Подготовка перед школой

Мы уже писали о том, что должен знать и уметь будущий школьник. Теперь разберёмся, как помочь ему подготовиться к первому классу, не перегибая палку — так, чтобы не отбить желание идти туда вообще.

Совет 1. Не будьте занудами

Не относитесь к подготовке ребёнка к первому классу слишком серьёзно. Это значит, что не стоит сажать его за стол и заставлять выписывать прописи — ребёнок быстро заскучает. То же самое с бесконечной зубрёжкой стихотворений. Нередко бывает, что первоклассник, умеющий рассказывать сказки и басни наизусть, обладает низким уровнем общей психологической, личностной зрелости и коммуникативной готовности к школе. Поэтому — никакого занудства и зубрёжки при подготовке ребёнка к первому классу!

Лучше выберите формат игры. Учиться можно сидя на полу, лёжа на диване или гуляя по улице. Ведь просмотр фильмов, чтение книг, разговоры со взрослыми и сверстниками — это всё познание мира и себя.

Во время подготовки ребёнка к школе уделите внимание мелкой моторике, то есть занятиям на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это поможет ребёнку, когда он будет учиться писать в школе, а ещё положительно влияет на постановку речи. Чтобы развивать моторику, нужно рисовать, лепить, работать с конструктором, выкладывать картины или аппликации из бусинок, зубочисток и прочих мелочей. Это и весело, и полезно для будущих первоклассников!

Совет 2. Не спешите с подготовкой

Не бегите впереди паровоза. Возможно, вы хотите облегчить ребёнку жизнь в школе и из лучших побуждений торопитесь сразу же научить таблице умножения или дробям. Но самый естественный и эффективный способ подготовки в первый класс — изучать то, что интересно малышу.

Если он спросил про динозавров — купите детскую энциклопедию с иллюстрациями. Заинтересовался космосом — посмотрите детский документальный фильм. Важно всё делать в меру и не бояться, что вы теряете время — торопиться некуда. В конце концов, официальных требований к умениям будущего первоклассника нет.

Чтобы успешно заниматься в начальной онлайн-школе «Фоксфорда», ребёнок должен владеть начальными навыками чтения, письма, устного счёта. Входные тестирования и специальная подготовка в первом классе нашей школы не предусмотрены, но семье предлагается небольшой тест на проверку готовности ребёнка.

Совет 3. Не критикуйте

Важно привить правильное и здоровое отношение к учёбе — это основа подготовки ребёнка к первому классу. Если мама быстро начинает сердиться и ругает за каждую ошибку, у малыша сформируется страх перед первым классом. А ведь ошибки — важная часть познавательного процесса и развития новых навыков.

Чаще хвалите малыша и демонстрируйте, что в ошибках нет ничего плохого — всё можно исправить и не расстраиваться попусту. Родители, выросшие в советской культуре, привыкли к критике — мы можем не замечать, как говорим ребёнку что-то обидное, подрываем его уверенность в себе и зарождаем комплексы. А это, в свою очередь, плохо скажется на учёбе. Сделайте подготовку к школе приятной для всех её участников.

Совет 4. Подавайте пример

Подготовка перед школой

Личный пример отлично работает с чтением. Многие родители в процессе подготовки к первому классу дома беспокоятся, что малыш ещё не научился читать или читает плохо.

На самом деле чтение не входит в список обязательных навыков для дошкольника. Но психологи рекомендуют подавать ребёнку пример и больше читать самим, если вы видите, что ребёнок не слишком интересуется книгами.

Как только малыш заметит, что родители в свободное время берутся за книжку, он невольно скопирует поведение. Поэтому важно показывать ребёнку, что учиться — это круто и интересно. Пусть он перенимает положительное отношение.

Совет 5. Проговаривайте чувства

Подготовка, первый класс, школа — всё это ново, непривычно и может пугать. Причём не только малыша, но и родителей. Вот почему важно много, честно и открыто разговаривать с сыном или дочерью. Учите их выражать эмоции и адаптироваться к переменам в жизни. Гораздо легче проживать необычный период, если можно выговориться маме с папой, а те не осудят.

Резюме

Подготовка ребёнка в первый класс должна быть лёгкой, весёлой и ненавязчивой. Не нужно погружать ребёнка в усиленные занятия, когда школа ещё не началась. Познание окружающего мира происходит естественным путём — общение, фильмы и мультфильмы, книжки, поездки. Не ругайте ребёнка за ошибки, уберите спешку, подавайте пример и будьте рядом — и вы увидите, что подготовить ребёнка к начальной школе не так и сложно.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно?

Советы психолога!

Подготовка перед школой

Каждому времени соответствует свой ритм жизни, сегодняшние школьники для успешного овладения школьного материала и внешкольной деятельностью должны быть стрессоустойчивы, активны и развиты по всем направлениям высших психических функций: КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, БОГАТЫЙ АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ, САМОКОНТРОЛЬ, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ.

Исходя из этого, вопреки устоявшегося мнения — просто уметь читать и считать при поступлении в первый класс недостаточно. Из обращений родителей видно, что самостоятельная подготовка родителями ребенка в домашних условиях затруднена не пониманием чем конкретно надо заниматься, на что конкретно обращать внимание? Именно поэтому предлагаю вашему вниманию план подготовки ребенка к началу регулярного обучения в школе в домашних условиях. Какие именно брать упражнения выбирайте сами, главное, чтобы ваше занятие было разнообразным и интересным. Время занятия так же определяется индивидуально, исходя из работоспособности ребенка — в среднем 20-30 мин.

Да, чуть не забыла, есть две важные тонкости, не учитывая который эффективность ваших занятий будет значительно ниже:

  • Постоянство во времени. Проводите занятия приблизительно в одно и тоже время, например по утрам, в районе 10ч. Вскоре, у ребенка выработаются биологические часы к определенной , в данном случае учебной деятельности — все внутренние механизмы такие как произвольное внимание, переключаемость, долговременная память, усидчивость, работоспособность именно в это время будут значительно выше, чем в любое другое!
  • Повторение изученного материала. Довольно часто родители сталкиваются с тем, что ребенок знал, выполнял какое то задание (например, дни недели или обратный счет) и вдруг вы спустя какое-то время его спрашиваете и в ответ «многозначительная тишина» — значит навык не был автоматизирован, именно для этого нужно часто давать задания на повторение.

Предварительный план к занятию

Из каждого блока возьмите по одному-два задания, периодически меняя или дополняя их. Подготовьте все заранее. Остановите занятие, если видите, что ребенок устал, но тем не менее в дальнейшем старайтесь увеличить время работы. Не забывайте хвалить ребенка за увеличение работоспособности или качество выполнения задания!

  1. Когнитивный блок . (1-3 заданий)

Память — Используйте задания на объем памяти. Выложите на стол 5-7 предметов, приблизительно одного размера, попросите ребенка посмотреть и постараться запомнить-затем ребенок отворачивается, а вы убираете один из предметов — его задача вспомнить, что пропало, где лежало.

Так же тренируйте слуховую память-(7-10 слов). Используйте задания на запоминание трех-ступенчатой инструкции («найди. обведи… зачеркни…»), на ассоциативную память (игры в ассоциации).

Внимание — лучше всего использовать готовые тренажеры на внимание по возрасту. Задания должны охватывать как слуховое восприятие с концентрацией внимания, так и зрительное на устойчивость и распределение внимания.

Мышление. Анализ. Речь— задания их серии найди отличия, составь рассказ по картинкам; что сначала, что потом; анализ прочитанного вами материала, рассуждения, пересказ. Задания на логику, личное мнение.

Временнопространственное восприятие – времена года, время суток, дни недели, право-лево, вокруг, над, под, около, ориентация на листе.

  • Графо-моторные навыки.

Рисуем по точкам, раскрашиваем, рисуем картинки на заданные темы (карандаш, краски, мел и т.д.), печатаем (в тетради) буквы, цифры. Ориентируемся на листе и на строке. Здесь же работа с пластилином, ножницами, крупой, оригами и т.д.

  • Осведомленность. Пассивный словарь.

Используйте энциклопедии, загадки, пословицы, фразеологизмы, совместное чтение – этот блок проводите не во время основного занятия, а например перед сном или во время дневного отдыха. Много разговаривайте с ребенком в быту, делая акцент на обобщениях окружающих предметов и явлений в семантические группы (овощи, молочные продукты, канцелярия, листопад, бытовая техника и т.д.)

  • Эмоциональный интеллект. Психологическая готовность ребенка к школе.

Этот блок обеспечит вашего ребенка достаточной стрессоустойчивость и адекватностью реакций, т.е. адаптацией.

Что делать? Читайте стихи и рассказы, делая акцент на поведении конкретного героя, его мыслях, чувствах, поступков и их последствий. Спросите ребенка, как он думает, что будет с этим героем дальше? Хорошо ли это для него?

Учите ребенка различать эмоции, которые он испытывает и распознавать чувства их вызывающие. Например, чувствует злость, потому что обидно…; или обижается, злится, потому что завидует, хочет быть первым – обязательно проговариваем альтернативы поведения, которые приведут к желаемому результату. Например, «как ты думаешь, что ты можешь сделать, чтобы прибежать к финишу первым? …

Зная своего ребенка лучше других, обезопасьте его от возможных сложностей, связанных, например с чувством страха, чрезмерным стеснением, вспыльчивостью и т.п. Для этого проигрывайте подобные сцены на игрушках (как в сценках, по ролям), смотрите как поведет себя ребенок, направьте в игре его поведение в нужное русло – например, учите выстраивать диалог, реагировать на отказ детей взять ребенка в игру, «выпускать пар», так чтобы не остаться виноватым и т.п.

Можно использовать в качестве занятия мультфильмы, на конкретную тему-например, ребенок медлителен, рассеян, неаккуратен- посмотрите мультфильм «Сестрички-привычки» проанализируйте сюжет от третьего лица, т.е. от лица героев мультфильма, их поведение, последствия, альтернативное поведение. Приемлемость такого поведения.

Рекомендуемые мультфильмы: «Можно-нельзя», «сказка про лень», «Сестрички-привычки», «Ох и Ах», сборник советских мультфильмов про школу, «Сказка о жадности» и т.п

Нет лучшего воспитателя, чем родитель, очень надеюсь, что эта статья будет полезна и поможет Вам разносторонне подобрать комплекс занятий и подготовить ребенка к следующему этапу жизни! Или, вы вовремя сможете обратиться за помощью к специалисту. Желаю удачи!

С уважением, педагог-психолог, высшей квалификационной категории

Перепечень Надежда Александровна

За консультацией, диагностикой уровня готовности ребенка к школе и индивидуальными рекомендациями проходите по ссылке

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

Г отовность ребёнка к школе – это не только обладание необходимыми знаниями по ряду предметов, но и способность принимать информацию в новой для себя обстановке, организовать своё общение с коллективом (психологическая готовность и способность к социализации). Что важнее? Всё важнее.

Когда можно начинать давать знания: потихоньку лет с трёх в игре или лет в пять, но уже с элементами уроков? Или перед самой школой на подготовительных курсах? Как, с кем и когда готовиться – решает сама каждая семья.

Марина Тетерина, психолог ДРЦ «Рио», г. Анапа: «Всё дошкольное детство в той или иной степени является подготовкой к школьной жизни. В игре ребёнок выстраивает свои отношения с окружающим миром. В одних ситуациях он лидирует, в других – подчиняется, в третьих – учится сотрудничать. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – уметь играть. В ином случае нагрузка начальной школы станет непомерной и может привести к нарушениям поведения (капризности, плаксивости, страху, агрессии и даже отказу идти в школу)».

Обучение дошкольников действительно возможно разве что в игре. Потому что у малышей физически не получается сидеть подолгу, рука плохо слушается, да и мотивации не хватает – родительское «надо» не понятно. К тому же должна сформироваться некоторая готовность принимать новое. Почему дети идут в школу именно в 6-7 лет? Это важный рубеж, он не случаен: начинает просыпаться осознание себя в жизни, появляется возможность впитывать знания.

Сейчас готовиться к школе, как считается, необходимо как можно раньше. Да и вообще учить детей принято чуть ли не с первых месяцев его жизни. И если раньше читать и писать учили в школе, то сейчас редко кто к пяти-шести годам не знаком с грамотой. Мамы озабочены ранним развитием, «развивашки» и курсы для детей открываются на каждом шагу. Общество заставляет нас вкладывать в детей всё больше и больше, потому что считается, что только развитый ребёнок может рассчитывать на успешность в будущем.

Анжелика Аванесова, мама четырёх детей: «Хорошо, когда мама может себе позволить себе сидеть дома и заниматься с ребёнком, но зачастую это не так. Более того, даже если мама сидит дома, то не все мамы горят желанием заниматься с ребёнком, проще всё свалить на домашние дела и сидеть, уткнувшись в ящик, пока чадо занимается самостоятельно (как правило, тоже уткнувшись в ящик). В этих случаях развивалки, курсы подготовки к школе – это выход, и хорошо, если мама им воспользуется».

Заниматься с ребёнком самостоятельно, маме или папе, совсем неплохо – это общение, эмоции, похвалы. Некоторым родителям удобнее учить детей самим. Но не всем и не всегда. Если заниматься с собственным ребёнком скучно, если мама «срывается» или ребёнок не воспринимает её как учителя, то стоит рассматривать вариант общения малыша с профессионалом – в группе или индивидуально.

Отметим, что самые интересные уроки для ребёнка до 7 лет – жизненные. И они необходимы больше всех остальных. Путешествия, походы, прогулки. Да и просто ходить в магазин или на рынок полезно. Только надо понимать, что купить, почему, почём, как. Принимать участие во взрослой жизни для ребёнка очень важно, это развивает интеллект, эмоции, навыки и вообще готовит к жизни. Это та база, которую необходимо дать каждому родителю своим детям.

И всё-таки современные реалии таковы, что готовиться к школе, её требованиям и особенностям организации, необходимо. Нужно научить ребёнка играть по правилам, которые ему предлагает общество. Без этого он будет, что называется, «выплывать» сам. Есть вполне чёткий перечень необходимых для первоклассника знаний, который поможет ему влиться в учебный процесс. Психологи и педагоги считают, что ребёнок 6-7 лет должен иметь следующие знания.

Общие знания о себе и окружающем мире:

— называть свои ФИО и ФИО членов семьи, уметь рассказать о себе и своих увлечениях;

— знать времена года, месяцы, дни недели, ориентироваться в сутках;

— находить лишнее среди предложенных предметов, обобщать и исключать;

— запоминать текст и пересказывать его;

— ухаживать за собой (одеваться, шнуровать обувь, мыть руки и пр.);

— различать много цветов и оттенков;

— знать части света, некоторые страны, название своей страны, её столицу, название края и города, свой домашний адрес;

— знать название частей тела.

Необходимые навыки в математике:

— знать числа до 20, уметь считать в прямом и обратном порядке;

— знать и уметь рисовать геометрические фигуры;

— знать правила сложения и вычитания.

Необходимые навыки в русском языке:

— знать алфавит;

— уметь читать простые тексты, пересказывать его;

— знать, где гласные и согласные буквы;

— писать печатными буквами, правильно держа ручку.

Тренированная моторика рук:

— умение резать и вырезать по контуру;

— умение писать «графические диктанты».

Творческие навыки:

— уметь рисовать: пользоваться красками, кисточками, фломастерами, карандашами;

— уметь штриховать внутри очерченного пространства;

— уметь лепить из пластилина;

— уметь клеить аппликации.

Психологическая и социальная готовность:

— знать, как нужно себя вести в обществе, не оскорблять и не задираться, вести себя прилично, не капризничать;

— уметь общаться со взрослыми уважительно, на дистанции;

— общаться со сверстниками: говорить, обсуждать, отстаивать мнение, не бить и не быть битым;

— уметь спокойно сидеть на занятиях около получаса;

— уметь сравнивать понятия, явления, делать выводы;

— пытаться доводить дело до конца, преодолевать трудности;

— удерживать внимание на действии;

— понимать, для чего нужна школа, осознавать себя в учебном процессе.

Психолог Марина Анатольевна Тетерина даёт рекомендации для родителей по подготовке детей к школе:

– Читайте ребёнку книги – это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти и т.д. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями. Развивайте моторику, это поможет ребёнку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами. Учите детей самостоятельности: уметь одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде и т.д. Часто взрослые забывают о подобных «мелочах». Ребёнок может быть развитым, обладать определёнными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе. Обязательно нужно заботиться о здоровье детей: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность. И ещё: прежде, чем подавать документы, постарайтесь познакомиться не только с директором школы, но и с тем преподавателем, который будет обучать вашего ребёнка. Вообще, в этом возрасте важнее выбрать учительницу, а не школу. Даже в школах с не самой лучшей репутацией могут оказаться опытные преподаватели начальных классов, которых ценят и любят ученики».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector