Консультация для родителей.
« Возрастные особенности детей 2-3 лет».
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Ребёнок на третьем году жизни растёт действительно не по годам, а по часам: для него имеет значение каждое слово, сказанное взрослыми, каждое новое знание формирует его внутренний мир.
Этот возраст считается одновременно и возрастом высоких достижений малыша, и сложным периодом строптивого непослушания, связанного с тем, что ребёнок страстно ищет самостоятельности, пытаясь найти себя в этом огромном, удивительно интересном мире.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.
Речь и словарный запас ребёнка
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: рисование, конструирование, игровая деятельность.
В этом возрасте дети:
Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию и степень важности.
Ориентируются в таких обобщениях: «Животные», «Птицы», «Транспорт», «Посуда», определяют, что из увиденного относится к определённой группе.
Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолёт летит, зайка на картинке бежит.
Понимают, в чём состоит смысл некоторых профессий, понимают, что делает продавец, шофёр, повар.
Отвечают на простые вопросы.
Задают вопросы взрослым.
Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
С помощью взрослого могут составить рассказ по картинке.
Узнают животных или герое мультфильмов, по их характерным признакам и звукам.
Дети к трём годам могут использовать в речи имя существительное, определение, глаголы.
Игра и творчество в жизни малыша.
Игра — это мощный стимул в развитии ребёнка. С её помощью он самовыражается, учиться подражать взрослым, запоминает название предметов, последовательность действий в той или иной ситуации Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. Развитие ребёнка в 2 – 3 года подразумевает, что он может:
Помнить слова, стишков, песенок, считалок.
С удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.
Рисовать карандашами, лепить из пластилина колбаски, шарики.
Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к самовыражению, игровой деятельности.
С этой целью необходимы различные материалы для игр:
Набор для имитации взрослой жизни: пластиковая посуда, чемоданчик доктора;
Развивающая литература, книги по возрасту;
Развитие памяти и логического мышления.
Внимание малыша в 2 года ещё не стабильное, но чем старше он становиться, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. К трём годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10 – 15 минут, если его что – то заинтересовало. Это может быть новая книжка, игрушка.
Что может ребёнок:
Уметь определять предмет по одной его детали (колесо от машинки, платье от куколки);
Определять, какого цвета предмет;
Уметь различать размер игрушки (какая машинка большая, а какая маленькая);
Различать форму предметов (круг, квадрат, треугольник);
Находить предмет по его характерным признакам;
Определять недостающие части по картинке;
Понимать значения определений (стул тяжёлый, мячик твёрдый, чай горячий).
Ребёнок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому (расстёгивать пуговицы, надевать носочки, аккуратно кушать из ложки). В этом возрасте характеризуется стремление к социализации, поиском контакта со сверстниками.
В 2 года малыш уже может:
Повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности;
Перенимать стиль поведения общества, принятые в детском саду или дома.
01.07.2020, 156 просмотров.
В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.
Раннее детство — период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает — до 200-300, а к трём — до 1500 слов.
В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Мышление у детей 2-3 лет — наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.
У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.
Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».
Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.
Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к самовыражению, игровой деятельности.
С этой целью необходимы различные материалы для игр:
– строительные блоки, кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудование для развития мелкой и крупной моторики, пространственного видения.
Тренировка тонкой пальцевой моторики — мощное физиологическое средство, стимулирующее: развитие речи; обострение тактильных возможностей ребенка; – тренировку мускульной памяти, внимания, координацию движений; развитие воображения, самовыражения, творческих способностей, эмоционального мира;
Этот период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:
– настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки, конструкторы;
– принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы);
– книги и дидактические материалы.
В этом возрасте Вашему ребенку важно:
Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не вместе».
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка.
Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.
- Физическое развитие ребенка 2 — 3 лет.
- Социально-нравственное и личностное развитие
- Познавательное развитие ребенка 2 — 3 лет.
- Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет
- Художественно-творческое развитие ребенка 2 — 3 лет
Физическое развитие ребенка 2 — 3 лет.
Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого.
В период от 2 до 3 лет:
· ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
· бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину;
· ловит мяч двумя ручками;
· подражает действиям взрослого;
· выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;
· может кататься на трехколесном велосипеде;
· делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.
Социально-нравственное и личностное развитие
· ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми;
· эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;
· проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности;
· у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как «хороший»);
· имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;
· одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.
Познавательное развитие ребенка 2 — 3 лет.
· малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;
· ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них;
· различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них;
· собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 — 8 колец и четырехсоставную матрешку;
· подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
· складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
· находит предмет по признаку (мягкий, твердый);
· складывает несложный узор из мозаики;
· понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три» и т.д. и соотносит число с реальными объектами;
· свободно ориентируется в знакомом помещении;
· пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.);
· замечает изменения в погоде и называет их;
· активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.
Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет
· ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия;
· узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух» и т.д.;
· правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
· называет предметы, действия, качества;
· использует все части речи (кроме причастия и деепричастия);
· вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками;
· рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.;
· повторяет слова и фразы за взрослым.
Художественно-творческое развитие ребенка 2 — 3 лет
· ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения;
· быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения;
· повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки;
· одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.;
· понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет;
· использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин;
· создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики);
· проявляет желание творить вместе с взрослым.
Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов.
Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится. Что должен знать и уметь 2 летний ребенок.
И никогда не забывайте, что каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира.
Задача родителей — не отвергать его мироощущения, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности.
Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а так же нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут родителям и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».
Вот Вашему малышу исполнилось уже 2 годика! Такой большой уже человечек, но при этом такой ещё маленький…
Как правило, детки к этому возрасту могут самостоятельно кушать, хорошо и уверенно ходить, даже бегать, знает всех ваших близких родственников, говорит слова или даже фразы. Что же ещё можно ждать от этого милого божьего создания?
На особенности развития детей 2-3 лет обращаем своё особое внимание.
Физическое развитие, умственное и психическое тесно взаимосвязаны. В два года маленький человек стремиться к самостоятельности.
Это выражается в желании всё делать самому. «Я сам одену шапку!», «Я сама одену носки!».
Помните, что в этом случае от Вас требуется много терпения, потому, что такие действия даются малышам с большими усилиями и занимают времени больше, чем бы Вам этого хотелось.
Научите своего малыша выворачивать вещи на лицевую сторону и аккуратно складывать их в шкаф. И обязательно хвалите его за успехи и инициативу!
Создайте для него комфортные условия для самостоятельности – поставьте устойчивую скамеечку в ванную для умывания, купите красивое мыло, очаровательное полотенце с петелькой и обязательно разместите красивый крючок для полотенца на уровне, доступном для малыша.
Помните – если сегодня, когда он стремится к самостоятельности, а Вы лишите его этой возможности – будете всё делать за него, в дальнейшей жизни ребёнок так и останется Вашим протеже.
Вы всю жизнь будете жить за него сами. Не отбивайте у своего карапуза желание к самостоятельному решению задач.
Дети, начиная с двух лет довольно понятно могут выразить свои чувства и желания. Но в этом возрасте они ещё не могут контролировать свои эмоции.
И поэтому, одновременно с самостоятельностью, у деток может появиться протест против вмешательства со стороны взрослого. Малыш часто меняет своё мнение. Человечек растёт, продолжает свою исследовательскую деятельность и пробует мир на вкус, на цвет, на запах.
В этом возрасте появляется докучливый вопрос: «Почему?».
Ваше чадо составляет свою картину мира, происходит бурное эмоциональное развитие. Ваша задача – помочь ему всем своим жизненным опытом и любовью.
Многие детки в этом возрасте стремятся к общению с другими людьми. Кто-то больше любит большие компании, а другие детки долго и скурпулёзно выбирают себе одного, двух друзей.
Появляется желание помочь взрослым. На этом этапе так же не советую отмахиваться от его корявенькой и нелепой помощи. Если малыша отгонять от себя словами: «Не мешай, я сам, как-нибудь в следующий раз!», тогда придёт время и Вы станете искренне удивляться, почему это уже взрослый подросток не спрашивает Вас, чем помочь и всячески отлынивает от работ по дому.
Избалованность даст о себе знать тяжёлым отрочеством.
Детский беспорядок приемлем в допустимых пределах, учтите, когда малыш берёт свою игрушку каждый раз с одного и того же места, это приучает его к определённому порядку. Помогите ему убирать игрушки, но не в коем случае не делайте этого за него.
Для карапуза 2 – 3 лет очень необходимо движение. Здесь важно родителям определиться с правильной реакцией. Чтобы не запугать и не настроить малыша на негатив, следите за своими эмоциями в сложных ситуациях.
Например, если ребёнок в первый раз упал, не ругайте его, не запугивайте, но и не переборщите с жалостью и стенаниями на виновника падения(«Ах, этот нехороший стул, стоит себе там, где не надо!»), ребёнок всегда смотрит на реакцию взрослых и потом начинает жить сообразно с ней.
Чаще говорите ему, что он справится и очередная шишка – не беда. Не держите ребёнка постоянно за руку (я не говорю о тех случаях, когда вы находитесь в потенциально опасных ситуациях!).
В этом возрасте дети впитывают в себя все бытовые правила вашей семьи. Аккуратно есть за столом, пользоваться вилкой и ножом, вытирать рот салфеткой он учится на вашем примере. Что посеете, то и пожнёте.
Малыши очень любят быть красивыми и нарядными – здесь вам в помощь эта их особенность. Прививайте им правила гигиены: утренние и вечерние умывания, мытьё рук перед едой, после туалета, после прогулки и т. д.
Любовь деток 2 -3 лет к определённой последовательности действий, к своеобразным ритуалам, поможет вам заложить фундамент для усвоения хороших привычек: аккуратности, порядку.
Вы без труда можете научить малыша умываться утром, мыть руки перед едой, убирать вечером куклу или машинку на место, положить рукавички и сапожки на батарею, если придумаете и обыграете своеобразный ритуал по этому поводу.
К трём годам у деток совершенствуется координация движений, они приобретают более сложные навыки: застёгивание пуговиц, одевание колгот и ботинок. Но при этом легко ещё может путать правую и левую стороны.
Уже смело можно приобщать ребёнка к общим делам – накрыть на стол, посчитать количество гостей, принести салфетки и многое другое. Учите убирать за собой посуду со стола.
С удовольствием малыш отнесётся к закреплённым за ним домашним обязанностям. Например, кормить рыбок, поддерживать порядок в тумбочке с игрушками. Но контроль с вашей стороны, конечно же необходим.
Никогда не наказывайте и не пугайте ребёнка трудом! В первую очередь соизмеряйте способности малыша с заданием, хвалите, хвалите и хвалите за любую инициативу и результативную работу.
Дети очень наблюдательны и обязательно копируют манеры и привычки взрослых. Если вам что-то не нравиться в поведении вашего малыша, оглянитесь вокруг и загляните в себя. Учитывайте все особенности развития детей 2-3 лет, но обязательно следите за своими действиями и словами.
Особенно обратите внимание в этом возрасте на обучение малыша высказывать свои мысли при помощи слов. В этом нежном возрасте происходит резкий скачок в развитии речи.
Как правило в этом возрасте ребёнок начинает говорить на понятном взрослым языке. Но необходимо помнить об индивидуальном развитии детей. Все они разные и нормы здесь варьируются.
Больше и чаще разговаривайте с малышом (спокойным и уверенным тоном). Дайте ребёнку возможность слушать правильную речь, без искажений и сюсюканья.
Правильная и чёткая речь сильно зависит от эмоционального развития ребёнка. Развитие речи напрямую зависит от предметной деятельности, мелкой моторики и слухового восприятия.
Развитие детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать себя, как личность и отстаивать свою самостоятельность. Отметим, что возрастные нормы применимы к большинству детей, но не к каждому ребенку конкретно. Поскольку специфика процесса развития малыша определяется многими индивидуальными особенностями и разнообразными факторами. Следовательно, эта статья обладает ознакомительным характером.
В два–три года ребенок умеет:
1. Осуществлять несложные просьбы и указания, рассчитанные не более чем на три действия.
2. Рисовать, играть с конструктором и несложными пазлами.
3. Создавать фразы из нескольких слов, запоминать короткие стишки.
4. Ребенок знает наиболее популярных представителей фауны и флоры.
5. Малыш пользуется горшком, способен самостоятельно умыться, раздеться и одеться.
Кризис 3 лет
В 3 года начинается процесс становления и формирования личности крохи. Она хочет, чтобы с ней считались и относились как к «равной», постепенно возникает потребность в реализации собственного «Я». Появляется самолюбие и чувство гордости за успешно осуществленное действие, ей хочется казаться умелой в глазах окружающих. Родителям необходимо учитывать подобные стремления и желания малютки.
Специфика этого возрастного этапа во многом выражается в том, что у ребенка имеется огромное «хочу», но нет необходимых навыков, умений и знаний, для того чтобы осуществить и доказать на практике обоснованность своих претензий на самостоятельность. Если родители начинают излишне опекать и оберегать его, то он начинает капризничать, становится неуправляемым.
Основными симптомами, признаками кризиса 3 лет являются: упрямство, своеволие, строптивость, негативизм, протест-бунт, деспотизм и симптом обесценивания.
Таким образом, у ребенка начинается переходный этап в развитии, именуемый младшим дошкольным возрастом, хотя на этом этапе сохраняются черты, характерные для раннего детства.
Какие особенности отмечаются в развитии ребенка 3 лет?
Этот этап ознаменован грандиозным переломом в системе отношений с окружающими людьми, увеличением возможностей ребенка и ростом его стремления быть самостоятельным.
Расширяется опыт социального взаимодействия с окружающими. Он начинает проявлять интерес к посторонним людям и своим сверстникам. Игра малыша наполняется смыслом, содержанием, но в первой половине 3 года он пока еще не берет на себя в ней никакой роли и не играет с другими детьми, они просто спокойно сосуществуют в одном пространстве. В два с половиной года кроха уже стремится принимать участие в ролевых играх вместе с другими детками, например, она может изображать из себя папу, водителя, повара и т. д.
Малыш все еще привязан к своим родным и воспринимает их поведение, мнение, как эталонное. Однако его собственные возможности постепенно растут, и он хочет продемонстрировать это взрослым. Он стремится доказать окружающим, что уже стал «большим». Родителям следует, уважительно относиться к его зарождающемуся чувству собственного достоинства. Поручать ему несложные домашние дела, чтобы он почувствовал собственную значимость. Кроме того, важно оставлять за ребенком право выбора и научиться, выстраивать с ним отношения, основанные на взаимопонимании и учете общих интересов. В таком случае удастся ослабить проявление негативных сторон кризиса возрастного развития.
Необходимо направлять малыша, организовывать его предметную деятельность. Скажем, заниматься с ним конструированием, лепкой, рисованием и т. д. Это окажет положительное воздействие на становление психических процессов (скажем, восприятия, мышления). Кроме того, у него активными темпами развивается воображение.
На третьем году малыши овладевают социокультурными нормами и ценностями. У ребенка практически все вызывает интерес, и он очень быстро увлекается, хочет попробовать свои силы в той или иной деятельности. В этот период его легко приобщить к пению, музыке, живописи или к изучению языков.
Внимание ребенка неустойчиво. На интересной для него деятельности он способен сосредотачиваться не более 10-15 минут.
Совершенствуется память малыша, и он начинает запоминать отдаленные события.
Увеличивается словарный запас крохи, который к 3 годам может включать 1,2–1,5 тыс. слов и больше. Постепенно она начинает овладевать грамматическими основами построения предложений и фраз. Ребенок способен понимать содержание небольших рассказов и смысл высказываний, относящихся к какому-то отдельному событию или явлению, которое он не наблюдает в данный момент.
Постепенно он учится облекать свои желания и переживания во фразы, поэтому взаимодействие с ним в некотором смысле упрощается. Однако в полной мере этой способностью ребенок овладевает лишь к 4 годам, поэтому он не всегда может правильно и корректно выражать свои мысли.
Он старается внимательно слушать речь взрослых, понять ход их размышлений, ему интересно, как и к каким выводам, они приходят. Родители являются в этом момент для ребенка эталоном поведения, поэтому нужно стараться не устраивать при нем семейных разборок.
Маленькие советы родителям:
1. Относитесь уважительно к желанию ребенка что-то осуществить самостоятельно.
2. Будьте терпеливы. Если у него что-то не получается, не стремитесь сразу все за него переделать. Настраивайте ребенка на преодоление трудностей, приучайте не бросать начатое дело.
3. Не стоит резко критиковать его за ошибки и промахи, лучше просто промолчать или ненавязчиво подсказать, направить его в верном направлении.
4. Не забывайте хвалить малыша даже за самые маленькие достижения, но похвала должна быть соразмерна его успехам. Это поможет сформировать адекватную самооценку.
5. Давайте ему те задания, с которыми он сможет справиться, но они и слишком простыми также не должны быть.
6. Привлекайте ребенка к сотрудничеству, он будет горд за себя, что может что-то делать «на равных» вместе с взрослым.
7. Если малыш протестует и отказывается выполнять какое-либо действие, попробуйте преобразовать свою просьбу в игровую ситуацию.
Эти советы помогут вселить в малыша уверенность в своих силах и способностях, а также избежать возможных конфликтов из-за отстаивания им права на самостоятельность.
Поведение ребенка в этом возрасте совершенно не управляется. Его волевые качества еще не сформировались и малыш живет во власти эмоций, которые способны меняться часто и непредсказуемо. Однако, его настроение можно координировать. Например, когда ребенок расстроен, достаточно его чем-нибудь отвлечь, и он быстро меняет отрицательную эмоцию на радость и интерес.
Особенности развития детей от 2 до 3 лет через игру
Двухлетний ребенок развивается и осваивает мир через движение. Поэтому, в нем так много энергии, что родители устают. Ему действительно необходимо много двигаться.
Игра еще не является основным видом деятельности для развития малыша, но имеет существенное значение в формировании функций мозга. Желательно, чтобы рядом были родители. Ребенку важно чувствовать, что кто-то поможет ему в любой момент, оценит интересную игру, результаты его открытий и успехов.
Очень полезны игры с маленькими предметами, игры с детскими ладошками и пальцами. Мелкая моторика положительно влияет на мозг и способствует развитию речи. Малыш хорошо запоминает все, что слышит. Чем чаще родители с ним разговаривают, тем лучше для него. Слов, которые он понимает, гораздо больше, чем тех, что он произносит.
Особенности развития детей от 2 до 3 лет с помощью родителей
Если у ребенка что-нибудь не ладится, важно оказать ему помощь. Малейшая неприятность приводит к огорчению, взрослые помогают ему учиться реагировать на трудности. Однако отрицательные эмоции могут возникнуть у малыша по множеству причин. Злость, крик или слезы вполне естественны. Если ребенок капризничает не сильно, лучше всего проигнорировать. Это будет отрицательное подкрепление негативного поведения, а так как малыш очень зависим от внимания взрослого, он почувствует, что когда он капризничает, его не замечают, и изменит поведение. Если же ребенок всерьез расстроен, стоит отвлечь его чем-нибудь интересным.
Особенности развития детей от 2 до 3 лет и как побороть детские эмоции
Так как ребенок еще не может сам регулировать свое поведение, он не в состоянии осознанно принимать решения. Он пока что не научился расставлять приоритеты и вдумчиво выбирать. Малыш руководствуется эмоциями, ему понятно только настоящее время, поэтому попытки говорить о будущем бездейственны. Ему довольно сложно понимать, почему что-то разрешается, а что-то делать нельзя. Благодаря постоянному общению со взрослыми, замечая их реакции, интонации, мимику, чувствуя их настроение, он учится взаимодействовать с людьми, выстраивать собственное поведение и понимать, как устроен мир.
Возраст 2-3 года в отечественной психологии называют ранним возрастом. Важнейшими психическими новообразованиями данного возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. В этот период происходит интенсивное формирование активной речи в процессе совместных действий со взрослыми. Так же ребенок начинает понимать речь взрослого. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Кто-то начинает говорить целыми предложениями, а кто-то произносит отдельные слова. Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будете называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки. Можно поиграть с ребенком в зоопарк, имитируя голоса животных. В 2 года малыш знает достаточно звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные он может заменить известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.
Окружающие предметы также осмысливаются по-новому. Если раньше ребенок изучал предмет, бросая и запихивая его в рот, то сейчас малышу интереснее способы употребления предмета. Сначала ребенок, подражая взрослым, связывает предмет с его назначением. На втором этапе малыш использует какой-либо предмет строго по назначению. Чуть позже ребенок придумывает предмету новые сферы применения. Для успешного овладения теми или иными предметами не стоит перегружать его большим количеством игрушек. Ведь на данном этапе лучше изучать подольше один и тот же предмет. Чтобы помочь ребенку получить новые навыки, нужно активно развивать мелкую моторику. Для этого подойдут и игры «Лего», и пазлы, и художественная деятельность.
Ребенок познает мир методом проб и ошибок, поэтому дети любят разбирать игрушки. Внимание и память ребенка еще непроизвольны, а потому он может запомнить и долго держать внимание только на том, что понравилось ему «само по себе». В этом возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих.
Основными чертами ребенка в этом возрасте являются: открытость, честность и искренность. Ведь малыш пока не умеет скрывать симпатии или антипатии. Чувства ребенка противоречивы и неустойчивы, а настроение подвержено частой смене.
В таком возрасте стоит активно знакомить ребенка с цветовым спектром, формами. Малыши 3х лет способны различать — 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Важная способность, которая обычно формируется к 3 годам – способность к постановке цели в играх и поведении. Для уверенности и спокойствия ребенка нужна повторяемость и систематичность его жизни, то есть четкое соблюдение режима.
Ребенок к 3 годам лучше манипулирует с предметами. И к 3 годам малыш должен уметь: без труда преодолевать препятствия высотой 10-15 см, перешагивая их, может прыгать на одной ножке и стоять на одной ноге 10 сек., двумя руками ловить брошенный ему мячик, уметь расставаться с мамой на целый день, пользоваться словарным запасом в 250-700 слов.
Все данные приведены здесь для ориентировки родителей, а не для различения нормального и ненормального развития. Поэтому помните, что у детей все индивидуально и зависит от Вашего участия в развитии ребенка.
В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
В этом возрасте вашему ребенку важно:
- Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство;
- Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи;
- Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия;
- Как можно ширеосваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых;
- Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
- Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи;
- Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу;
- То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Вам, как его родителям, важно:
- Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре;
- Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
- Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
- Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
- Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
- Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
- Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
- Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Малыши двух-трёх лет – очаровательные, милые человечки. Они искренни и честны абсолютно во всём – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. И их прекрасные глазки широко раскрыты для всего нового. И если у них иногда мокрые штанишки и шмыгающие носы, будьте к ним снисходительны.
Главной фигурой в жизни малышей этого возраста продолжает оставаться взрослый, ведь ребёнок практически во всём ещё зависит от него.
Ведь сам он ещё не может одеться должным образом, привести себя после горшка в порядок и многое другое.
Но малыш нуждается в нас не только в физическом плане, но и эмоциональном.
Он часто попадает в трудные и непонятные для него ситуации. Во всех этих случаях малыш ищет сочувствия, защиты и помощи, и может найти их только у взрослого.
Ребенок в этом возрасте, как и в любом другом, нуждается в одобрении своей деятельности и в поддержке. Доказано психологами — потребность во внимании и доброжелательности, которая возникает в младенчестве, с возрастом не исчезает. Поэтому, малышу двух-трёх лет необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов прийти ему на помощь, готов защитить и поддержать его.
Когда возраст малыша подходит к 2-3 годам, он, всё же, начинает больше стремиться к самостоятельности, начинает понимать свои желания, стремится к достижению поставленной цели. Очень важно в этот период поддерживать своего малыша, ведь у него начинают формироваться важные качества – самоуважение, независимость и целеустремлённость.
Начинают развиваться навыки самообслуживания. В этом возрасте ребёнок уже может делать несложную уборку: убирать игрушки, раскладывать по местам одежду. Малыши стремятся помогать родителям по дому. Но это, в силу их возраста у них не очень получается, и мы видим неприятные результаты – разлита вода, перепачкана посуда, поднятая пыль…
Но ни в коем случае не нужно ругать малыша за это, ведь он искренне старался, лучше спокойно объяснить ему, что и как нужно делать. Благодаря несложной уборке, ребёнок учится действиям с предметами, узнаёт об их свойствах и назначении. А навыки самообслуживания легко познаются малышом в игре.
Примерно в возрасте 2,5-3 лет у ребёнка начинается период кризиса 3 лет, считающийся вполне нормальным явлением. Малыш не слушается взрослых, начинает капризничать и везде вставляет своё «нет». Таким образом, ребёнок проявляет себя, как личность, знакомится с новыми формами поведения. Если в этот период вы будете относиться к негативным проявлениям вашего малыша с юмором и благоразумно, он поймёт разницу между бессмысленным отрицанием и самостоятельностью. Покажите малышу ваше понимание того, что он становится личностью, с расширяющимися правами и привилегиями.
И если вы будете мудрым родителем, будете заботиться о малыше, будете внимательны к нему, то формы его негативного поведения могут и не проявиться так сильно. А если и проявятся, то быстро проходят и преодолеваются.
При положительном завершении кризиса 3 лет отношения ребёнка с родителями изменяются в лучшую сторону. У малыша возникает гордость за личные достижения. Он стремится получать результат от своей деятельности. Теперь ребёнок не просто играет с предметами, но упорно отыскивает необходимый способ решения задачи.
Если малыш потерпел в чём-либо неудачу, то он, чаще всего, не отказывается от задуманного — дети не изменяют своих намерений и намеченной цели. Когда ребёнок достигает желаемого, он стремится тут-же показать родителям, как хорошо у него получилось.
Без похвалы, одобрения взрослых эти усилия теряют свою ценность. Дети всё воспринимают серьёзно и очень сильно обижаются, если взрослые относятся отрицательно или равнодушно к тому, что они сделают.
Следует помнить, что кризис трёх лет — явление индивидуальное, и может отклоняться на пять — шесть месяцев, что считается нормой.
Ближе к трём годам у малыша увеличивается объём памяти, словарный запас, количество навыков. У ребёнка легко получается складывать башни из кубиков и пирамидки. Достаточно хорошо развита и речь ребёнка – он повторяет простые фразы из нескольких фраз, отвечает на различные вопросы.
Занятия с ребятами двух-трех лет включают в себя игры, активные исследования и движения.
Это основные особенности развития детей 2-3 лет, хотя говорить о них можно бесконечно долго.
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.
Просмотр содержимого документа
««Возрастные особенности развития детей 2-3 лет».»
Консультация для родителей
«Возрастные особенности развития
детей 2-3 лет».
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.
Физическое развитие ребенка 2 — 3 лет.
Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого.
В период от 2 до 3 лет:
ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину;
ловит мяч двумя ручками;
подражает действиям взрослого;
выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;
может кататься на трехколесном велосипеде;
делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.
Социально-нравственное и личностное развитие
ребенка 2 — 3 лет.
ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми;
эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей, на оценку своих действий со стороны взрослого;
проявляет самостоятельность в различных видах детской деятельности;
у него зарождаются элементы самооценки (чаще всего, малыш оценивает себя как «хороший»);
имеет представление об опасности, но не всегда придерживается правил безопасности;
одевается и раздевается самостоятельно, знает назначение предметов личной гигиены, без напоминания моет ручки перед едой, использует салфетку.
Познавательное развитие ребенка 2 — 3 лет.
малыш различает контрастные по форме, цвету и величине предметы;
ориентируется в четырех-пяти цветах, оттенках и называет некоторые из них;
различает четыре-шесть геометрических форм и называет, по просьбе, некоторые из них;
собирает детскую пирамидку, состоящую из 4 — 8 колец и четырехсоставную матрешку;
подбирает плоскостные геометрические фигуры к объемным формам и наоборот;
складывает разрезную картинку из двух-трех частей (разрезы по горизонтали и вертикали);
находит предмет по признаку (мягкий, твердый);
складывает несложный узор из мозаики;
понимает слова, обозначающие количество объектов, например, «два», «три» и т.д. и соотносит число с реальными объектами;
свободно ориентируется в знакомом помещении;
пытается быть опрятным и придерживаться правил личной гигиены (чистит зубки, моет ручки и т.п.);
замечает изменения в погоде и называет их;
активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями.
Речевое развитие ребенка 2 — 3 лет.
ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами действия;
узнает персонажей по звукоподражаниям, например, «пи-пи», «чух-чух» и т.д.;
правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения в произнесении шипящих и свистящих звуков, а также звуков [р] и [л]);
называет предметы, действия, качества;
использует все части речи (кроме причастия и деепричастия);
вступает в коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками;
рассказывает сказки, стихи, небольшие истории о событиях из своей жизни, о животных и т.д.;
повторяет слова и фразы за взрослым.
Художественно-творческое развитие ребенка 2 — 3 лет
ребенок эмоционально тонированно подпевает, различает музыкальный темп и ритм, в зависимости от этого меняет танцевальные движения;
быстро запоминает слова песенок, танцевальные движения;
повторяет за педагогом музыкально-ритмические движения и делает это соответственно характеру музыки;
одновременно может выполнить несколько действий, например, петь, хлопать в ладошки, кружиться, махать ручками, поворачиваться корпусом и т.д.;
понимает, что нарисовано на картинке или иллюстрации, и может найти, по просьбе, реальный предмет;
использует в своем творчестве фломастеры, мелки, карандаши, кисти, краски и пластилин;
создает простейшие рисунки (различные линии, расположенные в одном или нескольких направлениях), поделки из пластилина, глины или теста (колбаски, шарики);
проявляет желание творить вместе с взрослым.
Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится. Что должен знать и уметь 2 летний ребенок.
И никогда не забывайте, что каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира.
Задача родителей — не отвергать его мироощущения, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а так же нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут родителям и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».