Особенности физического развития

Автор: Забродин Роман Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ «Гимназия №12»
Населённый пункт: г.о. Саранск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Особенности физического развития младших школьников
Раздел: полное образование

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ

В периоде физического развития от 6 до 10 лет можно выделить отдельные

этапы, которые характеризуются разными особенностями и изменениями.

Так, например, с 7 до 9 лет дети особенно активно растут, в этот же период у

них заканчивается формирование тазовых костей, активнее становятся

Есть одна важная особенность у детей младшего школьного возраста.

Несмотря на то, что к 8-9 годам навыки ходьбы отточены практически до

совершенства, связи между темпом и длиной шага, как у взрослого человека,

у детей не наблюдается. Это лишний раз подтверждает, что этот возраст

особенно важен для совершенствования моторных функцией.

КАК РАЗВИВАЕТСЯ МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА МЛАДШЕГО

В период младшего школьного возраста особенно активно увеличивается

мышечная масса ребенка. Так, если сравнитьпоказатели мышечной массы

школьника младших классов с показателями новорожденных, то увеличение

отмечается более чем на 30 %.

Активно развиваются мелкие мышцы верхних конечностей, движения рук

малыша становятся более точными и совершенными.

Наиболее заметной перестройка мышечных тканей становится в возрасте 7-8

лет. Именно в этот период движения конечностей ребенка становятся

наиболее координированными. Признаком функциональной зрелости мышц

становится повышенная возбудимость. Возбуждающие стимулы от нерва к

мышце передаются в ускоренном темпе, скорость сократительного акта

становится заметно выше.

Между тем в младшем дошкольном возрасте частым явлением является

незрелость процесса взаимодействия полушарий мозга, что вытекает в

несформированность доминирования ведущей руки и находит свое

отражение в двигательной координации, процессе развития психических

До 8 лет физическое развитие ребенка проявляется в совершенствовании

рецепторного аппарата суставов. Малыш начинает ходить практически так же

координированно, как взрослый, так называемые лишние движения,

присущие детям 5-6 лет, исчезают.

Заметно лучше становится и координация точных мелких движений, как

только ребенку исполнится 6-7 лет. Именно в это время школьник начинает

лучше справляться с ручкой, осваивая навыки письма, с игрой на

музыкальных инструментах, мелкими операциями с подручными

Основные системы жизнеобеспечения: особенности развития

Физическое развитие младших школьников затрагивает все основных систем

организма, в частности сердечно-сосудистую и дыхательную. В 7-9 лет у

детей налаживается частота дыхания, наблюдаются некоторые изменения в

системе кровообращения, что становится причиной повышенной

потребности младших школьников в кислороде и учащенного сердечного

В ходе роста и развития детей младшего школьного возраста для их

организмов первостепенным является процесс обмена веществ.

Так, белковый обмен у молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет по

интенсивности составляет 100%, тогда как у младших школьников в возрасте

10 лет это 190%, а у шестилетних – все 230%!

Важные изменения происходят и с нервной системой детей младшего

школьного возраста. Мозговая часть черепа продолжает расти, и завершается

этот процесс не ранее 10 лет, после чего происходит совершенствование

нервной системы. Особую интенсивность процесса развития коркового

отдела полушарий головного мозга можно отметить в период с 7 до 9 лет.

У детей в 6-7 лет можно наблюдать снижение возбудимости нервных

центров, что происходит за счет усиления тормозных процессов.

Двигательный участок коры головного мозга становится более активным,

поэтому дети в этот период получают удовольствие от новых возможностей

Таким образом, можно отметить, что у детей младшего школьного возраста

физическое развитие происходит достаточно активно, что позволяет им

реализовывать сложные психомоторные акты.

Влияние социальных факторов на развитие младшего школьника

Нужно принимать во внимание, что на физическое развитие детей младшего

школьного возраста не могут не влиять социальные причины. Так, малыши,

которые только поступают в школу, достаточно часто сталкиваются с

проблемой недобора массы тела. Основная причина — это сложный

адаптационный период детей в первых классах. Кроме того, на здоровье

младших школьников негативным образом сказывается необходимость

начала обучения с 6 лет, когда многие из них не готовы продемонстрировать

Негативными последствиями преждевременного обучения в школе являются:

резкое падения уровня гемоглобина в крови;

нарушение работы сердечно-сосудистой системы;

сбои в работе органов пищеварения;

проблемы с осанкой и развитием стопы;

расстройства нервно-психического характера.

Все дело в том, что многие дели в младшем школьном возрасте вынуждены

находиться в школе очень долго, даже после занятий – в группах продленного

дня – из-за занятости родителей, что негативно сказывается на их развитии,

как физическом, так и психическом. Особенно это касается девочек, которые

в результате чаще всего начинают испытывать проблемы с работой органов

пищеварения и мочеполовых путей.

Основная причина сбоев в работе организма школьника в случае пребывания

в группе продленного дня — это нарушение режима дня и питания. Кроме

того, нельзя упускать такой важный момент, как переохлаждение во время

Также нужно отметить, что негативные изменения в организме младшего

школьника, могут быть связаны с необходимостью продолжительное время

пребывать в сидячем положении, что приводит к нарушению обмена веществ,

нервным срывам у детей, имеющих избыток энергии.

Как повлиять на ситуацию?

Чтобы, несмотря на всегда благоприятные социальные условия, физическое

развитие детей проходило без сбоев, необходимо правильно организовать их

день, включив в него уроки физического воспитания. В младшем школьном

возрасте дети намного лучше справляются с теми видами физических

упражнений, которые наиболее просты и не требуют серьезных усилий.

Спорту в жизни младшего школьника должна отводиться особая роль. Он

положительным образом влияет на развитие мышечной системы малыша,

способствует укреплению его дыхательной мускулатуры, улучшению

координации движений. В этом возрасте особенно актуальными станут такие

виды спорта, как:

боевые искусства и пр.

Очень важно, чтобы выбранный вид спорта не только позитивно влиял на

физическое развитие, но и нравился младшему школьнику.

В заключение отметим, что нормальное физическое развитие у детей в

младшем школьном возрасте возможно только при условии правильного

питания, соблюдения режима сна и отдыха, мотивации для сохранения

собственного здоровья, занятий любимым видом спорта, по возможности на

Особенности физического развития

Задержка физического развития представляет собой существенное отставание ребенка по антропометрическим критериям от своих сверстников. Часто для данного состояния характерна задержка становления двигательных способностей и познавательных навыков.

Оценку антропометрических данных (рост, вес, окружность груди, головы и др.) проводят с помощью центильных таблиц, составленных специально для детей разного возраста и пола. Если антропометрические данные ребенка выходят за центиль либо за небольшой отрезок времени произошло их существенное уменьшение (к примеру, с уровня более процентиля до уровня меньше ), можно говорить о задержке физического развития. Существует традиционное разграничение задержки физического развития в связи с наличием заболеваний (органическая) с задержкой физического развития связанной с психологическими и социальными факторами (психосоциальная, неорганическая), отмечающуюся у детей до пятилетнего возраста.

Симптомы задержки физического развития ребенка

Степень тяжести проявлений может колебаться от незначительного отставания роста и массы тела, до выраженных проявлений, включающих потерю подкожного жирового слоя, сокращения мышечной массы, дерматита, выпадения волос, развитию рецидивирующих инфекций. В наиболее тяжелых случаях развивается (маразм) либо белковое истощение (квашиоркор). Задержка физического развития в развитых странах чаще всего характеризуется минимальными нарушениями, диагностируемыми в условиях поликлиники. В развивающихся странах чаще встречаются более выраженные проявления, требующие стационарного лечения.

Степень задержки можно установить для каждого антропометрического параметра (рост, масса тела, индекс) в процентах от среднестатистических возрастных нормативов. При наличии сопутствующих заболеваний необходимо многократное определение антропометрических параметров в динамике. В случае с недоношенными детьми учитывается также степени недоношенности, поскольку до лет при сопоставлении антропометрических данных необходимо проводить корректировку возраста.

Отставание можно характеризовать как легким, умеренным или тяжелым при массе тела равной 75–90, 60–74 и менее 60% от должного, росте — 90–95, 85–89 и менее 85% от должного, индексе — 81–90, 70–80 и менее 70% от должного. Отставание в массе обычно опережает отставание в росте. При хроническом недоедании отмечается синхронная задержка роста и прибавки массы тела.

При отставании физического развития лабораторное обследование, как правило, является малоинформативным, в связи с этим рекомендуется ограничиваться наиболее основными анализами. К ним относятся общеклинические анализы крови, мочи, крови. Важно оценить костный возраст ребенка. Для этого производится рентгенография кистей с захватом л/запястных суставов. Анализируется наличие точек (ядер) окостенения. Костный возраст может соответствовать паспортному, отставать от него или опережать. Благодаря данному исследованию можно выявить семейную низкорослость, при которой костный возраст соответствует паспортному, предположить наличие эндокринных заболеваний или отклонений в питании, что позволяет определить спектр дальнейшего обследования.

Лечение задержки физического развития ребенка

Особенности физического развитияПри постановке диагноза необходимо учитывать анамнез и клинические проявления, а также оценивать взаимоотношения между ребенком и его родителями, что играет не последнюю роль. Для успешного лечения, требуется тщательная оценка особенностей питания ребенка, выявление социальных проблем, экономических трудностей, конфликтных ситуаций в семье. Необходимо способствовать формированию в семье благоприятной атмосферы, составлению правильного рациона питания. При органической задержке физического развития, важную роль играет правильно подобранная терапия основного заболевания. Особенности питания определяется тяжестью задержки физического развития, а также характером основного заболевания.

Госпитализацию проводят в случае выраженной задержки физического развития, при истощении, необходимости обследования, а также когда имеются подозрения неадекватности отношения родителей к своему ребенку. Если причиной задержки является заболевание, в стационаре проводят подбор терапии.

Обратившись в наш СМЦ, вы можете быть уверенными в профессиональной и качественной помощи нашими ведущими специалистами. Свяжитесь с нами, и мы ответим на все ваши вопросы!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector