Особенности развития детей с дцп

Если у ребёнка ДЦП… Важно чтоб первая шоковая реакция на печальный диагноз не затягивалась и как можно скорее сменилась активной позицией. Что поможет ребенку с ДЦП? Что стоит за таким диагнозом, как происходит развитие детей с ДЦП и какие шансы есть у ребёнка.

КАК РАЗВИВАЮТСЯ ДЕТИ С ДЦП

Причины, вызывающие детский церебральный паралич различны: от внутриутробной инфекции до осложнённых родов. Но всегда за диагнозом ДЦП — нарушение определенных структур головного мозга. Отклонения в правильном формировании ЦНС негативно отражается не только на физическом, но и на психическом и речевом развитии.

Двигательные нарушения или задержка моторного развития – первая особенность детей с ДЦП. Проявляется ещё в младенчестве. Мозг отдаёт неверные команды, а спазмированные мышцы не в состоянии их выполнить. Со временем развиваются патологические двигательные рефлексы: непроизвольные движения, неправильные походка и позы, ограничения в объеме подвижности. Важно не пропустить первые признаки ДЦП еще в младенчестве, а для этого не пренебргать осомтром у невролога и при необходимости пройти раннюю диагностику мозга. Успех реабилитации выше, если задача врача — вырабатывать с нуля правильные двигательные движения, а не ломать уже сложившиеся привычки. Вовремя обнаруженные нарушения поддаются корректировке и увеличивают шансы на полноценное развитие детей с ДЦП.

Частая характеристика детей с ДЦП – нарушение психо-эмоционального развития. Инвалиды ДЦП с детства сохраняют сильную привязанность к родителям и в старшем возрасте. Связано это с тем, что они физически зависят от родителей и не способны полностью себя обслуживать. Эмоциональная характеристика детей с ДЦП: застенчивы, боязливы, плаксивы, тяжело идут на контакт с окружающими. При другой форме эмоциональных нарушений дети, напротив, чрезмерно возбудимы, агрессивны, подвержены резкой смене настроения.

Речевое развитие при ДЦП также идет проблематично. В зависимости от степени поражения ЦНС, речь может быть нарушена частично (медленное произношение, сложности в произношении отдельных звуков), либо полностью (такие дети способны произносить всего несколько звуков). Тем не менее, детям с диагнозом ДЦП требуется полноценное общение. Через разговор с родителями, с помощью игр они должны обогащать словарный запас, познавать окружающий мир, формировать правильное восприятие образов, предметов.

КАКИЕ ШАНСЫ У ДЕТЕЙ С ДЦП?

Неправильно поспешно списывать детей с ДЦП в ряды беспомощных инвалидов. ДЦП – не повод ограничивать доступное пространство стенами квартиры. Детям с ДЦП для развития, как и всем остальным детям, требуется общение, прогулки, подвижные игры, умственные занятия. Да, внимания им требуется больше. Но постоянная и системная работа дома и со специалистами значительно повысит шансы на успешную социальную адаптацию.

Степень восстановления нарушенных функций напрямую зависит от группы ДЦП. У детей с 1 группой при врождённой недоразвитости головного мозга шансы на восстановление практически равны нулю. Но истинный ДЦП встречается редко. Чаще диагностируют 2 и 3 группу, когда функции полностью сформированного головного мозга пострадали от внешних факторов. Такие дети способны интеллектуально и физически развиваться, они могут легко интегрироваться в общество и обучаться в обычной школе.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Психологи рекомендуют родителям детей с диагнозом ДЦП не строить иллюзорных планов, но и не опускать руки. За успехи в жизни такого малыша несут ответственность именно близкие родственники. Только в их руках дать возможность ребёнку развиваться как личности.

часто общайтесь с ребёнком. Родители – главные источники информации для малыша с ДЦП. Именно они должны помогать формированию у ребёнка правильного формирования окружающего мира и собственной личности.

хвалите ребёнка за успехи. Позитивное поощрение улучшит эмоциональный настрой и подвигнет к новым шагам.

обменивайтесь опытом, пробуйте современные методы реабилитации. Родителям необходимо находить контакт с такими же семьями. Это позволит не только делиться опытом, но и избавит от ощущения зацикленности на своих проблемах. Кроме того, для успешной реабилитации ДЦП не обойтись без помощи врачей: неврологов, реабилитологов, логопедов, психологов и т.д.

КАК ЛЕЧИТЬ ДЦП

Долгое время реабилитацию детей с ДЦП осуществляли по схеме: медикаментозная терапия + массаж. Но лекарственные препараты дают серьёзную токсическую нагрузку на организм и зачастую оказываются бессильны. Современная медицина предоставляет больше возможностей для продуктивного лечения ДЦП. Такие прогрессивные методики, как БОС, микротоковая рефлексотерапия, биокоррекция мозга позволяют эффективно и без токсической нагрузки восстанавливать нарушенные связи головного мозга, формировать правильные стереотипы движений, устранять параличи, снимать нервное напряжение, и т.д.

Команда врачей в НИИ Дети Индиго хорошо знакома со всеми особенностями детей с ДЦП и готова оказать всестороннюю помощь в развитии и адаптации таких детей.

Версия: Клинические рекомендации РФ 2013-2017 (Россия)

Общая информация

Краткое описание

Союз педиатров России

Клинические рекомендации: Детский церебральный паралич у детей

Год утверждения (частота пересмотра): 2016 (пересмотр каждые 3 года)

Особенности развития детей с дцп

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

— Подключено 300 клиник из 4 стран

— 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN — 1 рабочее место в месяц

Особенности развития детей с дцп

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

  • Подключено 300 клиник из 4 стран
  • 1 место — 800 RUB / 4500 KZT / 27 BYN в месяц

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

• Детский церебральный паралич: атаксическая форма.

и Л.О. Бадаляна с соавт. (1988г.):

Таблица 1 — Классификация ДЦП

• поздняя резидуальная: старше 3 лет.

Двусторонняя (двойная) гемиплегия в международной клинической практике также получила название квадриплегии, или тетрапареза. Учитывая сохраняющиеся разногласия в экспертных оценках с применением топографической классификаций ДЦП, межнациональные различия в классификациях, на сегодняшний день, всё большее распространение получают такие термины, как «двусторонний», «односторонний», «дистонический», «хореоатетоидный» и «атаксический» ДЦП (приложение Г2).

Этиология и патогенез

Эпидемиология

Клиническая картина

Cимптомы, течение

Одна из самых тяжёлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением вещества головного мозга, нередко сопровождающаяся формированием вторичной микроцефалии. Клинически проявляется двусторонней спастичностью, в равной степени выраженной в верхних и нижних конечностях, либо преобладающей в руках. При этой форме ДЦП наблюдается широкий спектр сопутствующей патологии: последствия повреждений черепных нервов (косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха, псевдобульбарный синдром), выраженные когнитивные и речевые дефекты, эпилепсия, раннее формирование тяжёлых вторичных ортопедических осложнений (контрактур суставов и костных деформаций). Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации к лечению и обучению резко ограничивают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Диагностика

При ДЦП клинические симптомы и степень функциональных нарушений значительно варьируют у разных пациентов и зависят от размера и топографии повреждений головного мозга, а также от интенсивности и длительности ранее проводимых лечебных и реабилитационных мероприятий (Приложение Г3)

— повышение общей рефлекторной возбудимости – выраженный стартл-рефлекс.

Дифференциальный диагноз

Особенности развития детей с дцп

Посоветоваться с опытным специалистом, не выходя из дома!

Консультация по вопросам здоровья от 2500 тг / 430 руб

Интерпретация результатов анализов, исследований

Второе мнение относительно диагноза, лечения

Выбрать врача

Лечение

Согласно опубликованному в 2009 г. Европейскому консенсусу по лечению ДЦП с использованием ботулинотерапии, выделяют несколько основных групп лечебных воздействий при спастических формах ДЦП [11]. (Приложение Г1).

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – С)

(Сила рекомендаций – 1; достоверность доказательств – А)

Снижение спастичности, само по себе, обладает минимальным влиянием на приобретение ребёнком с ДЦП новых функциональных возможностей, а для верхних конечностей «высокий уровень доказательности эффективности инъекций БТА выявлен только как дополнения к физической реабилитации у детей со спастическими формами ДЦП. При сравнении с плацебо или отсутствием лечения одни инъекции БТА не показали достаточной эффективности». В связи с этим обязательным элементом лечения пациентов с ДЦП является функциональная терапия.

Ортопедические и нейрохирургические методы, играя ничуть не меньшую роль в восстановлении и сохранении функциональных способностей пациентов с ДЦП, требуют подробного рассмотрения в отдельных рекомендациях в силу своей специфичности и разнообразия.

Особенности развития детей с дцп

В понятие детский церебральный паралич включается очень большая группа заболеваний, имеющих довольно разную клиническую картину, разные степени тяжести течения заболевания и соответственно разные исходы этого недуга. Единственное, что объединяет все эти состояния — это то, что первично поражается центральная нервная система, а именно головной мозг.

Классификация причин ДЦП

Но причины поражения, момент поражения и поражающие факторы могут быть совершенно разными. Всего описано более 400 причин возникновения детского церебрального паралича. Их можно классифицировать по многим признакам, однако наиболее целесообразно, упорядочить их по тому, в какой период развития и жизни ребенка они оказывают свое пагубное влияние. Условно эти периоды можно разделить на три большие группы:

  1. Пренатальные причины или причины, возникающие внутриутробно, то есть до момента рождения ребенка. Основным повреждающим состоянием в этом случае является внутриутробная гипоксия плода, то есть то состояние, когда недостаток кислорода в крови матери иили приводит к повреждению головного мозга ребенка. Причинами этого, могут служить инфекционные и соматические заболевания матери, ее вредные привычки. Иммунная несовместимость плода и матери. Отклонения в развитии беременности, внутриматочные кровотечения, отслойка плаценты и тому подобные проблемы.
  2. Перинатальные и интранатальные причины, возникновения ДЦП. К этой группе относятся повреждения ЦНС, возникшие или в период ближайший к родам (перинатальные), или непосредственно в момент родов (интранатальные). К перинатальным причинам можно отнести глубокую недоношенность ребенка, то есть рождение ребенка на ранних сроках беременности, когда органы и системы плода еще не способны самостоятельно поддерживать жизнь ребенка. Это одна из наиболее частых причин возникновения ДЦП у детей. Второй по значимости причиной в этом периоде является гипоксия или асфиксия плода в момент родов. Это может быть длительный безводный период, длительное стояние плода в родовых путях, стремительные роды, обвитие пуповиной и так далее. Также к перинатальным причинам относят различные виды и формы родовых травм, которые могут вызвать различные виды повреждения головного мозга, так, например, кровоизлияния в одно полушарие головного мозга, служит причиной возникновения спастического гемипареза на противоположной стороне тела ребенка. Следует заметить, что родовые травмы, согласно статистике, только в 10% случаев являются непосредственной причиной детского церебрального паралича. Также возможны токсическое повреждение ЦНС, которое может быть вызвано, например, тяжелой степенью гемолитической болезни новорожденных. В таких случаях можно говорить, что дети “рождаются” с ДЦП.
  3. К постнатальным причинам возникновения ДЦП, обычно относят все повреждения головного мозга, произошедшие после момента рождения и до 4-5 недель жизни. Однако, по нашему мнению, все поражения головного мозга, возникающие в возрасте до 2-3 лет можно отнести к постнатальным причинам ДЦП. Давайте разберемся, что же это могут быть за причины. На первом месте в этой группе можно смело поставить инфекционные поражения ЦНС, например, менингиты и энцефалиты. Далее идут причины, связанные с травматическими повреждениями головного мозга. Асфиксия, например, утопление, закупорка дыхательных путей инородным телом также одна из частых причин возникновения ДЦП в этом периоде жизни ребенка. Интоксикация различными ядами, например, свинцом, также может привести к появлению симптомов детского церебрального паралича.

Также существуют причины ДЦП, которые не могут быть отнесены к этим трем группам. Это причины, связанные с наличием того или иного генетического заболевания, одним из проявлений которого может быть развитие той или иной формы ДЦП или схожего по проявлениям состояния.

Особенности развития детей с дцп

Почему родился ребенок с ДЦП?

Таким образом причин для рождения ребенка с ДЦП довольно много. Но важно понимать, что само по себе возникновение какой-либо из них, еще не обязательно приводит к развитию этого тяжелого недуга. Головной мозг ребенка очень пластичная структура и многие из этих повреждений проходят бесследно или с минимальными проявлениями заболевания.

Можно проследить определенную взаимосвязь между причинами и формами детского церебрального паралича. Так, например, основными причинами возникновения тяжелых форм спастического тетрапареза являются недоношенность, внутриутробная гипоксия или асфиксия в послеродовом периоде. Кровоизлияния в одно из полушарий головного мозга в результате родовой травмы обычно приводит к развитию спастических гемипарезов. Тяжелые степени гемолитической болезни новорожденных являются одной из причин развития гиперкинетической формы детского церебрального паралича. А разнообразные генетические заболевания зачастую приводят к развитию атонически-астатических форм ДЦП.

Таким образом причин ДЦП у детей много. Однако, даже если родился ребенок с ДЦП это не повод опускать руки. Существует много методик, которые позволят повысить качество жизни ребенка.

Особенности развития детей с дцп

Из-за нарушений в функционировании мозг не может нормально контролировать мышцы тела, то есть сообщать им, как двигаться, и контролировать их тонус. Как следствие младенцы с церебральным параличом испытывают сложности с овладением основными двигательными навыками, такими как ползание, сидение или ходьба.

Учитывая то, что церебральный паралич затрудняет развитие ребенка и, как правило, вызывает проблемы, которые остаются у человека на всю жизнь, он классифицируется как нарушение развития. Даже если повреждение мозга , вызывающее церебральный паралич наблюдается уже при рождении, врачам часто бывает сложно его обнаружить. Поэтому диагноз может быть поставлен не сразу.

В настоящее время существуют способы прогнозирования детского церебрального паралича у доношенных и недоношенных детей (Автор патентов — Аронскинд Е.В.). А именно, на основании определенных критериев, данных анамнеза и клинических проявлений в возрасте 1 месяца жизни ребенка возможно с точностью 95% и чувствительностью 80% прогнозировать формирование ДЦП к году жизни ребенка.

Степень задержки развития ребенка , вызванная церебральным параличом , зависит от того на сколько серьезно повреждение мозга и какая его часть задета. Поскольку разные области мозга по-разному влияют на наши движения , на работе одних мышц повреждение мозга может сказываться больше или меньше чем на других.

За основу классификации церебрального паралича могут быть взяты как наиболее пораженные мышцы, так и очаги повреждения мозга, которые вызывают двигательные проблемы.

Формы детского церебрального паралича

Согласно международной классификации выделяют три основные формы ДЦП

  • Спастическая форма

— тетрапарез.

Этот тип ДЦП оказывает воздействие на мышцы всего тела ребенка , затрудняя работу корпуса, рук и ног. Даже мышцы лица могут быть поражены, что вызывает проблемы с едой и речью в дополнение к проблемам с крупной и мелкой моторикой . Дети с серьезными проявлениями тетрапареза испытывают сложности с большинством повседневных занятий.

— диплегия.

Означает что поражены в основном ноги. Часто родители не подозревают , что в развитии ребенка есть проблемы пока ему не исполняется семь или девять месяцев и окружающие не обращают внимание на то, что у него не получается сесть. Обычно дети с диплегией овладевают навыками , необходимыми для самостоятельного сидения, медленнее и не так хорошо как другие дети. Наибольшие сложности у них вызывают стояние и хождение. Из-за спастичности (напряжения) ног дети с диплегией , как правило встают на «носочки» и сводят вместе колени. В зависимости от степени проявления ДЦП некоторые дети с диплегией смогут проходить небольшие расстояния с ходунками, а другие могут овладеть навыком независимого хождения — сначала в доме а затем и на улице.

— гемипарез.

Поражается только одна сторона тела. Рука обычно больше, чем нога. Очень часто дети с гемиплегией могут компенсировать свою одностороннюю слабость с помощью неповрежденной руки или ноги. Они могут овладеть большинством навыков также быстро как и дети без ДЦП, пока не наступает момент для овладения навыком хождения. Слабость, плохая координация и спастичность приводят к задержке незаисимого хождения на год или больше. В зависимости от степени повреждения дети могут почти совсем не владеть поврежденной рукой или пользоваться ей ограниченно.

  • Дискинетическая (экстрапирамидный церебральный паралич).

Эти дети страдают патологически низким мышечным тонусом, что означает, что их мышцы очень слабы и их сложно контролировать. У таких детей наблюдаются непроизвольные движения.

— дистония — изменение мышечного тонуса (может отмечаться как повышение,

так и понижение тонуса)

— атетоз — медленные и волнообразные движения

— хорея — движения внезапные, быстрые и дерганные

  • Атаксическая — характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации, размашистыми движениями при выполнении целенаправленных движений,.

нередки речевые расстройства.

Особенности развития детей с дцп

Смешанные формы ДЦП. Дети страдают как мышечной спастичностью, как и непроизвольными движениями, характерными для экстрапирамидного вида ДЦП.

В мировой практике в качестве инструмента для оценки степени тяжести ДЦП с точки зрения ограничения степени функционирования в обыденной для пациента среде внедрена и активно используется Шкала глобальных моторных функций (Gross Motor Function Classification System GMFCS, 1997)

GMFCS представляет собой 5-ти уровневую шкалу:

  • I уровень — ходит без ограничений.
  • II уровень — ходит с ограничениями.
  • III уровень — ходит с применением вспомогательных приспособлений
  • IV уровень — передвигается с ограничениями, возможно использование электроприводных вспомогательных устройств;
  • V уровень — мобильность только в механическом инвалидном кресле.

Другие проблемы, связанные с ДЦП

Поражение очагов мозга ребенка с ДЦП может оказывать воздействие и на другие области мозга, приводя к дополнительным нарушениям, таким как умственная отсталость, судороги, потеря слуха или зрения, нарушения речи. Однако не предполагайте по умолчанию, что ваш ребенок с ДЦП имеет дополнительные нарушения. Из-за того , что движения ребенка отличаются от движений других, не стоит тут же делать выводы , что и все остальное у него идет не так.

Прогноз

Прогноз возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания у пациентов с ДЦП в значительной степени зависит от типа и объема двигательного дефекта, уровня развития интеллекта и мотивации, качества речевой функции и функции рук и, самое главное, в какие сроки начато лечение и какими методами и в каком объеме проводятся реабилитационные мероприятия.

Подробная информация и запись по телефону +7(343) 289-55-02 или форма на сайте для записи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector