Особенности психического развития слабослышащих детей

Врождённая или приобретённая тугоухость – не самое редкое явление. И в современном мире ребёнок, у которого она диагностирована, может развиваться наравне со сверстниками. Главное – вовремя помочь, заказав подходящие слуховые аппараты. С помощью легкого и удобного устройства малыш начнёт лучше различать звуки. Его можно будет обучить базовым навыкам, которые дети осваивают перед школой: устной речи, письму, чтению и другим необходимым умениям.

Тугоухость серьёзно сказывается на социальной жизни и учёбе ребёнка, если её не корректировать. Важно вовремя обнаружить симптомы и принять меры. Развитие детей с нарушением слуха может протекать в обычном темпе. В плане умственных способностей они ничем не уступаю слышащим малышам. Главное – проявить внимание и заботу, и не опускать руки. Даже у детей с IV стадией тугоухости есть остатки слуха, и этого вполне достаточно, чтобы научить их говорить.

Слуховые аппараты можно и нужно носить с самых ранних лет. Чтобы их подобрать, обратитесь к специалисту по слуху. Он учтёт индивидуальные особенности ребёнка и задаст оптимальные настройки. Лучший вариант – купить два маленьких прибора, по одному в каждое ушко. Одним слуховым аппаратом ограничиться можно только при острой нехватке денег на покупку пары.

Особенности психического развития слабослышащих детей

Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха

Если ребёнок с рождения частично лишен возможности слышать, его психическое развитие происходит медленнее. Его картина мира немного ограничена. В отдельных случаях сложнее выстроить связь причин и последствий. Например, малыш не знает, что упавшая со стола кастрюля причинит окружающим дискомфорт громким шумом. Тугоухость влияет на мышление, внимание и память.

Развитие детей младшего возраста с нарушением слуха со стороны кажется медленным. Малышу тяжело находить причинно-следственные связи в простых примерах. Задача родителей – научить его сопоставлять факты и делать определённые выводы. Если ребёнок с тугоухостью не получает должного внимания со стороны своей семьи и педагогов, адаптация к жизни в коллективе займёт гораздо больше времени. Ведь малышу никто не объяснит, как устроена та часть мира, которую он не может воспринять сам. Но ситуацию спасёт грамотный подбор слухового аппарата. Если ребёнок начнёт слышать звуки, со временем он к ним привыкнет и не будет отставать от сверстников.

У детей с нарушением слуха могут возникать проблемы при концентрации внимания. Им гораздо сложнее одновременно слушать учителя и записывать или быстро отвечать на заданные вопросы. Ребёнок, у которого нарушен слух, медленнее сверстников переключается со слушания на чтение и обратно. Эту особенность учитывают педагоги, которые занимаются со слабослышащими детьми в специализированных школах.

Полностью здоровый ребёнок ежесекундно запоминает большой объём информации. У слабослышащего малыша достаточно ресурсов, чтобы от него в этом не отставать. Однако источников новых сведений меньше. Ведь звуки частично пропадают из его жизни. Если ребёнок слышит очень слабо, у него лучше получается запоминать вещи, связанные со зрительными образами. А вот звуковые и абстрактные понятия вызывают мало ассоциаций, поэтому их запоминание длится дольше.

Особенности психического развития слабослышащих детей

Формирование речи у слабослышащих детей

При грамотном подходе педагога и ответственном отношении родителей слабослышащий ребёнок может хорошо владеть устной речью к 6-7 годам, а уже в 2-3 года иметь неплохой словарный запас. Главное – сделать всё возможное, чтобы малыш мог различать звуки. Если нет никак противопоказаний, установка слуховых аппаратов за оба ушка возможна уже в младенческом возрасте.

Это означает, что ребёнок с нарушением слуха будет слышать звуки и различать их. Если малыш лишен этой возможности, он может не слышать и собственный голос. Даже при внимательном отношении родителей и сурдопедагогов обучение будет продвигаться медленно. Ребёнок привыкнет искажать слова и «глотать» окончания. Это осложнит его дальнейшую адаптацию в коллективе. Важно вовремя диагностировать тугоухость, тогда с формированием речи не возникнет сложностей.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Реабилитацию ребёнка, у которого нарушен слух, следует начинать с возраста 2-3 лет. Пока он слишком мал для специализированного детского сада, помочь могут родители. Важно разговаривать с ребёнком и обучать его всему, чем учат слышащих ровесников их мамы и папы.

Если ребёнок стал слабо слышать с возрастом, ему понадобится помощь психолога. Задача родителей – объяснить малышу: тугоухость не делает его хуже других детей. Если он почувствует себя комфортно дома, реабилитация и привыкание к новой среде (садику, обычной или специализированной школе) пройдут спокойнее.

Особенности психического развития слабослышащих детей

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

2. Конигсмарк Б. В., Горлин Р. Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. — М, 1980.

3. Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. — Л., 1989.

4. Лях Г. С, Марусева А, М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. — Л., 1979.

5. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. — М., 1977.

6. Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. — М; 1984.

Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха

Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Различные стороны психического развития детей с нарушениями слуха в раннем и дошкольном возрасте являлись предметом научных исследований Р. М. Боскис, Г. Л. Выгодской, А. А. Катаевой, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Т. И. Обуховой, Т. В. Розановой, Ж. И. Шиф и др.

Особенности психического развития слабослышащих детей

Атаева, Е. О. Особенности личности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Е. О. Атаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 147-148. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51244/ (дата обращения: 27.10.2021).

Изучением личности занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. В трудах Л. С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ребёнок достигает того же развития, что и нормально слышащий, но это происходит с помощью иных, способов и средств. Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания [2, с. 134].

Ребенок с нарушением слуха зачастую лишается возможности слушать музыку, смотреть телевизор, слышать звучание человеческой речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений. А. П. Гозова отмечает у глухих детей значительные трудности понимания различных видов эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические представления и понятия. Так же дети не дифференцируют речевые и неречевые звуки [1, с. 98].

Отечественные психологи, такие как: Л. С. Выготский; С. Я. Рубинштейн; П. Я. Гальперин, в качестве лидирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, выплаченный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и происходит развитие способностей и формирование личности [3, с. 198].

Нарушение слуха — проблема социальная. Л. С. Выготский назвал данный дефект — «социальным вывихом». Это основная причина детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный выброс, совершенно аналогично телесному вывиху, когда грубо разрываются обычные связи и соединения, и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами [2, с. 170].

Главная проблема социализации — это отклонения от нормального становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному искажению личности.

Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет или останавливает процесс усвоения информации и неблагоприятно сказывается на фoрмирoвaнии личнoсти. Труднoсти в oбщении могут привести к формированию негативных черт личности, именно поэтому, многие дети с нарушением слуха агрессивны, вспыльчивы и замкнуты [5, с. 33].

Дaнный дефект сужает круг общения, ограничивает социальные связи. В связи с этим у ребенка возникают проблемы с рaзвитием речи, объемом внимания, памяти и возникает замедленный темп становления личности.

Дети с нарушением слуха замечают, что окружающие относятся к ним не так, как остальным детям. Ребенок чувствует любовь, заботу, уважение, сострадание, жалость, но в это же время ребенок чувствует себя обузой и ненужным в данном обществе. Отсюда возникают эгоцентрические черты личности.

Для детей с нарушенным слухом характерно преувеличение своих возможностей, проявление лидерства в своем обществе, завышенная самооценка. Дети недостаточно контролируют себя и свои эмоции. Трудности связаны и с особенностями овладения связной речью: слово воспринимается не как одна смысловая единица, а как последовательность элементов [4, с. 416].

Проанализировав литературу можно сделать вывод, нарушение слуха приводит к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс получения информации, либо полностью

Дети обладают завышенной самооценкой, они агрессивны, замкнуты в себе и не готовы принимать помощь со стороны взрослых. Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей, как в общении, так и в психофизическом развитии. Эти особенности не позволяют им эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Особенности личности детей с нарушением слуха характеризуется наличием эгоцентрических черт, таких как: злость, агрессивность, замкнутость, неадекватная самооценка и негативное отношение к социуму [1, с. 54].

Таким образом, развитие личности у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у детей, развивающихся в норме. Самооценка таких детей зачастую завышена, в сравнении с нормой. Дети проявляют негативизм, злость, вспыльчивость и агрессию.

У глухих детей наблюдается сильное отставание в развитии словесно-логического мышления, т.е. связи между признаками, предметами, действиями и их словесным обозначением.

Ребенок с нарушениями слуха – это большая ответственность для его родителей. После понимания того, что у малыша ограниченные возможности в восприятии окружающего мира, приходит осознание, что для его комплексного развития придется приложить достаточно много сил.

В этом нет ничего не возможного, поэтому что существуют специальные методики обучения глухих детей, которые помогут адаптировать ребенка к окружающему его миру и дадут ему возможность найти свое место в обществе.

Основные причины нарушения слуха

Согласно сведениями ВОЗ, основные причины потери слуха делятся на врожденные и приобретенные.

Врожденная потеря слуха может носить наследственный, либо ненаследственный характер. Кроме того, она может вызвана различными патологическими процессами во время периода беременности и родовой деятельности:

  • сифилис, краснуха и другие инфекции, перенесенные матерью;
  • недостаточный вес малыша после рождения;
  • асфиксия плода;
  • неконтролируемый прием медикаментов (таких, как диуретики, аминогликозиды, цитотоксические и противомалярийные препараты) во время беременности;
  • тяжелая желтуха, перенесенная в 1 месяц жизни, которая может приводить к поражению слухового нерва новорожденного малыша.

Все эти факторы могут привести к нарушениям слуха в любой период жизни человека:

  • хроническая инфекция ушей;
  • использование некоторых медикаментов, таких как препараты, применяемые для лечения неонатальных инфекций, малярии, лекарственно устойчивого туберкулеза и онкологических заболеваний;
  • травмы головы или уха;
  • различные инфекционные заболевания (менингит, корь и т.д.);
  • сильное шумовое воздействие (в частности, в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей – от работающего оборудования и т.д.);
  • средний отит;
  • прослушивание громкой музыки в плеере в течение длительного времени, а также регулярное посещение увеселительных заведений, шумных концертов и мероприятий;
  • как естественный факто старения, в частности из-за дегенерации сенсорных клеток;
  • ушная сера или посторонние предметы, которые блокируют наружный слуховой проход.

Среди детей достаточно распространенной причиной потери слуховой функции является хронический средний отит.

Выявление детей с нарушениями слуха

Глухота может наступить в любом возрасте. Если этот недуг носит врожденный характер, то для овладения речевыми навыками ребенку необходима профессиональная помощь.

Если глухота наступила позже, когда малыш уже освоил речь, то есть большая вероятность того, что со временем он разучится разговаривать.

Ранняя диагностика и принятие соответствующих мер являются важнейшими факторами, чтобы минимизировать воздействие потери слуха на комплексное развитие ребенка и его успеваемость в школе. Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха, раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучшению результатов развития речи и успеваемости ребенка.

Желательно проводить ее в первый год жизни ребенка, поэтому родители должны взять за правило посещать детского отоларинголога для профилактического осмотра.

Важно проводить скрининг с целью выявления болезней ушей и потери слуха в дошкольных учреждениях, школах и на местах работы, что может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.

Нюансы обучения глухих и слабослышащих детей

Речь непрерывно связана со слухом, т.е. чем хуже человек слышит, тем больше у него будет проблем в грамматическом, лексическом и фонетическом восприятии речи.

Если у ребенка абсолютная глухота, то он не сможет самостоятельно овладеть речевыми навыками без соответствующей медико-психолого-педагогической помощи. Как итог – он навсегда останется глухонемым. Работу с глухими детьми ведут сурдопедагоги в специальных коррекционных учреждениях: научно-исследовательский институт уха, носа, горла и речи, сурдологические центры, частные коррекционно-развивающие центры, специализированные детские сады и школы. Метод обучения глухих детей основывается на том, чтобы продемонстрировать им, как именно работает их речевой аппарат.

Система обучения речи слабослышащих детей основывается на использовании слухового аппарата. В этом случае ребенку проще, потому что он может слышать звуки и на основании этого приобретать речевые навыки. Но здесь все равно важна коррекционная работа со стороны сурдопедагога.

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Особенности психического развития слабослышащих детей

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector