советский психолог, философ, педагог и организатор науки, доктор педагогических наук, действительный член АПН РСФСР, первый декан факультета психологии Московского государственного университета, почётный доктор Парижского и Будапештского университетов, почётный член Венгерской АН
Все дети развиваются по своему «личному сценарию», исходя из индивидуальных особенностей. Но часто родители хотят опередить события и сильно переживают, если ребенок не начинает говорить, а соседский малыш уже произносит слово МАМА.
Не нужно сильно волноваться, но знать определенную закономерность речевого развития ребенка в норме очень важно.
4 этапа в становлении речи детей
Стоимость
логопедической диагностики
1 этап
речевого развития
подготовительный
(с 0 до 1 года)
1 месяц
ребенок реагирует на голос: поворачивает голову в сторону говорящего. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: ласковую – оживляется, резкую — плачет.
2-3 месяца
6 месяцев
появляется лепет. Ребёнок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.)
7-9 месяцев
ребенок начинает повторять за взрослыми разнообразные сочетания звуков.
10-11 месяцев
появляются реакции на сами слова, уже независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
12 месяцев
появляются первые слова
В самом раннем возрасте (до 12 месяцев) родители могут заметить предпосылки задержки речевого развития своего ребенка.
Если малыш не обращает внимания на звуки (в 3-4 месяца), не гулит, нет лепета, не улыбается в ответ на улыбку и обращение мамы, не выражает интереса к игрушкам и звукам к 8-10 месяцам, а реакция его проявляется только в плаче, то обязательно нужно рассказать об этом врачу.
2 этап
речевого развития
преддошкольный
(от 1 года до 3 лет)
В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящими и сам произносит слова.
При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать разные моменты: вот каша; дай кашу; горячая каша. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослыми. Собственная речь ребенка сопровождается жестами, мимикой.
На протяжении второго и третьего года жизни происходит значительное накопление словаря. До 3 лет появляются сложноподчиненные предложения. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Как часто родители задают психологам и логопедам вопрос: «Почему мой ребенок не разговаривает?»! Но давайте разберемся, пришло ли время, когда ребенок должен говорить, или мы, как часто это бывает, торопим события и начинаем волноваться совершенно без повода.
Малыш начинает «говорить» гораздо раньше, чем произнесет заветное «мама». Вначале он только слушает окружающих его людей, отвечает им улыбкой и издает отдельные звуки. Это эмоциональное общение и есть начало развития будущей речи. Сама же речь формируется и развивается постепенно, и процесс этот долгий и непростой. Что же необходимо знать родителям об этапах развития детской речи? Что есть возрастная норма, а когда следует «бить тревогу» и обращаться за помощью к логопеду? Когда ребенок начинает агукать, а когда — говорить предложениями?
Год первый
Первые месяцы жизни ребенка – пора эмоционального общения. Младенец только прислушивается к окружающим его со всех сторон звукам и реагирует на них с помощью мимики. Несмотря на то что малыш пока не понимает речь, нужно обязательно общаться с ним. Это не только вызывает у него положительные эмоции, но и учит прислушиваться, рождает желание и самому «говорить».
На втором-третьем месяце эмоции начинают воплощаться в звуки. Увидев мать, младенец не только оживляется и выражает свою радость улыбкой и жестами, но и начинает «говорить» на своем языке – начинается стадия гуления. «Словарный запас» в это время невелик и малопонятен: в ходу звуки и звукосочетания вроде «э», «кхы», «ааа», «га», «гы» и т.п. К концу 3-го – началу 4-го месяца гуление усиливается – у малыша появляется потребность в общении. А к концу шестого месяца малыш уже произносит отдельные слоги: па, ма, ба, га и пр. Повторенные несколько раз подряд, они складываются в «слова»: «мама», «баба», «папа». Конечно, это еще не полноценная речь, но в то же время это важный подготовительный этап к ее усвоению.
С 6 месяцев малыш уже не только произносит звуки и слоги (лепечет), но и учится повторять. Формируется умение устанавливать связь между словом и предметом. В 9-10 месяцев появляются первые слова.
Особенно сильную потребность «разговаривать» вызывают игрушки, которые малыш может называть звукоподражательными словами: «ляля» (кукла), «би-би» (машинка).
К 12 месяцам в лексиконе ребенка в среднем 10-12 слов – несложных для произношения или звукоподражательных, но это уже полноценные слова – средство общения.
Год второй
В начале 2-го года жизни ребенок начинает копировать речь окружающих и его словарный запас стремительно пополняется: к 1,5 годам он составляет около 50 слов. Малыш уже произносит, пускай и не всегда четко, практически все гласные и часть согласных звуков: [д], [т], [б], [п], [к], [г], [м], [н], [х], [ф], [в]. При этом твердые согласные могут произноситься как парные мягкие («дай» — «дяй»), а полные «версии» слов заменяются звукоподражаниями («курица» — «ко-ко», «кошка» – «мяу») или «усеченными» до 1-2 слога вариантами («кубик» — «ку», «собака» — «бака»). В это же время начинают появляться первые предложения. Речь становится более осмысленной, постепенно вытесняя мимические реакции и жесты.
К двум годам в активном словаре ребенка уже до 400 существительных и глаголов, из которых он учится строить простые предложения (из 3-4 и более слов). Малыш правильно произносит все гласные звуки и наиболее легкие согласные, в его речи уже появляется вопросительная и восклицательная интонация. Правильность произнесения звуков зачастую зависит от их расположения в слове: в 2-сложных словах с открытыми слогами все звуки произносятся правильно, а в более сложных словах малыш может заменять или пропускать отдельные звуки или целые слоги. Сложность вызывают и слова, где подряд стоят 2 и больше согласных. При этом правильное звукопроизношение не является постоянным: один раз малыш может произнести звук правильно, а в следующий раз – неверно. Это вполне нормально для этого возраста.
Год третий
Развитие познавательной сферы ребенка «провоцирует» интенсивное развитие речи. Он уже повторяет более сложные слова и даже фразы, активно расширяется словарь (к 3 годам он составляет порядка 1000-1200 слов). Малыш уже составляет из слов предложения, согласуя грамматические формы. Продолжается и освоение фонетической системы языка: ребенок учится произносить звуки [с’], [з’], [ц’], [л’]. Однако артикуляционный аппарат еще недостаточно развит, так что произношение этих звуков совсем не идеально. «Трудными» являются для ребенка и шипящие [ш], [ж], [ч’], [щ’], которые он может заменять мягкими или твердыми свистящими (вместо «шапка» произносит «сяпка» или «сапка», вместо «жук» — «зюк»). Звуки [р], [р’] и [л’] в речи пока тоже отсутствуют (иногда дети заменяют их на [л’] или [й] : «уль» (руль), «двель» (дверь), «мей» (мел). А вот губные, средне- и заднеязычные согласные ([п], [п’], [б], [б’], [м], [м’], [ф], [ф’], [в], [в’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’]) уже должны быть правильными.
Если к трем годам ваш ребенок не разговаривает или говорит очень мало – это уже повод забеспокоиться и опеделить причину такой задержки. Запаздывание может быть обусловлено как физиологическими причинами (болезни ЛОР-органов, физическое истощение, вызванное тяжелыми заболеваниями, поражения ЦНС, сопровождающиеся умственной отсталостью), так и психологическими (недостаток общения и внимания со стороны взрослых). В любом случае следует как можно быстрее обратиться к специалистам. Ведь чем дольше период отставания в развитии, тем сложнее наверстать упущенное.
Дошкольный возраст
Трехлетки уже умеют высказывать простейшие суждения, обобщать, устанавливать простейшие взаимосвязи и различать похожие предметы.
Словарный запас к 4 годам составляет около 2000 слов. Ребенок все активнее использует в речи местоимения, имена прилагательные, наречия, появляются числительные. Предложения строятся уже по законам грамматики, а на вопросы он дает развернутые ответы. Речь становится понятнее, большинство звуков произносится четко. Однако, несмотря на значительный прогресс, речь еще далека от совершенства. Поэтому не стоит волноваться, если трехлетний малыш пока не может связно рассказать о прогулке или пересказать сказку. Не должны настораживать и грамматические ошибки и неточности в употреблении служебных частей речи. Это исправится само собой к 6-7 годам. Однако и в этом возрасте еще нередки ошибки в употреблении отдельных падежных форм.
К этому же возрасту дети, как правило, овладевают и правильным произношением всех согласных звуков: к 4 годам – свистящими ([с], [с’], [з], [з’], [ц]); к 5 годам – шипящими ([ш], [ж], [ц], [ч]), к 6 годам – сонорными ([р], [р’], [л], [л’], [й]).
В случае если ребенок в 6 лет не выговаривает, неправильно или искаженно произносит один или несколько звуков, необходима помощь логопеда.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Причины возникновения
- Здоровье (патология беременности и родов)
- Билингвизм (в детском саду говорят с ребенком на русском языке, а в семье — на другом)
- Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми, наличие няни, говорящей на другом языке, педагогическая запущенность и т.д.)
- Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок (проживание с глухими родителями, у «неговорящих» родителей и дети неговорящие)
Основные признаки общего недоразвития речи:
- позднее начало развития речи;
- замедленный темп речевого развития;
- ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас;
- нарушение формирования грамматического строя речи;
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия;
Характеристики детей с ОНР
Несмотря на различные причины возникновения дефектов, у детей с ОНР наблюдаются типичные проявления:
- ребенок понимает речь окружающих, но не может сам сформулировать свои мысли;
- наблюдается отставание в развитие логического мышления;
- дети заметно отстают в развитии двигательной сферы;
- отмечается недостаточно устойчивое внимание;
- снижение вербальной памяти;
- речь малопонятна, аграмматична, недостаточно фонетична;
- первые слова появляются ближе к 3-4 годам.
4 уровня общего недоразвития речи
- 1 уровень – у детей полностью речь отсутствует, а словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
- 2 уровень – к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы.
- 3 уровень – уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
- 4 уровень – наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют невнятную дикцию, часто путают слоги и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена. Речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений, общей, тонкой и речевой моторики.
Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.
Логопедическая работа должна быть построена комплексно, тоесть должна включать:
- лечение лекарственными препаратами;
- занятия с логопедом;
- работу с психотерапевтом;
- активное участие родителей.
Нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.
Каждая мама хочет, чтобы ее малыш развивался правильно, своевременно достигая все положенные нормы. Одной из проблем, с которой сталкиваются молодые родители, — это отсутствие речи у ребенка в возрасте двух лет. Но прежде чем поддаваться панике, нужно разобраться в причинах молчания малыша и постараться максимально помочь ему.
Как же должна развиваться речь на разных возрастных этапах?
В норме речь подрастающего малыша должна проходить следующие этапы:
1) длится от рождения ребенка до года. Имеет название «подготовительный». На этом этапе специалисты различают еще три периода:
- самое первое взаимодействие малыша с окружающим миром – это его крик, плач. Для выражения радости кроха повизгивает, для выражения недовольства – хнычет. Этот период протекает с рождения до трех месяцев;
- с трех до шести месяцев ребенок проходит период развития речи, называемый «гуление», то есть протяжное произнесение звуков;
- следующим периодом является «лепет», когда малыш начинает повторять определенные слоги. В норме он заканчивается примерно к году. В идеале ребенок должен произносить от 5 до 9 слов;
2) второй этап протекает с года до трех лет ребенка. Называется «подготовительный». Развивая свой словарь, кроха старается произносить полностью слова, а не только отдельные слоги. В полтора года в норме малыш уже должен знать 20-40 слов. К двум годам начинать строить простейшие предложения. А к трем – предложения становятся сложными, в речи используются вопросы, а также почти все части речи;
3) третий этап длится до достижения ребенком возраста семи лет. К его концу дети правильно строят предложения, используя все звуки.
Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Почему же так происходит, и в чем могут быть причины отставания от нормы?
Возможные причины задержки развития речи
Вероятнее всего, причины задержки носят неврологический характер. Врачи отмечают, что это может быть поражение головного мозга ребенка, гипоксия во время беременности, вредные привычки мамы, родовые травмы, роды раньше или позже положенного срока.
К физиологическим причинам задержки относят проблемы малыша со слухом, также может быть недоразвит речевой аппарат. Помимо этого причинами могут являться аутизм, отставание в интеллектуальном развитии.
Важно обращать внимание на то, понимает ли кроха речь взрослых, как он реагирует на просьбы принести какую-то вещь. Зачастую в 2 года ребенок все понимает, но не разговаривает.
Как же вести себя родителям в таком случае?
Если причина «молчания» ребенка – органическая, следует обратиться к врачу, который поставит точный диагноз и назначит соответствующее лечение. Но когда проблема психологическая или социальная, родителям необходимо создать максимально благоприятные условия для развития речи своего чада.
Рекомендуется использовать специальные логопедические упражнения и методики, которые можно без труда найти в Интернете или специальных книгах. Также желательно как можно больше говорить с ребенком, чтобы он видел артикуляцию. Полезно петь песенки, читать книги, разрабатывать мелкую моторику.
Самое важное при развитии речи малыша – придумывать ситуации, в которых малыш «вынужден» будет говорить: это могут быть альтернативные вопросы или просьба спросить что-то у других членов семьи. Главное – как можно больше общения, тогда к школе речь малыша точно догонит сверстников.
Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться.
Для оперативного выявление такой проблемы необходимо пройти диагностику у специалистов, после чего активно заниматься с ребенком.
На рынке психологических услуг и развивающих программ уже давно успешно зарекомендовала себя такая методика как «Буквограмма».
- развитие, коррекция устной и письменной речи;
- коррекция поведения и коммуникативных навыков;
- гармоничное психофизиологическое развитие ребенка.
Основными задачами, которые решает методика, являются общее прогрессивное развитие ребенка, а также формирование и коррекция его устной и письменной речи.
Итогом является комплексное улучшение работы всех систем головного мозга, гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сферы и укрепления нервной системы ребенка.
Методика рассчитана на следующие возрастные категории:
- от 0 до 3 лет
- дошкольный возраст
- младший школьный возраст
- от 11 до 15 лет
Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают что это не «индивидуальность», и что если рядом с ним будут бегать футболисты (в плане неговорящего ребенка говорящие дети, «отдать в сад чтобы научили говорить») это никак глобально не скажется на его состоянии.
Речь — это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи — значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму очень высокий, а если привели в 4-5 лет — то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении.
Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели «а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо» — это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии — педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). В любом случае, на выходе — состоянии 7 лет, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) и дисграфию, дислексию — нарушение процессов восприятия чтения и письма. Чем раньше начнется логопедическая и психологическая работа с ребенком — тем меньше у него будет проблем в будущем.
Какие обследования необходимо пройти если ребенок не говорит в 2 года?
Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития это нарушение слуха), психиатра.
Пройти все назначенные функциональные исследования — МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, КСВП.
Пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах именно вашего ребенка.
Также можно пройти углубленную нейропсихологическую диагностику ребенка которая является целым комплексом мероприятий, который направлен на то, чтобы изучить функциональные особенности работы головного мозга и нервной системы в целом, описать и при необходимости скорректировать некоторые психические особенности, а также динамические характеристики психической деятельности.
Мой ребенок не говорит, молчит, мало говорит, плохо говорит!
На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.
Причины, по которым ребенок не говорит
Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог , детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.
1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.
Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что « ребенок не говорит ». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).
Что делать, если ребенок не говорит?
Многие родители обращаются с этим вопросом к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «щ», шипящие, если ребенок может реагировать на занятия. Логопед – это педагог, а не врач. При гипоксических поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная речевая реабилитация ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, когда ребенок сам заговорит, наивно думают, что он ленится. Но не нужно забывать о нормах речевого развития. В 1 год ребенок должен говорить 10 слов, в 2 года – 50 слов, строить фразы и предложения из 3 – 4 слов. К 2,5 года ребенок говорит в норме от 100 до 200 слов, строит предложения из 5 – 7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, уже должен говорить сложными предложениями из 6 – 8 слов, а в 4 года словарный запас уже должен быть около 2000 слов.
Как научить ребенка говорить, разговаривать?
Научить говорить можно здорового ребенка. А если у ребенка есть патология, нужно прибегать к помощи врачей. Из домашних мероприятий, можно поделать упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, больше читать книги, исключить просмотр телевизора, больше гулять на свежем воздухе, больше уделять внимание ребенку, постоянно говорить с ребенком, делать артикуляционную гимнастику, следить за ребенком, как он слушает и воспринимает речь.
Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность
При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.
Когда в наш центр приходит неговорящий ребенок, для успешной коррекции мы должны определить причину отсутствия речи и понять механизм нарушения. Говорю «мы», потому что «неговоряшек» обычно смотрим вместе с нашим логопедом в формате комплексной консультации. Каждый со своей стороны. Начинаем издалека: есть ли у ребенка проблемы со слухом? Что говорит ЛОР? В 99% случаев ребенок «слышащий», то есть слух определяется как нормативный.
Для того, чтобы посмотреть скорость обработки слуховых импульсов в мозге, есть простой тест: позади ребенка можно кинуть на пол толстую книжку (так делает одна моя преподавательница). Я же просто хлопаю громко в ладоши за спиной ребенка в самый неожиданный момент. Очень часто ребенок поворачивает голову только спустя несколько секунд (!). Это называется замедленная ориентировка на звук. Вспомните себя. Если вы неожиданно услышите за ухом резкий громкий звук, вы вздрогнете всем телом! Представьте, насколько замедлена обработка слухового импульса у ребенка, если, во-первых, реакция ослаблена (не всем телом вздрагивает, а только слегка оборачивается), а во-вторых, не моментально, а спустя время.
Далее смотрим, понимает ли ребенок обращенную речь. Для этого мы даем различные инструкции, пробы и наблюдаем, как реагирует ребенок, понимает или не понимает, выполняет или не выполняет. Обманываем, путаем. Даем одну и ту же инструкцию в разных вариантах: «покажи носик у себя, у мишки, у мамы, у меня!». И так далее. Обязательно просим родителей сделать диагностику методом АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы) и КВП (когнитивные вызванные потенциалы). Как правило, результаты проб подтверждаются аппаратными обследованиями.
Часто родители, приходя на прием, говорят, что ребенок «понимает» речь, но это не подтверждается пробами. Здесь нюанс в том, что даже животные «понимают» человеческую речь, но не так, как мы думаем. Для них речь не является набором смысловых знаков, а просто неким общим шумовым сигналом, на который они привыкают реагировать так или иначе. Например, собаки привыкают, что после слова «гулять» хозяин поведет питомца на улицу, поэтому они бегут к двери. Но если сказать близкое по звучанию слово с другим смыслом, они прореагируют так же. То есть это уровень привычки, «стимул-реакция», а не осмысленная и произвольная реакция на обращенную речь. Примерно на этом же уровне привыкают «понимать» речь дети с нарушением распознавания обращенной речи. Однако любые изменения обстановки, формулировки, смена собеседника вызовут замешательство у ребенка.
Часто такие дети по поведению напоминают детей с РАС. Представьте, если бы вы росли в речевом вакууме. Это накладывает сильный отпечаток на всю эмоциональную, коммуникативную сферу, познавательное развитие (при отсутствии коррекции развивается вторичная умственная отсталость), поведение (про таких детей говорят, что они гиперактивные, но их проблемы поведения вызваны отсутствием внутренней речи, потому что речь даже во внутреннем плане не развивается, в отличие от чистой моторной алалии).
Нарушение понимания обращенной речи может быть обусловлено речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией. Сейчас модно разделять эти два нарушения в теории, однако на практике все равно мы редко видим чистую сенсорную алалию без нарушения слухового речевого восприятия.
Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?
Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными. Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания. В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.
В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи. Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам). Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный). Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.
Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора. И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком. Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.
Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей. А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена. А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.
Что делать, если ребенок не понимает речь?
На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис. Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов. Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.
А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.
Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).
Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются. Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются.
Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.
В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме.
В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба. Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет.
Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.
Причинами речевых нарушений могут быть:
- Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей: профессиональные «вредности», наркомания, алкоголизм и курение, аборты.
- Неблагоприятные факторы, потенциально влияющие на будущую речь ребенка во время беременности: токсикозы беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.), резус конфликт, падения и ушибы матери во время беременности, острые стрессовые ситуации, осложнения при родах.
- Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития: травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные заболевания головного мозга (менингит), недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм.
- Социальные факторы: двуязычие в семье, наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей, обстановка, когда родители сознательно «подстраиваются» под речь ребенка, «сюсюкают» с ним либо, напротив, невнимательно относятся к речи ребенка.
Итак, Вы обнаружили, что у Вашего ребенка не все звуки произносятся правильно и часть слов он «проглатывает» Что делать в таких случаях? Немедленно обращаться к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным!
Чаще всего задержка развития речи отражается на всем развитии ребенка – не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
Что может логопед?
На логопедических занятиях работа ведется по следующим направлениям:
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- Совершенствование фонематических процессов
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Обогащение, активизация словарного запаса речи;
- Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
- Развитие связной речи;
- Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Логопедическая работа проводится 2 раза в неделю. График работы — индивидуальный.
Чем именно мы занимаемся на логопедических занятиях?
Берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:
- По расширению и активизации словаря;
- По отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существи-тельных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
- По выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
- По обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.
Занятия по развитию связной речи включают обучение пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
На занятиях по развитию фонематического слуха ребенок учится различать звук на слух, вычленять его из речи («Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» и пр).
Занятия по развитию психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания и занятия по развитию мелкой моторики: массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика, формирование аккуратности и моторной ловкости.
Занятия по звукопроизношению включают следующие этапы:
- Артикуляционные упражнения;
- Коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.
Помните, что для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми!
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- Не ругать за неправильную речь;
- Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом;
- Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Если ребенок не умеет ходить к двум годам, родители понимают, что это нарушение развития. Однако к тому, что ребенок к двум годам не умеет разговаривать, родители обычно относятся по-разному. Некоторые слышали, что у знакомых дети начали сами говорить после трех лет, другие надеются на помощь детского сада в развитии речи. К сожалению, чуда не случается — речь ребенка всецело зависит от функционального развития головного мозга.
О неврологических нормах
Почему считается, что дети должны говорить в два года? Существуют неврологические нормы, основанные на физиологических данных. Неврологические критерии разрабатывались с учетом этапов развития работы мозга. Ребенок начинает ходить, когда в год-полтора у негоактивизируется двигательные функции, связанные с прямохождением, в том числе мозжечок. Нарушения двигательной сферы могут также привести к задержкам развития.
Речь как высшая функция мозга зависит от развития практически всех его отделов. Но два отдела особенно важны:
- зона Брока;
- зона Вернике.
Зона Брока в головном мозге отвечает за воспроизведение речи — ребенок учится говорить, повторяя за окружающими. Это моторная функция, которая имеет большое значение для развития ребенка. Зона Вернике отвечает за понимание речи, это — сенсорная функция. Обе области активизируются до 2-х лет, что соответствует нормам развития ребенка. Активизация может происходить с опозданием (это не является нарушением, хотя происходит достаточно редко), и ребенок может заговорить самостоятельно. Но всегда сохраняется риск более тяжелых нарушений.
Последствия задержки развития
Родители, которые ожидают, что ребенок заговорит к 3-4 годам, должны понимать, что отсутствие речи может привести к различным нарушениям:
- задержке психического развития;
- тикам;
- психологическим проблемам.
Для устранения задержки развития требуется неврологическая, психологическая и логопедическая помощь. К 7 годам ребенок должен быть готов к школьному обучению. Если терапию ребенку не проводить, задержка в развитии может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
С чего начать
Если вашему ребенку 2 года, но он еще не говорит, то стоит посетить речевого невролога. Именно с посещения этого специалиста начинается процесс выявления причин и лечениязадержки развития. В некоторых случаях требуется психоневролог. Врач осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования.
Для выявления причин нарушения могут понадобиться:
- анализы крови,
- ЭЭГ (электроэнцефалография),
- УЗДГ (ультразвуковая допплерография) сосудов головы и шеи,
- ВП (вызванные потенциалы) слуховые и/или зрительные,
- обследование сурдолога,
- МРТ (магнитно-резонансная томография).
Исследования необходимы для выявления причин нарушения развития головного мозга.
Однако не всегда причина заключается только в соматических нарушениях. Могут потребоваться консультации у специалистов, занимающихся педагогической коррекцией нарушений:
- нейропсихолога;
- дефектолога;
- логопеда.
Посещение этих специалистов необходимо для проверки состояния интеллекта, развития высших психических функций, выявления особенностей восприятия. По результатам диагностики будет разработана реабилитационная программа, учитывающая особенности маленького пациента. Такая программа будет эффективной именно благодаря своей индивидуальности. Ведь причины отставания в развитии бывают разными.
Родителям важно понимать, что упущенные в детстве проблемы оказывают влияние на всюдальнейшую жизнь ребенка. Из-за постоянной занятости зачастую этим нюансам не уделяется достаточного внимания, уповая на то, что само пройдет или «вот такой уродился». Если вы сомневаетесь в правильном развитии ребенка, лучше обратитесь к врачу.
Не надо следовать рекомендациям соседей и знакомых, отдавать ребенка в садик, чтобы он там всему научился. Отставание в развитии не преодолевается средой — его можно устранить только путем индивидуальной терапии и индивидуальных занятий, нацеленных на решение конкретных задач.
Организм ребенка — сложный механизм, он требует осторожного подхода. Советы людей, не имеющих медицинского образования, могут нанести непоправимый вред. Да и проявления чаще всего одинаковые, а причины нарушений у каждого ребенка свои. Лечение вашему ребенку может назначить только компетентный специалист, узконаправленно занимающийся восстановлением детей, — речевой невролог.