Предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется у детей с ДЦП со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка.
У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности.
Игровая деятельность
Указанные особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игровой. Эго касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, строительных, музыкальных и других.
В результате обучения детей с ДЦП игровой деятельности отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобрази- тельных и даже ролевых игр. Положительные изменения в игровой деятельности возможны в основном за счет психолого-педагогического сопровождения детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
Изучение состояния игры и се динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре. Кроме того, содержание их игр носит однообразный характер: например, это игры, связанные с лечением, с обучением в школе или на дому, подражательные игры, где ребенок отражает членов семьи и близкое социальное окружение.
Изобразительная деятельность
Особенности сенсорного и моторного развития детей с ДЦП затрудняют формирование изобразительной деятельности, и их рисунки отличаются от рисунков здоровых сверстников как по качеству изображения, так и техники. У подавляющего большинства детей с церебральными параличами в возрасте 4—5 лет графическая деятельность носит доизобразительный характер. Однако, несмотря на хаотичные навязчивые движения, напоминающие движения доизобразительного черкания, дети с гиперкинетической формой ДЦП способны правильно воспроизвести форму предмета [1] .
Недостаточно дифференцированное зрительное восприятие у детей со спастической формой ДЦП является причиной того, что они не всегда четко воспринимают форму предметов и различают близкие геометрические формы — круг и овал, ромб и квадрат и т.д. Поэтому в их рисунках часто имеет место упрощение и искажение формы изображаемых предметов, а также употребление одной формы вместо другой.
Нарушения оптико-пространственного восприятия, свойственные детям с церебральными параличами, выражаются в рисунках неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа.
Особые трудности дети с ДЦП испытывают при передаче величины предметов — они часто изображают все предметы сильно уменьшенными. Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные цвета. В своих рисунках они обычно используют только четыре насыщенных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Именно в эти цвета они окрашивают изображения предметов соответственно их действительному цвету, но без характерных оттенков.
Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др. ) .
Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.
При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:
7. неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;
8. выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
В результате проведенного нами в 2003 году исследования было выявлено, что, продолжительность игры детей с недостатками развития в среднем составляет 10-15 минут. Действия детей носят преимущественно подражательный характер, без подчинения определенному замыслу, логика действий легко нарушается, правила практически отсутствуют, лишь немногие дети опротестовывают нарушение логики событий, ссылаясь на то «что так не бывает». Игровые действия у большинства детей не сопровождаются речью, если же ребенок использует речь, то чаще всего это высказывания фиксирующего характера по поводу выполняемых действий.
Интерес к играм и активность детей проявляются неодинаково. Одни дети предложение поиграть встречают с достаточной заинтересованностью, начинают с увлечением перебирать игрушки, завладев необходимыми, отходят в сторону и приступают к игре, не мешая другим. Действия у всех примерно одинаковы: возят машины, нагружают и разгружают их, строят из кубиков дома, играют с куклами — качают, укладывают спать, причесывают, то есть приближают все действия к бытовым процессам. Игровые действия предельно детализированные, полностью развернутые, все операции выполняются в соответствии с реальными. Предметы-заменители практически не используются. Как правило, эти игры проходят без речевого сопровождения и не бывают продолжительными.
Взаимодействия детей заключаются в обмене игрушками, связаны с выбором места для игры, с удовлетворением отдельных просьб товарища, при этом выраженная потребность в речевом общении отсутствует. Преобладают одиночные игры и игры вдвоем.
Другие дети самостоятельно вообще не начинают играть. Они либо бродят по комнате, подходят к играющим, перебирают игрушки, либо просто сидят отдельно от всех. При попытке взрослого подключить их к играм других детей они остаются наблюдателями, фиксируя действия играющих: «Они машинки катают, в гонку играют», «они дом строят, кирпичи нужны», либо просто манипулируют предметами.
Таким образом, мы видим, что игровая деятельность у детей с ДЦП дошкольного возраста практически не развита, следовательно, возрастное развитие в этот период не исчерпывает своих возможностей, (такие качества и свойства, как воображение, произвольность, традиционно формируемые в игре не получают достаточного развития), поэтому «страдает» подготовленность ребенка к школе.
Поэтому мы предполагаем, что развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ДЦП ведет к формированию произвольного поведения и, следовательно, подготовке ребенка к школьному обучению.
Монография посвящена актуальной и мало изученной проблеме коррекционной педагогики — трудностям формирования изобразительной деятельности (ИЗО) у детей с тяжелой двигательной патологией вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). В работе представлены результаты научного изучения дошкольников с различными формами детского церебрального паралича. В работе представлены данные об особенностях изодеятельности при разных формах церебрального паралича, показаны особенности и трудности детей с тяжелыми двигательными нарушениями, определено содержание коррекционно — развивающей работы. Монография содержит результаты оригинального научного исследования, ориентирована на практику дошкольного образования детей с ДЦП и будет интересна широкому кругу читателей.
Кузнецова Г.В. Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом : монография / Кузнецова Г.В.. — Москва : Логомаг, 2016. — 134 c. — ISBN 978-5-905025-41-9. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/77040.html (дата обращения: 24.03.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Информация о DOI
«Компания «Ай Пи Ар Медиа» является владельцем Хранилища цифровых научных данных и диапазона индексов DOI для регистрации размещаемых в Хранилище объектов и обеспечивает регистрацию DOI по запросу правообладателя на безвозмездной основе.
Регистрация DOI позволяет обеспечить возможность обращаться к объектам, размещенным в Хранилищах, по их постоянному имени. Цифровой объект включается в мировые научные коммуникации и становится видимым для всего мирового сообщества, повышая потенциал цитирования и использования объекта.
Игра является ведущей деятельностью для детей с ДЦП в дошкольном возрасте. Подбирая игровые методики, можно тренировать целенаправленно двигательные, психические и речевые навыки. Увлеченность игрой, положительный эмоциональный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гиперкинезов, содружественных движений. В игре быстрее вырабатываются и закрепляются двигательные стереотипы, необходимые для компенсации нарушений.
Подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4—5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а асимметричные фигуры изображают повернутыми в противоположную сторону. В дальнейшем эти дети могут испытывать трудности при овладении письмом и чтением.
Еще одна особенность изобразительной деятельности детей с церебральным параличом: изображая предмет на пространстве листа, ребенок не соединяет его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот — вне овала, изображающего лицо). В связи с имеющимися у детей нарушениями схемы тела изображение человека у них всегда вызывает большие трудности: иногда выпадают некоторые части тела (туловище, шея и т.п.), в других случаях ребенок не изображает руки или ноги — конечности, наиболее пораженные у него самого; лицо может быть изображено безо рта или носа; части тела иногда неправильно соотнесены между собой.
Недостаточно дифференцированное зрительное восприятие при ДЦП является причиной того, что дети не очень четко воспринимают форму предметов и недостаточно различают близкие формы — круг и овал, ромб и квадрат и т.д. Поэтому в их рисунках часто имеет место упрощение и искажение формы предметов; изображение одной формы вместо другой — рисуют квадрат вместо круга, круг вместо треугольника и т.п.
Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.
Дети испытывают трудности при передаче величины предметов: рисуют их сильно уменьшенными. Больные с гиперкинезами сильно увеличивают изображение, так как им легче рисовать большие формы.
Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные цвета. В своих рисунках они обычно используют только четыре насыщенных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Именно в эти цвета окрашивают они изображения предметов соответственно их действительному цвету, но без характерных оттенков.
Дети, страдающие церебральным параличом, так же, как и их здоровые сверстники, стремятся придать своей изобразительной деятельности сюжетный характер. Но многочисленные недостатки изображений, связанные с качественным своеобразием рисунков больных детей, как правило, не позволяют выразить все элементы задуманного сюжета. Трудности формирования графических способностей у детей с церебральным параличом обусловлены такими причинами, как нарушение моторики, зрительно-моторной координации и нарушение сенсорной сферы.
Школьники младших классов так же, как и дошкольники с ДЦП, испытывают большие трудности в становлении графических навыков. Нередки случаи, когда возможности детей 7—10 лет находятся на уровне доизобразительного черкания. Главная причина трудностей заключается в неумении производить точные согласованные движения, контролировать их силу и скорость. Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук отрицательно сказывается на умении рисовать, на написании цифр и букв. Даже рисуя с образца, школьники нередко допускают неточности в передаче контуров изображаемых фигур, искажают их пропорции, плохо копируют геометрические формы. Подавляющее число ошибок относится к передаче пропорций, формообразующие линии непараллельны, концы отрезков совмещены неточно. Круг, как правило, передается эллипсоидной формой. Эти трудности в основном связаны с нарушением манипуляторной функции и зрительно-моторной координации.
Характерные для детей, страдающих церебральным параличом, нарушения оптико-пространственного восприятия сказываются и в изобразительной деятельности.
Во-первых, это касается умения ориентироваться в пространстве листа бумаги, имеющее большое значение потому, что детям в процессе обучения постоянно приходится выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственные характеристики. Дети затрудняются при определении правой и левой стороны листа. Особую трудность для них представляют задания, содержащие два и более условий, например указание «внизу справа» и т. п. Самое большое число ошибок допускают дети, которые рисуют левой рукой из-за тяжелого поражения правой руки.
Во-вторых, дети с ДЦП плохо ориентируются в пространственных отношениях изображаемых предметов. Они теряют направление рисунка, меняют его на противоположное. Часто изображение располагается с одной стороны листа. При рисовании по образцу или с натуры предметы могут располагаться в зеркальном отражении. Трудности в ориентировке на плоскости листа, недоразвитие ориентировки в пространственном расположении предметов затрудняют обучение рисованию детей с ДЦП.
Школьники с церебральным параличом охотно выполняют сюжетные рисунки на заданную тему. Но если содержание этих рисунков обычно удовлетворительно и свидетельствует о достаточном осмыслении темы, то исполнение, как правило, значительно хуже. Анализ тематических рисунков показывает, что страдает не только композиция рисунка, его размещение на плоскости листа, но и соотношения размеров изображаемых предметов, если их несколько, бывают грубо нарушены. При раскрашивании используется мало оттеночных цветов. Эти недостатки должны преодолеваться в процессе коррекционной работы.
Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги помогает преодолевать возникающие у учащихся при письме трудности различения линеек и строк, письма и чтения слева направо, начертания букв и цифр в определенной последовательности. Не менее важно это и для того, чтобы ориентироваться в чертежах, географических картах, схемах, таблицах. Значение работы по пространственному анализу особенно велико для профессионально-трудовой подготовки больных детским церебральным параличом.
Вопросы для контроля
1. Опишите особенности развития игровой деятельности у ребенка с ДЦП.
2. Раскройте особенности развития продуктивных видов деятельности у ребенка с ДЦП.
Игра – основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Она играет весомую роль для полноценного психического развития. Ввиду своих психофизических особенностей, дети с ДЦП испытывают трудности в игре, особенно в коллективных играх со сверстниками. Многим из них практически недоступны подвижные игры. Двигательные и речевые нарушения, а также личностные особенности (неуверенность, боязливость), затрудняют формирование у них сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельности детей с ДЦП изучала Н.В. Симонова, которая указывала на то, что постепенное поэтапное включение детей в игру со сверстниками позволяет вызвать у них интерес к игровой деятельности и формировать навыки игровых действий. В семейном воспитании дошкольника с ДЦП игра также должна занимать ведущее место.
Разберем особенности организации игр детей с нарушением ОДА в семье. Для того, чтобы игра доставляла ребенку с двигательной недостаточностью удовольствие, родителям необходимо:
- Привлекать внимание детей к различным игрушкам, объясняя и показывая, как можно играть (действовать) с ними.
- Обучать детей манипулировать (действовать) с игрушкой: правильно захватывать, передвигать, бросать (мяч) и т.д.
- Расширять запас представлений об окружающем мире. Рассказывать о значении предметов, замещаемых игрушками.
- Развивать речь детей.
- Формировать у детей навыки общения, воспитывать желание общаться.
- Развивать мышление и другие психические процессы.
При покупке игрушек и организации игр с детьми родителям следует отдавать предпочтение таким играм, которые способствуют коррекции и развитию двигательных и психических возможностей ребенка, а также формированию у него положительных качеств личности и подготовке его к жизни в обществе. Так, для развития зрительного и слухового восприятия актуальными будут такие игры, как «Разрезные картинки», «Ошибки художника», «Найди букву», «Допиши букву», «Угадай, кто позвал», «Подбери картинку к звуку», «Отстукивание ритма», «Дирижер», «Найди общий звук», «Веселая цепочка», «Что изменилось» и др.
Для развития пространственно-временного представления можно использовать такие игры, как– «Угадай, кто кем был и кто кем станет», «Подбери картинки к определенному времени года».
Так же необходимо развивать внимание. В данном аспекте полезны такие игры, как «Запретное слово», «Запретная цифра» и т.д.
Для развития номинативной функции речи и расширения словарного запаса в условиях семьи легко организовывать такие игры, как «Я знаю пять цветов (деревьев, фруктов…)», «Скажи наоборот», «Цепочка слов» и др.
Для развития тактильной и двигательной памяти игры «Замри», «Зеркало», «Танцующие человечки».
Для развития зрительной памяти – «Шапка-невидимка» (вспомнить и назвать предметы, расположенные под шапкой), «Что изменилось», «Подбери пару».
Очень важно, чтобы родители помнили о больших возможностях игры для развития и коррекции двигательных функций детей. Особая роль в этом отводится играм с мячами. В семье должен быть набор мячей, разных по размеру, фактуре и цвету. Большие мячи используются для расслабления (на них можно лечь и раскачиваться, а также катиться с опорой на руках); мячи среднего размера удобно катать друг другу, маленькие – для прокатывания в ворота, попадания в цель. Необходимыми для этих детей являются игры «Конструктор», «Мозаика», крупные пазлы. Для развития координации движений полезным и интересным для детей может стать создание игровых ситуаций: «Пройди над пропастью», «Ходьба по болоту», «Разведчики», в которых пространство движения ограничено (очерчено мелом, размерами ковра). Значительное место среди разнообразных игр, которые можно организовать в домашней обстановке, занимают игры на развитие мелкой моторики. Родителям необходимо знать и владеть комплексами «пальчиковых игр», и регулярно использовать их в занятиях с детьми.
Учитывая тот факт, что большинство детей с нарушением ОДА не посещают дошкольные учреждения, первыми, кто может научить их сюжетно-ролевым играм, являются родители. Организуя такие игры, они обращаются к жизненному опыту ребенка, фиксируя его внимание на том, как в данной жизненной ситуации поступает тот или иной человек (представитель определенной профессии, член семьи, коллектива). Подбирая сюжеты для игр с детьми, родители должны создавать ситуации, которые побуждают ребенка к активности, преодолению препятствий; игры, в которых ребенку отводится роль сильного, смелого, умелого героя; игры, побуждающие его к самостоятельному передвижению. Также такие игры, которые учат ребенка общаться. Например, игры «Путешествие», «Транспорт», «Летчики», «Магазин», «Библиотека», «Детский сад», «Школа» и др.
Организуя игру, родители должны следить за тем, чтобы ребенок длительное время не находился в одной и той же позе, так как это негативно сказывается на двигательных навыках. Для этого необходимо своевременно переключать его из одного игрового действия на другое.
Статья подготовлена АНО «Энергия Движения» в рамках проекта «Привычный ритм». Проект реализуется при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения, в рамках конкурса грантов «Москва-Добрый город».
Среди видов аномального развития детей с ДЦП чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. При инфантилизме психическое развитие характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. Выделяют простой психический инфантилизм. К нему относят также гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, но преимущественно в эмоционально-волевой. Также существуют осложненные формы, например органический инфантилизм
Особенности в развитии и формировании эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП могут быть связаны как с биологическими факторами, так и с социальными условиями. Степень нарушения двигательных функций не определяет степени нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности детей с ДЦП. Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Более многочисленная их группа, напротив, отличается вялостью, массивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Многим детям свойственна повышенная впечатлительность, они болезненно реагируют на тон голоса и нейтральные вопросы и предложения, отмечают малейшее изменение в настроении близких. Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: спят беспокойно, со страшными сновидениями. Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП.
Важно, чтобы ребенок начал осознавать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к болезни и своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям и воспитателям.
Патохарактерологическое формирование личности отмечается у большинства детей с ДЦП. Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени в результате воспитания по типу гиперопеки. ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций, а заболевание, характеризующееся нарушением психического развития в целом.
1.Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
2.Предметная деятельность дошкольников с ДЦП.
3.Трудовая деятельность дошкольников с ДЦП.
Самообслуживание дошкольников с ДЦП.
Вопросы для коллективного обсуждения
1.Особенности игровой деятельности дошкольников с ДЦП.
2.Особенности трудовой деятельности дошкольников с ДЦП.
3.Особенности изобразительной деятельности дошкольников с ДЦП
Задания для самостоятельной работы
1.Составить схему «Особенности деятельности дошкольников с ДЦП».
2.Подготовить презентации «Коррекция деятельности дошкольников с ДЦП» (вид деятельности на выбор студента).
1. Детский церебральный паралич : Хрестоматия : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук ; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. — СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманит. исслед, 2003 (ГП Техн. кн.). — 519 с.
2. Коноваленко, С. В. Детский церебральный паралич. Конструктивная деятельность детей / С. В. Коноваленко. — Москва : Книголюб, 2007. — 80 с.
3. Левченко, И.Ю. Детский церебральный паралич: коррекционно-развивающая работа с дошкольниками / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. — Москва : Книголюб, 2008. — 175 с .
4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб, 2003.
5. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. — М., 2003.
6. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. — СПб., 2003.
7. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2009. — 560 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). — ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]
8. Усанова О. Н.Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. — СПб. : Питер, 2006. — 400 с. : ил. — (Учебное пособие). — ISBN 5-469-00669-7 [Гриф УМО]
9. Устинова, Е.В. Детский церебральный паралич. Психологическая помощь дошкольникам / Е. В. Устинова. — Москва : Книголюб, 2007. — 120 с.
10. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031900 — "Спец. психология" / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 367 с .
1. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям ВПО 030301 — "Психология", 030302 — "Клиническая психология" и по направлению подготовки ВПО 030300 — "Психология" / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва : Трикста : Акад. Проект, 2011. — 302 с.
2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
3. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 — основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. — СПб. : Питер, 2006. — 304 с. : ил. — (Учебное пособие). — ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]
4. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
5. Специальная психология [Текст] : учебно-методическое пособие : для студентов по направлению "Психолог, преподаватель психологии" / Т. А. Болдырева, Л. В. Тхоржевская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Оренбургский гос. ун-т. — Москва : Перо, 2011. — 166 с.
6. Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005.
7. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб, М., 2001.
Психологические особенности детей дошкольного возраста с ДЦП
Появление в семье особенного ребёнка требует от родителей особого внимания и терпения. С ребёнком страдающим ДЦП необходимы дополнительные занятия и очень много выдержки, так как таких детей практически нельзя ругать в силу неустойчивости их психики. Проблемный ребёнок должен быть отдан в специальное дошкольное заведение, где опытные педагоги и психологи помогут в его воспитании и развитии.
Дети с ДЦП имеют серьёзные проблемы в психологическом развитии и нуждаются в особом коррекционном воспитании. Наиболее часто встречающимися я являются отклонения в познавательной сфере.
По мнению Т.А. Власовой для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.
Результатами многолетних исследований подтверждено, что у детей страдающих ДЦП имеются трудности пространственного анализа и синтеза, а также нарушения схемы тела, трудности словесного отражения пространственных отношений. Без организованного специального обучения дети с ДЦП не могут усвоить отдельные признаки формы и величины предметов. Сравнительные исследования особенностей осязательного и зрительного восприятия у дошкольников с церебральным параличом показали, что в основе нарушений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга.
Отдельно необходимо отметить нарушения тактильной чувствительности под которой подразумевается то, что чувствует человек при прикосновении к предметам. Другими словами тактильная чувствительность – это ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических стимулов.
Отсутствие или слаборазвитая тактильная чувствительность у детей с ДЦП препятствует становлению предметных действий, что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.
У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности.
Отдельно рекомендуется выделить тот факт, что у детей с ДЦП наблюдается, с одной стороны, выраженная гетерохронность в развитии психических функций, с другой стороны, – их автономность. Причем, чем больше выражена автономность психических функций, тем ниже динамика психического развития ребёнка.
Кроме того дети с ДЦП проявляют повышенную агрессивность и невосприимчивость к окружающей их действительности. Дети дошкольного возраста, страдающие ДЦП нуждаются в участии психолога процессе воспитания и развития с самого раннего возраста.
Особенности коррекционной работы с детьми с ДЦП в ДОУ
В настоящее время в ДОУ приняты базовые направления для воспитательно-коррекционной работы с детьми с ДЦП. Кним относится следующее:
- развитие игровой деятельности;
- развитие познавательной деятельности;
- становление речи и речевых навыков;
- развитие навыков по самообслуживанию и личной гигиене;
- формирование элементарных математических представлений;
- подготовка к школе.
Все дошкольные заведения для детей с ДЦП действуют в соответствии с государственными стандартами и их деятельность строго регламентирована. В ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией – необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение.
В ДОУ работа строится по двум направлениям:
- коррекционно-развивающая;
- коррекционно-реабилитационная работа.
Система обучения и воспитания детей с ДЦП действует с опорой на следующие принципы:
- Принцип компетентности. Вся работа с ребёнком должна проводиться профессионально грамотно.
- Принцип взаимосвязи в работе специалистов. Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы.
- Принцип взаимодействия с родителями. Родители являются полноправными участниками реабилитационного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое медицинское, психологическое и педагогическое воздействие оказывается на ребёнка в учреждении.
- Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.
- Принцип ежедневного учёта психофизического состояния ребёнка при определении объёма и характера проводимых с ним занятий.
- Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции для успешной социальной адаптации и интеграции и т.д.
1.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.- 231с.
2.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: «Академия», 2011. – 192 с.
Среди видов аномального развития детей с ДЦП чаще всего встречаются задержки развития по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. При инфантилизме психическое развитие характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. Выделяют простой психический инфантилизм. К нему относят также гармонический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребенка, но преимущественно в эмоционально-волевой. Также существуют осложненные формы, например органический инфантилизм. Особенности в развитии и формировании эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП могут быть связаны как с биологическими факторами, так и с социальными условиями. Степень нарушения двигательных функций не определяет степени нарушения эмоционально-волевой и других сфер личности детей с ДЦП.
Эмоционально-волевые нарушения и нарушения поведения у детей с ДЦП проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Более многочисленная их группа, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Многим детям свойственна повышенная впечатлительность, они болезненно реагируют на тон голоса и нейтральные вопросы и предложения, отмечают малейшее изменение в настроении близких. Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: спят беспокойно, со страшными сновидениями. Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Важно, чтобы ребенок начал осознавать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к болезни и своим возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям и воспитателям. Патохарактерологическое формирование личности отмечается у большинства детей с ДЦП. Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени в результате воспитания по типу гиперопеки.
ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций, а заболевание, характеризующееся нарушением психического развития в целом.
Читайте еще:
Данные приемы в состоянии быть официальными и неофициальными. Домашние приемы проводят в более узком кругу. Здесь допустимо опустить некоторые основные правила для официальных приемов. Надо только заметить, что при ужине и обеде на домашних приемах приглашают к столу через 30 мин. Опоздавших.
Мы решительно заявляем, что никогда не причисляли Леонардо к невротикам или, по неудачному выражению, к «нервнобольным». Кто недоволен, что мы вообще отваживаемся применять к нему взгляды, почерпнутые из патологии, тот еще крепко держится за предрассудки, от которых мы уже успели отказаться. Мы.
Рецепт 2. Хорошая трансовая метафора со сдвигом линии времени и изменением восприятия реальности через мета-раскрутку по Дилтсу. (Если ты нам объяснишь, что мы тут написали, – ты умница.)
Помимо угадывания мыслей, составляющими зрелого обмана являются еще две ключевые умственные способности. Одна из них — то, что психологи называют «исполнительной функцией», то есть речь идет о ступени интеллектуального развития, включающей в себя обдумывание дальнейших шагов, составление.
Сосредоточьтесь на том, что вы любите в своей жизни, и на тех, кто вокруг вас. Это сделает ваше сердце здоровее. Я видел много пациентов, которые говорили: «Я пессимист, зато никогда не разочаровываюсь». Мой ответ такой: «Вы никогда не разочаруетесь, но, вероятно, умрете раньше положенного».
Недавно журнал «Здоровье» опубликовал фрагмент одной из моих научно-популярных книжек. Хотя и фрагмент был выбран не самый удачный, и стиль его в процессе редактирования изменился не в лучшую сторону, сам факт публикации не мог автора не порадовать. Особенно приятно, что наблюдениям психолога.
Классическое обусловливание объясняет многие знакомые действия. Скажем, нежные чувства, которые молодой человек испытывает, когда чувствует запах духов своей подруги, могут представлять собой условный рефлекс. Сначала духи могли не оказывать на него никакого эмоционального воздействия, но.
Удовлетворение приходит, когда вы стремитесь к достижению чего–то значимого и ценного для вас. Из–за чего вы можете без внутреннего сопротивления встать ранним утром? Что придает вам жизненные силы? Откуда берется ощущение, что вы нужны, и у вас есть, что дать людям? Найдите достойное применение.
– Большинство женщин чувствуют, что у них должны быть какие-то отношения, потому вступают в такие отношения с любым более-менее подходящим мужчиной, который окажется поблизости на тот момент, и совсем необязательно, что то будет самый подходящий для них мужчина. Было бы лучше, если бы они.
Из всего сказанного следует важный вывод: если вы испытываете какое-либо затруднение в делах, то вам следует определить — откуда это затруднение взялось — из внешнего окружения, от того, что вы не ведете себя так, как нужно, либо не знаете — как именно нужно себя вести. А, может быть, вы не.
Рассмотрим чрезвычайно важный феномен, который Халл назвал иерархией семейства привычек. Дело в том, что животное или человек обычно оказываются в конкретной ситуации, «держа наготове» определенный набор реакций, которые в прошлом использовались в аналогичных случаях. Взаимоотношения между этими.
Помните о том, что, завязывая беседу с незнакомым человеком, вы можете пользоваться чем-нибудь для привлечения внимания собеседника. Если у вас с собой ничего такого нет, вам придется придумать что-нибудь для начала разговора. Лучше всего задать какой-нибудь вопрос — такой, чтобы на него нельзя.
Признаки ДЦП обнаруживаются с рождения, поэтому уже в первые недели жизни нарушается весь ход психического развития ребёнка, в частности, замедляется и искажается процесс формирования его речи. В дальнейшем в большинстве случаев (до 76%) возникают тяжёлые речевые нарушения – дизартрия, анартрия.
Для детей с церебральным параличом характерны различные нарушения познавательной и речевой деятельности. Для формирования познавательной и предметно-практической деятельности важное значение имеет согласованность движений руки и глаза. У детей с церебральным параличом в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз, согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно, поэтому дети оказываются не в состоянии следить глазами за своими движениями, что препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию манипулятивной деятельности, конструирования и рисования, а в дальнейшем тормозит формирование учебных навыков (чтения, письма) и познавательной деятельности.
У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела.
Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.
Наблюдаются соматические нарушения: пороки сердца, пороки лёгких, изменение со стороны эндокринной системы и др.
Чтобы у ребенка сформировалась адекватная оценка к себе и к миру, родителям и близким необходимо отказаться от излишней опеки по отношению к нему. От того, как воспринимает ребенка семья – как инвалида, не способного добиться в жизни успеха, либо как человека, пусть в чем-то не похожего на окружающих, но занимающего активную жизненную позицию, – и будет зависеть сила волевых качеств ребенка.
Дети с церебральным параличом – это дети с множественными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства.
Если в процессе занятий с ребенком вы заметили, что он утомлен – стал раздражителен, агрессивен, или, напротив, излишне замкнут – не стоит пытаться продолжить работу. Для того, чтобы работа с ребенком оказалась плодотворной, он сам в первую очередь должен быть заинтересован в ней. Лучше сделайте перерыв, предложите ему во что-нибудь поиграть, или же просто оставьте его одного ненадолго. Вполне вероятно, что через какое-то время малыш восстановит энергию, и вы сможете продолжить занятия с новыми силами.
Нарушение формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры. Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, музыкальных, а также конструктивной и изобразительной деятельности. Однако полноценное освоение ребенком всего спектра игр является чрезвычайно важным условием для нормального развития личности, формирования познавательных психических процессов, коммуникативных навыков, развития других видов деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Особенности игровой деятельности детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата»
Особенности игровой деятельности детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата
Нарушение формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры. Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, музыкальных, а также конструктивной и изобразительной деятельности. Однако полноценное освоение ребенком всего спектра игр является чрезвычайно важным условием для нормального развития личности, формирования познавательных психических процессов, коммуникативных навыков, развития других видов деятельности.
Как показали исследования, по уровню сформированности игровой деятельности группа детей с ДЦП не является однородной. Многие дети со спастическими параличами не умеют играть в сюжетные, ролевые и другие сложные игры. Иногда полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, хотя в двигательном отношении больные могли бы свободно пользоваться руками и могли бы брать игрушки и манипулировать ими еще в раннем возрасте.
Динамику развития игровой деятельности у дошкольников с ДЦП изучала Н.В.Симонова. В ее исследовании состояние и динамика развития игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) оценивались по следующим параметрам: наличие мотива, замысла, сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли, овладение приемами реализации игрового действия, планирование, регулирование и соподчинение действий по ходу игры. Результаты исследования показали следующее.
Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 4-5 лет (1-й год обучения) на момент их поступления в дошкольное учреждение носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий. На этом этапе сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом».
Таким образом, изучение состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но вместе с тем игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии нельзя отождествлять. У детей с ДЦП обнаруживается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.
«Особенности формирования мыслительной деятельности у детей с ДЦП».
ГЛАВА 1. Характеристика ДЦП и физиологические основы нарушения высших психических функций при ДЦП
1.1 Детский церебральный паралич. Основные понятия…………………..4-8
1.2. Психолого — педагогическая характеристика детей с ДЦП……………8-13
ГЛАВА 2. Характеристика особенностей мыслительной деятельности детей с различными формами детского церебрального паралича.
2.1 Понятие мышления в общей и специальной психологии …………………………………………………………………………………14-16
2.2 Характеристика особенностей мыслительной деятельности детей с различными формами детского церебрального паралича………………. 17-21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 23
Мыслительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка-дошкольника. В процессе мышления ребёнок познаёт окружающий мир, прослеживает логические связи между предметами, может судить об их свойствах и состояниях. Занятия по развитию мышления активизируют у ребёнка новые виды деятельности, что способствует в будущем успешному школьному обучению.
Проблема развития мышления в условиях патологии развития является предметом изучения специальной психологии и коррекционной педагогики на протяжении всего периода развития данных областей научного знания. К настоящему времени накоплен значительный объем информации, раскрывающий специфику развития мышления при нарушениях интеллекта, слуха, зрения.
Количество детей, рождающихся с ДЦП, значительно увеличивается. Это заболевание занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю.
Цель исследования – дать характеристику понятию «мышления», раскрыть формы и виды мышления и мыслительных процессов у ребенка с различными формами ДЦП.
Проанализировать современную психолого-педагогическую литературу о детском церебральном параличе, а так же провести обзор основных теорий возникновения детского церебрального паралича, классификации детского церебрального паралича;
Дать характеристику ДЦП и физиологические основы нарушения высших психических функций при ДЦП.
ГЛАВА 1. Характеристика ДЦП и физиологические основы нарушения высших психических функций при ДЦП . ………………………..
1.1 Детский церебральный паралич: основные понятия.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — тяжелое заболевание, связанное с повреждением центральной нервной системы, в большинстве случаев, вызванное патологическими родами и ослаблением организма женщины в дородовом периоде, также сказывается неблагоприятное влияние окружающей среды и наследственность. Одним из главных признаков ДЦП является нарушение двигательной способности, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями других анализаторных систем.
Детский церебральный паралич отличается большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести психических и двигательных нарушений, причин, вызвавших заболевание. Выделяют пять форм детского церебрального паралича:
Монография посвящена актуальной и мало изученной проблеме коррекционной педагогики – трудностям формирования изобразительной деятельности (ИЗО) у детей с тяжелой двигательной патологией вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). В работе представлены результаты научного изучения дошкольников с различными формами детского церебрального паралича. В работе представлены данные об особенностях изо-деятельности при разных формах церебрального паралича, показаны особенности и трудности детей с тяжелыми двигательными нарушениями, определено содержание коррекционно – развивающей работы. Монография содержит результаты оригинального научного исследования, ориентирована на практику дошкольного образования детей с ДЦП и будет интересна широкому кругу читателей.
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения и формирования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно действуют на формирование игры, речи, а в целом — помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
В последнее время изобразительная деятельность все больше привлекает к себе внимание специалистов — исследователей особенностей развития дошкольников, как нормально развивающихся, так и имеющих проблемы в развитии.
Особенности изобразительной деятельности детей с нарушениями развития описали такие авторы, как И.А. Грошенков, О.П. Гаврилушкина, С.А. Болдырева, Е.А. Екжанова, М.Ю. Pay, А.А. Венгер и другие.
Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника. В связи с этим следует отметить, что ценность изучения особенностей изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья заключается не только в констатации факта нарушений, но и в определении возможности адекватных методов коррекции средствами изобразительной деятельности того или иного конкретного нарушения.
Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети с различными формами детского церебрального паралича (ДЦП) — от 2-х до 5-ти, а в ряде регионов — до 9-ти больных на 1000 человек детского населения. Среди больных ДЦП имеются дети с легкой степенью нарушений, средней и тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.
Детский церебральный паралич характеризуется комплексом основных нарушений: двигательными, речевыми и познавательными. (В систему основных нарушений при этом входят нарушения двигательной, психической и речевой сфер). Многообразие клинических проявлений, вызванных ранним поражением центральной нервной системы, обуславливает своеобразие познавательной деятельности, которая характеризуется, прежде всего, неравномерностью развития отдельных психических функций.
В последние два десятилетия внимание к данной категории детей со стороны органов здравоохранения и органов образования значительно усилилось. Свидетельством этого является не только расширение системы специальных учреждений для детей с ДЦП как дошкольного, так и школьного возраста, но и создание новых методов обследования и коррекции на основе углубленного научно-практического изучения особенностей двигательного и психического развития.
Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с ДЦП (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И., Левченко И.Ю., Архипова Е.Ф., Приходько О.Г., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления познавательной деятельности, указывают на трудности формирования изобразительной деятельности и, в частности, графических навыков у детей с ДЦП. Вместе с тем специалисты подчеркивают, что овладение графическими навыками и умениями детьми дошкольного и младшего школьного возраста способствует не только успешному освоению изобразительной деятельности, но и другими видами деятельности и их интеллектуальному развитию (Сакулина Н.П., Игнатьев Е.И., Комарова Т.С., Кузин B.C., Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М., Унковский А.А., Шорохов Е.В. и другие).
Существуют отдельные работы (Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В.), предлагающие некоторые приемы развития графических навыков у детей с ДЦП, однако какая-либо система, направленная на формирование изобразительной деятельности у этих детей до сегодняшнего дня отсутствует, хотя в этой области накоплен интересный эмпирический материал. Кроме того, у этой категории детей изобразительная деятельность рассматривалась лишь в связи с задачами коррекции моторного развития.
Данные по изучению особенностей формирования и коррекции изобразительной деятельности у детей с ДЦП в доступной нам литературе практически отсутствуют. Это препятствует организации коррекционной работы в пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей в школе, в частности, овладение письмом, изобразительной деятельностью как школьными предметами.
В данной работе представлены результаты изучения и формирования изобразительной деятельности старших дошкольников с ДЦП. В основу экспериментальной работы были положены следующие концептуальные положения:
• Изобразительная деятельность является одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
• Дети, с церебральными параличами, имеют множественные нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы в связи с заболеванием которые отчетливо проявляются в их изобразительной деятельности. При этом клинические особенности обуславливают специфичность нарушений. Занятия изобразительной деятельностью способствуют не только формированию этой деятельности, но и наиболее успешному овладению письмом в дальнейшем.
• В связи с многообразными проявлениями нарушений, зависящих от особенностей заболевания, необходим дифференцированный подход к обучению таких детей изобразительной деятельности.
• Для повышения эффективности коррекционных мероприятий необходимо разработать систему занятий, упражнений и специальных приемов при обучении изобразительной деятельности детей с нарушениями движений руки, что впоследствии положительно отразится и на их рисовании и на формировании школьных навыков.
Автор выражает сердечную благодарность за ценные советы и рекомендации в ходе написания монографии доктору психологических наук, профессору Левченко Ирине Юрьевне; за поддержку и возможность продолжать научную деятельность доктору педагогических наук профессору Приходько Оксане Георгиевне.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В настоящее время существуют специальные (коррекционных) образовательные учреждения, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
В эту субботу, 26 марта, на фестивале выступят танцевальные, вокальные и театральные коллективы города с участием детей и подростков, у которых расстройство аутистического спектра, синдром Дауна, ДЦП и другие особенности. Фестиваль состоится в концертном зале Кубанского государственного технологического университета по ул. Красной,135 в 16:00. Посетить его может любой желающий бесплатно.
— Мы не впервые устраиваем подобное мероприятие. Такие события всегда имеют хороший отклик у зрителей. Наше общество становится добрее и толерантнее, а мы с коллегами рады, что помогает этого добиться, — поделилась руководитель благотворительной организации Дана Руднева.
Организатор фестиваля — благотворительная организация на протяжении уже нескольких лет развивает инклюзию в Краснодаре и реализует программы развития горожан при поддержке администрации Краснодарского края и партнеров, которыми выступают: общественная организация , благотворительный фонд «Поколение», АНО «Лестница», компания «Ростелеком».
В рамках фестиваля пройдет необычная интерактивная — гости вместе с участниками сделают облако, заполненное бабочками. Несколько месяцев жители Краснодара участвовали в и создавали керамические бабочки. Каждая — неповторима, потому что краснодарцы делали их без эскизов, по собственному дизайну.
— Мы покажем, что у искусства нет языка, национальности и социального положения. Что красоту может создать и понять каждый из нас, — добавила Дана Руднева.
Напомним, что в Краснодаре открылся новый центр дневной занятости для детей и подростков с синдромом Дауна. Открытие состоялось 21 марта в Международный день человека с синдромом Дауна.
«У вашего ребёнка ДЦП», – произносит доктор, и мир родителей малыша в одночасье теряет свои краски…
Бесконечные изнуряющие походы по больницам, дорогостоящие лекарства, специализированные учреждения для восстановления опорно-двигательного аппарата… Родители, желая помочь своему чаду, стремятся отыскать как можно больше информации, которая бы помогла в решении многих вопросов.
Как протекает болезнь? Как она лечится и какие меры предпринять, чтобы не навредить ребёнку? — такими вопросами чаще всего задаются взрослые. Но есть еще специфические вопросы, исходящие непосредственно из интересов самого ребенка. Прежде всего следует обратить внимание на особенности развития и формирования личностных качеств у этих детей. Здесь все значимо: и характер самого заболевания, и окружение малыша, отношение к нему близких, друзей, преподавателей.
Детский церебральный паралич может создать проблемы с речью ребёнка, с его возможностью ходить или даже правильно держать ложку. Диагноз подчас сказывается на способности адекватно мыслить. Все эти особенности отличаются от особенностей развития обычного здорового ребенка.
Дети с ДЦП имеют свои особенности. Одни испытывают чувство усталости, повышенное необъяснимое беспокойство и раздражительность, легко поддаются критике и внушению со стороны окружающих и порой неспособны совладать с собой, часто подвергаются перепадам настроения – будучи весёлыми, вдруг, ни с того ни с сего, становятся агрессивными и капризными.
Некоторые детишки застенчивы и пассивны. Им свойственны различного рода страхи, неспособность сразу среагировать на какую-либо возникшую неординарную ситуацию, случившуюся в жизни. Им тяжело даётся адаптация в малознакомом обществе, что может привести к замкнутости и закрытости, выйти из которых в одиночку, без помощи взрослых, у ребёнка едва ли получится.
Чтобы малыш вырос более самостоятельным, не зацикленным на своих проблемах, следует с самого начала внушить ему уважение к себе самому, как к личности, а не жалость. Очень важно окружающим проявлять терпение и не торопить ребёнка, когда он одевается или же собирает игрушки, поскольку времени на совершение каких-либо действий ему может понадобиться больше, чем взрослому.
Ребёнок близко к сердцу принимает настроение окружающих. Поэтому не стоит родителям слишком уходить в болезнь своего чада, чрезмерно его опекать и баловать. Подобное поведение старших может позволить считать малышу данный способ удобным и ни к чему не обязывающим. Вот поэтому необходимо развить у малыша умеренную самооценку, в чём-то поощряя его личностные качества и действия. К тому же важно, чтобы в своих родителях ребёнок видел пример жизнерадостности, а не чрезмерной усталости. Тогда, имея перед глазами пример жизнелюбия, ему тоже захочется быть выносливее и счастливее.
Ребенку с детским церебральным параличом нужна помощь. Год назад Артему поставили этот диагноз, с тех пор родители постоянно борются за здоровье сына. Чтобы мальчика было проще возить в больницу и на прогулку требуется специальная инвалидная коляска. Ее цена больше трехсот тысяч рублей. У родителей на эту дорогую и необходимую покупку нет денег. Сегодня мы объявляем о начале сбора средств для Артема.
В свои 5 лет Артем Журавлев весит всего 9 килограммов, рост ребенка — 86 сантиметров. У мальчика — детский церебральный паралич и спастика. Он не говорит, плохо фиксирует взгляд, не сидит и не ходит. Для ухода за Артемом — нужна специализированная коляска.
Коляска, которую семье предложил фонд социального страхования — не подходит Артему, она большая, тяжелая и неудобная. К тому же не фиксирует ребенка, а это необходимо, так как мышцы Аретма — сильно сведены спастикой, часто бывают судороги.
Состояние Артема остается тяжелым. Ему необходима инвалидная коляска для детей с ДЦП «Кимба», размер 1. Стоимость такой модели почти 327 тысяч рублей — сумма для семьи не подъемная. Часть денег уже собрана, не хватает 29 тысяч. Помочь Артему могут телезрители ГТРК «Иртыш». Достаточно отправить смс со словом «Дети» на короткий номер 5542, Стоимость одного сообщения 75 рублей. Владельцы айфонов и телефонов на платформе андроид теперь могут перевести пожертвование через мобильное приложение. Другие способы помощи — на сайте Русфонда.