Принимая за основу степень нарушения функции зрительного анализатора, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.
Слепые дети— дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков).
Слепота— это двусторонняя неизлечимая потеря зрения.Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение); практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.
Отсутствие возможности визуально (с помощью зрения) воспринимать признаки предметов и явлений, ориентироваться в пространственных признаках объединяет их чувственный опыт, а следовательно, нарушает взаимодействие сенсорных и интеллектуальных (отвлеченно-логических) функций, сдерживает развитие образного мышления. Для слепых детей характерна своеобразная ориентировочная реакция на звук. У зрячих детей в раннем возрасте звуковые раздражители имеют важное ориентировочное значение, однако в дальнейшем, в связи с активизацией функции других, анализаторов оно постепенно ослабляется. У слепых детей ориентировочная реакция на звук сохраняет свое значение и даже усиливается, так как звуки — основной фактор их ориентировки.
Глубокие дефекты зрения отрицательно влияют на формирование двигательных навыков слепорожденного ребенка, приводят к резкому ограничению двигательных функций у слепых детей.
Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.
Потеря зрения оказывает влияние на своеобразие эмоционально-волевой сферы и характера. Трудности в учении, игре, овладении профессией, бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других-в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.
Воспитание ребёнка нельзя откладывать ни на час, ни на день. Это непрерывный процесс, и здесь нет и не может быть мелочей или отдыха. Каким вырастет человек — трудолюбивым или ленивым, добрым или злым, отзывчивым или эгоистичным — это в огромной степени зависит от родителей.
Гуманистические принципы отношений взрослых и детей.
Принцип равенства: мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части мира человека, их достоинства и недостатки дополняют друг друга.
Принцип диалогизма: мир детства представляет собой особую ценность для взрослых – целостный диалог двух миров означает учебно-воспитательный процесс, в котором обучение представляет собой движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив, движение содержания мира детства в мир взрослости.
Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов, любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерба другим.
Принцип свободы: предоставление миру детей полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
Принцип соразвития: процесс развития мира детей идет параллельно развитию мира взрослых, аномалией процесса развития является остановка самоактуализации как ребенка, так и взрослых.
Принцип единства: мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения могут складываться только на безоговорочной любви. Ненависть может проявляться лишь в отношении поступка, но не человека, ибо человек больше, чем его негативный поступок.
Особенности развития детей с нарушением зрения
Родившись, кроха попадает в чарующий и магический мир ярких красок, звуков, движений, запахов и тактильных впечатлений. Именно эти ощущения являются основной базой его развития. Доказано, что основная информация детьми усваивается до трех лет, к тому же, около 90% этой информации малыш получает с помощью зрения. К сожалению, сегодня в нашей стране можно встретить очень много детишек с нарушением зрения. Сейчас уже никого не удивляет детская близорукость, дальнозоркость, косоглазие, амблиопия или катаракта, способная уже в молодом возрасте привести к слепоте.
Чаще всего, дети с нарушением зрения попадают впервые на прием к врачам-офтальмологам только в школьном возрасте. И это не смотря на то, что проблемы со зрением у них возникают в довольно раннем возрасте. Вот почему так важна своевременная диагностика глазных заболеваний.
К характерным особенностям детей с нарушением зрения относятся вторичные отклонения в их физическом и психическом развитии. Малышу, который получает нечеткую зрительную информацию об окружающем его мире, присущи: пониженная двигательная активность, неуверенность в своих движениях, нарушения точности, координации и темпов движения, а также нарушения осанки. У таких детишек, как правило, ослаблено воображение, восприятие и наглядно-образное мышление. Именно поэтому, работа с детьми с нарушением зрения требует дополнительных сил, знаний и опыта.
Особенности правильного воспитания детей с нарушением зрения
Воспитание детей с нарушением зрения – одно из самых сложных занятий, ведь здесь нужны знания специальных методов обучения и особенностей развития слабовидящих детей. В семье такие дети, как правило, не могут получить всех необходимых навыков для познания окружающего мира, что значительно тормозит как общее, так и психологическое их развитие. Когда проверка зрения у детей показывает, что у ребенка присутствует та или иная патология, его родители переживают сильнейшее потрясение и не могут оказать малышу необходимую педагогическую и психологическую помощь. И в этом нет ничего удивительного, ведь они совершенно не знакомы с особенностями восприятия детей с нарушением зрения, а также с тонкостями воспитания и обучения таких детишек.
Следует сказать, что одной из основных характеристик детей с нарушением зрения является отличие их психического развития от психического развития здоровых детишек. Как правило, серьезность отклонения от нормы напрямую зависит от возраста, в котором начали проявляться проблемы со зрением, и от степени нарушения зрения. Особенно тяжело ребенок переносит неудачные попытки своего лечения. Но самые большие проблемы возникают у тех детишек, которые страдают проблемами со зрением с первых дней своей жизни.
Наряду с физическими проблемами, у ребенка могут возникнуть сложности, связанные с чрезмерной опекой родителей или, наоборот, с их безразличием. Кроме этого, слабовидящий ребенок страдает от ограничений в движении, которые ведут за собой проблемы в общении со сверстниками.
Еще одна проблема в воспитании детей с нарушением зрения – их плохая способность приспосабливаться ко всему новому. Иногда, все это дети начинают компенсировать повышенной красноречивостью. Но, как правило, они не способны понять смысл тех слов, которые они произносят. Именно поэтому так важно дать ребенку правильный пример. Записывайте малыша в кружки, соответствующие его интересам. Там он сможет научиться адаптироваться в новых условиях.
Слабовидящий ребенок испытывает трудности с концентрацией на том или ином предмете. Поэтому у них очень часто слабо развита зрительная память. Но, несмотря на то, что такие детишки намного медленнее запоминают информацию, она остаются у них в памяти довольно большой промежуток времени.
Как бы там ни было, плохое зрение совершенно не влияет на темперамент, целеустремленность и характер малыша. Как правило, такие дети умеют побороться за себя, поэтому в будущем часто многого добиваются. Поэтому родителям не стоит «опускать руки», узнав, что у их ребенка проблемы со зрением. Ведь правильное воспитание непременно сделает из него успешного человека!
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития [3].
Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни» [5].
Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения речь, мышление и т. д., развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно движения, овладение пространством. Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном [6].
При анализе истории развития ребенка следует обратить особое внимание на его социальную зрелость, имеющую огромное значение в процессе абилитации. Социальная зрелость такого ребенка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно с двигательным развитием и мануальной деятельностью рук. Поэтому при обследовании детей раннего возраста следует обращать особое внимание на уровень их двигательного развития и уровень сформированности коммуникации.
Слепота теряет свои позиции перед широким фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет портфеля, однако этот пробел не имеет существенного значения [12].
И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки» [13]. А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих [14].
Прикасаясь к предметам, незрячий воспринимает их разнообразные признаки и свойства: величину, упругость, плотность, температуру, расстояние и скорость, вес, форму и т. д. «Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов; поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза» [15]. В развитии детей с нарушениями зрения коммуникация, общение и речь играют особую роль. Степень сформированности этих сторон психической деятельности ребенка свидетельствует об уровне его социального развития.
Важное значение, в процессе исследования также занимает изучение речи: оценка ее выразительности, эмоциональности, а также оценка мимики, жеста, позы в момент общения.
Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. В связи с этим в тифлопедагогике существует практический принцип, отводящий значительно больше места педагогической помощи детям, а психолог должен выяснить, насколько ребенку свойственны интерес и внимание к окружающим предметам, лицам, к овладению простейшими нормами социального поведения.
Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения [20].
В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества — вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста.