Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности речи детей дошкольного возраста и необходимость ее развития

Дошкольный возраст – это период развития ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках этого периода выделяют три ступени:

  • младший дошкольный возраст – 3-4 года;
  • средний дошкольный возраст – 4-5 лет;
  • старший дошкольный возраст – 5-7 лет.

Развитие речи у детей воспринимается многими взрослыми в качестве основного показателя интеллектуального развития. Это объясняется тем, что высказывания и разговор помогают отследить осведомленность и логику ребенка. Мышление и речь тесно связаны между собой, но степень развития речи – только часть интеллектуального уровня личности.

Вместе с тем, речь для дошкольников является многофункциональным средством. Она помогает получить информацию и установить контакт с окружающим миром. Словами ребенок закрепляет в сознании результаты предметной деятельности. Также слова помогают детям воспринимать и использовать образы.

Речь дошкольника отличается эгоцентричностью и спонтанностью. Он говорит скорее для себя самого, используя монологи и повторения. То есть, речь детей похожа на озвучивание мыслей, с произношением которых приходит понимание. Слова усиливают деятельность и поддерживают ребенка в его действиях.

Детям-дошкольникам одинаково важны познавательная и коммуникативная речевые функции. Слушая взрослых, дети впитывают информацию и открывают окружающий мир. Вместе с тем, дети учатся говорить и стремятся, чтобы их понимали.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие детей происходит, в первую очередь, в связи с закономерными процессами созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется ребенок при познании мира – это его потребности. Взрослые люди хорошо понимают, что ребенку за несколько лет необходимо освоить немалый путь в речевом развитии. Пока ребенку пора будет идти в школу, ребенок должен:

  • знать и использовать большое количество слов;
  • понимать речь и связно говорить;
  • используя речь, получать разную познавательную информацию;
  • общаться со взрослыми и ровесниками.

Готовые работы на аналогичную тему

Все названные задачи – наиболее важные в развитии речи детей-дошкольников. Решаются они постепенно на каждой ступени.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольников обусловлены тем, что на каждом темпе их жизни задается свой ритм и темп. Годы дошкольного возраста насыщены освоением действий, формированием процессов психики, накоплением эмоционального опыта.

К трем годам дети обычно знают уже 1,5 тысячи слов. В их фразах можно встретить все части речи, но преобладают в ней глаголы и существительные.

Ребенку уже недостаточно показа действиями, он стремится их описывать и объяснять словами. В 3-4 года речь еще отличается аграмматичностью. Отдельные слова неуклюже объединяются, отражают только интерес, потребности и желания ребенка. Никакая логика умозаключений на данной стадии не отслеживается. Предложения короткие и простые.

Мышление детей еще сильно связано с наглядной ситуацией и базируется на сиюминутных впечатлениях. Поэтому речь детей ситуативна, то есть без внешних подсказок, представленных окружающими предметами и явлениями, сложно понять, о чем говорит ребенок.

Фонематический слух в этом возрасте уже сформирован, но многие звуки еще не удается произнести из-за сложной артикуляции. Особенно тяжело даются детям слова с несколькими согласными звуками подряд.

В 4 года дошкольники уже могут оперировать значительным запасом слов, активно используя простые предложения. В отдельных словосочетаниях они произносят шипящие, но их произношение отличается неустойчивостью. Начинается формирование ориентировки на звучание слова. Дети могут придумывать слова, лишенные смысла, но смешно рифмующиеся с уже им известными, например, каша-малаша.

К пяти годам грамматический строй речи в высказываниях выходит на новый уровень. Дошкольник может составлять сложноподчиненные предложения с учетом порядка слов, употребляет слова в нужных падежах, изменяет их в родах и числах.

В период старшего дошкольного возраста речевые навыки переходят на новый уровень, и ситуативные простые предложения постепенно сменяются связной речью.

Связная, или контекстная речь – это речь, связанная смысловым содержанием. Содержание достаточно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательное речевое развитие детей старшего дошкольного возраста дает им возможность излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

Важное достижение этого возраста – появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает в качестве деятельности слушание, рассказы, чтение и рассуждение.

Формирование речевых навыков детей-дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи также важна, как и познавательная. Речь формируется на основании потребности в общении, как наиболее удобный способ контактировать.

Общение между детьми создает подходящие условия для запуска природного механизма развития общих речевых навыков.

Дети, при занятиях своими делами, постоянно разговаривают: комментируют свои действия, обращаются друг к другу. Часто они при этом принимают точку зрения партнера по игре.

В общении со сверстниками речь более связная и эмоциональная, что объясняется тем, что ребенок связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют и в игровом процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст таких разговоров определен ролями и игрой, но на форму речевого общения влияет расположенность и симпатия к отдельным друзьям.

Общение дошкольников со взрослыми чаще носит характер познавательной деятельности. Беседа выстраивается вокруг бытовых вопросов, родители стремятся отслеживать речевые нормы и высказывания ребенка. Сверстники не знают никаких норм, поэтому речевое общение протекает свободно, что и привлекает детей.

Особенности речевого развития детей 5-6 лет

Консультация для родителей

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: « Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов. Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых понятий, например: растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует искать свои способы воздействия на ребенка: для одних это «темница для лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных» слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла – куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:

— контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;

— усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

— выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок);

— овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш на с, нестойкости употребления (жук жужжит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи – диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, — сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет). Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы:

— всестороння работа со звуком;

— знакомство с образом буквы и закрепление его;

Речь является уникальным специфическим феноменом, который отличает человека от всех других живых существ.

Речь– исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка.

Выделяют различные виды речи. По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю речь («речь про себя», речь как средство мышления, речь как средство внутреннего программирования) и внешнюю речь (ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации). Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной. Устная речь может быть в форме диалога или монолога.

В психологии также выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, а пассивная речь – со слушающим (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).

В раннем детстве ребенок сензитивен к развитию речи. Качественный и количественный скачок в развитии речи ребенка объясняется возникающим противоречием между желанием ребенка побольше узнать об окружающем мире и невозможностью осуществить это своими силами. Он вынужден обращаться за помощью к взрослым, но имеющихся в наличии средств общения (жестов, мимики, автономной речи) оказывается недостаточно.

Развитие речи идет по 2 направлениям:

совершенствуется понимание речи взрослых;

формируется собственная активная речь.

Оно связано не только с общением со взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Основным средством общения в раннем детстве становится активная речь. В этом возрасте появляется ситуативная речь, которая связана с практической деятельностью. Она понятна, исходя из конкретной ситуации, в которую включены собеседники (описательная речь).

На третьем году возрастает речевая активность ребенка. Ребенок овладевает почти всеми падежами. До 2-х лет у детей в речи используются преимущественно одно-двухсловные предложения, слова не изменяются по падежам. Однако, часто, усваивая грамматические формы, ребенок допускает ошибки. Так, иногда по аналогии дети этого возраста могут использовать окончания не тех склонений (Например, «забил молотком» — по аналогии ребенок говорит «забил ложком»)

В раннем детстве дети улавливают оттенки значения речи. Они уже могут вычленить те слова, которые несут пренебрежительный или ласкательный оттенок.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

— развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

— формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

— складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;

— формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

— появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

— возникает описательная речь;

— ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

— речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

— формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

Итак, к концу раннего детства складывается активная речь ребенка и основные структуры языка. К трем годам ребенок овладевает лексикой и грамматикой языка. Речь превращается в основное средство общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Она становится важнейшим средством организации и управления собственным поведением. Развитие речи является основным новообразованием этого возраста.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

— речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

— появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

— ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

— ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

— развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

— складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

— возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

— складывается понимание форм языковой деятельности;

— речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

— речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

— завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

— возникают предпосылки для освоения грамоты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector