Особенности развития детей 6 лет

Особенности развития детей 6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным способом познания окружающего мира, хотя меняются её формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребёнок:

— Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задаёт много вопросов, но и сам формулирует ответы или создаёт версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

— Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребёнок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

— С трудом может соизмерять собственное «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому всё время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

— Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребёнку ещё нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя.

— Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему ещё трудно долго сосредоточиваться на том, что ему не интересно.

— Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

— Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много вопросов родителям.

— Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «враньё», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребёнке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребёнку возможности для самого разнообразного творчества.

— Быть внимательным к желаниям ребёнка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

— Обеспечивать ребёнку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из неё. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьёй, вместе с ребёнком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опёку, позволяя ребёнку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребёнка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

— Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребёнок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему, как к помощнику, вы больше развиваете в нём «взрослую» позицию. Делая его подчинённым и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

— По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребёнка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задаёт, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей, запастись детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребёнка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребёнку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребёнка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойство и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребёнку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологу.

Непоседе исполнилось 5 лет. Энергичный и любознательный ребёнок активно пополняет копилку знаний, изучает особенности окружающего мира. Возраст с 5 до 6 лет – период подготовки маленького почемучки к школе. Поэтому особенно важно уделять внимание совершенствованию его навыков и умений. На страницах Академии Любознательности вы сможете узнать особенности развития детей старшего дошкольного возраста, какие знания он должен усвоить к шести годам и получить полезные рекомендации по его воспитанию.

Ребятам в возрасте с 5 до 6 лет по-прежнему интересно изучать предметы, явления и их взаимосвязи через игру, творчество и общение. Но постепенно, всё больше места в жизни дошкольника начинает занимать учение. Будущий первоклассник вполне может подсказать вам который час и уверенно соблюдать правила дорожного движения. Он знает цифры и буквы, помнит несколько стихотворений наизусть, ориентируется в пространстве.

Малыш становится ещё более выносливым, он быстро бегает, прыгает и обожает подвижные игры. Он вполне уверенно и быстро способен кататься на велосипеде. Полезна дополнительная нагрузка в виде катания на коньках и лыжах, плавания, игры в футбол. Увлечения любыми видами спорта хорошо развивают мышцы ребёнка, его работоспособность и силу.

В возрасте 5-6 лет происходит активное становление личности малыша. Он различает добро и зло, усваивает мораль, учится вести себя в обществе. Независимость ребёнка и его умения принимать решения всё чаще выходят на первый план. Будущий первоклассник вполне может осмысливать происходящее вокруг него и делать из этого выводы. Совсем скоро малыш пойдёт в школу. К этому времени важно научить его выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками, быть терпеливым и контролировать собственные эмоции.

Это только небольшая часть всех навыков, которыми овладевает непоседа на шестом году жизни. Каждый ребёнок развивается индивидуально, в большей или меньшей степени, осваивая указанные умения. В разделе Академии Любознательности «5-6 лет» ( https://academy-of-curiosity.ru/category/stati/vozrastnye-gruppy/5-6-let/ ) вы можете подобрать те задания и упражнения, которые соответствуют уровню развитию вашего малыша на данном этапе.

Полноценному и всестороннему развитию детей помогает чтение книг, наглядные пособия, настольные игры, наборы для творчества. Отлично стимулируют познавательную активность опыты и эксперименты, которые вы также можете найти в специальном разделе Академии Любознательности. Малыш сможет почувствовать себя в роли юного учёного, отправиться в увлекательное сказочное путешествие или вместе со своими друзьями пройти захватывающий квест. Играйте и развивайтесь вместе с Академией Любознательности!

Особенности развития детей 6 лет

В этом возрасте физическое развитие детей можно оценить по следующим навыкам и умениям:

– ребенок умеет преодолевать препятствия в процессе бега;

– умеет ездить на велосипеде;

– умеет лазить по шведской стенке и конструкциям детских городков;

– ходит по бордюрам и перекладинам.

В этот период родителям необходимо уделить внимание физическому развитию своего малыша, играть с ним в подвижные игры, игры с мячом, проводить занятия, развивающие координацию.

Познавательная деятельность

В пять-шесть лет ребенок узнает много нового. Поэтому рекомендуется сменять виды деятельности, чтобы ребенок не переутомлялся. В этот период он должен обладать следующими знаниями и умениями:

– знать свои имя и фамилию;

– знать адрес проживания и номер телефона хотя бы одного из родителей;

– знать, что делать при пожаре, если потерялся, отстал, остался дома один и в других экстренных ситуациях;

– уметь звонить по телефону;

– показывать право и лево;

– знать явления природы: дождь, грозу, снег, ветер и пр.;

– называть времена года, месяцы, дни недели в правильной последовательности;

– знать и придерживаться ПДД для пешеходов;

– узнавать множество домашних животных и птиц, знать, чем они питаются;

– уметь сравнивать предметы: высокий — низкий, толстый — тонкий, легкий — тяжелый и пр.

– уметь находить до шести различий на картинках для сравнения;

– знать названия и различать лиственные и хвойные деревья;

– уметь называть одним словом группы предметов: посуда, фрукты, игрушки и пр.

Стоит помнить, что каждый малыш развивается индивидуально, поэтому небольшие отклонения от приведенного списка не являются критичными.

Особенности развития детей 6 лет

Психическое развитие

В этом возрасте в психологии детей происходят серьезные процессы:

– формируется база личностных качеств;

– определяются нравственные ценности;

– в процессе игры обыгрываются события, произошедшие с самим ребенком или его знакомыми;

– активно проявляется любознательность;

– формируется личность малыша;

– происходит демонстрация родителям того, что он важный член семьи;

– происходит осознание собственного Я;

– дети начинают понимать свои ощущения, эмоции и учатся об этом говорить.

Особенности развития детей 6 лет

Социальное развитие

Этот возраст характеризуется тем, что ребенку необходимо общение со сверстниками и взрослыми. Посредством игр он получает новую информацию об окружающем мире, правилах поведения и способах общения. В этот период необходимо научить своего малыша:

– заводить новые знакомства;

– проявлять милосердие и терпимость;

– выстраивать отношения в обществе;

– держать под контролем свои эмоции, не подавляя их;

– делать первые шаги в борьбе с собственными страхами.

Сейчас очень важно общаться со своим ребенком, так как нехватка общения с родными чревата появлением дефицита внимания. Ребенок нарочно ведет себя плохо, злит родителей и нарушает установленные правила. Будьте терпимы и последовательны.

Речевое развитие

В норме речь ребенка пяти-шести лет должна быть правильной и грамотной. Он должен уметь:

– четко и правильно произносить все звуки родного языка;

– составлять простые и сложные предложения;

– пересказывать сюжет сказки или услышанной истории;

– рассказывать о себе и своих родных;

– составлять рассказ по картинкам;

– контролировать уровень громкости собственного голоса;

– разговаривать с самим собой во время игр.

Отличительной особенностью этого возраста является интенсивное словотворчество. Девочки и мальчики придумывают новые названия предметам или явлениям, используя словарный запас.

Особенности развития детей 6 лет

Развитие мышления в пять-шесть лет

В основе развития мышления деток этого возраста лежит приобретение новых, усложненных навыков. В этот период важно ребенка научить:

– прямому и обратному счету до 20;

– находить соседей числа по счету;

– писать цифры и рисовать соответствующее им количество предметов;

– складывать и вычитать в пределах пяти;

– знать буквы и читать по слогам;

– различать цвета и оттенки;

– решать логические задачки;

– определять признаки предметов и классифицировать их.

Характеристика развития детей пяти-шести лет

В этом возрасте дошкольник должен уметь сам ухаживать за собой:

– чистить зубы и умываться;

– мыть руки после улицы, туалета и перед едой;

– самостоятельно собирать игрушки;

– надевать и снимать одежду;

– обувать и снимать обувь;

– пользоваться столовыми приборами;

– выбирать одежду в детский сад и на прогулку;

– использовать носовой платок по назначению.

Очень важно развивать и поддерживать эти навыки. Взрослый должен доверять ребенку, давать ему возможность учиться на собственных ошибках.

Главное — идти по дороге развития с ребенком рука об руку и поддерживать его старания. Не забывайте об этом, дорогие родители.

Материалы предоставлены профессиональным педагогом Татьяной Федоровной Антоновой. Татьяна Федоровна, преподаватель с 48-летним стажем, живет в Праге и в своей школе по авторской методике обучает детей от 3 до 12 лет чтению, письму, математике и русскому языку очно и онлайн. Учеников-дошкольников она обучает основам чтения и письма, счета, логики и окружающего мира, помогает им в развитии речи и мелкой моторики.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ

Возрастные особенности детей от 6 до 8 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл,

который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в

изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более

детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся

различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику,

космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-

творческие способности в изобразительной деятельности. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать

снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Особенности развития детей 6 лет

Почти каждый внимательный родитель задаётся рано или поздно вопросом о том, какие бывают особенности развития детей 6-7 лет. Мы рассмотрим этот вопрос по трем параметрам: моторика, речь и психологические характеристики.

В этом возрасте движения становятся более плавными и точными, ребёнок сам может оценить правильность выполнения какого-либо упражнения. Это происходит благодаря тому, что у малыша появляется способность достаточно точно оценивать, как в пространстве располагаются части его тела, окружающие его предметы. Дети осваивают ритм движения, могут переключаться с одного темпа движений на другой, различать элементы движения. Мелкая моторика также становится более тонкой и четкой – рука постепенно готовится к письму, учится совершать мелкие и аккуратные движения в рамках отведённых границ.

В данный период важным является развитие связанности речи – расширяется словарный запас, знание грамматики, поэтому ребёнок может не только участвовать в диалоге (с другим ребёнком или взрослым), но и говорить монологами. Улучшается и произношение – дети произносят все звуки родного языка, интонациями могут передавать различные чувства. Начинает формироваться и письменная речь.

В. Психологические характеристики

Перед самой школой дети уже способны следить за своим поведением, регулировать его. Они могут и хотят общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками, способны самостоятельно организовывать и планировать свою и совместную деятельность. Они сильно нуждаются в положительной оценке со стороны взрослого, но могут и сами оценить, правильно или неправильно они действуют.

Разумеется, мы рассмотрели только некоторые особенности развития детей 6-7 лет, на самом деле их гораздо больше. Следует также помнить, что каждый малыш развивается индивидуально, со своей скоростью, поэтому его особенности могут несколько отличаться от приведённых нами.

Дарья Гапоненко, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий»

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению. На фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, при перегрузках возникает охранительное торможение. Дети подготовительной к школе группы отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр. Дошкольники активно приобщаются к здоровому образу жизни. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видам. Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении.

Кроме сюжетно — ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры: режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами. Игра продолжает оставаться ведущей деятельностью этого возраста.

После 6 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети обмениваются информацией, планируют, разделяют и координируют функции. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

В этом возрасте активно развивается диалогическая речь. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно — образным появляются элементы словесно-логического мышления.

У детей 6-7 лет все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др. У них возникает особый интерес к печатному слову, математическим отношениям (узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов).

Эстетическое отношение к миру у детей к 7-ми годам становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.

Слушая чтение книг, дети подготовительной к школе группы сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета (формы, пропорции, цвет), замысел становится более устойчивым.

Дошкольников 6-7 лет отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, обогащается индивидуальная интерпретация музыки.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая исследует общие закономерности развития в течение онтогенеза человека, начиная от рождения и заканчивая старостью. Она устанавливает возрастные периоды и причины перехода от одного из них к другому.

Особенности психологии дошкольников 5-6 лет

В возрасте 5 лет в детской психике формируются принципиально новые образования, включая произвольность психических процессов (например, внимания, памяти, восприятия). Отсюда вытекает возможность управлять своим поведением.

Возрастной период с 5 до 6 лет — это очень важный возраст в развитии познавательной, личностной и интеллектуальной сферы. Часто его называют базовым возрастом, поскольку у дошкольника происходит закладка многих личностных аспектов, проработка моментов становления «Я» позиции. Примерно 90 % основы всех черт личности закладывается в этот период. В 6 лет уже можно частично определить, каким будет человек в будущем.

Примерно к 5 годам в образе «Я» дошкольника начинают присутствовать качества, которые, по его мнению у него имеются. После 5-6 лет у детей появляется представление не только о том, какими они являются, но и о том, какими они хотели бы быть и стать. Помимо имеющихся качеств, формируются представления о желательных и нежелательных аспектах и особенностях своего «Я».

Процесс развития некоторых черт находится еще в зародыше, поэтому обладает специфическими формами. Дети 6 года жизни не говорят и не думают о том, что они желают иметь соответствующие черты характера. Это происходит позже, в подростковом возрасте. Дошкольники, как правило, просто хотят быть похожими на героев сказок, фильмов или на кого-нибудь из знакомых.

Ребенок часто воображает себя персонажем (не играет роль, а именно воображает), приписывая себе его качества. Формирование идеального «Я», то есть того, каким человек желает себя видеть, представляет собой психологическую предпосылку становления учебной мотивации. Учиться дошкольников может побудить не только интерес к изучаемой дисциплине. В качестве существенного побудителя к учению и овладению новым выступает желание видеть себя «знающим», «умным», «умеющим».

Готовые работы на аналогичную тему

Изменения в развитии 5-6-летнего ребенка

Очень важное изменение в возрасте 5-6 лет происходит в области отношений со сверстниками. Уже начиная с пятилетнего возраста, сверстники начинают играть по-настоящему важную роль для ребенка. До этого возраста центральная фигура в жизни ребенка, вне зависимости от присутствия сверстников, представлена взрослым человеком.

Взрослый важен для ребенка, поскольку до 3 лет сверстники являются для него только более или менее приятным (интересным) объектом. Уже на четвертом году жизни дошкольника в большей степени интересуют предметы и игрушки, с которыми взаимодействует сверстник, чем он сам. Здесь большое значение имеет совместная игра в качестве важнейшей основы детских взаимоотношений. До 5 лет она еще по-настоящему не доступна детям, поэтому попытки ее наладить часто вызывают недоразумения.

Общение в виде обмена впечатлениями и мыслями не интересно ребенку, так как сверстники не всегда способны понять личные проблемы и интересы, как и не могут выражать необходимое сочувствие. В 3-4 года еще и речевые возможности детей не дают возможности полноценно осуществлять общение.

К пятому году жизни ребенок переходит к совместной игре, а также к эпизодическому неигровому общению с одногодками. Это происходит в следующих формах:

  • Обмен мнениями,
  • Обмен информацией,
  • Демонстрация своих знаний.

На шестом году жизни дошкольника соединяются разные линии психического развития. Они начинают образовывать благоприятные условия для формирования нового типа взаимоотношений со сверстниками. Во-первых, это обусловлено развитием речи, которое у большей части детей достигает высокого уровня и не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, это накопление внутреннего багажа знаний и информации об окружающем мире. Их дошкольник стремится осмыслять и упорядочить, желая поделиться с другими.

Развитие произвольности, как и общее интеллектуально-личностное развитие дают возможность ребенку самостоятельно, без помощи взрослых людей наладить и осуществить совместную игру. В 5-6-летнем возрасте ребенок уже может распределять роли до наступления игры, выстраивая свое поведение в соответствии с ролью. Игровое взаимодействие начинает сопровождаться речью, которая соответствует по содержанию и интонации. Речь сопровождает реальные отношения детей, но при этом отличается от ролевой речи.

Все особенности развития в данный период приводят к двум существенным изменениям в жизни ребенка. В первую очередь меняется роль взаимоотношений ребенка со сверстниками в рамках эмоциональной жизни с последующим усложнением данных взаимоотношений. Во-вторых, появляется интерес к личности и личным качествам окружающих детей.

Особенности развития восприятия, внимания и памяти детей в 5 – 6 лет

В 5-6 лет продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины, а также строения предметов. Дети начинают систематизировать представления, начиная различать и называть не только базовые цвета и их оттенки, но и промежуточные цвета. Они различают форму прямоугольника, овала, треугольника. Воспринимают размер и величину объекта, легко выстраивая в ряд (возрастание или убывание), работая одновременно с десятью разными предметами.

У дошкольников растет устойчивость внимания, происходит развитие способности к его распределению и переключению. Психологи и педагоги наблюдают у них переход от непроизвольного внимания к произвольному, при этом объем внимания в начале учебного года составляет от 5 до 6 объектов, а к концу года уже 6 — 7.

В шестилетнем возрасте начинает формироваться произвольная память. В этот период дошкольник с помощью образно-зрительной памяти способен запоминать от 5 до 6 объектов. Примерный объем слуховой вербальной памяти в этом возрасте составляет около 6 слов. У ребенка также развиваются соответствующие виды памяти:

Детский сад «Семицветик» (неофициальный сайт) и детский центр Монтессори

с 8:00 до 19:00, Пн — Пт
8-499-641-41-51, 8-916-371-66-40
[email protected]
  • ГРУППЫ И КЛАССЫ
    • ДО 3 ЛЕТ
      • TODDLER класс
      • Как подготовить ребенка к посещению группы?
      • Роль педагога
      • Занятия
      • Условия поступления
      • Цены
      • Режим дня
      • О методике Монтессори
      • Кто выбирает Монтессори-образование?
      • Полезная информация
      • Видео
      • Советы психолога
      • В гости
      • На мероприятия
      • На кружки
      • Вакансии
      • Почему мы выбрали AMI?

      Возраст от 3 до 6 лет

      Сензитивный период развития речи

      В возрасте 3,5-4 лет:
      Речь становится основным инструментом для общения, ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. В больших случаях он понимает о чем говорит и чего хочет достичь сказанным (просьбы, рассуждения и т.д)
      Дети этого возраста начинают интересоваться символическим обозначением звуков — буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.;
      Далее они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания — вплоть до простых слов.

      Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
      Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма — это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

      Отметим основную мысль М. Монтессори, которую необходимо постоянно иметь в виду: если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. под принуждением (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

      Сензитивный период восприятия порядка

      К данному возрасту (уже с 3 до 4 лет) период порядка начинает значительно отходить на дальний план и чем старше ребенок (4-6 и более лет), тем сложнее и сложнее приучить его к какой-то новой упорядоченной деятельности, если до этого времени в его жизни ее не было.

      Сензитивный период сенсорного развития

      Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный Монтессори-материал предоставляет оптимальную возможность для этого.
      Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.
      В этом возрасте происходит особый скачек интереса к материалам на утончение всех органов чувств.

      Сензитивный период восприятия маленьких предметов

      Этот период длится в среднем от 1,5 до 5,5 лет. Его трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.
      А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

      И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).

      Сензитивный период развития движений и действий

      Как и в предыдущие периоды очень важным для ребенка оказывается движение. Но теперь это уже достаточно четкие и координированные движения, нередко к возрасту 4-5 лет ребенок живо интересуется различными видами спорта и без устали осваивает новые движения, спортивные снаряды и т.д

      Сензитивный период развития социальных навыков

      В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и ребята, которые в открытую курят на остановках. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.
      Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, накрыть на стол и пригласить к обеду и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector