Пневмония у детей

Пневмонии у детей

Цель лекции : Ознакомить студентов с эпидемиологическими данными, классификацией, клиническими проявлениями пневмонии, принципами дифференциальной диагностики и основными подходами к терапии.

1. Определение, эпидемиология, классификация.

3. Критерии диагностики пневмонии.

4. Дифференциальная диагностика пневмонии.

5. Принципы терапии.

6. Диспансерное наблюдение.

1. Шабалов Н.П. Детские болезни Учебник.- С-Пб., 2010.

1. Внебольничная пневмония у детей: распространенность, диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа, Москва, 2012.

2. Таточенко В.К. Болезни органов дыхания у детей: практическое руководство В.К.Таточенко. – М.: «ПедиатрЪ», 2012. – 480 с.

3. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

4. Пульмонология: национальное руководство / под ред. А.Г.Чучалина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 960 с.

Пневмония (J13 — J18) — острое инфекционное заболевание легких различной (преимущественно бактериальной) этиологии, характеризующееся очаговым поражением респираторных отделов с внутриальвеолярной экссудацией, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или физикальным данным, а также по инфильтративным изменениям на рентгенограмме.

• Заболеваемость повышается в период эпидемии гриппа.

• У 0,4 – 1,8 % детей с ОРВИ болезнь осложняется пневмонией.

• Смертность 0,9-13,7 на 10 000 детского населения (управляемая причина).

• Факторы риска летального исхода – неблагоприятные социальные факторы и преморбидный фон, позднее обращение за медицинской помощью, позднее поступление в стационар

По месту возникновения (условиям инфицирования)

1.Внебольничная (амбулаторная, домашняя), возникшая у ребенка вне лечебного учреждения или в первые 48-72 часа госпитализации.

2. Внутрибольничная (госпитальная, нозокомиальная), развившаяся через 48-72 часа после госпитализации или выписки.

3. Пневмонии новорожденных:

— приобретенные (постнатальные): вне- и внутрибольничными.

4. Вентиляционная (ИВЛ-ассоциированная) — развивается у пациентов на ИВЛ: ранняя в

первые 72 часа и поздняя – 4 суток и более на ИВЛ.

5. Аспирационная — при заболеваниях, сопровождающихся рефлюксом, дисфагией, у больных с нарушением сознания.

6. Пневмония у лиц с иммунодефицитом.

Классификация по этиологии

• Вызванная атипичной флорой: хламидийная, микоплазменная

Классификация по морфологическим формам (рентгенологическим признакам)

5. Долевая (лобарная), в т.ч. крупозная как вариант течения

• Очаговая пневмония — один или несколько очагов пневмонической инфильтрации размером 1-2 см.

• Очагово-сливная пневмония (псевдолобарный инфильтрат) — неоднородная массивная пневмоническая инфильтрация, состоящая из нескольких очагов. Может осложняться деструктивными процессами и экссудативным плевритом.

• Сегментарная — пневмония, границы которой повторяют анатомические границы одного сегмента.

• Полисегментарная — пневмония, границы которой повторяют анатомические границы нескольких сегментов.

• Интерстициальная — наряду с негомогенными инфильтратами легочной паренхимы имеются выраженные, иногда преобладающие изменения в интерстиции легких. Развивается у больных иммунодефицитными состояниями.

• Острое (рассасывание до 6 недель)

• Затяжное (отсутствие обратной динамики процесса более 6 недель (1,5 – 6 – 8 мес.) (НП: сегментарный процесс)

Классификация по тяжести

Тяжесть пневмонии определяется выраженностью клинических проявлений и наличием осложнений

Пневмония у детей

Ключевой задачей современной вакцинации является профилактика инфекционных заболеваний, представляющих опасность для жизни человека. Поэтому большинство прививок (вакцин) внесены в календарный план и обязательно ставятся для искусственного формирования иммунитета против болезнетворных инфекционных агентов. Одной из таких вакцин является прививка против пневмококковой инфекции — наиболее распространенной разновидности пневмонии. Вместе с ведущим врачом-педиатром детской клиники МЕДСИ на Пироговской Мадиной Абдулаевой разберемся, что представляет собой пневмония, чем опасны ее последствия и в чем состоит сила вакцинации.

Что такое пневмония и как она возникает?

Пневмония — это острое инфекционное заболевание (воспаление) легочной ткани, которое вызывается вирусами, бактериями, грибками и паразитами. Как правило, наиболее сложно диагностировать вирусные пневмонии — из-за быстрого микробного инфицирования.

«Первопричиной вирусных пневмоний обычно являются вирусы, поражающие слизистую оболочку респираторного тракта, нарушающие барьерную функцию эпителия, снижающие местную иммунологическую защиту и облегчающие проникновение возбудителей в нижние отделы дыхательной системы. Там происходит интенсивное размножение микроорганизмов и развитие воспаления, в которое вовлекаются прилегающие участки легочной ткани», — рассказывает Мадина Абдулаева.

Чем опасна пневмония у детей и каковы ее последствия для здоровья?

Основными осложнениями пневмонии являются плеврит, легочная деструкция (абсцессы легочной ткани, буллы, пневмоторакс, пиопневмоторакс), эмпиема плевры, отек легких и легочно-сердечная недостаточность. Наиболее же грозное последствие заболевания — это инфекционно-токсический (бактериальный) шок.

Если говорить о последствиях пневмонии для здоровья ребенка, то в будущем у него могут возникнуть повторные инфекции дыхательных путей с длительным периодом восстановления и снижение местного иммунитета слизистой дыхательных путей. Дети, переболевшие пневмонией, находятся в группе риска по развитию бронхиальной астмы, туберкулеза легких, хронических бронхо-легочных заболеваний.

Пневмония у детей

От какой пневмонии делают прививки?

Наиболее частым возбудителем при развитии пневмонии (70-80% от числа всех пневмоний) является пневмококк. Пневмококки также провоцируют очень тяжелые менингиты, сепсис, реже артриты, остеомиелиты и миокардиты, острые средние отиты.

«Причиной пневмонии могут также быть другие бактерии, вирусы. Но наиболее часто все же встречаются пневмококковые пневмонии и поддаются они лечению все хуже и хуже в связи с ростом антибиотикорезистентности пневмококков — то есть, их нечувствительности к антибиотикам», — разъясняет эксперт.

Вакцинация пневмококковыми вакцинами может защитить ребенка только от пневмоний, которые вызваны теми серотипами пневмококка, которые входят в конкретную вакцину, и не могут уберечь от пневмоний, спровоцированных другими бактериями и вирусами. Поэтому, прививая ребенка, мы ставим цель защитить его не от всех, а от наиболее тяжелых пневмоний, часто плохо поддающихся лечению, а это, согласитесь, не менее важно.

Зачем нужно делать прививку от пневмонии детям?

Дети от 0 до 2-х лет особо восприимчивы к пневмококковой инфекции. К тому же, дети раннего возраста — основной источник заражения пневмонией взрослых.

«У детей, как правило, в силу особенностей иммунитета, все патологические процессы очень быстро развиваются, равно как очень быстро возникают и осложнения заболеваний, — рассказывает Мадина Абдулаева. — Поэтому главной целью вакцинации является снижение инвазивных и неинвазивных (ограничивающихся слизистыми оболочками) форм пневмококковой инфекции в различных возрастных группах, уменьшение частоты носительства пневмококка, создание коллективного иммунитета, уменьшение циркуляции антибиотикорезистентных штаммов пневмококка».

В каком возрасте нужно делать прививку от пневмонии?

Согласно национальному календарю, прививку от пневмококковой инфекции следует выполнять в 2 и в 4,5 месяца, а ревакцинация проводится коньюгированной вакциной на втором году жизни ребенка.

Если вакцинация не проведена до двухлетнего возраста, то выполняется однократная вакцинация, которую можно проводить как коньюгированной, так и полисахаридной вакциной.

Прививка Превенар: для чего ее делают?

Одной из наиболее популярных вакцин против пневмонии является Превенар 13. Она отлично исследована и завоевала высшие оценки экспертов, что дает уверенность в ее абсолютной безопасности даже для самых маленьких детей. Вакцинацию Превенаром проводят с раннего возраста для того, чтобы у малыша сформировались защитные антитела к 13 серотипам пневмококка, поскольку, как уже было сказано выше, дети особенно восприимчивы к пневмококковой инфекции.

Пневмония у детей

Возможно ли одновременно прививать ребенка от пневмонии и гриппа?

Вакцинацию от пневмококка и гриппа можно проводить в один день, но в разные места. Сочетаются они очень хорошо и не потенцируют реактогенное действие друг друга. Более того, постановка двух вакцин может даже взаимоусилить защитный эффект.

В том случае, если не удалось провести вакцинацию в один день, интервал должен составлять не менее четырех недель. Также нужно учитывать, что вакцинация от гриппа проводится лишь с шестимесячного возраста.

Какие виды прививок предлагают в 2020 году в России?

В 2020 году в нашей стране проводят такие вакцины, как Превенар 13 и Синфлорикс. Возможно, в скором времени вновь появится и вакцина Пневмовакс 23, которую делают детям с двухлетнего возраста.

Существуют ли противопоказания для постановки пневмококковой вакцины детям?

Противопоказания для введения пневмококковой вакцины следующие:

• ранее отмеченная повышенная чувствительность на введение пневмококковых вакцин;
• повышенная чувствительность к дифтерийному анатоксину и/или вспомогательным веществам, содержащимися в вакцине;
• наличие острых инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также хронические заболевания в стадии обострения (в подобных случаях вакцину ставят после выздоровления или в период ремиссии).

Какие у ребенка могут быть реакции и побочные эффекты, связанные с прививкой?

Как правило, чем младше ребенок — тем реже у него возникают реакции на данную вакцинацию. Наиболее частые реакции — местные: отек, покраснение, болезненность в месте введения вакцины.

Среди общих реакций можно выделить повышение температуры, раздражительность, снижение аппетита и нарушение режима сна. У детей старшего возраста при первичной вакцинации препаратом Превенар 13 наблюдается более высокая частота местных и общих реакций, по сравнению с детьми первого года жизни.

Очень редко могут возникать аллергические реакции в виде сыпи, одышки, бронхоспазма, отека Квинке, анафилактических проявлений. Однако такие реакции вероятны и при использовании любого лекарственного средства или пищевого продукта.

Пневмония у детей

Без дыхательной гимнастики тут не обойтись. Авторы документа говорят: заниматься нужно не менее 3-4 раз в неделю (а лучше, конечно, каждый день), начать с 10-15 минут, постепенно увеличивая нагрузку.

Даже при плохом самочувствии дыхательные и простые физические упражнения можно выполнять прямо в постели, лежа. Кстати, в документе написано, что после окончания лечения нужно соблюдать изоляцию еще 14 дней — самое время заняться собой. Минздрав рекомендует поликлиникам проводить занятия дистанционно — с помощью телемедицины. Но если ваша не настолько продвинута, в интернете можно найти записи дыхательных практик. А некоторые ресурсы по подписке проводят онлайн-занятия.

Пневмония у детей

Пневмония у детей

Согласно документу для окончательного выздоровления пациенты могут быть отправлены в санаторий, если это предусмотрено в региональных дорожных картах по лечению COVID-инфекции. Но и тут можно действовать самим: свежий воздух, прогулки где-нибудь в сосновом лесу или, если удастся, поездка к морю всегда на пользу.

В рекомендациях минздрава есть комплексы лечебной гимнастики для пациентов с разным уровнем состояния. Упражнений несколько десятков. Мы выбрали для примера несколько простых и универсальных.

Как заниматься дома

На что обратить внимание, восстанавливаясь после COVID-19, «РГ — Неделе» рассказала наш постоянный эксперт, врач-пульмонолог Пироговского центра (КДЦ Арбатский) Ольга Богуш.

— Сейчас уже ясно, что даже при легком течении заболевания многим не удается избежать осложнений. У некоторых наблюдается фиброз — поражение легких, когда нормальная ткань замещается соединительной. В легком, по сути, возникают рубцы. В результате уменьшается дыхательная поверхность легких. Если поражены небольшие участки, человек этого не замечает. Но если фиброз более выражен, возникает одышка.

Заниматься физическим восстановлением нужно обязательно. Прежде всего это дыхательная гимнастика — упражнения, направленные на восстановление дыхательной мускулатуры, укрепление мышц, которые отвечают за вдох и выдох. Важно задействовать нижние отделы легких, которые в обычной жизни для дыхания почти не используются. На это, например, направлены йоговские практики.

Многие мои пациенты, которые сейчас приходят ко мне на консультацию, занимаются по методике Бутейко — это особое «поверхностное» дыхание, при котором идет накопление углекислого газе в организме. Говорят, что им помогает. Но все же постковидным пациентам я прежде всего рекомендую «парадоксальную» гимнастику, которую много лет назад разработала Александра Стрельникова.

Эти упражнения хорошо работают при астме, других хронических заболеваниях легких. В рекомендациях минздрава, кстати, указано, что можно практиковать йоговское дыхание — и диафрагмальное, и так называемое полное. По способу выполнения эти дыхательные практики отличаются, но на состоянии легких хорошо сказываются и та и другая.

Пневмония у детей

Пневмония у детей

Важный момент: ограничиваться только дыхательными упражнениями не стоит, надо обязательно добавлять физическую нагрузку. Пока сохраняется сильная слабость, можно, лежа в постели, делать совсем простые вещи: надувать шарики, медленно выдыхать через тонкую трубочку в воду. Есть специальные дыхательные тренажеры — они полезные, хотя и довольно дорогие. Думаю, вполне можно обойтись и подручными средствами.

Когда физическое состояние позволит вставать, добавляем гимнастику. Если дома есть тренажер — шаговая дорожка или велосипед, используем их для увеличения аэробной нагрузки. Если нет, не страшно. Обычная энергичная ходьба, махи руками, наклоны туловища и другие элементарные упражнения помогут восстановиться быстрее.

Если есть возможность, занимайтесь на свежем воздухе. Самое простое и безопасное — ходьба в бодром темпе, можно подключить палки (скандинавская ходьба), использовать велосипед.

Иногда пациенты сами затягивают процесс восстановления. Например, у них сохраняется остаточный кашель, и они делают ингаляции с муколитиками — лазолваном или каким-то другим аналогичным препаратом. Этого без назначения врача делать не надо. Ингаляции для увлажнения дыхательных путей полезны — с минеральной водой, физраствором. Но если добавлять муколитики, это будет провоцировать кашель.

Хочу предупредить: если неприятные симптомы со временем не проходят — усиливается одышка, ухудшается самочувствие, кашель приобретает другой характер, к нему присоединяются хрипы, например, не надо лечиться самостоятельно, нужно обратиться к врачу и обследоваться.

Пневмония у детей

Пневмония у детей

Кроме гимнастики также хорошо выполнять вибрационный массаж. Это несложно: легко постучите себя ладонями по груди, животу и попросите кого-нибудь также прохлопать несколько минут по спине. Это помогает очистить дыхательные пути от слизи, работает как профилактика застойных явлений в легких.

Наконец, важный совет: я всем своим пациентам, в том числе и старшего возраста, рекомендую обязательно привиться не только от гриппа, но и против пневмококка. Такая прививка защитит от вторичной бактериальной пневмонии. Кстати, из примерно 40 моих пациентов с хроническими заболеваниями легких, которые были в этом сезоне привиты от пневмококка, коронавирусом заразился только один и переболел довольно легко. Так что, возможно, эта прививка, стимулируя иммунитет, помогает защититься и от коронавируса.

Методические рекомендации по реабилитации для больных COVID на сайте Минздрава предназначены прежде всего для врачей, но в конце документа приведено несколько полных комплексов лечебной и дыхательной гимнастики — взять их на вооружение может любой человек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector