Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ветвицкая Т.В., Крыжко Е.В.
Текст научной работы на тему «Особенности личности детей с церебральным параличом, играющих в бочча»
Т.В. Ветвицкая, Е.В.Крыжко
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ,
ИГРАЮЩИХ В БОЧЧА7
ГБОУ № 616 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика» Санкт-Петербург, [email protected]
Введение. Индивидуальные особенности развития, социальное окружение, отношение со сверстниками и взрослыми, современная субкультура, личные притязания и желания добиться высоких спортивных результатов являются факторами влияния на эмоционально-личностное развитие и поведение спортсменов детского возраста с церебральным параличом (ДЦП).
Для большинства детей с церебральным параличом (ДЦП) характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несфор-мированной [2]. У детей с ДЦП отмечается тенденция к повышенной возбудимости, слабой воли, слабые навыки и слабая мотивация к преодолеванию препятствий [1].
Материал и методы. Дети, участвующие в эксперименте, тренировались и обучались в ГБОУ «Центр «Динамика» VI вида. Юноши в количестве 10 человек в возрасте от 11 до 17 лет (14±2,8), занимались в группе и индивидуально с тренером не менее двух лет. В исследовании применялись направленные беседы и наблюдения, тест фрустрационных реакций (С. Розенцвейга), тест уровня самооценки и притязаний (Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан).
Уровень притязаний у 45% испытуемых является нереалистическим, у 35% учащихся средний уровень притязаний, у 30% испытуемых детей с ОВЗ
7 T.V. Vetvickaya, E.W. Kryzhko Personality characteristics of children with cerebral palsy playing bocce.
отмечается низкий уровень притязаний, что может говорить о недооценки своего личностного потенциала. у 40% самооценка завышена, у 25% самооценка адекватная, у 35% учащихся с ДЦП самооценка заниженная. Высокая экстра-пунитивность детей связана с неадекватной повышенной требовательностью спортсменов с ДЦП к окружению и недостаточной самокритичностью. Повышенные значения по определенным показателям являются результатом повышенных требований детей с ОВЗ, предъявляемых ими к окружающим их людям (сверстники, родители, тренера), что может служить одним из признаков неадекватной самооценки испытуемых.
Результаты. Полученные результаты позволяют говорить о трудности принятия себя детьми и окружения в целом. Ученики с завышенной и заниженной оценкой себя, с завышенным и заниженным уровнем притязаний, составляют «группу риска». За низкой оценкой себя может скрываться как подлинная неуверенность в себе , так и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности позволяет не прилагать усилий.
Заключение. Учащиеся с ДЦП, занимающиеся игрой в бочча сталкиваются с трудностями в общении, в силу своих личностных особенностей, которые зависят от внутренних установок, от стилей воспитания, от волевых качеств и так же от высокого темпа и требований в тренировочном процессе.
1. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Пособ. для родителей и воспитателей. — М., 1980.- С. 105
2. Крыжко Е.В., Влияние психологической коррекции на личность подростков с церебральным параличом // Журнал «Образование и наука» Известия Уральского отделения РАО, приложение № 3, 2007.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, эмоционально-личностные особенности, бочча, спортсмен, психологическая адаптация. Key words: cerebral palsy, emotional and personal characteristics, boccia, athlete, psychological adaptation.
Среди видов аномального развития детей с ДЦП чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. При инфантилизме психическое развитие характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. Выделяют простой психический инфантилизм. К нему относят также гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, но преимущественно в эмоционально-волевой. Также существуют осложненные формы, например органический инфантилизм. Особенности в развитии и формировании эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП могут быть связаны как с биологическими факторами, так и с социальными условиями. Степень нарушения двигательных функций не определяет степени нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности детей с ДЦП.
Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Более многочисленная их группа, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Многим детям свойственна повышенная впечатлительность, они болезненно реагируют на тон голоса и нейтральные вопросы и предложения, отмечают малейшее изменение в настроении близких. Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: спят беспокойно, со страшными сновидениями. Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Важно, чтобы ребенок начал осознавать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к болезни и своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям и воспитателям. Патохарактерологическое формирование личности отмечается у большинства детей с ДЦП. Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени в результате воспитания по типу гиперопеки.
ДЦП это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций, а заболевание, характеризующееся нарушением психического развития в целом.
Читайте еще:
Нам осталось указать на реальные прототипы внутренне сложного и внешне легкого существования. Их мы находим в сфере нравственного поведения. Как бы ни отличались, друг от друга по содержанию различные нравственные позиции (или этические концепции), с формально- психологической точки зрения все.
Прежде всего Ганс совсем не то, что после строгого наблюдения можно было бы назвать дегенеративным, наследственно обреченным на нервозность ребенком. Наоборот, это скорее физически хорошо развитый, веселый, любезный, с живым умом мальчишка, который может вызвать радость не только у отца.
Еще во время учебы в театральном институте, проштудировав без малого сотню пьес, я с удивлением поняла: большинство драматургов, великих и не очень, описывают начало любви совершенно одинаково. Герой и героиня внезапно отбрасывают груз взрослой жизни и начинают хором вспоминать свое детство и.
Наличие в речевой практике говорящих на любом языке большого числа устойчивых повторяющихся выражений — факт сам по себе хорошо известный. Феномены такого рода, определяемые как «идиомы», «устойчивые сочетания», «речевые формулы», «речевые штампы», «клише», находят в этом качестве.
Например, мужчины, занятые физическим трудом, могут иметь лучшую, по сравнению с женщинами, координацию движений, лучше ориентироваться в пространстве, понимать механические соединения.
Еще во время детства начинает выделяться эрогенная зона гениталий — или таким образом, что, как всякая другая зона, дает удовлетворение при соответствующем чувствительном раздражении, или благодаря тому, что, не совсем понятным образом, вместе с удовлетворением из других источников одновременно.
ВНЕШНОСТЬ. Улучшим фразу «У вас хорошая прическа» и скажем так: «Мне нравится ваша прическа. Она отлично оттеняет ваши глаза».
Возраст действительно трудный, потому как часто именно в этом возрасте формируются подростковые неврозы. Отчасти это даже нормально, но главное, чтобы эти неврозы не превращались в хронические, не перерастали во что-то большее, а напротив — сходили на нет. Поэтому правильно, что вы.
Прямой или эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего. Этот вид анализа и.
1) Готов ли я заплатить за нее, не рассчитывая на ничего взамен? Готов ли я заплатить, зная, что ничего у нас не будет, что она уйдет, и мы больше никогда не увидимся?
Относительно фирмы-прямоугольника можно добавить, что помимо максимальной сосредоточенности на конкретном позиционировании наблюдается усиление только определенных видов деятельности в ущерб общей стратегии диверсификации. Рискованно, но зачастую только так и можно выиграть сегмент рынка.
Безумцы могут менять свое поведение на глазах. Из всех типов вредных людей труднее всего иметь дело с ними, по-скольку, как и в случае с Дремлющим, но Смертоносным Вулканом, никогда не знаешь, чего от них ожидать и какой сюрприз готовит их поведение.
В статье рассматриваются факторы влияюшие на развитие личности ребенка с ДЦП. Тот факт, что условия формирования значительно отличаются от условий развития нормального ребенка, сказываются на нем. По мимо данного феномена раскрываются особенности поведения, как следствие психологических особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_lichnosti_i_emotsionalno.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:
· биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
· социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.
Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны — отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.
Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.11
Поведение. В психофизиологическом аспекте, поведение животных и человека — это оптимальные программы мышечных сокращений, ответных реакций на внешний раздражитель с минимальными затратами энергии. Например, при гиперкинезах и спастических параличах у детей с ДЦП, наблюдаются неадекватные по затратам энергии мышечные сокращения. Искаженный усиленный беспрерывный сигнал с периферии регистрируется в различных отделах головного мозга, как застойный очаг возбуждения и дает неправильную информацию об окружающей действительности. Такая искаженная информация приводит к неправильному развитию коры головного мозга, как промежуточного звена в циклическом процессе восприятия, анализа и реализации полученной информации. Искаженная информация с периферии приводит к неадекватным
реакциям ребенка. У детей с ДЦП помимо двигательных нарушений наблюдаются различные неадекватные эмоциональные всплески: плаксивость, истеричность, или,наоборот,заторможенность. Генетически детерминированные программы поведенческих реакций ребенка проявляются в виде безусловных рефлексов и инстинктов. Появление условных рефлексов (поведения) в онтогенезе обусловлено изменением факторов внешней среды: воспитанием и импринтингом. Импринтинг (подражание окружающим ребенка людям) выражен у детей в норме до 5-7 лет и убывает с развитием сознания, накоплением личного опыта и критического восприятия окружающей действительности. Основная масса детей с ДЦП отстает в своем развитии и сроки импринтинга у них увеличены в связи с задержкой моторнопсихического развития. Воспитание их происходит в среде, специально созданной для них (специализированные ДДУ и школы), среди таких же детей с ДЦП, поэтому они зачастую имеют отклонения в поведении не только первичного, но и вторичного характера. Они копируют поведение друг друга, так как копировать больше некого. Эти факторы следует учитывать при создании реабилитационных педагогических программ. Добиваясь восстановления адекватной чувствительности, формируя правильные движения у детей с ДЦП, обучая ребенка правилам поведения в среде обычных здоровых детей, можно быстро достичь желаемых результатов.
В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalno-volevaya_sfera_u_detey_s_dtsp.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для педагогов:
«Особенности развития личности
и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом»
Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования эмоционально-волевой сферы детей с церебральным параличом могут быть обусловлены двумя факторами:
- биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
- социальными условиями – воспитание и обучение ребенка в семье и
Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны — отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов.
По эмоционально-волевым проявлениям детей с ДЦП условно можно разделить на две группы. В одном случае дети с повышенной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети расторможены, суетливы, беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Эти дети эмоционально лабильны: то они чрезмерно шумны, веселы, то вдруг становятся вялыми, плаксивыми, раздражительными. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться ребенок не может остановиться. Нарушение поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, усиливаясь в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей церебральным параличом.
У более многочисленной группы детей процесс торможения превалирует над процессом возбуждения. Такие дети отличаются пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в изменяющихся условиях, с большим трудом налаживают контакты с новыми людьми. У данной категории детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи связанные с передвижением, падением, сном и общением. В момент страха у них наблюдаются физиологические изменения (учащение пульса и дыхания, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы). Они стремятся к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является гиперопекающее воспитание ребенка и реакция на физический дефект.
Почти у всех детей с ДЦП проявляется личностная незрелость, которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, замкнутостью, впечатлительностью.
Обобщив вышеизложенное, можно отметить, что психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Поэтому перед специалистами, работающими с детьми данной категории, встает важная задача – оказание психолого-педагогической и социальной помощи в профилактике и коррекции этих нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема — тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр.
«Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом»
Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования.
Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП
Каждая семья, которой пришлось столкнуться с таким диагнозом, как ДЦП, стремится к получению максимума информации, которая касается данной проблеме. Родители изучают все — последн.
Развитие эмоциональной сферы у детей посредством различных музыкальных игр и упражнений. Комплекс музыкально-подвижных игр на развитие эмоционально-волевой сферы.
С помощью подобных музыкальных игр и упражнений, способствующих развитию эмоциональной сферы, у детей значительно лучше и быстрее происходит развитие эмоциональной отзывчивости, способность управлять .
Психологическое сопровождение участников конкурсов. работа с эмоционально-волевой сферой личности
Участие педагогов в конкурсах и соревнованиях стало очень распространенным. Основными целями и задачами конкурсов профессиональное развитие педагога.Для успешного участия в конкурсах важны.
Методическая разработка на тему:«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника, как фактор становления личности ребенка»
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе.
Статья на тему:»Формирование эмоционально-волевой сферы личности дошкольника через организованную театральную деятельность в семье и детском саду»=
В данной статье предложены формы работы с детьми дошкольного возраста в направлении развития эмоционально-волевой сферы.
Эмоциональные нарушения
Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП могут проявляться в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: чрезмерная веселость вдруг сменяется вялостью, раздражительностью, плаксивостью.
Более многочисленная группа детей, напротив, изначально отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро изменяющихся внешних условиях, с большим трудом налаживают взаимодействие с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества. В момент страха у них наблюдаются учащенные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы.
Некоторым детям свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких. Чаще такое явление отмечается у детей, которые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни ребенка и малейшее изменение в состоянии ребенка приводит родителей к тревожному состоянию.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении близких, болезненно реагируют на, казалось бы, нейтральные вопросы и предложения.
В раннем возрасте при ДЦП у детей наблюдается задержка в развитии эмоциональных реакций. У них не выражен комплекс оживления при появлении матери, на ее голос или на улыбку. Матери обращали внимание, что дети не отличают их от других взрослых. Кроме того, у этих младенцев наблюдаются негативные эмоциональные проявления: частый плач или смех без соответствующей внешней стимуляции.
Практически все исследователи указывают на наличие характерного фобического синдрома (или синдрома страха) как фактора, обусловливающего противоречивость личности таких детей и затрудняющего их социализацию и индивидуализацию. Причем в основе возникновения фобического синдрома выделяют комплекс факторов, таких как органическое поражение центральной нервной системы, неправильное воспитание, трудности в передвижении и т.д.
Несформированность психических процессов у детей с ДЦП ведет к недостаточному контролю своих эмоциональных переживаний и реакций. Поэтому переживание такими детьми состояния страха и тревоги носит острый и затяжной характер: в эмоциональной памяти фиксируются физиологическое ощущение страха и все, даже незначительные, детали психотравмирующего раздражителя. В результате дети не могут самостоятельно преодолеть свой страх, найти для него конструктивное решение и объяснение, а часто и не пытаются это сделать.
Незрелость эмоционально-волевой сферы сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует школьной, трудовой и социальной адаптации. Эта незрелость имеет дисгармоничный характер. Отмечаются
случаи сочетания незрелости психики с чертами эгоцентризма, иногда со склонностью к резонерству; у детей эмоционально-волевая незрелость сочетается с ранними проявлениями сексуальности.
Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы у детей старшего школьного возраста, проявляющиеся в поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия, в нецеленаправленной интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости, имеют, однако, иную окраску, нежели у детей раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, наблюдается бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность. Отсутствует детская живость и непосредственность в проявлении эмоций.
Эмоционально-волевая неустойчивость проявляется в высокой степени фрустрированности и тревожности личности, в нестабильности нервных процессов. Имеются такие стойкие характерологические особенности, как повышенная зависимость от окружающих, неактивность, социальная робость, чувствительность.
У детей с ДЦП особенности реакций фрустрации связаны с эмоционально-волевыми характеристиками личности, а именно с эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, недостаточной общительностью. Все это снижает социальную адекватность их поведения.
Волевые нарушения
Волевая активность детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, также имеет свои особенности.
Среди факторов, определяющих особенности волевой сферы детей с ДЦП, выделяют: объективные, к которым относятся условия заболевания, длительное пребывание в лечебном учреждении, искусственное ограничение активности, особое отношение к больному ребенку окружающих, и субъективные, такие как отношение подростка к своему заболеванию и самооценка.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП проявляется в нестабильности нервных процессов, инактивности, в аффективной ригидности [1] .
Среди видов аномального развития детей с ДЦП чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. При инфантилизме психическое развитие характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. Выделяют простой психический инфантилизм. К нему относят также гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, но преимущественно в эмоционально-волевой. Также существуют осложненные формы, например органический инфантилизм. Особенности в развитии и формировании эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП могут быть связаны как с биологическими факторами, так и с социальными условиями. Степень нарушения двигательных функций не определяет степени нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности детей с ДЦП.
Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Более многочисленная их группа, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Многим детям свойственна повышенная впечатлительность, они болезненно реагируют на тон голоса и нейтральные вопросы и предложения, отмечают малейшее изменение в настроении близких. Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: спят беспокойно, со страшными сновидениями. Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Важно, чтобы ребенок начал осознавать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к болезни и своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям и воспитателям. Патохарактерологическое формирование личности отмечается у большинства детей с ДЦП. Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени в результате воспитания по типу гиперопеки.
ДЦП – это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций, а заболевание, характеризующееся нарушением психического развития в целом.
Речь
Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%. Патологическое состояние артикуляционного аппарата детей с ДЦП препятствовало спонтанному развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков, а также артикулированию слогов в период лепета.
У 60 — 70 % детей с ДЦП отмечается дизартрия, т. е. нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Нарушение звукопроизношения при ДЦП в основном связано с общими двигательными расстройствами. Например, у детей с гиперкинетической формой ДЦП нормальное произношение
нарушено в силу меняющегося мышечного тонуса.
При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. По данным Е.М. Мастюковой первые слова у детей с ДЦП в среднем появляются в 1,5 года, фразовая речь – к 3-3,5 годам.
По данным М. В. Ипполитовой, у детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у детей, как правило, задержаны. У большинства детей первые слова появляются лишь к 2 — 3 годам, фразовая речь — к 3 — 5 годам. В наиболее тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты. У большинства детей школьного возраста можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых — разную степень выраженности ОНР. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использованию одних и тех же слов для обозначения разных предметов и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2—3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги. У большинства детей школьного возраста сохраняется задержка в формировании пространственно-временных представлений, в их обиходной речи ограничено употребление слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, в определенной временной последовательности.
Мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нарушена: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны.
Специфические особенности в развитии и формировании эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП могут быть связаны как с биологическими факторами (характер заболевания), так и с социальными условиями (воспитание и обучение ребенка в семье и учреждении). Степень нарушения двигательных функций не определяет степень нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности у детей с ДЦП.
Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, суетливы, расторможены, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Для этих детей характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно; веселы, шумны, то вдруг становятся вялыми, раздражительны ми, плаксивыми.
Более многочисленная группа детей, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Такие дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро изменяющихся внешних условиях, с большим трудом налаживают взаимодействие с новыми людьми, боятся высоты, темноты, одиночества. Некоторым детям свойственно излишнее беспокойство за свое здоровье и здоровье своих близких. Чаще такое явление отмечается у детей, которые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни ребенка и малейшее изменение в состоянии ребенка приводит родителей в тревогу.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменения в настроении близких.
Патохарактерологическое формирование личности (психогенно обусловленное развитие личности в связи с длительным действием психотравмирующего фактора и неправильным воспитанием) отмечается у большинства детей с ДЦП. Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени по причине воспитания по типу гиперопеки, характерному для многих семей, где воспитываются дети с патологией двигательной сферы. Такое воспитание ведет к подавлению естественной, посильной ребенку активности и приводит к тому, что ребенок растет пассивным и безучастным, не стремится к самостоятельности, у него формируются иждивенческие настроения, эгоцентризм, ощущение постоянной зависимости от взрослых, неуверенность в своих силах, робость, ранимость, застенчивость, замкнутость, тормозные формы поведения. У части детей наблюдаются стремления к демонстративному поведению, тенденция к манипулированию окружающими.
В некоторых случаях у детей с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями и сохранным интеллектом тормозные формы поведения носят компенсаторный характер. Дети характеризуются замедленностью реакций, отсутствием активности и инициативы. Они осознанно выбирают такую форму поведения и тем самым пытаются скрыть свои двигательные и речевые нарушения. Отклонения в развитии личности ребенка с ДЦП могут возникнуть и при другом стиле воспитания в семье. Многие родители занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка с ДЦП. Эти родители требуют от ребенка выполнения всех требований и заданий, но при этом не учитывают специфику двигательного развития ребенка. Нередко такие родители, если ребенок не выполняет их требований, прибегают к наказаниям. Все это приводит к негативным последствиям в развитии ребенка и усугублению его физического и психического состояния.
В условиях гиперопеки или гипоопеки ребенка возникает наиболее неблагоприятная ситуация для формирования у него адекватной оценки своих двигательных и иных возможностей.
Таким образом, развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя и по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфика развития личности детей с ДЦП определяется как биологическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон личности ребенка, страдающего детским церебральным параличом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Вы будете перенаправлены на Автор24
Детский церебральный паралич — это понятие, объединяющее группу хронических не прогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, которые вторичны в отношении поражений (аномалий) головного мозга и возникают в перинатальном (околородовом) периоде.
Особенности семей, воспитывающих детей с ДЦП
Воздействие особенностей родительских отношений на психологические особенности ребенка и становление его личности было исследовано в зарубежной и отечественной психологии. Сегодня достаточно широко проанализировано влияние этих отношений на зарождение отдельных личностных показателей детей (например, становление образа «Я» ребенка, включая его нравственное и эмоциональное развитие, самостоятельность). Тем не менее, в науке недостаточно описано подобное воздействие на детей, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич (ДЦП).
Основная характеристика родительских отношений представлена любовью в семье. Она предопределяет целостное отношение друг к другу и к ребенку в качестве уникальной личности. В отношении ребенка любовь в семье проявляется в:
- Чувстве доверия;
- Радости от коммуникации;
- Стремлении к защите;
- Безусловном принятии и др.
Именно родители и их отношения помогают в формировании личности ребенка. Связи в семье способствуют усвоению норм и правил поведения, оценке действий. Родители осуществляют необходимые санкции, связанные с соответствующими родительскими установками. Все это предопределило требовательность и контроль, превращая ребенка в предмет воспитания, оценки и сравнения с другими. Эти показатели выражены максимально ярко и порождают внутреннюю напряженность родительской позиции.
Исследование отношений в семьях, воспитывающих детей с ДЦП
Для исследования особенностей родительских отношений и детско-родительских отношений в семье, где воспитывается ребенок с детским церебральным параличом, используется отдельный психодиагностический инструментарий.
Готовые работы на аналогичную тему
В качестве методик могут быть использованы объективное наблюдение, которое дает возможность оценить контакт родителей друг с другом и детьми; методика «PARI» в адаптации Т. В. Нещерет, позволяющая произвести оценку специфики внутрисемейных отношений и особенности организации семейной жизни.
Теория семейных систем признала взаимную зависимость физического, социального, эмоционального фактора в функционировании членов семьи. Считается, что изменения в одном из компонентов системы одновременно вызовут изменения в других. Семейные взаимоотношения (интеракции) характеризуются обратимостью, повторяемостью и типичностью.
В психологии определены концепции, которые отражают статику и динамику семейной жизни. Они в большей степени связаны с семейной структурой и интеракциями. Структура семьи состоит из ее состава, культурного стиля и идеологии.
Для объяснения картины отношений в семье, где воспитывается дошкольник с ДЦП, важно признавать наличие системы семейных интеракций. Она состоит из нескольких основных компонентов:
- Брачная подсистема;
- Родительская подсистема;
- Детская подсистема;
- Сплоченность /разобщенность, адаптивность и коммуникация.
Любая семья, в том числе с ребенком с ДЦП, обладает всеми характеристиками живой системы. Любой сдвиг в функциональном состоянии всей семьи способен отражаться на состоянии каждого ее участника. Здоровье каждого члена напрямую связано с функциональным состоянием семьи в качестве единого целого.
Заболевание одного члена семьи оказывает воздействие на всю семейную систему. В свою очередь, это влияет на каждого в отдельности, включая отношения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (в нашем случае с ДЦП).
Психологические особенности отношений родителей, воспитывающих детей с ДЦП
Основную роль в причинах детской инвалидности играют болезни нервной системы, в частности ДЦП (детский церебральный паралич). Рождение младенца с ограниченными возможностями здоровья неизбежно приведет к родительскому кризису. Длительность психотравмирующей ситуации и эмоционального напряжения, испытываемых родителями, как правило, ведут к дисгармонии всей семейной системы и к нарушению отношений между родителями.
С момента постановки диагноза все в семье полностью меняется. В этой ситуации задача родителей состоит в адаптации к новым обстоятельствам. Не все семьи, к сожалению, способны справиться с данной задачей. Родители последовательно переступают этап шока, неадекватного отношения к особенностям ребёнка и осознания ситуации. Завершающим этапом в лучшем варианте для семьи и ребёнка становится этап адаптации всех членов семьи. В последующем семья продолжает развиваться, и ребенка в ней принимают.
Тем не менее, не все семьи детей с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) способны наладить отношения. В большинстве случаев психологический климат семьи и весь её уклад существенно меняется. Все члены начинают находиться в состоянии стресса, оказавшись беспомощными в сложившейся ситуации.
Для отношений характерны конфликты между супругами. Они погружаются в своё горе, отгораживаясь от окружающей жизни. Тяжелое заболевание может обеднить личную жизнь родителей, ограничивая часто их профессиональную деятельность.
Основной груз по уходу за больными детьми с ДЦП ложится чаще всего на женщину. От нее же больше всего зависят отношения и общая атмосфера в семье. Психологические особенности женщины в семье связаны с активной реабилитацией ребёнка-инвалида. Ему необходимо большое количество времени и сил. В результате физического переутомления и психического перенапряжения у матерей детей с ДЦП развивается плохое самочувствие, импульсивность, увеличивающаяся тревога, депрессия, психосоматические заболевания.
Авторы
- О. А. Бокова Алтайский государственный педагогический университет
- И. В. Черепанова Алтайский государственный педагогический университет
Ключевые слова:
Аннотация
Биографии авторов
О. А. Бокова, Алтайский государственный педагогический университет
И. В. Черепанова, Алтайский государственный педагогический университет
Библиографические ссылки
Шахбанова, З. Ш. Феномен эмоционально-волевой составляющей личности с ограниченными возможностями здоровья / З. Ш. Шахбанова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2017. — Т. 11. — № 3. — С. 22-25.
Основы специальной психологии: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. В. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. — Москва : Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
Мишенева, Д. А. Влияние нейропсихологических синдромов на развитие детей с церебральным параличом / Д. А. Мишенева, А. Г. Колчина // Современный взгляд на науку и образование : сборник научных статей — Москва, 2020. — С. 141-145.
Пшенникова, М. А. Роль родительского отношения в эмоционально-личностной сфере детей с диагнозом ДЦП и детей нормальным ходом развития / М. А. Пшенникова // Современные проблемы развития науки : электронный сборник научных студенческих статей — Екатеринбург, 2017. — С. 188-194.
Жирных, М. А. Особенности развития общения у детей с ДЦП / М. А. Жирных // Гуманитарные научные исследования. — 2019. — № 1 (89). — С. 7.
Гусева, И. В. Особенности проявления страхов у старших дошкольников с детским церебральным параличом / И. В. Гусева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. — 2016. — № 2 (7). — С. 43-46.
Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. — Москва : Академия, 2012. — 384 с.
Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — Москва : Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.