Особенности поведения ребенка

Особенности поведения ребенка

Дети требуют не только заботы, любви и мудрого воспитания, но и пристального внимания. Каждый ребенок развивается уникально, однако существует 5 особенностей поведения, которые могут подсказать, что пора обратиться за помощью специалиста.

Особенности поведения ребенка

1 Импульсивность и активность

Большинство здоровых детей непоседливы, любят шумные игры, смех и активные игры. Иногда они могут «заиграться» или на фоне усталости становиться капризными, перевозбужденными, но это, скорее, исключение.

Если все остальное время ребенок ведет себя предсказуемо, а его действия выглядят целенаправленными — все в порядке.

Насторожить должны чрезмерные проявления активности

  • ребенок не может усидеть на месте;
  • с трудом концентрируется на задаче;
  • ему часто не удается сосредоточиться на одной деятельности;
  • он постоянно вертится в разные стороны;
  • хватает все, что попадется под руку без какой-либо цели;
  • во время истерики не может остановиться;
  • дерется при попытках остановить его «бурную деятельность».

Такое поведение может свидетельствовать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Нарушение диагностируется только в том случае, если основные его симптомы (невнимательность, гиперактивность, импульсивность) наблюдаются при разных обстоятельствах и проявляются на протяжении полугода.

Гиперактивные дети отстают в развитии от большинства сверстников, в школе часто испытывают трудности при освоении программы, да и дома они похожи на маленький ураган, что очень выматывает родителей.

2 Трудности с чтением и эмоциональная нестабильность

Сейчас родителя делятся, в основном, на две категории: за раннее развитие и против. Те, кто «за» могут перестараться, а те, кто «против» — недоглядеть.

Если ты решила заняться изучением алфавита и цифр с ребенком старше 5 лет, и при этом видишь, что ему это очень трудно, обрати внимание на другие признаки неблагополучия.

Родителей должно насторожить, если ребенок

  • эмоционально неустойчив, раздражителен;
  • плохо запоминает новые слова, путает в них звуки;
  • быстро теряет интерес к развивающим занятиям;
  • испытывает затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ);
  • не может запомнить буквы и звуки;
  • с трудом различает символы (например, значки автомобилей);
  • имеет трудности в изучении алфавита.

Эти проявления могут говорить о наличии у него дислексии (нарушения способности к чтению) или дисграфии (нарушения письма). Интеллект ребенка при этом полностью сохранен, но наблюдаются проблемы при обучении.

Такие дети читают и пишут с ошибками, с трудом пересказывают текст, не понимают прочитанной информации. К проявлениям дислексии и дисграфии также относят тягу к творчеству, неуклюжесть, мечтательность, нарушение координации движений и неуверенность в себе.

3 Нежелание общаться в сочетании с повторяющимися движениями

Как правило, дети любят общаться и проводить время с близкими взрослыми. Но бывает так, что даже маленький ребенок будто погружен в себя, живет в отдельном мире.

Проявления социальных нарушений

  • редко смотрит на других людей;
  • не реагирует на незнакомцев;
  • редко улыбается;
  • может не откликаться на собственное имя;
  • отказывается от совместных игр;
  • отвечает близкому взрослому «по настроению»;
  • не к месту гримасничает, хлопает в ладоши, машет руками.

Если ко всему этому ты замечаешь, что ребенок чрезмерно привязан к какой-то одной игрушке, может десятки раз повторять одну и ту же строчку из песенки или ходит на цыпочках, следует обратиться к специалисту.

Чем раньше будет диагностировано расстройство аутистического спектра , тем раньше можно будет начать абилитацию (и тем успешнее она будет). К дополнительным симптомам аутизма относят частые вспышки гнева, нарушение концентрации внимания, необычные способности к счету, расстройства сна, повышенную чувствительность к громким звукам.

4 Резкие изменения в поведении

Если ребенок внезапно стал замкнут, агрессивен, раздражителен или подавлен, значит, на это есть серьезная причина. Задача родителей — выяснить, что именно повлияло на резкое изменение поведения.

Так, дети, пережившие сильный стресс или насилие, могут внезапно стать молчаливыми. Постоянные вспышки раздражительности, плаксивость могут указывать на то, что ребенок регулярно сталкивается с нервным перенапряжением .

Важно быть чутким и вовремя заметить эти проявления, обратиться за помощью к специалисту.

5 Отказ от еды и стремление похудеть

Такие симптомы характерны для детей-подростков и нередко свидетельствуют о нервной анорексии .

Родителям следует насторожиться, если проявляются такие признаки как отрицание имеющейся проблемы, зацикленность на весе, расстройство пищевого поведения и сна, депрессия, вспышки гнева, чрезмерная обидчивость.

К физическим симптомам нервной анорексии относят сердечную аритмию, общую слабость, спазмы в мышцах, нарушение менструального цикла.

Все перечисленные особенности должны стать поводом насторожиться и уделить своему ребенку максимум внимания. Своевременное решение проблем позволит избежать неблагоприятных последствий и поможет детям (и родителям!) вернуться к нормальной жизни.

Особенности поведения ребенкаСамыми распространенными нарушениями эмоционально-поведенческой сферы детей в раннем возрасте являются агрессия и истерики.

Детская истерика — состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций, неадекватное поведение ребенка проявляющееся когда ребёнок не получает того, что хочет.

Агрессия — разрушительное поведение, противоречащее принятым нормам и правилам в обществе, приносящее физический или моральный вред людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Основными причинами истерик и агрессивного поведения детей могут быть:

  • негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
  • терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
  • ограничение самостоятельности ребенка;
  • авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
  • чрезмерно уступчивое поведение родителей;
  • индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Внешне истерика проявляется в том, что ребенок кричит, кидает всё, что попадается ему под руку, топает ногами, размахивает беспорядочно руками, рыдает, всхлипывает, бьется головой о стену, бросается на землю, брыкается, дерется и пинается.

К внешним же проявлениям агрессии можно отнести, когда ребенок нападает на других детей и взрослых, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Это ершистый, драчливый и грубый ребёнок.

Истерики могут начинаться в 9 месяцев, чаще в полтора года. В возрасте до трех лет у малыша, как правило, часто не получается контролировать свои эмоции, к тому же у него не настолько хорошо развита речь, чтобы он мог выразить переполняющие его чувства или желания.

По мере взросления ребёнка, знания его об окружающей действительности расширяются, и он реже прибегает к этому испытанному поведению протеста.

Причинами детской истерики и агрессии могут стать:

  1. Неврологические особенности.
  2. Ошибки в воспитании: непоследовательность, авторитарность, гиперопека или отстранение.
  3. Утомление, недосыпание, чувство голода.
  4. Состояние во время или после болезни.

Почему же это происходит?

Во-первых, это стремление добиться чего-то желаемого или обратить на себя внимание, проверка границ дозволенного. Во-вторых, неспособность выразить словами свои чувства, желания или потребности. В третьих желание подражать взрослым или сверстникам. В четвертых ребенок отрывается от интересного занятия ради неинтересного. И в пятых не может скоординировать тело и мысли, чтобы сделать нечто новое, чему хочет научиться.

Можно выделить два типа истерик:

  • Истерика характера. Её цель — разрядить эмоциональное напряжение.
  • Цель манипулятивной истерики состоит в том, чтобы управлять другими людьми.

Каждая истерика начинается со стадии крика — ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг. Затем наступает стадия двигательного возбуждения — начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками. Заканчивается всё стадией рыданий — ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются:

  • физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
  • вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;
  • аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Дети от рождения до 3 лет, как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что же делать?

  • Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.
  • Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.
  • Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.
  • Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Таким образом можно сделать вывод о том, что склонны к сильным детским истерикам и агрессии в основном дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы. Они впечатлительны, сложно адаптируются, теряют контроль над своим поведением. Эти дети легко возбудимы, добившись своего, используют скандалы постоянно. У детей до года истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе.

Особенности поведения ребенкаВо время истерики:

  1. Не спорьте с ребенком, который все равно ничего не понимает.
  2. Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода.
  3. Научите его справляться с яростью, гневом и раздражением
  4. Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.
  5. Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими.

И самое главное: научитесь сами освобождаться от гнева!

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Воспитание

Особенности поведения ребенка

Некоторые трудности в поведении у ребенка носят возрастной характер. Многие родители замечают, что их дети становятся вспыльчивыми, пассивными или гиперактивными, либо агрессивными. Вы, родители, можете помочь своему ребенку.

Особенности поведения ребенка

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВСПЫЛЬЧИВЫЙ…

Вспыльчивость – это чаще всего проявление беспомощности, отчаяния, чем проявление характера. Приступ вспыльчивости у ребенка можно предупредить. В одних случаях, постараться отвлечь ребенка, а в других – даже оставить его одного (на некоторое время). Если ребенок умеет разговаривать – следует побуждать его выражать свои эмоции словами. Данная проблема разрешается, даже если ребенок уже вспылил, потому что вслед за приступом эмоций он ищет утешения, поддержки у взрослого.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПАССИВНЫЙ…

Основная причина тихого, пассивного поведения – это страх перед взрослыми или перед ровесниками, боязнь вступить в контакт из-за недостаточных навыков общения. Такой ребенок может не нуждаться в ласке, а иногда и совсем не переносит физических контактов.

Родители должны способствовать тому, чтобы ребенок продемонстрировал свои умения, знания; чтобы ребенок показал свою самостоятельность и индивидуальность.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ…

Самая большая проблема гиперактивности – повышенная отвлеченность ребенка. Интересы его поверхностны, чаще всего любопытны, но не любознательны. Данные проявления приводят к тому, что у ребенка имеет место бесцельная подвижность. Эти попытки по возможности следует ограничивать с самых первых лет жизни. Ставьте перед ребенком цель и обязательно проконтролируйте ее достижение.

ЕСЛИ РЕБЕНОК АГРЕССИВНЫЙ…

Существуют причины агрессивности:

Ребенок боится быть травмированным, обиженным, подвергнутым нападению.

Возможно, ребенок пережил обиду, травму или нападение, либо у него нарушены социальные отношения с окружающими.

ВАША ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ…

Играйте с ребенком в настольные игры. Например, предложите собрать какую-нибудь фигуру или животного из конструктора. После этого проиграйте возможные нестандартные и конфликтные ситуации и поискать выход из них.

Работа с лепкими массами дает возможность переместить энергию кулачки. Ребенок направляет на пластилин свою силу, расслабляет руки и тем самым он косвенно реализует свои агрессивные чувства.

Упражнение «Кулачок». Ребенка просят крепко сжать в руке маленькую игрушку или конфету. Он держит кулак некоторое время сжатым, а когда его раскроет, то рука расслабится и на ладони будет красивая игрушка (конфета).

Упражнение «Брыкание». Ребенок ложится на свою спину, на коврик; ноги полностью свободны. Попросить медленно побрыкаться (как букашка). Медленно увеличивать силу и скорость. На каждый удар ребенок говорит «нет».

Врач-психиатр Центра диагностики и консультирования детей и подростков – Сахарова Елена Александровна.

Слово «девиантное» пришло в наш язык из английского, в котором существительное «deviation» означает «отклонение». Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, противоречащее общепринятым правилам или социальным нормам. Это могут быть проявления у субъекта алкоголизма, наркомании, суицидальных наклонностей, склонности к насилию, потребности в совершении хулиганских действий. Все это – особенности девиантного поведения детей или подростков, начиная с возраста 12-13 лет.

Девиантное поведение детей принято делить на три типа:

деструктивное (человек причиняет вред самому себе, например, когда имеет суицидальные наклонности);

асоциальное (от поведения человека страдает не только он сам, но и другие члены общества, например, алкоголизм);

противоправное (поведение по отношению к другим, прямо запрещенное законом, например, грабеж или изнасилование). Предпосылки к девиантному поведению начинают развиваться в глубоком детстве, а своего пика достигают в подростковом возрасте.

Почему же так происходит и существует ли определенная группа риска детей, у которых может развиваться девиантное поведение? Причин, приводящих к девиантному поведению, существует множество.

Биологические причины. В этом случае социальной адаптации ребенка могут препятствовать различные анатомические и физиологические особенности его организма: дефекты зрения или слуха, внешняя непривлекательность, изменения во внешности, вызванные травмой и другими причинами. Дети или подростки, непохожие на своих сверстников, вызывают со стороны последних негативное отношение, а в качестве ответной реакции начинают проявлять девиантное поведение.

Психологические причины. К ним относятся нервно-психические заболевания или пограничные расстройства, которыми может страдать ребенок (диспропорции в уровне и темпах развития личности, резкие колебания настроения, упрямство, чрезмерная самоуверенность и категоричность, сочетающаяся с чувствительностью и неуверенностью в своих силах).

Социальные причины. Это дефекты и просчеты в семейном, дошкольном, школьном и общественном воспитании ребёнка, экономическое положение семей, в которых воспитываются дети, морально-психологический климат в семье. В большинстве случаев девиантное поведение у детей может формироваться в период взросления и перехода от детского к подростковому возрасту. При переходе к «взрослой жизни» происходит бурная перестройка психики ребенка. Меняются и перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие, мир чувств и эмоций. У человека появляются новые черты характера, формируется его темперамент. В этот важный период может окончательно сформироваться девиантное поведение. Оно возникает не по причине генетической предрасположенности, а в следствие неудачной социализации личности. На это также может повлиять социальное окружение вашего ребенка (так называемое «влияние улицы», «дворовые университеты»).

Основными формами проявления девиантного поведения у детей являются: курение табака, употребление алкогольных напитков, подростковая наркомания, нецензурная брань, немотивированные проявления агрессии, склонность к бродяжничеству и уходам из дома, склонность к воровству, суицидальное поведение, сексуальная расторможенность.

Рекомендации родителям ребенка с девиантным поведением.

Начинать профилактику нужно с самого рождения, с детства объяснять малышу, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно присутствие доверия. При этом не должно быть ощущения того что вы вторгаетесь в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций вы должны объяснять, что проблемы нужно решать, а не бежать от них.

Помимо родителей профилактическую работу следует проводить в детских садах и школах. Воспитателям, учителям и школьным психологам следует следить за тем, какой климат в их классе или группе. Важно организовывать различные мероприятия, походы, концерты, всевозможные психологические тренинги. Таким образом, чтобы проводимые мероприятия были интересны подросткам.

Если помочь девиантному ребенку своими силами не удается, следует обратиться к врачам-неврологам или психиатрам. Они имеют опыт по коррекции девиантного поведения детей с применением различных методов, а в некоторых случаях и нужных лекарственных средств.

Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких. Подросток, разумеется, будет совершать ошибки, но он должен всегда знать, что в любой ситуации есть люди, которые в него верят и никогда не оставят одного в безвыходной ситуации.

Любите своих детей, умейте слушать, а самое главное – услышьте их.

О проекте

«Всегда рядом» — это информационно-просветительская площадка для поддержки родителей. Здесь вы найдете полезную информацию по воспитанию и уходу за детьми, в том числе и обучающие видеоролики,а также узнаете о предстоящих и прошедших мероприятиях в Калининграде и Калининградской области.

Агрессивность, «истерика» или протестное поведение — с этими явлениями наверно сталкивается каждый родитель при воспитании ребенка.

Проблемное «плохое» поведение — это отражение внутренних проблем ребенка. Это своеобразный крик ребёнка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций.

Мы установим причины плохого поведения ребёнка и предложим способы коррекции.

Причины возникновения

  • манипулирование окружающими;
  • стрессовое состояние ребёнка;
  • возрастные особенности (например, протестное поведение характерно для детей, переживающих кризис 3-х лет);
  • недостаточный уровень развития эмоциональной сферы;
  • незнание других адекватных способов выражения своих эмоций;
  • нестабильная ситуация в семье, где сами родители относятся агрессивно к своему ребенку и друг другу, показывая тем самым ему агрессивные модели поведения. В результате агрессия становится нормой жизни для такого ребенка.
  • серьезные поведенческие нарушения, психопатология личности.

Важно знать

Большинство детей на дискомфорт реагируют отрицательно. Проявление своих негативных чувств во вне, т.е. поведенческими проблемами, является более здоровой реакцией организма, нежели их подавление, что чревато эмоциональными срывами, появлением невротических симптомов (тики, энурез, навязчивые движения, психосоматика). Проявление гнева и злости — это нормальное явление, ненормальным оно становится в тот момент, когда ребенок пребывает в этом состоянии длительное время или не умеет находить конструктивный выход своим отрицательным чувствам.

Несколько советов родителям

  • Первым этапом в решении любой проблемы является основательный поиск ее причин . Понаблюдайте за ребенком, в каких ситуациях проявляется проблемное поведение; поговорите с другими взрослыми, которые общаются с ребенком, о его проблемном поведении; подумайте, как Вы сами справляетесь с ситуациями неудачи, какой подаете пример и т.д. И только после этого обдумайте меры, которые помогут сгладить проблемное поведение ребенка. Будьте последовательны в своих действиях.
  • Проговаривайте чувства ребенка и их причины в момент эмоциональных вспышек, ведь он вряд ли осознает их в тот момент, а обозначение их словами помогает понять свое состояние и тем самым снизить его интенсивность.
  • Обучайте детей адекватным способам выражения негативных эмоций . Например, можно использовать игру «Ругаемся овощами», где нужно обзываться, используя названия овощей, или предложите поколотить подушку и т.п.
  • Обещайте только то, что можете выполнить . Ведь, например, Ваши слова, что если ребенок сейчас же не прекратит истерику, то Вы никогда с ним не будете разговаривать, вряд ли выполнимо. Следовательно, он и в дальнейшем не будет воспринимать Ваши слова всерьез.
  • Помните, что проблемное поведение, даже если оно закрепилось, может исправиться — для этого нужно время, стабильность в проведении коррекционных мер, готовность признавать свои ошибки в воспитании и исправлять их , меняться вместе с ребенком и любить его сейчас таким, какой он есть.

Если Вам трудно провести психологический анализ особенностей поведения ребенка — обратитесь к нашим специалистам: детскому или семейному психологу.

Наши методы коррекции

Стратегия оказания помощи детям с проблемами поведения зависит от особенностей ведущей возрастной познавательной активности ребёнка:

  • с 3 до 7 лет — это игровая деятельность — в этом возрасте мы используем методы песочной игровой терапии,
  • с 7 до 12 лет — это познавательная и коммуникативная активность — успешно используем групповые формы работы (МИМ-терапия, подростковые групповые занятия),
  • с 12 до 18 лет — это межличностное общение и активное самопознание — эффективно применяем когнитивно-поведенческую терапию.

Как правило, профессиональный взгляд со стороны позволяет быстрее и эффективнее выделить наиболее проблемные области и помочь составить коррекционную программу именно для Вашего ребенка.

Согласно мнению многих психологов, на детский и подростковый период приходится наибольшее число кризисов. Именно в это время в поведении детей может проявиться отклонение от принятых норм в развитии и поведении. Часто такое поведение, девиантное поведение ребенка, является реакцией на трудные обстоятельства жизни. Переживающий такие периоды ребенок нуждается в помощи взрослых. В первую очередь, в помощи своих родителей.

Особенности поведения ребенка

Итак, вам следует записаться на консультацию к психологу при наличии следующих симптомов, склонностей и особенностей в поведении ребенка:

  • у ребенка есть проблемы с наследственностью;
  • наличие родовой травмы или другого неврологического диагноза у ребенка;
  • имеются постоянные проблемы со сном;
  • у ребенка плохой аппетит;
  • у ребенка нарушен распорядок дня;
  • если ребенок до года отстает больше чем на два месяца от своих сверстников по любому из психомоторных показателей;
  • ребенок сопротивляется приучению к чистоте и гигиене;
  • если к трем годам ребенок все еще регулярно писает или какает в штанишки;
  • если к двум годам речь ребенка состоит всего из нескольких слов, в три — не говорит предложениями;
  • если ребенок проявляет “злостное” упрямство, которое может навредить ему или окружающим;
  • высокий уровень агрессии у ребенка: часто бьет детей, животных, родителей. При этом не реагирует на увещевания;
  • ребенок многого боится. Плохо спит, кричит по ночам, просыпается в страхе. Боится оставаться один даже в светлой комнате;
  • у ребенка много функциональных расстройств. Подвержен простудам;
  • если ребенок очень не внимателен. Не способен сосредоточить на чем-то одном свое внимание, не может доделать до конца начатое дело; Особенности поведения ребенка
  • если вам кажется, что ваш ребенок намного глупее(или умнее) всех своих сверстников;
  • если, несмотря на ваши усилия и помощь, ребенок не может самостоятельно решать свои учебные проблемы;
  • если ваш ребенок не имеет постоянных приятелей и друзей;
  • если в средних классах ребенок не имеет увлечений или они у него крайне не постоянны;
  • если ребенок часто конфликтует с кем-нибудь из членов семьи;
  • вы понимаете, что не понимаете своего ребенка. Если его мысли и поступки для вас — “темный лес”;
  • если на вашего ребенка постоянно жалуются в школе. При этом вы считаете, что эти жалобы не имеют оснований;
  • если ваш ребенок часто уходит из дома и вы не знаете, где и с кем он находится;
  • если ваш ребенок совершил один или больше поступков, которые принято называть асоциальными;
  • если ваш ребенок совершенно не уделяет внимание учебе и не переживает по этому поводу;
  • если ребенок так или иначе говорил о самоубийстве;
  • если у вас в семье сложные взаимоотношения и вы полагаете, что это может отражаться на психике ребенка.

Помните, любую проблему легче предупредить, чем потом с ней бороться. Будьте внимательны к детям.

По материалам: Екатерина Мурашова, «Ваш непонятный ребенок»

Особенности поведения ребенка

По результатам исследования, проведённого Аналитическим центром НАФИ совместно с благотворительным фондом «Шалаш», с трудным поведением детей – своих или чужих – сталкивалась половина россиян. При этом практически 90% опрошенных уверены, что ответственность за поведение подростка несут родители. И только малая доля респондентов – 1-2% – считают, что трудное поведение ребёнка может быть спровоцировано взаимодействием с друзьями, одноклассниками, школьными учителями.

Верно ли считать, что ответственность за сложного подростка лежит только на родителях и всегда ли трудное поведение равно девиантному, об этом сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала куратор образовательных программ для учителей благотворительного фонда «Шалаш» Алина Тимерина.

– Какие факторы провоцируют трудное поведение подростков?

– Трудное поведение мешает подростку взаимодействовать с другими людьми, учиться, развивать навыки. Оно становится раздражающим фактором не только для окружающих, но и для самого ребёнка. Однако, не каждые действия, которые неудобны другим, можно считать трудным поведением. Часто сложное подростковое поведение – это ответ на стресс, проблемы, разочарования, реакция на происходящее, способ защититься от окружающего мира.

Как правило, такое поведение чаще возникает у детей из неблагополучных семей. Безработные родители, низкий уровень дохода, преступное прошлое кого-то из членов семьи, жестокое обращение, безнадзорность – всё это может провоцировать ребёнка. Кроме того, трудное поведение может быть вызвано и низкой успеваемостью. Если у ребёнка отсутствует интерес к учёбе, у него проблемы в школе, не сложились взаимоотношения с учителями, это также может быть негативно влияющим фактором. Здесь же можно назвать и особенности гендерной социализации. Например, девочек учат избегать опасности, а мальчиков хвалят за смелость и решительность, готовность постоять за себя. Такая похвала иногда может подталкивать подростка на опасные поступки и рискованное поведение.

– Как правильно родителям и педагогам строить отношения с трудными детьми?

– Если дети начинают вести себя ненадлежащим образом, то чаще всего причина кроется в том, что им не хватает навыков общения с окружающими людьми. По сути, трудных детей не бывает, бывают дети, которым трудно. В этом случает задача взрослых проявить к ребёнку интерес, понять причину его поведения, постараться обучить основным навыкам социализации, показать собственный пример. Взрослый должен постараться понять, какую потребность ребёнок пытается удовлетворить при помощи определённой манеры поведения, и вместе с ним попытаться найти другой способ, показать конструктивный путь. Если ребёнок начинается проявлять агрессию, не стоит спешить ставить ему диагноз или впадать в панику. Такое поведение – это в первую очередь призыв о помощи, маркер того, что в жизни подростка что-то идёт не так. Таким образом он пытается привлечь к себе внимание взрослых, чтобы его услышали, поняли и поддержали.

– Трудное и девиантное поведение – всегда ли это одно и то же?

– Девиантное поведение – это формальный термин, который обозначает нарушение морально-этических норм. Это скорее частные случаи. Если мы говорим о трудном поведении, то здесь может быть так, что ребёнок не нарушает общепринятых правил, не совершает каких-либо противоправных действий, однако нормальным его поведение тоже назвать нельзя. Безусловно, есть случаи, когда трудное поведение может быть и девиантным в том числе. Если мы говорим, например, про замкнутость ребёнка, это никак не затрагивает других людей. Это мешает, в первую очередь, самому подростку. Такое поведение можно считать только трудным.

– Как создать доверительные отношения с трудным подростком?

– Чтобы подросток доверял родителю или другому близкому взрослому, необходимо в отношениях с ним быть последовательным и предсказуемым. Ребёнок должен чувствовать стабильность настроения родителя, которому необходимо контролировать себя и ни в коем случае не дать волю эмоциональным срывам. В противном случае подросток из-за страха перед реакцией родителя просто перестанет ему что-либо рассказывать о своей жизни, а значит будет утеряна детско-родительская связь. Взрослый обязан заботиться о том, чтобы мир подростка был максимально понятным, спокойным и гармоничным. Это залог доверительных отношений.

– Как помочь ребёнку, если его поведение изменилось из-за сложной жизненной ситуации?

– Здесь важно понимать границы своей ответственности. Если родитель начинает замечать изменения в ребёнке, первое, что нужно сделать, это поговорить и постараться выяснить причину. Родитель должен в первую очередь выяснить «почему», а не «зачем». Поэтому ни в коем случае нельзя проявлять давление, важно в разговоре соблюдать последовательность и не давать пустых обещаний. Необходимо объяснить ребёнку, что он может довериться, что ему готовы помочь, что его не осудят и не накажут. И после того, как причина установлена, нужно предлагать ребёнку помощь, способы решения проблемы или попробовать найти их вместе.

Здравствуйте.
Дочке 4,8 лет. В садик не ходит, но посещает кружки(танцы, карате — общая занятость 4 дня в неделю). Кроме того мы занимаемся дома(пишем, читаем, решаем примеры).
Первый волнующий меня вопрос — иногда проявляющаяся агрессия по отношению к маме. Т.е. мы с ней вполне ладим. Но когда я возвращаюсь домой она с истерикой выпихивает меня со словами: «Мама, пока. Для чего ты пришла». При этом в порыве гнева бывает так, что она может расцарапать руку или сильно ущипнуть. Я не одобряю рукоприкладства и в ответ сдачу дать не могу. Но вот откуда берется такое поведение, не могу понять, а главное, как на это реагировать. Я просто удерживаю ее, когда она кидается ,либо отворачиваюсь и стараюсь(хоть это совсем не просто) не реагировать. Это может продолжаться от десяти минут до получаса, после чего она становится опять обычной, обнимается и играется, как ни в чем не бывало.
В процессе дня ,если я не ухожу ,у нас с ней мир. Из особенностей характера могу заметить, что она относится к типу холерика. Т.е. очень вспыльчивая по мелочам. Из-за только что потерянной игрушки может кричать до безобразия громко. Я ,бывает,тоже срываюсь, и в ответ повышаю голос. Но в последнее время сменила тактику — Делаю глубокий вдох и сижу слушаю, не вмешиваясь в ее полемику.
И второй менее острый, но так же важный вопрос. Несосредоточенность. Дольше пяти — семи минут сидит на одном месте крайне редко. При этом ,если заниматься индивидуально с ней или стоять над душой, она включена в процесс, но если это группа детей, то концентрация внимания теряется и она, уже, не слушая преподавателя, занимается делами, интересными ей. (К примеру, если это танцы, она просто бегает, или сделает один раз упражнение из положенных десяти и побежит дальше по «своим делам»).

На сервисе СпросиВрача доступна консультация психолога по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Особенности поведения ребенка

  • Главная
  • Сведения
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления
    • Документы
      • Документы для рейтинга
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Руководство. Педагогический состав
    • Материальное обеспечение
    • Платные услуги
    • Вакансии
    • Противодействие коррупции
    • О нас
    • Финансовая деятельность
  • Новости
    • Праздники
    • События
    • Объявления
    • Наши достижения
  • Контакты
  • ПДД
  • Экология
  • Здоровье
    • Мы — за здоровье!
    • ГТО

Предупреждение

Психологические особенности поведения ребёнка на дороге

Советы психолога: как уберечь ребенка от опасности на дороге

Всех нас тревожит печальная статистика о ДТП с участием детей. За ужасными цифрами стоят жизни детей, искалеченные судьбы.
А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.
В этой беседе хочется обратить внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности развития детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:

  1. Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
  2. Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому – четверть секунды;
  3. Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;
  4. Дети с искажением воспринимают звуки на дороге и т.д.

Все мы знаем, что люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука у его ребёнка более деятельная. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а, следовательно,, разный тип восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», то есть логистами. А «левши», те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, — «художники», у них более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Ещё одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врождённое, а приобретённое человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от движущегося транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство «правильной» тревоги передаётся от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребёнка должно быть реальное чувство опасности, которое может предотвратить трагедию на дороге.
Еще одна очень серьёзная проблема. Речь идёт о детях, которые перемещаются по городу с родителями в личном автотранспорте.

Во-первых, эти дети чаще всего не знают Правил дорожного движения, и у них отсутствует навык правильного поведения на улицах и дорогах. Можно назвать эту проблему дорожным инфантилизмом, так как поведение, реакции на дорогах у таких детей даже 10—летнего возраста больше похожи на поведение малышей. На улице, если ребёнок испугается приближающейся опасности, он скорее всего поступит неадекватно – постарается убежать или останется стоять на месте, не обращая внимания на ситуацию

Во-вторых, у этих детей искажённое восприятие пространства. Они чувствуют себя в роли водителя транспортного средства, и поэтому Правила дорожного движения для пешеходов ими воспроизводятся как правила для водителя.
Это только часть размышлений и наблюдений. Но и они недвусмысленно призывают взрослых к обдуманному, ответственному решению проблем предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма. Научить ребёнка правильному поведению на дороге часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: — всего один сантиметр отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector