Особенности одаренных детей

Способность — осознанная возможность​ осуществить некоторое психическое (интеллектуальное, эмоциональное, телесное) или физическое действие.

— общие (Это такие свойства которые необходимы для всех).

Сложные и элементарные:

1) Сложные — это способность усвоения новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития.

2) Элементарные — это способность к психическому отражению действительности необходимый уровень развития, восприятия, памяти, мышления и . т д.

Без наличия элементарных способностей человек НЕ может заниматься ни одним видом человеческой деятельности.

!Способности не наследуются, а задатки наследуются!

Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания

Одаренность — это качество психики, при котором человек может достигать незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность определяется следующими параметрами:

1) опережающим развитием познания;

2) психологическим развитием;

3) физическими данными.

Одаренность как явление не рассматривалась до 20 века .

В начале 20 в. одаренность — не была интересна взрослым.

После второй мировой войны — стали немного говорить. Так как ценность интеллекта становилась важной из-за знаний вооружения. Одновременно этот интерес возник в Европе и Америке. Стали разрабатывать методики распознавания одаренных детей.

Бывают дети одаренные, но не взрослые.

Когда они взрослеют они теряют эту одаренность. Они не находя "пищи" для ума, теряют свои способности.

Одаренные дети которые не нашли себя (не смогли социализироваться), они могут войти в преступную деятельность. (#Мавродий)

Одаренность может быть в спорте, в художестве (танцы), интеллектуальный (чаще всего встречается в школе)

Богатство нации это ее интеллект.

Развитие науки в стране повышают ее технический потенциал, повышают ее способность к развитию производства, к сожалению, развитию обороны.

Особенности одаренных детей в плане опережающего развития познания:

1. Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно.

2. Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Для них учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.

3. Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, делать соответствующие выводы.

4. У них хорошая память, развито абстрактное мышление; они проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями.

5. Дети легко справляются с познавательной неопределенностью, т.к они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.

6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к стремлению довести его до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.

7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности и.т.д)

Психологическое развитие одаренных детей:

1) У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.

2) У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

3) У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.

4) Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.

5) Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте.

6) Для них характерны преувеличенные страхи. Но эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.

7) У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.

8) Одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.

9) Они страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

Физические характеристики одаренности таковы:

1. Очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

2. Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита (резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления).

3 типа одаренности:

а) общая (умственная)

б) специальная (художественная, социальная, спортивная)

в) односторонняя умственная одаренность.

Общая и специальная одаренность предполагают определенный уровень развития умственных способностей!

Талант — это наивысший уровень творческих возможностей в конкретном виде деятельности . Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

Гениальность – это высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знании, меняет жизнь общества.

Принципы работы с одаренными детьми, а также планирование работы учителя ИЯ сталантливыми детьми при изучении ангийского языка.

Содержимое разработки

Отличительные особенности одаренных детей

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны , креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — любознательность, в познавательную потребность.

Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.

Правильный акцент при работе с такими детьми может быть сделан только в том случае, если учителем разработана специальная программа, индивидуальная траектория развития такого ребенка, ведь многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу. Им необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы. Важными инструментами становятся программы тьюторского сопровождения образовательной деятельности и педагогические технологии развивающего обучения.

Принципы работы с одаренными детьми

дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

1. Выявление одаренных детей.

2. Создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

3. Повышение качества образования.

1. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.

2. Подбор материалов и проведение тестов, позволяющих определить наличие одаренности.

3. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

4. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с руководителем.

5. Работа с родителями по дальнейшему развитию одаренности ребенка.

Целесообразным представляется деление всего процесса обучения в школе на следующие учебно-методические этапы:

1 этап — мотивационный (2-4 класс)

На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе ндивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Дети привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке, в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.). При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип — учение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.

2 этап (5-7 класс) — творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности.

Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.

3 этап (8-9 класс) — Вовлечение в исследовательскую деятельность.

На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими спецкурсы или ведущими самостоятельно выбранные исследовательские проекты.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных момента, которые представляются очень важными.

Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное — не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.

Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.

У значительной части одаренных детей, прежде всего одаренных умственно, отмечается дисгармоничное развитие как способностей, так и личности, что является источником многих проблем. Многие одаренные дети значительно, порой даже на 5—6 лет опережают сверстников в умственном развитии. Все другие сферы развития — эмоциональная, социальная и физическая — не поспевают за таким бурным интеллектуальным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Ситуация усугубляется тем, что нередко у особо одаренных детей главное место в системе интересов занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. И тогда особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития индивида. Кроме того, значительная «непохожесть» одаренного ребенка или подростка на остальных одноклассников часто становится причиной его неблагоприятных отношений с ними.

Принципиально, что общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у одаренных детей гораздо меньше места, чем у обычных детей. Точно так же особо одаренные в интеллектуальном отношении дети недостаточно уделяют времени спорту и любой другой неинтеллектуальной деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие более старшим по возрасту одноклассникам накладывается и явное нежелание ребенка заниматься чем-либо другим, кроме интеллектуальной деятельности. Определенное значение имеет и нежелание ребенка общаться со сверстниками в невыигрышной для них ситуации. Всё вместе это приводит к выраженной противоречивости развития, последствия которой накладываются на личность одаренного ребенка и являются одной из причин его многочисленных проблем. Именно потому одаренные дети входят в так называемую «группу риска».

Все эти проблемы развития усиливаются явно опекающим стилем воспитания, принятым во многих семьях, где имеется одаренный ребенок. Во многих школах, особенно специализированных, родители буквально кидаются «спасать» ребенка в любом конфликте как с учителем, так и со сверстниками, оберегая его от любых социальных травм.

Проблемы одаренных детей являются следствием целого ряда причин и обстоятельств их жизни. Так, в силу неравномерности развития у таких детей часто возникают проблемы общения, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения. Это может проявляться в излишней конфликтности и (или) в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников. Одаренный ребенок начинает искать другие ниши для общения — общество младших или, наоборот, значительно более старших детей, только со взрослыми и т.д. Нередко у таких детей имеются проблемы эмоционального развития, когда в сложных ситуациях они проявляют явно инфантильную реакцию: критическое замечание вызывает у них немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей является трудность профессиональной ориентации. Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периода одаренный юноша затрудняется с выбором своего призвания, и его широкие умственные возможности только усложняют эту проблему. Часто такие проблемы имеют своей причиной социальную инфантильность одаренного подростка.

Одна из самых серьезных проблем у некоторых из этих детей — противоречивость их социальной позиции. С одной стороны, они гордятся своей одаренностью (об этом со всех сторон им говорят окружающие, от этого некуда деться), а с другой, им трудно быть не такими, как все. Гордясь и часто демонстрируя свои высокие способности, они нередко страдают от своей непохожести на других (инаковости).

В младшем школьном возрасте, когда референтным объектом для ребенка является прежде всего взрослый, явная исключительность развития рассматривается и взрослыми, и детьми как заслуга, и повышенное внимание взрослых ребенку очень нравится (хотя в редких случаях родителей тревожит отсутствие общения со сверстниками). В подростковом возрасте ситуация меняется: одаренные учащиеся болезненно переживают свою непохожесть на других, отказываясь в некоторых случаях даже от индивидуальных программ обучения или специальных занятий с психологом.

В целом, видимо, можно говорить об очевидной дезадаптивности детей с исключительными проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Именно потому, как показывает опыт работы с такими детьми, они заметно чаще, чем другие дети, оказываются в неблагоприятных для их развития условиях, т.е. в зоне воспитательного риска.

Сложность социальной ситуации для одаренного ребенка усиливается и противоречивостью семейной ситуации. Любящие родители, видя его проблемы и желая облегчить ему жизнь, создают ребенку особо комфортные условия: покупают дорогой компьютер, полностью избавляют от бытовых хлопот, снисходительно смотрят на пренебрежение отдельными учебными предметами и постоянные пропуски «нелюбимых» уроков. В результате он еще больше отгораживается от своих одноклассников, еще меньше может преодолевать себя в трудных ситуациях, ему еще сложнее жить. Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, ребенок оказывается в ситуации чуть ли не полнейшего комфорта (он делает только то, что нравится, и избавлен от всех бытовых и социальных трудностей), а с другой — именно от этого его проблемы становятся еще очевиднее, приобретая устойчивый, личностный характер. В ряде случаев одаренный ребенок становится «социальным изгоем».

Однако дело не только в трудностях возрастного развития. Дело еще и в проблемах самореализации, с которыми сталкиваются одаренные дети, взрослея, переходя к профессиональной деятельности. Бытовое представление о том, что одаренные дети часто бывают «пустоцветами», к сожалению, вполне подтверждается реальной жизнью. Лишь очень небольшая часть одаренных детей (по разным данным, от 0,5 до 3 %) в той или иной мере оправдывают возлагаемые на них надежды. У большинства из них появляется и болезненно осознается своего рода «зазор» между теми способностями, которые они демонстрируют (и которые всегда в полной мере сохраняются), и теми результатами, которых достигают. Возникают специфические личностные нарушения, носящие название «Синдром бывшего вундеркинда».

Необходим принципиально другой метод, который был бы направлен на повышение своего рода «психологического иммунитета» в неизбежных для любого человека трудных ситуациях. Причем этот метод должен быть в определенном смысле основным, фоновым, и в него в том или ином отношении должны «встраиваться» все остальные приемы и методы работы. Возникла необходимость разработки специфического метода, пригодного и необходимого прежде всего для работы с одаренными детьми.

Целью коррекцпонной работы является не повышение самооценки ребенка любой ценой, а оказание ему необходимой психологической помощи в попытках реального, а не фиктивного преодоления возникающих преград, в изменении социальной позиции. Такого рода помощь нельзя рассматривать как разовое мероприятие.

Глава 9. ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ

§ 1. Общие особенности одаренных детей

При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.

Название этой главы можно переформулировать так: чем должны отличаться программы для одаренных от обычных учебных программ. Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям. Однако как это воплотить в жизнь? Выше было показано, что одаренные дети не похожи друг на друга — как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам. В гибкой программе признаются эти различия в развитии познавательных процессов и некоторых навыков в предпочитаемых стилях работы. Однако дети с высокими умственными возможностями обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты тем, материала для обобщений. Прекрасные возможности в этом отношении представляет междисциплинарный подход.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector