Отставание в умственном развитии

Задержка развития детей. Статическая энцефалопатия. Прогрессирующая умственная отсталость.

I. Замедленное развитие проявляется отставанием ребенка в одной или нескольких сферах. Это может быть определено при помощи специального скрининг-теста (Denver Developmental Test), либо более специфичного тестирования умственных способностей по интеллектуальной детской шкале Векслера (WISC III) или тестов развития, таких как Wide Range Achievement Tests-Revised (WRAT-R) или Peabody Individual Achievement Tests. Проведение обоих тестов (интеллектуального развития и тестов развития) требует направления к психологу или специалисту, имеющему опыт в проведении тестирования и оценке его результатов. Различают две основные формы задержки развития: не прогрессирующую и прогрессирующую.

II. Статическая энцефалопатия. Статической энцефалопатией называют не прогрессирующее отставание в развитии. Признаки отставания могут быть очевидны либо с момента рождения ребенка, либо становятся заметны позже, когда ребенок оказывается не в состоянии преодолевать основные этапы развития ожидаемыми темпами. Процесс развития ребенка продолжается с задержкой. При этом навыки, приобретенные ранее, ребенок не утрачивает. Дети с этой патологией не достигают нормального функционального уровня, однако этапы их развития схожи с таковыми у обычных детей.

III. Этиология статических энцефалопатии
Не прогрессирующее отставание во многих функциональных областях. Потенциальные факторы статических энцефалопатии: хромосомные нарушения, пороки развития головного мозга, внутриутробные инфекции и перинатальная ишемия головного мозга. Церебральные нарушения вследствие перенесенных менингитов, энцефалитов, гипоксии и черепно-мозговой травмы также могут лежать в основе данной патологии.

Отставание в умственном развитии

Не прогрессирующее отставание в одной функциональной области. Не прогрессирующая задержка в развитии двигательных функций может наблюдаться у детей с церебральным параличом и врожденными миопатиями. Не прогрессирующее изолированное отставание в развитии речи может сопутствовать глухоте, аутизму и нарушениям развития речи.

IV. Прогрессирующая умственная отсталость. Ребенок с прогрессирующей умственной отсталостью вначале перестает осваивать новые навыки, а затем теряет приобретенные ранее. Необходимо дифференцировать широкий круг заболеваний, включая дегенеративные, метаболические, инфекционные и опухолевые поражения. Выявленные у ребенка симптомы и признаки следует оценивать в их сочетании. У некоторых детей возможны диффузные расстройства центральной нервной системы. Таким детям свойственны нарушения как в умственной, так и в двигательной сферах. В начале заболевания возможно преобладание симптомов и признаков, характеризующих либо двигательную, либо умственную сферы, но в последующем происходит прогрессирование функциональных нарушений в других областях. У некоторых детей регрессия может быть ограничена нервно-мышечной системой. Например, у детей с дегенеративными мозжечковыми нарушениями может наблюдаться прогрессирующее расстройство координации с сохранением познавательной функции, а у детей с мышечными дистрофиями возможно отставание в двигательных навыках.

Этиология дегенеративных нарушений

1. Расстройства с преимущественным вовлечением белого вещества проявляются спастической и моторной регрессией. На магнитно-резонансной томограмме (МРТ) определяется отчетливаялемиелинизация. Данная категория, например, включает метахроматическую лейкодистрофию, глобоидно-клеточную лейкодистрофию, болезнь Александера/болезнь Канавана, болезнь Пелицеуса-Мерцбахера (суданофильная лейкодистрофия), адренолейкодистрофию.

2. Расстройства с преимущественным вовлечением серого вещества начинаются с утраты или снижения познавательной функции. К этой категории относят аминоацидурии, органические ацидурии, молочную ацидемию (болезнь Лейха), болезнь Тея-Сакса (ранняя детская амавротическая идиотия), восковидный липофусциноз, синдром Ретга.

3. Расстройства с преимущественным нарушением позы или движения. К патологии, одним из проявлений которой может быть нарушение тонуса, относят торсионную дистонию, болезнь Вильсона (гепатоцеребральная дистрофия), синдром Галлервордена-Шпатца, болезнь Ниманна-Пика (липоидный гистиоцитоз, тип С). Ригидность, хорея или тремор могут наблюдаться при юношеской болезни Хантингтона и юношеском паркинсонизме. Хорея — ведущий-компонент синдрома Леша-Ниена.

4. Расстройства с преобладанием атаксии. Расстройство координации движений может быть одним из проявлений многих дегенеративных и метаболических нарушений. Наиболее ярко оно проявляется при атаксии-телеангиэктазии, болезни Рефсума, абеталипопротеинемии (акантацитоз), наследственной атаксии Фридрейха и многих других семейных атаксических синдромах (Гилмана, Бледела и Лехтенберга).

5. Расстройства с преимущественным вовлечением периферической нервной системы (ПНС). Нейропатии с демиелинизацией характерны для глобоидно-клеточной и метахроматической лейкодиотрофий. При нейроаксональной дистрофии определяется сочетание деменции, гипотонии и арефлексии. У ребенка с болезнью Фабри (наследственный дистопический липоидоз) имеют место ангиоэктатические кожные высыпания и болезненная сенсорная нейропатия.

Заболевания с поражением ЦНС и других органов

1. Заболевания с выраженными дисморфическими особенностями отличаются грубыми изменениями черт лица. К этой категории относят мукополисахароидоз, муколипидоз, сиалидоз и GM ганглиозидоз.

2. Заболевания с органомегалией и поражением ЦНС. Гепатомегалия наиболее часто встречается при мукополисахароидозе, галактоземии, болезни Помпе (генерализованный гликогеноз), синдроме Зельвегера, GM ганглиозидозе и болезни Ниманна-Пика (липоидный гистиоцитоз). Спленомегалия более характерна для второго типа болезни Гоше (наследственный глюкоцереброзидоз).

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Отставание в умственном развитии

Основная причина умственной отсталости часто остается неясной, несмотря на обширные клинические исследования. На основе методов магнитно-резонансной томографии in vivo было проведено множество исследований с целью выявления структурных нарушений головного мозга у пациентов с умственной отсталостью. Большинство из этих исследований были выполнены вполне качественно и были сосредоточены на изменениях белого вещества у пациентов с умственной отсталостью, в то время как изменения коры головного мозга изучены в меньшей степени. Количественный анализ целостности коры с измерением толщины коры может дать новое понимание патологии серого вещества при умственной отсталости. Количественные исследования необходимы для дальнейшего изучения структурных нарушений мозга у пациентов с умственной отсталостью. Согласно нейропатологическим исследованиям, патология умственной отсталости связана с потерей нейронов и дисгенезом во множестве областей коры мозга. Таким образом, количественные карты целостности коры мозга пациентов с умственной отсталостью могут способствовать пониманию патогенеза этого расстройства.

При исследовании коры мозга сегодня рекомендуется проводить не ручную и достаточно трудоемкую обработку отдельных регионов коры (ROI) , а автоматизированную морфометрию на основе вокселей (VBM). Кроме того, методы, основанные на ROI, должны априори определять область интереса и ограничивать выявление изменений в других местах коры головного мозга. Недавно были разработаны усовершенствованные подходы к обработке изображений для измерения толщины кортикального слоя путем вычисления расстояния между серым веществом и поверхностями белого вещества по всей кортикальной мантии. Действительно, толщина коры является более прямым и биологически значимым измерением, которое может отражать размер, плотность и расположение клеток. Отношения между толщиной коры и IQ также исследовались многими исследователями для определения нейроанатомических субстратов человеческого интеллекта.

Замечено, что у пациентов с умственной отсталостью значительно уменьшена толщина кортикального слоя во многих областях мозга. Наиболее часто эти области включают в себя: двухстороннее поражение извилин ( лингвальная, веретенообразная, парагиппокампальная, височный полюс) , левую нижнюю височную извилину, правую латеральную орбитофронтальную кору и правую прецентральную извилину. Некоторые исследователи пациентов с задержкой умственного развития показали значительное уменьшение регионального объема серого вещества в затылочных долях, лобных долях, правой височной доле и двусторонней теменной доле. Интерпретация таких результатов, однако, затруднительна, учитывая, что на этапе сглаживания VBM могут использоваться структуры, которые находятся в непосредственной пространственной близости, но не тесно связаны анатомически. Кроме того, интерпретация различий, полученных с помощью VBM, может быть затруднена, поскольку она не измеряет фактическую физическую характеристику напрямую.

Более низкие региональные объемы серого вещества также отмечались в парагиппокампальной извилине и прецентальной извилине у пациентов с синдромом ломкой Х хромосомы по сравнению с обычно развивающимися мальчиками. Напомним читателю моего Блога , что парагиппокампальная извилина и лингвальная извилины участвуют в пространственной обработке информации, а также в кодировании новизны и памяти. Активации в парагиппокампальной извилине, лингвальной извилине, веретенообразной извилине и нижней височной извилине были задокументированы во многих исследованиях рабочей памяти. Таким образом, наблюдаемое уменьшение толщины кортикального слоя в этих регионах может быть связано с дефицитом рабочей памяти, о котором часто сообщалось при умственной отсталости.

Классически, развитие центральной нервной системы делится на три основных этапа: генерация нейронов, миграция и дифференциация / созревание. Аберрации на одном или нескольких из этих этапов могут иметь долгосрочные последствия для целостности более высоких когнитивных способностей. Во многих исследованиях сообщалось о нарушениях развития у пациентов с умственной отсталостью. В своем обзоре G. Schaefer et al. ( 1999 ) описал общие пороки развития головного мозга, связанные с нарушениями развития у пациентов с умственной отсталостью. У пациентов с неклассифицированной умственной отсталостью во многих исследованиях сообщалось об уменьшении количества и длины дендритных ветвей, а также о аберрантной морфологии и количестве дендритных шипов. Возможно , в качестве альтернативы, наблюдаемое уменьшение толщины кортикального слоя у пациентов с умственной отсталостью может быть вторичным следствием недостаточного вклада в определенные области мозга, вызванного первичными аномалиями белого вещества.

Используя различные методы нейровизуализации, аномалии белого вещества интенсивно исследовались у пациентов с умственной отсталостью. Например, во многих исследованиях МРТ сообщалось об аномалиях мозолистого тела и изменениях белого вещества у пациентов с умственной отсталостью. Исследования диффузионной тензорной визуализации также показали, что у пациентов с умственной отсталостью фракционная анизотропия значительно ниже, чем у здоровых людей во многих трактах белого вещества. Следовательно, очаговое повреждение белого вещества и его связности у пациентов с умственной отсталостью может быть причиной уменьшения толщины коры в соответствующих областях коры головного мозга.

При умственной отсталости уменьшение толщины коры может быть вызвано различными механизмами. Во-первых, уменьшение толщины коры может быть связано с первичными гистопатологическими аномалиями развития, включая дефектную генерацию или миграцию нейронов, плотность клеток и микроколоночные изменения.

Уменьшение толщины кортикального слоя может быть анатомическим субстратом для нарушения когнитивного функционирования и дефицита адаптивного поведения у пациентов с умственной отсталостью. Толщина кортикального слоя может быть суррогатным маркером при клинических испытаний нейропротекторных препаратов.

Задержка развития детей. Статическая энцефалопатия. Прогрессирующая умственная отсталость.

I. Замедленное развитие проявляется отставанием ребенка в одной или нескольких сферах. Это может быть определено при помощи специального скрининг-теста (Denver Developmental Test), либо более специфичного тестирования умственных способностей по интеллектуальной детской шкале Векслера (WISC III) или тестов развития, таких как Wide Range Achievement Tests-Revised (WRAT-R) или Peabody Individual Achievement Tests. Проведение обоих тестов (интеллектуального развития и тестов развития) требует направления к психологу или специалисту, имеющему опыт в проведении тестирования и оценке его результатов. Различают две основные формы задержки развития: не прогрессирующую и прогрессирующую.

II. Статическая энцефалопатия. Статической энцефалопатией называют не прогрессирующее отставание в развитии. Признаки отставания могут быть очевидны либо с момента рождения ребенка, либо становятся заметны позже, когда ребенок оказывается не в состоянии преодолевать основные этапы развития ожидаемыми темпами. Процесс развития ребенка продолжается с задержкой. При этом навыки, приобретенные ранее, ребенок не утрачивает. Дети с этой патологией не достигают нормального функционального уровня, однако этапы их развития схожи с таковыми у обычных детей.

III. Этиология статических энцефалопатии
Не прогрессирующее отставание во многих функциональных областях. Потенциальные факторы статических энцефалопатии: хромосомные нарушения, пороки развития головного мозга, внутриутробные инфекции и перинатальная ишемия головного мозга. Церебральные нарушения вследствие перенесенных менингитов, энцефалитов, гипоксии и черепно-мозговой травмы также могут лежать в основе данной патологии.

Отставание в умственном развитии

Не прогрессирующее отставание в одной функциональной области. Не прогрессирующая задержка в развитии двигательных функций может наблюдаться у детей с церебральным параличом и врожденными миопатиями. Не прогрессирующее изолированное отставание в развитии речи может сопутствовать глухоте, аутизму и нарушениям развития речи.

IV. Прогрессирующая умственная отсталость. Ребенок с прогрессирующей умственной отсталостью вначале перестает осваивать новые навыки, а затем теряет приобретенные ранее. Необходимо дифференцировать широкий круг заболеваний, включая дегенеративные, метаболические, инфекционные и опухолевые поражения. Выявленные у ребенка симптомы и признаки следует оценивать в их сочетании. У некоторых детей возможны диффузные расстройства центральной нервной системы. Таким детям свойственны нарушения как в умственной, так и в двигательной сферах. В начале заболевания возможно преобладание симптомов и признаков, характеризующих либо двигательную, либо умственную сферы, но в последующем происходит прогрессирование функциональных нарушений в других областях. У некоторых детей регрессия может быть ограничена нервно-мышечной системой. Например, у детей с дегенеративными мозжечковыми нарушениями может наблюдаться прогрессирующее расстройство координации с сохранением познавательной функции, а у детей с мышечными дистрофиями возможно отставание в двигательных навыках.

Этиология дегенеративных нарушений

1. Расстройства с преимущественным вовлечением белого вещества проявляются спастической и моторной регрессией. На магнитно-резонансной томограмме (МРТ) определяется отчетливаялемиелинизация. Данная категория, например, включает метахроматическую лейкодистрофию, глобоидно-клеточную лейкодистрофию, болезнь Александера/болезнь Канавана, болезнь Пелицеуса-Мерцбахера (суданофильная лейкодистрофия), адренолейкодистрофию.

2. Расстройства с преимущественным вовлечением серого вещества начинаются с утраты или снижения познавательной функции. К этой категории относят аминоацидурии, органические ацидурии, молочную ацидемию (болезнь Лейха), болезнь Тея-Сакса (ранняя детская амавротическая идиотия), восковидный липофусциноз, синдром Ретга.

3. Расстройства с преимущественным нарушением позы или движения. К патологии, одним из проявлений которой может быть нарушение тонуса, относят торсионную дистонию, болезнь Вильсона (гепатоцеребральная дистрофия), синдром Галлервордена-Шпатца, болезнь Ниманна-Пика (липоидный гистиоцитоз, тип С). Ригидность, хорея или тремор могут наблюдаться при юношеской болезни Хантингтона и юношеском паркинсонизме. Хорея — ведущий-компонент синдрома Леша-Ниена.

4. Расстройства с преобладанием атаксии. Расстройство координации движений может быть одним из проявлений многих дегенеративных и метаболических нарушений. Наиболее ярко оно проявляется при атаксии-телеангиэктазии, болезни Рефсума, абеталипопротеинемии (акантацитоз), наследственной атаксии Фридрейха и многих других семейных атаксических синдромах (Гилмана, Бледела и Лехтенберга).

5. Расстройства с преимущественным вовлечением периферической нервной системы (ПНС). Нейропатии с демиелинизацией характерны для глобоидно-клеточной и метахроматической лейкодиотрофий. При нейроаксональной дистрофии определяется сочетание деменции, гипотонии и арефлексии. У ребенка с болезнью Фабри (наследственный дистопический липоидоз) имеют место ангиоэктатические кожные высыпания и болезненная сенсорная нейропатия.

Заболевания с поражением ЦНС и других органов

1. Заболевания с выраженными дисморфическими особенностями отличаются грубыми изменениями черт лица. К этой категории относят мукополисахароидоз, муколипидоз, сиалидоз и GM ганглиозидоз.

2. Заболевания с органомегалией и поражением ЦНС. Гепатомегалия наиболее часто встречается при мукополисахароидозе, галактоземии, болезни Помпе (генерализованный гликогеноз), синдроме Зельвегера, GM ганглиозидозе и болезни Ниманна-Пика (липоидный гистиоцитоз). Спленомегалия более характерна для второго типа болезни Гоше (наследственный глюкоцереброзидоз).

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Умственной отсталостью называют общее психическое недоразвитие, которое сопровождается снижением уровня интеллекта и затрудняет или делает невозможной полноценную социальную адаптацию. Умственная отсталость негативно влияет на все аспекты развития ребенка, однако, этот диагноз не стоит рассматривать, как приговор.

Комплексное воздействие, индивидуальный подход к обучению и продуманная социальная реабилитация помогают многим детям с умственной отсталостью успешно адаптироваться в обществе и вести нормальную жизнь.

Почему возникает умственная отсталость?

Умственная отсталость может возникать по различным причинам. В числе наиболее распространенных:

  • проблемы во время беременности : перенесенные матерью инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, грипп) и паразитарные заболевания (токсоплазмоз), прием алкоголя и некоторых лекарственных препаратов, выраженные нарушения обменных процессов в организме женщины вследствие истощения или соматических заболеваний и т.д.;
  • трудные роды : слишком быстрые или затяжные роды, асфиксия в родах и т.д.;
  • генетические факторы : хромосомные аномалии, случайные мутации отдельных генов и т.д.;
  • инфекционные заболевания и травмы головного мозга;
  • некоторые заболевания с нарушением обмена веществ (например, фенилкетонурия);
  • неблагоприятные условия для жизни (недостаток питания, отсутствие нормального ухода) и педагогическая запущенность в раннем детстве;
  • сочетания нескольких неблагоприятных факторов, например, травмы головного мозга и неблагоприятных условий жизни, педагогической запущенности.

Как проявляется умственная отсталость?

При умственной отсталости ребенок не просто отстает в развитии от сверстников. Его развитие становится своеобразным, приобретает особые черты и осуществляется замедленно, порой — с резкими отклонениями. Дети часто ослаблены, раздражительны или слишком заторможены. Они с трудом осваивают навыки самообслуживания, проявляют меньше интереса к играм и рисованию или выполняют эти действия на упрощенном уровне. Для усвоения знаний и алгоритмов действий, понимания связей между предметами и явлениями им требуется гораздо больше повторений, чем их здоровым сверстникам.

У таких детей зачастую снижена способность к эмоциональным контактам с взрослыми, может отсутствовать потребность в общении. Они позже начинают говорить, используют меньше слов и строят упрощенные речевые конструкции, плохо запоминают и быстро забывают новую информацию, испытывают затруднения при распространении старого опыта на новые ситуации, тяжело решают задачи, требующие наглядно-образного мышления. Дети с умственной отсталостью легко поддаются воле другого человека, часто бывают импульсивными, несамостоятельными и безынициативными. Их эмоции упрощены и нередко проявляются в крайней форме.

С учетом выраженности нарушения интеллекта в настоящее время выделяют 4 степени умственной отсталости :

  • Легкая (IQ от 50 до 69) — ребенок обучаем, приобретает навыки общения, наблюдается некоторое отставание в сенсорной и двигательной сферах. Может освоить несложную профессию, завести семью — то есть, быть нормально социально адаптированным человеком, но в сложных ситуациях нуждается в помощи.
  • Умеренная (IQ от 35 до 49) — возможно обучение некоторым практическим навыком и простым приемам общения. Наблюдается выраженное недоразвитие двигательной сферы. Полноценная социальная адаптация затруднена, нуждается в помощи или контроле других людей.
  • Тяжелая (IQ от 20 до 34) — речь отсутствует, воспитание и обучение в раннем возрасте невозможно, в школьные годы можно обучить нескольким словам и элементарным гигиеническим навыкам. Способны к частичному самообслуживанию под контролем других людей.
  • Глубокая (IQ меньше 20) — речь и узнавание объектов отсутствует, обучение невозможно, нуждаются в постоянном уходе.

Диагностика и лечение

Раннее выявление умственной отсталости дает возможность составить и воплотить в жизнь индивидуальную программу лечебно-коррекционных мероприятий, обучения и социальной адаптации ребенка, обеспечив ему наиболее благоприятные условия для развития. Поэтому всех малышей нужно регулярно показывать педиатру, неврологу, детскому психиатру, чтобы не пропустить соответствующие признаки, а при подозрении на умственную отсталость необходимо как можно раньше пройти полное обследование.

Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр, который подберет необходимый объём диагностических мероприятий : нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, тест Векслера (определение степени умственной отсталости), ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку.

В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия и коррекционно-развивающие (логопедические, дефектологические) занятия, БОС-терапия, групповая терапия (психологический МИМ-театр).

Своевременная диагностика и коррекция легкой умственной отсталости позволяют добиться хороших результатов!

Вырастая, дети становятся полноценными членами общества, получают профессии, самостоятельно зарабатывают на жизнь, заводят семьи. При более тяжелых степенях умственной отсталости такая коррекция невозможна, однако не стоит отчаиваться — во многих случаях таких детей можно обучить общению и навыкам самообслуживания, существенно облегчив жизнь и им самим, и тем, кто за ними ухаживает.

Так же, врач-психиатр определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.

Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.

Отставание в развитии ребенка невозможно не заметить. Конечно, в графике появления тех или иных навыков могут быть небольшие сроки сдвигов, но обычно они не превышают допустимой поправки. Если же малыш, например, 7 месяцев не может сидеть самостоятельно, это уже повод для серьезного беспокойства.

Отставание физического развития имеет разные причины. Чаще всего данный факт объясняется неправильным уходом за младенцем, значительную роль в процессе играет питание и генетика. Нередко отставание обусловлено заболеваниями, требующими длительного лечения под постоянным контролем детского травматолога.

Чтобы исключить наличие подобных проблем, родителям нужно обязательно проконсультироваться с грамотным специалистом. В многопрофильном центре «Эдкарик», который в Калининграде хорошо знают малыши и их родители, работают настоящие профессионалы.

Общие сведения

Термин задержка моторного развития (ЗМР) используется в детской ортопедии, если у ребенка наблюдается запаздывание либо недостаточное развитие двигательных навыков. Критическим считается отставание на два месяца и более от графика. Стоит напомнить, что уровень развития двигательных функций при оценке здоровья деток первого года является основным критерием.

Если ребенок к месяцу хорошо удерживает головку, а к полугоду уверенно сидит, значит, у него все в порядке с достижениями обязательных навыков. В противоположной ситуации требуется тщательное расследование, которое позволит выяснить причину отставания. Хотя чаще всего ЗМР связано с перинатальными поражениями ЦНС, при диагностике могут быть обнаружены иные причины.

Этиология проблемы

Почти треть случаев ЗМР происходит неожиданно. Первые несколько месяцев малыш может развиваться нормально, а потом на очередном приеме выясняется, что ребенок отстает от сверстников. Такие нарушения могут иметь психосоматические или физиологические причины. Поскольку выявляются подобные нарушения очень рано, в большинстве случаев удается вернуть ребенка к нормальной жизни.

При тяжелых формах нарушения, особенно обусловленных генетическим заболеванием, потребуется длительная коррекционная терапия.

Основные причины задержки

Истоки отставания физического развития могут иметь долгую историю, как при отягощенной наследственности. Влияет на развитие будущего ребенка образ жизни его матери во время беременности. Часто отставание медики связывают со сложными родами. Если объединить наиболее распространенные факторы, получиться список основных причин задержки:

  • гипоксия и поражения цнс в перинатальном периоде;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • перенесенные будущей мамой инфекции;
  • аномалии развития опорно-двигательного аппарата;
  • врожденные патологии;
  • заболевания ребенка в первые недели жизни.

При беглом осмотре выяснить причину отставания нельзя. Только детальная диагностика поможет установить источник проблемы.

Признаки отставания

Основными ориентирами для родителей могут стать следующие признаки:

  • К 2 месяцам ребенок не удерживает самостоятельно головку.
  • В три месяца у него нет «комплекса оживления», то есть он не тянет ручки к игрушкам, не опирается на предплечья, когда лежит на животике.
  • В возрасте 4-5 месяцев не может сам перевернуться со спины на живот или на бок.
  • К 6 месяцам не сидит и не переворачивается.
  • В 8 мес. сидит только с опорой, но ползать не может.
  • К 9 месячному возрасту не может встать без помощи взрослых.
  • В год ходит только с поддержкой, но не способен приседать.

Наряду с неврологическими синдромами при ЗМР наблюдается гипертонус конечностей, или, наоборот, гипотония мышц. При сочетании с тяжелыми перинатальными патологиями отставание может вылиться в ДЦП.

Последствия

Даже незначительная задержка физического развития тормозит умственное развитие. Объясняется это тем, что двигательная активность является главным инструментом для ребенка на пути познания окружающего мира. Поэтому на фоне моторной недостаточности у таких деток отмечается задержка речевого развития, нарушаются статические функции. У дошкольников с ЗМР сложности с координацией, они не могут удерживать равновесие, не могут самостоятельно одеться и раздеться. Такие дети растут беспомощными и инфантильными. У них всегда возникают проблемы с адаптацией в коллективе.

Когда обращаться к детскому ортопеду

Двигательные способности ребенка развиваются постепенно. Причем появление навыков связано напрямую с состоянием позвоночника по направлению сверху вниз. То есть сначала малыш учится держать головку, потом переворачивается, а при этом задействован плечевой пояс. При отставании появление двигательных навыков сдвигается по срокам.

Чтобы проблема не обрастала, как «снежный ком», новыми неожиданностями, необходимо регулярно консультироваться с детскими специалистами. Так, в плановом графике каждого малыша до года числится 4 посещения ортопеда-травматолога. Недоношенные малыши проходят осмотры чаще.

Родители не должны расценивать частые визиты к данному специалисту, как чью-то прихоть. Развитие ребенка, как и формирование у него навыков, происходит поэтапно. Поэтому какие-то отклонения от нормы просто невозможно сразу заметить.

Помощь нашего центра — важный шаг к здоровью

Многопрофильный детский центр «Эдкарик» — это современное медицинское учреждение, оснащенное самым передовым оборудованием. Все малыши у нас могут получить полный комплекс диагностических процедур и качественное лечение. Опытный детский ортопед- травматолог осмотрит малыша, и отправит на обследование, если причина отставания ребенка связана с проблемами опорно-двигательного аппарата.

В перечень наших преимуществ входит:

  • Профессионализм врачей и среднего медперсонала.
  • Высокая культура обслуживания.
  • Отсутствие очередей.
  • Индивидуальный подход к каждому пациенту.
  • Отдельно хочется отметить особую атмосферу нашего центра. Здесь малыши и взрослые чувствуют себя уютно и спокойно, что позитивно отражается на их настроении.

После назначения курса лечения врач будет контролировать на всех этапах динамику состояния ребенка. Если вы проживаете в Калининграде или области, позвоните в наш центр, чтобы записаться на прием к детскому ортопеду.

К этой группе расстройств относятся различные по этиологии, патогенезу и клиническим особенностям состояния легкой интеллектуальной недостаточности (IQ 70–79%), занимающие промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой (Ковалев В.В., 1979). В МКБ-10 ЗПР относится к специфическим расстройствам психического развития и включена как синдром в структуру соответствующего психического, неврологического или соматического заболевания, что встречает возражения со стороны некоторых отечественных исследователей.

Границы этой группы во многом определяются требованиями общества к умственным способностям детей. Большему выявлению расстройства способствует рост уровня таких требований (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала учения и др.) В части случаев ЗПР примыкает к дебильности, в другой части – к нарушениям т. н. предпосылок интеллекта. Во многих случаях выявляется тенденция к достижению нормальных показателей интеллекта или значительной компенсации когнитивного дефицита при специальных условиях воспитания и обучения. Этиология пограничных форм неоднородна. Вероятными причинами развития ЗПР являются:

Генетическая и/или конституциональная незрелость структур головного мозга, ответственных за познавательную деятельность и речь (лобной, а также функционально связанных с нею областей теменной и височной коры больших полушарий). Так, конкордантность по дислексии (нарушениям чтения и письма, по терминологии шведских исследователей) среди монозиготных близнецов составляет 100%, у дизиготных близнецов – 30%. Возрастает число факторов риска для антенатального периода развития организма: нейроинфекции, гипоксия, употребление некоторых медикаментов и т. д. Например, ныне обсуждается возможность тератогенного эффекта бензодиазепинов, особенно в начале беременности;

Неадекватное, изнеживающее воспитание, когда у ребенка не формируются познавательные потребности, потребность в труде, самодисциплина, чувство ответственности, обязательность, способность к самоограничениям, упорство в достижении цели, выносливость к тяготам жизни, готовность помогать другим. Не менее серьезные последствия оставляет авторитарное воспитание, ограничивающее степень свободы ребенка, делающее ребенка аспонтанным, зависимым, а также воспитание в условиях противоречивых требований к ребенку;

Генетические и врожденные, а также рано возникшие и значительные дефекты зрения и слуха;

Относительно негрубые органические повреждения и нарушения развития структур головного мозга, ответственных за интеллектуальную активность, а также других церебральных структур с последствиями в виде повышенной нервно-психической истощаемости, вегетодистонии, ослабления внимания, памяти, снижения скорости течения психических процессов;

Специфические нарушения развития общей моторики, артикуляции, экспрессивной и импрессивной речи, чтения, письма и счета;

Недостаточная забота об интеллектуальном развитии детей, неадекватные педагогические подходы (социально-педагогическая запущенность, интеллектуальная депривация);

Неумеренное пользование информационными ресурсами интернета, вследствие чего у детей не развивается способность к самостоятельной умственной деятельности, не формируются необходимые когнитивные схемы;

Соматические и неврологические состояния, заболевания и аномалии физического развития, ограничивающие возможности интеллектуального развития детей;

Длительные и тяжелые психотравмирующие ситуации, например состояния эмоциональной депривации и воспитание в условиях детских учреждений, в неблагополучных родных и приемных семьях;

Стойкие расстройства поведения, препятствующие включению ребенка в адекватные для умственного развития социальные отношения и структуры.

Нередко указанные причины комбинируются, создавая большое разнообразие клинических проявлений ЗПР.

Степень задержки интеллектуального развития варьирует от легкой до выраженной. При легкой степени ЗПР психическое развитие запаздывает в пределах одного возрастного периода, средней степени – на один-два возрастных периода, тяжелой степени – более чем на два возрастных периода. При легкой степени ЗПР особенно заметна тенденция к компенсации отстающих функций. При средней степени ЗПР тенденция к компенсации значительно отстает от нормы интеллектуального развития. При тяжелой степени ЗПР тенденция к компенсации обычно отсутствует, при этом наряду с ретардаций умственного развития встречаются другие аномалии развития, что создает трудности в дифференцированной диагностике с олигофренией и деменцией.

Что делать при задержке психического развития?

Распространенность ПУО не установлена, по приблизительным оценкам, она вдвое и более превышает показатель умственной отсталости. По некоторым сведениям, ПУО встречается у 5–10% детей школьного возраста. По данным W. Mayer-Gross (1948), распространенность ПУО в Шотландии составляет 27 на 1000 детей, а среди всего населения – 15,6 на 1000 населения. Достоверные данные по РФ отсутствуют, однако в последние десятилетия отмечается значительный рост числа случаев ПУО (рост по типу «цунами») и связанное с этим увеличение числа классов и групп коррекции в школах и дошкольных детских учреждениях (особенно детей 7-го вида).

Отсутствие надежной статистики связывают в первую очередь с тем, что к ПУО относятся весьма разнородные состояния, многие из которых характеризуются отчетливой тенденцией к обратному развитию. Во-вторых, распознавание ЗПР и отграничение ее от легкой умственной отсталости нередко представляет немалые сложности и требует длительного наблюдения за детьми. Часто бывает трудно дифференцировать ЗПР и нижнюю границу нормы интеллектуального развития. Наконец, отставание умственного развития может сопровождать ряд других расстройств развития и патологий детей, например синдром гиперактивности с дефицитом внимания, детский церебральный паралич, ранний детский аутизм, реактивное расстройство привязанности и др.

Главные клинические проявления задержки психического развития по М.Ш. Вроно:

  • запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
  • эмоциональная незрелость;
  • неравномерность развития отдельных психических функций;
  • функциональный, обратимый характер нарушений.

Существует ряд классификаций пограничной умственной отсталости. Так, исходя из этиопатогенетического принципа Г.Е. Сухарева (1965, 1970) различает:

Определение причин нарушения развития интеллекта и других психических функций. Психологическая и медицинская помощь при умственной отсталости и задержке психического развития. Помогаем взрослым и детям. Работаем круглосуточно.

Определение

Умственная отсталость (олигофрения) — психическое расстройство, вызванное врожденной задержкой и неполным развитием психики, Проявляется снижением интеллекта, и неполноценным формированием всех психических функций: эмоций, волевой сферы, памяти, внимания и др. и как следствие нарушением взаимодействия с обществом (социальная дезадаптация).

Причины

Причины умственной отсталости — органическое поражение головного мозга на ранних этапах развития (во внутриутробном периоде, в первые годы жизни).

К органическому поражению нервной системы приводят следующие факторы:

  • Генетические дефекты.
  • Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками.
  • Гипоксия и нарушения нормального кровоснабжения мозга.
  • Недоношенность и преждевременные роды.
  • Патология во время родов.
  • Инфекции, затрагивающие мозговую ткань,
  • Механические повреждения центральной нервной системы.
  • Социальная изоляция («синдром Маугли»), отсутствие нормальных условий для развития психики в грудном возрасте (дефицит питания, общения, обучения, игр и игрушек и др.).

Классификация и степени умственной отсталости

В зависимости от степени выраженности сниженного интеллекта и ограничения психических функций выделяют четыре степени умственной отсталости:

  • Легкая (дебильность)
  • Умеренная (не сильно выраженная имбецильность)
  • Тяжелая (выраженная имбецильность)
  • Глубокая (идиотия).

Код по МКБ 10

В современной классификации болезней (МКБ-10) умственная отсталость шифруется в разделах F 70 — F 79.

Отставание в умственном развитии

У детей

Диагноз олигофрении обычно выставляется в детском возрасте, при тяжелых формах — в первые годы жизни, при легких — в первых классах школы, где обнаруживается неспособность усваивать школьный материал.

Диагноз

Выставить диагноз умственной отсталости может только врач психиатр, осмотревший пациента, собравший анамнез и оценивший психические функции. Уровень интеллекта, оцененный по специальным шкалам (например IQ ниже 70), может лишь предполагать олигофрению.

Как понять что человек умственно отсталый

Неспециалисту такой вывод сделать сложно. Предположить умственную отсталость можно в случаях неусвоения школьной программы, непонимания переносного смысла поговорок и выражений, неспособности к обучению, сниженного словарного запаса, грубых ошибок при письме.

Аутизм и умственная отсталость

У этих расстройств общее то, что они начинаются в раннем детском возрасте. Аутизм отличается преимущественным нарушением общения и взаимодействия со сверстниками, при относительно сохраненном интеллекте, памяти и внимании. При умственной отсталости нарушены все психические функции.

Деменция и умственная отсталость

При деменции также наблюдается снижение интеллекта и других психических функций. Но при деменции это снижение наблюдается у до этого психически здоровых и нормально развитых людей. То есть деменция это приобретенное слабоумие, а умственная отсталость — врожденная.

Шизофрения и умственная отсталость

Это два разных заболевания, которые иногда могут совмещаться. Сочетание психических расстройств, вызванных шизофреническим процессом и умственной отсталостью называю пропфшизофренией. Это относительно редко встречающееся заболевание обнаруживается в детском возрасте. Характерны не сильно выраженные продуктивные симптомы (бред, галлюцинации) и грубые эмоционально-волевые и интеллектуальные нарушения.

К кому обратиться при подозрении умственной отсталости

Выявлением, лечением и реабилитацией при умственной отсталости занимается врач психиатр. Если возраст пациента менее 15 лет — то обратиться нужно к детскому психиатру, если старше 15 лет — к обычному врачу психиатру.

Отставание в умственном развитии

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость — хроническое заболевание, поэтому терапевтические мероприятия должны быть системными и последовательными. Чем раньше начинается терапия, тем больше шансов на сохранение психики и компенсацию нарушенных функций.

Методы лечения умственной отсталости:

  • Психолого-коррекционная работа.
  • Воспитательная и педагогическая работа.
  • Психотерапия.
  • Психотерапия и психообразование для родителей.
  • Физиотерапия.
  • Медикаментозное лечение.
  • ЛФК, массаж, диетотерапия.

В лечебном процессе должны участвовать врач психиатр, психолог, дефектолог или логопед, реабилитолог, массажист, невролог.

Умственной отсталостью называют общее психическое недоразвитие, которое сопровождается снижением уровня интеллекта и затрудняет или делает невозможной полноценную социальную адаптацию. Умственная отсталость негативно влияет на все аспекты развития ребенка, однако, этот диагноз не стоит рассматривать, как приговор.

Комплексное воздействие, индивидуальный подход к обучению и продуманная социальная реабилитация помогают многим детям с умственной отсталостью успешно адаптироваться в обществе и вести нормальную жизнь.

Почему возникает умственная отсталость?

Умственная отсталость может возникать по различным причинам. В числе наиболее распространенных:

  • проблемы во время беременности : перенесенные матерью инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, грипп) и паразитарные заболевания (токсоплазмоз), прием алкоголя и некоторых лекарственных препаратов, выраженные нарушения обменных процессов в организме женщины вследствие истощения или соматических заболеваний и т.д.;
  • трудные роды : слишком быстрые или затяжные роды, асфиксия в родах и т.д.;
  • генетические факторы : хромосомные аномалии, случайные мутации отдельных генов и т.д.;
  • инфекционные заболевания и травмы головного мозга;
  • некоторые заболевания с нарушением обмена веществ (например, фенилкетонурия);
  • неблагоприятные условия для жизни (недостаток питания, отсутствие нормального ухода) и педагогическая запущенность в раннем детстве;
  • сочетания нескольких неблагоприятных факторов, например, травмы головного мозга и неблагоприятных условий жизни, педагогической запущенности.

Как проявляется умственная отсталость?

При умственной отсталости ребенок не просто отстает в развитии от сверстников. Его развитие становится своеобразным, приобретает особые черты и осуществляется замедленно, порой — с резкими отклонениями. Дети часто ослаблены, раздражительны или слишком заторможены. Они с трудом осваивают навыки самообслуживания, проявляют меньше интереса к играм и рисованию или выполняют эти действия на упрощенном уровне. Для усвоения знаний и алгоритмов действий, понимания связей между предметами и явлениями им требуется гораздо больше повторений, чем их здоровым сверстникам.

У таких детей зачастую снижена способность к эмоциональным контактам с взрослыми, может отсутствовать потребность в общении. Они позже начинают говорить, используют меньше слов и строят упрощенные речевые конструкции, плохо запоминают и быстро забывают новую информацию, испытывают затруднения при распространении старого опыта на новые ситуации, тяжело решают задачи, требующие наглядно-образного мышления. Дети с умственной отсталостью легко поддаются воле другого человека, часто бывают импульсивными, несамостоятельными и безынициативными. Их эмоции упрощены и нередко проявляются в крайней форме.

С учетом выраженности нарушения интеллекта в настоящее время выделяют 4 степени умственной отсталости :

  • Легкая (IQ от 50 до 69) — ребенок обучаем, приобретает навыки общения, наблюдается некоторое отставание в сенсорной и двигательной сферах. Может освоить несложную профессию, завести семью — то есть, быть нормально социально адаптированным человеком, но в сложных ситуациях нуждается в помощи.
  • Умеренная (IQ от 35 до 49) — возможно обучение некоторым практическим навыком и простым приемам общения. Наблюдается выраженное недоразвитие двигательной сферы. Полноценная социальная адаптация затруднена, нуждается в помощи или контроле других людей.
  • Тяжелая (IQ от 20 до 34) — речь отсутствует, воспитание и обучение в раннем возрасте невозможно, в школьные годы можно обучить нескольким словам и элементарным гигиеническим навыкам. Способны к частичному самообслуживанию под контролем других людей.
  • Глубокая (IQ меньше 20) — речь и узнавание объектов отсутствует, обучение невозможно, нуждаются в постоянном уходе.

Диагностика и лечение

Раннее выявление умственной отсталости дает возможность составить и воплотить в жизнь индивидуальную программу лечебно-коррекционных мероприятий, обучения и социальной адаптации ребенка, обеспечив ему наиболее благоприятные условия для развития. Поэтому всех малышей нужно регулярно показывать педиатру, неврологу, детскому психиатру, чтобы не пропустить соответствующие признаки, а при подозрении на умственную отсталость необходимо как можно раньше пройти полное обследование.

Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр, который подберет необходимый объём диагностических мероприятий : нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, тест Векслера (определение степени умственной отсталости), ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку.

В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия и коррекционно-развивающие (логопедические, дефектологические) занятия, БОС-терапия, групповая терапия (психологический МИМ-театр).

Своевременная диагностика и коррекция легкой умственной отсталости позволяют добиться хороших результатов!

Вырастая, дети становятся полноценными членами общества, получают профессии, самостоятельно зарабатывают на жизнь, заводят семьи. При более тяжелых степенях умственной отсталости такая коррекция невозможна, однако не стоит отчаиваться — во многих случаях таких детей можно обучить общению и навыкам самообслуживания, существенно облегчив жизнь и им самим, и тем, кто за ними ухаживает.

Так же, врач-психиатр определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.

Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.

Умственная отсталость у ребенка — это общее недоразвитие психики, но больше всего страдает интеллект. Не стоит отчаиваться, ведь при легкой степени ребенок может получить базовое образование и даже рабочую профессию

Отставание в умственном развитии

Отставание в умственном развитии

Отставание в умственном развитии

При умственной отсталости (олигофрении) у детей наблюдается общее недоразвитие психики, но больше всего страдает интеллект. Как правило, умственная отсталость у детей вызвана патологией головного мозга и начинает развиваться уже в раннем возрасте, но при медикаментозном лечении, а также постоянных занятиях с дефектологом и психологом, у детей есть большие шансы жить обычной жизнью, получить рабочее образование и найти себе профессию.

Умственная отсталость у детей может быть как врожденной, так и приобретенной, при этом не имеет значения, есть ли высшее образование и блестящий интеллект у их родителей, а также их материальный статус.

Причины умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей обычно выявляется уже к трехлетнему возрасту, хотя иногда (при легкой степени) родители узнают о диагнозе своего ребенка уже в школе, когда тот начинает жаловаться, что ничего не запоминает и не понимает, что объясняет учитель.

На сегодняшний день психиатры выделяют несколько причин умственной отсталости у детей – внутренние (закладывающиеся во время внутриутробного развития), внешние (приобретенные во время родов или в младенческом возрасте).

  • различные интоксикации, неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон;

Задержка психического развития (ЗПР) — отставание отдельных психических функций ребенка от возрастных норм. Эту аббревиатуру можно увидеть в историях болезни дошкольников и младших школьников

Степени умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей может быть легкой, средней (умеренной) и тяжелой формы. Они отличаются уровнем интеллекта и, соответственно, способностью к обучению, самообслуживанию и самостоятельной жизни.

Легкая

При легкой форме умственной отсталости у детей уровень IQ колеблется от 50 до 69 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости внешне практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Проблемы, как правило, начинаются в школьном возрасте: детям тяжело воспринимать и запоминать информацию от учителя, им трудно сконцентрироваться на выполнении задания, они постоянно отвлекаются. Даже запоминание четырехстрочного стихотворения может даваться ученику очень тяжело.

– Часто у детей с легкой степенью умственной отсталости появляются некоторые странности поведения. Они могут быть замкнутыми, нелюдимыми, тяжело идти на контакт и панически бояться всего нового, в частности новых знакомств. А бывает, что такой ребенок напротив гиперактивен, он излишне дурачится, совершает какие-то странные поступки, таким образом пытаясь проявить себя, привлечь к себе внимание. В любом случае, может возникнуть проблема социальной адаптации, – говорит олигофренопедагог.

Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в состоянии испытывать всю гамму эмоций, но сложные, смешанные эмоции ему уже выразить сложнее. Также такие дети могут слишком наивными и внушаемыми, поэтому могут попасть под дурное влияние.

Как правило, дети с легкой степенью умственной отсталостью могут учиться в коррекционной школе по специальной облегченной программе. При регулярных занятиях с дефектологом и психотерапевтами они добиваются неплохих результатов в обучении. В дальнейшем они могут получить средне-специальное образование и найти себе достойную рабочую профессию, обзавестись семьей и детьми.

Умеренная

При умеренной (средней) форме умственной отсталости у детей уровень IQ варьируется от 35 до 49 баллов. Дети с умеренной формой умственной отсталости внешне отличаются от здоровых детей: их лицо практически лишено мимики, глаза мигают очень редко. Часто у детей с умеренной формой умственной отсталости встречаются оттопыренные уши и приросшие мочки, дефектный прикус, грубые черты лица, микро- или гидроцефалия, широко расставленные глаза. Походка у таких детей медлительная и скованная, очень плохо развита мелкая моторика. Возможны дефекты речи: заикание, шепелявость.

У детей с умеренной формой умственной отсталости есть серьезные проблемы с восприятием и выражением информации, собственных эмоций (испытывают страх, радость, привязанность, могут отличить похвалу от порицания). Память очень ограниченная и избирательная. Детей с умеренной формой умственной отсталости возможно научить навыкам самообслуживания, а вот со школьным обучением уже возникают серьезные проблемы. Даже чтение и простейший счет могут стать невыполнимой задачей. Общий словарный запас не превышает 200 — 300 слов.

Конечно, о получении какого-либо образовании речи уже не идет, но в дальнейшем люди с умеренной формой умственной отсталости могут выполнять какую-то простую работу, не требующую принятия решений. Жить они могут и дома, в семье, под присмотром близких. По мере взросления их определяют в специальные школы или социальные учреждения, где они могут жить и заниматься какой-то простой работой. При развитии проблем с неврологией и психикой может потребоваться госпитализация в психиатрическую клинику.

– С ребенком, страдающим умеренной формой умственной отсталости, нужно заниматься комплексно. Невролог и психиатр назначат медикаментозную терапию, улучшающую мозговые процессы, психостимуляторы, противосудорожные препараты. Также необходимы занятия с логопедом-дефектологом, обучение возможно только на дому, – уточняет олигофренопедагог.

Тяжелая

Тяжелая форма умственной отсталости у детей характеризуется серьезным органическим поражением головного мозга и интеллектом, не превышающим 34 балла. При этой форме умственной отсталости практически полностью отсутствует речь и мышление – больные общаются только при помощи мычания и нечленораздельных звуков. Чаще всего, дети с идиотией не могут ходить самостоятельно, имеют множественные внутренние пороки.

Дети с тяжелой формой умственной отсталости практически не способны испытывать осознанные эмоции, но во время неконтролируемых вспышек гнева могут быть агрессивны и опасны для окружающих. Часто причиняют вред себе – царапают лицо, вырывают волосы, в спокойном состоянии – вялые и малоподвижные.

Как правило, идиотия выявляется еще в раннем возрасте – ребенок очень поздно начинает держать голову, переворачиваться и сидеть. У ребенка с идиотией характерное выражение лица с гримасой злобы или напротив отстраненное. Язык может быть очень большим и вываливаться изо рта. Ребенок с глубокой степенью умственной отсталости совсем необучаем, не способен даже на элементарные навыки самообслуживания, не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, не отличает съедобное от несъедобного, холодное от горячего, не способен чувствовать насыщение, открыто занимается онанизмом. К сожалению, дети с идиотией не могут жить и воспитываться в обычной семье, и их определяют в специализированные интернаты, где при должном уходе и медикаментозной коррекцией они вполне способны дожить до 40 лет.

Отставание в умственном развитии

Умственную отсталость у детей относят к недоразвитости всех процессов психического развития, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом. Согласно врожденным или приобретенным факторам такие дети могут развиваться до определенного лимита своих возможностей. В медицинском справочнике заболевание носит название «олигофрения». Чем скорее родители ребенка с диагнозом умственной отсталости примут его индивидуальные особенности, тем быстрее они смогут начать корректирующие и поддерживающие мероприятия.

Заторможенное восприятие отдельных предметов требует не только больше времени, но и не позволяет проводить между ними соответствующую взаимосвязь. Графические предметы, буквы, цифры, похожие по звучанию слова у детей с данным диагнозом помимо замедленного и ограниченного восприятия, путаются, смешиваются. Ребенок не может воспринимать важную информацию, выхватывая лишь фрагменты. Он не может дать анализ или описание картинке или предмету. Обратив внимание на определенный предмет, ребенок не переходит к изучению следующего, поэтому нуждается, чтобы его побуждали к действиям.

Основное отличие от здоровых детей заключается в сложности воспроизведения полученной информации из-за нарушенной мыслительной деятельности и дефекта речи. Овладение чтением и письмом является довольно сложным процессом. Дети с этим заболеванием невнимательны, не способны доводить начатое до конца. Недоразвитость отображается и на эмоциональной сфере, когда эмоции отсутствуют или ограничены, а различные переживания не проявляются. Нарушены волевые процессы, дети не активны. Они позже начинают держать головку, ползать, ходить, проявлять интерес к предметам и различать их, лепетать, узнавать родных или чужих людей.

  • Легкая умственная отсталость. Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности. Опыт показывает, что у детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, зачастую трудно различить симптомы умственной отсталости и социопедагогической запущенности. При изменении условий жизни на более благоприятные эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии и их диагноз может быть снят или пересмотрен.
  • Умеренная умственная отсталость. Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.
  • Тяжелая умственная отсталость. Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов, мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения.
  • Глубокая умственная отсталость. У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается,- она полностью нарушена. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. При тяжелой форме умственной отсталости дети малоподвижны. При таком диагнозе на первое место выходит медицинский уход за ребенком, услуги социальной няни.

Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста. Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

Важно помнить, что чем раньше начать реабилитацию, тем лучше. Также первостепенная задача – ранее выявление заболевания. Однако проблема заключается в том, что очень сложно диагностировать умственную отсталость на ранних сроках развития ребенка. Как правило, подозрения у родителей возникают с двух лет, когда ребенок не говорит или говорит плохо. И только ближе к трем-четырем годам ставят диагноз «умственная отсталость», поскольку проблема становится явной.

Родителям следует обратить внимание:

  • насколько хорошо и уверенно ребенок держит головку;
  • когда он научился сидеть самостоятельно;
  • как ребенок ползает;
  • как произносит первые звуки, лепечет.

Основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector