Особенности психического развития детей

Дошкольный возраст (ДВ) (с 3 до 7 лет) – это пери­од овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В ДВ продолжается активное овладение собст­венным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела). Начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

В ДВ складывается сложная форма личности – самосознание. Развитие самосознания тесно связано с самооценкой. Образование самооценки зависит от общения со взрослым и детьми. Психологической нормой для ребёнка старшего ДВ является слегка завышенная самооценка, что позволяет ребёнку адаптироваться к школе. Уровень притязаний у детей ДВ достаточно высокий. Кроме притязания на признание среди взрослых активно развивается притязание на признание среди сверстников. В ДВ создаётся широкая основа для формирования первичных форм, социально значимых ценностей и нравственных критериев. Старший ДВ – это сенситивный период для усвоения правил поведения и формирования нравственных понятий. Для ДВ выделяют некоторые типы мотивов: 1)мотивы, связанные интересом детей к миру взрослых; 2) мотивы установления и сохранения положительного взаимоотношения со взрослыми и другими детьми; 3) мотивы самоутверждения; 4) познавательные и соревновательные мотивы; 5) нравственные мотивы; 6) общественные мотивы, желание сделать что-то для других. Большую роль в развитии личности ребёнка играет общение со взрослыми и сверстниками. В процессе общения складываются определенные лич­ные взаимоотношения.

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, она вызывает качест­венные изменения в психике ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольного поведения и всех психических процессов, на умственное развитие дошкольников. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память, дети сосредоточи­ваются лучше и запоминают больше.

Сенсорное развитие, познавательные процессы, речь:

1. Сенсорное развитие включает 2 взаимосвязанные стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и овладение новыми действиями восприятия.

2. Восприятие. На протяжении дошкольного детства складываются 3 основных вида действия восприятия: 1) действие идентификации, 2) действие отнесения к эталону, 3) моделирующие действия. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает речь.

3. Память. Память носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребёнка. Произвольные формы запоминания и воспроизведения склад-ся в среднем ДВ.

4. Мышление. Мышление в ДВ характеризуется переходом от наглядно-действенного (3-4 г.) к наглядно-образному (4-5 л.) и словесно-образному (конец ДВ). Основным видом мышления является наглядно-образное.

5. Воображение формируется в игровой и конструктивной видах деятельности. При фантазировании ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов.

6. Внимание дошкольника в основном непроизвольное. Универсальным средством внимания является речь, ребёнок организует своё внимание на деятельности, формулируемой словесно. Возрастает концентрация, объём и устойчивость внимания. Постепенно начинают складываться элементы произвольности в управлении вниманием.

7. Речь. Понимание речи детьми зависит от содержания тех представлений, которые возникают в процессе восприятия речи. Особенности развития речи: 1) речь превращается в универсальное средство общения; 2) возрастает её выразительность; 3) основы родного языка постигаются в процессе действий со словом; 4) ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач; 5) речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседа, рассуждение, рассказ; 6) речь становится особым видом произвольной деятельности.

Особенности психического развития детейВозрастные особенности психического развития

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность . Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательноеуправление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»

г. Балахна Нижегородской области 8 (831) 44-6-64-02

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector