Алёна Рогалёва
студентка факультет информатики, математики и физики
С.В. Сидоров
кандидат педагогических наук, доцент
Шадринский государственный педагогический университет
Статья опубликована в сборнике: Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность. – Шадринск : ШГПУ, 2019.
Наше общество включает различные категории людей, от нормально развивающихся до людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Каждая из этих групп имеет право на образование. До сегодняшнего времени школы разделялись на спецшколы и школы для нормально развивающихся детей. Не так давно в Российской Федерации ввели инклюзивное образование (совместное образование нормально развивающихся и детей с ОВЗ). Данное образование помогает детям с инвалидностью включиться в общество и обществу принять таких людей. Возникает множество споров о данном нововведении, кто-то за, кто против. В большинстве случаев данная программа преимущественна только для детей с ОВЗ: более высокий уровень социальных взаимоотношений с нормально развивающимися сверстниками, улучшается компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидами, дети с ОВЗ имеют более насыщенную учебную программу и т.д.
Хочется более углублённо разобраться в вопросе воспитания и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Процент детей с ЗПР растёт с каждым годом, но это не значит, что они не имеют право на образование и не нуждаются в нём. Диагноз ЗПР ставится детям до 12-13 лет. Это замедление различных психологических функций таких, как восприятие, мышление, способность запоминать и обрабатывать информацию [1].
Выделим основные требования к педагогическому процессу в условиях инклюзии [1]:
- обучение соответствует уровню конкретного школьника,
- индивидуальный подход и обучение в малых группах,
- многозадачность процесса обучения,
- вовлеченность и участие близких родственников,
- регулярный контроль динамики состояния.
Работу педагога определяют типы данной патологии.
- Церебрально-органическая патология отличается самым неблагоприятным прогнозом, Затрудняется обучение из-за психоэмоциональной незрелости. Присутствует нарушение восприятия информации, заторможенности мыслительных реакций, безразличия к окружающему миру. Обучение заключается в устранении патологий нервной системы.
- Соматогенная задержка определяется задержкой психофизического развития. При обучении дети неуверенные, испытывают страх, нарушено развитее межличностных связей. Обучение заключается в поощрение, развивая уверенность, помогая в социальной адаптации. Одновременно проводятся занятия ЛФК для стимулирования физического развития.
- Психогенная задержка формируется вследствие психологических травм и приводит к нарушению психических реакций. Обучение основано на получение новых знаний, улучшении нервно-психических функций и развитии интеллекта.
- Конституционная патология определяется невнимательностью, внушаемостью, сложностью сосредоточиться на определённой задаче, уроке. Обучение основывается на выработке усидчивости, внимания [2].
Обучение детей с ЗПР может проходить в специализированных заведениях и массовых школах. Специализированные заведения относятся к 7 типу коррекционного учреждения. Они дают начальное и общее образование. Как и во всех других типах коррекционных учреждений, набор классов ведётся по вынесенным диагнозам медицинской комиссии и с разрешения родителей.
В одном классе (группе) может быть не более 12 детей, так как необходим личностный подход к каждому из учащихся. Обучение проходит по таким же учебникам, что и в общеобразовательных школах, их материал сокращают и упрощают для лучшего усваивания.
Дети с ЗПР быстро устают, материал усваивается только первые 20 минут, дальше наступает утомляемость. Для более эффективного обучение педагогу следует использовать дополнительные дидактические материалы, приводить примеры и аналогии, чтобы заинтересовать учащихся. Требуется уделять внимание отдельно каждому ученику, выяснять какие трудности возникли, и решать их.
Особенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность [3], ведь кроме общеобразовательной программы педагоги и медики проводят индивидуальные занятия, чтобы выяснить причину отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику.
В массовых школах дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу среди учеников с ОВЗ. Зачастую отношение к ним как к более лёгкой инклюзивной группе приводит к пренебрежению создания нужных условий для их обучения.
В развитии дети с ЗПР различаются. Есть дети, которые при специальной поддержке на равных обучаются с нормально развивающимися сверстниками, а есть, те которым всё же необходима коррекционная помощь. При поступлении таких детей в школу мы можем проследить различные варианты их развития:
- ребёнок развивается, приближаясь к возрастной норме, и обучается в обычной среде, но ещё требуется наблюдение за его успеваемость, поведением, адаптацией и своевременная психолого-педагогическая поддержка;
- средняя ступень развития ребёнка: он не приближается по уровню развития к возрастным нормам, но наблюдается перспектива сближения в условиях специального обучения;
- ребёнок не приближается к возрастным нормам развития и вероятность сближения осуществима только при специально организованном обучении [2].
Из вышеперечисленных вариантов развития детей с ЗПР в условиях инклюзии рекомендуется обучаться только тем, чей уровень развития близок возрастной норме.
Итак, инклюзивная форма обучения предполагает, что ребёнок с ЗПР получает образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом обязательным является создание адекватных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Как правило, задержка психического развития выявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с необходимостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком-то одном занятии. Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.
Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа – доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их малыш, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, учебы и т. д.
Высшие психические функции и речь
Память
Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.
Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.
Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.
Восприятие
Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.
Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.
Внимание
При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца.
Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.
Мышление
Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.
Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.
Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).
Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.
Эмоционально-волевая сфера
Задержка психического развития особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, чувствами, энергией, волей. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:
- постоянные резкие перепады настроения;
- внушаемость, быстро попадает под влияние других;
- частые проявления агрессии, вспышки гнева;
- повышенная тревожность, страх;
- низкая самооценка, неуверенность в себе;
- не желание что-либо сделать;
- неспособность к самостоятельным действиям;
- гиперактивность;
- нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.
В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.
Малыш с ЗПР часто ищет себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому он сильно привязан и которому во всем стремится подражать.
В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками. Он неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не принимают в игры и мероприятия. Больше шансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди ребят помладше, но в основном он будет искать одиночества. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, напротив, очень общительны.
Особенности учебной деятельности
При обучении детей с ЗПР необходимо учитывать следующее:
- они умеют находить решения соответственно с возрастной нормой;
- они охотно принимают помощь;
- урок нужно максимально разнообразить с помощью дидактических материалов, дополнительных упражнений и физкульт-минуток;
- они лучше понимают сказанное, благодаря картинкам и наглядным пособиям и многократному повторению;
- они могут уловить сюжет, понять и решить задачу, что-то запомнить.
Ребята с ЗПР обычно очень активны в начале обучения. Могут работать вместе с классом, но быстро устают, и их познавательная активность резко снижается. Они начинают вертеться, отвлекаются, поэтому у них возникают серьезные пробелы в знаниях.
Дети, у которых выявлена задержка психического развития, могут обучаться в обычной школе, если данное нарушение не приобрело запущенную форму или не вызвано тяжелыми органическими поражениями ЦНС. Поэтому при выборе между обычной школой и коррекционной, родителем необходимо руководствоваться мнением психолога, дефектолога и невролога, которые занимаются лечением ребенка. Если они рекомендуют отдать малыша в спецшколу, расстраиваться не нужно: во-первых, ему там будет действительно лучше, во-вторых, коррекция пойдет быстрее, в-третьих, потом можно перевестись в обычную школу, когда психическое развитие нормализуется.
Дата публикации: 08.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – это это полиморфная группа, которой характерен замедленный темп формирования познавательных и эмоциональных сфер и их временная фиксация на более ранних возрастных этапах.
Причины, которыми обуславливается ЗПР, крайне разнообразны. К ним относят:
- органическую или функциональную недостаточность ЦНС;
- конституциональные факторы;
- хронические соматические заболевания;
- неблагоприятные условия воспитания;
- психическую и социальную депривацию.
В соответствии с преобладающим этиологическим фактором, принято выделять четыре типа ЗПР:
- конституциональный;
- соматогенный;
- психогенный;
- церебро-органического происхождения.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР состоят из общих, характерных для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также специфических потребностей. Задачи педагога при работе с такими детьми:
- сохранить, укрепить соматическое и психическое здоровье, поддержать работоспособность, предупредить истощаемость, психофизические перегрузки и эмоциональные срывы;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды, учитывая функциональное состояние ЦНС и нейродинамику психических процессов – быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и пр.;
- постоянно стимулировать познавательную активность, побуждать интерес к себе, а также окружающему предметному и социальному миру;
- развивать общеинтеллектуальные умения – операции анализа, обобщение, сравнение, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов;
- организовать процесс обучения, учитывая специфику усвоения знаний, умений и навыков – пошаговое предъявление материала, дозированная помощь педагога, использование специальных методов, приемов и средств, которые способствуют общему развитию, а также компенсации индивидуальных недостатков развития;
- развивать личностную сферу – развивать и укреплять эмоции, волю, вырабатывать навыки произвольного поведения, волевую регуляцию своих действий, самодеятельность и ответственность за свои поступки;
- развивать средства коммуникации, приемы конструктивного общения и взаимодействия, то есть с членами семей, со сверстниками и взрослыми, в процессе формирования навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- организовать комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, которое предполагает улучшение деятельности ЦНС и коррекцию поведения, а также специальную коррекционную помощь, направленную на компенсацию дефицита эмоционального развития и формирования осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Процесс воспитания и обучения детей с ЗПР
Воспитательный процесс детей с ЗПР затрагивает следующие направления развития детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение детьми норм и ценностей, которые приняты в обществе, в том числе моральных и нравственных ценностей. Сюда же относится развитие общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Социально-коммуникативное развитие – это комплексный процесс, во время которого ребенком усваиваются ценности, традиции и культуру общества или сообщества, в котором он будет жить.
Общая характеристика социально-коммуникативного развития детей с ЗПР – незрелая мотивационно-потребностная сфера. У детей снижена потребность в общении, отмечаются затруднения развития речевых средств общения. Общение со взрослыми преимущественно практического, делового характера, а личностное общение встречается существенно реже. Специфическая черта взаимоотношений детей с ЗПР – несформированные устойчивые навыки и привычки дружеского общения с другими детьми. Также зачастую дети не умеют выражать свои чувства и просить помощи.
Познавательным развитием предполагается развитие:
- интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации;
- познавательных действий и сознания;
- воображения и творческой активности;
- первичных представлений о себе, окружающих людях и объектах окружающего мира, а также свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и пр.
Сенсорное развитие – это процесс развития восприятия и формирования представлений, касающихся внешних свойств предметов: их формы, цвета, величины, положения в пространстве, а также запаха, вкуса и пр.
Важное условие полноценного сенсорного развития детей с ЗПР – создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды.
Дети с ЗПР характеризуются несформированностью предпосылок к математической деятельности, отмечено отсутствие интереса к процессу выполнения математических заданий, а также слабое внимание к содержанию заданий.
Работа должна состоять из:
- формирования познавательного интереса к деятельности с математическим содержанием;
- развития познавательных процессов в их взаимосвязи с развитием и коррекцией речи;
- развития способностей, включая математические, учитывая психофизические особенности детей;
- выбора принципов, методов и содержания работы, соответствующих индивидуально-типологическим особенностям и возможностям детей;
- построения предметно-развивающей среды, помогающей математическому развитию в доступных и значимых каждому ребенку видах деятельности;
- поэтапного математического развития в предметно-практической, трудовой, игровой и речевой деятельности.
В процессе обучения используют практические – упражнения, опыты, дидактические игры и пр., наглядные – демонстрации, иллюстрации, рассматривание и пр., а также словесные – объяснение, беседа, инструкции, вопросы и прочие методы. На одном занятии рекомендовано сочетать несколько разных методов.
ЗПР — состояние, при котором наблюдаются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, а также отставание в результате социальной депривации.
Термины «задержка психического развития», «задержка темпа психического развития» предложены Г. Е. Сухаревой.
Основными причинами отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или приобретенные, а в некоторых случаях — и генетически обусловленные.
Детям с ЗПР свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
К. С. Лебединская выделила 4 варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:
М. С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.
К особенностям детей с ЗПР относятся: неустойчивая концентрация внимания, повышенная отвлекаем ость, низкий уровень восприятия, малый объем памяти, трудности воспроизведения учебного материала, бедный словарный запас, нарушение лексико-грамматической стороны речи, наличие дефектов звукопроизношения. Все это приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, зачастую — к отказу от деятельности.
Поведение детей с ЗПР характеризуется пассивностью, медлительностью в действиях, старательностью и аккуратностью в отношении к обязанностям, по характеру они уступчивы, послушны. Учебная мотивация выражена слабо.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР:
1. Развитие двигательной сферы:
— мелкой моторики рук;
2. Коррекция отдельных сторон психики:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие слухового восприятия;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
— развитие пространственных представлений и ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие представлений о звуке, букве, слове, слогах и т. п.
— расширение представлений о мире, развитие словаря.
3. Развитие мышления:
— развитие навыков соотносительного анализа;
— формирование навыков группировки, классификации объектов;
— развитие абстрактного мышления.
4. Коррекция эмоционально-волевой сферы:
— формирование навыков саморегуляции деятельности;
— развитие эмоционально-личностного опыта;
— развитие эмоционального опыта через драматизацию, игротерапию.
Решением ПМПК дети с ЗПР направляются (в зависимости от возраста и уровня интеллектуальных возможностей) в ДОУ компенсирующего вида, в специальные коррекционные школы-интернаты 7-го вида или в рамках интегрированного обучения — в общеобразовательные школы в классы коррекционно-компенсирующего или коррекционно-развивающего обучения.
Коррекционная работа в этих учреждениях с данной категорией детей осуществляется в 3 направлениях: диагностико-консультативном, лечебно-оздоровительном и коррекционно-развивающем.
Для специальных ДОУ и школ для детей с ЗПР в соответствии со специальным образовательным стандартом созданы адаптированные программы и учебные планы. В ДОУ коррекционная работа ведется с учетом уровня развития ребенка по следующим направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игре, формирование элементарных математических представлений, обучение грамоте, трудовое, физическое, музыкальное воспитание. В школе вводятся дополнительные специальные предметы: ритмика, ознакомление с окружающим миром, трудовое обучение. Дополнительно с каждым ребенком проводятся индивидуально-групповые занятия по предупреждению трудностей в освоении отдельных тем, логопедические занятия, факультативные занятия по развитию индивидуальных способностей.