Какие достижения ждут Вашего ребенка на пути к своему первому дню рождения?
Мозг маленького ребенка развивается с огромной скоростью, и периоды развития — от поднятия головки до умения сказать «Привет» — являются теми локаторами, которые педиатры используют, чтобы убедиться, что малыш приобретает важные двигательные, коммуникационные и социальные навыки по мере того, как он растет. Для родителей каждая улыбка, каждое «агу», каждый новый жест малыша является еще одним знаком, что он развивается в правильном направлении. Так что наблюдайте внимательнее и наслаждайтесь каждым большим и маленьким достижением крохи.
Моторные навыки и зрение
Новорожденный к 1 месяцу:
- при прикосновении к щечке около рта поворачивает голову в эту сторону (поисковый рефлекс)
- при касании ладошки пальцем незамедлительно сжимает ручкой палец (хватательный рефлекс)
- поворачивает голову и глаза по направлению к рассеянному свету. Зрение малыша все еще расплывчатое, наилучшее расстояние для фокусировки взгляда – 10 — 30 см
- предпочитает смотреть на выделяющиеся части лица: лоб, глаза, рот
- зрительно следит за ярким объектом, когда он медленно перемещается
- воспринимает цвет приблизительно в 3 месяца
- раскрывает кулачки
- лежа на животике, ребенок может поднимать голову и плечи
- может недолго держать игрушку, если Вы кладете ее в его ладонь (еще не использует большие пальцы)
- подносит ручки к глазам — начало одновременной работы глаз и рук
- начинает переворачиваться с животика на спину (никогда не оставляйте кроху без присмотра на приподнятой поверхности)
- достает объекты
- подносит игрушки ко рту и изучает их
- переворачивается в обе стороны
- сидит без поддержки; стоит с чьей-либо помощью
- поднимает игрушки большим и безымянным пальцами
- может попеременно садиться и ложиться
- ползает (хотя некоторые детей пропускают эту фазу)
- может карабкаться по лестнице
- встает в неустойчивом положении за месяц или два перед тем, как сделать первый шаг
- начинает ходить, держась за мебель
- показывает указательным пальцем
- может класть вещи, не роняя их
- может сознательно бросать игрушки (это может начаться и раньше)
- поднимает маленькие предметы с помощью указательного и большого пальцев
- пьет из чашки с небольшой помощью
- пытается есть сам ложкой, хотя очень неаккуратно
- делает первые шаги
Слух и речь
Новорожденный к 1 месяцу:
- плачет, если что-то хочет
- отличает голоса родителей, узнает родной язык, рассказы и песни, услышанные еще в утробе матери
- вздрагивает или кричит при громких звуках
- перестает двигаться и слушает речь и другие звуки
- начинает издавать охи и ахи
- участвует в "беседах", поочередно издавая звуки и ожидая Вашей реакции
- отдает предпочтение голосу матери и может различать мужские и женские голоса
- смотрит на звук или голос
- улыбается, когда с ним разговаривают
- реагирует на изменения в тоне голоса (печаль, волнение, гнев)
- произносит несколько согласных звуков: б, г, к, м, п
- привлекает Ваше внимание, смотря на Ваше лицо и произнося звуки
- выражает настроение с помощью звуков и жестов
- замечает Ваши реакции, экспериментируя с тоном и громкостью звуков
- может узнавать часто слышимые слова (например, животик или ножки)
- может реагировать на имя, глядя на Вас или замирая
- начинает соединять похожие слоги, часто используя б и д (ба-ба, да-да)
- реагирует на простые команды (садись, иди сюда)
- подражает жестам: раскрывает ручку, изображая просьбу “дай мне”, машет на прощание
- приносит игрушки, демонстрируя Вам намерение общаться
- может указывать на части тела (носик, животик)
- может сказать первое слово
Эмоции и чувства
- смотрит глаза в глаза и различает лица людей
- узнает запах матери, голос и, за несколько дней, ее лицо
от 6 недель до 3 месяцев:
- осознанно улыбается к концу этого периода
- ожидает: перестает плакать при виде груди или бутылочки
- последовательно улыбается знакомым людям и начинает суетиться, когда они уходят
- может показать ревность, когда мама проявляет внимание другому ребенку
- смеется, часто слыша определенные звуки
- может отражать эмоции других (плачет, когда другой ребенок плачет или печалится, когда Вы хмуритесь) — начало сочувствия
- любит двигаться под музыку
- возбуждается при виде знакомых людей или игрушек
- проявляет страх и гнев
- любит играть, например в «Ку-ку» или «Сороку»
- все более и более опасается незнакомых людей или ситуаций — начало беспокойства при разлуке
- смотрит на Вас, если неуверен, как вести себя в ситуации – начало социальной адаптации
10,5 – 13 месяцев:
- начинает показывать предпочтение игрушкам в соответствии с полом (машинки и военные игрушки для мальчиков, мягкие игрушки для девочек)
- начинает проявлять интерес к другим детям
- любит игры, где нужно соблюдать очередь
- проявляет привязанность ко многим людям
Нормально ли развивается мой ребенок?
Очень часто молодые мамочки задаются этим вопросом после прочтения возрастных нормативов и медицинских стандартов, например таких, как были приведены в данной статье. Также подобный вопрос возникает, глядя на соседнего «годовасика», который уже во всю бегает, в то время как Ваш кроха в свои 1,4 года все еще очень любит ползать и не особенно проявляет желание к пешим путешествиям.
«Существует очень широкий диапазон того, что считается нормальным в любом из описанных выше периодов», — объясняет Михаил Пантелеев, педиатр. «Кроме того, это не гонка. Ребенок, который произносит свое первое «ба-ба» в двенадцать месяцев, будет говорить точно так же как и тот, кто начал произносить это в девять месяцев».
Однако педиатр, наблюдающий Вашего ребенка, может заняться более глубокими исследованиями, если малыш не достиг какого-то навыка в пределах нормального периода (например, не начав ходить к полутора годам), или если Ваш ребенок получил умение, и затем потерял его — это известно как период регрессии. Если Вы беспокоитесь, то поговорите со своим доктором.