Особенности развития речи в дошкольном возрасте

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов у ребенка, характеризующееся незрелостью эмоционально-волевой сферы, которое может быть потенциально преодолено посредством специально организованного коррекционного обучения и воспитания.

Речь является одной из важнейших функций, которые крайне необходимы для полноценного психического развития ребенка. Именно своевременно сформированный грамматический строй языка ребенка является главным условием его полноценного психического и речевого развития. У детей дошкольного возраста с ЗПР речевая система недостаточно сформирована. Несформированность имеет различную степень, в зависимости от организованной с ребенком коррекционной воспитательно-образовательной работы и степени ЗПР. Зачастую речь дошкольника с ЗПР имеет ситуативный характер. Переход к контекстной речи отмечается ближе к школьному возрасту.

В настоящее время, дети дошкольного возраста с ЗПР обучаются и воспитываются по специально разработанным для них коррекционным программам. Также с недавнего времени реализуются новые виды обучения и воспитания, которые называют интегрированными.

Интегрированные вид обучения и воспитания для детей дошкольного возраста с ЗПР – это специально организованный педагогический процесс, который объединяет детей, имеющих различные формы ЗПР, и реализуемый не в рамках специального коррекционного учреждения, а в рамках обычных ДОУ.

Интегрированное обучение и воспитание подразумевает, что дети с ЗПР занимаются и воспитываются с нормально развивающимися сверстниками. Данный подход является качественно новым в современной педагогике и показывает высокие результаты.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР опирается на особенности индивидуального психического развития детей. К таким особенностям относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

  • недостаточный запас знаний об окружающем мире;
  • низкая познавательная активность;
  • замедленный темп генерирования высших психических функций;
  • слабая регуляция случайной деятельности;
  • нарушение различных сторон речи.

Особое значение в развитии ребенка дошкольника с ЗПР имеет речь. Именно уровень ее развития позволяет судить об общем психическом развитии ребенка, а также о имеющихся у него отклонениях и аномалиях. Выявленные аномалии и отклонения показывают исследователям, какие стороны психофизического развития ребенка требует особого внимания. Касаться они могут речевой и слуховой систем, зрительного восприятия, интеллектуальной сферы, двигательной системы и эмоционально-волевой сферы. Причины данных отклонений весьма разнообразны. Кроме всего прочего, дети с ЗПР отличаются низкой работоспособностью и продуктивностью, неустойчивой памятью и слабым развитием опосредованного запоминания.

При организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте дети с ЗПР имеют выраженную задержку речевого и двигательного развития, а в старшем дошкольном возрасте у них отмечается отставание в полноценном овладении речевой деятельностью.

Отличительные особенности развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР

Большое значение в развитии речи детей дошкольного возраста с ЗПР имеет структура несовершенства общего развития, которая имеет ряд характерных особенностей.

Период детского словотворчества начинаетсяя позже, чем у детей с нормой развития и продолжается до 7-8 лет.

Ребенок дошкольного возраста с ЗПР используется в своей речи в основном существительные и глаголы. Общий словарный запас речи очень скуден и неточен. Зачастую дети знают слово, но не понимают его значения и не могут полноценно использовать в своей речи. Также детям с ЗПР достаточно сложно описывать события или предметы, так как они испытывают трудности в подборе слов-антонимов и слов-синонимов.

Недостаточная развитость грамматического строя – проявляется в виде нарушения порядка слов в предложении, пропуска некоторых членов предложения. Это связано с тем, что у детей с ЗПР неполноценно развито грамматическое программирование.

Основные ошибки, которые совершают дети с ЗПР – это пропуск предлогов, неправильное использование падежа существительных, несогласованность слов в предложении, затруднения в образовании новых слов с использованием приставок и суффиксов.

Дефект звуковой произносительной стороны – проявляется в виде низкого ориентирования в звуковой действительности речи, затрудненной дифференциацией звуков, а также сложностям в звуковом и буквенном анализе.

Своеобразие связной речи – дети испытывают сложности при составлении рассказа по картинке (иллюстрации) или при пересказе прочитанного педагогом.

Речь дошкольника с ЗПР отличается непроизвольностью и неосознанностью при построении фраз. Им сложно давать логичный и развернутый ответ на вопросы, зачастую дети сбиваются с мысли или «перескакивают» с мысли на мысль.

Недостаточная сформированость планирующей и регулирующей функции речи — характеризуется недоразвитостью основных этапов порождения речевого высказывания.

Данная особенность обусловлена незрелостью внутреннего программирования, низкой активностью речи, трудностями мысленного создания плана текста, «соскальзывания» с темы. То есть, в процессе общения или выполнении речевого задания, дети с ЗПР не могут мысленно задать четкий замысле своего высказывания.

Таким образом, развитие речи у детей дошкольного возраста с ЗПР требует особого подхода, использование достаточного количества языкового материала и стимулирования ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Очень важно как можно раньше выявить ЗПР у ребенка и начать проводить с ним организованную коррекционную работу. Только в этом случае к школьному возрасту можно будет добиться необходимого результата в развитии речи.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Развитие речи проходит три этапа

1. Довербальный — приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих — предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.

2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.

3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.

Отклонения от нормы в речевом развитии ребенка может проявляться бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения.
Как же происходит накопление словарного запаса при нормальном ходе речевого развития?
Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.
Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. Так двухлетние дети в разных семьях могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения.
Примерно в 3-3,5 года в речи ребенка начинают появляться обобщающие понятия (если, конечно, он слышит их в речи взрослых). Сюда входят названия предметов (имена существительные), названия действий и состояний (т.е. глаголы), названия признаков предметов (имена прилагательные), названия признаков действий (наречия).
В плане систематизации словаря очень важно так же, чтобы ребенок овладел умением подбирать синонимы и антонимы. Большую роль в обогащении словарного запаса играет детское словотворчество, которое бурно развивается у детей с 3-х лет. Это начало овладения правилами словообразования, что исключительно важно для усвоения ребенком грамматических норм языка.
Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценного развития устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство детей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же наблюдаются определенные трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования.

Основные признаки отклонения от нормы:

В статье рассказывается об осбенностях развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте 17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развитие речи, на первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с взрослыми закладываются основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовлетворение), а не мысли.

Постепенно отношение взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитие функций общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивной, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание к себе, к какому – нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируется речевой слух, произвольность произношения.

К концу первого – началу второго года жизни появляются осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначением предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с взрослым. Слова для него имеют смысл целого предложения. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологичной, контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны не полные неопределенно – личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями.

Ученые доказали, что уровень развития речи зависит от уровня общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка.

Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

В заключение, следует отметить, что нормальное речевое развитие ребенка позволяет ему усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем мире.

  1. Артемова, Л.В. М.: — Просвещение — 1995
  2. Волкова Л.С. Пособие для логопедов. — 1997
  3. Зебзеева В.А., Чугунова О.И. Актуальные проблемы и пути их решения. – 2014
  4. Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников. — 2015

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.

В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Наряду с развитием речи в дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребенок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. В старшем дошкольном возрасте он способен понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить серьезное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие люди. Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека. Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга — центрального органа речевой функции. Подобные отклонения, так или иначе, скажутся на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.

Еще одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в культурной, здоровой обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие.

Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.

Традиционные методы развития диалогической речи у старшего дошкольника
Если остановиться более подробно на методах для дошкольного возраста, то надо учитывать закономерность усвоения родной речи. Речь усваивается интуитивно (неосознанно) в процессе развития ряда способностей: 1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи – артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонаци .

Широта оперирования геометрическим образом и полнота образа
Представим, что учащийся хорошо выполняет преобразования по тому или иному типу. Чтобы убедиться в том, что данный тип оперирования для него не случаен, необходимо проверить его устойчивость, т. е. возможность выполнять данные преобразования на различном графическом материале. В этих целях используется такой показатель, как широта оперир .

Актуальность исследования. Анализ литературных источников за последние годы по проблеме развития речи дошкольников, как самостоятельной проблемы педагогической психологии, дает возможность констатировать, что на сегодняшний день эта проблема есть очень актуальной. Проблемой развития речи дошкольников активно занимаются и посвящают свои исследования, как известные ученые, так и начинающие. Ученые на страницах педагогических изданий помогают педагогам-практикам разобраться, как эффективнее оптимизировать речевую работу и решить определенные задачи по новой редакции ФГОС дошкольного образования, в котором акцент сделан не в решении отдельных задач речевого развития детей, а на целостном подходе к формированию культурно-речевой компетенции как одного из ключевых критериев и одновременно весомой условия становления и развития речевой личности дошкольника. Также, рассматривая речи как феномен психического развития личности дошкольников, предлагают новые эффективные пути для развития всех компонентов речевых способностей и советуют соблюдать конструктивистского подхода к развитию речи. Итак, проблема развития речи дошкольников на сегодняшний день занимает ведущее место в доработках современных ученых. И это не случайно, так как на сегодня в нашей стране отмечается резкое снижение речевого развития сегодняшних дошкольников.

Реферат по обществознанию на заказ — позволит вам не волноваться об учебе. Мы сделаем реферат недорого и качественно в самые кратчайшие сроки!

. Поэтому перед учеными и педагогами-практиками встала серьезная проблема и приходится констатировать тот факт, что 85% детей 5 лет обладают речью на уровне 3-летних. [1]. Отсюда также остро возникает, как психолого-педагогическая проблема, вопрос трудностей коммуникативного общения дошкольников. Причины такого регресса требуют глубокого научного изучения. Овладение полноценной речью есть особенно важной задачей развития дошкольника. Именно на этом образовательном этапе (М. Вашуленко, Ю. Гильбух, Д. Эльконин, А. Савченко, В. Тарасун, М. Шеремет и др.) у детей формируются основы научного миропонимания, определяются способы учебной деятельности. Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др. Цель исследования – раскрыть психологические особенности развития речи у современных детей раннего и дошкольного возраста. Объект исследования — развитие речи. Предмет исследования — особенности развития речи у современных детей раннего и дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Раскрыть феномен речевой сферы, ее психологические характеристики и механизмы функционирования. 2. Описать подходы к анализу речи и ее развитию. 3. Изучить становление и развитие речи в раннем возрасте. 4. Проанализировать особенности и факторы становления речи в дошкольном возрасте. 5. Раскрыть тенденции и изменения в развитии речи у современных детей раннего и дошкольного возраста. 6. Описать устранение причин и факторов трудностей в коммуникации дошкольников. Методы исследования – теоретический анализ источников. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.

Итак, своевременное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего ее правильного развития. Понимание речи окружающих и личное активное речи сопровождает все виды деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечение целей ее коммуникации с другими участниками взаимодействия. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен Развитие речи происходит постепенно путем подражания социального опыта общества при включении ребенка во взаимодействие с окружающим его миром. Процесс присвоение общественного опыта в детстве происходит путем присвоения «Культурных форм психики» в общении со взрослыми и сверстниками при включении в доступен, самостоятельный вид деятельности — игру. Речевая компетенция — это умение на практике уместно пользоваться языком (выражать свои мысли, желания, намерения, просьбу и т.п.), использовать для этого как языковые, так и неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства. Это поле компонентная система, содержащая следующие составляющие: — Лексическую (наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода и соответствующее их применения, применение средств языковой выразительности: поговорки, пословицы, фразеологизмы, эпитеты, сравнения); — Фонетическую (правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух, владение интонационными средствами выразительности) — Грамматическую (практическое применение соответствующих грамматических форм родного языка: род, число, падежи, время и т.д.); — Диамонологичну (понимание связного текста, умение отвечать и обращаться с вопросами, вести диалог, составлять различные виды рассказов, пересказывать) — Коммуникативную (умение поддерживать разговор, общаться на различные темы, культура речевого поведения, инициативность общения).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector