотят принимать во внимание эти особенности, чтобы изменить тактику общения.
Не менее четко проявляется негативный настрой учителя. Налицо конфликт между педагогом и детьми, но причина в этом случае – не в детях, а в недостаточной профессиональной компетентности педагогов.
Подростков легко увлечь и заинтересовать, они с радостью включаются в общие дела, а в ожидании успеха готовы горы свернуть. Они с благодарностью откликаются на похвалу и бескорыстное желание помочь.
Они готовы все обсуждать и обо всем рассуждать, если их внимательно и с уважением слушают, если ценят их мнение. Они всегда готовы к общению с интересным, спокойным и доброжелательным собеседником. Важно, чтобы такие взрослые рядом с подростком были.
Фото: yspex777.ru
Ранний подростковый возраст (11–12 лет) – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще всего особенности этого этапа не рассматриваются отдельно, а включаются в общую характеристику периода полового созревания, что не позволяет выделить физиологические и психофизиологические перестройки организма, определяющие эффективность познавательной деятельности и целенаправленное поведение детей 11–12 лет.
Опасный возраст
Принято считать, что в подростковом возрасте происходят неблагоприятные изменения, снижающие возможности физиологической и психологической адаптации и ухудшающие когнитивные возможности подростков. Исследования последних лет убедительно показывают, что изменения, связанные с эндокринной перестройкой организма, не столь однозначны: есть не только негативные, но и позитивные изменения, и они различны на разных этапах полового созревания.
В последние годы сотрудники Института возрастной физиологии РАО ведут комплексные системные исследования развития детей 11–12 лет, и это позволяет рассмотреть несколько аспектов развития этих детей:
– состояние физического и психического здоровья,
– адаптивные возможности организма,
– функциональное развитие мозга и познавательной деятельности.
Важность выделения этих вопросов определяется резкой интенсификацией учебного процесса, ростом учебной и внеучебной нагрузки, нарушениями режима, снижением двигательной активности. Все это вызывает выраженное утомление, повышенную тревожность, создает условия для возникновения неврозоподобных расстройств.
Для подросткового периода характерна наиболее высокая чувствительность к любым неблагоприятным влияниям.
Школьные факторы риска – такие, как нерациональная организация учебного процесса, неадекватные методики и стрессовая тактика педагогических воздействий – могут оказывать более выраженное отрицательное влияние на познавательную деятельность и поведение ребенка, чем внутренние эндокринные перестройки в организме.
К сожалению, среди 11–12 летних подростков только 20–25% здоровых (1-я группа здоровья), а это значит, что нарушения режима и перегрузки резко снижают когнитивные возможности, работоспособность и становятся причиной школьных трудностей.
Каждый пятый ребенок 11–12 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и высокий уровень так называемого «социального стресса» из-за страха несоответствия ожиданиям окружающих.
Это чувство испытывают 30–40% подростков, причем чаще всего девочки 12 лет. У них более выражены общая тревожность в школе, страх самовыражения, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, а у мальчиков – переживание социального стресса.
О чем говорят эти данные? Прежде всего о неадекватности требований и психологическом давлении и непонимании со стороны взрослых.
Известно, что тревожность провоцирует низкую самооценку, что закрепляет эффект неудачи, непреодолимости возникающих проблем.
В подростковом возрасте часто отмечается гипертония, головокружения, вегето-сосудистая дистония, нарушения сна, что, наряду с повышенной возбудимостью, отражает неустойчивое состояние нервной системы.
Переходный этап
Возраст детей 11–12 лет представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки).
Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно усиливаются перестроечные процессы, вызывающие каскадный полифункциональный дисбаланс.
Физиологические изменения, происходящие в организме младших подростков 11–12 лет, связаны прежде всего с активным выделением половых гормонов.
Под их влиянием существенно возрастает активность глубинных структур мозга, определяющих произвольную регуляцию (развитие управляющих функций). Считается, что подростки несдержанны, плохо контролируют свои реакции и поведение. Однако современные данные по этому вопросу противоречивы.
В специальных исследованиях изучалось влияние на выбор подростком стратегии действий способности детей предвидеть долгосрочные последствия своих поступков.
Оказалось, что вплоть до 12-летнего возраста способность к предвидению таких последствий остается незрелой. Дети до 12 лет выбирали стратегию, сулящую мгновенный результат, несмотря на ее неэффективность в долгосрочной перспективе. Не сформирована у них и система контроля своих ошибок.
Это во многом объясняет сиюминутность реагирования, неспособность предвидеть отдаленные результаты своих действий. Понятно, почему в профилактической работе с подростками неэффективна опора на отдаленные (даже самые страшные) последствия употребления наркотиков, алкоголя, табака. Отсюда и легкость формирования любого рода зависимостей – от токсической до компьютерной.
В этом возрасте приходит осознание себя как отдельного самостоятельного человека. А «взрослость» — это не только права, но и обязанности.
Физиологические и психологические изменения
Длинный список того, что должен уметь ребенок в 11 лет, включает не только конкретные бытовые навыки, но и способность осознать, что начинается взрослая жизнь, а она без проблем невозможна.
У шахматистов есть фраза «угроза страшнее исполнения», так и здесь — предчувствие пугает больше свершившегося факта.
10–12 лет — предпереходный период. Организм начинает меняться, готовиться к половому созреванию, и происходит это у всех по-разному. Одни дети быстро вытягиваются, другие резко прибавляют в весе или худеют. Случается, что рост происходит непропорционально, «мышцы не успевают за костями» и т.д. Из-за этого нарушается координация, возникают проблемы с сердечно-сосудистой и нервной системой.
С такими сюрпризами природы связаны и психологические проблемы. 12 лет как раз возраст гадкого утенка. Мало того, что тело меняется, так еще и у всех по-разному. А отсюда главный внутренний конфликт этого возраста — желание выделиться («Я не такой, как все!») соседствует с неуверенностью и страхом. В итоге — повышенная возбудимость, утомляемость, частая смена настроения и зарождающиеся комплексы.
Меняется ребенок и интеллектуально. У него развивается полноценное абстрактное мышление, но взрослое понимание долгосрочных или необратимых последствий еще не созрело, и подростки продолжают пробовать мир «на ощупь». У многих первая сигарета (а то и похуже) случаются как раз в 11–12 лет.
Задача родителей — пройти по тонкой грани, с минимумом конфликтов, ссор и запретов объяснить своему чаду, что жизнь — это не компьютерная игра, и перезагрузить ее невозможно. Не потерять контакт с ребенком и стать его другом. Да, сложно принять, что дитя выросло и «совершенно не слушается», но придется учиться. Жесткие запреты и ограничения уже бесполезны и приведут к переходу дурных привычек или плохих друзей на нелегальное положение. Разговаривайте, убеждайте, терпите.
Учите самостоятельности; минимум, что должен уметь в 10 лет ребенок, девочка или мальчик, не важно, — обслуживать себя в быту, делать уроки без напоминаний, помнить основные правила безопасности (как вызвать экстренные службы и т.д.).
Отличия развития у мальчиков и девочек
Если первоклашки почти все одинаковые, то с пятого класса девочки начинают обгонять мальчиков: быстрее растут, у них меняются интересы.
Мальчишки еще живут в мире игр, а для барышень уже важен внешний вид, прически/косметика. Они начинают подражать старшим девушкам, проявлять интерес к противоположному полу.
Парни в этом возрасте, особенно видя, что сверстницы вымахали на голову выше, нервничают, но пока по-детски — дерзят и хулиганят.
ВАЖНО!
Очень важно родителям осторожно, но по-взрослому объяснить сыну или дочке предстоящие гормональные изменения. Подготовить к тому, что менструация или поллюции — это нормальный процесс, которого не надо пугаться.
Что необходимо уметь ребенку в 10–12 лет
Три года для ребенка — огромный срок, за это время он из младшеклассника становится подростком.
Список того, что должен уметь в 12 лет ребенок, мальчик или девочка — внушительный:
- соблюдать собственную гигиену;
- убрать квартиру;
- разогреть еду или приготовить что-то несложное;
- ухаживать за кошечками-собачками-хомячками;
- вымыть посуду, постирать собственные вещи руками или в машинке;
- несколько часов присмотреть за младшим ребенком;
- планировать день, самостоятельно проснуться и собраться в школу, сделать домашнее задание и т.д.;
- сходить в ближайший магазин за продуктами;
- уметь вызвать скорую, пожарных, полицию и т.д.;
- понимать, что такое деньги, учиться рациональному отношению к ним;
- самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;
- анализировать собственные поступки и отвечать за них.
Еще лет 100 назад 6–7-летний ребенок в большой семье уже считался «боевой единицей». Сегодня наши чада дольше остаются беззаботными малышами. И это хорошо, если не переходит в другую крайность — к окончанию школы беспомощная инфантильная деточка.
Как и когда начинается подростковый возраст у современных детей
Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама шести детей
У многодетной мамы и психолога Ларисы Сурковой — пятеро детей, и с двумя старшими дочерьми она, можно сказать, уже пережила подростковый возраст. Открытия, которые были сделаны ею как мамой и специалистом, будут полезны тем, кто прямо сейчас занят воспитанием детей от 8 до 15 лет.
Каждую свою книгу о детях я могу начинать словами: «Это мой любимый возраст». И потому, что у меня есть собственные дети в каждой возрастной категории, и потому, что для меня каждый из этих периодов прекрасен по-своему. Но дети, входящие в ранний подростковый возраст, — это категория, которая вызывает у меня особые чувства по ряду причин.
Во-первых, я считаю, что этим детям, может быть, тяжелее всех. У них огромная загруженность: чем только они ни заняты кроме школы. На них давит бесконечное родительское «ты должен», но при этом им не выказывают доверия. А это очень важно для адекватной самооценки.
Во-вторых, у них начинаются изменения в гормональном фоне, что тоже дается непросто.
В-третьих, на них давит информационный поток: новости, мультики, фильмы и т.д. Это большая нагрузка, которой у нас с вами не было. Поэтому нашим детям гораздо тяжелее.
Как и когда начинается подростковый возраст?
В психологии подростками считаются те, кто достиг возраста 12-13 лет. Я не могу с этим согласиться в сегодняшних реалиях. Дети взрослеют раньше, в другие сроки формируются вторичные половые признаки и психоэмоциональная сфера ребенка. Так когда же сегодня начинается подростковый возраст? Удивить вас?
Первые признаки его приближения вы начнете замечать в 9-10 лет. Для меня это стало в свое время шоком, честно говоря, я не ожидала этого «гостя» так рано. Но именно в этом возрасте у современных детей начинаются первые гормональные перестройки. Постепенно становятся очевидными и изменения в теле, вызванные взрослением. Ваш вчерашний малыш становится похож на маленького неуклюжего олененка.
Юный человек и сам не понимает, что происходит с ним, с его телом, и это, конечно, сказывается на характере. Резкие смены настроения, нежелание слышать чужое мнение, постоянные протесты и споры — основные симптомы, сопровождающие ранний подростковый возраст.
Что делать? Выставлять рамки с одной стороны, проявлять мягкость и максимальное понимание, ласку — с другой. От любого покушения на личность и, как кажется детям, на «взрослость» вы получите жесткое усугубление отношений. Оговорите условия еще «на суше», то есть за пару лет до начала этого периода.
Ребенку в это время важно жить в привычных условиях, которые не «ломают» его психику, его образ жизни и привычки. Это поможет не усугублять и так непростое для всей семьи время. И обязательно помните — это все тот же ребенок, и объятия как минимум 4 раза в день никто не отменял!
После первых острых двух лет взросления вас будет ждать «бонус» — примерно год спокойной жизни. Ваше чадо немного привыкло к себе, своему телу и успокоилось.
Расслабились? Не стоит! Самое интересное впереди. После 14 лет гормоны начинают бушевать с новой силой. Меняются представления о мире, появляются новые авторитеты. Не сформированная до конца личность легко поддается чужому влиянию, резко меняет свое мнение, опираясь на иное. Родители находятся в напряжении и переживаниях.
И самое главное, способов влияния или наказания практически нет. Современная школа формирует у подростка иммунитет к повышению голоса, крику. Дети живут за своеобразным экраном с надписью: «Поорет — перестанет». Примеры из книг, герои фильмов — все это не имеет значения, важна лишь оценка определенного социума, которому они безоговорочно доверяют. И вроде бы вы как родители все еще помните о мягкости и любви, но все чаще опускаете руки и плачете от безысходности.
Что делать? Вспомнить себя и переждать!
Почему наши дети так рано взрослеют?
Действительно, современные подростки превращаются во взрослых гораздо раньше. У девочек уже в 8-9 лет начинается рост молочных желез, а в 11-12 лет у 75% из них начинается менструация. Мальчики с 8-9 лет активно забивают в поисковик «голые женщины», а в 10-12 лет у них случается первая поллюция. Физически дети развиваются быстрее, а вот психологическое развитие редко опережает нормы, которые были прописаны 15-20 лет назад.
Конечно, вопрос «почему» — здесь ключевой. И самое интересное, что единого ответа на этот вопрос нет. Рассмотрим все основные теории.
Теория «Пищевая». Все зависит от питания. Это, пожалуй, теория-лидер. Большое количество некачественной еды, содержащей гормоны и ГМО. Сторонники «химической» теории считают, что изменения могут происходить уже на стадии беременности. Что же делать? Питаться здоровой и полноценной пищей всегда, а не так: ребенку — брокколи, а себе — пельмени и наггетсы из коробки.
Теория «Интеллектуальная». Есть мнение, что усиленный вклад в раннее развитие детей развивает не только мозг. За мозгом тянется и тело. В итоге к 7-8 годам дети не только умнее, но и крупнее физически. Их интересы выходят за рамки детских. По статистике, запрос в поисковике, связанный с сексом, дети вводят в трех случаях из пяти.
Теория «Социальная». Родители сами торопят детей. Включая их в круг обсуждения взрослых проблем, ругаясь и выясняя отношения при них. Сюда же можно отнести ранний перевод отношений в формат материальных и денежных ценностей. Все это торопит детей.
Плохо ли это? Каждый решает сам. Я сторонник того, что детство должно быть! И нет ничего плохого, если оно будет достаточно долгим, хотя бы и до 10-12 лет.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
Психологические особенности детей 11-12 лет.
Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости.
Изменившиеся условия обучения детей 11-12 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий. Это время плодотворного развития познавательных процессов. Период 11-12 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти, время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому. [
Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. к концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы новообразования: произвольность, способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в 5-ом классе вызываются именно недостаточным уровнем их развития. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учащихся.
От того, как проходит начальный этап обучения, во многом зависит и успешность перехода подростков к качественно иной учебной мотивации. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения (это и отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания на уроках, конфликты).
Так как ведущей деятельностью учащихся 5-х классов является общение, то наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками, на эмоциональное состояние ребенка начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Даже в школу, как показывают опросы, они ходят, в первую очередь, ради общения с одноклассниками. Для многих успехи в учебе имеют смысл лишь, когда они помогают поднять авторитет среди сверстников. Если же в данном коллективе быть отличником зазорно, то способный ученик может специально перестать делать уроки, чтобы «соответствовать требованиям».
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика.
Путь, по которому пойдет становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап.
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Сопровождающему легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
Каждому периоду жизни растущего организма свойственны специфические морфофункциональные особенности, которые выражаются в строении, функциях отдельных систем и органов. Процесс роста и развития организма протекает непрерывно и неравномерно. Нас интересует пубертатный период или подростковый 11-12 лет — школьный возраст. Физическое развитие средних школьников характеризуется бурным развитием организма. Рост тела увеличивается на 4-8см и 10-12 (15)см, вес 4- 6кг и 5-10кг, окружность грудной клетки на 2-5см в год у девочек и мальчиков соответственно.
По данным Н.Н. Яковлева и Л.П. Матвеева небольшой годовой прирост по показателям потребление кислорода отмечается у подростков в возрасте 12 лет (МПК на 28%, а “кислородный” пульс на 24%). Относительная величина МПК у подростков практически остается неизменной, повышение кислородного потолка” у них в наибольшей степени связано с прибавлением в весе. Подростки при физических нагрузках быстро достигают предельной величины МПК (и недолго могут удерживать ее).
Главнейшей особенностью растущего организма являются белки, то есть для процессов роста и развития требуется энергия синтеза белков. Поэтому возрастает потребность в пищевых белках и интенсивность белкового обмена у детей выше, чем у взрослых.
Синтез белков идет с поглощением энергии. Энергия черпается из биоокислительных процессов, в ходе которых создаются молекулы АТФ, АТФ активируют аминокислоты. Все это приводит к напряженному течению окислительных процессов. В связи с большей долей пластичного обмена в использовании энергии возможности энергетического обеспечения мышечной деятельности у подростков меньше, чем у взрослых.
Авторы выделяют и ряд других биохимических особенностей. Содержание гемоглобина в крови и миоглобина в мышцах у подростков меньше, чем у взрослых, поэтому низкая кислородная емкость организма. Сердечнососудистая и дыхательная системы функционируют в напряжении даже в покое, что уменьшает их функциональные резервы, то есть в случае увеличения потребности в кислороде деятельность этих систем усиливается в меньшей степени.
Аэробные возможности увеличиваются у подростков в большей степени, чем анаэробные, поэтому, как можно полагать, В. Тенов был прав в своей статье “Бег, выносливость, трудоспособность”, в которой он ссылается на мнение тренера ГДР М.Рейса и утверждавшего: “Подростки при благоприятном дозировании лучше переносят длительный раздражитель, и он им более полезен, чем раздражитель скорости и скоростной выносливости”. Он считает, что главное в физическом воспитания детей-метод продолжительной работы при систематическом укреплении опорно-двигательного аппарата. Этот период характеризуется началом полового созревания, которое вносит свои коррективы в процесс развития организма. С 11 лет костная система претерпевает значительные изменения. Быстро растут трубчатые кости (кости верхних и нижних конечностей), усиливает процесс окостенения скелета (в эпифизарных хрящах, межпозвоночных дисках) происходит срастание костей таза и формирование позвоночника, и более замедленный рост грудной клетки. Тем не менее, развитие скелета полностью не завершается. Позвоночник отличается гибкостью и пластичностью, кости скелета имеют большое содержание органических веществ. Мышечная система энергетично развивается, увеличивается мышечная масса, но развитие мышц отстает от роста трубчатых костей, растет сила мышц. Однако развитие силы несколько отстает от роста костей скелета. Рост и развитие мышечной массы во многом определяет и прибавку в весе. Развитие организма тесно связано с ростом мышечной ткани. Мышцы составляют 32-35% от веса тела подростков. В течение первых 15 лет жизни человека вес мышц увеличивается на 9 %, а за 2-3 года переходного периода — на12%.
Наиболее высокими темпами роста обладают мышцы ног, меньшими мышцы рук. Быстрее растут большие мышцы, чем мелкие. Темпы роста мышцы разгибателей опережает развитие мышц-сгибателей. В период завершения полового созревания повышается возбудимость мышц, возрастает скорость возбуждения. Центральная нервная система и ее функция в подростковом возрасте продолжает совершенствоваться. В 11-13 лет происходит наиболее интенсивное развитие коры головного мозга: более ярко проявляются регулирующие, тормозные процессы. Значительно увеличивается способность коры головного мозга к образованию прочных условных рефлексов. Но устойчивость процессов возбуждения и торможения по-прежнему не велика, причем чаще преобладают процессы возбуждения, что приводит к быстрой нервной и физической утомляемости. Важная функциональная особенность ЦНС подростков заключается в большей по сравнению с взрослыми возбудимости и подвижности нервных процессов, способствует относительно быстрой врабатываемости организма. К 11-14 годам заканчивается созревание нервных клеток, участвующих в управлении движениями, а так же двигательного анализатора. К этому возрасту, школьники достигают такого же, как у взрослых, уровня способности к восприятию времени, к анализу мышечных ощущений. Однако могут наблюдаться нарушения в координации функций организма, которые вызваны нейроэндокринными изменениями.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевает сердечно-сосудистая система. На этом этапе развития организма сердцу свойственны быстро нарастающие изменения: увеличивается масса желудочков, толщина стенок, что благоприятно сказывается на общей беговой выносливости.
У детей с 11 лет рост объема сердца обгоняет увеличение диаметра кровеносных сосудов, что в сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы может вызвать неравномерное снабжение мозга кровью. Мельников В.М. утверждает, что частое кислородное голодание мозга приводит к быстрой утомляемости, которая может усугубляться продолжительной работой с большой нагрузкой на уроках физической культуры или в секциях. Обычно подобное утомление проявляется в посинении рук и губ, сильном побледнении или покраснении лица, смене настроения.
И.А. Армавский писал, что у лиц подросткового возраста значительно увеличиваются адаптационные возможности сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам. Изменения соотношения симпатических и парасимпатических влияний в процессе антагонистического развития расширяет резерв работоспособности системы кровообращения, но все, же следует помнить, что у подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости разных структур сердца и сосудов, а так же продолжающегося развития ЦНС особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функций сердца и сосудов как внутри системы кровообращения, так и по отношению к деятельности других органов и систем организма. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у старших школьников и тем более у взрослых.
Список использованной литературы
1. Макарова Г.А. Справочник детского спортивного врача: клинические аспекты. М. : Советский спорт, 2008 .— 438 с.
2. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Миляева В.А. — М.: МЕДпрессинформ, 2002. — 520 с.
3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2005. —528 с.
Как правило начало менструаций у девочки-подростка приходится на 12-14 лет.
Регулярный цикл формируется в течение двух лет с начала менструаций. До истечения этого периода цикл может быть нерегулярным и прерываться, так как организму девочки необходимо справиться с возросшей нагрузкой и сбалансировать свою работу.
Обычно продолжительность менструации – 3-7 дней. У девочек, которых пока не установился цикл, продолжительность также может варьироваться.
В среднем менструальный цикл составляет 28 дней, но он может варьироваться от 21 до 35 дней. Длительность цикла способна меняться при стрессах, перемене климата и в весенние месяцы.
Под воздействием некоторых факторов (стрессы, новая диета, переезд) в организме может случиться сбой, поэтому даже установившийся цикл способен нарушиться.
Особенности цикла у девочек
В первые несколько месяцев после начала менструация у девочек может иметь нерегулярный характер – быть короткой или, наоборот, длинной, болезненной, скудной. Нарушение менструального цикла – нередкое явление для девочек-подростков из-за нестабильности гормонального фона. В этот период перестраивается эндокринная система, а колебания гормонов заканчиваются через 6-15 месяцев после первых месячных. Источник:
А.В. Курбатова, А.Т. Егорова
Репродуктивное здоровье девочек-подростков
// Сибирское медицинское обозрение, 2009
Половое развитие будущей женщины проходит в несколько этапов. В подростковом возрасте все обменные процессы перестраиваются и проходят очень активно, и заканчивается это половой зрелостью и возможностью выносить и родить ребенка.
- Первый этап, или адренархе. Это подготовка организма к менструации. На этом этапе повышается концентрация половых гормонов. Сроки начала месячных различны, и это может произойти даже в 8 лет, когда кора надпочечников вырабатывает мужские гормоны – предшественники женских.
- Второй этап, или телархе. У девочки появляются волосы на лобке и под мышками, грудь становится плотнее, «грубее». После этого примерно через 2 года идет первая менструация.
Нерегулярные месячные в подростковом возрасте – вариант нормы. При раннем начале менструации появляются ановуляторные циклы – яйцеклетки не созревают на фоне критических дней, и это нормально. А овуляторный цикл может устанавливаться до 10 лет. Репродуктивная система начинает работать нормально только к 18-20 годам. Источник:
А.Н. Баранов
Медико-экологические аспекты физического и полового развития девочек и девушек
// Журнал акушерства и женских болезней, 2005, т.54, №1, с.52-56
В первые годы месячные идут нерегулярно, длительность цикла может быть 23-90 дней. К седьмому году она становится приблизительно 38 дней. А индивидуальный цикл устанавливается только к 20 годам.
Причины задержек и других нарушений
Все причины сбоев менструации можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы расстройств:
- плохая экология, грязный воздух, вода;
- резкая смена климата;
- плохая обстановка в семье;
- физическое и умственное перенапряжение;
- постоянные стрессы, отсутствие полноценного отдыха.
Внутренние причины:
- наследственность – именно генетический фактор часто обуславливает работу яичников и уровень гормонов;
- увлечение девочек диетами, которые приводят к пониженному индексу массы тела и чрезмерной худобе, «отодвигающим» половое созревание и в целом плохо сказывающимся на половом здоровье;
- дефицит или избыток гормонов, некоторые гинекологические болезни, патологии ЦНС;
- аномальное строение половых органов;
- недолеченные вирусы – герпес, цитомегаловирус;
- длительная терапия антибиотиками или некоторыми другими медикаментами. Источник:
О.А. Громова, Е.В. Уварова, Е.Ю. Лисицына, И.Ю. Торшин, О.А. Лиманова
Циклическая микронутриентная терапия расстройств менструаций у подростков и молодых женщин
// Репродуктивное здоровье детей и подростков, 2018, т.14, №2, с.27-39
Поводы для беспокойства
Циклу девочек-подростков свойственно быть нерегулярным. Но в некоторых ситуациях необходима консультация детского гинеколога, когда есть неблагоприятные факторы в сочетании с нерегулярным циклом.
Когда нужно обращаться к детскому гинекологу:
- отсутствие менструации на протяжении 6 месяцев и дольше;
- эндокринные заболевания;
- наследственная предрасположенность к синдрому поликистозных яичников;
- усиленные физические нагрузки;
- хронический стресс;
- нарушение диеты (анорексия, булимия);
- прием медикаментозных препаратов, наркотиков;
- опухоли гипофиза, надпочечников, яичников;
- заболевания крови.
Если у девочки имеют место быть значительные нарушения цикла или задержка, обратитесь к нашему детскому гинекологу. При необходимости гинеколог направит пациента к врачу эндокринологу и выпишет лечение.
Методы лечения нарушений
Перед тем как назначать лечение врач должен провести диагностику и определить причины нарушений цикла. Для этого нужно:
- чтобы гинеколог осмотрел девушку;
- определить индекс массы тела;
- сделать УЗИ органов брюшной полости;
- сдать общий анализ мочи и клинический анализ крови (в случае необходимости еще и биохимию);
- определить гормональный статус.
Вид медикаментозной терапии определяют, исходя из того, что стало причиной сбоя:
- если плохо работает щитовидная железа, назначают гормонотерапию с ежемесячным контролем содержания гормонов в крови;
- при неправильном питании подбирают рацион и назначают поливитамины, особенно важны среди них В и Е.
Важно! Немедленно обратитесь к врачу, если на фоне сбоев цикла девочка резко худеет, количество крови в выделениях увеличивается, присутствуют сильные боли и кровотечения между месячными.
Источники:
- А.В. Курбатова, А.Т. Егорова. Репродуктивное здоровье девочек-подростков // Сибирское медицинское обозрение, 2009.
- А.Н. Баранов. Медико-экологические аспекты физического и полового развития девочек и девушек // Журнал акушерства и женских болезней, 2005, т.54, №1, с.52-56.
- О.А. Громова, Е.В. Уварова, Е.Ю. Лисицына, И.Ю. Торшин, О.А. Лиманова. Циклическая микронутриентная терапия расстройств менструаций у подростков и молодых женщин // Репродуктивное здоровье детей и подростков, 2018, т.14, №2, с.27-39.
Крышня Марина Александровна
Clinic
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития. Специализируется на вопросах подросткового возраста, знает всё про первую любовь у детей.
Правило 1. Примите тот факт, что ребёнок взрослеет
В глазах некоторых мам и пап даже пятнадцатилетние подростки — ещё дети. Но как бы остро мы ни переживали взросление ребёнка, ему во время пубертата гораздо сложнее. В организме и психике подростков творятся «странные вещи» — им нужна поддержка.
По мере взросления модель взаимодействия с ребёнком должна меняться. Постарайтесь давать подростку больше личного пространства и выстраивать доверительные отношения.
❌ Чтобы в 20:00 был(а) дома без отговорок!
✅ Давай заранее договоримся, во сколько ты вернёшься?
Когда в жизни вашего ребёнка случается первая любовь, попробуйте сфокусироваться не на настоящем, а на будущем.
«Родители неизбежно вкладывают в ребёнка свои ожидания, а нужно задуматься, что даёт ваше воспитание? Как ваш ребёнок будет действовать в мире, где вас нет рядом?».
Елена Петрусенко
Правило 2. Объясните подростку, что с ним происходит
Примерно в 12 лет ребёнок вступает в стадию полового созревания — пубертата. В это время в организме человека происходит резкий скачок уровня гормонов: у мальчиков начинают преобладать андрогены, а у девочек — эстрогены.
Постарайтесь объяснить ребёнку, что изменения в эндокринной системе неизбежно отражаются на внешности и поведении человека. И если предмет воздыханий вот уже 20 минут как не отвечает на сообщения, возможно, это не игнор, а просто очередной всплеск гормонов.
«Главное правило любого разговора на интимные темы — чем проще и честнее, тем лучше. Называйте вещи своими именами. Если юлить и прятаться за эвфемизмами, вы не заработаете уважения в глазах ребёнка».
Елена Петрусенко
❌Маленькая(кий) ещё о мальчиках (девочках) думать!
✅Расскажи, что тебя волнует, я постараюсь объяснить, почему так произошло.
Правило 3. Не будьте третьим лишним
Частые ошибки родителей в период подростковой влюблённости — вмешиваться во взаимоотношения молодой пары или запрещать общение. По словам Елены Петрусенко, высказывать недовольство, давать оценку и устанавливать запреты — ложный путь.
«Запретив общение, вы отрежете себя от ребёнка и не узнаете никаких подробностей о его первой любви. А общение молодых людей непременно продолжится. Лучше постарайтесь понять, что в этом человеке нравится вашему ребёнку».
Елена Петрусенко
Не стоит требовать от подростка мельчайших подробностей его лавстори, даже если у вас доверительные отношения и вы сгораете от любопытства. А также постарайтесь воздерживаться от того, чтобы давать советы, если об этом не просили.
❌ А с кем это ты гуляешь? Я вас видела у школы, он(а) мне не нравится!
✅ Если захочешь поговорить о своём друге (подруге) или привести его к нам, мы с папой будем рады.
Правило 4. Делитесь своим опытом, но не чересчур откровенно
Если ребёнку интересно, расскажите о своей первой детской любви. Подростку проще довериться родителям, если он понимает, что мама с папой когда-то переживали такие же чувства, как он сейчас. Главное — не перегнуть палку.
❌ У тебя таких ещё миллион будет! Знал(а) бы ты, сколько у меня было девушек (парней) до твоей мамы (твоего папы).
✅ Мы с мамой познакомились в лагере на Чёрном море. Я танцевал с ней на дискотеке и дарил цветы.
Посмотрите вместе фильм или посоветуйте ребёнку книгу, из которых он сможет почерпнуть представление о взаимоотношениях мужчин и женщин и понять, что первая любовь не всегда бывает вечной, и это нормально.
Правило 5. Не стесняйтесь проявлять свои чувства
Общение родителей — эталонная модель отношений для ребёнка. Если в семье при обсуждении романтических вещей возникает неловкость или отчуждённость, подросток может начать стесняться своей влюблённости. И наоборот: чем больше мама с папой демонстрируют привязанность друг к другу, тем легче подростку проявлять симпатию.
«Объятия — важная часть эмоционального здоровья человека. Обниматься важно всем! Не забывайте, что нужно обнимать и гладить по голове даже подросших детей. Каждому приятно ощущать себя рождённым и растущим в любви».
Елена Петрусенко
Однако от некоторых граней родительских отношений психику ребёнка лучше защитить. Например, не шутить при детях о сексе, даже если вы полагаете, что они не поймут.
Правило 6. Будьте всегда готовы протянуть руку помощи
Подростковая любовь непредсказуема. В любой момент что-то может пойти наперекосяк — сегодня молодые люди любят друг друга, а завтра удаляют друг друга из соцсетей и не здороваются в школе.
Будьте готовы всегда поддержать ребёнка. Воздерживайтесь от едких комментариев, обнимайте и разрешайте ребёнку прожить эмоции.
❌ Я же говорила, что он(а) тебе не пара! Нечего ныть теперь!
✅Такое случается. Понимаю, что тебе сейчас грустно. Если хочешь, давай поговорим о случившемся. Иди ко мне, я тебя обниму.
Если подросток даже при поддержке родителей не может справиться с чувствами и больше месяца ходит угрюмый, обязательно обратитесь к психологу. В нашей школе ученикам и родителям в течение всего учебного года доступны индивидуальные консультации с Еленой Петрусенко.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected].
Если вы — родитель подростка, вас наверняка интересует психология детей 12 лет, ведь примерно с этого возраста у ребёнка начинаются сильные изменения, не только физические, но и психологические, что сильно влияет на отношения в семье.
Итак, какие же есть особенности у этого возраста?
Общение со сверстниками. Зона развития.
Меняется ведущая деятельность, теперь это — общение со сверстниками. Это значит, что вокруг этого строятся многие ожидания, мечты и опасения. Как бы не хотелось, это будет влиять на учебу и отношения в семье, ребёнок станет уделять гораздо больше времени общению с друзьями, ведь это ему очень необходимо сейчас.
В этом возрасте подросток учится общаться и выражать себя, ему важно получать внимание и одобрение, все это формирует его личность, так он понимает, что у него хорошо получается, а что — нет. При этом, одобрение родителей так же сильно важно, хотя подросток будет это всячески скрывать. Родители выступают в роли конкурентов и авторитетов одновременно, и таких противоречий внутри подростка ещё очень много.
Психология детей 12 лет отличается эмоциональностью и вспыльчивостью: подросткам сложно контролировать свои эмоции, они особенно обостряются, когда дело касается свободы, отношений или успеха, ведь эти темы являются очень значимыми.
С одной стороны, хорошо говорить с ребёнком об этом, поддерживать и выражать свою позицию, с другой стороны, нужно делать это осторожно и не слишком навязчиво. Подростки очень ценят искренность, и готовы быть искренними в ответ.
Самооценка и границы личного пространства.
В 12 лет, а иногда и чуть раньше, начинаются сильные физиологические и физические изменения: меняется гормональный фон, тело начинает быстро расти, растут волосы и меняется голос. Все это, безусловно, сильно влияет на самооценку и мировосприятие подростка.
Важно в это время давать ему выбирать одежду самостоятельно, рассказать об основах ухода за собой, понимающе относиться к вспышкам нелюбви к себе. Попробуйте вспомнить себя в 12 лет, возможно, это поможет вам лучше понять своего ребёнка.
Подводя итоги, психология детей 12 лет — это психология человека, который только встаёт на пусть становления личности, быстро меняется физически и эмоционально, поэтому стоит поддержать его в этом, как бы ни было трудно иногда.
Анастасия Паршукова, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».