У всесторонне развитой личности – ярко выраженное логическое мышление, выработанное в процессе тренировки внимания, логики и памяти. Благодаря активным познавательным функциям, человек способен достичь невероятных успехов в учебе и реализоваться творчески, поэтому развитие логического мышления у детей должно быть приоритетным направлением обучения и воспитания.
Развитие логического мышления у детей – крайне важный аспект воспитания ребенка. Родители должны озаботиться тем, чтобы научить малыша правильно мыслить. Нужно тренировать мозг ребенка, чтобы он постоянно находился в активном процессе.
Логика ребенка формируется в процессе:
- познаний;
- открытий;
- умозаключений.
Необходимость развития логического мышления
Формирование логического мышления – необходимая часть жизни успешного человека. Отходя от стереотипов, малыш устанавливает причинно-следственную связь и закономерность событий, явлений, действий, — а значит, тренирует мышление. Ребенку с логическими навыками проще выбрать рациональный способ решения стоящих перед ним задач – как в игровой ситуации, так и в учебе. Поэтому внимание педагогов и психологов обращено на комплексное развитие логики детей дошкольного возраста – как способ воспитания интеллектуально зрелой личности.
Специфика мышления ребенка в разном возрасте
Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:
- в раннем возрасте (1-3 года) у малыша преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»;
- с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину. Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет, поэтому родителям, воспитателям важно правильно определить творческую составляющую маленькой личности, чтобы дать возможность ей полноценно реализоваться;
- развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: малыш идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».
Развитие логики у детей 6-7 лет
Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много. А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки.
Именно в позднем дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
Развитие логики у детей до 14 лет
Дошкольное образование играет решающую роль в формировании основных умений и навыков будущего первоклассника. Академического курса детского сада недостаточно для воспитания и развития индивидуальных интеллектуальных способностей. Важную социальную функцию выполняет среда обучения. Опыт показывает, что домашняя подготовка один на один пусть даже с самым опытным педагогом-наставником, малоэффективна: ребенку необходим микросоциум, то есть, коллектив.
Многие родители задаются вопросом, как развивать у ребенка логическое мышление. Сейчас центры раннего детского развития предлагают различные программы дошкольного обучения, ориентированные как на дидактику, так и творчество. Огромной популярностью пользуется метод ментальной арифметики, благодаря которому развитие логического мышления детей 6-7 лет происходит гораздо эффективнее и в комплексе. В чем же его принцип?
Гармоничное развитие всех 3-х типов мышления:
- конкретно-наглядного (наглядно-действенного);
- абстрактного;
- теоретического (абстрактно-логического).
Благодаря одновременной стимуляции как левого, так и правового полушарий мозга, эффект достигаем в процессе обучения ментальной арифметики, основанной на древнем методе счета абакус. Профессиональное изложение методики предлагает «Академия развития интеллекта AMAKids». Созданные на основе психолого-педагогических разработок дидактические игры настолько же увлекательны, как и обучающие: благодаря ментальной арифметике развитие логики у детей до 14 лет происходит поэтапно в ходе:
- тренировки внимания и памяти;
- формирования воображения и свободомыслия;
- упражнений на увеличения скорости практического мышления;
- отработки мелкой моторики пальцев;
- творческого воспитания и т.д.
Яркие сюжетные занятия, построенные в форме игры, помогут ребенку воспитать в себе личностные качества, выработать лидерские навыки, обнаружить и раскрыть творческий потенциал, научиться читать, писать и рисовать.
В «Академии развития интеллекта AMAKids» ваш малыш приобретет добрых и надежных друзей, воспитав в себе моральные, духовные качества.
Дети очень сильно отличаются от взрослых людей абсолютно по всем параметрам, в том числе и своим мышлением. Чтобы правильно уметь общаться с ребенком, не допуская ошибок, находить пути к процессу его воспитания, необходимо ясно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.
Психологические особенности
У детей, как и у взрослых, мыслительная деятельность обусловлена различными психологическими особенностями и аспектами. В первую очередь это связано с их возрастным развитием и поэтапной сменой типов мышления, которые постепенно наслаиваются друг на друга по принципу усложнения.
В младенчестве мышление детей можно назвать сензитивным, то есть чувствительным к внешним раздражителям и событиям.
Основными операциями, которые может выполнить в этот период сознание крохи, являются восприятие информации через слух и прикосновения к нему субъектов извне. Отталкиваясь от полученной информации и возникших чувств, развивающееся сознание дает соответствующие различные реакции. Ребенок сензитивен.
В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими предметами.
К 3-4 годам формируется способность сознания не только наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно от самого объекта реальности.
К 5 годам у детей начинает зарождаться словесно-логический тип осмысления информации.
Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте обязательным условием является присоединение к играм первых обучающих программ.
У младших школьников возраста 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и становится доминирующим среди других типов познания, продолжая свое интенсивное развитие в период с 8 до 10 лет.
В 11-14 лет ярко выраженной становится потребность молодого человека к самостоятельному познанию мира. У подростков этого возраста мышление становится значительно сложнее, оно переходит на более высокий уровень умственной деятельности. Психологи считают этот период особенным в формировании личности человека.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«ХАССП — вся правда. Как не отравить школьника за завтраком или обедом?»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
На протяжении всего существования человечества, развитие было его главным спутником. Точно так же, как наши предки шаг за шагом овладевали новыми знаниями и умениями, так и наши дети постепенно познают окружающий их мир и учатся взаимодействовать с ним. И для того, чтобы понять, как маленький ребенок воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию. Рассмотрим особенности развития такого познавательного процесса, как мышление, у ребенка дошкольного возраста.
Основная линия развития мышление дошкольников – переход от наглядно-действенного типа мышления к наглядно-образному, а далее к словесно-логическому мышлению.
До трех лет ребенку свойственно наглядно-действенное мышление. Он познает этот мир, активно взаимодействуя с ним: пробуя на ощупь или на вкус те или иные предметы, ломая и собирая их. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.
В этот период родителям очень важно предоставить ребенку возможность познавать этот мир, не мешать ему вести свою исследовательскую деятельность доступными ему способами, при этом не забывая о мерах безопасности. Актуальными будут игрушки, способствующие расширению ощущений ребенка. Это могут быть различные мячики: гладкие или шершавые, резиновые или мягкие, большие и маленькие; колокольчики, сортеры, песок, крупы вода и т.д.
С трех-четырех лет у ребенка начинает формироваться наглядно-образное мышление. Это вовсе не означает, что один тип мышления вытесняет другой. Наоборот, к стремлению познавать мир через действия, ребенок учится оперировать образами. У части детей в этом возрасте уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). Так же именно в это время у ребенка начинают активно формироваться навыки рисования. Рисунки его основаны на личном опыте и наблюдениях.
В четыре года словарный запас ребенка заметно увеличивается. Появляются обобщающие понятия. Например, такие, как игрушки, посуда, животные и т.д. И в понятия эти входит множество категорий.
В четыре-пять лет ребенок переходит на следующую ступень развития. У него начинает развиваться образное мышление. Он уже способен использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Так, например, ребенок уже может пройти несложный лабиринт, сложить паззл или мазайку. В этот период он уже способен предсказать исход событий, основываясь на пространственное расположение предметов. Например, если кружка стоит на краю стола, она может упасть.
Способ решение задач у дошкольников очень сильно зависит от их личного опыта. Главная задача взрослого в этот период – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Необходимо расширять кругозор ребенка, позаботиться о том, чтобы у него формировались конкретные представления о том или ином явлении, а также развивать у него способность к обобщению. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.
В возрасте пяти-шести лет продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Как мы видим, дошкольник в своем развитии проходит огромный путь от познания мира через непосредственное тактильное взаимодействие с предметами, до оперирования словами и установления причинно-следственных связей. На этом этапе развития маленькому человеку необходима помощь и поддержка взрослого, главная задача которого, обеспечить ребенка впечатлениями, направить его активность в нужное русло, помочь ему в правильном формировании представлений об окружающем мире.
Важнейший психический процесс, обеспечивающий человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно тесно связано с речью, а его результатом является мысль, выраженная в словах. Развивать мыслительную деятельность нужно с самого раннего возраста. Используя логику, ребенок получает знания об окружающем мире и его особенностях.
Этапы развития
Есть несколько видов мыслительной деятельности. Каждый из них преобладает в определенном возрасте:
- Наглядно-действенное мышление характерно для детей раннего возраста. Чтобы решить поставленную задачу, ребенок выполняет действия с игрушками и другими предметами.
- Наглядно-образное мышление – это главный вид мышления у дошкольников, при котором используются образы и предметы.
- Логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, позволяет мыслить словами, рассуждениями и понятиями.
Предпосылками для формирования логического мышления является умение совершать мыслительные операции, усвоение действий со словами. Уровень развития каждого из видов влияет на успешность обучения ребенка в школе, внимательность, скорость восприятия и усвоения материала. В дальнейшем этот уровень определяет способность воспринимать материал в процессе обучения.
Роль логического мышления у дошкольников
Развитие логического мышления у дошкольников – сложный процесс. Мальчик или девочка учится анализировать, делать правильные выводы, видеть пути решения задач. Начинать развивать логику нужно с 3 лет. Использовать для этого игры, упражнения, головоломки. С помощью взрослых дети получают знания, изучают понятия, явления и процессы окружающего мира. Если ребенок получает сведения из разных источников, его логика развивается наиболее интенсивно и активно. Хорошо развитое логическое мышление позволит будущему ученику:
- понимать причинно-следственные связи;
- разбивать предметы по признакам;
- находить лишний предмет среди других;
- анализировать имеющуюся информацию;
- соотносить слова с образами и понятиями.
Чтобы развить логику ребенку дошкольного возраста применяют игровой и дидактический материал. Педагоги развивают логику на занятиях, а родители на прогулках просто обращая внимание мальчиков и девочек на природные явления. Развитие логики не заканчивается с завершением дошкольного возраста, а длится в течение всего периода взросления.
Средства развития детской логики
Разработано много методик, направленных на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Они учитывают возрастные особенности дошкольников, строятся на играх, загадках, заданиях. Основные приемы, которые помогают развитию логики дошкольника:
- Анализ. Исключение объекта или его свойств из группы аналогичных по заданному признаку.
- Синтез. Объединение разных свойств объектов в одно целое.
- Сравнение. Поиск общих или отличительных качеств или черт предметов, которые позволяют сопоставлять их с другими объектами.
- Обобщение. Поиск общих свойств у нескольких предметов. Дошкольник учится искать сходства у двух предметов, а затем у трех и более.
- Конкретизация. Выделение существенного признака, его отделение от несущественных.
- Классификация. Можно использовать картинки с изображением птиц или животных, которые ребенок должен разделить на домашних или диких, травоядных или плотоядных. К старшему дошкольному возрасту ребенок сам определяет классифицирующие признаки предметов, выделяя их в отдельные группы. В более раннем возрасте можно эти признаки озвучить.
- Смысловые соотнесения. Можно использовать игру «съедобное-несъедобное», которая научит соотносить слова с образами.
- Закономерности. В дошкольном возрасте для определения закономерностей применяют не цифры, а картинки с изображением фигур или предметов. Дошкольник определяет последовательность цветов или фигуру, глядя на предложенный пример.
Ребенок с развитым логическим мышлением заметно выделяется среди сверстников. Он анализирует, представляет последствия своих и чужих поступков, правильно рассуждает, находит необычные решения.
Практический метод в развитии логики
Практический метод является ведущим в активизации логической мыслительной деятельности. Используя его, ребенок учится выполнять задания сам или с помощью взрослых. Практический метод – основа для развития умственных способностей. Он предполагает:
- использование дидактического материала;
- результат практических действий – возникновение представлений о предметах, явлениях;
- использование сформированных понятий для решения задач.
Упражнения для развития логического мышления выполняются в коллективе детей или индивидуально. Обучение проходит в игровой форме. Поэтому все взаимодействие построено с использованием настольных и подвижных игр, игрушек, специально подобранных по возрастам, и другого наглядного или раздаточного материала. В младшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся простые задачи, которые с возрастом значительно усложняются, то есть обучение проходит от простого к сложному.
Примеры игр, развивающих логику
Для совершенствования логического мышления у ребенка используют такие упражнения, которые вызовут у него интерес и вовлекут в процесс обучения. Получить нужный результат помогает чередование заданий, направленных на развитие мыслительной деятельности:
- Устные игры – наиболее доступный вариант развития логики. Устные словесные игры для развития логического мышления увеличивают словарный запас и расширяют кругозор ребенка. Они учат обобщать, выделять аналоги, распределять понятия по признакам и проводить логические связи.
- Игры с картинками и образами. Образно-логическое мышление развивается при использовании карточек, бумаги, карандашей. Игра на сравнение, группировку, обобщение, а также головоломки, лабиринты и ребусы позволяют развивать логику.
- Настольные игры. Шахматы, шашки, домино не только развивают логику и логически-пространственное мышление. Они также позволят провести время в кругу семьи, учат с достоинством принимать поражения и победы.
- Конструирование. Игры с конструкторами, имеющими самые разные размеры и формы элементов, развивают мелкую моторику, творческое, зрительно-пространственное и логическое мышление у ребенка.
- Решение задач на логику. Их можно найти в специальных развивающих пособиях и дидактических тетрадях, а также в виде электронных игр.
Метод проб и ошибок – самый простой вариант. При этом ребенок не осознает проблему, не продумывает тактику ее решения. Процесс логического мышления включается в тот момент, когда старший дошкольник должен решить поставленную перед ним задачу или выполнить какую-то работу. Ребенок решает такую задачу разными способами на основе личного опыта. Опыт же, в свою очередь, зависит от уровня развития логических способностей. С возрастом применение логики в мышлении позволяет четко изучать поставленные задачи, выявлять цели и наиболее важные моменты, создавать план, продумывать способы его реализации.
Ранний возраст небольшой отрезок в жизни человека, но это время активного познания окружающего мира. Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является предметная деятельность, т.е. действия с предметами, которые его окружают. Так игрушки, игровые приемы способствуют активности детского мышления.
Что же такое мышление? Мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Вид умственной деятельности, заключающийся в изучении вещей, явлений, связей и отношений между ними.
Выделим две формы мышления, которые взаимосвязаны между собой:
Рассмотрим, как развиваются эти формы мышления у детей с нормальным развитием и ОВЗ.
Наглядно-действенное мышление — заключается в действии с реальными предметами. Эта форма мышления является наиболее ранней, конец 1- начало 2 года жизни ребенка. Ребенок от простого манипулирования (постукивает, машет) переходит к предметно-игровым действиям (выделяет свойства предметов, старается использовать по назначению), например: колясочкой не стучит, а катает её; чашку ставит на стол. Так ощупывая, поглаживая, бросая, рассматривая предметы, ребенок познает их свойства, обнаруживает связи между ними, например: при ударе предметов возникает шум; один предмет можно вставить в другой (стаканчики разного размера, матрешка).
Ребенок может воздействовать на предмет с помощью собственной руки (берёт игрушку) или с помощью другого предмета (достает рыбку из таза с водой с помощью сачка). Таким образом, ребенок для решения поставленной задачи (« Как достать рыбку?») использует вспомогательный предмет (сачок). Чем больше ребенок решает практических задач («Как открыть сундучок?»), тем больше у него опыт, который он может переносить в различные условия. Если ребенок понял, что с помощью палки можно приближать к себе предметы, то закатившийся под шкаф мячик можно достать с помощью похожего предмета: длинная линейка, клюшка и т.д.
Развитие мышления у ребенка происходит при активном участии взрослого. Хорошо, когда родители позволяют ребенку экспериментировать с игрушками (разбирать, раскручивать, переставлять и т.д.), главное при этом следить за его безопасностью. Это поможет ему не только изучать свойства предметов, но и при решении поставленных задач. Полезны и интересны для ребенка будут игры с песком, водой, крупой; лепка. Очень важно то, что родители все свои действия сопровождают речью: « Как будем играть с шариком?», « Из чего будем пить чай?». Так слово взрослого влияет на мыслительный процесс ребенка, даже если он ещё не владеет разговорной речью.
Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на образы и представления, сохранившиеся в памяти. Например: ребенок узнает игрушку в магазине (машинку, куклу) без необходимости её потрогать, её образ сохранился у него в памяти.
Важно помнить, что ребенок решает «в уме» (внутренний план действия) только те задачи, которые раньше решал практически. В помощь родителям будут следующие виды деятельности: аппликация, лепка, конструирование, рисование; игры с пирамидкой, домино, лото, парные картинки.
Особенности развития мышления детей с ОВЗ.
Наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития:
— самостоятельно не могут обобщать свой опыт действия с предметами (не накапливают опыт);
— отсутствует осмысление ситуации (не знают как по назначению применять предмет, игрушку), повторяют ошибочные действия;
— недостаточно связаны практические действия и словесные обозначения, (разрыв между действием и словом);
— действия недостаточно осознанны, опыт действия с предметами не фиксируется в слове, образы формируются замедленно и фрагментарно;
— отсутствует связь между словом и образом.
Всё же своевременное формирование наглядных форм мышления меняет развитие познавательной деятельности детей.
Предлагаем вам игры и упражнения с использованием вспомогательных средств.
Игра «Столкни кольца»
Что потребуется для игры: кольца разного размера и цвета от пирамидки, палка, детское ведерко.
Как играть: Ребенок садится за стол с одной стороны, педагог (родитель) рядом с ребенком. На противоположной стороне стола лежат кольца от пирамидки на таком расстоянии, что ребенок не может достать их рукой. Взрослый предлагает собрать кольца в ведерко, не вставая со стульчика. Если ребенок не догадывается использовать палку, которая лежит перед ним, и сталкивать колечки в ведерко, находящееся непосредственно под столом, то педагог (родитель) предлагает: «Подумай, как колечки столкнуть в ведерко. Может быть, тебе что-то поможет их столкнуть»- указывает жестом на палку. В случае необходимости, взрослый показывает, как надо выполнить задание. В итоге спрашиваем у ребенка: «Что тебе помогло столкнуть колечки в ведерко?».
Игра «Разложи шарики»
Что потребуется для игры: шарики 4-х цветов, деревянное дерево с отверстиями для шариков, щипцы, две палочки с закруглениями для переноса шариков.
Как играть: Ребенок сидит за столом. На столе лежит деревянная заготовка в виде дерева с отверстиями для шариков. Шарики лежат в открытой коробке, рядом с коробкой лежат щипцы, две деревянные палочки с закруглениями. Педагог (родитель) предлагает разложить шарики в соответствующие отверстия дерева, ориентируясь на цвет (красный шар — в красное отверстие и т.д.). Взрослый сообщает, что руками этого делать нельзя и жестом предлагает воспользоваться щипцами, деревянными палочками для переноса шариков. Если ребенок не догадывается как это сделать, то педагог (родитель) демонстрирует действия, используя щипцы (деревянные палочки).
В итоге спрашиваем у ребенка: «Что тебе помогло разложить шарики в соответствующие отверстия?»
педагог-психолог Отдела ранней помощи
Чепиго Анна Юрьевна
учитель-дефектолог Отдела ранней помощи
Щелчкова Ольга Николаевна
Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется развитие мышления у детей дошкольного возраста.
Сравнение
Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.
Обобщение
Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности
Анализ
Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.
Синтез
Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст.
Классификация
Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.
Наглядно-действенное мышление
В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.
Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления. То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.
Словесно-логическое мышление
В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления — словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.
Творческое мышление
Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнкаво многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.
Диагноз «Задержка психического развития» означает, что у ребенка центральная нервная система функционирует не в полную силу или имеет незначительные повреждения. В любом случае, проблемы с ЦНС влияют на формирования функции мышления у ребенка. Особенно заметными становятся отличия от сверстников и особенности мышления у дошкольников с ЗПР.
Специфические проблемы и отставание от других ребят не значит, что интеллект ребенка потерян. Проведение комплексной регулярной работы специалистами и близкими родственниками, позволяет ребенку к подростковому периоду полностью сравняться со сверстниками по уровню мышления.
Особенности
Мышление – более сложный в сравнении с простым восприятием окружающего мира процесс. Восприятие только предоставляет мозгу информацию о предметах окружающего мира. Мышление же, должно обрабатывать ее, классифицировать и систематизировать. После – структурировать умозаключения на основе пережитого опыта. И затем – вырабатывать практический путь решения задачи.
Ученые считают, что главная особенность в развитии процесса мышления у детей с ЗПР, характеризуется отсутствием мотивации. Ребенку не интересно решать новые задачи, нет желания систематизировать полученный материал.
Серьезный фактор, усугубляющий тяжесть ЗПР – речевые расстройства. Детям сложно налаживать вербальные связи с окружающим миром. Отражаются проблемы с речью и на внутреннем монологе.
Больным трудно сопоставлять предметы, делать выводы, продумывать план действий более чем из 1 этапа.
Слабое внимание так же играет свою роль. При попытке решить новую нетипичную задачу в первый раз, большинство малышей просто отвлекаются на середине продумывания решения или выполнения плана, что приводит к ошибкам и еще большему снижении мотивации.
Недостатки мыслительной деятельности у детей с ЗПР
Проблема малышей с задержкой психического развития – речь. Они плохо владеют этой функцией, а потому не могут вслух проговорить, озвучить план действий, обозначить свои цели. Внутренняя речь так же имеет свои особенности, из-за которых формируются проблемы.
К недостаткам, тормозящим развитие мыслительной деятельности, относят:
- Отсутствие тяги к поиску, познанию. Ребятам просто неинтересно узнавать что-то новое, решать необычные, непривычные задачи, выполнять сложные задания. Они избегают подобного, или, попав в затруднительное положение, бросают задачу, переключаясь на другой вид деятельности. Несмотря на возраст, ведущей деятельностью для них остаётся игровая. При этом ребята с задержкой психического развития не склонны к фантазированию, придумыванию новых игр, они предпочитают наиболее простые, привычные варианты.
- Неумение составить план и действовать по нему. Малыш, получая задачу, стремится максимально быстро ее выполнить. О возможных трудностях и ошибках не задумывается, а столкнувшись с ними, бросает дело на полпути. Даже если после озвучивания задачи вручить ребенку инструкцию, он не обратит на нее внимание. Не сможет и не захочет запомнить порядок действий, указанный в ней.
- Низкий уровень мыслительной активности. Они не любят задумываться над задачей, продумывать пути ее решения. Стараются выполнить задание как можно быстрее, не задумываясь над правильностью своих действий, действуют по интуиции. Если их ответ оказывается правильным, объяснить, как он получился, не смогут.
- Слабая способность к анализу и синтезу. Детям с ЗПР сложно сопоставлять образец решения задачи и свои действия. Особенно, если образец включает в себя несколько пунктов. В таком случае они не могут разбить собственную задачу на такие же участки, сопоставить кусочек шаблона со своими действиями в схожей ситуации.
Все эти особенности сказываются на успеваемости, усвоении материала и базовых учебных навыков уже на этапе подготовки к школе. В первом классе – становятся препятствием к освоению школьной программы.
Способы развития мышления
Развивать все виды мышления у детей – дошкольников и учеников младших классов с ЗПР необходимо. Их диагноз не подразумевает невозможность выработать необходимый навык. Просто опыт формируется медленнее из-за осложняющих факторов. Главным из которых является слабая способность надолго концентрировать внимание на одной задаче.
Уровень наглядно-действенного мышления к концу детсадовского периода у ребят с диагнозом и обычных детей, практически не отличается. Дошколята с ЗПР способны формировать группы предметов, сходные по одному признаку. Ошибки в подобных заданиях объяснятся отвлечением на посторонние раздражители.
Но вот более сложные типы мышления, развиты слабо. Их приходится тренировать с помощью специальных коррекционных занятий.
Работа должна вестись комплексно. Необходимо прокачивать все психологические функции, ведь без них развитие мышления невозможно.
Особенно важно обратить внимание педагогов-логопедов на развитие речи. Чем больше слов будет знать малыш, чем более сложными фразами разговаривать, тем быстрее начнется развитие словесно-логического мышления.
Педагогам, работающим с нарушениями мышления у детей с ЗПР, во время занятий советуют:
Ребенок рождается беспомощным, не способным самостоятельно двигаться, говорить, мыслить. К 7 годам он проходит огромный путь, превращаясь в личность, которая обладает багажом знаний, умений и навыков и имеет сложный внутренний мир. Первые 7 лет жизни малыша – это период физического, умственного и духовного формирования.
Этапы развития дошкольников
Дошкольный возраст – период бурного развития. В это время ребенок учится владеть своим телом, развивается речь, восприятие, внимание, память, воображение, формируется эмоциональная сфера и самосознание. Это возраст формирования и развития у детей умственных способностей.
Этап младенчества (от рождения до 1 года)
В этом возрасте ребенок осваивает координацию, развивает чувственное (сенсорное) восприятие мира – слух, зрение и осязание, которое в дальнейшем будет оказывать влияние на физическое, психическое и умственное развитие ребенка. Происходит накопление опыта. К году ребенок произносит только отдельные звуки, но понимает почти все слова, которые вы ему говорите.
Этап раннего детства (от 1 года до 3 лет)
Ребенок становится более автономным, он уже успел насладиться первыми победами, поэтому с удовольствием продолжает развивать навыки и умения. Это возраст «почемучек».
Этап дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Ребенок учится отстаивать свое мнение и проявлять характер. Проявляются первые попытки осознанного контроля эмоциональной сферы.
Типы мышления
Типы мышления ребенка можно соотнести с возрастными этапами его развития. Зная, какое мышление у детей дошкольного возраста, можно безошибочно подбирать для ребенка развивающие игры.
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-действенное мышление начинает развиваться с младенчества и преобладает до 3 лет.
В это время ребенок просто наблюдает за различными ситуациями. А потом на основе полученного опыта выбирает необходимое действие. Например, вы спрятали игрушку в правой руке, если ребенок выбрал левую и не нашел игрушку, он потянется к правой руке, предполагая, что игрушка может быть там. Такой тип мышления еще называют «метод проб и ошибок».
Наглядно-образное мышление
К 3-4 годам к наглядно-действенному мышлению подключается наглядно-образное.
Этот тип мышления ярко проявляется в способности создавать и воспроизводить образы. Например, рисуя домик, ребенок воспроизводит не конкретный дом, а закрепленный у него образ – стены, крыша, окна.
В этот период важно, чтобы у ребенка была возможность перекладывать существующие образы на бумагу или воплощать их в пластилине.
Логическое мышление
Словестно-логическое мышление характерно для возраста 5-6 лет.
Появляется способность не просто сообщать какие-то факты, а анализировать их. Ребенок с наглядно-образным мышление скажет, что кот – это Мурка, и она живет у соседей. Ребенок со словесно-логическим мышлением ответит, что кот – это животное, и он любит молоко, умеем мурлыкать и ловить мышей.
Развитие мышления ребенка в соответствии с этапами развития
С момента рождения ребенка мамы и папы заняты поиском ответов на вопросы о его будущем обучении. Когда начать обучение, чему обучать, как развивать мышление ребенка и его творческие способности? А самое главное, как сделать это так, чтобы обучение доставляло ребенку удовольствие?
Чтобы любое обучение было не в тягость и нравилось ребенку, при выборе методик и обучающих игр необходимо учитывать этап его развития и опираться на преобладающий на этом этапе тип мышления.
С момента рождения и до 1 года происходит развитие сенсорного восприятия. Ребенок «думает руками», все, что он хочет, – это потрогать предмет, взаимодействовать с ним. Так развивается двигательный и тактильный (или осязательный) каналы. А это подталкивает к дальнейшему развитию зрительный канал малыша.
Развитие в этот период наглядно-действенного типа мышления – это также «метод проб и ошибок», ребенок старается выбрать правильное действие на основе полученного опыта.
Не препятствуйте этому, позвольте малышу трогать, передвигать и перекладывать предметы.
В этом возрасте ребенку крайне важно приобрести как можно больше опыта. Поэтому выбирайте игры, основанные на перемещениях предметов, изучении различных фактур (вода, песок, крупы), температурных особенностей – теплое, холодное.
Больше разговаривайте с ребенком, у него идет активное накопление словарного запаса. Называя предмет, давайте ребенку его потрогать, по возможности повертеть в руках, переложить в другое место. Таким образом, запоминание пройдет успешнее в силу особенностей развития малыша.
К 3 годам родители вынуждены каждую минуту отвечать на десятки задаваемых вопросов, которые можно разделить на три категории:
Эмоциональные вопросы.
Основная их задача – это получение эмоциональной поддержки. Если в этом возрасте ребенок задает много таких вопросов, значит, он сигнализирует о нехватке внимания и поддержки.
Познавательные вопросы.
Вопросы для получения конкретной информации. Если вы почувствовали, что ребенок задает мало познавательных вопросов, постарайтесь уделять больше внимания развитию мышления малыша, давайте ему больше заданий.
Вспомогательные вопросы.
Ребенок дает понять, что необходима помощь взрослых. Помните, что в этом возрасте ребенок должен стараться быть более самостоятельным.
У ребенка сформирован некий багаж знаний и умений, что-то уже получается, и это приносит удовольствие. Но ребенок еще не видит отличий между игрой и обучением. Это лучшее время для его начала, в это момент можно начинать занятия по развитию мышления дошкольников.
Формирующееся наглядно-образное мышление дает возможность подключать развивающие игры с использованием рисования, лепки, аппликации.
К 6 годам дети начинают мыслить категориями, выделять существенные признаки предмета или явления и относить их к известной категории.
Ребенок готов анализировать свои действия и давать им оценку, оценивать полученный результат и его соответствие запланированному. Основной потребностью этого этапа развития является потребность в общении со сверстниками. Поэтому для развития мышления на этом этапе можно использовать такие коллективные игры, как «Кот в мешке» или «Подбери пару».
Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления в своем крохе большая часть родителей придает огромное значение.
Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно, исподволь (далеко не всегда заметно для взрослых) и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, занимаясь с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом.
До 3-4-х лет мышление ребенка носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка — изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними.
То есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций с игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально «думает руками»).
Во время своих, казалось бы, несложных действий с предметами малыш сталкивается с множеством проблем и учится их решать. Мячик закатился под кровать, а обратно почему-то не выкатывается?! Как его достать? А деревянные блоки от конструктора никак «не хотят» прятаться в пластмассовом ведерке. А что получится, если их развернуть другим боком? Так методом проб и ошибок идёт развитие практического мышления.
Маленькие дети думают только о том, что они делают именно сейчас и не задумываются о том, что было раньше или будет потом. Малыши могут планировать лишь ближайшие шаги.
Далее, ближе к трём-четырем годам, появляется наглядно-образное мышление . Ребенок не только мыслит образами, но и начинает создавать их в своем воображении. Так он может играть и без игрушек: сделать вид, будто ест из воображаемой тарелки воображаемой ложкой или представить палочку – самолетом. В этом возрасте малыш легко представляет себе то, о чем взрослый рассказывает ему в сказке, идет ли речь о реалиях из существующего мира (козленочек, старик со старухой, домик) или о вымышленных персонажах или предметах (Змей Горыныч, ковер-самолет, говорящий волк).
И наконец, ближе к школе, развитие мышления переходит на следующую ступень, оно становится словесно-логическим. Постепенно ребенок от конкретных образов переходит к более общим (абстрактным) понятиям и рассуждениям. Ребенок 7 – 8 лет способен отвлечься от конкретного образа и выделить основные понятия.
Овладение родной речью (понимание и говорение) теснейшим образом связано с развитием мышления ребенка. Малыш 2—3 лет может понять не только то, что находит прочную опору в его личном практическом опыте, но и в состоянии представить себе то, что описывается знакомыми ему словами и никогда не имело места в его непосредственном опыте. (Малыши этого возраста уже способны слушать и понимать сказки с простым сюжетом). Однако, понимание словесных указаний, описаний, объяснений, даваемых взрослыми, дается ребенку с некоторым трудом.
Развивать мышление ребенка раннего возраста следует на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности.
Общие рекомендации для развития мышления детей 2-3 лет
• Развитие ребенка эффективно только на фоне непринужденной и комфортной психоэмоциональной обстановки.
• Создайте ребенку дома развивающую среду, которая позволит свободно, разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
• Игры должны приносить малышу радость, тогда у ребенка будет сохраняться интерес к познанию окружающей действительности. Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре!
• Все задания должны быть наглядными и носить характер увлекательной игры. Не забывайте старое правило: от простого — к сложному, от хорошо знакомого — к новому.
• Малыш познает мир через деятельность – предлагайте ему помогать вам в бытовых делах: мыть посуду, вытирать пыль, развешивать бельё, подметать. Обращайте его внимание на различные процессы, причинно-следственные связи и свойства предметов: повесили мокрое белье, а теперь оно высохло, от мокрых ботинок остались следы на полу, сухой песок хорошо сыплется, а мокрый – плохо.
• Для понимания свойств и взаимосвязи вещей, малышу полезно возиться с крупами, лоскутками, песком, водой, палочками, снегом.
• Если ребенок не справляется с заданием, выполните его вместе или переключите внимание малыша на более простое задание. Придёт время, и ребенок обязательно осилит всё, с чем он не мог справиться на этом этапе!
• Для развития мышления предлагайте ребенку делать аппликации, складывать пазлы и мозаику, делать постройки из конструктора, рисовать, лепить, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры.
• Для оптимальной работы мозга важно поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Поэтому кормить малыша надо понемногу, но часто.
• Для мозга и его кровоснабжения необходимы полезные вещества и витамины, которые содержатся в овощах, фруктах, цельнозерновых продуктах, орехах, сыре, рыбе, бобовых, гречневой крупе.
• Активная работа мозга требует, чтобы поступающая в мозг кровь содержала необходимое количество кислорода, не забывайте проветривать комнату, где играет или занимается ребенок, и побольше гуляйте с ним на свежем воздухе.
• Для кровоснабжения мозга важны физические упражнения. Обязательно чередуйте пассивные и активные занятия.
Показатели развития мышления у детей в возрасте 2 – 3 лет
2 года – 2 года 6 месяцев
• Группирует предметы по цвету, форме или размеру.
• Происходит переломный период в развитии речи:
— появляются вопросы: “Где?”, “Почему?”, “Куда?”;
— словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.
• Экспериментирует в игре, не боится действовать путем проб и ошибок, понимает ошибки.
2 года 6 месяцев – 3 года
• Собирает картинку из двух – четырех частей.
• Появляются вопросы: “Зачем?”, “Когда?”
• Проявляет самостоятельность в выполнении дидактических заданий.
• Имея перед глазами образец, может выложить подобную несложную фигуру из счетных палочек.
• Укладывает в нужные ячейки фигуры-вкладыши на доске «Сегена».
• Повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание,основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника – очень ответственная задача.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить.
Педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов. Учитывая, что всё-таки большинство учителей работают по традиционным программам, возникает потребность педагогов практиков в методическом материале, направленном на развитие логического мышления, мыслительных операций, которые можно было бы использовать на уроках.
Теоретические и экспериментальные работы А.С. Выготского, С.Л. Рубенштейна свидетельствуют о том, что ни одно из специфических качеств — логического мышления, творческое воображение, осмысленная память — не может развиваться у ребёнка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания, которое играет ведущую роль в психическом развитии ребенка.
Л. И. Румянцева отмечает, что необходимым условием развития логического мышления ребенка является обучение его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л. С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к вербально-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
Мышление человека, и в частности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.
Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.
Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия, путь решения. Практическая проверка гипотезы может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.
Важное значение при поисках пути решения имеет переосмысливание исходных данных задачи, попытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для младших школьников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для школьников-подростков. Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением полученного результата с исходными данными.
Список литературы
Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. — 2009. — 672 с.
Бурменская, Г. В. Возрастная и педагогическая психология / Г. В. Бурменская, Е. И. Исенина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. — 272 с.
Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Элько-нин – М.: Просвещение, 2014. – 198 с.