Согласно теории поколений современных младших школьников называют поколением Z. Generation Z — термин, применяемый на Западе для поколения людей, родившихся примерно между началом 1990-х и серединой 2000-х гг. Традиционно поколение Z рассматривается как дети родителей из поколения X или иногда даже поколения У. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее. Именно это прежде всего отличает их от поколения У, так как детство последних прошло еще до технологического бума.
Представители поколения Z связаны между собой, благодаря таким вещам, как интернет, в частности YouTube, мобильные телефоны, SMS и МРЗ-плееры. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Дети этого поколения выросли в мире, где возможности безграничны, а время — нет. Поэтому поколение Z адаптировалось к необходимости быстро «просеивать» и оценивать огромные объемы информации. В мобильных и онлайн-приложениях они обращают внимание в первую очередь на вкладки с самым актуальным и свежим контентом. Если же они посчитали что-то достойным их внимания, то становятся чрезвычайно сосредоточенными и преданными делу.
Медиа окрестили поколение Z «предпринимательским поколением» и подчеркивают их желание не погружаться в корпоративную рутину, а запускать свои стартапы. Хотя поколение Z ценит идею работы на себя, большинство из них стремится избегать риска, практичны и прагматичны. Если поколение У критиковали за недостаток сосредоточенности и непредусмотрительность, то поколение Z намерено планировать свою жизнь надолго вперед. На них сильно повлияли их родители из поколения X — индивидуалисты, полагающиеся на себя, — и они хотят избежать ошибок, которые совершили их предшественники из поколения У.
Учебная деятельность — особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Понимание — с одной стороны, процесс, а с другой — результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения; взаимосвязь его когнитивного и личностно-смыслового аспектов является основным фактором, обеспечивающим регулятивную функцию развития самопознания.
Список литературы
1. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. М.: МОДЭК ; МПСИ, 2006.
- 2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — М.: Директ-Медиа, 2008.
- 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2009.
- 4. Волкова, Н. В. Возрастная психология. В 2 ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу: учеб, пособие для вузов / Н. В. Волкова, Б. С. Волков; под ред. Волкова Б.С. — М.: Владос, 2008.
- 5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2004.
- 6. Дубровинау И. В. Психологическая служба в современном образовании / И. В. Дубровина. — СПб.: Питер, 2009.
- 7. Кулагина, Я. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера ;, 2003.
- 8. Мухина, В. С. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность /
B. С. Мухина, А. А. Хвостов. — М.: Академия, 2005.
- 9. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова., 2013.
- 10. Сорокоумова, Е. А. К проблеме самопознания в младшем школьном возрасте // Педагогика и психология образования. — 2015. — № 2. —
- 11. Сорокоумова, Е. А. Поколение Z в процессе самопознания/Е. А. Сорокоумова, Е. С. Николаева// Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты : матер. IV Мсждунар. науч.- практ. конф. — 2015. — С. 196—202.
- 12. Сорокоумова, Е. А. Психология самопознания в обучении / Е. А. Сорокоумова. — М.: Изд-во МГОУ, 2010.
- 13. Сорокоумова, Е. А. Психологическое благополучие младшего школь- ника цифрового поколения / Е. А. Сорокоумова, Е. С. Николаева // Педагогика и психология образования. — 2016. — № 3. — С. 127—135.
- 14. Сорокоумова, Е. А Развитие самопознания в процессе учебной деятельности в начальной школе // Наука и школа. — 2005. — №3. — С. 8—13.
- 15. Сорокоумова, Е. А. Образовательная среда как условие формирования социальной уверенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Сорокоумова, Н. Ю. Молостова // Научный альманах. — 2015. — №10-4(12).-С. 396-400.
- 16. Сорокоумова, Е. А. Я-концепция в становлении личности младшего школьника: гендерный подход / Е. А. Сорокоумова, Е. А. Талакова. — : ТППО, 2016.
- 17. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. — М.: Академия, 2001.
- 18. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2007.
- 19. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М., 2003.
Автор: Кокина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №5»
Населённый пункт: г. Усолье–Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности современного детства»
Дата публикации: 25.03.2019
Раздел: дошкольное образование
«Особенности современного детства»
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в разум и сердце из окружающего мира
–от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли и степени активности
родителей в воспитании и обучении дошкольников. Выделяется проблема
самоустранения родителей от воспитания и развития детей. Предлагаются
наиболее эффективные формы привлечения родителей в образовательную
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Система
дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании»,
предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс
модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным
образования. Особенность управления качеством образования в детском саду
состоит в том, чтобы не растеряв прошлый хороший опыт, начать осваивать
нововведения развивающего характера.
оптимальное личностное развитие каждого ребенка. В соответствии с этим
меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог
родителей по их воспитанию.
Как всем известно, семья для дошкольника – жизненно необходимая
среда, во многом определяющая путь его развития. Семья стоит у истоков
важных института социализации ребенка. Они не могут заменить друг друга.
Как бы серьезно ни продумывались бы формы воспитания детей в детском
достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки активного участия
родителей в воспитательно-образовательном процессе.
основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих
В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО
ребенок осваивает важнейший навык – игровую деятельность, в процессе
человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется
придумывают то, чего нет – ни в компьютере, ни в чужой голове. И еще один
важный момент: воображение усиливается в условиях дефицита. Дефицит
игрушек стимулирует воображение ребенка. А что мы видим в современной
детской? Она завалена множеством игрушек, которыми ребенок не дорожит.
Изобилие вещей – краски, книжки, велосипеды, горки, машинки – но кукол,
подростковом возрасте, – эхо его дошкольных проблем».
практика, очень сложно. Несомненно, современные дети не могут обойтись
без всяческих компьютерных устройств и программ и это нормально. То есть,
старшими детьми, обучения и так далее. Больше всего в жизни ребёнка
участию в воспитательно-образовательном процессе осуществляемого в ДОУ,
который будет способствовать развитию ребенка и помогать ему шагать в
ногу со временем?
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день
является одним из самых актуальных.
Традиционными формами работы педагогов с родителями являются:
ко н с т р у к т и в н ы х
основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей,
такие как реализация проектов, родительские мастер- классы «Гость группы»,
Остановимся кратко на каждой из них.
является метод
которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов
действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы
поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное
развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого потенциала родителей и
Тем самым ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития
и то, что он сегодня делает с помощью взрослого, в дальнейшем сможет
— Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;
— Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки», «Наш детский сад»
— Индивидуальные: «Моя семья», «Мои увлечения», «Мама, папа, сад и я —
вместе дружная семья»;
— Исследовательские: «Познаем родной город со своей семьей»,
Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту
выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.
Родительский мастер-класс «Гость группы» – это такая форма совместной
партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего
взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми
он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример
культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-
семейные традиции, достижения и т.д.
Например, мастер-классы: «Веселые нотки», «В шахматном королевстве»,
«Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в
образовательной области «Художественное творчество» был проведен
родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама
воспитанницы группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы
техники рисования «Пескографию», в результате которого получился коллаж
Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки.
Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но
также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то,
чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может
увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и
бабушки, близкие родственники воспитанников. Результаты родительских
мастер-классов транслируются через выпуск видеофильмов, стенгазет,
выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов.
воспитании своего ребенка и всех детей группы. Самое главное – меняется
роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования
социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить
Однако это не соответствует истине. Физиологи отмечают, что разные участки коры созревают в свое время, общая зрелость коры происходит к 25 годам (всегда есть индивидуальные особенности). Ранее всего созревает сенсо-моторная кора, поэтому так важна физическая активность в первые годы жизни. Чем больше нейронных связей образуется, тем больше ресурсов для развития. Фронтальная кора созревает позже, поэтому не стоит ругать своего шестилетнего ребенка за отсутствие силы воли, волевой компонент мозга пока еще не сформирован. У него нет еще произвольной регуляции, но она может и не сформироваться если вы будете предъявлять своему ребенку завышенные требования. Если вы ставите вашему ребенку задачу неадекватную его возрасту, то может произойти блокировка мозга. Т.е. сверхтрудные задачи не развивают мозг, а блокируют развитие. Для развития коры нужны новые, нестандартные, сложные задачи, тогда в любом возрасте будут образовываться новые связи. Еще раз отмечу задачи сложные, но не сверхтрудные!
2 Миф – современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект.
На данный момент современных исследований подтверждающих данный миф – нет! Напротив есть исследования, что у современных детей плохо развит вербальный интеллект, еще хуже письменная речь. Эти проблемы, во многом, мы формируем сами, заставляя своего трех-четырехлетнего ребенка учиться читать. Чтение основано на дифференцировке букв, это связано с формированием избирательного внимания, которое формируется к 6-7 годам. Заставляя читать ребенка раньше, мы предлагаем ему сверхтрудную задачу, которая, как мы уже говорили выше, служит не развитию, а блокировке развития. В дальнейшем такой ребенок так и не сможет бегло читать и получать удовольствие от чтения. Конечно, всегда есть исключения из общего правила. И какой-то ребенок может сам изъявлять желание учить буквы и читать, но это именно индивидуальные случаи. В этом случае следует помочь ребенку, возможно в его развитии, эта функция коры мозга уже созрела. По учению Ж. Пиаже о стадиях развития, мозг любого ребенка последовательно проходит все стадии развития, но по времени это может несколько различаться. Главный закон развития – индивидуальный темп!
3 Миф – читать и писать ребенок должен научиться как можно раньше.
Научные исследования опровергают данный факт, т.к. только в 6-7 лет мозг функционально готов к обучению чтению и письму (формируется избирательное внимание). Обучая ребенка рано этим функциям мы можем получить обратный эффект. Ребенок так и не научится бегло читать. И уж тем более не полюбит чтение, т.к. чтение вызывает у него много трудностей.
3. Проблемы социализации современных детей:
Институты социализации в современном обществе:
- Семья
- Школа
- Средства массовой информации
- Социальные сети
Семья: Современная семья характеризуется «прозрачностью» границ (родители могут работать дома, контролировать ребенка по телефону). Появился дистанционный контроль (электронный дневник, запароливание гаджетов, установление программ через телефон местоположения ребенка). В результате чрезмерная опека и контроль.
Школа: Границы остались жесткими. Снижение интереса к школьному обучению. Школа перестала быть местом встречи ребенка с культурным содержанием в широком смысле, скорее современная школа – это место обучения предметам (узкое содержание).
Средства массовой информации: Современные средства массовой информации несут много негативной, противоречивой информации. Доступ к средствам массовой информации практически нельзя ограничить детям (благодаря интернету). Часто информация противоречит тому, что говорят родители.
Социальные сети: Социальные сети могут оказывать негативное влияние на детей посредством неограниченного доступа в сеть любого человека (насильника, извращенца, девочки выдают себя за мальчиков, изменяют свой возраст и т.п.). Возникают новые зависимости – от лайков, постов и т.п. Интимно-личностное общение приобретает виртуальный характер.