Особенности внимания детей дошкольного возраста

В статье говорится об этапах развития внимания у детей дошкольного возраста. А также о том, что в дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.

Внимание выступает как значимый процесс среди психологических явлений, но, следует подчеркнуть, что оно не предъявляется как независимый психический процесс и входит в число свойств личности. В качестве психического процесса внимание проходит следующие этапы становления: Первый этап развития внимания начинается в первые дни жизни малыша.

В первый месяц жизни у ребенка наблюдается реакция при изменении темноты на яркий свет, при неожиданных громких звуках, при изменении температуры и т.п.

Постепенно возникают признаки целенаправленного внимания, связанные с кормлением, когда ребенок ищет материнскую грудь, устанавливает фиксированный взгляд на определенных некоторые предметах, останавливается и прислушивается, если слышит резкий звук.

На втором и третьем месяцах жизни внимание малыша в большей степени обращено на людей, их голоса, особенно, на мамин голос.

Уже с третьего месяца ребенка начинают привлекать объекты, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью.

В полугодовалом возрасте возрастает и продолжительность зрительного сосредоточения, и удаленность расстояния до фиксируемого предмета. Однако в этом возрасте внимание малыша еще не отличается устойчивостью. Увидев другой яркий предмет, ребенок легко расстается с первым, привлекающим его интерес еще мгновение тому назад, бросает его в буквальном смысле и протягивает руку за тем, что теперь влечет его, направляемый возникшим желанием.

Второй этап развития внимания связывают с появлением ориентировочно-исследовательской деятельности, служащей основой для становления свойств произвольного внимания. Со временем малыш находит путь сосредоточенно действовать с различными предметами, к тому же длительность деятельности возрастает до 6-12 минут. Если годовалые малыши могут концентрировать устойчивое внимание на играх в течение 10 минут, то у 2-леток это время уже длится 30 минут, а 2-4-летние ребята могут продолжать игру в течение 96-100 минут. Если ребята этого возраста разглядывают изображение картинку 2-4 секунды, то дети этого возраста затрачивают на то же изображение 10-20 минут. На проявление устойчивости внимания в значительной степени оказывают влияние индивидуальная специфика нервозной системы ребят. У меланхоличных ребят неустойчивость внимания в 1,5-3 раза будет меньшей, чем у детей более спокойных, уравновешенных.

Третий этап развития внимания. В данный период находят место становление зачатков произвольного внимания, появляющихся под воздействием словесных инструкций взрослого, помогающих направить взгляд на называемый взрослым предмет. Формирование и развитие произвольного внимания непосредственно связано с процессом и способами общения с ребенком. Именно окружающие ребенка люди шаг за шагом воспитывая ребенка, вырабатывают у него навыки и умения, связанные с необходимостью выполнять не то, что он желает, а то, что ему следует делать.

Четвертый этап развития внимания возникает на втором-третьем году. В это период уже в довольно развитом виде обозначается рассмотренная выше начальная форма произвольного внимания. На втором году, с появлением у ребенка возможности передвигаться вертикально без помощи взрослого и становлению умения не только манипулировать предметом, а производить элементарные воздействия (брать землю совком), поле объектов внимания значительно расширяется, ими будут самые разные вещи, окружающие ребенка в его деятельности. Наряду с произвольным вниманием на базе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Расширение предметного мира, наполняемого с все большущим и большущим численностью предметов и явлений, последовательное становление способности понимать элементарные взаимосвязи, систематические диалоги с родителями.

Пятый этап развития внимания обозначен возрастом три-четыре года. В это время появляются простейшие формы произвольного внимания, возникающие под воздействием самоинструкции, хотя и с опорой на внешние дополнительные факторы. В завершение дошкольного возраста ребенком уже накоплен определенный опыт в руководстве своим вниманием, что выступает как один из критериев подготовленности к учебе.

Шестой этап развития внимания совпадает с возрастом четыре с половиной – пять лет. В этот период развивается способность нацеливать внимание под воздействием достаточно сложных указаний взрослого. Дети четырех-пяти лет проявляют время от времени активное и устойчивое внимание, обусловленное выполняемой ими деятельностью. Они длительное время способны играть в увлекательную для них игру, с интересом прослушивать рассказы взрослых. Ребенок 4-5 лет, например, внимательно слушающий сказку, о чем свидетельствует то, что в его глазах читается непосредственный интерес. Данный пример показывает, что у ребят этого возраста достаточно развит навык много времени концентрироваться на одном целенаправленном действии.

В дошкольном возрасте отмечается наращивание размера внимания и рост его сосредоточенности, продолжается становление произвольного внимания. Об увеличении объема внимания свидетельствует то, что малыш этого возраста способен воспринять уже несколько предметов одновременно. Однако, данной способности еще недостаточно у 4-5-летних детей для восприятия сложных малоразличимых по сравнению друг с другом объектов, таких, как например, буквенные или цифровые знаки, что показывает, что объем внимания еще недостаточен.

Значимую роль в развитии произвольного внимания выполняют игровая деятельность. Именно в ходе игровых действий у ребенка развивается способность выполнять свои движения согласно задачам игры и нацеливать свою деятельность на выполнение ее правил. Увеличение сосредоточенности внимания находит выражение у детей в возрастании длительности игр.

Седьмой этап развития внимания совпадает со школьным возрастом, когда происходит последовательное развитие и совершенствование произвольного внимания, сопровождаемое развитием волевых действий. У ребенка развито трудолюбие, умение осуществлять контроль собственных действий. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также осуществляется поэтапно.

Таким образом, следует подчеркнуть, что внимание предъявляется как самостоятельный процесс среди психологических явлений, не входящий в число свойств личности. Внимание постоянно включено в практическую работу и в познавательные процессы. В дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, осуществляется становление произвольного внимания, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.

Поведение некоторых детей отличается выраженной несобранностью. Они берут одни игрушки и уже через минуту теряют к ним интерес. Перекидываются на другие, и повторяется та же картина. Ребенок не слушает обращенных к нему слов. Может встать и уйти, в то время как предполагалось конкретное занятие.

Подобные симптомы беспокоят взрослых, и они жалуются на рассеянное внимание у ребенка. Тем не менее, не существует специального термина «рассеянное внимание». В данном случае имеет место собирательная характеристика. При отсутствии устойчивости и концентрации внимания, при неумении ребенка задействовать произвольные функции появляется поверхностность, рассеянность.

В поисках быстрого решения проблемы многие родители таких детей обращаются к врачу, надеясь на волшебные пилюли. Но данная проблема лежит вне рамок медикаментозного лечения. Развитие внимания у дошкольников происходит постепенно, при условии что взрослые занимаются этим и стараются заинтересовать ребенка, помочь ему сосредоточиться на деталях.

Если у ребенка рассеянное внимание и нет сосредоточенности, следует искать и применять способы развития произвольного устойчивого внимания. Эффективны физические упражнения, задействующие весь организм дошкольника. Ребенку необходимо обращать внимание на демонстрацию движения и следить за тем, как он его повторяет.

Такие тренировки важно проводить совместно в игровой форме. Следует придумывать интересные упражнения, чтобы увлечь ребенка. По мере продвижения заинтересовывать дошкольника тем, чтобы он также придумывал движения, которые за ним повторяют.

Полезно также применять упражнения, предназначенные для развития мелкой моторики, так как они способствуют формированию произвольного внимания.

О характеристиках внимания

Можно ли развить концентрацию внимания у ребенка?

Слабая концентрация внимания у детей выражается в том, что они слабо фиксируют в поле восприятия предмет или действия. Внимание ребенка как будто скользит, ухватывая только самые яркие признаки, которые могут быть совершенно незначимыми. Проблема заключается в том, что интерес к такой яркости либо сиюминутный, либо уводящий от главного.

Характеристики внимания поддаются тренировке, и концентрацию можно улучшить с помощью регулярных занятий. Подойдут любые упражнения, удерживающие внимание ребенка на определенном объекте существенный промежуток времени. Если занимаются с младшим дошкольником, то обращают его внимание на детали (Посмотри, какой ежик. Глазки у него, как бусинки. Его шубка состоит из иголочек, в отличие от меховых у других зверюшек…). Приучив ребенка к детальному рассматриванию, следующим этапом необходимо подключить подобное описание объекта самим ребенком.

Улучшение концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста происходит, если предлагать им задания на вычеркивание определенной буквы в тексте, на составление узоров из геометрических фигур, в конструировании по образцу.

Внимание- это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

Выделяют три основных вида внимания : непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников.

В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально.

С возрастом, в процессе игры, обучения общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то,что хочется, а то что необходимо.

В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которое обычно снимает волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания- послепроизвольного.

Наблюдая за поведением ребёнка во время занятий в детском саду, за поведением, можно узнать, какие виды внимания преобладают в учебной деятельности ребёнка. Кроме этого, можно определить и уровень развития свойств внимания : объёма, устойчивости, распределения, переключения.

По тому, сколько объектов ребёнок может сознательно удержать в своём со знании в короткий промежуток времени, судят об объёме внимания.

Устойчивость внимания- это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания свойствам является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания- это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и тоже время.

Переключение внимания-это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является не произвольным.

Учёные -психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того,чтобы ребёнок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.

Если ребёнка 4-5 летнего возраста просить постоянно просить называть то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребёнок будет в состоянии произвольно и в течении длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Объём внимания детей дошкольного возраста не велик. Дошкольники сосредотачивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12-20 секунд.

Устойчивое внимание зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Причём, как отмечает Немок Р. С. ,разница в устойчивости внимания может достичь 1,5-2 раза.

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

» Найди одинаковые предметы»,

На картинке надо найти 2-3 одинаковых предмета.

Взрослый описывает игрушку, которая находится в комнате.

Взрослый размещает картинки между предметом, ребёнок определяет его местонахождение (впереди, сзади, справа, слева)

Надо внимательно посмотреть на один и другой предмет и ответить, что появилось у куклы?

Тоже самое,на вопрос Что потерялось?

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст — это период.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

В дошкольном возрасте ребёнок способен концентрироваться на объекте деятельности, но его внимание носит неустойчивый, произвольный характер. У дошкольников наблюдаются трудности переключения и распределения внимания, невелик объем. На протяжении дошкольного возраста в результате воспитания и обучения, индивидуально-коррекционной работы происходит развитие основных свойств внимания и совершенствование различных его видов.

В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекают раздражители, которые имеют сигнальное значение и непосредственную связь с удовлетворением потребности ребенка, а так же объектами, связанными с яркими эмоциональными переживаниями. Легче переключить внимание ребенка с помощью яркой игрушки, художественного слова, интересной картинки. Но даже самой увлекательной деятельностью ребенок может сосредоточенно заниматься 10-15 минут. При рассматривании картинки выделяет не более 1-2 объектов и фон. Внимание младшего дошкольника – это его интерес, как только интерес угасает, ребенок отвлекается. Поэтому даже сказки, игры и беседы должны быть непродолжительными.

В среднем дошкольном возрасте возрастает устойчивость внимания, что позволяет сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) до 15–20 минут. Игры могут привлекать ребенка в течение 30 минут. Увеличивается объем внимания. В игровой ситуации ребенок может действовать с 2–3 предметами, сосредотачиваться на картинке с 3–5 изображениями. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется способность действовать по правилу. Это первые признаки проявления произвольности внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: как настольные (лото, детское домино), так и подвижные (прятки, колдунчики).

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем и возрастает устойчивость внимания. Старший дошкольник может рассматривать интересную картинку до 10 минут. Занятия могут длиться до 30 минут. Интересная игра может привлекать ребенка в течение 1ч. Внимание становится механизмом регуляции и управления деятельностью и поведением ребенка. Старшие дошкольники концентрируют внимание не только на привлекательных объектах, но и на словесных указаниях («Слушайте внимательно!»).

У старших дошкольников так же наблюдаются элементы послепроизвольного внимания, когда внимание к деятельности требует проявления воли, а затем ребенок увлекается и внимание поддерживается на интересе. В этом возрасте дети способны одновременно сосредотачиваться на нескольких объектах и быстрее переключить внимание с объекта на объект.

Развитию внимания способствуют игры: «Чего не стало?», «Найди различия», «Ошибка художника» и др. ).

Таким образом, основными направлениями развития внимания являются:

– увеличение объема, устойчивости внимания;

– совершенствование распределения и переключения;

– складываются элементы произвольности и управления вниманием на основе развития воли, мышления и речи;

– внимание становится опосредованным, появляются элементы послепроизвольного внимания.

Рассеянность – это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.

Причины такой рассеянности могут самые разнообразные, начиная от особенностей нервной системы и заканчивая попросту большим количеством времени, проведенным перед компьютером или телевизором. Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью. Необходимо укрепить здоровье, наладить его питание и отдых. Если ребенок рассеян, подавлен – следует обратить внимание на обстановку в семье.

Пути и средства преодоления детской рассеянности:

1. Оптимальная организация режима дня, гибкий подход, учет индивидуальных особенностей.

2. Правильная организация детской деятельности (использование эмоционально–насыщенного материала, проявление активности ребенка в познании мира, доведение начатого дела до конца, рациональное чередование видов деятельности, умеренная нагрузка, заблаговременное информирование детей о смене видов деятельности, использование игровых ситуаций и т.д.).

Особенности внимания детей дошкольного возраста

3. Использование внешних опор, указательных слов и жестов,которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Указывая на необходимость каких-либо действий («посмотри», «послушай», «потрогай» и т. д.), педагог помогает ребенку усвоить алгоритм концентрации на нужном предмете (деятельности), который впоследствии переходит во внутренний план (т.е. ребенок сам себе будет давать соответствующие команды). Примером использования внешних опор являете ситуация, когда в раздевальной комнате располагаются последовательные картинки процесса одевания. Ребенок сначала выполняет действия и проверяет себя по картинкам, а затем становится способным осуществлять их без опоры.

4. Включение в умственную и двигательную активность ребенка игр и упражнений. Благодаря включению игрового элемента, у ребенка более активно будут развиваться переключение, распределение, концентрация и другие свойства внимания.

В целом, развитие внимания дошкольника зависит от позиции взрослых. В.А.Сухомлинский образно указывал, что внимание ребенка кажется «пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».

Поэтому более оправдана позиция, когда педагог не только исходит из задач образовательного процесса, но и стремится понять и проникнуться возрастными и индивидуальными особенностями психического развития его воспитанников. Только в этом случае можно рассчитывать на оптимальное развитие не только внимания, но и всех других психических процессов.

Традиционно внимание не рассматривается как самостоятельный психический процесс, как, например, восприятие или мышление, но при этом, по мнению, Д. Б. Эльконина, оно является неотъемлемой частью всех познавательных процессов и «при этом той их стороной, B какой внимание играет существенную роль в деятельности, которая направлена на объект». Все познавательные процессы, в том числе и внимание, определяют целостность деятельности и образа.

Невозможно быть внимательным постоянно, внимание вообще проявляется в обусловленных, определенных психических процессах: когда ребенок старается разглядеть предмет, принюхивается, решает задачи, прислушивается, сочиняет текст, т. е. когда повышается его познавательная активность B процессе восприятия и отражения окружающей его действительности. Внимание — это, прежде всего, подвижная часть прохождения познавательной деятельности, оно формулирует важнейшие взаимоотношения психической деятельности с конкретным объектом.

Традиционно выделяется три вида внимания, B зависимости от того, что является причиной его возникновения.

1. Первичное (непроизвольное) внимание подразумевает под собой такой вид внимания, при котором отсутствуют поставленная цель и волевые усилия.

Как правило, оно вызывается красочными, внезапными, интенсивными раздражителями. Неожиданный удар грома, появившийся внезапно незнакомый человек, оглушительный резкий крик даже взрослого человека отвлекут от осуществляемой деятельности.

Непроизвольное внимание преобладает у детей в младенческом и раннем возрасте, а также в дошкольном детстве. Из довольно просто отвлечь, если представить игрушку, красочную погремушку, новую игру или мультфильм.

Если ребенок дошкольного возраста интересуется чем-либо

(мультфильмом, компьютерной игрой, игрушками, то его внимание будут

привлекать и удерживать именно такие явления или предметы, которые

пробуждают в нем заинтересованность и такое внимание, не требует от ребенка

каких-либо усилий, оно притягивается самим объектом, его внутренним

содержанием, соответствующим устремленности, интересам ребенка. Когда

дошкольники слушают увлекательный рассказ, изготавливают интересную

поделку или занимаются собиранием конструктора или мозаики, у них

возникает вторичное непроизвольное внимание.

2. Произвольное внимание.

Это такое внимание, которое управляется волевым усилием человека,

осознанием необходимости быть внимательным.

«Большая плотность переходов из одного вида внимания в другой

обуславливается особенностями высшей нервной деятельности».

У дошкольников с легкой или увеличенной возбудимостью внимание направлено на нужную деятельность или на тот объект, с каким ожидается деятельность. Для дошкольников каждого типа нервной системы свойственны циклические колебания внимания. Эти «волны» внимания и отвлечения от главного занятия встречаются тем чаще, чем младше дошкольник, чем меньше он проявляет активность, чем больше продолжительность и монотонность работы».

По своей функции внимание представляет собой контроль за внутренним содержанием действия, его ориентировочной, исполнительской и контрольной частями. Где контрольная часть определяется вниманием.

Внимание как определенный, автономный акт отличается только в тот момент, когда действие становится как умственным, так и укороченным.

He каждый контроль надлежит разбирать как внимание. Контроль лишь дает оценку действию, пока внимание содействует его совершенствованию.

Внимание проявляется одним из моментов ориентировочно- исследовательской деятельности. Внимание выступает как психологическое воздействие, которое обращается на внутреннее содержание мысли, иного образа, феномена, который имеется в психике ребенка в настоящий момент времени.

Произвольное внимание это — внимание, которое планомерно выполняется, осуществляется по заранее составленному образцу или плану. А. Н. Леонтьев утверждал, что процесс возрастного формирования внимания — это совершенствование внимания на протяжении некоторого времени, на которые воздействуют внешние раздражители. Примером таких раздражителей являются окружающие вещи, предметы, некоторые слова, речь старших. С первых дней жизни ребенка его внимание в большей степени является управляемым с использованием со стороны взрослого слов-стимулов.

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:

— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

— внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, — наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

«Какая ты невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках», «О чём ты только думаешь?!»

Как часто мы говорим подобное своим детям! Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, мы считаем их рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него (а не для вас) вещи.

Внимание бывает разным

Внимание — это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.

Внешнее внимание обращено на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей. Такое внимание можно наблюдать у ребенка с самого рождения: поворот головы в сторону звука, фокусирование взгляда на лице мамы.

” У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.

Три вида внимания

Так же выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.

Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

Свойства внимания

Также внимание дошкольника обладает следующими свойствами: объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как в четыре-пять лет), а три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Объем внимания сужается, если ребенок видит предметы впервые. При этом яркий внешний вид или размер объектов в возрасте 6 лет становятся менее важны, чем в 3-4 года.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности. Считается, что к 5-6 годам дети могут удерживать внимание до 2 часов, в зависимости от вида деятельности – игра или же монотонное, скучное занятие.

Концентрация внимания показывает, насколько интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам.

” Чаще всего концентрация у дошкольников невелика, и очень важно ее развить. Для этого существуют специальные упражнения. Вот одно из них. Попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение. При этом первое четверостишие учите при очень слабом звуке телевизора или радио, заучивая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие заучивайте при достаточно громком звуке.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок.

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Обычно в дошкольном возрасте распределение и переключаемость недостаточно развиты, поэтому следует делать на них акцент во время занятий с ребёнком. При этом следует учитывать личностные особенности малыша и не требовать от него невозможного.

Важно, чтобы ребенок расширял возможности своего внимания, не испытывая при этом большого нервного напряжения, тогда любопытство, жажда познания и живость мышления очень помогут ему в дальнейшей школьной жизни.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна

В статье рассматриваются особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании обращает внимание на формирование «трех умений» произвольного внимания . Для формирования и поддержания устойчивого внимания необходимы определенные условия . Рассмотрены факторы привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна

Диагностика уровня развития произвольного поведения здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста

Исследование состояния произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Текст научной работы на тему «Специфика развития внимания у старших дошкольников»

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Крамаренко А.С.1, Клименко М.Е.2, Кураева Д.А.3

1Крамаренко Анастасия Сергеевна — студент;

2Клименко Мария Евгеньевна — студент;

3Кураева Джульета Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании обращает внимание на формирование «трех умений» произвольного внимания. Для формирования и поддержания устойчивого внимания необходимы определенные условия. Рассмотрены факторы привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: произвольное внимание, формирование «трех умений», условия, факторы.

На протяжении дошкольного возраста у детей развиваются свойства внимания и ее произвольность. Дети старшего дошкольного возраста учатся управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. В данном возрасте изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

А.А. Осипова отмечает, что формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование «трех умений:

— принятие постепенно усложняющихся инструкций;

— удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

— развитие навыков самоконтроля» [1].

Одна из задач развития внимания заключается в формировании контрольной функции, которая заключается в умении ребенка контролировать свою деятельность.

Эффективным средством формирования внимания является речь. На первоначальном этапе педагог с помощью слов и указаний организует внимание ребенка. Затем дети сами обозначают словами то, на что необходимо обратить внимание, чтобы выполнить какую-либо деятельность.

Произвольное внимание формируется у детей в ходе целенаправленной деятельности педагога и ребенка. Цель деятельности в качестве предполагаемого результата стимулирует детей удерживать внимание в течение всей деятельности. У детей старшего дошкольного возраста опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования и так далее [4].

Для того, чтобы формировать и поддерживать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создание следующих условий:

— ребенок должен отчетливо понимать задачи деятельности, которую он выполняет;

— должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности (постоянное место, определенное время, содержание в порядке рабочих принадлежностей);

— возникновение косвенных интересов, т.е., даже если ребенок не заинтересован непосредственно в деятельности, интерес к ее результату будет способствовать поддержанию произвольного внимания;

— создание благоприятных условий для выполнения деятельности, отсутствие посторонних отрицательных раздражителей;

— обеспечение тренировки произвольного внимания с помощью разнообразных повторений и упражнений [2].

В связи с тем, причины низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте заключаются в недостаточной интеллектуальной активности, несформированности навыков учебной деятельности и воли, в процессе развития внимания у детей необходимо учитывать особенности видов внимания и использовать факторы привлечении внимания дошкольников. Данные факторы включают в себя:

— структуру организации деятельности (восприятию ребенком объектов способствует их объединение);

— организацию занятия (например, начало и окончание занятия должны быть четкими);

— темп ведения занятия (он должен быть оптимальным — ни слишком быстрым, ни слишком медленным);

— последовательность и систематичность требований;

— смену видов деятельности (слуховой вид деятельности должен периодически сменяться зрительным или моторным);

— учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка [3]. Таким образом, формирование произвольного внимания у старших дошкольников

предусматривает формирование трех умений: принятие постепенно усложняющихся инструкций; удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля.

Важной задачей развития внимания является формирование контрольной функции. Эффективным средством формирования внимания является речь. Для того, чтобы развивать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо, чтобы ребенок отчетливо понимал задачу выполняемой деятельности. Кроме того, должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности и другие условия.

Факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть использованы при развитии внимания, включают в себя структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения занятия, последовательность и систематичность требований, смену видов деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

1. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996. 347с.

2. Комарова Т.К. Психология внимания. Гродно: ГрГУ, 2002.

3. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.

4. Хрестоматия по вниманию // Под ред. А.Н. Лентьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976. (Сознание и внимание. В. Вундт. С. 3-25; Психология внимания. Т. Рибо. С. 66-102; Установка у человека. Д.Н. Узнадзе. С. 260-270).

Традиционно внимание не рассматривается как самостоятельный психический процесс, как, например, восприятие или мышление, но при этом, по мнению, Д. Б. Эльконина, оно является неотъемлемой частью всех познавательных процессов и «при этом той их стороной, B какой внимание играет существенную роль в деятельности, которая направлена на объект». Все познавательные процессы, в том числе и внимание, определяют целостность деятельности и образа.

Невозможно быть внимательным постоянно, внимание вообще проявляется в обусловленных, определенных психических процессах: когда ребенок старается разглядеть предмет, принюхивается, решает задачи, прислушивается, сочиняет текст, т. е. когда повышается его познавательная активность B процессе восприятия и отражения окружающей его действительности. Внимание — это, прежде всего, подвижная часть прохождения познавательной деятельности, оно формулирует важнейшие взаимоотношения психической деятельности с конкретным объектом.

Традиционно выделяется три вида внимания, B зависимости от того, что является причиной его возникновения.

1. Первичное (непроизвольное) внимание подразумевает под собой такой вид внимания, при котором отсутствуют поставленная цель и волевые усилия.

Как правило, оно вызывается красочными, внезапными, интенсивными раздражителями. Неожиданный удар грома, появившийся внезапно незнакомый человек, оглушительный резкий крик даже взрослого человека отвлекут от осуществляемой деятельности.

Непроизвольное внимание преобладает у детей в младенческом и раннем возрасте, а также в дошкольном детстве. Из довольно просто отвлечь, если представить игрушку, красочную погремушку, новую игру или мультфильм.

Если ребенок дошкольного возраста интересуется чем-либо

(мультфильмом, компьютерной игрой, игрушками, то его внимание будут

привлекать и удерживать именно такие явления или предметы, которые

пробуждают в нем заинтересованность и такое внимание, не требует от ребенка

каких-либо усилий, оно притягивается самим объектом, его внутренним

содержанием, соответствующим устремленности, интересам ребенка. Когда

дошкольники слушают увлекательный рассказ, изготавливают интересную

поделку или занимаются собиранием конструктора или мозаики, у них

возникает вторичное непроизвольное внимание.

2. Произвольное внимание.

Это такое внимание, которое управляется волевым усилием человека,

осознанием необходимости быть внимательным.

«Большая плотность переходов из одного вида внимания в другой

обуславливается особенностями высшей нервной деятельности».

У дошкольников с легкой или увеличенной возбудимостью внимание направлено на нужную деятельность или на тот объект, с каким ожидается деятельность. Для дошкольников каждого типа нервной системы свойственны циклические колебания внимания. Эти «волны» внимания и отвлечения от главного занятия встречаются тем чаще, чем младше дошкольник, чем меньше он проявляет активность, чем больше продолжительность и монотонность работы».

По своей функции внимание представляет собой контроль за внутренним содержанием действия, его ориентировочной, исполнительской и контрольной частями. Где контрольная часть определяется вниманием.

Внимание как определенный, автономный акт отличается только в тот момент, когда действие становится как умственным, так и укороченным.

He каждый контроль надлежит разбирать как внимание. Контроль лишь дает оценку действию, пока внимание содействует его совершенствованию.

Внимание проявляется одним из моментов ориентировочно- исследовательской деятельности. Внимание выступает как психологическое воздействие, которое обращается на внутреннее содержание мысли, иного образа, феномена, который имеется в психике ребенка в настоящий момент времени.

Произвольное внимание это — внимание, которое планомерно выполняется, осуществляется по заранее составленному образцу или плану. А. Н. Леонтьев утверждал, что процесс возрастного формирования внимания — это совершенствование внимания на протяжении некоторого времени, на которые воздействуют внешние раздражители. Примером таких раздражителей являются окружающие вещи, предметы, некоторые слова, речь старших. С первых дней жизни ребенка его внимание в большей степени является управляемым с использованием со стороны взрослого слов-стимулов.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кузьменко Татьяной Александровной, педагогом-психологом МБДОУ «ДСОВ № 113» г. Братска Иркутской области. Сегодня Татьяна Александровна в своей статье познакомит вас с особенностями внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Александровны :

«Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска».

Полезного чтения…

Ключевые слова: внимание, задержка психического развития, произвольное, непроизвольное внимание, дети с ЗПР, распределение внимания, причины нарушения внимания, устойчивость внимания.

Психология внимания — одно из важнейших звеньев в цепи сознания. Наряду со всеми видами психических процессов – внимание помогает нам познать мир и самого себя.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознание человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

В психологической науке выделяют несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное, построизвольное .

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного, оба вида внимания связанны друг с другом, т.к. произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, хотя непроизвольное внимание может длиться часами.

Внимание человека обладает различными качествами:

Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

Переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;

Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;

Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Таким образом, внимание и все познавательные процессы, являются необходимым условием для качественной и продуктивной деятельности личности.

Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска.

Внимание у этих детей неустойчивое, отмечается периодическое колебание, неравномерная работоспособность. Таких детей трудно сконцентрировать внимание, удержать в деятельности. Дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, наблюдается и проявляется инертность. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Причины нарушения внимания у детей с ЗПР:

  1. Имеющие астенические явления оказывают свое влияние;
  2. Несформированность механизма произвольности у детей;
  3. Несформированность мотивации (дети проявляют хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса).

Особенность внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста изучали многие исследователи.

Внимание у детей с ЗПР нестабильно и включает в себя следующие нарушения: неустойчивость, повышенную отвлекаемость, не умение произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметное снижение работоспособности, снижение познавательной активности, как указывает Т.В. Егорова (1969).

В.В.Лебединский говорит, сто внимание у детей с ЗПР, почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает, или оно настолько отвлекаемо, что не возможна ни какая концентрация.

Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Ципина и д.р. произвольное целенаправленное внимание у детей с ЗПР, всегда более и менее нарушено: легко рассеивается, плохо фиксируется и трудно привлекается.

В специальных психолого – педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР.

  • Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности внимания, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
  • Снижение объема внимания;
  • Сниженная избирательность внимания;
  • «Прилипание внимания».

При изучении специальной литературы, как показал анализ, отдельно проблемой исследования и коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста практически не занимались. В исследованиях по проблеме нарушения познавательных процессов при ЗПР, можно найти отклонения в функционировании внимания. Нарушение внимания, зависят от общей структуры дефекта при ЗПР. Дети с ЗПР при нарушении внимания отличаются сниженной умственной работоспособностью. У детей дошкольного возраста с ЗПР непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое и неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей и безо всяких усилий с их стороны.

Существуют различные тесты на внимания и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что как интересны, так и полезны для общего развития ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector